Общество 
3.11.2014

«Чтобы излечить российские СМИ от предвзятости к русским мусульманам, нужно излечить все государство»

Мусульмане-неофиты — о русской ментальности и европейских ценностях

Дискуссия, посвященная положению в стране русских новообращенных мусульман, состоялась в минувший weekend в центре современной культуры «Смена» в рамках параллельной программы международного форума «Ислам в мультикультурном мире». Однако речь шла не столько о мусульманах-неофитах, сколько о русской ментальности, трениях между различными конфессиями и ситуации на Украине. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавшая на встрече, узнала, что нового думают участники о «русском мессианстве», в чем особенности поведения русского мусульманина-неофита и каковы особенности межнационального брака.

РАДИКАЛИЗМ И КОНФЛИКТНОСТЬ

Сегодня русские мусульмане — это довольно многочисленная группа людей, которые приняли ислам как систему убеждений и образ жизни, предусматривающий исполнение определенных обязательств и определенное мировоззрение. При этом они идентифицируют себя как русских людей, старающихся осмыслить ислам через свою собственную ментальность. Такое определение дала в ходе дискуссии Анастасия Ежова — журналист, публицист и член редколлегии журнала «Мусульманка». О том же самом речь шла в выступлении магистра Университета Амстердама Ева Рогаар: «Русские мусульмане — это те мусульмане, которые приняли ислам, но при этом стараются сохранить свои русские особенности».

Заведующий кафедрой востоковедения и исламоведения КФУ Ренат Беккин заметил, что в дореволюционном понимании русские мусульмане — это мусульмане Российской империи: «В наше время дело обстоит сложнее, потому что сразу возникает вопрос: а кто такой русский? Либо это человек русской культуры, либо это человек по происхождению русский. Наверное, зависит от того, кем человек сам себя считает».

По словам Ежовой (которая, к слову, сама является новообращенной мусульманкой), представители многих исламских народов поражаются высокой конфликтности русских мусульман — их способности с остервенением доказывать свою точку зрения, во всем идти до конца, радикально порывать с прошлым, чтобы в итоге стать образцовыми верующими. Но это «не показуха», а абсолютно искреннее отношение. Все дело в особенностях русской ментальности.

«Когда человек выбирает ислам, это значит, что его явно что-то радикально не устраивает в окружающем обществе и христианской доктрине, — считает ученица Гейдара Джемаля Ежова. — Что-то для него неприемлемо. Если бы «русскость» была абсолютна эквивалентна православию, мы бы не знали ни феномена 1917 года, ни феномена русского коммунизма. Идеология советского периода свидетельствует о том, что православие — важный сегмент русской культуры и истории, но есть и другие варианты, например, марксисты, коммунисты.... Что касается коммунистов, они были русскими по ментальности, по целям, по типу отношения к жизни. Русская ментальность — это пресловутое русское мессианство. Кто-то хочет строить третий Рим, кто-то хочет строить коммунизм во всем мире, а кто-то увидел справедливость в исламе. Русский ислам не предполагает возможности сделать карьеру, хорошо и тепло устроиться в кресле. Это не русские ценности, это в какой-то степени европейские ценности. Также русская ментальность подразумевает радикализм — это полное погружение в дискурс, может быть, даже остервенелое. Будем ли мы иметь дело с православным черносотенцем или с убежденным коммунистом, мы увидим тот же самый стереотип поведения. В русском исламе это тоже воспроизводится. Если же мы возьмем татарский ислам и культуру — там будет более спокойное отношение».

Заведующий кафедрой востоковедения и исламоведения КФУ Ренат Беккин
Заведующий кафедрой востоковедения и исламоведения КФУ Ренат Беккин

«МЫ НЕ АЗИЯ И НЕ ЕВРОПА»

Одной из тем для обсуждения стала и заметная раздробленность русского ислама. Участники дискуссии задались вопросом: что же ждет русского человека, который приходит в эту религию? А ведь среди них были и есть известные люди, вспоминали, например, знаменитого рок-поэта Илью Кормильцева. Оказалось, что все неофиты в исламе испытывают некоторое «раздражение». Принятие ислама — это следствие интеллектуального поиска, следствие свободного выбора, некий акт свободы, когда человек порвал со своим социальным бэкграундом и сделал выбор в пользу внутреннего развития. В этот момент вокруг него появляются разные люди, которые говорят ему, что и как нужно делать, каким правилам следовать, какую позицию занимать по тем или иным вопросам.

«Русское общество сейчас очень драматически разбивается на фрагменты, — говорит Ежова. — Есть мнение, что русская культура — это культура европейская. Сам по себе этот тезис не бесспорный. Есть множество русских людей, которые себя европейцами не мыслят. Есть исследования о различии русской ментальности и западной ментальности. Когда русскому народу навязывают европейскую самоидентификацию, многие русские мусульмане отвечают: мы не Азия и не Европа, мы нечто совершенно отдельное и особенное».

IMG_8218.jpg
Анастасия Ежова — журналист, публицист и член редколлегии журнала «Мусульманка»

Не могли не затронуть и вопрос о браках. Выяснилось, что многие женщины приходят в ислам именно потому, что там видят модель, альтернативную той, которая сложилась в российском обществе, где мужчина не несет ответственности за семью и все сваливается на плечи женщины... Российские женщины ищут иных стандартов поведения со стороны мужчины. Для женщины слишком силен инстинкт устроить свою личную жизнь, но далеко не факт, что такая женщина, придя в ислам, найдет свое счастье с этническим русским мусульманином: когда сходятся два новообращенных, очень убежденных и политизированных, уверенных в своей точке зрения, высока вероятность конфликтов. «Для русских не свойственна клановость, которая есть, например, на Кавказе, — говорит Ежова. — Есть мнение, что лучше, чтобы русские женились только на русских, что русские лучше поймут друг друга в семейной жизни. Но это на практике не работает».

«ИЗЛЕЧИТЬ ГОСУДАРСТВО»

«Понятно, что русский ислам не представляет собой монолитного целого, — говорит Беккин. — Но важно понять: различия внутри ислама носят больше религиозный характер, как различия между разными школами? Или же это различия политические?»

«Корень проблемы в том, что религиозное и политическое в исламе тесно переплетены, — ответила Ежова. — Даже само разделение ислама на направления было определено политическим вопросом — вопросом о природе власти. Сам ислам себя идентифицирует при помощи слова «дин» — это закон, власть, подчинение. Когда идут споры между разными группами русских мусульман, политика тоже играет здесь свою роль».

«События на Украине раскололи не только русское общество, но и русских мусульман, а может, и мусульман России в целом», — сказал Беккин. «Те, кто ориентирован на национальную организацию русских мусульман, видят в украинских событиях некую альтернативу кремлевскому режиму, площадку для объединения против него, они не против сотрудничества с американцами. Но среди русских мусульман есть и тенденция поддержки Донбасса», — говорит Ежова.

Ближе к концу дискуссии спикеры коснулись проблемы исламофобии в СМИ. По мнению некоторых присутствовавших, через медиа русский ислам как бы выталкивается из представлений о русской, российской норме. Телевизионные передачи, посвященные русским мусульманам, как правило, носят негативный оттенок. Мелькает стереотип, что если русский принял ислам, то он, скорее всего, будет радикалом и террористом. При этом всегда находятся эксперты, которые охотно рассказывают, как все это связано между собой.

«Чтобы понять природу этого явления, нужно вспомнить, кто контролирует 90 процентов наших СМИ, — выразила свое мнение Ежова. — Тогда вполне понятно происхождение этой риторики. Чтобы излечить российские СМИ от этой предвзятости к русским мусульманам, нужно излечить все государство. Излечить от несправедливости».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Отношение к русским мусульманам как к татарам-христианам (не кряшенам, а именно этническим татарам, мусульманам по происхождению, принявшим православие в сознательном вопросе): выбор религии - это, конечно, Ваш личный выбор, но все-таки это некая измена по отношению к бабушкам и прабабушкам. Русские мусульмане - это слабая работа РПЦ, как и татары-католики или татары-кришнаиты - слабая работа ДУМ РТ.

    • Анонимно
      3.11.2014 13:45

      Раис, Всевышнему изменить невозможно, если человек Его выбрал.

    • Анонимно
      3.11.2014 22:12

      Вы Как-то мыслите категориями "работы-неработы", о какой тогда измене бабушкам может идти речь?

    • Анонимно
      5.11.2014 11:18

      Религия к национальности не имеет никакого отношения.

  • Анонимно
    3.11.2014 10:08

    Интересная тема.

  • Анонимно
    3.11.2014 10:34

    Русские мусульмане радикализруются, так как их отвергает окружение и социум.

    • Анонимно
      3.11.2014 10:45

      В Москве это да. А в Казани это может быть разве что семейный конфликт и то не всегда, наш город в целом толерантный и уважает выбор людей.

  • Анонимно
    3.11.2014 10:48

    в количественном отношении татар-католиков или кришнаитов-татар я бы не стал сравнивать с количеством русских принимающих ислам,работа дум рт или рпц тут не причем,да хоть кем ты будь хоть атеистом,хипстером,либералом или монархистом это твой выбор церковь и мечеть тут не причем их основная функция обслужить ритуалы религиозные и бетте

  • Анонимно
    3.11.2014 11:54

    еще двадцать лет тому назад излишне верующих лечили в желтых домах,и в трудовых лагеря.

  • Анонимно
    3.11.2014 12:30

    Не религиозные ритуалы, а религиозные обряды.

  • Анонимно
    3.11.2014 23:55

    «Еще можно как то понять тенгрианцев татар».
    А я вот их не понимаю.
    Для того чтобы вернуться в лоно какой либо Традиции, необходимо чтобы эта Традиция обладала законной традиционной организацией, и сохранила цепочку (сильсилу) приемственности от начала Традиции и до нынешних времен. И чтобы эта цепь никогда не прерывалась. А реставрация тенгрианства невозможна, т.к. цепь приемственности духовных влияний от учителя (муршида) непосредственно до ученика (мурида) утерена, и нет законной организации (ордена) данной Традиции.
    На сегоднешний день в мире есть только три живые Традиции; исламская (суфизм), индуистская (адвайта-веданта), дальневосточная (даосизм) и две потенциально живые; каббала и католицизм.
    Все остальные Традиции выродились, из-за профанных влияний.
    Так что Ваши попытки реставрации тенгрианства тщетны из-за:
    1) отсутствия приемственности духовных влияний от учителя к ученику непосредственно.
    2) отсутствия законной традиционной организации представляющую данную Традицию.
    3) отсутствия компетенции в следствие невозможности выполнения первых двух пунктов.
    Так что всякие попытки реставрации тенгрианства не приведут к восстановлению данной Традиции.
    Я Вам указал на три живые на сегоднешний день Традиции.
    Татары являются мусульманами. А Ислам - живая Традиция. Будьте покорным богу, т.е. муслимом.
    Более подробнее об этой теме Вы можете узнать прочитав труды Рене Генона. Уверяю Вас очень познавательное чтиво. Пишет о вещах исключительно серьезных.

    • starr
      5.11.2014 14:22

      Вообще-то, Ислам поначалу и был привлекателен людям именно тем, что не требовал "посредников" между верующим и Богом, и отвергал все предыдущие Традиции. И смысловой посыл всех сур Корана таков: Живите как вам угодно, но не нарушайте заповедей, изложенных в Книге. Этим Ислам радикально отличался от предыдущих религий, в которых десять простых истин завуалированы так, что не разберешься (сплошное описание - кто куда пришел, кому что сказал, и почитание всех этих персонажей). Именно этим и объясняется достаточно быстрое распространение Ислама среди населения - нет религиозных Традиций, не нужно как раньше - строить храмы и содержать за свой счет толпы священников. Все, что тебе нужно, есть в книге, и безо всякой преемственности. Традиции сохраняются только на уровне культуры твоей общины (деревни, города и т.д.). Если принято у вас ходить в лаптях - ходите.Что же имеем на практике??? Сплошные духовные учители и наставники, толкователи Корана, к которому понаписали еще кучу дополнений, судебная система Шариат (созданная людьми) - вот вам и созданы новые Традиции. В 19 веке татарские муллы открыто сопротивлялись переводу Корана на татарский язык - тогда они становились ненужными, человек мог сам прочитать - как жить, а не слушать их проповеди за деньги. Целое сословие - "духовенство" могло стать ненужным. Тогда тоже спаслись Традициями.Обычным рабочим людям не нужны Традиции. Им нужен простой и понятный способ общения с Богом. Желательно - в рамках своей культуры и на своем языке. Тогда и не будет религиозных распрей. Но кто-то зарабатывает на Традициях, поэтому и гибнут в войнах люди, верящие в Единого Бога, но платящими деньги разным Традициям.

  • Анонимно
    4.11.2014 21:31

    (на собственном опыте) русским мусульманам присущ максимализм, противостояние и противоречия в обществе только усиливают это положение, если их нет - стоит задуматься : действительно ли человек принял Ислам. Если у тебя в друзьях неверные а мусульманам у тебя неприязнь это повод для размышдения - к какой группе ты относишься. Уровень знаний не всегда успевает за стремлением к самоутверждению, отсюда рождается некий комплекс "доказать самому себе кто я есть" с оттенком радикализма, голова - не успевает за ногами, (в независимости от того к какому из течений человек себя относит) поменять внешний облик -самое простое. Нравственные перемены происходят намного позже фактического принятия Ислама, это выявляется в процессе общения, в Исламе ведь тоже есть индикаторы, благодаря которым можно определить насколько человек соответствует тому кем себя называет, и дело не только в образованности, ведь не один больной не может вылечить себя сам, как не может сам поставить себе диагноз, очень сильно ощущается нехватка духовности, монотонное соблюдение ритуалов, поэтому и нет нравственного роста. Ведь Ислам, поклонение и поминание Аллаха, путь Эхли Бейт-основа всего любовь, а она как и все имеет источник, с любовью приходят и беды, только тогда происходят изменения в нравственном плане. Человек начинает любить и ненавидеть ради Аллаха, в основе всего есть твердая вера во встречу и расчет перед Аллахом на Судном Дне, если этого нет, пишите что хотите - все фарс.

    • starr
      5.11.2014 14:26

      "Заставь дурака Богу молиться - он и лоб разобьёт" - вот более точное определение максималистов в любой религии.

  • Анонимно
    5.11.2014 08:08

    Не надо ни судить,ни даже обсуждать почему кто-то принял другую веру.Это очень личное дело.Гораздо более личное чем отношения в семье.Жизнь коротка,дай Бог этим людям успеть понять то,что не понимает большинство.В конце концов и мусульмане,и христиане молятся одному Богу,почитают Библию и Ветхий Завет.Различия в нас самих,не можем мы жить без врагов,обязательно найдем их или сами создадим....Надо научиться уважать чужое мнение.Многие люди не научились уважать даже другую культуру.Даже то,что человек одевается не так как принято у большинства,даже это встречает ярость и злобу!!!Мы как общество,как народ,находимся на очень низкой стадии развития.И это нужно говорить,а не вдалбливать людям,что они от рождения обладают самой широкой и загадочной душой.

    • Анонимно
      5.11.2014 11:24

      Полностью поддерживаю! ))

    • Анонимно
      5.11.2014 11:43

      Вы прочтите внимательно статью. Речь не о религии, а о культуре. Ваш многословный комментарий мимо кассы.

  • Анонимно
    5.11.2014 11:41

    Даже и не знаю, плакать или смеяться. Люди на полном серьезе отделяют русскую культуру от православия. И приводят в пример коммунизм, который за 70 лет так и не смог вытравить православие из народа. Меня крестили тайно в конце 70-х при том, что родители - члены КПСС. Нехристианских праздников у нас два - масленица да новый год. Все остальное завязано на православии. Человек может не быть даже верующим, но русская культура есть культура православная. Раньше, помнится, энциклопедии были честны и определение ислама начинали со слов "религия арабов... ". Христианство, зародившись в еврейской среде, не принадлежит ни одному народу. Ислам же до пределов наполнен арабской культурой. На каком языке молятся русские мусульмане? Как одеяние госпожи Ежовой соотносится с русской традицией? Будут ли русские мусульмане давать своим детям греческие имена типа "Анастасия"? И это просто вопросы навскидку, размышление над которыми говорит нам о том, являются ли русскими эти люди. Ну и вспомните про кряшен, которые после крещения перестали считать себя татарами. В общем, пока очевидно, что эти люди изо всех сил пытаются усидеть на двух стульях. И выглядит это, вы уж простите, жалко и нелепо. Оказывается, русскость - это мессианство и радикализм. Мда... А ещё госпожа Ежова не слышала о том, что любой неофит по определению воинственен и категоричен. Пусть на досуге понаблюдает за ЛЮБЫМ вновь обращенным представителем ЛЮБОЙ религии, узнает много нового.

    • starr
      5.11.2014 12:52

      Пожалуй - плакать. Потому что люди не понимают - что такое Вера, чем она отличается от религии. Большинство не понимает - почему на Руси распространено именно Православие, а не Христианство, как таковое. И упорно вешают ярлыки католической культуры на всех русских людей.Многие не понимают, что Веру нельзя поменять - она либо есть, либо её нет. Зато можно выбрать общество, которое тебе помогает "жить по Вере". И это общество будет базироваться в своей жизни на вековых традициях своей культуры, и уже потом на Вере. Так и возникает религия.И выбирая религию, человек выбирает, по-сути, культуру и общество, с которым будет жить. Его сразу наряжают в другую одежду, дают есть другую пищу, заставляют читать молитвы на другом языке и т.д. - то есть его сразу же заставляют стать человеком другой культуры. Никак он уже не сохранит свои национальные особенности, особенно если будет усерден в постижении новой религии...

  • Анонимно
    5.11.2014 12:20

    свою религию отстаивайте,на ислам не лезьте,это не ислам наполнен арабской культурой,а арабы наполнены исламской культурой

    • starr
      5.11.2014 14:58

      Всем известно, что арабы и их культура появились гораздо раньше Ислама, так что пустой фанатизм здесь не впечатляет..

  • Анонимно
    5.11.2014 15:25

    всем это кому?вы арабист?востоковед?до ислама была известна византийская культура,китайская ,персидская,а арабской как таковой не было,культура арабов стала формироваться с приходом ислама,именно ислам объединил разрозненные племена арабов,до ислама же они были идолопоклонниками и все.

    • Анонимно
      5.11.2014 16:11

      Открытые источники почитайте. К V веку нашей эры культура арабов считалась "уже давно сформировавшейся" и даже "застойной" - уже были язык, письменность, литература, поэзия, музыка, медицина, точные науки и др. Ислам добавил к этой культуре разве что черные мешки на голову, ну и запретил этой культуре развиваться дальше, запретив почти все, чего достигли арабы. А сейчас любое послабление рассматривается, как культурный прогресс.

      • Анонимно
        5.11.2014 16:52

        Не клевещите на ислам. По мнению Джорджа Сартона,именно благодаря исламу арабская наука в XI-XIIIвв. лидировала. Да и Коперник кое-что у арабовстащил.

        • Анонимно
          7.11.2014 01:06

          Никто на Ислам не клевещет, но и Вы не путайте одно с другим. Яйцо или курица - что раньше? Здесь ответ однозначен. Сначала сформировалась арабская культура, а уже потом в этой культуре появилась религия Ислам. Если несогласны - приведите пример исламского языка (не арабского), исламской письменности (не арабской), а также прочих атрибутов культуры - исламской музыки, исламской живописи и т.д. И покажите нам всем наглядно, что вся эта исламская культура появилась ДО арабов...Не знаю, как у Вас это получится, потому что Пророк Мухаммад, вообще-то, был арабом, разговаривал на арабском языке, одевался в арабскую одежду и т.д., в общем - жил в арабской культуре.А бурное развитие науки на Среднем Востоке обусловлено множеством других причин, а не наличием Ислама как такового. Даже если бы там не было вообще никакой религии, наука все равно развивалась бы - геополитический расклад тогда такой был...

          • Анонимно
            8.11.2014 02:52

            Что за абсурд? Приведите примеры великих достижений арабской культуры доисламского периода. Вы ведь пытаетесь доказать, что Ислам органично вытекает из арабской культуры и лишь дополняет ее "черными мешками". К вашему сведению, наибольший вклад в развитие мусульманской культуры внесли даже не арабы, а принявшие Ислам и усвоившие тонкости арабского языка персы. Потом им на выручку пришел военно-политический гений тюрков. Все эти народы участвовали в созидании исламской цивилизации, жили Исламом и обогащались величием и глубиной его послания, создавая прекрасное многоцветие нашей культуры. Русские - народ с удивительным потенциалом и историческим опытом. Они достойны внести свой вклад в это многоцветие.Я только в одной Казани лично знаю десятки самобытных и умнейших русских людей, сознательно принявших Ислам.Многим этот факт неприятен. Кого-то это раздражает, но такова реальность. Русских мусульман становится больше и больше. И это люди, не склонные подчиняться мейнстриму, а живущие вопреки ему. Это сильные люди, глубоко изучившие и понявшие свою собственную культуру, но в то же самое время люди с открытыми глазами и сердцем, благодаря которым они сумели найти свой путь в Исламе. Ислам - это не религия арабов или кого бы то еще. Это религия проросла сквозь арабскую ограниченность и нашла путь к сердца сотен и тысяч других народов, которых не пришлось принуждать к Исламу силой. Говорю это вам как человек, чьи предки (марийцы из Башкортостана) приняли Ислам в годы царской России в 19 веке, невзирая на политику насильственной христианизации нерусских народов Волго-Уралья и преследования миссионерской активности мусульман. Многие чувашские, марийские и удмуртские села тогда целиком переходили в Ислам. Особенно после 1906 г., когда Госдумой был принят Закон о свободе совести, и десятки тысяч людей, записанных православными (татары-кряшены, марийцы, удмурты, чуваши) стали свободно исповедовать ту религию, которую они приняли по своей воле - Ислам. Всем вам мира, добра и счастья!

  • Анонимно
    16.04.2016 02:02

    Вдогонку. исповедуйте свой ислам, но не пропагандируйте его. Не надо говорить, что ваша религия лучше. Помните,что она лучше только для вас лично. Не сейте свою религию, помните-посеешь.. а пожнешь...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль