Общество 
23.11.2014

Галина Кириллович: «У Звягинцева французов поразило, насколько много нужно водки, чтобы залить беспросветную реальность»

Во Франции можно посмотреть любое российское кино, от «Левиафана» до «Елок 3»

Премьера Каннского лауреата, картины Андрея Звягинцева ожидается в России только в следующем году, аккурат к церемонии американской киноакадемии «Оскар», где «Левиафан» посоревнуется в категории «Лучшая картина на иностранном языке». Тем не менее по Франции по всей стране идут клубные показы данного шедевра, который уже снискал критику министра культуры РФ Владимира Мединского. Казанская журналистка Галина Кириллович, ныне живущая во Франции, понаблюдала за реакцией местной публики на предложенную российскую действительность. В своем очередном материале, написанном специально для «БИЗНЕС Online», она рассказывает, на каких фильмах формируется взгляд на Западе о России и почему даже положительные герои «Левиафана» на иностранцев произвели негативное впечатление.

СОВРЕМЕННОЕ «НА ДНЕ»

Как все мы знаем, фильм получил приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий, однако ажиотажа в кинотеатре я не заметила. Зал был заполнен менее чем наполовину, хотя билеты на клубный показ дешевле. Билет стоил 5,5 евро, а обычно цены колеблются от 6,5 до 11 - 12 евро. Возможно, причина этого в опубликованных рецензиях, где совершенно справедливо было написано, что фильм проблемный и тяжелый. История о том, как коррумпированный мэр, положив глаз на дом (вернее, на участок, где находится дом) главного героя фильма — автомеханика Николая, которого играет Алексей Серебряков, всеми правдами и неправдами пытается заполучить эту землю, заинтересовала в основном тех, кто действительно интересуется Россией. Но картина произвела на французов удручающее впечатление.

И дело не только в бессилии рядового россияина перед властью (ситуация усугубляется еще тем, что градоначальник вышел из «братков» и руки у него по локоть в крови), а для Франции это нонсенс. Все гораздо хуже. Симпатии, как заметил по окончании просмотра мой муж, не вызывает никто из персонажей. Даже те, кто и юридически, и морально правы.

Николай слишком много пьет, выпив, буйствует. Примерно так же ведут себя и всесильный мэр, и другие герои фильма. Бесконечно льющаяся на экране водка, которую все, включая женщин, заливают в себя стаканами, произвела на французов едва ли не большее впечатление, чем сам отъем собственности, а, по сути, банальный грабеж. Не случайно наш знакомый, прочитавший немало русской классики, заявил, что Звягинцев снял современный вариант пьесы Горького «На дне». Сравнение, может быть, и не совсем корректное в сюжетном плане, но точно отражает впечатление от показанных в фильме российских реалий.

РОССИЯНЕ «ГЛОТАЮТ» ПУТИНА, КАК КОГДА-ТО СТАЛИНА

Кстати, журналисты, писавшие рецензии на фильм Андрея Звягинцева, не только обратили внимание на бесконечное распитие русскими водки, но и увидели в этом определенный символ. Например, рецензия на сайте téléfama.fr характеризует стычку мэра с Николаем как «гротескный поединок», где оба персонажа «пьяные и пропитанные водкой». «В фильме Звягинцева алкоголь заменил кровь в жилах его соотечественников, — образно написал Пьер Мюра. — Все пьют с утра до вечера, молодые и старые, мужчины и женщины. Они топят в водке дискомфорт и угрызения совести». Поспорить с этим трудно. Так или иначе, рыльце в пушку у всех героев фильма, хотя и по разным причинам. Да и вообще, как заметил один из зрителей, можно запить просто от той беспросветной жизни, которой вынуждены жить все эти люди.

Нашлось в рецензии место и политике: «Россияне, герои «Левиафана», как и их любимый алкоголь, глотают свою посредственность, глотают Путина, как ранее Сталина». Упоминание президента в статье не случайно. Его портрет висит над рабочим столом мэра, и показывают этот портрет крупным планом. Да и сам Левиафан с подачи Томаса Гоббса уже давно стал символом государственной машины. С другой стороны, изображение главы государства нормально для кабинета любого чиновника, совсем не обязательно искать в этом какой-то подтекст.

«НЕБЕСНЫЕ ЖЕНЫ» ДЛЯ ПОДРОСТКОВ БЕСПЛАТНО

Возможно, зрители могли бы воспринять фильм даже более эмоционально, но помешал неудачный перевод. Фильм шел на русском языке с французскими субтитрами, мат, в отличие от предстоящего в скором времени показа в России, не «запикивали», но перевод на французский был лишен всякой экспрессии. Дело не только в нецензурной лексике, которую не перевели, хотя это вполне реально. Без нее-то можно и обойтись. Жаль, что напряженные диалоги героев в переводе выглядели блеклыми, неестественно вежливыми и не передающими накал страстей. Вдобавок ко всему русский текст звучал довольно тихо, и несколько французов, изучающих русский язык, так и не смогли разобраться в русской версии.

Фильм Звягинцева наряду с еще более чем 30 российскими картинами будут показывать и на фестивале русского кино в Онфлере (Нижняя Нормандия), который откроется 25 ноября и будет длиться неделю. Эта одна из немногих возможностей для французов познакомиться с российским кино. В этом году жюри фестиваля (проходит с 1995 года), где будут показаны игровые, анимационные и документальные фильмы, возглавляет актер и режиссер Венсан Перес. Жанровый разброс лент очень велик: от «Левиафана» и «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского до «Елок 3». В прошлом году, кстати, показывали «Небесные жены луговых мари» по сценарию казанца Дениса Осокина. Цены на фестивале очень демократичные. Возможность посещать все сеансы стоит всего 20 евро. А для зрителей моложе 16 лет просмотр и вовсе бесплатный.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (9) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.11.2014 10:48

    Ну правильно, наши режиссеры для заграничного зрителя везут одну чернуху. Считают, что она востребована.

    • Анонимно
      23.11.2014 11:49

      Похоже эти режиссеры и делают фильмы ,чтобы оправдать ожидания (заказы) Запада. А привлекательную Россию там и не хотят видеть.

      • Анонимно
        23.11.2014 12:10

        Просто привлекательному сложно выбраться на свет из под дерьма.

  • Анонимно
    23.11.2014 11:30

    для загнивающего запада и контент соответствующий

  • Анонимно
    23.11.2014 14:10

    Звягинцев - просто любитель покидать ..овна на Россию и получить за счет ее бедных жителей какую-нибудь награду. Сам он плевать на нее хотел,и свои фильмы "через себя" не пропускает. В одном из интервью он говорил, что "ведет работу над фильмом к КИНОФЕСТИВАЛЮ". Как можно снимать для "кинофестиваля"?!

  • Анонимно
    23.11.2014 17:06

    очередной балбес вылез из страны и ну ее ругать и материть - руки бы пообрывать всем - и героям фильма и снявшим его.

  • Анонимно
    23.11.2014 17:43

    У нас еще один такой режисер есть причем в СССР был хорошим , а когда захотел оскаров и побольше стал использовать штампы традиционно воспринимаемые на западе. Утомленные солнцем 2 и 3 это такая дрянь. Пьяными и палками войны не выигрываются- этот фильм оскорбление , а понятие гротеска здесь неприменимо. Вот что такое, этот рынок без духовности.

  • Анонимно
    23.11.2014 17:45

    Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына- классный фильм

  • Анонимно
    25.11.2014 18:14

    У Русских пока еще есть совесть(совместная весть от Бога).Мы ищем правду или истину.Истина в непроявленной вселенной, в замыслах творца.Можно сказать в пустоте ума, где есть все вещи и явления в природе(скрыты от нас),но мы этого не видим пока.В мире проявленной вселенной(которая разворачивается из пустоты ума) мы видим формы.Это земля, люди, вещи, отношения и т.д.Когда-то наши предки жили в гармоничной вселенной, которую умели строить сами своим умом, то есть мыслями(мы слитно).То есть умели сливаться и соединяться в целое с миром, с людьми, с природой , а главное жить в состоянии САМ(самость). По сути они были по простому-хозяевами своей жизни. Ихняя вселенная разворачивалась из природного разума.И они воспевали Бога-славили право(мир Прави), отсюда православие. Идти на право раньше было идти напрямо, вернее по середине(вспомним Ходжу Насретдина-хождение на середине).Где наша середина-середа? Она в сердце нашем.Все наши органы чувств нас(трое)ны на истину, то есть любовь. Чтобы мы не делали по жизни, приходим в конце концов к любви. Когда Аристотель,Коперник, Ньютон в своих "научных" трудах убрали человека как пупа мира на периферию вселенной и сказали что он всего лишь кирпичиком вселенной, от него ушла мощь и сила.Он стал управляем и слаб.Появилась необходимость в искусственных подпорках в виде икон, молитв, спиртном, табаке,наркотике ит.д.Появился страх, что его никто не любит.Страх перешел в чувство вины, что все не так.Почему этого допустил Бог?Чувство вины перешло в злобу:ненависть,ревность, зависть...т.д.А вот злоба и вызывает болезни тела и души. Болезнь тела показывает человеку, где он разъединился с целым. Болезнь души самое опасное ощущение.Нет покоя ни днем и ночью, ноет и ноет внутри. А алкоголь, тот же любящий... Кому чего не хватает, тому дает в эти минуты, когда продукты распада алкоголя не дают нашему внутреннему вечному болтуну:уму-эго загораживать нас от на(стоящей) жизни вокруг.Проблема в этом уме-эго.Наши предки назвали его для нас потомков такими именами:Кощей безсмертный, Змей Гордынец, Лис т.д.Сумей мы воспользоваться своим Разумом(который во многом скрылся в результате Ноевого(Мозг) потопа сознания), то могли бы внести суразицу в нашу жизнь. Не знаю сколько погубил жизней алкоголь, но наверное столько же спасла от преждевременной гибели. Особенно творческую интеллигенцию, не связанную с землей-лекарем души. Не умея решать проблемы с помощью Разума, мы пока заливаем ее алкоголем.Почему пьют так именно в России, потому что больше всех душа болит о той несуразице в жизни вокруг. Числовое значение М-мудрости это сорок.А почему не четыредцать??Ушла мудрость, пришла сорока-воровка.Она то и ворует лучшие годы жизни в пьяном угаре.Пока не вернем утраченные знания о том, как стать хозяином своей жизни- центром своей вселенной, проблема пьянства будет только нарастать.А кино-НИК.Опять подпитка гордыни режиссера, вместо того чтобы учить людей уходить на дно-дон, как делали наши Великие предки, в обитель пустоши и т.д.Оттуда они выходили богатырями, сжигая свою гордыню.Научимся жить своей головой,бросим пить навсегда.Была бы воля государства об этом прямо сказать и показать путь выхода из паутины ума-эго.Вернуть человека на свое законное центральное место в мире.Ведь закрой глаза и нет этого мира.Открой глаза и весь мир ты сам создал по образу и подобию своему из своего ума.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль