Общество 
6.11.2014

«Налоговый маневр»: Регионы получат свой рубль, или Зачем слушать ВТО?

По мнению депутата Госдумы Ивана Грачева, цена бензина может подскочить в следующем году до 50 рублей

Накануне стало известно, что правительство РФ может поддержать инициативу президента РТ Рустама Минниханова, высказанную на недавнем заседании Госсовета по дорожному строительству, добавить еще 1 рубль к ставкам акцизов на бензин и дизель экологического класса «Евро-5» в следующем году. Соответствующие поправки могут быть рассмотрены Госдумой во втором чтении законопроекта о «налоговом маневре» в нефтяной отрасли. В целом в результате правительственных новаций, по подсчетам федеральных чиновников, стоимость литра бензина в следующем году вырастет на 2 - 3 рубля. Однако вчера же стало известно, что группа депутатов Госдумы инициировала письмо Дмитрию Медведеву, в котором предупреждает, что топливо может подорожать и на 15 рублей. Парламентарии предлагают кабинету министров вовсе отказаться от корректировки налогового законодательства.

МАНЕВРЫ ВОКРУГ НЕФТЯНЫХ НАЛОГОВ

Накануне федеральные СМИ сообщили о планах правительства РФ о повышении акцизов на бензин. Напомним, что 21 октября этого года Госдума приняла в первом чтении пакет поправок в Налоговый кодекс, в рамках предложенного кабмином «налогового маневра» в нефтяной отрасли. Законопроект предусматривает поэтапное (в течение ближайших трех лет) повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и понижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (сделано это для того, чтобы нефтяные компании не гнали сырье через союзный Казахстан, где экспортные пошлины ниже российских). Поскольку такой маневр неизбежно приведет к увеличению внутренних цен на нефть, а значит, и повышению затрат на производство топлива, правительство решило снизить акцизы, чтобы сдержать рост стоимости бензина и дизеля.

Интересно, что по ходу дела в процесс вмешался и губернаторский корпус во главе с Рустамом Миннихановым. Напомним, что 8 октября этого года на Госсовете по дорожному строительству под председательством президента Владимира Путина он заявил, что из-за налогового маневра региональные дорожные фонды потеряют много денег, поскольку наполняются они за счет акцизов на моторное топливо. Минниханов в качестве компенсации предложил поднять акциз на все виды топлива на 1 рубль. Минфин предлагал закрыть эту «дыру» межбюджетными трансфертами. Но глав регионов такой вариант не устроил.

Теперь найден компромиссный вариант. Акцизы будут повышены на 1 рубль, но не на все топливо, а только на бензин и дизель экологического класса «Евро-5». В предыдущие годы правительство стимулировало нефтяные компании модернизировать свои НПЗ, поэтому акциз на «Евро-5» был ниже, чем на менее экологичное топливо. Многие компании ускоренными темпами переходили на производство пятого класса, и тем самым экономили миллиарды рублей на акцизах. Сейчас ставки подравняют, и темпы их снижения, заложенные в налоговый маневр, будут не такими сильными. Согласно расчетам, акцизы на бензин класса «Евро-5» в 2015 году должны были уменьшится на 45,8%, а теперь снизятся только на 29%; акцизы на дизтопливо — на 33,3% вместо 56,1%. Это может принести 70 - 90 млрд. рублей дополнительных сборов и снять основные претензии Минниханова и Ко: деньги на дороги будут, но не ликвидированы другие угрозы — о них ниже.

«РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕ РОСТ ЦЕН»

Проблема налогового маневра изначально была в том, что он перекладывал фискальную нагрузку с импортеров российской нефти на отечественных потребителей, которым придется больше платить за топливо. По подсчетам заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова, литр бензина в следующем году должен был подорожать не более чем на 1,8 рубля. После предполагаемой коррекции ставки на 1 рубль вверх, эксперты ждут роста розничной цены на 3 рубля.

Но есть и более пессимистичные расчеты. Цены на бензин уже в следующем году могут вырасти до 50 рублей за литр. Об этом правительство и лично премьер-министра Дмитрия Медведева предупредили в письме депутаты Госдумы Иван Грачев, Андрей Крутов и Оксана Дмитриева. «По подсчетам экспертов комитета (комитета по энергетике Госдумы, который возглавляет Грачевприм. авт.), стоимость бензина за первое полугодие повысится на 20% и составит 45 рублей за литр, а к концу 2015 года достигнет 50 рублей за литр. Налоговый маневр провоцирует классическую инфляцию издержек», — говорится в их письме. Поэтому народные избранники попросили Медведева оценить целесообразность этого закона или же вовсе отказаться от налогового маневра.

«Грубая оценка, что в чистом виде на 10 - 15 процентов плюс мультипликативный эффект, то есть 20 процентов рост в следующем году. Мультипликативную составляющую посчитать не так просто, но есть прошлый опыт, когда увеличивали акцизы, допустим, на 1,5 рубля, а рост шел на 3, акцизы увеличивались на 3 рубля, а рост шел на 5 - 6 рублей. Соответственно, прогнозная оценка, что примерно на 20 процентов должны вырасти цены, — объяснил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Грачев. — Если сегодня на хороший бензин называют цену около 40 рублей, то последовательно добавляйте 20 процентов, и будет уже 48 рублей». Дмитриева уверена, что этот налоговый маневр боком выйдет для обычных потребителей, так как увеличит стоимость и других товаров. «Прежде всего напрямую это повысит цены на бензин только за счет этого фактора на 3 - 5 рублей. НДПИ, так или иначе, скажется на всех ценах на топливо, энергию, тарифы ЖКХ и будет закладываться в цену других продуктов», — считает она.

Грачев уверен, что у «маневра» будет масса других последствий. Так, например, по его мнению, НДПИ и акцизы гораздо хуже собираются. «Акцизы вообще хуже собирались в последние годы. Люди перестали платить, люди боялись, начали выдумывать серые схемы неподконтрольные, которые гораздо легче осуществить внутри страны по малым объемам товаров, — считает он. — Таможенная пошлина очень простая: отгрузили, допустим, 100 миллионов тонн, и компания отдает в бюджет известную сумму, легко посчитанную по формуле, никуда она деться не может, статистика очень хорошая по части экспорта, черной и грязной составляющей не много».

Он обеспокоен и тем, что после роста цен на топливо и другие товары при одновременном падении уровня реальных доходов населения неминуемы социальные протесты. «Еще начнут прижимать наши компании, как это уже делали, когда после роста акцизов росли цены на бензин. Их будут собирать и говорить: «Ребята, давайте останавливайте рост цен». А дальше это приводило к тому, что нефтяники сворачивали инвестпроекты, ведь налоги никто не снимал, а как можно остановить рост цен, раз налоги не снимаются. Бизнес может только сворачивать свои внутренние инвестиционные проекты. Это будет иметь и отдаленные скверные последствия», — предупреждает Грачев.

«ЭТО КОРЫСТЬ И ГЛУПОСТЬ»

Почему при таких негативных возможных последствиях правительство все-таки настаивает на принятии закона, депутатам непонятно. «Сложно сказать, какой-то замкнутый круг, — рассуждает Дмитриева. — Первоначально это было требование международных финансовых организаций сделать цены на энергоносители на уровне мировых. Во-вторых, это было предусмотрено соглашениями с ВТО о том, что постепенно снижаются экспортные пошлины и повышается НДПИ. Но как раз в данный момент можно было этих требований не придерживаться, поскольку как раз мы функционируем в условиях экономических санкций, то есть ряд требований ВТО, так или иначе, с той стороны не соблюдается, то совершенно не было необходимости вводить самые вредные пункты соглашения с ВТО». Тем более это решение увеличивает дыру в бюджете порядка 230 млрд. рублей, которую придется закрывать за счет других доходов при том, что и так сокращены расходы на образование и здравоохранение, указала депутат.

С ней согласен Грачев, который увидел в налоговом маневре «корысть и глупость». «Глупость связана с тем, что в нашем правительстве действительно есть верующие либерал-фундаменталисты. Они верят, что аксиомы, объявленные по ВТО, действительно являются аксиомами. С точки зрения мира в целом, принцип равной доходности правильный. Но почему тогда Россия должна думать не о себе, а о мире в целом, совершенно непонятно, — полагает он. — По части корысти это громадные триллионы перераспределения денег, то есть перенаправление потоков. Наверняка есть люди, которые на эти потоки сядут и будут зарабатывать».

«Теперь правительство говорит, что это якобы условия евразийского экономического пространства. По-моему, эта отговорка шита белыми нитками и не выдерживает критики», — заключила Дмитриева.

В случае, если все-таки правительство прислушается к депутатам, то бюджет от этого только выиграет, уверены парламентарии. «Они только получат дополнительные доходы, тогда все таможенные доходы преспокойно придут в бюджет, компании будут работать в обычном режиме. На следующий год профит будет, если сохранить таможенные пошлины. А вот если не сохранить, то вполне возможно, что триллиончик и пропадет в серых и черных ямках», — предостерег Грачев.

«РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН НЕОДНОЗНАЧЕН ДЛЯ ЭКОНОМИКИ»

Тимур Нигматуллин — аналитик «Инвесткафе»:

— Проведение налогового маневра приведет к росту цен на нефть внутри страны и негативно отразится на рентабельности сегмента переработки. Однако рост цен на топливо будет ограничен уровнем около 10 процентов в год. Рост цен на бензин неоднозначен для экономики. С одной стороны, население получает стимул покупать более экономичные, новые автомобили, что стимулирует автопроизводителей. Также разгружается автомобильная инфраструктура, что снижает стоимость логистики для предприятий. С другой стороны, растут топливные расходы предприятий и населения в структуре общих расходов. Это снижает деловую активность. Вдобавок растет инфляционное давление.

От инфляции сейчас страдает население с самыми скромными доходами. Из-за санкций продуктовая инфляция достигла двузначных значений. Рост цен на бензин ее еще подстегнет. При этом у самых бедных 10 процентов населения расходы на продукты питания составляют почти 50 процентов от всех расходов (у 10 богатых — 15 процентов).

Анна Кокорева — аналитик «Альпари»:

— Рост цен на бензин означает рост издержек для бизнеса. В свою очередь, увеличение издержек будет заложено производителями в конечную стоимость товаров и услуг, а значит, вырастут цены. В итоге рост издержек и как следствие цен разгонит инфляцию. Однако увеличение цен на товары и услуги будет менее значительным, в зависимости от доли издержек на бензин в стоимости продукта.

Цель налогового маневра — увеличить налоговые поступления в бюджет РФ и сделать налоговый режим более мягким для нефтепереработчиков и нефтедобывающих компаний. Однако эффективность его очень спорная. Отказаться от маневра можно, но увеличивать доходы придется либо за счет курса, либо за счет иных налоговых маневров в других сферах.

Светлана Повикалова — начальник управления розничных продуктов Локо-Банка:

— Рост цен на бензин повысит себестоимость всех внутренних производств, в первую очередь сельхозпродукции, и постепенно на всех остальных в связи с тем, что логистика товаров подразумевает их доставку в точки продаж. Повышение себестоимости отразится в цене, и в конечном счете за это заплатит конечный потребитель. В связи с ростом стоимости продуктов первой необходимости — хлеба, зерновых, молочных и мясных продуктов — пострадают необеспеченные слои населения, средний класс. Из-за роста транспортных расходов пострадает бизнес, в первую очередь малый и средний.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (41) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    6.11.2014 08:31

    Вы меня конечно извините, но они что там на верху совсем чеканулись?

    • Анонимно
      6.11.2014 13:28

      Извините что под ТОПовым комментарием, но оч хочу получить ответ.Объясните мне пожалуйста, цены на нефть падают, доллар дорожает, за счет потери бюджета компенсируются. Разве нет?

  • Анонимно
    6.11.2014 08:37

    Если честно то статья правдивая,настоящий бензин
    евро-5 уже сегодня должен стоить более 45руб/литр.
    Всё не так просто в торговле нефтепродуктами.

    • Анонимно
      6.11.2014 09:03

      Отличный вывод! Пятерка!

    • Анонимно
      6.11.2014 19:13

      действительно, блестящий вывод - "должен", и все тут ...а Вы в курсе сколько стоит бензин, например, в Саудовской Аравии ?чтобы съэкономить Ваше время - ок. 4 рублей литр в пересчете на наши деньги, вода стоит дорожетак, сколько же "должен" стоить литр бензина у нас?

      • Анонимно
        7.11.2014 16:08

        Литр бензина должен стоить 100 рублей. Может у народа межушный нервный узел начнёт работать. Хотя надежды маловато.

  • Анонимно
    6.11.2014 08:38

    Подлецы-"государственники" решили-таки обесценить доходы населения в 2 раза любыми путями.П.с. Галочку надо поставить, не брать консультаций у аналитиков Инвесткафе.

  • Анонимно
    6.11.2014 08:45

    Нас жмут,а мы молчим.Значит можно еще подножать в виде нового имущественного налога и обложения бизнеса новыми сборами.Умерьте пыл господа провители а то все потеряетет когда народ озвереет от ваших налоговых маневров.

    • Анонимно
      6.11.2014 12:24

      Предел будет, когда рубль упадет ниже 75 за бакс, когда приставы будут работать в 3 раза эффективнее, малый бизнес на 50% уйдет в тень, уровень занятости населения заметно снизится, на гос постах будут те же сальные лица, бензин будет стоить 65р.Вот тогда ощущения в обществе, возможно, заерзают ..

  • Анонимно
    6.11.2014 09:01

    История развивается по спирали...

  • Анонимно
    6.11.2014 09:02

    Я был лучшего мнения о нашем Хане...

  • Анонимно
    6.11.2014 09:08

    Народ! это все расплата за Олимпиады, чемпионаты мира, дутые бюджеты и непомерные траты на госаппарат, бюрократию. Чудес не бывает. И санкции тут абсолютно не при чем. Жить стали хуже только потому, что не умеем считать деньги в своем же кармане.

  • Анонимно
    6.11.2014 09:14

    Складывается мнение, что в Правительстве РФ работает группа диверсантов. Либо люди, которые очень сильно оторваны от реальности.

    • Анонимно
      7.11.2014 00:32

      Точно! Враги государства! Нарочно захочешь, хуже не сделаешь. Такое впечатление, что все правители, министры, чиновники безмозглые, с 4-мя классами образования. А скорее всего, враги.

  • Анонимно
    6.11.2014 09:49

    Почему налог на транспорт тогда до сих пор не отменят.

    • Анонимно
      6.11.2014 10:16

      А зачем его отменять? Поднять его надо "по просьбам трудящихся"

    • Анонимно
      6.11.2014 10:25

      вряд ли его отменят. скорее повысят.а еще налог на имущество скоро получим с кадастровой стоимости.а по телеку во всем штаты виноваты.

  • Анонимно
    6.11.2014 10:16

    http://top.rbc.ru/economics/05/11/2014/545a2b2dcbb20f5618a6ea9d#xtor=AL-[internal_traffic]--[rbc.ru]-[main_body]-[item_1]

    • Анонимно
      6.11.2014 10:45

      Таблица бреда в конце статьи - это ваще о чем?

    • Анонимно
      6.11.2014 11:32

      Вот и ответ МСБ который сказал что при повышении налогов уйдет в нал.

    • Анонимно
      6.11.2014 13:10

      Марина Зайкова: «Мнение у нас прежнее: налоги должны устанавливаться централизованно, не нужно давать возможность для законотворчества на местном уровне», – говорит она. Чиновники на местах «дальше следующего года ни о чем не думают», в частности, о том, как развивать малый бизнес: «Все будут пытаться как-то выжить, заглушат даже то, что еще толком не выросло».- А ведь правда, именно такие у нас там "КАДРЫ". Дальше собственной кормушки не видят. Абзар

  • Анонимно
    6.11.2014 11:29

    Если хотят сделать бензин по 45- 50 рублей за литр, то сделайте тогда зарплату минимальную не меньше 50000 рублей в месяц, и пенсию не меньше 30000 рублей. И пора бы уж отменить транспортный налог!!!

  • кремень
    6.11.2014 11:30

    Повышение цен на топливо произойдёт. И не важно, будет нефть стоить 60 или 40 долларов за баррель. Эффективные и "удащливые" управленцы не хотят работать над снижением издержек производственного процесса.Пока народ терпит все манёвры будут производиться за счёт него...

    • Анонимно
      6.11.2014 12:22

      +1000, еще про цены на ЖКХ и безобразия в этой "карманной" сфере добавить"

      • Анонимно
        6.11.2014 13:04

        До них первый народ доберется ) они же ближе .. )) Приземления в мусорки в Укропии покажутся шуткой.

  • Анонимно
    6.11.2014 16:24

    Пару лет назад перед универсиадой, комментаторы на БО как один восхваляли власть и их успехи и то как они заботятся о нас, лишь несколько комментаторов (16%наверное)))) наперед говорили, что мы все за это многократно заплатим и за универсиаду и олимпиаду. Ну собственно вот и плата подоспела. Но это только начало, еще не бабахнуло. И очень обидно что из-за плохого базового образования мы имеем 84% населения неграмотного.

    • Анонимно
      6.11.2014 16:32

      Все эти универсиады, чемпионаты мира против народа. Это только руководство себя пиарит, тратя наши с вами деньги и создавая иллюзию благополучия.

  • Анонимно
    6.11.2014 19:19

    Все прожекты которые задумывались и частично воплотились в самом своём начале имели положительную идею но как всегда хромает исполнение. Строительство объектов универсиады создало много рабочих мест,люди начали заниматься спортом и тд Но вот почему получается реальности так:абонемент в спорткомплекс который построен на бюджетные деньги и для народа стоит дороже абонемента "планета фитнес"???,хотя последний частный коммерческий проект. И в других примерах тоже самое происходит. Наверное это система так устроена и одними указами,пламенными речами этого так просто не исправить ???

    • Анонимно
      6.11.2014 19:45

      Эти спортивные объекты уже сейчас не доступны для простого народа. А как только они потребуют деньги на ремонт этих объектов цена на входные билеты возрастет в разы. Так что Универсиада для татарстанцев ничего не дала, кроме затрат из нашего кармана.

      • Анонимно
        7.11.2014 16:09

        Греция провела олимпиаду и чуть не пустила ко дну евросоюз.

    • Анонимно
      7.11.2014 08:28

      Нам на первом курсе КАИ сказали старые умные дядьки: "Государство плохой собственник" и все это правило аксиома металл, другого нет. Думаю что вскоре пройзойдет следующее: скорее всего даже при высокой цене на абонементы в залы, вероятнее всего они не прибыльны, так как сейчас проходит первый этап приватизации этих обьектов, проходит приватизация прибыли, на соедующем этапе на выведенные по серым схемам деньги эти обьекты скупят близкие люди.

  • Анонимно
    7.11.2014 23:45

    Ну и что с того, что литр бензина скоро будет 60 или 70 р., а доллар будет 100 р., Ничего, затянем пояса, вспомним про скрепы. ЗАТОКРЫМНАШ!!!

  • Анонимно
    7.11.2014 23:46

    А чему вы все удивляетесь? Пора бы уже привыкнуть к этому нашему антинародному правительству. У них что ни указ, все сводится к очередному повышению цен. То новые налоги введут, то новые штрафы введут, то цены на все что возможно поднимут, пора бы ко всему этому привыкнуть уже. Они же о нашем благополучии заботятся. А то народ разбогатеет. Кто потом работать то будет?

  • Анонимно
    9.11.2014 13:18

    Все нормально бензин 70рублей,доллар80руб,газ10руб,электроэнергия10руб.Налог на имущество надо тоже поддержать.Кого выбераем то и будем иметь.Америка не пройдет!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль