Общество 
1.11.2014

Ринат Абдуллин: «Справится ли Россия с накатившими трудностями? В ближайшей перспективе, наверное, нет»

Если мы живем в одном государстве, то условия для развития субъектов федерации должны быть одинаковы

Что в ближайшее время будет с рублем? Как лучше всего хранить свои сбережения? Почему банки поднимают проценты по вкладам? Председатель правления банка ЗАО АКБ «Кара Алтын» Ринат Абдуллин в статье, написанной специально для газеты «БИЗНЕС Online», отвечает на эти вопросы и размышляет, в чем у наших крупных предпринимателей наблюдается рецидив арабских шейхов и почему в ближайшее время не стоит ожидать роста отечественной экономики.

БАНКИ НЕ ЛЮБЯТ ПАНИКЕРОВ

Сегодня в России многие банки поднимают ставки по вкладам. Для меня существенно не то, что «многие», потому что у нас в стране около 800 - 900 банков. Самое главное, что ставки подняли государственные банки, в первую очередь Сбербанк, а это 50% всей банковской системы страны. Ставки поднимает Внешторгбанк, ВТБ, другие, где доля государства среди участников и акционеров этих банков определяющая. Увеличение ставок по вкладам — мера вынужденная, поскольку позиции рубля сегодня ослабевают.

Ставки поднимают не только по рублевым вкладам, но и по валютным, потому что есть риск оттока валюты из банков. Такое уже было сравнительно недавно, и банки вынуждены были принимать меры, чтобы предотвратить отток средств со своих счетов и не потерять ликвидность. Для многих финансовых учреждений вклады являются определяющей ресурсной базой. Снижение рубля в любой момент может перерасти в панику у населения. Поднятие ставок — это защитная мера, отражающая текущую экономическую ситуацию. И это абсолютно верная мера.

Причины ослабления рубля тоже очевидны. Это слабость российской экономики. Некоторые экономисты утверждали, что если у нас есть нефть, значит, мы сможем на вырученные от ее продажи деньги купить то, что сами не производим. Но время показало, что это не совсем правильная стратегия. Такая же логика первоначально была и у арабских стран, когда они получили очень большие деньги за нефть и не знали, как ими распоряжаться. Эти страны не имели развитой промышленной базы. Чтобы ее создать — требуется время, поскольку необходимо было создать инфраструктуру, нанять и подготовить специалистов. Поначалу огромные средства, поступающие от продажи нефти, стали вкладываться в покупку роскошных домов в Европе, попытки покупки каких-то предприятий за пределами страны. Не всегда эти сделки были оптимальными. Сейчас от такой политики арабские нефтедобывающие страны во многом отошли.

Посмотрите, сколько Арабские Эмираты вкладывают в собственную инфраструктуру! Это не только отели, но и развитие современных отраслей, торговля и многое другое. Они смогли вовремя остановиться и переориентировать свою экономику. А у нас сейчас получается как бы рецидив арабских шейхов. Кто покупает самую дорогую недвижимость в Лондоне? Российские предприниматели и олигархи. Кто тратит деньги за границей? Это же ненормально. Отток капитала из страны составляет десятки миллиардов долларов.

В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ РУБЛЬ БУДЕТ СЛАБЕТЬ

Нам нужно развивать собственное производство. В первую очередь импортозамещение. Сегодня мы сильно зависим от импорта. Есть некоторые крупные предприятия, которые на 99% используют отечественные компоненты, а 1%, без которого они не смогут работать, завозится из-за рубежа. Перекрытие поставки этого компонента может привести к остановке производства. Подобное в России встречается. Это уже безопасность страны.

И эти проблемы как снежный ком. Слабость экономики дает слабость рубля. В дополнение к этому фактору надо отметить и геополитическую ситуацию. Это присоединение Крыма, поддержка Юго-Востока Украины. Соответственно, конфронтация с западными странами по этому вопросу, санкции, попытки снизить цену на нефть, предпринимаемые некоторыми странами. Все это также влияет на снижение курса рубля.

Справится ли Россия с накатившими трудностями? В ближайшей перспективе, наверное, нет. Потому что перестройка экономики — это не такой быстрый процесс, чтобы можно было быстро уйти от импортозамещения. Это коснулось и стратегических направлений. Посмотрите на вооружение. Оборонные предприятия достаточно серьезно были завязаны на поставки комплектующих из Украины. Теперь аналогичное производство нужно создавать у себя. Быстро это сделать не получится, но это все равно придется делать. Поэтому в ближайшей перспективе мы все же и дальше будем наблюдать ослабление рубля. Степень его ослабления будет зависеть от многих факторов, в том числе и от развития политической ситуации, а также насколько население не будет подвержено панике.

Что делать гражданам в непростой экономической обстановке? Диверсифицировать свои накопления. Я бы не советовал увлекаться валютой. Валютные риски при той ситуации, которая существует на международном рынке, в долгосрочной перспективе могут быть велики. Доллар через какое-то время, скорее всего, начнет ослабевать, юань становится реальной валютой международных расчетов. Это тоже нужно понимать. Если вы живете в России, то обязательно нужно иметь сбережения в рублях. Никто не застрахован от такой же ситуации, как это случилось на Украине. Во время экономического кризиса банкам запретили выдавать валюту с валютных вкладов. Средства можно было получить только в гривнах по заниженному официальному курсу. Не хотелось бы верить, что Россию это коснется, будем надеяться что наша страна справится со всеми вызовами. Нужно таким образом вкладывать в накопления, чтобы ими всегда можно было воспользоваться. Универсальных рецептов, к сожалению, нет. Все зависит от текущей конъюнктуры.

МЫ НЕ МОЖЕМ ИДТИ НАПРЯМУЮ К ЦЕЛИ, ДВИЖЕМСЯ ЗИГЗАГАМИ

Россию почему-то часто бросает из одной крайности в другую. Все-таки надо как-то определять ориентир, а потом приближаться к нему не зигзагообразно, а уверенно по прямому пути. Мы часто бесспорностью политических лозунгов отбрасываем некоторые важные моменты, которые помогали бы нашей стране двигаться в нужном направлении. Плюс ко всему часто отступаем от выбранного пути. Взять тот же свободный рынок, который должен обеспечить нам безбедное существование. Невидимая рука рынка должна была разрешить все наши проблемы. Сегодня у нас есть свободный рынок, но с вкрапленными российскими традициями. В итоге мы не можем достичь даже того уровня производительности труда, который был в Советском Союзе.

Сейчас власти опять впали в крайность. Государственное регулирование во многих отраслях стало преобладать. Взять ту же банковскую отрасль, она практически принадлежит государству. Если сравнивать по количеству операций и объему контролируемого государством капитала. И это опять риски. Невозвратные кредиты, идет накачка уставных капиталов банков за счет государства...

Скажем, тот же Китай более последователен в своих действиях. Он провозгласил рыночную экономику и постепенно отпускает государственные рычаги управления в тех отраслях, которые не влияют на целостность или на безопасность страны в целом. У нас чуть не дошло до ситуации, когда даже некоторые стратегические предприятия оказались в частных руках при этом нередко с иностранным капиталом.

ТАТАРСТАНУ ВВЕЛИ ГРАНИЦЫ ДЛЯ МИГРАНТОВ

Ситуация в банковской системе полностью зависит от экономической ситуации в стране. Все взаимосвязано. В стране есть денежные средства, есть возможность для развития в экономике. Обстановка не критическая, и я бы не сказал, что сегодня у нас в стране полноценный экономический кризис. Да, есть определенные сложности, но с ними можно работать на уровне государственного макроэкономического управления. Немного изменить парадигму, которая была изначально в связи с введением рыночных процессов. В начале 90-х в России государство отказалось от регулирования экономики, потом государство опомнилось, взяло некоторые направления под контроль. Сейчас в некоторых сферах этот контроль явно излишен.

Сегодня делаются попытки создать фонд для стимулирования промышленности. Но никто не застрахован от появления коррупционной составляющей, и сложно предугадать, насколько эффективно будут потрачены эти средства, сможет ли наш государственный аппарат сделать так, чтобы это было действительно на пользу экономике.

Несмотря на то, что Россия создает унитарное государство, сейчас идет дифференциация подходов к территории. В 2014 году федеральные власти не планировали выделить Татарстану квоту на привлечение рабочей силы из-за границы. Хотя в условиях демографического спада и отсутствия некоторых специалистов, я не говорю про инженерно-технических профессионалов, ситуация на рынке труда достаточно сложная. Квот нет, возместить специалистами из других стран вакантные места невозможно.

Эти барьеры между регионами, мне кажется, нужно снимать. Когда одним разрешается приглашать рабочую силу из-за границы, другим в этом праве отказывают. Если в стране провозглашается единая политика, она должна быть одинаковой для всех. Искусственное торможение региона неприемлемо. Наоборот, нужно поддерживать самых сильных, чтобы остальные подтянулись. Да, есть угроза неравномерного развития Российской Федерации, но лучше уж не тормозить искусственно то, что хорошо развивается. Это все равно единая «копилка», раз мы живем в одной стране.

Ринат Абдуллин

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (29) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • raf
    1.11.2014 13:26

    Ринат Абдуллин: «Справится ли Россия с накатившими трудностями? В ближайшей перспективе, наверное, нет»Справится,если восстановить Советскую власть.Чем быстрее,тем лучше.Нужна Диктатура Пролетариата.А не компрадорской буржуазии.

    • Анонимно
      1.11.2014 13:52

      В 21 веке нет и не будет пролетариата.

    • Анонимно
      1.11.2014 14:34

      Надо же как могут заморочить голову на рабфаке... На всю оставшуюся жизнь!

      • Анонимно
        1.11.2014 15:34

        Да, Гвозди бы делать из этих людей, Крепче б не было в мире гвоздей. К счастью, мы уже отходим от такого крепежа в строительстве общества. Другие методы пошли, но вот как реликт еще остался материал для гвоздей.

    • Анонимно
      1.11.2014 16:26

      Кому она нужна, ваша советская власть? Никому.

      • raf
        2.11.2014 17:07

        Да не нужна,поскольку ты Никто,и зовут Никак.А Советская власть нужна Рабочему.Мне нужна.Это демократия для Рабочего и всех трудящися.Я свою жизнь отдам,если встанет вопрос.А тебе подобные демократы,не отдадут.Вам лучше,с баблом и за бугор свалить.Я не свалю.Буду биться до издыхания.Ты о себе можешь так написать?

    • Анонимно
      1.11.2014 16:39

      Ага,и еще революционных матросов и продразверстку.

      • ДД
        1.11.2014 17:01

        Скоро такие времена могут наступить, что продразвёрстка станет единственным выходом из положения (как и тогда, когда она была введена в первый раз).

  • Анонимно
    1.11.2014 13:31

    А понимает ли господин Абдуллин, что привлечение дешевой рабочей силы из-за границы, это удар по трудовым ресурсам внутри республики, это подрыв благосостояния коренного народа. Да, тут есть проблемы, но вместо того чтобы эти проблемы решать, пошли по легкому пути, закачивают дешевую рабочую силу из-за рубежа. В итоге возникает кризис на рынке труда. Надо еще благодарить федеральный центр по поводу того, что вводит квоты на привлечение трудовых мигрантов. Но что вот интересно. Поток трудовых мигрантов меняют не только картину трудовых ресурсов, но и экономическое положение наций внутри России. Недавно познакомился со статистическими данными одного солидного агентства о доли богатства, накопленные разными народами, населяющие Россию, после 1991 года и удивился. Точнее, те сомнения, которые были у меня, нашли здесь подтверждение. Так о чем там речь? Как выясняется самая большая доля капитала в млрд. долларах у русских – 165 млрд. Но это и так очевидно при доле в населении в 80%.За ними идут евреи – 122 млрд. долларов при доле в общем количестве населения в 0,11% !!! Третье место занимают украинцы – 70,4 млрд. долларов при доле в населении в 1,4%!!! Затем, узбеки в 24,7 млрд. долларов при доле в населении в 0, 21%!!! Армяне – 21 млрд. доллара при доле – 0,81%, азербайджанцы – 16,8 млрд. при доле в 0,44, горские евреи в 10,6 млрд. долларов при доле в 0,0005%!!!!. И только потом татары с капиталом в 9,2 млрд. долларов при доле в населении России в 3,87%. Занимая второе место по численности, мы занимаем 8-е место по капиталу, который принадлежит татарам. Впереди нас многие народы, которые даже и не относятся к коренным народам России. Это как раз нации, которые поставляют нам свои трудовые ресурсы. Конечно, отдаю отчет в том, что не в этом главная причина отставания татар в дележе накопленного капитала. Но как фактор – это тоже нельзя не учитывать. Особенно банкирам, которые и регулируют денежные потоки для наращивания капитала. Может и в правительстве задумаются, почему это происходит? Да и все эти конгрессы татар тоже возьмут на заметку. Да и все космополиты подумают, в чем тут проблема? Неужели узбеки умнее татар, также и про другие народы вспомнят. Может и объяснение найдут. Может татары менее образованы, только одни понты по поводу какое место Казань занимает в России, является ли третьей столицей или нет. Например, тем же горским евреям по большому счету наплевать какое место их село занимает в рейтинге сел России, или будут ли они жить в спортивной столице России. Они в первую очередь думают, какое богатство они контролируют, какими ресурсами как нация они располагают. Упс

    • Анонимно
      1.11.2014 13:51

      это хорошо, по-моему, когда нация думает, какое богатство она контролирует. но это крайне маловероятно в отношении русских, татар. нация - это когда один за всех в том числе. евреи - да, узбеки в России - вынужденно да. а русские и татары это на данный момент национальности только (да внутри есть фамилии, группы, родственные кланы), но основная масса не интегрирована в общую сеть. говорить о некой общности пока к сожалению не приходится. но брать пример с наций надо.

    • Анонимно
      1.11.2014 15:12

      Так Абдуллин узбек по национальности.

      • Анонимно
        1.11.2014 16:36

        Р. Абдуллин 100% татарин,хватит вам народ травить. Зато 2 наших татарина в десятке богатейших людей России,есть даже 20 внучки долларовые миллионерши\больше 100млн\ вот она Главная гордость для простого народа Татарстана!!!татары богатейшие люди,а еще мы третья и спорт столица и много другого!

        • Анонимно
          1.11.2014 21:19

          Кто это 2-не в десятке богатейших,имена назовите,высказывание вызывает полнейшие сомнения.

    • Анонимно
      1.11.2014 18:57

      Узбек-то господин Усманов Алишер - бухарский еврей. Учет не правильный!Жена И.Виннер.

    • Анонимно
      1.11.2014 19:13

      блин, безумно полезная информация, заставляет задуматься!!!

  • Анонимно
    1.11.2014 14:19

    Молодец. Хорошая статья во всех отношениях.С такими людьми мы не пропадем.

  • Анонимно
    1.11.2014 16:43

    Кто такой Ренат Абдуллин? Почему о нём не даёте справки? Уж не тот ли бывший партийный лидер "партии жизни", который исчез в 90х,внедривших в банковскую систему "кара алтын" ?

  • Анонимно
    1.11.2014 17:26

    Непредсказуемые власти и непредсказуемая политика вот причина оттока капитала. И так будет еще долго. Потому что перед глазами масса примеров. Добавим к этому горячечный бред про русский мир и прочее мессианство и станет все понятно. Зачем капиталисту этот экстрем? Деньги тишину любят

  • Анонимно
    1.11.2014 17:29

    Еще пара лет с нефтью по 70 долл и корзиной нахлебников типа белоруссии, пмр и прочего снг на спине и мы развалимся с не меньшим треском чем ссср. Но виновные уже найдены. Это ненавистные америкашки.

  • Анонимно
    1.11.2014 17:32

    Согласен.хочешь положительную стабильную динамику экономики вкладывайся в народ и инфраструктуру.богатый народ.богатая экономика

    • Анонимно
      1.11.2014 19:55

      Надо вернуться к социализму и не надо будет жить на одной нефтяной игле. Снова заработают заводы и все будем производить у себя.

  • Анонимно
    1.11.2014 19:18

    Абдуллин честный человек, все как на ладони, интересно читать. Много полезного. Абсолютно согласен с его мыслями.

  • Анонимно
    1.11.2014 23:19

    Упс, эти бы данные в относительных цифрах для наглядности. Сколько долларов на 1000 представителей народности.

    Тоже могу подкинуть интересную цифру. РБК: только 10 процентов россиян имеют банковские вклады.
    Загранпаспорты только 17%.

    RG

  • Анонимно
    2.11.2014 00:45

    Надо стремиться к высокому уровню достатка каждого жителя Татарстана, а не гордиться миллиардерами. Наоборт большая разница между богатым и бедным это плохо для нации.

  • Анонимно
    2.11.2014 11:18

    Арабских шейхов не нужно критиковать. У них в стране все для своих граждан. Жилье, медицина, образование бесплатны, бензин копейки стоит, а все на спорткарах катаются.

  • Анонимно
    2.11.2014 20:19

    Каких ещё трудовых мигрантов не хватает г-ну Абдуллину. Не надо вводить в заблуждение. С принятием в наши компании на работу "спецов" хоть из США или других развитых стран нет никаких проблем. Видимо Вас беспокоит желание построить загородный домик квадратов под тысячу за малые гроши? Жаль, очень жаль за такую узость взглядов.

  • Анонимно
    3.11.2014 09:36

    ему не трудовых мигрантов не хватает,а квот на трудовых мигрантов

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль