Культура 
17.11.2014

На фестивале Софии Губайдулиной прозвучал первый опус, созданный татарским композитором

А чемпионом второго концерта Concordia стал московский трубач

Государственный симфонический оркестр РТ под управлением русскоговорящего американца Гавриэля Гейне исполнил на фестивале современной музыки им. Софии Губайдулиной произведения Шенберга, Калимуллина, Бартока и Пахмутовой. Приглашенному из Москвы обозревателю «БИЗНЕС Online» Елене Черемных самой совершенной по исполнению показалась «Просветленная ночь» Шенберга, а самым любопытным — пахмутовский Концерт для трубы с оркестром. Впрочем, публику «зажег» и фрагмент «Венецианского карнавала» Паганини, сыгранный на бис трубачом Владиславом Лавриком.


«...ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ»

«Папа, ты видел, что трубач и играл, и одновременно дирижировал оркестром?» — спрашивала по окончании концерта маленькая девочка, которая тут же и напела папе нехитрую тему вариаций из «Венецианского карнавала» Никколо Паганини. Своим бисовым номером солист Российского национального оркестра Владислав Лаврик действительно завел оркестр и публику, которая чуть ли не стоячей овацией выпрашивала очередной фокус, на которые горазд заезжий виртуоз трубы, он же второй дирижер оркестра Михаила Плетнева.

В Москве имя Владислава Лаврика знают и по симфонической, и по современной афише. Солист и руководитель брасс-ансамбля Российского национального оркестра незаменим в самых неожиданных проектах. В частности, дирижировал, одновременно исполняя на трубе «роль» гения места Лефорта, предновогодней премьерой кантаты Петра Поспелова «Искатели жемчуга в Яузе» (2011). Дело было, как нетрудно догадаться, на сцене «Дворца на Яузе». Да и на Средней Волге этот трубач не впервые. Хотя, пожалуй, впервые в рамках одного вечера ему довелось солировать сразу в двух концертных партитурах. А сложность хотя бы в том, что сравнивать почерки Александры Пахмутовой и Рашида Калимуллина не представляется возможным.

«ТРУБНОЕ» КАК НАУКА И ЧУВСТВО

Текст Пахмутовой, Концертом для трубы с оркестром в 1956 году завершавшей аспирантуру Московской консерватории, сконструирован из всего узнаваемо рахманиновского и всего узнаваемо пахмутовского так же натурально, живо и плотно, как, собственно, будет конструироваться и все еще ненаписанное этой гранд-дамой советской музыки. Мы-то знаем, как велико ее наследие, где одинаково значимы и ритм песни «Погоня», и симфонический мелодизм вроде явленного песней «Нежность» в саундтреке к кинофильму «Три тополя на Плющихе».

В Казани пахмутовский Концерт для трубы услышали в редакции 1972 года, сделанной выдающимся трубачом Тимофеем Докшицером. Но куда важнее оказалось представить и понять, на каком природном чувстве оркестра стояло профессиональное воспитание главного в СССР «композитора-песенника». Ну и, конечно, восхититься здравостью и естественностью ее слуха, со студенческих лет искавшего в знании тембров и их комбинаций крепкую, надежную опору. Всего этого как раз не хватило Концерту для трубы и фортепиано Рашида Калимуллина, чей опус 2008 года, скорее, показался свидетельством какой-то бытийной измученности композитора, нежели профессиональным решением поставленной им для двух концертирующих инструментов задач.

Вероятно, сыграло роль первое образование Калимуллина: бывший баянист несколько противоестественно насытил партию духового инструмента — трубы — каким-то мышечным, а не дыхательным содержанием. Что касается солирующего фортепиано, то ему, похоже, просто не хватило самостоятельно тематизма. Дублируя действия оркестра, фортепиано непроизвольно выбыло за грань значения, необходимого второму «соревнующемуся» инструменту.

Впрочем, нехватку соревновательного по завершении калимуллинского опуса компенсировали громкие, прямо-таки стадионные крики «браво». Да и то сказать: на фестивале Concordia-2014 это был первый опус, созданный татарским композитором. Вопрос о том, пишут ли другие местные композиторы симфоническую музыку, как раз логично было бы задать Калимуллину по той очевидной причине, что именно он и является главой союза композиторов Татарстана.

Владислав Лаврик
Владислав Лаврик

ГРАНИЦЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Еще два сочинения — «Просветленная ночь» Арнольда Шенберга (в оркестровой авторской версии) и Концерт для скрипки с оркестром № 2 Белы Бартока (солировал Валерий Соколов) — волей-неволей подвели нас к определению границ современной музыки, представляемой казанским фестивалем им. Софии Губайдулиной. Все-таки это музыка ХХ века и то немногое, что паровозиком пристраивается к ней из написанного в веке ХХI. Собственно, примерно так же строится курс «современной музыки» в училищах и консерваториях, где советское и современное ему зарубежное пока еще не мыслят в исторически отлежавшихся категориях, потому и называют «современным».

Дискуссия дискуссией, но стоит признать, что Казань все же не так давно в филармоническом формате потребляет того же Шенберга. Стало быть, планку качества на фестивале современной музыки в местном контексте способен задать тонус исполнения даже ранних сочинений этого нововенца. Так вот при том, что «Просветленная ночь» уже звучала на фестивале Concordia в 2011 году, нынче под управлением работающего в Мариинском театре Гавриэля Гейне она, кажется, не потеряла ни явленного уже тогда модернистского аромата, ни тембровой пластики, к слову, доставшейся Шенбергу от позднеромантической Вены.

Таким образом, в объеме исполняемого ГСО РТ, похоже, формируется нишевое пространство, которое со временем можно доукомплектовать пряными партитурами Рихарда Штрауса, неизвестными в Казани Циммерманом или музыкой шенберговых учеников — Веберна и Берга. Глядишь, и фестиваль Modern в городе, где предостаточно архитектуры одноименного стиля, «вызреет». А это значит, что произойдет селекционное уточнение «современной музыки». Следовательно, у новых татарских композиторов — местных или многочисленных зарубежных — появится желание громче заявлять о себе в рамках фестиваля Concordia.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (9) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.11.2014 08:28

    Комда на фестиваль мы услышым творения татарских композиторов Масгуды Шамсутдиновой, Резеда Ахияровой, Шамиля Тимербулатова и других? Рустем Магдеев

  • Анонимно
    17.11.2014 11:01

    Главе татарских композиторов похоже, важнее, чтобы играли его, а не других. - Хороший глава))))

  • Анонимно
    17.11.2014 11:24

    Конечно, это не первый опус татарского композитора, а "первый" опус татарского композитора.

  • Анонимно
    17.11.2014 12:40

    Музыкальный процесс, похоже, остановился и застрял в прошлом веке...

  • Анонимно
    17.11.2014 23:11

    Явно пахнет ЗАКАЗУХОЙ. Статья Елены Черемных напоминает статью из "желтой прессы". Помню Вас еще до газеты "Бизнес-онлайн",с тех пор Вы далеко не ушли....Для того,чтобы писать на профессиональном уровне,Вам надо было окончить консерваторию,а не ограничиваться музыкальным колледжем.Видимо сил не хватило...Что касается исполнения других татарских композиторов..В первую очередь на Concordia, были исполнены Шамиль Тимербулатов,Масхуда Шамсутдинова,Анатолий Луппов,Елена Анисимова. Репертуар для Concordia подбирает не Союз композиторов,а организаторы фестиваля.Что касается концерта для трубы,он написан по заказу известного московского трубача В. Лаврика,который исполнял его многократно на разных сценах. Если бы его этот концерт не устраивал,то музыкант такого уровня просто не стал бы исполнять его ,даже однократно.Инициатива исполнения этого концерта в Казани принадлежит В.Лаврику,а не Рашиду Калимуллину. В этом проекте Р. Калимуллин выступал как композитор,а не как председатель Союза композиторов. И не надо путать хрен с редькой.Что касается публики... народ не обманешь,а стадионные крики "браво"- это благодарная реакция публики на "Концерт для трубы и фортепиано с оркестром " Р.Калимуллина. Автор статьи пытается все очернить и перевернуть в ног на голову.В Вашу бытность,когда Вы писали о других творческих людях,также всегда был только негатив.Что касается моей работы как председателя Союза композиторов..только за последние 2-3 месяца,организовано более 10 концертов из произведений татарских композиторов,в том числе три симфонических.Хотел бы поблагодарить наш замечательный симфонический оркестр и маэстро А.Сладковского за их большую работу.композитор Рашид Калимуллин

    • Анонимно
      18.11.2014 17:13

      К сведению рассерженного комментатора: музыкальный критик Елена Черемных (Москва) окончила Московскую государственную консерваторию в 1986 году. 8 лет работала музыкальным обозревателем издательского дома "Коммерсант" (Москва), автор множества публикаций об академической музыке в других федеральных СМИ ("Ведомости", "Известия", "Газета", "Российская газета" и др). Член экспертного совета российской национальной театральной премии и фестиваля "Золотая маска". В интернете множество ссылок на ее публикации и выступления.

  • Анонимно
    18.11.2014 23:25

    Как странно, что композитор помнит меня - Елену Черемных при очень странной оговорке, что я куда-то "недалеко ушла" от тех памятных ему времен, когда я стала публиковаться лишь на основе образования,полученного в казанском музыкальном колледже. То, что я училась в Казани - чистая правда, поскольку в той же Казани я и родилась. и росла и воспитывалась в ДМШ №! , а затем и в Училище, которое колледжем в годы моего обучения в нем (1977-1981) ну никак называться не могло. ))))Должна уверить г-на Калимуллина, что последние 35 лет обретаясь в Москве, я ни разу не имела счастья лично познакомиться с г-ном Калимуллиным лично, хотя и наслышана о нем от его (и, простите уж, моих) московских коллег. Впрочем, не нормально ли людям искусства понимать, что бывают партитуры удачные, а бывают и - нет Так стоит ли так страдать по поводу реплики 52-летнего московского критика, которому "трубный" Концерт Пахмутовой искренне понравился больше двойного (для трубы и фортепиано) Концерта г-на Калимуллина.))))) С уважением, Елена Черемных.(Прошу прощения, что авторизоваться на сайте терпения не хватило. - Была обескуражена несуществующей "радостью узнавания" со стороны г-на Рашида Калимуллина.)))))

  • Анонимно
    19.11.2014 03:43

    О 17. 13.По моему вполне корректная справка - ответ "рассерженному комментатору" то бишь Р.Калимуллину. Статья Черемных вполне профессиональна и общедоступна.Музыка пишется не для членов "союза компов", а для гораздо более широкого круга лиц.Что касается того как надо отмечать заслуги, а главное как реагировать на их оценку другими, показала нам легендарная Александра Пахмутова во время проведения её юбилея.Считаю ее поведение эталоном интеллигентности с элементами юмора и самоиронии.Что касается критических высказываний в адрес Калимуллина, то не надо отрицать его заслуг не только как композитора но и скажем так "менеджера" музыки.Он вполне достойный преемник легендарного Н.Г.Жиганова на этой стезе.

  • Анонимно
    23.11.2014 15:25

    Нет сомнений, что это Заказуха. Удивительно, закончив в Казани музыкальный колледж( музыкальное училище) и Московскую консерваторию, являясь уже столько лет музыкальным критиком, автор пользуется в оценке произведений композиторов терминами - "нравится", "не нравится". Это нормально для слушателей музыки, но не для музыкального критика. И раз уж автор употребил эти слова, то , тем более, как музыкальный критик, нельзя навязывать свое мнение слушателям. Каждый слушатель волен выбирать то, что ему нравится. Высказывания автора стравливают меня и А. Пахмутову, с которой у меня хорошие, дружеские отношения. Самое простое- это "лить чернила". Коль уж Вы позиционируете себя "известным музыкальным критиком", была бы большая польза , если бы Вы поднимали проблемы культуры в России, в Татарстане. Вы ведь , наверное, знаете, что по всей России закрываются музыкальные школы. Совсем недавно , чудом удалось сохранить знаменитую музыкальную школу им. Мясковского, в Москве. Предлагаю Вам не бодаться, а , встретившись за круглым столом, обозначить проблемы в культуре и вместе их решать.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль