Культура 
18.12.2014

«Шаляпинский – это слишком мейнстримовый фестиваль»

На фоне экономической ситуации в стране начало продаж билетов на традиционное главное оперное событие года в Казани не вызвало привычного сверхажиотажа

Сегодня в оперном театре и электронных ресурсах стартовала продажа билетов на Шаляпинский фестиваль, который пройдет в Казани с 1 по 17 февраля. Как и обычно, из года в год, несколько десятков людей пришли к кассам задолго до их открытия, причем среди покупателей преобладали те, кто не слишком хорошо себе представлял афишу феста и имена певцов, которые ожидаются в столице Татарстана в последнем месяце зимы. Расслаблено было и руководство Оперного, которое так и не дало за целый день официального комментария «БИЗНЕС Online». Между тем вряд ли бренду «Шаляпинский фестиваль» грозят в ближайшее время пустые кресла на спектаклях, хотя профессиональные критики теряют к нему интерес.

.

«Я ПРИЕХАЛА СЮДА БЕЗ ПЯТИ СЕМЬ»

Половина девятого утра рабочего дня. Возле казанского оперного театра толпится около трех десятков человек. Внутрь пока не пускают. Знающему человеку несложно определить — или начали продавать билеты на Шаляпинский фестиваль, или на Нуриевский. С поправкой на время года догадываемся, что страждущие желают попасть на февральский фест имени великого оперного баса.

Тех, кто пришел к кассам с «первыми петухами», можно определить по пританцовывающей походке и красным щекам. Таких было не очень много. Большинство мирно и одиноко стояли недалеко от театра, кто-то спокойно разговаривал с друзьями по очереди. «Давно пришли?» — поинтересовалась корреспондент «БИЗНЕС Online» у четверки молодых людей, разливавшей чай из термоса и угощавшейся шоколадками. «О, в пять утра!» — смеясь и подпрыгивая, ответила одна девушка.

«Я — в шесть, они — в пять, — подтвердила ее слова краснощекая подруга. — Лично я сюда пришла в первый раз. Хочу купить 6 билетов — с родителями, всей семьей хотим пойти на «Кармен», а с подругой —на «Бориса Годунова». Я в первый раз прихожу в оперный театр, поэтому не знаю каких-то конкретных исполнителей. Просто очень хочется побывать на спектакле, поэтому мы пришли так рано. Потом билеты будет не достать. Разве что у перекупщиков, а это очень дорого». Удивительно, но на такие жертвы готовы пойти люди, даже не представляющие, кто будет исполнять заглавные партии в операх Бизе и Мусоргского.

«А вы тоже пришли сюда в шесть утра?» — задала вопрос корреспондент «БИЗНЕС Online» прогуливающимся вдоль оперного театра двум женщинам. «Я приехала сюда без пяти семь. Да и то только потому, что живу далеко. Была бы возможность, приехала бы раньше, — рассказала свою историю пенсионерка Елена Александровна. — Я уже десять лет на пенсии и в пятый раз прихожу вот так с утра покупать билеты».

.

На вопрос, на какой спектакль и какого певца или певицу она хочет послушать, женщина ответила, что программу еще не видела и не знает, кто будет петь, но поинтересовалась, примет ли участие в фестивале Ильдар Абдразаков, очень хотелось бы его послушать. Ради справедливости стоит отметить, что если самый известный в мире оперный бас из России и выступал в Казани, то прошлым летом во время событий культурной Универсиады. Зато услышав, что в одном из гала-концертов примет участие главная татарская прима Альбина Шагимуратова, недавно ставшая матерью, Елена Александровна и ее спутница заметно оживились.

«А в какой из дней она будет выступать, гала-концерт же будет проходить два дня? Очень она нравится», — сообщили дамы. Увы, такой информацией корреспондент «БИЗНЕС Online» не владел. «Еще я люблю Анну Нетребко, — продолжила наша собеседница. — На ее концерте в Казани не была, но у меня есть записи, и я смотрю ее по телевизору. «А я обожаю Аиду Гарифулину, — вступила в диалог ее спутница, с которой они познакомились сегодня в очереди. — Вообще, у нас много хороших татарских певцов. Только почему-то про них особо ничего не пишут».

.

ОПЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КРЕПКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ТЕАТРА

Из этих разговоров стало понятно, что большинство из желающих попасть на февральские спектакли плохо себе представляют и сам репертуар театра им. Джалиля, не говоря уже о самих певцах. Шаляпинский фестиваль — это бренд, уже давно живущий своей жизнью, часто не особо пересекающейся с реальным положением вещей. Часто руководство самого Оперного представляет фест как едва ли не как крупнейшее событие на культурной карте страны, чем он, безусловно, не является, что, впрочем, отнюдь не отменяет значимость мероприятия для самой Казани.

К сожалению, судя по составу солистов, который можно обнаружить на сайте театра, каких-то неожиданностей и приятных сюрпризов нам ждать не стоит. Здесь нет и неожиданных мегазвезд вроде Рене Папе или Владимира Маторина, нет, кстати, и премьер, которые обычно готовили в столице Татарстана именно к первым числам февраля, нет и Мариинского театра, который привозил сюда спектакли несколько лет подряд. В 2012-м «Дон Кихот» Жюля Массне из Петербурга выглядел на Шаляпинском этаким оперным мадридским «Реалом» на фоне текущего казанского репертуара.

Но это не означает, что фестиваль-2015 будет так плох. Нет, это по-прежнему «парад голосов», и Михаил Казаков ничуть не хуже в партии Бориса Годунова, чем заезжий Папе, а имена Сергея Семишкура, Бориса Стаценко или Алексея Татаринцева прекрасно известны в музыкальном мире. Но этих же певцов можно увидеть в Казани и в текущих спектаклях, не приуроченных ни к каким большим событиям. Так что Шаляпинский фестиваль сейчас — это просто две недели оперных представлений крепкого регионального театра, не более...

«ФЕСТИВАЛЬ ВСЕГДА ПРОХОДИТ РОВНО»

Согласно расписанию на дверях оперного театра, свою работу касса начинала в 10 часов. К этому времени народу прибавилось, но назвать всеобщим ажиотажем общее количество присутствующих было нельзя. За 10 - 15 минут до начала двери оперного были открыты, «отмороженная» с раннего утра небольшая толпа поспешила войти в помещение. Все довольно спокойно стали в очередь, дабы получить заветный билет. Очередь двигалась довольно быстро. «Просто спросить» пропускали без проблем, публика собралась нескандальная, но видно, что действия «просто спрашивающих» держали под контролем.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», почему не стали бронировать электронный билет, чтобы избежать ранних прогулок, одна девушка ответила, что на карточке у нее закончились деньги: «Да и если забронировать, разве не придется также стоять в очереди?» Услышав, что бронь билета на сайте, специализирующемся на подобных услугах, действует сутки, девушка лишь грустно вздохнула: «Ну вот, а ведь можно было нормально поспать».

Любопытно, но за весь день нашей редакции так и не удалось получить никаких комментариев от самого театра — ни о продаже билетов, ни о звездах или их отсутствии на Шаляпин-фесте. Директор Рауфаль Мухаметзянов находится на гастролях вместе с балетной труппой, телефоны его заместителей не отвечали, помощник директора попросила обратиться в пресс-службу, в последней обещали ответить на все вопросы в ближайшее время, но трубку больше не брали. За официальную часть пришлось отдуваться Ираде Аюповой — первому заместителю министра по культуре РТ: «Я думаю, что все пройдет хорошо. Нельзя забывать, что этот фестиваль посвящен 140-летнему театральному сезону оперного фестиваля. Поэтому будем надеяться, что пройдет гладко. В целом фестиваль всегда проходит ровно, на высоком уровне», — лаконично сообщила она.

.

Нет и привычного билетного ажиотажа. По состоянию на 15:00 в кассе театра нам сообщили, что билеты еще есть, так же как и очередь из желающих их приобрести. Правда, на kassir.ru они уже закончились, хотя ответственные сотрудники сайта, продающего заветные квитки на культурно-зрелищные мероприятия, отказались сообщить, какое именно количество билетов для них было выделено оперным театром. Но в целом очевидно, что такого суперажиотажа, как в прошлые годы, не наблюдается. Возможно, что это связано с экономическими событиями этой недели, которые отвлекли людей в том числе и от культурной жизни. Хотя в том, что на Шаляпинском не будет свободных мест, вряд ли кто-то сомневается — бренд есть бренд...

«СЕЙЧАС ИНТЕРЕСНЕЕ КАКАЯ-ТО КУРАТОРСКАЯ ИСКРА»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили нынешний интерес к фестивалю в профессиональном мире.

Екатерина Бирюкова — музыкальный обозреватель Colta.ru (Москва):

— Я бывала несколько раз на Шаляпинском фестивале, правда, мимолетно, но бывала. Последний раз я была там, когда Гергиев привозил свой спектакль, а Рене Папе пел Годунова. Для меня он, скорее, из каких-то таких прошлых лет важный, ему ведь много лет.

Это, на мой взгляд, Шаляпинский — это слишком мейнстримовый фестиваль. У него более традиционная продукция. Мне же последнее время больше нравится поехать куда-нибудь и послушать то, что я больше нигде не услышу. «Борис Годунов» у нас и свой есть примерно такой же, в тех же шапках.

Да, есть набор голосов и сейчас, просто этот набор перемещается по разным сценам мира и России в том числе. И поэтому уже сейчас интереснее какая-то кураторская искра, а не просто набор голосов. Хочется каких-то новый названий, новых поворотов. Просто туда приехал Казаков, сюда приехал Казаков — это уже не так интересно. Понятно, что Михаил Казаков — это некое качество, но мне интереснее искать какие-то другие точки.

Петр Поспелов — музыкальный обозреватель газеты «Ведомости» (Москва):

— Есть такой фестиваль, да. Правда, я на нем был очень давно... Но был, и отношение у меня к нему очень заинтересованное. Вообще, такие фестивали нужны, они есть в Европе, например, в Мюнхене, в Риге, да даже в Петербурге.

В какой-то момент сезона лучшие спектакли театра, в котором проходит фестиваль, ставятся в афишу и заполняются гастролерами, певцами. Так что принцип простой и правильный. Это всегда привлекает публику, повышает уровень, интересы. Проблемы тоже есть, и они лежат на поверхности. Одна — это то, что певцы приезжают насколько впритык, что не успевают толком отрепетировать в тех постановках, которые идут, они их просто не знают. Буквально на дисках смотрят, когда ему нужно выходить, и сразу на сцену. Вторая проблема — сами постановки могут быть не такие уж интересные. И третья — акустика в самом казанском театре оставляет желать лучшего. Так что проблемы есть.

Что касается репертуара, то умный руководитель, директор знает, что для афиши нужна некая культуртрегерская составляющая, где на фоне хитов хотя бы одно какое-то произведение редкое или современное обязательно нужно ставить. В коммерческом смысле пусть будет «Аида», а в культурном пусть работает какая-нибудь современная опера. Кстати, национальную оперу тоже не надо забывать. Жаль, что их нет в этом году в афише. Но это то, чем каждая республика богата, есть своя культура, а уж в Татарстане она такая красивая. Так что про нее тоже надо помнить.

Фарит Мухамедъяров — директор концертного агентства «Сабантуй»:

— Говорите, что на Шаляпинском не будет больших звезд? Сейчас очень сложно говорить о том, что нас ждет в экономическом плане. Все же видят, что творится. Так что я даже не веду переговоров с иностранными исполнителями, они гонорары берут в валюте, а наши — в рублях. За Шаляпинский фестиваль мне говорить сложно, у них там свои тараканы. А на самом фестивале я не был. Там у них вечно нет билетов, а с утра приходить, стоять мне как-то не хочется.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.12.2014 19:57

    Совершенно непонятно, зачем авторам нужно было нивелировать Шаляпинский, всячески подчеркивать его провинциальность, нудно описывать все подробности "стояния", которые должны были показать читателя. что шаляпинский "сдулся". Да и комментарии подобраны в тон. Конечно, московской даме неинтересен классический репертуар - его в Москве и Питере - выше крыши, ей хочется чего-то нового. Ну а для нас - это хороший, крепкий фестиваль. пользующийся стабильным успехом. Вот когда о нем писала Мамаева - и интонации были другие, и сходить на него хотелось. А этим молодым авторам и самим классический репертуар неинтересен, и пишут они так, что мухи дохнут. Но вы это. конечно, не опубликуете. не любите вы критики.

    • Анонимно
      19.12.2014 07:31

      у меня только одно решительное предложение - всю рекламу БКЗ и Оперного вешать на Ратушу, пока Управление рекламы не обеспечит эти залы рекламными тумбами. Здание театра -как московский базар-развал - вы на Кукольный давайте банеры натягивайте. Вот пусть повесят банеры театральные от всех театров на ратуше - мер города и призадумается.... так порядок и появится...

    • Анонимно
      19.12.2014 09:54

      а что должны были сделать авторы? пиарить этот фестиваль, с ее действительно провинциальными постановками, зачастую довольно посредственными и неинтересными? и, кстати, комментарии очень даже правильные. если у нас "крепкий, популярный фестиваль, это не значит, что нужно ставить только классические популярные постановки. нужно знакомить нашего зрителя с чем-то новым, расширять его знания в области оперного искусства

      • Анонимно
        19.12.2014 11:10

        Пиарить не надо - он в этом не нуждается. Если действительно считают, что уровнем он не вышел - то факты в студию. Пусть это будет хоть и разгромная статья, но доказательная. А так - мелко подзуживать, недостойно.

  • Анонимно
    18.12.2014 23:50

    Интересная выдуманная статья) даже про время когда были открыты двери написана неправда, я там была с 8.45 и двери уже были открыты, касса начала работать в самом начале 10го, на кассир.ру уже с утра билетов не было, и я не вздыхала «Ну вот, а ведь можно было нормально поспать».Спасибо, смешно, смыслово

    • Анонимно
      19.12.2014 09:30

      в 8:45 были там и мы с фотографом (мы пришли в половину 9-го), и двери были закрыты. да и в 9 часов двери оперного были еще закрыты, ведь народ стоял на улице. что касается времени работы касс, ваша правда, возможно, с временем вышла неточность.что касается про "поспать", вероятно, я это не ваш комментарий. я пообщалась со многими и только наиболее интересные были включены в материал.с уважением, Эльвира Самигуллина!

  • Анонимно
    18.12.2014 23:50

    Смысловой посыл статьи не ясен, увы)

  • Анонимно
    18.12.2014 23:58

    Жаль, что этот материал появился именно в этой интонации. Шаляпинский фестиваль - гордость нашего края. И ни в коем случае его нельзя нивелировать. Так ли уж много фестивалей в нашем городе, связанных с оперным искусством? Один - Шаляпинский. Если уж говорить о критике, то фестивалю необходим объективный критик. И ни в коем случае местный. Пригласите питерского критика, любого, чей профессионализм в этой области высок. Безмерное восхваление тоже вызывает недоверие. Но то, что Шаляпинский был, есть и будет - сомнений нет. В нашем городе умеют ценить и хорошую постановку, и хороших исполнителей.

  • Анонимно
    19.12.2014 03:14

    \\Кстати, национальную оперу тоже не надо забывать. Жаль, что их нет в этом году в афише. Но это то, чем каждая республика богата, есть своя культура, а уж в Татарстане она такая красивая. Так что про нее тоже надо помнить\\ - Какие верные слова сказал музыкальный обозреватель московской газеты Петр Поспелов, спасибо ему. Мало того, в репертуаре ТАТАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО театра оперы и балета им. Мусы Джалиля практически отсутствуют национальные постановки, так они еще умудряются никогда не включать произведения татарских композиторов в программу Шаляпинского фестиваля. Мне доводилось разговаривать со многими татарскими исполнителями высокого уровня, поющими на лучших сценах мира, все они жалуются, что их просто не приглашают на Шаляпинские фестивали. Тут, конечно, и вина Министерства культуры РТ огромна, ведь Театр им. Джалиля получает самые большие бюджетные дотации от республики, в то же время он полностью игнорирует высокую музыкальную культуру татарского народа. Именно это Министерство должно стоять на страже татарской национальной культуры, но оно этой своей обязанностью полностью пренебрегает. В свое время я обращался к предыдущему министру культуры РТ Зиле Валеевой с предложением проводить регулярные фестивали "Татарские звезды мировой музыкальной культуры", она ответила, что это очень интересное предложение, но дело так и не продвинулось. Хотя прекрасных исполнителей-татар во всех жанрах музыкального искусства множество, и работают они в самых разных странах мира. Ведь это же абсурд, по линии Министерства культуры ТАТАРСТАНА проводится множество музыкальных фестивале, но среди них нет ни одного посвященного татарской музыке и татарским исполнителям. Мне думается, в Министерстве культуры РТ не понимают своей политической ответственности, ведь забота о высокой культуре татарского народа - это забота о государственности Республики Татарстан! Талгат Бареев.

    • Анонимно
      19.12.2014 14:12

      В 2013 году в афише Шаляпинского была опера "Любовь поэта", так что не надо наговаривать. В течение года татарские спектакли идут. "Золотую Орду" транслировали по Меццо. А Вы говорите, что этим в театре не занимаются - если не знаете - не говорите.

      • Анонимно
        19.12.2014 16:56

        Вот ведь оно как, сделали одолжение, в афишу Шаляпин-фест-2013 включили таки "Любовь поэта". А нынче не обессудьте, обойдутся в столице ТАТАРСТАНА, на фестивале в ТАТАРСКОМ оперном театре без татарского репертуара. Зачем именитому фестивалю опускаться до культуры туземцев, не так ли? Я в Театр оперы и балета им. Мусы Джалиля начал ходить в 70-е годы, тогда директором был Масгут Имашев, а художественным руководителем оперы - гениальный Нияз Даутов. В те времена каждую неделю 1-2 спектакля обязательно были из татарского репертуара. И не крутили, как сейчас на протяжении 20 лет одну оперу Ахияровой (да и то, время от времени), которая к тому же по мелодической фактуре весьма далека от татарской музыки. В татарской музыкальной культуре кроме Ахияровой полно замечательных имен. А что сейчас творится в театре Джалиля, это полное издевательство над татарской культурой. За 30 с лишним лет директорства Рауфаля Мухаметзянова в театре сподобились одну оперу Ахияровой поставить. Постыдились бы!Талгат Бареев.

        • Анонимно
          19.12.2014 19:45

          ОДНУ??? Также есть опера "Джалиль" Н.Жиганова, балеты "Шурале", "Золотая Орда", "Сказание о Йусуфе". Все же Вы мало инетерсуетесь тем вопросом, о котором так рьяно пишете.

          • Анонимно
            20.12.2014 02:38

            Вы не передергивайте, прикрываясь балетами, балетное искусство практически безнационально. А речь идет о том, что поставлена единственная татарская опера за 30 с лишним лет директорства Р.Мухаметзянова. До его прихода, в театре была постоянная труппа, ориентированная на исполнение татарского репертуара. Ведь его не все могут петь, нужны татароязычные исполнители. То что, г-н Мухаметзянов с самого начала разогнал постоянную татарскую оперную труппу театра, как раз и показывает его ментальное пренебрежение национальной культурой народа, давшего название название РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН. Именно Министерство культуры РТ должно отслеживать подобные проявления и пресекать их на корню. К сожалению, оно манкирует своими прямыми обязанностями и не делает ничего для развития татарской академической музыки, имеющей славные традиции. Талгат Бареев.

        • Анонимно
          19.12.2014 19:49

          А Татарский театр - потому что в Татарстане находится. Он - один-единственный у нас в республике вообще-то. И жителей надо знакомить с шедеврами мировой культуры, не будут же жители ездить за бещенные деньги в Большой и Мариинку. Так что все правильно театр делает. Ставит мировое, но и про татарское не забывает. Это у нас ТЮЗов два - русский и татарский, и театры драмы. А оперный один. Нужно помнить об этом.

          • Анонимно
            20.12.2014 04:06

            Изначально ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ театр оперы и балета создавался для развития оперного и балетного искусства татарского народа. В 1933 году в Московской консерватории была сформирована Татарская оперная студия, в которой готовились кадры для будущего национального оперного театра."28 октября 1938 г. Совет народных комиссаров ТАССР издал постановление, где было сказано: «Ввиду окончания срока учебных занятий Татарской оперной студии в Московской государственной консерватории организовать в г. Казани с 10 октября 1938 г.II татарский национальный оперный театр, присвоив ему название Татарский государственный оперный театр»".http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/2012_1_2/03/05/Как видим, изначально создавался НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТАТАРСКИЙ оперный театр в Казани. А как же иначе, развитие высокой культуры татарского народа в ХХ столетии не состоялось бы, если бы руководство Татарской Республики конкретно не занималось созданием жанрового многообразия национального музыкального искусства, не обеспечивало бы подготовку национальных кадров в ведущих музыкальных ВУЗах СССР. В середине 60-х годов прошлого столетия и Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан создавался прежде всего именно для развития академической музыки татарского народа. Вплоть до 50-х годов на татарском языке пелись даже оперы Моцарта и Верди, их переводами занимался сам Муса Джалиль. Потому и назвали Театр оперы и балета именем татарского поэта-героя, что он имел прямое отношение к становлению национальной оперы. И не надо заниматься демагогией, в Театре им.Джалиля вполне можно оптимальным образом сочетать национальный репертуар и мировую классику, одно другому не мешает. Так оно и было до прихода нынешних руководителей театра.Талгат Бареев.

            • Анонимно
              21.12.2014 02:01

              Тут, я понимаю, говорить бесполезно. Здесь лозунг \"Татары - впереди планеты всей\" и никакие доводы не помогут. Что ж, живите с этим. А другие люди будут развиваться всесторонне.

              • Анонимно
                21.12.2014 10:50

                Где, в каких строках, Вы увидели "татары впереди планеты всей"? Зачем же передергивать? Я привел всего лишь конкретные исторические факты, объясняющие причины создания Татарского государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. Когда у некоторых товарищей нет аргументов, чтобы возразить по делу, они переходят на голословные обвинения.

                • Анонимно
                  21.12.2014 13:10

                  P.S.Более того, речь идет об искусственном сдерживании развития татарской культуры в сфере оперного искусства и академической музыки, стараниями определенных деятелей в последние несколько десятилетий. Какое уж тут "татары впереди планеты всей".Талгат Бареев.

  • Анонимно
    19.12.2014 11:53

    Уважаемый Бареев! Это ведь фестиваль посвящен Шаляпину. Туда приглашают тех, кто может исполнять партии из опер, которые включены в репертуар фестиваля. Это не просто музыкальный фестиваль, куда приглашают любых лучших. Значит среди исполнителей татар нет тех, лучших, кто поет данные роли, а которые есть, то все участвуют. Кроме этого включают новые постановки театра. Пусть наши исполнители учат роли, исполняют их где то, а потом лучшие из них будут петь и на нашем фестивале.

    • Анонимно
      20.12.2014 05:38

      \\Это ведь фестиваль посвящен Шаляпину. Туда приглашают тех, кто может исполнять партии из опер, которые включены в репертуар фестиваля\\ - А что, в программу Фестиваля включается только шаляпинский репертуар? Ведь нет же, там представляются самые разнообразные оперы всех жанров. Более того, в рамках Фестиваля проводятся вокальные концерты исполнителей, приехавших в Казань, что только украшает оперное мероприятие. И что, составляя программу каждого Фестиваля, нельзя предусмотреть представления там академического музыкального искусства татарского народа? Не надо заниматься демагогией, вполне можно приурочить к Шаляпинскому фестивалю парад-демонстрацию выдающихся вокалистов-татар, поющих на лучших сценах мира. Это было бы проявлением уважения культуре Республики Татарстана и татарского народа, финансирующих этот Фестиваль. Вон, даже уважаемый московский музыкальный критик Петр Поспелов справедливо подсказывает, что проводя такой Фестиваль, не надо забывать о богатой и красивой культуре Татарстана.Талгат Бареев.

  • Анонимно
    19.12.2014 12:25

    А почему с Шаляпинского фестиваля нет он-лайн трансляций спектаклей ? Театр существует на бюджетные деньги,фестиваль проходит за счет бюджетных субсидий.Хотя бы Гала-концерт дали послушать.

    • Анонимно
      19.12.2014 14:14

      Для того, чтобы транслировать, надо урегулировать вопрос с авторским правом. А это очень сложно сделать. Об этом говорила и Ирада Аюпова в Министерстве культуры РТ, когда задавали похожий вопрос.

  • Анонимно
    19.12.2014 14:30

    Неужели кто то думает, что театр специально не ставит татарские оперы? Где они? Назовите хоть одну татарскую оперу, которую не ставят в театре? Зачем чушь писать? Опера- очень и очень сложная штука. Именно штука, потому что она штучная по своей сути. Рады бы все композиторы писать оперы, да не тут то было. Ни русских, ни татарских. Это ведь не песни под гармонь о не разделенной любви.

    • Анонимно
      19.12.2014 17:17

      Есть замечательные оперы Низиба Жиганова, Бату Мулюкова, Анвара Бакирова, Рашида Калимуллина, Алмаза Монасыпова. 50 лет уже лежит в загашнике театра отличная опера Салиха Сайдашева "Наемщик", оркестрованный Александром Ключаревым. Кто не хочет делать, находит причины. А что у нас делает Министерство культуры РТ? Если нет современных опер, значит министерство должно их заказывать и оплачивать. Под лежачий камень вода не течет.Талгат Бареев.

  • Анонимно
    19.12.2014 19:53

    Министерство РФ богаче, и то нет русских опер. А то что вы назвали годится только для музыкальных постановок в театре Камала. Нет достойных опер, нет. А Любовь поэта вы зря хаете. Замечательная опера. 70 ые годы театра лучше и не вспоминать. Туда силком школьников водили, потому что не было посещаемости. Прогнавшие полы, бездарные постановки и люди туда не хотели ходить. Посмотрите что сейчас? Даже сравнивать не хочется.

    • Анонимно
      20.12.2014 06:03

      Не надо говорить неправду, моя жизнь в 70-е годы проходила в основном в Театре Джалиля и Актовом зале консерватории. Когда ставились татарские музыкальные спектакли Сары Садыковой, Джаудата Файзи и других, в театре всегда был аншлаг. В Театре Джалиля никогда не было прогнивших полов, а если сегодня театр привели в гламурное состояние, то это сделано отнюдь не на деньги г-на Мухаметзянова. Республика Татарстан (государственность татарского народа!) тратит огромные средства на содержание ТАТАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО театра оперы и балета им. Мусы ДЖалиля, стало быть, от него должно ожидать и соответствующую отдачу в пользу национальной культуры татар. Не соглашусь, что нет достойных татарских опер. Вот уже полвека в загашниках Театра лежит партитура оперы Салиха Сайдашева "Наемщик" в редакции Александра Кючарева. Я слушал клавиры, замечательная музыка, драматургическая основа - прекрасная национальная классика. Постановка этой оперы стала бы сенсацией в мире искусства. Тут Министерству культуры РТ необходимо лишь проявить волю, сформировать творческую группу и поставить задачу довести до сцены эту прекрасную оперу Сайдашева. Что касается оперы Ахияровой, лично мне она не нравится, на мой вкус, она никакая не татарская, да и принижает светлый образ великого татарского поэта Габдуллы Тукая.Талгат Бареев.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль