Культура 
19.11.2014

Нури Мустафаев: «Что это за страна такая, которая не хочет сохранить тончайший пласт народных умельцев?»

За последний год Россия лишилась 500 предприятий народных художественных промыслов

После жарких баталий Госдума приняла накануне во втором чтении законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, который ввел муниципальные сборы только для торговли вместо запланированных первоначально 22 видов бизнеса. Скандальный законопроект вызвал шок и возмущение у бизнес-сообщества, которое восприняло документ как смертельный приговор. В ходе своей двухчасовой интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» генеральный директор центра развития народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан Нури Мустафаев рассказал о том, как проходили баталии вокруг этого законопроекта, что он думает по поводу существующей системы господдержки, а также раскрыл некоторые любопытные подробности своего недавнего назначения главой ассоциации предпринимателей Республики Крым и Севастополя.


Нури Мустафаев
Главной причиной бедственного положения народных промыслов Нури Мустафаев считает безоговорочную капитуляцию местных мастеров перед китайскими подделками

«ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ПОДДЕРЖКА ТАКАЯ?»

Ситуация в области народных художественных промыслов и ремесел в России и так катастрофическая — с начала 2013 года безвозвратно прекратили работу более 500 предприятий из порядка 3,8 тыс. существовавших. А всего несколько лет назад их было не менее 5 тысяч.. Такие цифры привел Нури Мустафаев на заседании комитета по культуре Госдумы в минувший понедельник, на котором решался вопрос о будущем народных промыслов. Он назвал эту статистику «страшными цифрами». «Получается парадокс — президент России поддерживает художественные промыслы, правительство России тоже поддерживает, а промыслы умирают! Что же это за поддержка такая, если мы в окончательном результате видим гибель традиционных художественных промыслов и ремесел?» — возмутился генеральный директор Центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ.

В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» Мустафаев рассказал про пять мер, которые он предложил депутатам Госдумы законодательно утвердить для спасения народных промыслов. Во-первых, снизить и заморозить для них на долгое время тарифы на энергоносители. Во-вторых, полностью освободить от налогов и взносов. «5 миллиардов рублей, которые сейчас приносят в виде налогов федеральному бюджету народные промыслы, — это даже не капля в море», — отметил он. В-третьих, Мустафаев предложил сделать бесплатным участие во всех федеральных и региональных выставках народного творчества. В-четвертых, он предлагает создать единый орган в правительстве, который бы занимался исключительно развитием народных промыслов, считая, что в настоящее время происходит как в поговорке — «у семи нянек дитя без глаза». И наконец, он предлагает учредить при президенте или премьер-министре России совет по народным промыслам.

КИТАЙСКИЙ ШИРПОТРЕБ ПРИГОВОРИЛ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПО ВСЕМУ МИРУ?

Главной причиной бедственного положения народных промыслов Мустафаев считает безоговорочную капитуляцию местных мастеров перед китайскими подделками.

«Ручной труд априори в несколько раз дороже штамповки из дешевых материалов. Но оказывается, что главный покупатель народных промыслов — туристы — не делают особых различий между тюбетейкой, расшитой по всем правилам древнего искусства татарскими мастерицами, и китайскими аналогами. Тем более что на внешний вид их довольно трудно различить непрофессионалу. В этих условиях определяющим фактором становится цена товара», — рассказал он.

Впрочем, по словам Мустафаева, это проблема не одного Татарстана. Во всем мире туристы покупают сувениры, сделанные в Китае, — будь то на вершине Эйфелевой башни или у пирамиды Хеопса.

В этих условиях, по мнению Мустафаева, лишить мастеров народных художественных промыслов господдержки означает уничтожение того, что отличает один народ от другого, одну территорию от другой.

«Что это за страна такая, которая не хочет сохранить тончайший пласт народных умельцев? Ну чем мы еще отличаемся от той же самой Европы? Я понимаю, что в Европе объективные обстоятельства — негры, китайцы, которым совершенно наплевать на национальную культуру Франции или Англии. Они не адаптируются там, создают свои кланы, свои группировки, диаспоры. Вы думаете, они будут поддерживать великую французскую культуру? Да никогда в жизни!» — сокрушается он.

100 МАСТЕРОВ НА ВЕСЬ ТАТАРСТАН

В 2002 году, когда Мустафаев организовал в республике Палату ремесел, в ней было 48 членов. На сегодняшний день — 480. Из них настоящих мастеров, которые проработали в отрасли не менее 15 лет и создают изделия высокого художественного достоинства уровня «хоть сейчас в музей» не более сотни. Особенность татарстанской методики поддержки народных промыслов и ремесел в том, что господдержка оказывается точечно именно мастерам, чтобы они могли увеличить свой ассортимент и масштаб деятельности, чтобы могли вывезти и показать миру свои произведения. Впрочем, объем господдержки очень скромен — в последние годы распределяется всего 3,8 млн. рублей в виде грантов, которые по конкурсу достаются 12 - 15 мастерам. Правда, власти Татарстана эпизодически подбрасывают еще заказы в виде поставок эксклюзивных сувениров для гостей республики.

«Мы в Татарстане не потеряли ни один промысел, но мы не развиваемся — нет смысла. Что-то подобное всегда можно намного дешевле найти в Китае», — констатировал он.

ПОДАРОК ИСХАКОВА

Вторая часть интервью Мустафаева была посвящена осуществлению его давнейших планов по созданию единого центра ремесел и города мастеров. Гость редакции рассказал грустную историю о тщетных поисках инвестора для строительства здания центра ремесел на участке за «Детским миром», который ему выделил в свое время еще Камиль Исхаков на срок до 2029 года. По словам Мустафаева, инвесторы готовы были вложить необходимые 120 - 130 млн. рублей в проект, однако их отпугивает статус ГБУ «Центр развития народных художественных промыслов и ремесел РТ». «Они боятся, что государство отберет здание, которое будет построено за их деньги», — пояснил он. Сейчас Мустафаев за свой счет платит аренду участка, не получая с него никакого дохода. Более того, казанский муниципалитет через суд пытается вернуть участок.

Тем не менее Мустафаев не отказался от идеи создания Города мастеров. Тем более ежегодно республика тратит десятки миллионов рублей на создание городка для очередного Сабантуя. Проблема в том, что эти дома бутафорские и не переживают зимы. Мустафаев предлагает потратиться один раз, зато надолго. Правда, и здесь все упирается в земельный участок.

big_IMG_1599.jpg
«Ручной труд априори в несколько раз дороже штамповки из дешевых материалов»

ВОЗВРАЩЕНИЕ В КРЫМ

Отвечая на вопрос журналистов «БИЗНЕС Online», Мустафаев рассказал о своих крымско-татарских корнях, о том, что после смерти отца он возглавил многочисленный род Мустафаевых, проживающий в Крыму. Он поделился своими наблюдениями о том, что представлял Крым под управлением Украины и том, как отреагировали крымчане на новые российские порядки.

«В свой майский приезд мне пришлось пять часов безостановочно убеждать своих родственников, что переход под российскую юрисдикцию станет для полуострова благом. До этого они были негативно настроены по отношению к России. Сказывалась украинская пропаганда и историческая память о высылке с родины», — рассказал он.

Мустафаев рассказал о подготовке к учредительному съезду ассоциации предпринимателей Крыма и Севастополя, о том, как неожиданно для него самого крымчане выбрали его на должность руководителя и о том, как на это отреагировали власти Татарстана.

Подробнее об этом и многом другом читайте в полной стенограмме интервью, которая будет вскоре опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (38) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • C'v
    19.11.2014 11:11

    Может быть ГД РФ и Правительство РФ это структуры враждебной страны, которые хотят экономически уничтожить страну?

  • Анонимно
    19.11.2014 11:24

    Нужно приехать в Кукмор и посмотреть: тут тысячи людей катают валенки вручную, вяжут платки, носки шерстяные, дубленки делают, организована продажа, поставки сырья и т.д. Не это ли народные промыслы? Конечно, до уровня сувенира большинство этих товаров не потянет, но ведь задача такая перед ними не стоит. При желании, умельцы могут изготовить и товары сувенирного качества

    • Анонимно
      19.11.2014 12:22

      Отталкиваясь от вашего комментария можно дать совет Нури Амдиевичу пролоббировать вопрос создания на базе Центра развития промыслов Агенства(Департамента) местной промышленности. Где структура Центра промыслов будет подразделением. Вот в такой форме можно нормально заниматься и делами типа Кукморских ваяльщиков.

  • Анонимно
    19.11.2014 14:56

    Нури Амдиевич хорошо работал по Челнам в начале 2000 по поддержке предпринимательства. Помним, спасибо Вам! Думаю с Крымом и Севастополем тоже получится.

  • Анонимно
    19.11.2014 15:12

    У меня такое ощущение, что Госдуме и правительству коренные народы и русские, в том числе, кажутся "лишними" в РФ. Они хотят ,чтобы были манкурты как в сша. А какой нации это выгодно и так все знают.

    • starr
      20.11.2014 14:27

      Это не ощущение - это политика нашего государства (не страны и народа). Всё идет к тому, что мы - россияне без национальностей. Это и хорошо и плохо одновременно...

  • Анонимно
    19.11.2014 15:18

    Где можно купить кукморские валенки?

    • Анонимно
      19.11.2014 15:35

      Московская,31 цоколь бизнес центра \"7 слонов\".фирменный магазин

  • Анонимно
    19.11.2014 15:27

    НИ ЧЕГО НЕ ПОМОЖЕТ,ДЕНЬГИ НАРОДНЫЕ НЕ ТРАТЬТЕ!!!,уж если крестьяне стараются ВМЕСТО РУССКОЙ ПЕЧИ(маржи),поставить котел с алюминиевыми радиаторами, и носить пуховик,а на работу еврофуфайку)),при этом ложа под ноги в дом фенольные ковры(на другие денег нет!),ставя мебель опять же из фенольного МДФа с ЛДСП,вместо натурального дерева(городские научили!)),то эти народное творчество и промыслы ни к чему!А дешевле китая они не будут ,ДАЖЕ ЕСЛИ ОН КОПИЮ СДЕЛАЕТ СТОПРОЦЕНТНУЮ))А вот на пищевых народных промыслах---ЭТО ДА,их творят почти в каждом 10-м сельском доме..!(хлеб на длительной закваски или на лесном хмелю В ДРОВЯНОЙ ПЕЧИ;медовуха годовая и первагон фруктовый,моченые яблоки,бекон и сало копченое на яблоне или груше,рыба озерно-речная под различным соло-вялением,настоящая квашеная капуста для щей(не в уксусном маринаде супермаркета,а под своей молочной кислотой) и т.д...)

  • Анонимно
    19.11.2014 15:39

    Национальные татарские тапочки раньше носили сами и в подарок возили как подарки в Москву и в прибалтику. Цены были разумные. И всем очень нравилось. Кожаные, мягкие, удобные и красивые!!!А сапоги- чудо! Но цены сейчас не реальные, да и качество не то уже. К сожалению.

    • Анонимно
      19.11.2014 15:46

      Татарские тапочки очень удобные. Вот их и надо рекламировать и продвигать на рынке товаров.

      • Анонимно
        19.11.2014 16:33

        Точно. Завалим весь мир тапочками. У кого то эппл а у нас тапочки. Эх разбогатеееем!

      • Анонимно
        20.11.2014 18:58

        Да, удобные о красивые. И тапочки, и сапоги узорчатые. И как их много было, такое разноцветье, разнообразие... Жаль, машины времени нет вернуться в прошлое, в "Дом обуви"...

  • Анонимно
    19.11.2014 15:50

    всё настоящее нереально дорого. а ширпотреб - китайский!!! ассортимент сувениров очень скудный. нечего кроме кружек, тарелок и магнитов предложить. ну что? кружки с изображением мечети Кул Шариф, кот казанский, ну парочка сумок с национальным орнаментом - всё.Почему бы не сделать сахарницу, маслёнку, чашки - с ярким татарским орнаментом? ну подумайте, вы же умницы!!!!! в гости в другие города нечего везти

  • Анонимно
    19.11.2014 18:47

    А проблема-то серьезная. С потрей народного творчества можно потерять свою самобытность. Осознав это Узбекистан, например, закрыл свой рынок от китайских поделок и сохранил производство гончарной глиняной посуды и кое-что другое. Самое интересное, что в республике куча органов власти, которые по идее должны бы поддерживать народных умельцев, тем более, что их - настоящих осталось немного.Это - Минкультуры, Минпром, Минобр, муниципалитеты. Где они?

  • Анонимно
    19.11.2014 21:54

    Если мы потеряем то , что нам оставили наши предки... Они собирали и сохраняли . Без прошлого мы ни что.

  • Анонимно
    19.11.2014 22:27

    Народные промыслы. Традиции, мастерство, самобытность развивали и сохраняли из века в век , от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Искусство, проверенное многими поколениями дошло до нас. Это ЧУДО !!! А мы одним махом его на помойку. Баумано завалено китайским барохлом. В Казани только 4 магазина в которые можно зайти за подарком или привести туда гостей ищущих не Китай.

    • Анонимно
      19.11.2014 23:40

      Назовите, пожалуйста, эти четыре магазина. Страна должна знать своих героев.

      • Анонимно
        21.11.2014 00:04

        Мы, конечно, не в Казани, но у нас из Китая только свистушки. И то только пока. Остальное все сделано нашими местными руками и руками дружественных мастерских, которым сбыт нужен. И мы не герои. Нам за Державу обидно. И, кстати, именно у нас сделаны самые маленькие в мире чайник, горшок, ваза, выполненные на гончарном круге из гончарной обычной глины. На эксперта из книги Гиннеса денег жалко (40 тыс.руб+дорога). Так и лежит это,якобы бесценное добро в мастерской на полке. Остров-град Свияжск. Гончарная мастерская Конного двора.

        • Анонимно
          21.11.2014 11:42

          Пожелание - дождаться помощи властей Татарстана. Молодцы!

    • Анонимно
      20.11.2014 09:14

      и три из них принадлежат протеже Мустафаева, а четвёртый наверное владелице кота казанского? Плохо Вы знаете сувенирный рынок, раз ограничены четырьмя магазинчиками.

      • Анонимно
        20.11.2014 10:15

        Холодные, бездушные сувениры не интересны, даже если они сделаны безукоризненно, роскошно. Изделие должно завораживать, душу греть, а не такое, что скоро надоест и можно выкинуть не жалея. Работы выполненные самим автором такие ( а не нанетыми работниками) . Настоящие народные промыслы такие

  • Анонимно
    20.11.2014 01:44

    да ладно сувениры, у нас свой Андрей Каримов есть, интересно? Мне - татарину, нравится как он сохраняет и продвигает русскую культуру ( в тч и промыслы). а у нас кто-нибудь схожий есть?

  • Liko
    20.11.2014 03:32

    Здесь есть вот какая деталь. Национальные ценности - это тот пласт, без которого нельзя построить ту систему государственного порядка, которая необходима для развития. Характерно, что люди не потерявшие ценности и дела организованы, и работящие, и порядок дома. Это, конечно, не Германия, но предпосылок очень много в отличии от манкуртовщины и всякой алкашни без роду и племени. А мы пытаемся это все получить вместе со жвачкой и импортным марсом. Что-то сильно не дорабатывают в этом направлении власти. Причем это местные власти. Вопрос крайне серьезный. Прививать ценности это вам не прожекты по распилу реализовывать.

  • Анонимно
    20.11.2014 07:36

    Хорошая, своевременная статья. Очень жаль, что многие хорошие мастера сами способствуют проникновению "дешевенького Китая" в нашу страну. Торгаши китайской сувениркой часто маскируются под ремесленников и проникают во все места, предназначенные мастерам. Даже на льготные площади самих мастеров, расположенные в самых "вкусных" местах, где туристов больше. Самое обидное, что очень скоро эти торгаши "китайщиной" начинают выдавливать с этих мест и самих мастеров, допустивших их на эти места, начинают влиять на других мастеров, находящихся рядом и откровенно смеяться над ними - мол де вы не умеете вести бизнес, смотрите как я. Все это очень негативно влияет на морально-духовный климат мастерового братства, особенно на начинающих мастеров, которых торгаши милостиво обучают своим махинациям взамен на рабское прислуживание.Если ситуация не изменится, может случится бунт мастеровых ремесленников и это естественно. Медведь и шакал не смогут долго находиться на одной территории...

  • Анонимно
    20.11.2014 10:27

    Летом повела своих гостей по Баумана за сувенирами. Опозорилась. К счастью в Кремле нашли Потрясающий салон- магазин с татарской узорной кожей ! Восторг !

    • Анонимно
      20.11.2014 11:07

      80% сувенирных магазинов на Баумана принадлежат крупнейшему импортёру китайско-татарских сувениров Сергею Вдовину, этим и объясняется однообразие и скука.

      • Анонимно
        20.11.2014 18:56

        80% сувениров в таких точках должно быть произведено в Татарстане. Обязать законом на уровне республики, а 20% - так и быть, пусть будут китайскими. Вот и выход, вот и решение.

  • Анонимно
    20.11.2014 11:44

    Теперь понятно почему на Баумана все одно и то же . Похоже туда другие пробиться не могут, а это лицо нашего города!

  • Анонимно
    20.11.2014 11:50

    Хотела девочке купить татарский костюм, платье, жилетик, калфак, сапожки с вышивкой, украшения татарские. Не нашла!!!!! Где все это можно купить? Или ни где? Я в Татарстане ?

  • Анонимно
    20.11.2014 11:57

    Летом можно было в Кремле на против Кул Шариф у мастеров купить очень шорошенькие штучки ручной работы. Правда Китай там тоже был. А куда сейчас идти? Где можно купить изделия народных промыслов? Мастера работают?

  • Анонимно
    20.11.2014 13:08

    Начать надо, наверное, с инвентаризации того, что есть в наличии в сфере нац. промыслов: виды производства, мастера, потребности и т.д.

    • Анонимно
      20.11.2014 13:45

      Какое "начать"?! Двенадцать лет существует Палата ремесел, где результат?

  • Анонимно
    20.11.2014 13:51

    Есть, есть потребности!!! Очень нужно! И тапочки татарские и одежда не арабско- турецкая, а наша с, с вышивками , оборочками, чтобы мы были не похожи на кули закутанные в пыльные безликие тряпки! И вообще этнические вещи из моды ни когда не выходят. Я верю , что мастера есть, и их надо поддерживать .

    • Анонимно
      20.11.2014 16:57

      ... и национальная одежда должна шиться из натуральных тканей, добавлю.

  • Анонимно
    20.11.2014 17:43

    Я мастер народных промыслов. Работаю давно. Информации к потенциальным покупателям доходит очень мало. До сих пор люди удивляются - а разве у нас такое могут? Умеют? А мы давно искали.

    • Анонимно
      20.11.2014 18:59

      Должен быть единый ресурс республиканский, где собрана и представлена такая информация.

  • Анонимно
    20.11.2014 19:42

    Совершенно верно! Информации ноль! В музей зайдеш , посмотриш на эту красоту и хочется купить такое. В киосках при музеях одно убожество. Там должны быть копии музейных экспонатов, работы мастеров народных промыслов.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль