Общество 
15.11.2014

«Стратегия-2030»: в поисках выхода из «ловушки бедности»

Действующая система социальной защиты в будущем может не выдержать столкновения с реалиями демографии

Одна из главных проблем в России и Татарстане состоит в том, что высочайшее имущественное неравенство не трансформируется в инвестиции, как это происходит в других странах, а соцподдержка направлена на лиц, «имеющих заслуги», а не на тех, кто нуждается в поддержке. Такое заявление сделала директор независимого института социальной политики Лилия Овчарова на прошедшем накануне в IT-парке круглом столе «Миграция, демография и социальная защита», организованном в рамках конференции «Татарстан-2030: человеческий капитал для экономики будущего». Конференция стала одним из этапов реализации проекта «Татарстан-2030», посвященного разработке стратегии социально экономического развития республики, которую сейчас ведет леонтьевский центр по заказу властей РТ.


460.jpg
Лилия Овчарова

НОВЫЙ «СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ»

Модератором круглого стола выступил доктор экономических наук Леонид Лимонов — генеральный директор АНО МЦСЭИ «Леонтьевский центр» и один из разработчиков «Стратегии-2030». Он представил собравшимся ведущих докладчиков — директора независимого института социальной политики (НИСП) доктора экономических наук Лилию Овчарову и ведущего научного сотрудника института демографии НИУ «Высшая школа экономики», кандидата наук, доцента Никиту Мкртчяна. Предметом обсуждения экспертов, принявших участие в дискуссии, стали проблемы привлечения в республику и совершенствования человеческого капитала как ключевого элемента инновационного развития, одного из ключевых элементов стратегии.

Доклад, представленный на круглом столе Овчаровой и подготовленный ею совместно с директором региональных программ НИСП доктором географических наук Натальей Зубаревич, носил название «Приоритеты политики социальной защиты и занятости в стратегии развития РТ». В своем выступлении госпожа Овчарова сосредоточилась на описании долгосрочных трендов в области социальной политики, обратив внимание на то обстоятельство, что в настоящее время социальная защита ориентирована на поддержку категорий населения, которые, что называется, «имеют заслуги перед обществом», а не на тех, которые нуждаются в поддержке, находясь в «ловушке бедности». Рано или поздно, нам придется сделать выбор в пользу той или иной группы, отметил докладчик. В своем выступлении директор НИСП подчеркнула негативный характер ситуации, когда высочайшее имущественное неравенство, наблюдаемое не только в Татарстане, но и в России в целом, «не трансформируется в инвестиции», как это происходит в других экономиках. Другими словами, нежелание «богатых» инвестировать оборачивается отсутствием рабочих мест для бедных.

Наталья-Зубаревич.jpg
Наталья Зубаревич

Отвечая на вопрос одного из участников круглого стола, обратившего внимание на характерную для России ситуацию существования «работающих бедных», качество рабочих мест которых неспособно обеспечить им приемлемый уровень жизни, Овчарова согласилась, что это действительно является проблемой, поскольку единственным действительно эффективным решением в этом случае может стать только радикальное сокращение низкооплачиваемых и малопроизводительных рабочих мест. Она также отметила важность реализации «социального контракта» между получателями социальных пособий и государством, контракта, в рамках которого прозрачные обязательства «должны нести обе стороны». Также директор независимого института социальной политики обратила внимание на тот факт, что из общего числа занятых в России (70 млн. человек), порядка 17 млн. не платят социальных взносов, что соответственно искажает официальную картину занятости и снижает эффективность планирования социальных программ. Вывод «из тени» этой части «самозанятых» представляет собой важную экономическую и социальную задачу. Гость заседания Рамиль Булатов, представитель общероссийской общественной организации «Российский экологический Центр» в Татарстане заметил в этой связи, что в настоящее время множество предпринимателей заняты поисками работы по найму, поскольку «потеряли надежду на успех в бизнесе».

ПОД ГРЯДУЩИМ ДАВЛЕНИЕМ НЕВЫПОЛНИМЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Практические аспекты демографической и миграционной политики в их приложении к реализации «Стратегии-2030» были изложены в докладе «Демографические и миграционные процессы в стратегии развития РТ», представленном Мкртчяном. На представленных им графиках прогноза численности татарстанцев в различных возрастных группах был очевиден разрыв между экспоненциальным ростом числа будущих нетрудоспособных получателей социальных пособий и плавной линейной функцией, иллюстрирующей рост числа налогоплательщиков, крайне незначительный. Очевидно, что в этом случае система социальной защиты столкнется с критическим давлением невыполнимых обязательств. Рецепты выхода из этой ситуации, по словам представителя ВШЭ, заключаются в активном привлечении в экономику мигрантов и реализации программ, позволяющим пожилым людям сохранять экономическую активность. В ходе выступления прозвучала реплика Овчаровой, о том, что производительность труда работников околопенсионного возраста очень высока.

Вопрос о мигрантах как таковых и выраженные сомнения в качестве такого человеческого капитала немедленно вызвали обмен репликами за круглым столом. В ходе беседы кроме юмористических предложений о срочном приглашении в республику высокооплачиваемых футболистов и хоккеистов, а также молодых миллионеров из Кремниевой долины, прозвучало важное замечание Мкртчяна, подчеркнувшего, что в настоящее время Россией исчерпан лимит притока т.н. «комплементарных» мигрантов, получивших образование в советское время и владеющих русским языком. Ставить вопрос о полноценной адаптации мигрантов нужно было 10 лет назад, заметил докладчик. Он также посетовал на излишнюю, по его мнению, «полицейскую составляющую» реализации миграционной политики.

Продолжая рассказ о необходимости создания привлекательных условий жизни в республике, господин Мкртчян призвал «не противостоять» тенденции на отъезд из Татарстана активной молодежи, ориентированной в первую очередь на Москву. Получив образование и жизненный опыт, развил свою мысль эксперт, эти люди могут вернуться в Татарстан, и в этом случае они будут представлять очень ценный человеческий ресурс, который будет крайне востребован. В традиционном вопросе о необходимости повышения рождаемости, в последние годы бывшего мейнстримом любого обсуждения демографических проблем, докладчик высказался очень осторожно. По его мнению, концентрация усилий на поощрении повышения рождаемости как таковой в ближайшие годы не даст результатов по объективным причинам. Гораздо перспективнее станет фокус на создании для матерей таких рабочих мест и условий труда, которые бы позволили им обеспечить полноценный уход за ребенком на протяжении длительного времени. Кстати, о важности социальной поддержки матерей говорила и Овчарова, поскольку, по мнению экспертов, в современных российских условиях рождение ребенка критично отражается на уровнях доходов семьи.

Присутствующие на заседании представители минтруда и «Росстата» обратились к экспертам с пожеланием получить от них более точные и детальные прогнозы численности населения и его демографической структуры, а также других показателей социальной ситуации, поскольку, по их мнению, «официальные цифры «Росстата», на которые опирались эксперты, «не совсем корректны». Сомнения чиновников вызвали высокие показатели рождаемости, низкие показатели безработицы и особенно — будущей продолжительности жизни татарстанцев, достигающие в прогнозе без малого 80 лет. Ведущий круглого стола Лимонов возразил, что в ходе реализации государственного проекта, эксперты-разработчики стратегии не могут пользоваться никакими другими данными, кроме «строго официальных». Комментируя желательность создания «точного» многофакторного прогноза демографической и социальной ситуации на 2030 год, эксперт деликатно заметил, что такого рода «детальный прогноз» на 15 лет вперед «не может носить научного характера». В ходе беседы госпожа Овчарова также обратила внимание на важность формирования глоссария стратегии, необходимого для того, чтобы все участники обсуждения и реализации проекта пользовались единой и понятной терминологией.

Итоги круглого стола подведены не были, поскольку участники договорились продолжить дискуссию в рамках конференции и в личном общении, сойдясь во мнении, что проблемы такого рода невозможно обсудить в рамках единственного заседания.

Справка

«Стратегия-2030» — разработка стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года ведется по поручению президента республики. Ее актуальность обусловлена необходимостью эффективного развития Татарстана, укрепления конкурентных позиций региона в России и мире в разрезе основных направлений межрегиональной конкуренции и основных межотраслевых экономических комплексов, а также стабильного роста качества жизни татарстанцев. Документ разрабатывается консорциумом во главе с ЗАО МЦСЭИ «Леонтьевский центр»

«Леонтьевский центр» — Международный центр социально-экономических исследований, был основан в 1991 году по инициативе мэра Санкт-Петербурга А.А. Собчака и лауреата Нобелевской премии по экономике В.В. Леонтьева. В настоящее время «Леонтьевский центр» функционирует как независимая исследовательская и консалтинговая группа, в состав которой входит ЗАО МЦСЭИ «Леонтьевский центр».

Независимый институт социальной политики (НИСП) создан на основе программы «Социальная политика накануне XXI века». Учредителями НИСП являются Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) — старейший в России социологический центр, имеющий опыт крупных исследований в области социальной политики как российских, так и международных и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) — учебный и научно-исследовательский центр, известный своими разработками в области экономических реформ в России.

Институт демографии НИУ ВШЭ (ИДЕМ) был создан в феврале 2007 года. ИДЕМ считает себя идейным правопреемником центра демографии и экологии человека (ЦДЭЧ), созданного в 1988 году в стенах АН СССР. ИДЕМ — научное учреждение, стремящееся прежде всего обеспечить фундаментальность своих научных разработок, совершенствование методологии исследований. Институт работает в тесном контакте с государственными структурами, формирующими и проводящими политику в тех областях социальной жизни, которые изучаются его исследователями.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (4) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.11.2014 12:25

    Переливание из пустого в порожнее. Во-первых, есть ли необходимость привлекать человеческий капитал в республику в отсутствии нормального инвестиционного климата? Затем, почему привлекать, а не совершенствовать человеческий капитал у себя в республике, создавая для этого условия. И в-третьих, ситуация в мире и в самой России столь кардинально меняется, что все эти мероприятия, запланированные не в этой реальности просто теряют смысл. Сейчас происходит смены парадигмы самого развития, а тут такие конференции. И опять таки с привлечением людей со стороны. Надо более активно проводить такие конференции, такие мероприятия чисто внутри республики, привлекая своих специалистов, а если их нет, то создавать условия, чтобы они появились у себя, а не привлекать варягов. Это хорошо, если они останутся тут и будут долгое время сопровождать свои предложения, воплощая в жизнь. Но как всегда бывает, поговорили, поучили, и обратно к себе. Толку от таких разговоров нулевой. Разве что для галочки. И в конце концов развивать республику нам, а не им. Упс

    • Анонимно
      16.11.2014 15:33

      Полностью согласен, Программу 1000-летия Казани мы делали сами. Если мы не можем в республике разработать собственную Стратегию, то тем более мы не сможем ее реализовать. Сейчас перед РТ и РФ стоит задача не Стратегиями развития заниматьс, а не выпасть из истории, найти ресурсы, модели, механизмы и главное умных людей для перехода на 6 технологический уклад вместе с развитыми странами, а не расписывать красивые Стратегии развития.

  • Анонимно
    16.11.2014 09:46

    О каких направлениях соц. поддержки вы говорите? Вы осознаете, что зарплаты молодых специалистов составляют 10, максимум 20 тыс. На такие зарплаты идут или преданные выбранной специальности молодые люди, или от безысходности. Работу ищут не по специальности, а где больше платят, пусть даже в конвертах. И рожать боятся, так как на пособие не проживешь с ребенком, а выйдя на работу с таким окладом на няню или садик платный денег не хватит, а какие у нас очереди в обычные садики все знают. В Германии, пособие на ребенка до 21 года ( если он к тому времени не работает) составляет 500 евро. Работающая молодежь с маленькими зарплатами должна поддерживаться государством, все мало оплачиваемые рабочие места не сократишь, там тоже кто-то должен работать. Работая не по специальности, молодежь теряет квалификацию, а потом говорим, что нет своих специалистов....Молодых мамочек просто не берут на работу, потому что боятся, что часто будут брать больничный, а работающих стараются правдами и неправдами сократить. Зато тратятся деньги на спортсменов, приглашенных консультантов, не на поддержку выпускников университетов. Да, есть те, кому просто корочку надо, но есть и те, кто хочет быть ПРОФЕССИОНАЛОМ В ВЫБРАННОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ. Знаю девушку которая работала продавцом и имела зарплату до 40 тыс., получив заочно профессию юриста ушла работать секретарем суда на 10 тыс., чтобы опыта набраться. Другая работая в крупной организации за зарплату 19 тыс. и понимая, что при такой зарплате ребенка себе позволить не может (как говорит - зачем нищету плодить), ищет более денежную работу. А вся соцзащита по российски - это профанация. Проведено на себе.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль