Общество 
11.12.2014

Минтимер Шаймиев: «Болгар как назвать – Великий или Древний?»

Госсоветник РТ посетовал на медленную работу по развитию туристической привлекательности Свияжска

Сегодня в казанском Кремле прошло заседание попечительского совета республиканского фонда «Возрождение» под председательством Минтимера Шаймиева. Рассматривался ход работ в Свияжске, поскольку в Болгаре все основное уже сделано. Если в 2015 году на острове-граде завершат благоустройство территорий, реставрацию объектов, а также откроют соборы, Свияжск наконец-то войдет в список ЮНЕСКО. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавшая на заседании, узнала о том, что госкомитет по туризму РТ совместно с ассоциацией рестораторов и отельеров хочет создать линейку блюд специально для Свияжска, а также о том, как должен выглядеть современный экскурсовод и кого первый президент Татарстана научил печь вкусные блины.

.
Сегодня в казанском Кремле прошло заседание попечительского совета республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры РТ

«БЫЛО 20 БАНЬ. СДЕЛАЙТЕ ХОТЬ ОДНУ»

Сегодня в казанском Кремле прошло заседание попечительского совета НКО «Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан». На этот раз встреча, которую провел госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, носила название «О мерах по сохранению и развитию историко-культурного и духовного наследия острова-града Свияжска». И действительно, речь шла только о Свияжске, поскольку по Болгару — второму мегаобъекту работы фонда — основная часть работы уже завершена. Шаймиев напомнил, что это было подтверждено 21 августа этого года вручением сертификата о включении Болгара в список ЮНЕСКО.

По словам госсоветника РТ, «мы можем работать еще более эффективно» в Свияжске. Продолжается работа с ЮНЕСКО, с Казанским федеральным университетом, создается соответствующая база.

«Сейчас особое внимание будем уделять научному изучению, массовой доступности объектов культурного наследия. Создан комитет по туризму. Мы съездили вместе. Будут такие проекты, цель которых — чтобы люди ни в чем не нуждались. Можно сделать одну из бань за пределами болгарского городища. Там же было 20 бань», — предлагал Шаймиев, имея в виду Болгар. Он уточнил, что подведение итогов работы фонда за 2014 год состоится в первом квартале нового года.

.
По словам госсоветника РТ, «мы можем работать еще более эффективно» в Свияжске

«Сейчас ведутся сложные работы по восстановлению исторических соборов в Свияжске. Один из соборов открыли, — рассказал спикер. — Большая работа проводится. Свияжск становится очень привлекательным местом. Теперь здесь надо определить, как должен выглядеть любой дом, и независимо от собственника контролировать, чтобы он имел надлежащий вид. Нужен комплексный подход. Будем работать терпеливо, но в то же время укладываясь в сроки».

Напомним, остров-град Свияжск включен сейчас в предварительный список рассмотрения ЮНЕСКО. Подробности по срокам на сегодняшнем заседании не озвучивались.

.
21 августа этого года состоялось вручение сертификата о включении Болгара в список ЮНЕСКО

СВИЯЖСК — УЗНАВАЕМЫЙ В РОССИИ И МИРЕ

Заместитель министра культуры РТ Светлана Персова в небольшом докладе рассказала об основных направлениях программы комплексных научных исследований в Свияжске. По ее словам, системное археологическое исследование Свияжска началось только в 2010 году, в нем особое место занимает Успенский собор, к реставрации которого тогда же и приступили.

В задачи программы входит подготовка досье номинации по включению памятников Свияжска в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО; комплексные архитектурные, историографические, культурологические и другие исследования; создание научно-исследовательской лаборатории коллективного пользования по изучению и сохранению историко-культурного наследия на территории Свияжска и т.д.

Отдельным направлением является оценка состояния и выработка мер по сохранению Успенского собора и Троицкой церкви на острове. «Необходимо определить даты создания номинируемых объектов, их авторство, подлинность и аутентичность, состояние объектов, сравнительный анализ с другими объектами культурного наследия», — рассказала о планах Персова. Предполагается исследование в течение пяти лет.

Будут проведены археологические исследования, которые затронут фортификацию Свияжска второй половины XVI века, включат в себя изучение территории Успенского и Иоанно-Предтеченского монастырей, систематизацию итогов работы археологов.

.
Александр Тыгин: «Интерес к острову будет повышаться в соответствии с тремя его основными гранями — это религиозная составляющая, исторические объекты и инфраструктура»

Результатом выполнения программы станет в первую очередь включение объектов Свияжска в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, а также создание узнаваемого в России и мире образа Свияжска. Кроме того, будут созданы Свияжский музей-заповедник, научно-исследовательская лаборатория коллективного пользования, новые музейные экспозиции. Планируется, что будут изданы книги, связанные с историей и настоящим острова-града, и пополнены музейные фонды.

По словам главы Зеленодольского муниципального района РТ Александра Тыгина, есть задача сделать остров единым объектом восприятия. «Не каждый владелец земельного участка на острове понимает его историческую и культурную ценность, — отметил он. — Мы повышаем популяризацию объекта. Создали туристическое агентство «Зеленый дол» и работаем достаточно системно. Интерес к острову будет повышаться в соответствии с тремя его основными гранями — это религиозная составляющая, исторические объекты и инфраструктура».

Задачами на 2015 год он назвал развитие событийного туризма, а также сообщил, что на этой неделе будет завершено праздничное оформление Свияжска к встрече нового 2015 года.

КАКИМ ВКУСНЫМ БЫВАЕТ ГУСЬ

Эмоциональным в плане отклика аудитории получилось выступление на заседании совета председателя госкомитета РТ по туризму Сергея Иванова. Он сообщил, что Татарстан в этом году участвовал в 10 выставках по миру, было проведено 12 презентаций, на которых рассказывалось и о Свияжске. Напомнил Иванов о том, что с 26 февраля по 1 марта этого года в Татарстане находилась съемочная группа телепрограммы «Непутевые заметки». Ее ведущий Дмитрий Крылов со своей группой посетил горнолыжный спортивно-оздоровительный комплекс «Казань», горнолыжный комплекс «Ян», а также остров-град Свияжск, где в том числе остался на праздновании масленицы. Выпуск о Свияжске был показан в минувшие выходные.

.
Сергей Иванов сообщил, что в этом году Свияжск посетило рекордное количество туристов — 179 тыс. человек

Что касается сухой статистики, Свияжск по состоянию на 1 декабря посетили 179 тыс. туристов, что на 65% больше, чем в прошлом году.

Однако, как выяснилось, с туристической точки зрения проблем у Свияжска еще предостаточно. Так, по словам Иванова, проблема — отсутствие контроля въезда на территорию Свияжска. «Надо разработать новую схему движения по Свияжску, утвердить и установить дорожные знаки. Еще одна проблема, с которой туристы столкнулись летом этого года, — недостаточность количества мест питания на острове. Потоку индивидуальных туристов негде есть. В качестве выхода можно установить сезонные летние пункты питания», — рассказал спикер.

.

Тут в выступление главного по туризму вмешался Шаймиев, сообщив, что такая проблема есть и в Болгаре. По его словам, туристам говорят, что музей хлеба в Болгаре закрыт на весь день, потому что ресторан «заказан». «А уж если начальство какое-то приедет, то это вообще... — под грустный смех в зале сказал госсоветник. — Мы такие неповоротливые. Можно же приготовить эчпочмак и сварить бульон из барана, зарезанного утром. Этого же будет достаточно! Неужели это так трудно сделать?! Не хочу хвастаться, но если бы я занялся этим вопросом, то все бы уже было сделано! А блины какие сейчас пекут! Вот мы ездили недавно. Сначала было не очень хорошо, но сейчас очень вкусно пекут. Там девушка Роза работает. Вот мы с ней обсудили, как лучше печь блины», — продолжал рассказывать Шаймиев, заставляя присутствующих чуть ли не облизываться от разыгравшегося аппетита.

Иванов на это ответил, что есть идея совместно с ассоциацией рестораторов и отельеров республики создать линейку блюд специально для Свияжска.

Еще одна проблема относится к компетенции ООО «ПСО (производственно-строительное объединение) «Казань». По словам главы комитета по туризму, у приезжающих туристов нет возможности оставлять автомобили рядом с речным портом, пешком приходится идти почти 1,5 километра. В решении заседания, впрочем, значилось, что компании до апреля 2015 года необходимо завершить работы по вводу в эксплуатацию подъездной дороги к зданию речного вокзала и самого здания вокзала. Шаймиев поручил «ПСО «Казань» ускориться.

Следующий недочет — нехватка экскурсоводов на самом острове Свияжск. В ответ на это госсоветник посетовал, что студенты должны с радостью ехать туда и работать, а вот предложенный комитетом фирменный стиль экскурсоводов категорически не одобрил. На фото в презентации была запечатлена девушка в длинном платье с покрытой полностью платком головой. «Смешные вы! Надо было раньше это сделать. Что, мы костюм не можем сшить, что ли?!» — воскликнул он и сказал, что девушки в Татарстане очень красивые, и такой наряд будет смотреться по меньшей мере странно, а также подкинул Иванову идею об открытии проката валенок в Свияжске зимой.

Последним проблемным пунктом было отсутствие указателей на трассе М7 на Свияжск. По словам Иванова, вышло федеральное указание об их установке, вопрос будет решаться в следующем году.

«Не ждите никого. Сами поставьте! — сказал Шаймиев. — Давно нужно было это сделать. Там (в Москверед.) сейчас вообще предлагают вернуть в киоски продажу сигарет и алкоголя. Что, мы будем слушаться, что ли?!»

В завершение заседания госсоветник РТ уже примирительным тоном сообщил, что сейчас ведется работа над туристическим брендом. Стоит вопрос, как именовать Болгар. «Болгар как назвать — Великий или Древний? И на русском языке как говорить? На татарском можно Болгар, а на русском Булгар. И вопрос, как перевести на татарский — Борынгы Болгар или Изге Болгар?» — сказал Шаймиев, обозначив, что вопрос пока решается.

Справка

С 2010 года по инициативе и при попечительстве первого президента Татарстана, ныне госсоветника РТ Минтимера Шаймиева в Свияжске и Болгаре началась широкомасштабная реализация программы республиканского фонда сохранения и развития «Возрождение», включающая реставрацию и реконструкцию исторических достопримечательностей и строительство новых объектов культуры и инфраструктуры. На сегодняшний день сооружены новые здания мечети, комплекса речного вокзала, гостиница и экспозиционно-информационный центр музея-заповедника, музей хлеба с мельницей и пекарней, музей ремесел с кузницей и другие объекты.

Объекты на территории острова-града Свияжска с 1998 года являются кандидатами на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Свияжск имеет очень высокий потенциал развития, который уже начал реализоваться благодаря завершенному сооружению дамбы, активно развернувшимся работам фонда «Возрождение» по восстановлению и развитию острова-града как музея-заповедника федерального значения по инициативе и при попечительстве первого президента Татарстана Шаймиева и созданию Свияжского мультимодального центра Казанской агломерации, призванного связать перевозку грузов автомобильным, железнодорожным и водным транспортом и способного в перспективе стать ядром транспортно-логистической системы перевозки грузов целого Поволжского региона].

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (60) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    11.12.2014 17:57

    борынгы да, изге нет. эти места не указаны в религиозных книгах, они не священные места.

    • Анонимно
      11.12.2014 19:08

      А вы смотрите чуть шире арабских книг, Болгар святое место для истории татар не в религиозном смысле, но в любом случае не нужно святое, нужно рассматривать как важное исторической место для татар.

      • Анонимно
        11.12.2014 20:14

        а не там предки Татар приняли Ислам?

      • Анонимно
        12.12.2014 08:07

        И чем это место важно для татар?

        • Анонимно
          12.12.2014 10:26

          Тем что это Родина татарского народа.Тем,что в Болгаре был принят цивилизационный выбор,принят ислам и татары стали татарами.Это обьянить нельзя тому кто не хочет этого понять.

          • Анонимно
            12.12.2014 11:08

            Это у братьев Стругацких прочитали или голос с неба был?На новые факты истории источники нужно указывать

            • Анонимно
              12.12.2014 14:04

              Можете конечно считать записки Ибн-Фадлана сказками,но тогда так же можете считать сказками и "Повесть временных лет".Но это для вас истина.Вы не сможете поверить в основание Киева хазарами.А вот по мне основание столицы на границе степи малочисленными полянами выглядит сказкой большей,чем записи Ибн-Фадлана.

              • Анонимно
                12.12.2014 14:49

                На повесть временных лет -это как на ВИКИ ссылаться,для неучей сойдет.А вот в каком варианте переводов Ибн-Фадлана ссылка на татар,как национальность, есть-это уже интересно,для общего развития.

                • Анонимно
                  12.12.2014 16:03

                  Мусульманство принимали волжские болгары.Хотите сказать,что они не предки волских татар?считаете,что войско Батыя вырезало подчистую болгар?Тогда и до Новгорода живут монголы,они тогда перерезали всех славян и живут на их землях.Та же история.Прошли монголы и все территории вошли в состав нового государства,Улус Джучи.И славянские княжества и Болгария и все платили выход(по типовому дань),скажем так налог в федеральную казну.Переход названия татары на болгар-это отдельный разговор.Почитайте про Шигабутдина Марджани,там и прочитаете про название народа татары.

  • Анонимно
    11.12.2014 18:00

    Респект Бабаю! Уважение.

  • Анонимно
    11.12.2014 18:16

    Волгарь-город на Волге,возник в средние века.Значит средний Волгарь или Болгар.

  • Анонимно
    11.12.2014 18:28

    Огромное спасибо, Минтимер Шарипович, за огромную работу по спасению истории и правды! Мира, здоровья, благополучия.Благодарный казанец.

    • Анонимно
      12.12.2014 03:21

      И мне тоже спасибо! Лично мною и не только сдавались 400 руб. на восстановление памятников. М.Шарипович, пусть все во что Вы вкладываете свои силы приносит радость людям!( гос. служащий)

      • Анонимно
        12.12.2014 11:12

        Вам спасибо,хоть и добровольно-принудительно.А принудителям еще воздастся

  • Анонимно
    11.12.2014 19:17

    На сайте фонда есть финансовый отчет за 2013 год. За предыдущие годы фин отчетов нет и не было. Отчет не слишком подробный, но хоть что-то. http://yanarysh.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_233167.pdf

  • Анонимно
    11.12.2014 19:54

    Слово болгар не от слова волгарь. Не придумывайте сказки. Да, он древний и великий. Именно его жители мои предки, а не бандиты из Орды.

    • Анонимно
      11.12.2014 20:15

      Вот тут вы ошибаетесь. Волгарь был изначальнее. Просто буква В очень просто всегда переходит в Б , особенно у представителей вашего этноса.

      • Анонимно
        11.12.2014 20:47

        Невежда! в те времена воги то не было , была идель или итиль. а руских ещё в НН не было и восточнее суры. А дорога из Болгара в Киев была аж с 10-11 веков.

        • Анонимно
          11.12.2014 21:26

          Воги- как вы пишете точно не было, а вот Волга была. И название это гораздо древнее , чем Итиль . А тем более- Идель. Это уже кочевники принесли эти названия в среднии века. А вот по Волге наши предки издревле торговали- это путь " из Варяг в Греки " . Так кто невежда и откуда вы чепаете мнформацию?

          • Анонимно
            12.12.2014 00:56

            Из Варяг в Греки? По Волге?

            • Анонимно
              12.12.2014 10:23

              Не обьясняйте.Бесполезно.Для них всё русское и без русских нет истории.Крым,где крестился КИЕВСКИЙ КНЯЗЬ сокральное место для русских,а для киевляни пустой звук,Волга русская река,БАЙКАЛ уже давно русское озеро.Скоро Корея будет исконно русской,ведь там был Порт-Артур.Это издержки славяноцентризма в преподавании истории,это накладывает неизгладимый след на ход мышления.Не проигрывали не одной войны,а Крымская,Русско-Японская,Ливонская,Первая Мировая и прочие не в счёт.

          • Анонимно
            12.12.2014 01:02

            Название "Итиль" намного древнее чем "Волга", вы почитайте книжки немного. Хватит монополизировать историю под себя.

            • Анонимно
              12.12.2014 11:23

              Древнее РА,а Волга и Итиль одного времени,просто на разных языках одно и тоже несколько по разному звучит и пишется.Да,и булгары никак не предки татар,это как американских индейцев принять за предков белых переселенцев,кои и повырезали индейцев,чтоб занять их земли-полная аналогия с татарами

          • Анонимно
            12.12.2014 01:52

            Зачем такое невежество проявлять, "путь из варяг в греки" проходил по Днепру:"Путь "из варяг в греки",название водного торгового пути в Киевской Руси, связывавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря по р. Неве в Ладожское озеро, затем по р. Волхов в Ильменское озеро, далее по р. Ловать, откуда волоком в Днепр. Впервые термин встречается в "Повести временных лет". Путь возник в конце 9 — начале 10 вв. Наибольшее значение имел в 10 — 1-й трети 11 вв. Южная его часть хорошо знали византийцы. По сведениям Константина Багрянородного (10 в.) , кривичи и др. подвластные Киеву племена весной свозили в Смоленск, Любеч, Чернигов и др. города большие (на 30—40 чел. ) долблёные ладьи — "однодерёвки", которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по Днепру. Пройдя 7 порогов (крупнейший Ненасытецкий обходили волоком) , а также скалистое и узкое место "Крарийскую переправу" (где часто устраивали засаду печенеги) , купцы останавливались на острове Хортица, затем, оснастив ладьи морскими парусами (в Днепровском лимане) , плыли вдоль западного берега Чёрного моря до Царьграда (Константинополя) . Существовали ответвления этого пути на р. Западная Двина между Ловатью и Днепром, затем из района Смоленска по р. Каспле; с Днепра на р. Усяж-Бук к Лукомлю и Полоцку.Путь "из варяг в греки" был связан с др. водными путями Руси: Припятско-Бужским, уходившим в Западную Европу, и Волжским, выводившим в Каспийское море. С юга по пути возили: из Византии — вино, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги, из Киева — хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах и т. д. : с Волыни — шиферные пряслица и др. С севера по пути возили: из Скандинавии — некоторые виды оружия и изделия художественного ремесла, из Северной Руси — лес, мех, мёд, воск, из Прибалтийских стран — янтарь. Во 2-й половине 11—12 вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой и путь "из варяг в греки" уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.".http://otvet.mail.ru/question/20040555А Волга (тогда Итиль) пролегает за тысячи километров восточнее от этого пути. По волжскому пути можно попасть в Иран и Мекку, но никак не в Царьград и не в греки. По вашим фантазиям слово "болгар" происходит от "волгарь", это просто смешно. Получается, дунайские болгары тоже произошли от "волгарь". Тогда как, в науке бесспорно, волжские и дунайские болгары - потомки болгарских племен, обитавших в Приазовье и Причерноморье. В VIII веке одна часть болгар, под предводительством хана Алмуша, ушла на Волгу; другая часть, под водительством хана Аспаруха переселилась на Дунай. Так возникли два средневековых государства Волжская Болгария и Дунайская Болгария, которая со временем ославянилась. А Волжская Болгария в 922 году приняла Ислам в качестве государственной религии.

      • Анонимно
        12.12.2014 01:03

        Вы думаете, что название государства Великая Булгария, которая находилась в Приазовье, где царствовал Кубрат хан, тоже связано с Волгой? Волжская Булгария основана сыном Кубрата хана Котрагом, отсюда и название Булгар. А еще один сын Кубрата - Аспарух основал теперешнюю Болгарию на Балканах. И где же на Балканах Волга?

      • Анонимно
        12.12.2014 07:55

        говорить что Болгар от слова Волга, это смешно! Вам опять надо в школу учиться идти)) правда, это может не помочь

  • Анонимно
    11.12.2014 20:09

    Предлагаю двумя руками проголосовать "за" мудрые предложения и дальнейшую работу уважаемого Минтимера Шариповича на этом архисерьёзном для РФ и РТ поприще. Для здравомыслящих людей всё, что делает МШШ в последние годы - в тему, во благо РФ и РТ. Все глупые дележи на Болгар и Орду, на Завоевателей и Завоеванных, на Святое и Несвятое - оставьте себе для своих будущих публикаций в СМИ, которые, возможно, никто не прочитает. А то, что ДЕЛАЕТ Бабай (пишу с искренним уважением к первому президенту РТ), достойно восхищения и, как минимум, - уважения... (Старший брат младшей сестры)

  • Анонимно
    11.12.2014 20:16

    Я сам не татарин , родители по долгу службы работали и жили, когда был ребенком в Арском и Тюлячинском районах в 60-х годах.Я хорошо выучил татарский язык и помню как из тех районов люди ездили в Болгар на поклонение ,,изге жиргэ"и эти люди имели , как бы сказать , особый статус и уважение,как сейчас,,хаджи".Поэтому предлагаю назвать Болгар ,,Изге жир"и вообще об этом надо спросить у деревенских аксакалов их названных районов.

    • Анонимно
      11.12.2014 20:50

      О "сам я не татарин".Предложение заслуживает внимания и обсуждения. То, что это было святое место издавна известно. Еще Ектерина Великая встречалась там с татарами паломниками и беседовала с ними через "имана" хорошо знавшего русский язык. Об этом она писала Вольтеру. Возможно, что именно после этой встречи и появился ее знаменитый указ о свободе вероисповедований В России и прекращении особенно агрессивных форм насильственного крещения татар.Надо на этом месте поставить мемориальную доску.Ни до этого ни после российский самодержец не встречался с простыми паломниками татарами.

      • Анонимно
        12.12.2014 08:02

        Молодец Минтимер Шарипович! Здоровья Вам и успехов в Вашем благородном деле!!!

      • Анонимно
        12.12.2014 11:52

        Согласен, что перед "эби патша" мы татары в долгу. Никто из российских самодержцев не сделал столько хорошего для мусульман и особенно татар и башкир как она.Мемориальная доска в Болгаре, где она беседовала с татарами - паломниками,в присутствии казанского губернатора, может быть даже с цитатой из ее письма Вольтеру, что ислам заслуживает большого уважения, будет вполне уместна.Надо М.Ш.Шаймиеву об этом подумать.Кажется ему об этом кто то и говорил уже.

        • Анонимно
          12.12.2014 15:13

          Мы татары перед "эби патша" абсолютно не в долгу. ЕКТ вторая пошла на это, т.к. боялась потерять свой престол, причиной этому явилось "восстание Пугачева", где основной массой были татары, башкиры, чуваши и т.п. (все нерусские представители): Салават Юлаев, Бахтияр Канкаев и т.д. и т.п. Без "Пугачевского восстания" она бы и пальцем не шевельнула. Понятно, что ей пришлось идти на уступки, встречаться с мусульманами и предоставлять определенные возможности для развития и обучения мусульманам.!!!

          • Анонимно
            13.12.2014 05:55

            Прежде чем "вбрасывать" свое явно невежественное мнение"без Пугачевского восстания она бы пальцем не шевельнула" надо хотя бы школьные учебники перечитать. Если уж в преклонном возрасте забыли их. Екатерина Великая посетила Казань и затем встречалась в Болгаре с татарами задолго до восстания Пугачева.А также разрешила строить каменные мечети, печатать Коран и ликвидировала новокрещенскую контору созданную при Анне в Свияжске.А с восстанием Пугачева все было намного сложнее и противоречивее, чем мы об этом думали и писали.

  • Анонимно
    11.12.2014 23:24

    Так и назовите: великий и древний Булгар.

  • Анонимно
    12.12.2014 00:14

    Вообще то в старом древнем Булгаре жили дружно и православные и мусульмане. И церкви стояли по соседству с мечетями. И работали вместе, и погибали вместе, но почему то восстановили мечети, но не церкви...Из единственной церкви, в окружении новодельных минаретов, сделали музей и даже крест не восстановили, это весьма печалит.

    • Анонимно
      12.12.2014 10:22

      \\Вообще то в старом древнем Булгаре жили дружно и православные и мусульмане. И церкви стояли по соседству с мечетями\\ - Никаких следов православных и церквей в Болгаре нет, а церковь, о которой Вы говорите, построена в XVIII веке в эпоху христианизатора Луки Конашевича. В основании этой церкви и сейчас видны мусульманские могильные плиты с арабской вязью.

      • Анонимно
        12.12.2014 10:44

        могильные плиты с арабской вязью на чувашском языке, Вы забыли уточнить.

        • Анонимно
          12.12.2014 14:30

          Да-да. Чувашский язык один в один "совпадает" с арабским языком. Только почему-то чуваши не могут прочесть ,с листа ,ни одну страницу Корана...

      • Анонимно
        13.12.2014 00:35

        Вы вообще историю знаете? В 988г. булгарская знать Руси принимает христианство, но сохраняет свои родовые фамилии.И Русь, и Волжская Булгария ожесточённо сражались с войсками татаро-монгольких ханов."То, что христианство было известно в Волжской Булгарии говорит нам имя Аврама Булгарского. Он погиб после ссоры с исламскими проповедниками. Он даже было объявлен святым мучеником. В 1230-ом году тело его перевезли во Владимир и там похоронили.То, что в Волжской Булгарии мирно существовали несколько религий нам говрит и имя Валем-хозя. Он остался известен тем, что пытался на основе христианства, ислама и древней религии создать новую религию."Вам то что то говорит?

  • Анонимно
    12.12.2014 01:06

    Еще древние римляне называли реку Ателью, потом Итиль, Идель и т.д. Только в 12 веке в древнерусской летописи появилось название "Волга". Предки Татар, булгары уже задолго жили у себя в государстве( на земле современного Татарстана) и "Волги" тогда и в помине не было!

  • Анонимно
    12.12.2014 04:54

    Моя бабушка с трепетом говорила о Булгаре, как о святыне, как о древнеей священной земли предков, которую им пришлось покинуть после нашествия Аксак Тимера(Тамерлана), по истории теперь знаем, что было это где-то в 1395 году. И это слово- ШЭХРИ БОЛГАР( Град Булгар)!!! И не надо напридумывать новое! В 70-ые годы вышла альбом - книга о Татарстане,где Шэхри Болгар называется-Пайтахетом(Первопристольней) татарского народа! Есть немножко однобокое понимание у Возрождения, поэтому не помешало бы иметь при ней общественный круглый стол, сам бы с удовольствием донес глас народа.... Ну скорее это невозможно...С уважением, Булат эфэнди.

  • Анонимно
    12.12.2014 07:30

    Однозначно, Булгар - он Великий!!!

    • Анонимно
      12.12.2014 08:12

      Согласен - это духовная столица Татарстана!

      • Анонимно
        12.12.2014 11:38

        Не надо примазываться,духовной столицей Булгарии может быть,а Татарстана никак.Булгары не считают татар своими наследниками.

    • Анонимно
      12.12.2014 08:19

      Как ни назови Болгар он все равно ВЕЛИКИЙ!

  • Анонимно
    12.12.2014 07:49

    Да его ПРОСТО надо назвать СВИЯЖСК 21 века.....так как если бы наш первый ПРЕЗИДЕНТ ТАТАРСТАНА ШАЙМИЕВ М Ш....не вложил во все это свою ДУШУ так и остался он ПРОСТО Свияжск со стариной-а так его сейчас знают во всем МИРЕ-почитают и гордятся и поклоняются

  • Анонимно
    12.12.2014 10:38

    Был летом в Свияжске, там реально на весь остров одно кафе с конскими ценами и все...Причем в нем нельзя расплатиться карточкой, только наличными.

  • Анонимно
    12.12.2014 10:38

    Уважаемые, спорить о Великом/Древнем Болгаре, где вдруг появились новые старые мечеть, коранохранилище, музей хлеба, построенные из железобетона за пару лет,занятие для...хмм..эстетов. Цифра 180 тыс. туристов/год на Свияжск с учетов громадного админнистративного аппарата- копейки, которых не хватит даже на обслуживание построек. Лучше вложили бы эти деньги в экономику, промпроизводство.

    • Анонимно
      12.12.2014 11:36

      Промпроизводство в Свичжске? Оригинально!

    • Gesta
      12.12.2014 12:02

      Не надо тут руками трогать такие дела. Бабай он, это, в общем, готовится. И мечеть строит и церковь. Надо это или нет - не волнует, тут первичный мотив не в том, чтобы туристы деньги оставляли.

  • Анонимно
    12.12.2014 11:16

    Термин "Аль- Булгари" даже в арабском языке есть. И означает высочайшее качество. И появилось благодаря кожаным изделиям и обуви высочайшей отделки мастеров из Булгар в ещё домонгольские времена.. (а некоторые пусть думают, что "волгарь")) редкое скудоумие и жалкое зрелище в своих потугах))

    • Анонимно
      12.12.2014 13:57

      Булгарская группа языков, к которой относятся древние булгарский, хазарский и современный чувашский языки, образовалась в среде древнейшего населения Поволжья - болгар или булгар (VI-XIV вв.), а также более поздних по времени дунайских булгар и хазар - непосредственных преемников племен, входивших в состав западных хунну. Современными потомками их являются чуваши, сохранившие древний строй языка-предка.

      • Анонимно
        12.12.2014 14:26

        Так выходит мы чуваш и язык чувашский пропагандируем, за счет бюджета Татарстана.Только не знаю вирьял или анатри, это у них два диалекта такие есть.Может с них тоже деньги за это брать?

      • Анонимно
        12.12.2014 17:23

        Вот почему наши историки не прояснят до конца вопрос по булгарам и по булгарскому языку? Сколько "чувашам" ( сомневаюсь.что об этом пишут чуваши)можно на этом спекулировать? Аргумент про чувашский "древний строй языка-предка"звучит сомнительно и неубедительно.

        • Анонимно
          12.12.2014 18:52

          Прояснять вопрос про булгар и язык никак нельзя,тогда вознукнут вопросы про возникновение татарской национальности,оно вам надо...

        • Анонимно
          12.12.2014 23:10

          Затруднительно будет вашим историкам спорить с Гумилевым и всем международным научным миром.

  • Анонимно
    12.12.2014 17:21

    Есть древняя карта Штрадена ,где Болгар или Баложес стоит на месте, где сейчас останки Биляра. Там же указана длинная крепостная стена , отгораживающая земли Булгарского царства от Казанского ханства!!!!Она была разрушена во времена войны с Пугачевым.Может этот Великий Болгар и есть Биляр?Так считают Фоменко и Носовский в своей книге:чудо света на Руси под Казанью.Первая кааба была на Руси под Казанью.

    • Анонимно
      13.12.2014 00:50

      Только сказок дяденек Фоменко и Носовского нам не хватало. Это два математика занимающиеся стебом и озорством в истории.А мы уши распускаем.Уж лучше Задорнова послушать и почитать, намного умнее и убедительнее.

  • Анонимно
    13.12.2014 00:32

    Читайте историю. Булгар не был столицей..Сейчас это просто распиаренное место, где построили из бетона как бы старые здания. съездили, посмтрели, больше не поедем, в Свияжске интереснее.Старые, древнние города Булгарии ищите в Билярске и у элеватора в Чистополе.В Билярске откопали только основание, в Чистополе вообще холм никто не вскрывал почти.Церкви в Булгаре не восстановили, зато настроили из бетона новоделов аля мечети.

  • Анонимно
    15.12.2014 05:01

    Золотоордынским Болгаром и переименовать его в "Золотой трон Бату хана". Болгар был столицей Золотой орды, и назывался золотым троном татарских ханов.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль