Машиностроение 
4.11.2014

Зеленодольск – в ожидании «Торнадо»

Предназначенные на экспорт малые ракетные корабли могут заложить уже в 2015 году

Cегодня «БИЗНЕС Online» стало известно, что Казахстан направил в федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству России (ФСВТС) заявку на проектирование и строительство трех малых ракетных кораблей (МРК) проекта «Торнадо». Он создан в Зеленодольске, и на строительство МРК также претендует этот город. Ближайшие конкуренты — верфи Санкт-Петербурга. Но, по словам экспертов, у Зеленодольска больше шансов получить заказ.

БОЕВЫЕ КОРАБЛИ КАК РЕКЛАМА ЗЕЛЕНОДОЛЬСКА

Как сообщил источник «БИЗНЕС Online» в оборонно-промышленном комплексе, Казахстан направил в ФСВТС заявку на три корабля. «В заявке указано, что казахские партнеры хотели бы увидеть, и по паспортно-экспортному облику заявка очень близка к кораблю проекта 21632 «Торнадо», — рассказал источник. В ФСВТС на запрос «БИЗНЕС Online» не ответили, уклонилось от комментария и руководство ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»), где, предположительно, и могут построить эти корабли.

Таким образом, получают продолжение предварительные договоренности, достигнутые в конце сентября. Напомним, во время Дней культуры Татарстана в Астане управление главнокомандующего Военно-морских сил Вооруженных сил Республики Казахстан и зеленодольское предприятие подписали меморандум о сотрудничестве в военно-технической сфере. Среди прочего Казахстан выразил интерес и к возможностям постройки в РТ кораблей для своего флота.

«Флот Казахстана очень заинтересовался предложением по 21632 потому, что МРК родственного с ним проекта — 21631 «Буян-М» — постоянно курсируют по Каспию. Недавно один из них заходил в порт Казахстана». Напомним, что «Буян-М» спроектирован ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» и серийно строится на заводе им. Горького. Словом, наглядная реклама работает хорошо. «В сентябре был подписан меморандум, — рассказал источник, — а сейчас казахи вошли в активную фазу и настроены на то, чтобы эти корабли строились в Зеленодольске. В начале ноября там ждут визит казахской делегации. Казахи очень активны — на 2015 год уже запланировали начало строительства. По предварительным наметкам, два «Торнадо» заложат в Зеленодольске, и один — в Казахстане. Была у них мысль задействовать судостроительный завод «Зенит» в Уральске, но это маленькое предприятие, которое может строить суда водоизмещением только до 300 тонн. Теперь они хотят организовать производство в одном из своих гражданских портов. Но все поставки будут идти через зеленодольский завод».

«Торнадо» — экспортный вариант малого артиллерийского корабля (МАК) «Буян» (предшественник и своего рода прототип «Буяна-М»). Водоизмещение — 590 т, длина — 61,4 м, максимальная скорость — 26 узлов, экипаж — 36 человек. Есть несколько вариантов этого проекта, с разным вооружением. «Помимо артиллерии казахи хотят поставить ракетный комплекс «Уран-Э», — рассказал источник.

2а+-на-главную_.jpg
Генеральный директор холдинговой компании Ак Барс Иван Егоров (слева) и генеральный директор Зеленодольского ПКБ Виталий Волков (справа) на выставке Euronaval-2014 возле макета «Торнадо»

ЕСТЬ ВСЕ ШАНСЫ

Но зеленодольский завод — не единственный кандидат на строительство «Торнадо». Другие претенденты — петербургский «Алмаз» и Владивостокский судоремонтный завод. «Конкурентами Зеленодольска могут стать петербургские заводы «Алмаз», «Северная верфь», калининградский «Янтарь», — полагает источник. — Да, Владивосток тоже претендовал, но по логистике это неудобно будет. Но основная проблема питерского судостроительного куста в том, что он и так загружен заказами. Завод имени Горького более подготовлен к этому заказу. Во-первых, уже освоена серия схожих кораблей — «Буян-М». Корабли предприятие поставляет в основном на Каспий, то есть знает этот регион. Находится завод рядом с автором проекта Зеленодольским ПКБ, а это немаловажно — так намного легче работать. То есть если перечислять за и против, то у нас больше за». По мнению научного редактора журнала «Экспорт вооружений» Михаила Барабанова, если договор с казахами будет подписан, то у завода им. Горького есть все шансы. «Строить вряд ли кто будет, кроме Зеленодольска», — отметил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Но ведь довольно часто говорится, что зеленодольский завод загружен буквально под завязку. «Это не так, он загружен процентов на 60, — полагает источник. — Завод провел солидную модернизацию. Сейчас модернизируется цех №25, где раньше выпускались скоростные теплоходы А145 и противодиверсионные катера «Грачонок», теперь в нем можно будет строить и суда водоизмещением до 1 тысячи тонн». По мнению собеседника «БИЗНЕС Online», головной «Торнадо» реально построить за 26 - 28 месяцев.

Отметим, что 27 по 31 октября Зеленодолское ПКБ демонстрировало модель «Торнадо» на военно-морской выставке Euronaval-2014 в Париже. В ней участвовали 352 компании из 28 стран. Россию представляли 20 компаний. Российские участники были объединены в составе национального павильона — одного из крупнейших и заметных на выставке, сообщает блог, созданный по инициативе центра анализа стратегий и технологий. Кроме того, Северное проектное бюро представило экспортный вариант патрульного корабля (ПК) проекта 22160. Первые два таких ПК для ВМФ России сегодня уже строятся в Зеленодольске. «У этого проекта большая перспектива на азиатском рынке, — рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор Зеленодольского завода им. Горького Ренат Мистахов. — Во многом потому, что он модульной конструкции. В марте будет большая выставка в Малайзии, LIMA-2015, и мы планируем там хорошо представить свою продукцию, в том числе 22160».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (17) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.11.2014 13:56

    А вы говорили железнодорожник , железнодорожник . Вон оно как

    • Анонимно
      4.11.2014 19:39

      Сейчас уже можно говорить о том (не является военной тайной), что Зеленодольск является довольно крупным центром российского ВПК (военно-промышленного комплекса). Именно зеленодольские военно-морские корабли позволили восстановить преимущества РФ на Каспийском море (совсем недавно оно принадлежало Ирану). Военные корабли, потроенные в Зеленодольске, куплены многими странами (Вьетнам и др.).Ну а Казань один из мировых центров ВПК. Один Ту-160 чего стоит... Недаром американцы включили в конце 1940-х гг. Казань в число 20 городов, которые должны были быть разрушены атомными бомбами...

      • Анонимно
        4.11.2014 23:32

        Вот последнее предложение комента вызывает особую гордость

      • Анонимно
        5.11.2014 10:00

        Казань была седьмой в этом списке после москвы, питера, киева, минска, горького и свердловска

    • kaz_orphan2
      5.11.2014 06:12

      Надо еще проверить, не приварены ли рельсы к днища ;))

  • Анонимно
    4.11.2014 20:23

    В Зеленодольске кроме Горького еще много предприятий ВПК федерального значения. Недаром он был в СССР закрытым городом!

    • Анонимно
      5.11.2014 10:03

      Ладно хоть восклицательный знак, это облегчает понимание того, в каком эмоциональном и психологическом состоянии человек. И что он ничего не понимает, что такое на самом деле закрытые города (типа Арзамас-16)

  • Анонимно
    4.11.2014 22:44

    Молодцы зеленодольцы. Умеют найти себя в современном мире.

  • Анонимно
    5.11.2014 11:26

    Не забронзовели бы наши руководители! Гибкость и мобильность основа выживания в злом,современном мире. И качество, качество и еще раз качество!!!

  • Анонимно
    5.11.2014 12:03

    Думаю благодаря проводимой работе Правительства РТ в Казахстане позволяет республиканскому бизнесу заходить на данный рынок и быть востребованными , так как гарантом выполнения взятых обязательств являться стабильный регион и правильное отношение руководства РТ к бизнесу республики, поэтому и заказы есть.

  • Анонимно
    5.11.2014 12:04

    Есть информация, что Казахстан заключил контракт с РФ на строительство тральщиков. Министерством промышленности РФ данный контракт передан "Средне-Невскому заводу" - предприятию, которое базируется на изготовлении кораблей только на стеклопластике

  • Анонимно
    5.11.2014 12:08

    В октябре месяце 2014 года проходила информация что корабли Каспийской Флотилии ВМФ РФ проходили в порты таких стран как Казахстан , Азербайджан , Иран это корабли под названием " Дагестан" и " Град Свияжск " там они сделали фурор и на этих кораблях по информации в прессе были Министры обороны и Главкомы ВМС! Вот и результат- в итоге интерес к заводу строителей подобного класса возрос и у Казахстана! Тому и факт по заявке аж на три корабля! Отлично!

  • Анонимно
    5.11.2014 12:14

    Завод конечно молодец, но проекты ЗПКБ - которое тоже на сегодня является передовым проектным бюро и их проекты пользуются спросом.

  • Анонимно
    5.11.2014 12:31

    "Средне-Невский завод" не только стеклопластик использует при строительстве кораблей, но из металла тоже строит! Так завод строил корабли в 2010 году для Туркменистана и поставлял туда суда пр.Молния.

    • Анонимно
      5.11.2014 12:39

      Да, с Казахстаном есть контракт на строительство тральщиков, но есть информация, что казахи недовольны заключенным контрактом со Средне-Невским заводом - на сегодня идет срыв контракта по этапам сроков строительства и на большой срок

  • Анонимно
    5.11.2014 12:59

    Умеют пылесосить все заказы, даже на стороне. Тут завод все таки локомотив, а не ЗПКБ.

  • Анонимно
    6.11.2014 22:32

    Зеленодолський судостроительный завод - яркий пример положительного результата модернизации производства.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль