Культура 
25.11.2014

Как московский балет провел неделю «на елках» в Казани

В ТАГТОиБ им. Джалиля предпочитают экспериментам затухающее свечение легенд полувековой давности

В театре оперы и балета завершился недельный сезон Московского театра классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Москвичей пригласили в Казань с оригинальным репертуаром — несмотря на полувековой постановочный стаж, дуэт Касаткиной-Василева продолжает регулярно показывать премьеры. Московский балетный критик Анна Галайда в материале, написанном специально для «БИЗНЕС Online», указывает на то, что заезжие гастролеры, которые давно не привлекают к себе большого интереса в столице, лишний раз обратили внимание на проблемы казанского театра, которые руководство ТАГТОиБ им. Джалиля продолжает не замечать.


«В БАЛЕТЕ ДЕКОРАЦИИ ВСЕГДА НАРИСОВАННЫЕ»

На гастроли московская труппа, последний раз выступавшая в Казани в 2006 году, приехала с уже знакомыми казанцам «Сотворением мира», «Весной священной» и «Штраус-гала», а также поставленными позже «Спартаком», «Маугли» и «Жар-птицей». Закрывать гастроли планировали «Лисистратой» — прошлогодней премьерой коллектива. Но, видимо, пьесу Аристофана с 2500-летней историей сочли для Казани недостаточно благонадежной и заменили на «Золушку». Проверенная сказка Прокофьева-Перро обеспечила театру триумфальный финал с аншлаговым «двойником» (спектакль показали утром и вечером). И дети, и родители, дружно и бурно аплодировавшие в финале спектаклей, кажется, были по-настоящему счастливы. Вероятно, дети — потому что на сцене были настоящие «принцессы в коронах», как восторженным шепотом объясняла отцу моя соседка лет четырех, сама наряженная в театр как принцесса в бархатное платье и лаковые туфельки. Взрослые — потому что легко могли объяснить своим чадам, что «в балете всегда танцуют на цыпочках», «в балете всегда животных изображают артисты», «в балете всегда декорации нарисованные», «в балете всегда принц объясняется в любви прыжками».

В спектаклях КасВасов, как зовут театр в Москве, время действительно будто бы остановилось, и хореографы, некогда имевшие репутацию революционеров, застряли в эпохе молодости бабушек и дедушек нынешних зрителей «Золушки».

В соратники они выбрали художницу Елизавету Дворкину, которая, кажется, еще не открыла для себя телевидение и у которой по-прежнему трепещут на театральном сквозняке мягкие дворцы «Золушки» и индийские пещеры «Маугли», Фея появляется в клубах ледяного пара, дракона изображают четыре скрученных статиста, а мыши и змеи носят поролоновые накладки. Это гармонирует с эстеткой хореографов, у которых слон в «Маугли» сначала крутит grand pirouette, а по ходу действия и вовсе пускается в классическую вариацию — именно так был поставлен балет «Аистенок», в котором почтенные хореографы танцевали в годы своей учебы в балетной школе.

КОВТУН ПЛЮС ПОЛУБЕНЦЕВ РАВНО КАСАТКИНА ПЛЮС ВАСИЛЕВ

Московские балетоманы давно привыкли ничего не ждать от премьер Наталии Касаткиной и Владимира Василева, предпочитая, к примеру, другой супружеский дуэт: Пола Лайтфута и Соль Леон — лидеров Нидерландского театра танца. А театр Касаткиной и Василева в последние лет 20 умудряется довольно деликатно существовать хотя и в центре столицы, но не на самых заметных сценических площадках, потчуя публику обязательным туристическим набором «Жизелей», «Дон Кихотов» и «Щелкунчиков».

Но зрителей нынешнего Татарского оперного так давно убеждают в революционности почерка Георгия Ковтуна и Александра Полубенцева, что, глядя на почти их ровесников Касаткину и Василева, обремененных большими званиями столичных мэтров, они не могут не чувствовать успокоительного тепла, что свой балет оказывается на уровне, а подчас и выше знаменитого столичного театра. Впрочем, тех самых «Жизелей» и «Дон Кихотов», как поведали на пресс-конференции перед началом гастролей, москвичей все же попросили оставить дома, вероятно, все же опасаясь, что казанская теорема об уникальном мастерстве своей труппы может быть поколеблена. Потому что КасВасы обладают группой настоящих мастеров (казанцы имели возможность оценить Екатерину Березину, Наталью Огневу, Николая Чевычелова), небеспроблемным звеном солистов и далеким от академического совершенства кордебалетом, так же как Татарский оперный и большинство отечественных балетных театров.

Но для воспитания настоящего понимающего зрителя видеть разные подходы к редактированию классики и разные актерские интерпретации необходимо, чтобы не только восторгаться, но и разбираться в балете. Тем более что многие годы руководители казанской труппы создавалИ для этого почву и собственными спектаклями, и политикой Нуриевского фестиваля, некогда революционного в своей смелости знакомить с танцовщиками разных театров, школ и классических стилей. Этот театр воспитал в зрителях доверие к тому, что представляет образцы мирового уровня.

ПОЧЕМУ ВИШНЕВА БОЛЬШЕ НЕ ПРИЕЗЖАЕТ В КАЗАНЬ

И сейчас, даже несмотря на то, что в эти же дни в двух шагах от оперного, в концертном зале консерватории, шел фестиваль современной музыки Concordia с первоклассной программой и исполнителями мирового класса, зал был полон. Очевидно, что в Казани достаточно зрителей, целенаправленно интересующихся балетом. Это естественно для города, чья труппа с советских времен держала высокий профессиональный уровень. Но уже многие годы обеспечивая европейским городам и весям пред- и построждественские «елки», казанский театр на несколько месяцев оставляет собственного зрителя без собственного балета. На его место уже традиционно заступают гастролеры. Вероятно, если бы руководство казанского балета было уверено в бесспорности собственного курса (хотя сейчас его позицию скорее можно назвать старательным уклонением от любого курса), оно бы заботилось о том, чтобы оставить сцену не собственным двойникам, а расширить кругозор своих поклонников: мир хореографии сегодня многообразен как никогда, и наряду с contemporary dance, интеллектуальным, ярко эмоциональным и порой радикальным, в нем есть и правоверные продолжатели классических традиций.

Символично, что в день отбытия столичных гастролеров из Казани в Москве открывается второй фестиваль «Диана Вишнева. Context». Именно эта балерина и привозит в Россию тот самый дуэт хореографов Лайтфут-Леон, чьи работы сегодня — одни из самых захватывающих в балетном мире. Фестиваль Дианы Вишневой интересен тем, что наряду с самыми именитыми мастерами на него приезжают только молодые, еще незвездные постановщики, а совсем начинающие хореографы получают возможность с помощью фестиваля создать постановки и заявить о себе. Причем этот фестиваль не пытается диктовать, что хорошо, а что плохо в современном балетном мире, он создает возможность для коммуникации искусства и зрителя: чуть ли не большую часть Context составляют мастер-классы, лекции и дискуссии. Вишнева в последние годы стала последовательным борцом с темнотой и непросвещенностью отечественного балетного зрителя. Один из ее первых проектов прошел два года назад в Казани, куда она приехала по личному приглашению президента Татарстана Рустама Минниханова. Но инициатива балерины, благодаря татарским корням которой многие в мире впервые услышали об этой земле, на родине не нашла продолжения. В Татарском театре оперы и балета беспокойству непредсказуемых экспериментов предпочли затухающее свечение легенд полувековой давности.

Анна Галайда

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (11) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.11.2014 09:14

    Проблема театра только в том, что в него попасть невозможно! Дав три-четыре спектакля "по месту прописки" вся труппа сваливает на "чёс" за границу. И там-то дает по двадцать представлений того же "Щелкунчика" и пр.пр.Ничего личного - только бизнес! А к нам приезжают такие гастролеры, которых, видимо, за границу никто и не приглашает.Прилагательное "татарский", применительно к театру, характеризует только место репетиционной базы труппы и ничего более.

    • Анонимно
      25.11.2014 09:45

      Совершенно согласна, смотришь афишу Пермского театра: каждый день спектакли, разные, и оперы и балеты. Мне 40 лет, я ни разу не видела "Лебединое озеро"- никак не могу купить билеты. Их нет никогда-ни в кассах, ни у распространителей. Зато Голландия видит нашу оперу и балет чаще чем мы. Может, назвать труппу голландской, а не татарской, и пусть их голландские налогоплательщики кормят.

      • Анонимно
        25.11.2014 10:49

        А мне 54. Я помню еще "Лебединое озеро" и не только именно на сцене нашего казанского театра. И помню, что билеты покупались в кассах БЕЗ ПРОБЛЕМ. Придешь, выберешь удобный для себя день, желаемый ряд и место.А сейчас театр прочно прописался в западной Европе. Сеет там "разумное-доброе-вечное", а мы свой театр гостям показываем только снаружи.

  • Анонимно
    25.11.2014 09:49

    Сколько можно терпеть эту ситуацию, когда оперный нам пропихивает очередной неликвид под видом новейшего и актуального. Кроме Галайды правды сказать некому, в своем татарстанском отечестве все критики прикормлены, как я понимаю...

  • Анонимно
    25.11.2014 10:04

    Какая то некорректная критика в статье.Застряли в прошлом веке т.п., так никто и не скрывает что название у них "Театр классического балета".Сходили 2 раза - зал полон, при не самых дешевых билетах.Или 3д очки уже в моде выдавать на балете?

    • Анонимно
      25.11.2014 10:45

      Зал полон по причине - см.выше.Больше смотреть нечего, а билеты и на это представление с баааальшим трудом покупались.Если хочешь сходить в этот театр у нас, в Казани, а не в Голландии - надо за полгода обеспокоиться доставанием билетов.

  • Анонимно
    25.11.2014 11:24

    Мы ходим на приезжие балетные коллективы-гастролёры, т.к. хочется посмотреть действительно и других артистов. Но хорошие балетные труппы приглашают в Казань очень редко! Это очень обидно. Оперные солисты мировые бывают, блестящих исполнителей приглашает теперь Сладковский (респект ему), а балетом ну никто не хочет заниматься! Балетный коллектив у нас очень профессиональный, но даёт очень мало спектаклей дома, это надо признать. Ну а балет Касаткиной-Василёва, конечно, очень слабенький. Только на Березину полюбоваться, ну и мужские партии исполняли неплохо. А остальные оставляют желать лучшего. Когда я вижу такое выступление, мне хочется пригласить эту труппу на мастер-класс нашего балета, пусть бы Кристина Андреева показала как надо исполнять фуэтэ. Нет мастерства у приезжего коллектива, очень небрежное исполнение классических элементов, недопустимое просто! Я согласно, что Золушку можно детям показывать. Для этого надо только хорошие костюмы и декорации. Ну взрослым то зачем на такой уровень смотреть?!

  • Анонимно
    25.11.2014 12:58

    Мне не хватило доказательной базы в статье. Ощущение, что автор писала ее, не выезжая из Москвы. А она была в это время в Казани?

    • Анонимно
      25.11.2014 13:49

      Похоже, что нет. Кстати, почему театр должен нести ответственность за качество работы коллектива, который всего лишь арендовал зал?

      • Анонимно
        25.11.2014 16:04

        Театр должен нести ответственность за тех кого приглашает. Смысл статьи был в том, что отстает администрация театра или те, кто отвечает за его афишу от современных веяний,тенденций, да и вообще застряли в прошлом, также как КасВас. Сейчас такое огромное информационное пространство,а нашим лень его изучать или не умеют?

  • Анонимно
    25.11.2014 18:26

    С одной стороны жалобы, что нет билетов на собственный балет.С другой - что на гастроли сюда привозят устарелые, если не сказать просроченные ценности. Ну и неужели не ясно, что таковая стратегия руководства ТГАТОб. Мол, на нас билеты все давно распроданы, значит мы - прекрасны. И пожалуйста не сомневайтесь: никакие передовые, да хотя бы просто современные тенденции сюда не пустят ради собственного спокойствия. Хотя все должно быть в идеале как раз наоборот. Сами увидите как атмосфера поменяется, если мастер-классы, лекции ведущих танцоров и хореографов будет организовывать театр, таким образом поднимая квалификацию своих будущих кадров ( в Казани же все таки есть хореографическое училище), а заодно - и публики.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль