Культура 
24.11.2014

Александр Сладковский: «Проблема татарстанской композиторской школы в том, что она закупорена сама в себе»

Об итогах четвертого фестиваля Сoncordia, казанской публике и демонах

В эти выходные в Казани завершился IV международный фестиваль современной музыки им. Софии Губайдулиной Сoncordia. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавшая на закрытии, узнала, куда движется современная музыка, почему произведения татарстанских композиторов не играют в Лондоне и чем не угодили отечественные слушатели знаменитому альтисту Максиму Рысанову.


«В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ ВСЕ НЕМНОГО ЗАПУТАНО...»

Программа последнего фестивального дня оказалась богатой на сложные произведения. Здесь были и тревожный концерт для альта с оркестром Альфреда Шнитке, и приподнято-игривый концерт для гобоя с оркестром Богуслава Мартину, и концерт для виолончели с оркестром Арво Пярта, где солист Борислав Струлев стучал пальцами по корпусу инструмента, вызывая у неискушенных слушателей вопрос: «Что происходит?»

Однако концерт Шнитке, пожалуй, потребовал от публики самой большой выдержки и терпения. Произведение длилось 40 минут и заняло собой все первое отделение, после которого можно было заметить в зале несколько опустевших мест. Cолист Максим Рысанов, пользующийся репутацией одного из лучших альтистов мира, в интервью газете «БИЗНЕС Online» признался, что и сам считает концерт Шнитке тяжелым «по духовному восприятию». Дело в том, что произведение было написано за месяц до первого инсульта композитора, который каким-то образом это предчувствовал. Тем не менее этот концерт для альта с оркестром почти всегда имеет эффектное прослушивание во многом из-за своей оркестровки.

«Я это произведение называю реквиемом, — говорит Рысанов. — Это депрессивная музыка, в ней вопрос жизни и смерти. Если, например, Шостакович писал о страхе, то этот страх был внутренний. Шнитке же как бы раскрыл этот страх наружу. Во второй части концерта есть очень красивое место, похожее на сладкую колыбельную, из которой потом отовсюду начинают вылезать всякие демоны, как в «Вие». Рысанов на казанском фестивале впервые. По его словам, впечатления здесь очень мощные: «Музыка сегодня все больше приближается к самоокупаемости. Приходится делать очень дорогие билеты, и те, кто по-настоящему ценит великое искусство, не всегда имеют средства, чтобы попасть на такие концерты. Я приятно удивлен, что на фестивале современной музыки зал забит битком и очень много молодых людей».

Максим Рысанов
Максим Рысанов

Впрочем, поведение этой самой «молодой публики» разочаровало музыканта. «В России всегда была особенная публика, — рассказывает он. — Сегодня, пока я смотрел в ноты, видел, что несколько человек ходили по залу — я не знаю, почему это допускается. Если я пойду на концерт в Лондоне, то после третьего звонка не попаду в зал».

Что касается самой современной музыки, то в ней, по словам Рысанова, «все немного запутано». Есть тенденции в написании более доступных для публики произведений, причиной чего может быть новая скорость жизни и «продаваемость» некоторых жизненных ценностей. Очень много талантливых людей, решивших заниматься музыкой, вскоре понимают, что это дело неденежное, после чего идут писать музыку для кино и других отраслей. «Лично я работаю с некоторыми молодыми композиторами, которые придерживаются старых, классических стандартов, и я их очень уважаю, — говорит Рысанов. — Мне кажется, нужно привлекать больше зарубежных композиторов на фестиваль Сoncordia, чтобы мероприятие приобрело более интернациональный вид».

«Я НЕ МОГУ ОЦЕНИТЬ МУЗЫКУ, Я МОГУ ЕЕ ТОЛЬКО ИСПОЛНЯТЬ»

Об итогах Сoncordia корреспондент «БИЗНЕС Online» поговорила с художественным руководителем фестиваля и главным дирижером Государственного симфонического оркестра РТ Александром Сладковским.

— Расскажите о ваших впечатлениях от прошедших концертов. Чем нынешний фестиваль отличается от фестивалей предыдущих лет?

— Фестиваль Сoncordia стилистически определен именем Губайдулиной, поэтому формат остался прежним. Я могу с радостью сказать, что круг наших друзей растет. И это не просто друзья, которые нам сочувствуют и радуются нашим успехам. Нам удается приглашать сюда суперзвезд, таких как, например, Алексей Огринчук — он является одним из первых гобоистов мира и возглавляет группу гобоев в Королевском оркестре в Нидерландах. Помимо того, что сегодня он играет с нашим оркестром, вчера Огринчук дал мастер-класс для студентов и музыкантов. Он говорил мне в личной беседе, что не везде соглашается давать мастер-классы. Это очень полезное направление фестиваля, оно помогает развиваться казанской исполнительской школе. Такие контакты сегодня бесценны.

— Что вы можете сказать о публике, которая посещает Сoncordia из года в год? Как она меняется?

— Честно вам скажу, я не вижу публики — я всегда стою к ней спиной (улыбается). Я знаю, что есть настоящие фанаты, которые приходят и всегда рады приглашениям на концерты, они всегда покупают билет, даже не прося о том, чтобы просто так пройти. Есть разные категории слушателей и разная степень привязанности. Но после каждого концерта мы стараемся равнодушных в зале не оставлять. Приходят также наши коллеги из других оркестров — это мне тоже доподлинно известно. Я специально не слежу за этим, но то, что до меня доходит, очень радует. Когда я сижу в ложе как слушатель, я вижу очень много молодежи и детей в зале — это очень позитивная тенденция. Надеюсь, этот интерес будет и дальше расти и подогреваться. Мы все делаем для того, чтобы аудитория была живой, молодой и состояла не только из знатоков и ценителей.

— Каковы сегодня перспективы произведений татарстанских композиторов на международных фестивалях?

— Постепенно мы вводим в международные фестивали авторов, которые работают, живут и творят в Казани. Эту работу мы ведем очень добросовестно. Мы сделали все, чтобы в четвертый раз фестиваль Сoncordia прошел с большим успехом и имел определенный репутационный шлейф. Сейчас в «Музыкальной жизни» — очень старинном федеральном издании — отведена целая статья, посвященная этому фестивалю. Его также освещала в вашей газете Елена Черемных — музыкальный критик из Москвы. Видите, сейчас о Сoncordia начали говорить. Стратегически я это придумал для того, чтобы об этом начали говорить.

Теперь мы «встали на рельсы» и фестиваль имеет репутацию — я могу больше экспериментировать. Конечно, мы будем постепенно расширять круг наших композиторов и привлекать их в этот фестиваль. Я с большим трудом могу себе представить, как можно собрать зал на программу, которая представлена теми же самыми авторами, которые исполняются здесь же на пленумах при пустом зале. Это очень опасная история. Поэтому мы пытаемся вплетать в канву глобальной современной музыки, к которой относится огромное количество имен мирового масштаба, композиторов Татарстана.

— Замечаете ли вы особые тенденции в творчестве татарстанских композиторов?

— Давайте говорить честно: самый главный критерий — это исполняемость того или иного автора. Я не знаю фамилии ни одного татарстанского композитора, который был бы хоть мало-мальски известен в мировом масштабе. Уж коль скоро мы амбициозно входим в этот круг, мы должны понимать, что известность и популярность композитора — это когда его хотят слышать. Или когда какой-то оркестр заказывает специальное сочинение для того, чтобы исполнить его, например, в Альберт-холле в Лондоне. Я могу привести примеры таких композиторов — это Губайдулина, Канчели, Щедрин, Александр Чайковский. Это люди, с которыми мне посчастливилось работать, их знают в мире, они востребованы. Сегодня проблема татарстанской композиторской школы в том, что она закупорена сама в себе. Эту проблему я могу только помогать решать, а именно — записывать и исполнять сочинения в концертах за рубежом, в России, для того чтобы кто-то этой музыкой заинтересовался. Но никогда в жизни, с каким бы серьезным импресарио или критиком я ни говорил, к сожалению, мне никогда не предлагали исполнить программу музыки композиторов Татарстана.

Если с течением времени никто не узнает, что есть такая татарстанская школа, что она известна и есть сочинения, которые приводят трехтысячные залы в сумасшедший восторг, то мы не можем говорить о том, что мы на что-то сегодня претендуем. Оркестр делает свою работу честно — популяризация музыки, исполнение, продвижение ее в репертуаре и записях, причем в таком количестве, в каком ни делал этого никто и никогда в Татарстане. Мне бы очень хотелось, чтобы какой-то импресарио сказал мне когда-нибудь: слушай, давай сыграем Шамсутдинову, эту ее потрясающую симфонию «Чингисхан» — на нее есть заказ, ее хотят услышать — или Концерт для трубы и фортепиано Калимуллина. Я не могу оценить музыку, я могу ее только исполнять — я человек, который берет партитуру и воплощает ее в звуки. Оценить и продвинуть музыку я не могу — у меня нет таких возможностей. Но композитор должен писать музыку, несмотря ни на что. Я желаю всем композитором работать не только на внутренний рынок. Если бы мы как оркестр работали только на внутренний рынок Татарстана, мы бы не играли в Большом театре. Объективно история складывается так: для того, чтобы музыку слышали миллиарды людей, нужно очень постараться, нужно быть очень талантливым композитором, в идеале — гениальным.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (24) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.11.2014 08:21

    Нажип Жиганов ,Салих Сайдашев,Рустам Яхин,Алексадр Ключаров,и другие композитры тоже не входят в элиту мировой культуры,тогда нам надо ориентироваться на восток и создовать отдельный конкурс,типа Турсквижион.Наврятли поймут и оценят христианская культура восточную.

    • Анонимно
      24.11.2014 08:58

      А для этого нужны другие люди. И не очень то и понятен тезис о необходимости ориентации татарской музыки на мировую сцену. Татарская музыка, татарские фильмы, татарская литература должно оставаться татарским, по словам одного господина от кино "местечковым". Она и должна быть в первую очередь своей, местечковой. А иначе будут фильмы, музыка, книги с авторами, которые будут иметь какое то отношение к Казани, к татарам, может фамилия будет звучать как татарская, но ничего татарского и для татар она не будет значить. Мы никогда не будем делать погоду на мировой музыкальной арене. Там правят другие, они создают моду и пристрастия. Мы можем только наслаждаться их искусством, но пытаться стать лучше их невозможно, не допустят. Это их поле. Они могут только пригласить кого-то из наших, чтобы они там присутствовали. Кстати, это одна из издержек того, что приглашают варягов для руководства музыкальной культурой и традициями к нам. Они всегда будут ориентированы не на национальную традицию, они ее не будут развивать, она им по сути чужда, а будут проводниками других культур у нас и тем самым будут размывать ее, не давая ей развиваться. Упс

      • Анонимно
        24.11.2014 10:49

        Разве татарская культура развивается и рождается под чьим то руководством? Все таки это творческий процесс. А если здесь у нас не будет представлено все многообразие культур, будем вариться в собственном соку. Закиснем ведь, да и неинтересно. И потом у нас много других коллективов, которые продвигают татарскую культуру, поэтому зачем такие претензии Сладковскому?

        • Анонимно
          25.11.2014 08:57

          Развитие национальной культуры - это вовсе не стихийный процесс. В 30-е годы прошлого столетия группу талантливой татарской молодежи послали учиться в Московскую консерваторию, где для них сформировали татарскую оперную студию. Именно оттуда вышли выдающиеся певцы, народные артисты СССР Азат Аббасов и Фахри Насретдинов, певицы Асия Измайлова, Галия Кайбицкая, Сара Садыкова, впоследствии ставшая выдающимся композитором. Композиторы Рустам Яхин, Алмаз Монасыпов, Рафаэль Билялов и другие по направлению Татреспублики учились также в Московской консерватории. Если не поддерживать развитие национальной культуры, обеспечивать подготовку молодых кадров, то высокая культура татарского народа вообще исчезнет. Не надо демагогии, говоря, что "у нас много других коллективов, которые продвигают татарскую культуру, поэтому зачем такие претензии Сладковскому?". У нас единственный на всю республику Государственный симфонический оркестр РТ, который практически устранился от исполнения татарской академической музыки. Это каким нужно быть циником, чтобы заявлять: "Сегодня проблема татарстанской композиторской школы в том, что она закупорена сама в себе". В переводе на простой язык эти слова означают примерно: "Пошли вы к черту со своей закупоренной татарской музыкой!". По другому я это не воспринимаю. Между тем, ГСО РТ создавался 50 лет назад именно с целью развития татарской симфонической музыки. Я не раз слышал это из уст Назиба Жиганова, Мансура Хасанова (вице-премьера ТАССР, занимавшегося организацией оркестра) и других руководителей республики. В те времена у руководителей ТАССР было понимание того, что высокая культура татарского народа является важнейшим институциональным элементом государственности Татарстана, оправдывающим само его существование. К сожалению, я не вижу понимания этого со стороны нынешнего руководства республики, иначе они не приглашали бы варяга, третирующего татарскую культуру, главным дирижером в Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. Если вдуматься, они тем самым рубят сук на котором сидят и ставят под угрозу развитие национальной культуры, даже существование республики. Г-ну Сладковскому не надо бы выдавать собственные амбиции за амбиции нашей республики, для подобных претензий надо бы искать другой оркестр. Тут некий аноним позволяет себе хамские высказывания, дескать, такой-то татарский дирижер алкоголик (хотя он прекрасный музыкант, прошедший выучку у самых выдающихся педагогов). Если у республики нет кадров, способных исполнять национальный репертуар, стало быть, снова надо направлять талантливую татарскую молодежь в лучшие учебные центры мира музыкального профиля. К сожалению, такие гении, охотно играющие национальную музыку, как Натан Рахлин в нашей стране появляются чрезвычайно редко. Другого такого я, по крайней мере, не вижу. Уж он-то никогда не позволял себе оскорбительных высказываний о "закупоренности" татарской музыки. Культура любого народа самодостаточна, поэтому она и ориентирована на внутреннее потребление. И никакая демагогия о каких-то собственных мировых амбициях не оправдывает пренебрежение национальной культурой.

          • Анонимно
            25.11.2014 09:36

            P.S.Талгат Бареев.

            • Анонимно
              25.11.2014 13:00

              09.36 Хотелось бы поинтересоваться, Вы кроме себя кого-нибудь слушаете? Например , Р.Калимуллина, который в комментарии к статье БО «На фестивале Софии Губайдулиной прозвучал первый опус, созданный татарским композитором» написал : «…Что касается исполнения других татарских композиторов..В первую очередь на Concordia, были исполнены Шамиль Тимербулатов,Масхуда Шамсутдинова,Анатолий Луппов,Елена Анисимова. ..Что касается моей работы как председателя Союза композиторов..только за последние 2-3 месяца, организовано более 10 концертов из произведений татарских композиторов,в том числе три симфонических.» Тот же Сладковский уже говорил, что оркестром выбрана для исполнения работа Эльмира Низамова - http://www.business-gazeta.ru/article/113085/ Александр Сладковский: «Молодым композиторам нужно перестать использовать только опробованные ходы. Нужно больше дерзости». Мне кажется, Вы немного застряли в прошлом веке. В 30-е годы отправляли учиться в Москву, потому что тогда не было Казанской Консерватории. Отправив молодежь учиться в «учебные центры мира(с)» Вы уверены что они начнут сочинять и исполнять татарскую музыку? )), а не останутся творить там. Пусть уж Казанская консерватория занимается воспитанием национальных кадров.К слову как я понимаю слова Сладковского о «татарстанской музыке и т.д» , он использует их в более широком смысле, в значении культуры региона Татарстан, ведь здесь живут не только татары, поэтому право на творческое самовыражение имеют не только татары. Естественно , что не всех такой термин устраивает). И по поводу своих воспитанников, на открытии сезона ГСО выступала Дарья Работкина, выпускница нашей консерватории, посмотрите на афишу ГСО на 17 декабря, кто там солирует, перечислять даже нет большого смысла. Сладковский работает в Татарстане, он амбициозен ,у него большие планы на будущее, ему нет смысла идти поперек руководства РТ, для которых татарские национальные традиции имеют большой приоритет.

              • Анонимно
                26.11.2014 09:18

                \\К слову как я понимаю слова Сладковского о «татарстанской музыке и т.д» , он использует их в более широком смысле, в значении культуры региона Татарстан, ведь здесь живут не только татары, поэтому право на творческое самовыражение имеют не только татары\\ - Ну вот, снова приходится сталкиваться с демагогией. От того, что в регионе живут не только татары, ведь не исчезает отдельная задача поддержки и развития именно татарской культуры государственностью татарского народа - Республикой Татарстан. В конце концов, она для этого и создана, иначе бы регион назывался, скажем, Казанской губернией. Никто не отрицает право остальных жителей Татарстана на потребление своей культуры и ее развитие. Но когда в Республике Татарстан наблюдается полное игнорирование интересов татар в сфере музыкальной культуры - это нонсенс. Я ведь не первый день живу на свете, сколько существует ГСО РТ, столько я его и слушаю. И я помню прекрасную эпоху руководства оркестром Натаном Рахлином, когда великий музыкант в любую концертную программу обязательно включал хотя бы одного татарского автора. Не надо тут приводить данные самоотчета председателя Союза композиторов РТ, дескать, тогда-то сыграли такого-то, и это, мол, большое достижение Союза. Существует уже довольно обширная симфоническая литература татарских композиторов, ставших классиками национальной культуры. Что, Назиб Жиганов, Рустам Яхин, Алмаз Монасыпов, Фасиль Ахметов, Рафаэль Билялов, Захидулла Хабибуллин, Мирсаид Яруллин, Ринат Еникеев и многие другие замечательные композиторы, произведения которых составляют достояние высокой

                • Анонимно
                  26.11.2014 10:08

                  Я прошу прощения, произошел какой-то сбой и пост отправился на форум БО, не будучи завершенным. Так вот, существует уже обширная симфоническая литература татарских композиторов, составляющих золотой фонд национальной музыкальной культуры. И нет никаких причин игнорировать эти произведения, не включая их в концертные программы ГСО РТ. Что касается композиторов современного Татарстана, то я вижу как к ним относится г-н Сладковский. Два года назад исполнилось 75 лет известному композитору Леониду Любовскому и я помню, каких трудов стоило Леониду Зиновьевичу добиться проведения юбилейного концерта, поскольку этому противился главный дирижер оркестра. Концертом дирижировал, конечно, молодой стажер, не будет же "великий маэстро" исполнять музыку каких-то "закупоренных татарстанских композиторов". После концерта юбиляр вышел сказать несколько слов слушательской аудитории. В этот момент мы все стали свидетелями хамской выходки оркестрантов, они встали и, грохоча стульями, двинулись к выходу. Видимо, это была установка "главного", противившегося проведению этого концерта. Вот такое нынче отношение к нашим композиторам "выдающегося" дирижера Александра Сладковского, у которого, видите ли, большие международные амбиции.Талгат Бареев.

                  • Анонимно
                    26.11.2014 14:09

                    В Вас говорит личная обида и через ее призму Вы рассуждаете о состоянии татарской культуры. "Зеркало" получается кривое, к сожалению.

  • Анонимно
    24.11.2014 08:44

    Велика доля истины в словах Сладковского. Современные композиторы Татарстана пишут для себя и , наверно для отчета перед союзом композиторов. Самые приличные звуки были созданы в 50-70годы. Если широкая масса слушателей равнодушна к сочинению, значит это музыкальный товар низкого качества.

    • Анонимно
      24.11.2014 10:51

      Национальная культура должна быть ориентирована прежде всего на внутреннее потребление, иначе она перестанет быть национальной. Что мы знаем о музыкальной культуре Турции, Ирана, Индии, Китая или Японии? Ничего! Между тем, эти культуры существуют и развиваются, думаю, тамошние композиторы не ставят задачу понравиться кому-то на международной арене. И еще меня коробит употребление г-ном Сладковским оксюморона "татарстанская музыка", похоже, он делает это намеренно. Нет "татарстанской музыки", есть музыка татарская, кстати, Сладковский совершенно не умеет ее играть. Вот заботы о сохранении и развитии татарской музыки сегодня в Татарстане совсем не видно. Министерство культуры РТ совершенно от этого устранилось, в Казанской консерватории кафедра татарской музыки задвинута на задний план и находится вне поля интересов руководства вуза. Я слежу за музыкальной жизнью соседней Башкирии, там в афишах постоянно присутствуют татарские и башкирские дирижеры, исполнители, у нас же в Казани это совершенно отсутствует. В афишах сплошные друзья и приятели Сладковского, а лучший композитор, конечно, Александр Чайковский, закадычный друг здешнего главного дирижера. Как и где должны расти татарские композиторы, дирижеры и исполнители, если их развитие блокируется руководством культуры республики и главным дирижером ГСО РТ? Он ведь и тут прибегает к демагогии, чтобы оправдать свою незаинтересованность в развитии музыкальной культуры татарского народа.Талгат Бареев.

      • Анонимно
        24.11.2014 12:23

        Для чего Вы во всех грехах,связанные с развитием культуры Татарстана,приписывайте Сладковского?Вы пишите про татарских дирижеров в Башкирии.Кто они,позвольте узнать,и почему не работают с нашим симфоническим оркестром?Опять Сладковский всем кислород творческий перекрыл?Я Вам отвечу-не смогут!Алкоголик Заляй,котрый не мог на репетициях в партитуре найти побочную или связующую партию и спрашивал у оркестра откуда продолжать дирижировать?С солистами Татарстана постоянно идет совместная работа.Оперу"Алтынчач" возле Кремля немцы исполняли с башкирами?На Казанской осени с Аланьей(итал.певец)кто пел дуэтом?На дни Татарстана в Москве кто исполнял все сольные партии оперы "Белый волк"-японцы?Только благодаря Сладковскому сейчас ЗНАЮТ симфонический оркестр РТ в России и за рубежом,он востребован!!!В наше время это дорогого стоит!

  • Анонимно
    24.11.2014 09:53

    Браво, Сладковский! Шикарный фестиваль, шикарные солисты!!!

  • Анонимно
    24.11.2014 12:10

    Я бы обратил внимание на Эльмира Низамова

  • Анонимно
    24.11.2014 12:15

    "те, кто по-настоящему ценит великое искусство, не всегда имеют средства, чтобы попасть". Сделайте на два последних ряда балкона билеты по 100 руб.

  • Анонимно
    24.11.2014 13:05

    Гениальный альтовый концерт Шнитке назван "депрессивной музыкой, тяжеловесной для духовного восприятия"! Бред. Надо было Башмета пригласить, которому этот концерт и посвящен. Тогда бы не пришлось оправдываться тем, что композитор сочинил эту музыку "за месяц до первого инсульта". Вот уж воистину, плохому танцору всегда ботинки жмут

  • Анонимно
    24.11.2014 13:46

    Очень понравились все три солиста. Особенно Огринчук, столько в нем свободы и легкости, человек, влюбленный в свой инструмент и то чем занимается. И мало интересно друзья или кто они главному дирижеру, важно что они выступают в Казани и можно вживую их слушать.

  • Анонимно
    24.11.2014 14:17

    После оглушительного успеха нашего оркестра на «Crescendo», концерта в Большом театре, телеверсии на канале "Культура" - необходимо принять все меры для удержания Александра Сладковского в Казани.

  • Анонимно
    24.11.2014 14:40

    Сладковский мне нравится тем что всегда улыбается (аля наш Андре Рьё... хотя может для кого-то это обидное сравнение :) ). Приятно смотреть на него и на оркестр.

  • Анонимно
    24.11.2014 15:58

    если бы Сладковский только сладко улыбался, говорить было бы не о чем. а он провел фантастическую работу. одно слово - браво! Спасибо за возможность послушать лучших мировых исполнителей - того же Князева, например, за то, что наш оркестр эксперты сегодня называют в числе лучших в России, за то, у музыкантов появилась возможность выступать по всему миру.

  • Анонимно
    28.11.2014 21:03

    Талгат,а с чего вы взяли ,что музыка которая сочиняется сейчас прошлым поколением композиторов (не говорю о молодежи) очень интересна и обязательно должна исполняться оркестром РТ?????вы ее играли???а может вам нравится один из последних концертов Калимуллина?а про Любовского?-почему вы не упоминаете то,из-за чего ушел оркестр?я сколько лет играю в оркестре,никогда столько татарской музыки не играл.сколько ее не популяризируй,а если музыка "не о чем", то и слушать ее никто не будет.

  • Анонимно
    29.11.2014 14:38

    Талгат Бареев, молодец, считаю мысль верной.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль