Персона 
25.12.2014

Фарида Сулейманова, SHIFA: «Наши елки стоят и у президента, и у премьера»

7 лет назад супруг дал Фариде Сулеймановой на открытие своего дела 300 тыс. рублей со словами: «Решила цветочками заниматься, ладно, пусть занимается». Ее бизнес за это время разросся до студии декора и флористики и сети из четырех магазинов по продаже предметов интерьера. О том, почему елки иногда покупают в январе, о незавершенной докторской диссертации, не вызывающей сожаления, и сменяемой моде на елочные украшения хозяйка «студии декора и флористики» рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online».

.
Фарида Сулейманова: «Все, кто бывает в наших магазинах, все, с кем мы когда-либо работали, возвращаются к нам вновь и вновь»

«КАЖДЫЙ, КТО К НАМ ЗАХОДИТ, МОЖЕТ НАЙТИ ЧТО-ТО ПО СВОИМ ВОЗМОЖНОСТЯМ»

— Фарида, сейчас предприниматели жалуются на кризис и то, что бизнес пробуксовывает. А вы открываете новую точку в «Тандеме». Вы верите в лучшее будущее?

— «Тандем» — это поиск нового формата, это особое место для нас. Мы не открываем там магазин, подобный другим нашим магазинам. По сути, это больше декор торгового комплекса с возможностью продажи новогодних елок. Но просто тема елочного базара для меня скучна. Вот уже второй год мы эту тему «обыгрываем», и получается такой «сюжетный» островок.

И каким он будет в этом году?

— Мы всегда используем снег, «припорошенность», заснеженность и подсветку. Это срабатывает. Создается сказочная, волшебная атмосфера, вызывающая восторг и желание сфотографироваться на этом фоне. Это очень радует детишек и нас, конечно, тоже радует, поскольку все это говорит о том, что задача «создать новогоднее настроение» выполнена!

— Вы ждете там больших продаж?

— Нам бы очень хотелось иметь там хорошие продажи. В «Тандеме» большая проходимость, и это очень сильный фактор, который мы пытаемся использовать. Но там и клиент другой. В прошлом году прежде чем наставлять своих продавцов я честно выстояла рядом с ними первые дни, чтобы понять, какие же там покупатели. Я поняла, что там другие люди, они могут сказать: «Ой, и откуда вы такие цены берете! У вас все так дорого!» А были люди, которым хорошо знакомо имя SHIFA, нас узнавали и нам были благодарны за то, что мы приехали еще и в «Тандем». Для них это был праздник, они позволили себе что-то купить у нас и устроили праздник в семье.

.
«Типичный покупатель наших магазинов — это женщина, которая хочет, чтобы все вокруг нее было красиво»

— В таком случае расскажите о «типичном» покупателе ваших магазинов, кто он?

— Это женщина, которая хочет, чтобы все вокруг нее было красиво. Она трогательно и с любовью окружает свой мир и мир своих близких цветами и предметами, которые радуют глаз, оживляют пространство. Она с удовольствием дарит необычные предметы своим друзьям, зная заранее, как эти предметы заживут в их доме или офисе. В общем, портрет списан с меня самой.

— Доллар сейчас растет, что у вас с ценами?

— Пока ненамного, но выросли, разумеется. Трудно не реагировать, если поставщики ежедневно уведомляют о повышении цен. Многих отпугивают наши салоны, им кажется, что раз у нас такие красоты, то и цены заоблачные. Но это не так. Каждый, кто к нам заходит, может найти что-то по своим возможностям. Цены разные, и ассортимент разный.

— Пройдет Новый год, у вас будут скидки на эти товары?

— Очень надеюсь, что мы продадим все до Нового года. Ну а в январе, конечно, будут рождественские распродажи. Дополнительные скидки радуют наших клиентов, и мы готовы предоставить им возможность приобрести то, что было отложено на потом. Некоторые во время скидок в январе, например, покупают елки. Ассортимент хороший, и наши покупатели знают, что он непременно пригодится на будущий год.

.
«Многих отпугивают наши салоны, им кажется, что раз у нас такие красоты, то и цены заоблачные. Но это не так»

«СТУДИЯ — ЭТО МЕСТО, ГДЕ МОЖНО ТВОРИТЬ,
СОЗДАВАТЬ И ВОПЛОЩАТЬ В ЖИЗНЬ СВОИ КРЕАТИВНЫЕ ИДЕИ»

— Новый год — это понятно: елки, веночки, Санта Клаус. А что потом?

— Это вопрос, который возникает у всех, чье знакомство с SHIFA начинается с новогодней коллекции. А у нас дальше следующая коллекция: весна-лето, потом осень-зима и снова Новый год! Вообще-то, мы открывались и существуем не только как магазин, торгующий новогодними аксессуарами, мы студия декора и флористики. Я ее так и задумывала. Мы не салон, не магазин, а именно студия. Студия — это место, где можно творить, создавать и воплощать в жизнь свои креативные идеи. И основная наша работа — это оформление. Мы оформляем жилые и общественные помещения, используя для этого как живые, так и искусственные растения. У нас большой выбор аксессуаров для интерьеров. По желанию клиента мы выезжаем на объект, проводим фотосессию и предлагаем эскизы с прорисовкой предметов декора в этом интерьере. Дальше идет согласование с клиентом. Обычно это происходит в одном из магазинов, где обсуждаются детали и где можно увидеть «живьем» предлагаемый декор. При необходимости мы вывозим наши предметы «на примерку». И что очень ценно, на мой взгляд, при расстановке наших аксессуаров, мы стараемся сохранить предметы, которые дороги клиенту. Получается, как правило, красивый, завершенный интерьер.

— Вы заказываете свои товары на выставках?

— В основном да. Выставки помогают уловить модные тенденции, увидеть новинки. На выставках знакомишься и общаешься с дизайнерами и крупнейшими поставщиками. Личные знакомства помогают решить многие вопросы. Поэтому я регулярно посещаю крупнейшие выставки как в Европе, так и в России.

.
«Мода бывает на все, в том числе и на новогоднее оформление. Мне нравится задавать здесь тон»

— Львиная доля вещей сейчас производится в Китае, а с этой страной напрямую вы не связаны?

— Напрямую нет, но косвенно мы все завязаны на «произведено в Китае». Очень многие известные мне европейские бренды размещают производство в Китае. С уверенностью могу утверждать, что это очень достойное исполнение.

«Я БЫ ХОТЕЛА ИМЕТЬ СВОЕ БОЛЬШОЕ МНОГОУРОВНЕВОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И СДЕЛАТЬ НЕЧТО
СОВЕРШЕННО ПОТРЯСАЮЩЕЕ В НЕМ. ВОЗМОЖНО, ТАК ОНО И БУДЕТ»

— Как давно возник ваш бизнес?

— В апреле 2007 года. 7,5 лет назад. Я с восторгом вспоминаю это время. Для меня это было как первая любовь! Распахнулась дверь, о существовании которой я даже предположить не могла. А началось все с одной выставки, на которой я познакомилась с очень известным тогда в России норвежским брендом Shishi. Собственно, название SHIFA и сложилось от SHI (Shishi) и FA (Farida). Было интересно все, что происходило тогда со мной и вокруг меня. Появлялись люди, которые включались в различные процессы: мы создавали свое имя, свой логотип, свои слоганы, свой стиль. Это были карандашные наброски мыслей, идей... Недавно нашла эти листочки у себя. Там так много интересного, например, есть такая запись: «Если в интерьере вашего дома есть некая недосказанность... Если в пространство, которое вас окружает, необходимо вдохнуть жизнь... Если вы готовы отказаться от нейтрального, привычного и банального...» Это слоганы наши. С многоточиями. И мы творили это, сидя в крошечном помещении на улице Заря, 7А. Мы и сейчас там, правда, помещение стало значительно больше.

— Это была аренда?

— Да, у меня все помещения в аренде.

.
«Меня поддержал супруг, ласково обозначив мой бизнес как «Фарида Саматовна решила цветочками заниматься, ладно, пусть занимается»

— Вы принципиально не хотите покупать свои помещения?

— Я бы хотела иметь свое большое многоуровневое помещение и сделать нечто совершенно потрясающее в нем. Возможно, так оно и будет, но пока мы арендуем свои помещения. В Казани мы расположились в «Бахетле» на проспекте Ямашева и в «Бахетле» на Павлюхина. Здесь к нам заходят «заодно» или приезжают специально. В Набережных Челнах мы находимся в крупном торговом центре, в котором много покупателей из соседних городов и селений.

— Какая у вас форма собственности?

— ООО, учредитель я. Единственный.

— Каким же был ваш стартовый капитал?

— Около 300 тысяч рублей. Меня поддержал супруг, ласково обозначив мой бизнес как «Фарида Саматовна решила цветочками заниматься, ладно, пусть занимается».

— 300 тысяч стартового капитала, и каков месячный оборот сейчас?

— Месячный оборот едва ли даст общую картину: июль и декабрь у нас очень разные. Годовой оборот — 15 - 16 миллионов рублей.

— Какова рентабельность вашего бизнеса?

— Около 20 процентов. Я понимаю, что это не очень много, но в этом бизнесе трудно получить рентабельность выше.

.
«Для меня очень важно получать удовольствие от того, что я делаю изо дня в день, восторженное состояние от работы»

— У вас есть понятие среднего чека?

— Нет.

— Вы даете рекламу?

— Да, разумеется. Очень много мы печатались в первые годы в различных глянцевых журналах. Зачастую в нескольких одновременно. Сегодня это больше поддерживающая реклама, информирующая о чем-то новом, например, о новой коллекции.

— Вы полагаете, что ваш бизнес сложный?

— Я не могу сказать, сложный он или нет. Я рада, что этим занимаюсь.

.
«Мы можем доставить, собрать и украсить елку. А после праздника можем ее разобрать и упаковать»

— А вы вообще дизайнер по образованию?

— Нет, я окончила КАИ, преподавала на кафедре начертательной геометрии в КамПИ, потом на кафедре графических дисциплин художественно-графического факультета НГПИ. Педагогические знания получила в аспирантуре ИСПО РАО, там же под руководством Гузель Валеевны Мухаметзяновой я защитила кандидатскую диссертацию. Потом я изучила андрагогику и преподавала в системе повышения квалификации, заведовала кафедрой управления и была проректором по науке, работала над докторской. И вдруг поняла, что больше не хочу этим заниматься, мне всегда было интересно с моими коллегами-художниками, дизайнерами.

Сейчас все жалуются на кризис кадров, как вы эту проблему решаете?

— Сложно, но решаем. Для меня самый важный критерий в оценке людей, которых я принимаю на работу, — это обучаемый или необучаемый человек. И очень важно желание чему-то научиться. Если человек хочет научиться, я научу.

.
Название SHIFA и сложилось от SHI (Shishi — известный норвежский бренд) и FA (Farida)

«МЫ ОФОРМИЛИ ОСОБНЯК ИЗВЕСТНОЙ В ГОРОДЕ СЕМЬИ»

— Каким был ваш первый объект?

— Это был особняк известной в городе семьи. Я попала туда по приглашению знакомого архитектора. В доме уже жили, а предметов декора, зелени было еще недостаточно. Растения, цветы, оригинальные аксессуары от Shishi позволили нам значительно оживить интерьер. Я полагаю, мы неплохо справились, и я бесконечно благодарна судьбе, что так получилось, потому что потом нас еще не раз приглашали для оформления различных объектов по рекомендации этих людей. У нас получилось очень хорошее портфолио.

— Что чаще заказывают оформлять — офисы, квартиры, коттеджи? И насколько наш народ готов воспользоваться услугами дизайнера?

— Не могу ответить однозначно, но в последнее время больше работаем с частными объектами и очень часто по приглашению дизайнеров. К дизайнерам сейчас обращаются многие. Если люди покупают дорогую площадь, дорогие материалы, то всем этим надо умно распорядиться.

— И все же, кто обычно прибегает к вашим услугам — частные лица или компании?

— И те, и другие. Каждое частное лицо представляет какую-либо компанию. Если мы оформляли офис, то нас могут пригласить домой, и наоборот.

— У вас есть корпоративные клиенты?

— Да, и немало. Это различные офисы, отели, медицинские учреждения, салоны красоты, клиники, автосалоны, бутики, городские учреждения. Перечисление может быть долгим. Мы, например, оформляли объекты Универсиады — академию тенниса, Дворец единоборств, VIP-зону главной арены.

.
«Тема елочного базара для меня скучна. Вот уже второй год мы эту тему «обыгрываем», и получается такой «сюжетный» островок»

— Что больше приносит дохода — покупатели в магазинах или корпоративные заказы?

— Если бы не было корпоративных заказов, было бы сложно.

«ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ — ЭТО ТОЛЬКО МОЕ ЛИЧНОЕ ВИДЕНИЕ»

— Фарида, а что собой представляет оформительский рынок в Казани?

— Начнем с того, что как только возникает речь об оформлении, то прежде всего возникает предложение по дизайну интерьера. В Казани очень много дизайн-студий и самостоятельно работающих дизайнеров, которые предлагают очень достойные дизайн-проекты и которые сопровождают эти проекты на этапе реализации. Красивым и завершенным получается объект, в котором дизайнер «присутствует» во всех завершающих деталях зачастую с нами. Но так же очень часто мы сталкиваемся с тем, что клиенты к моменту завершения отделочных работ и после того, как заказаны мебель-светильники-шторы, принимают решение, что с остальным они справятся сами. Они берут на себя подборку предметов декора, оформление стен картинами, озеленение и прочие «мелочи». И живут с этим «недооформлением» примерно полгода-год и понимают, что с этим надо что-то делать: дома как-то не очень уютно. Клиенты нас находят на этом этапе и нам очень рады. Ну вот, собственно, это и есть наша основная работа.

— У вас есть на этом рынке конкуренты?

— Я не знаю тех, кто работает так же, как мы. Я придумывала всю схему сама. Наверное, кто-то может воспользоваться нашими наработками, все ведь доступно. По ассортименту тоже могут быть пересечения. Но все, кто бывает в наших магазинах, все, с кем мы когда-либо работали, возвращаются к нам вновь и вновь. Лучшее из возможного. От лучших поставщиков Европы и Азии. Я принципиально вожу только лучшее.

— Формирование коллекций зависит от ваших личных вкусов?

— Да, это только мое видение. В эту зону я допускаю только узкий круг своих людей и только тогда, когда уже нужна детализация. Я «вынашиваю» и формирую свою коллекцию исходя исключительно из своих предпочтений. Поэтому я очень люблю каждый предмет, который предлагаю своим покупателям.

.
«В последнее время больше работаем с частными объектами и очень часто по приглашению дизайнеров»

— Наши VIP-персоны пользуются вашими услугами? Например, наш президент приглашает вас декорировать елку?

— Декорировать мы к нему не ездили, но наши елочки стоят и у президента, и у премьера, и у спикера парламента.

«МОДА БЫВАЕТ НА ВСЕ. МНЕ НРАВИТСЯ ЗАДАВАТЬ ЗДЕСЬ ТОН»

— Бывает ли мода на новогоднее оформление?

— Мода бывает на все, в том числе и на новогоднее оформление. Мне нравится задавать здесь тон. Во всяком случае, мне хочется так думать.

— И какая мода этой зимой?

— Тренд 2015 года — бирюза. Она хорошо сочетается и с белым, и с состаренным серебром. Мы выбрали очень необычные наряды для елок и поддержали этот цвет в предметах декора. Великолепная коллекция! Но могу также добавить, что независимо от моды у нас в Татарстане всегда востребован золотой и красный цвета в украшениях. Когда я говорю немцам при очередной встрече, что мне нужно золото и красное, они удивляются: «Как? Опять?» У нас это востребовано каждый год в разных вариантах, в разных оттенках.

— Дорого и богато?

— Золото сочетается со всем.

А символы года, их вы учитываете?

— А как же! Вот елочка, которая целиком украшена фигурками овечек. Будущий год — год добродушной Козы (Овцы).

— Как-то в Швейцарии в витрине одного магазина я обратила внимание, что на наряженных елочках помимо цены на само деревце и игрушки была цена работы дизайнера — его можно было пригласить, и он нарядил бы точь-в-точь такую елку. Вы оказываете такие услуги?

— Конечно. Есть такие клиенты, чаще это мужчины, которые просят «завернуть вот эту елочку с игрушками». Мы можем доставить, собрать и украсить елку. А после праздника можем ее разобрать и упаковать. И стоит эта услуга недорого. У нас есть клиенты, которые с этой просьбой обращаются к нам из года в год.

.
«Важно и нужно придерживаться выбранной стратегии и не метаться из стороны в сторону в момент изменения внутренней и внешней ситуации на рынке»

— А у вас дома кто наряжает вашу елку?

— У нас принято, что Новый год вместе отмечают три поколения нашей семьи, то есть бабушки и дедушки, мы, прилетают наши дочери, одна живет в Праге, другая — в Москве. Каждый год мы выбираем себе елочку из нашего ассортимента, и каждый год придумываем ей новый наряд.

— Наш последний традиционный вопрос: какие три ваших секрета успешного бизнеса?

— Для меня очень важно получать удовольствие от того, что я делаю изо дня в день, восторженное состояние от работы. Второе и тоже очень важное: полная поддержка и понимание со стороны близких. И правильная стратегия: важно и нужно придерживаться выбранной стратегии и не метаться из стороны в сторону в момент изменения внутренней и внешней ситуации на рынке.

Справка

Визитная карточка компании

ООО «Студия декора и флористики «ШИФА» открыто в 2007 году.
Учредитель — Фарида Сулейманова.
Годовой оборот — около 16 млн. рублей.
Количество сотрудников — 15.
Два салона в Казани, один в Набережных Челнах. Все помещения в аренде.

Визитная карточка руководителя

Фарида Сулейманова родилась 1962 году в поселке Карабаш Бугульминского района, окончила КАИ, кандидат педагогических наук. Замужем, имеет двух взрослых дочерей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (8) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.12.2014 08:25

    Рентабельность 20% это она сказала чтобы не отпугивать клиентов, как правило такие бизнесмены на китайский ширпотреб накручивают 100-200%, иначе смысла нет торговать, запросы большие у бизнесменов

  • Анонимно
    25.12.2014 11:55

    Хорошее интервью, Мне понравилась дама.

    • Анонимно
      25.12.2014 16:34

      Она очень интересная женщина, пару раз покупали элементы декора у них. Товар качественный

  • Анонимно
    25.12.2014 12:51

    Не верю, что на 300 т. Рублей раскрутилась. Рас крутишься если нет административного ресурса, так называемая крыша. Первоначальная аренда помещения и ремонт, дизайн проект , мебель и так далее не меньше лимона требует. Сказочники понимаешь !?!?

  • Анонимно
    26.12.2014 14:28

    Ёлки у них в продаже и вправду как живые, красиво!

  • Анонимно
    26.12.2014 23:11

    Почитаешь комментарии и думаешь, ну сколько у нас "добрых и инициативных" людей, а попробуйте сами хоть что-то сделать. Хорошее интервью, большой труд вложен в развитие. Сама занимаюсь аналогичной работой, была героиней Персоны, поэтому и понимаю, что значит создавать себе имя, отвечать за коллектив , за все платить. Фарида, вы молодец, желаю вам успехов в нелегкой работе и в непростое сейчас время. С Наступающим Новым годом!

  • Анонимно
    27.12.2014 01:08

    О, Фарида Саматовна, мне начертательную геометрию преподавала... 20 лет назад...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль