Общество 
27.12.2014

Рустам Батыр: «В каждой своей детали «Кул-Шариф» преисполнен глубочайшего смысла»

О чем манифестирует окружающему миру главная мечеть Татарстана?

На этой неделе прошли торжества по случаю 20-летнего юбилея государственного музея-заповедника «Казанский Кремль». Первый заместитель муфтия РТ Рустам Батыр в своей статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Оnline», анализирует семантику главной жемчужины Казанского кремля — мечети «Кул-Шариф», образы и символы которой содержат глубинные смыслы о нашей социальной действительности, ставшие сегодня для многих из нас тайной за семью печатями. О чем нам могут рассказать геометрические и растительные орнаменты, которыми декорирован «Кул-Шариф»? Почему музей в его стенах — это продолжение древней исламской храмовой традиции и что роднит мусульманских радикалов и татарских светских националистов.

УТЕРЯННЫЕ СМЫСЛЫ

Мечеть «Кул-Шариф» — не просто жемчужина Казанского кремля, но национальное достояние Татарстана, гордость всего татарского народа. Мы водим туристов полюбоваться ее красотами, брендируем ее в качестве одного из символов республики. И вместе с тем концептуальные тайны «Кул-Шарифа» для многих из нас остаются нераскрытыми, неизведанными. Даже мусульмане, посещающие его для регулярных богослужений, часто не понимают и малой толики всех тех смыслов, которые манифестирует окружающему миру главная мечеть Татарстана.

В этом нет ничего удивительного. Подобно тому, как восприятие элитарных видов искусства, таких как опера или балет, требует определенного уровня подготовки, так и глобальный исламский нарратив, запечатленный в т.ч. и в мечети «Кул-Шариф», сегодня также стал для многих своеобразной тайной за семью печатями. Таково неизбежное и печальное следствие эпохи воинствующего атеизма и длительного перемалывания нашего мировоззрения в жерновах однобокого европоцентризма. Многие из нас уже не видят, что «Кул-Шариф» — не только шедевр архитектуры, но и бездонная кладезь глубоких образов и зашифрованных символов, которые часто остаются незамеченными. А ведь помимо сугубо духовных измерений этот храм развертывает перед человеком такие семантические пласты, которые погружают в совершенно иной уровень восприятия социальной действительности.

Нельзя не согласиться с крупнейшим философом XX столетия Мартином Хайдеггером, который писал о том, что «Храм впервые придает вещам их вид, а людям впервые дарует взгляд на самих себя». Подобное понимание Храма как вместилища первосмыслов позволяет и сегодня видеть в нем глубинное зеркало культуры, а значит, и нас самих. Потому считывание паттернов, которые закодированы в символике «Кул-Шарифа», может многое рассказать об основах нашего мировосприятия, прояснить истоки менталитета татарского народа, который по большому счету определяет всю нашу текущую жизнь.

Данной публикацией я начинаю цикл статей, посвященных богословско-культурологическому анализу семантики мечети «Кул-Шариф». Конечно же, публицистический формат статей налагает ряд дополнительных ограничений для достижения этой и без того сверхсложной задачи. В частности, апеллируя к широкой аудитории, автор будет вынужден оперировать не автохтонным терминологическим аппаратом исламской традиции (захир-батын, асл-фар` и т.д.), а теми понятиями и категориями, которые более известны российскому читателю (божественное, человеческое, светское, религиозное, национальное и т.д.). При всей ущербности подобного подхода к исламской теменологии, т.е. храмоведению, мы все же, надеюсь, сможем достичь своей главной цели — познакомить читателя со смысловой архитектоникой мечети «Кул-Шариф».

Важно оговорить и еще одно обстоятельство. По ходу изложения мне придется проводить некоторые параллели с культурологическим контекстом христианского мира, что, естественно, будет сделано с позиций исламской апологетики. Однако данная компаративистика преследует целью не полемику с нашими православными соседями, а исключительно рефлексию собственной религиозной культуры.

.

ИСЛАМСКАЯ ТАТАРСКОСТЬ

Для того чтобы расшифровать послание «Кул-Шарифа», надо обратиться к подробному разбору его экстерьеров и интерьеров, композиции внутреннего и внешнего пространства и т.д. Однако прежде чем провести подобный анализ, сформулируем главный фрейм «Кул-Шарифа», его базовую парадигму. Она и проста, и сложна одновременно, лежит на поверхности его внешних форм и спрятана глубоко внутри его структуры. Эта парадигма заключается в мотиве слияния, соотнесения, соучастия исламского и татарского, а если говорить шире, религиозного и национального.

С одной стороны, перед нами шедевр общеисламского зодчества: мечеть с минаретами, михрабом, минбаром, тахаратханой и молитвенным залом. Во всем этом нет никакого отличия от бесчисленной россыпи мечетей по всему миру. С другой стороны, мы отчетливо видим в «Кул-Шарифе» проявление сугубо татарских мотивов: это и использование национальных орнаментов, прежде всего тюльпанов, это и апеллирование к традиции татарских мечетей в виде маленьких минаретиков, это и отсылка к более древней истории татар через архитектурный намек на легенду о 8 минаретах и так далее.

И все же при всей своей неповторимости мечеть «Кул-Шариф» с точки зрения глубинной сути мало чем отличается от других мусульманских храмов. Все дело в том, что в мире не существует мечетей вообще, то есть стерильных от национальной самобытности того или иного народа. Мечети в Марокко, Турции, Индонезии, Саудовской Аравии хоть и едины в своих базовых паттернах, на самом деле сильно разнятся между собой. Это указывает на одно очень важное обстоятельство: не бывает ислама вне национальной формы. С данной точки зрения «Кул-Шариф», будучи полностью татарским явлением, в этой своей татарскости выражает общеисламский принцип ориентации на национальные традиции. И вот здесь мы подбираемся к самому интересному — бинарной природе ислама и всей мусульманской культуры.

.

БИНАРНОСТЬ ИСЛАМА

Данную бинарность на примере «Кул-Шарифа» мы можем увидеть не только в упомянутом переплетении общемусульманского и татарского. Она также явственно отражена и в «классических» исламских орнаментах, которыми декорируется главная соборная мечеть республики, как, впрочем, и мечети по всему миру.

Исламский орнамент бывает двух видов: геометрический (гирих) и растительный (ислими). Первый составлен из линий, сложенных в прямоугольные и полигиональные фигуры, как правило, многократно повторяющиеся. Второй обычно построен на соединении вьюнка и спирали и часто воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося лиственного побега.

В этих двух типах узоров заключена глубинная квинтэссенция ислама. Гирих, который выражает абсолютное совершенство геометрической красоты, является символом божественного начала. Ислими, отсылающий нас к живому, хрупкому цветку, символизирует человеческое начало. В следующих статьях мы подробнее остановимся на символике этих орнаментов. Сейчас же нам важно зафиксировать главную идею: соотнесение божественного и человеческого — базовая парадигма «Кул-Шарифа», как, собственно, и всей исламской культуры.

На самом деле абсолютно все, что мы видим в исламской действительности, является выражением этого фундаментального принципа. Например, формула мусульманской веры (шахада) состоит из двух частей: признание Бога и человека; исламское право делится на две отрасли: богослужебную (ибадат) и социальную (муамалят). Даже Коран с точки зрения исламского богословия есть не что иное, как извечный божественный смысл, сформулированный на арабском языке, то есть на языке людей. Таких примеров можно привести очень много.

Важно отметить, что подобное деление на божественное и человеческое носит не жесткий, не механистический, не непроницаемый характер, а построено по принципу, который можно назвать принципом голограммы. Особенность голограммы, как известно, заключается в том, что стоит разбить стекло, на которое она нанесена, в каждом образовавшемся фрагменте мы увидим не часть исходного изображения, а все изображение целиком, хоть и немного в размытом виде. Другими словами, когда мы делим тот или иной элемент исламской культуры на божественное и человеческое, в каждой из этих двух «половинок» мы вновь увидим проявление исходной бинарности.

Проиллюстрируем данный тезис одним примером. Источники исламского права делятся на две группы: «корневые», куда входят Коран и Сунна (= божественное) и «веточные», куда входят рациональная аналогия и консенсус ученых (= человеческое). Рассмотрим теперь отдельно первую «половину». В этом суженном диапазоне виденья акцент на божественное начало смещается уже на Коран в то время, как Сунна, то есть практика Порока Мухаммада, на его фоне становится, скорее, проявлением человеческого начала. Теперь сфокусируемся отдельно на Коране. Исламская традиция учит нас, что божественный текст нельзя правильно понять без толкования-тафсира, то есть данный текст всегда подается в явленном или подразумеваемом обрамлении человеческой интерпретации. Сузим еще больше свой взгляд и посмотрим внимательно на тафсир. Он бывает двух видов: би-д-дирая и би-р-ривая, то сть основанный на рациональном осмыслении и на сакральных преданиях. И так далее.

.

БИНАРНОСТЬ «КУЛ-ШАРИФА»

Художественное оформление бинарного принципа ислама в «Кул-Шарифе» представлено многими образцами «классического» мусульманского узора. Мы видим сопоставление геометрического и растительного орнаментов на потолке в его парадном вестибюле, что позволяет человеку погрузиться в смысловой контекст храма/ислама сразу при входе в мечеть. Мы видим переплетение и сопоставление гириха и ислими в молитвенном зале и других помещениях мечети. Применен в «Кул-Шарифе» также очень интересный и, возможно, для мировой практики уникальный метод отзеркаливания двух типов орнаментов, когда на полу выложен геометрический узор, а на потолке — растительный.

Однако одним лишь художественным оформлением дело не ограничивается. Ничем иным, как проявлением бинарного принципа ислама, является также наличие музея исламской культуры непосредственно внутри «Кул-Шарифа». Сам благословенный Пророк заложил эту традицию воспринимать мечети не только как культовые, но и общественно-культурные, прежде всего просветительские центры. Как известно, часть мединской мечети Пророка, располагавшаяся под специально оборудованном навесом, была отдана под данные нужды: там обучались первые просветители исламского мира — асхаб ас-суффа («люди из-под навеса»). Вообще, медресе как отдельно стоящие здания появляются у мусульман только спустя три века после смерти Пророка, при халифе Низаме аль-Мульке. До этого обучение велось исключительно внутри мечетей. Но и потом мусульманские храмы никогда не ограничивались лишь сугубо культовым содержанием, что было характерно для других религий. Музей исламской культуры в «Кул-Шарифе» — органичное продолжение этой древней исламской, в том числе татарской традиции просветительства мусульманских храмов. Кстати, и в других мечетях мира также есть свои музеи.

Поэтому когда появление музея в стенах «Кул-Шарифа» объясняют какими-то конспирологическими теориями, обусловленными, дескать, фактором Москвы и светскости государства, то, конечно же, подобные толкования очень далеки от глубинного понимания сути ислама. Даже если на внешнем плане все так и было, нельзя забывать общеизвестную истину о том, что мы всего лишь предполагаем, а Господь располагает. Можно сказать и иначе: культура, выражая себя через нас, всегда действует исходя из своей внутренней логики и зачастую в обход того, как мы это рационально воспринимаем и объясняем. Мы всегда стремимся воспроизводить те глубинные паттерны нашей культуры, которые сокрыты внутри нас и, возможно, нами даже не осознаются. Переплетение божественного/религиозного и человеческого/светского — один из таких паттернов татаро-мусульманской культуры.

.

ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Описываемая дихотомия исламской культуры не случайна. Она укоренена в самой человеческой природе, которая при ближайшем рассмотрении также оказывается двойственной. Согласно исламскому вероучению, Адам был сотворен из глины и ожил после того, как Бог вдохнул в него от Духа Своего. Глина и Дух — это то сочетание, которое делает человека человеком. Без Духа глина оставалась бы просто глиной, частью материи. Без глины Дух оставался бы просто Духом. И лишь в соотнесении этих двух начал и появляется феномен человека.

Глина — образ того, что сегодня мы называем психосоматикой: тело и мышление, сплетенные воедино. Это тот уровень нас, который позволяет говорить о человеке как о биологической машине, высокоорганизованной материи. Но глина — не весь человек, а лишь его вершина. В нем есть еще Божий Дух — то, что составляет фундаментальную тайну человека, ибо Дух как абсолютное инобытие невозможно схватить и определить. Ведь Дух — это не некий самый утонченный, субтильный уровень бытия, а нечто по отношении к нему принципиально иное. Это неустранимая трещина на теле бытия, открывающая внутри нас бездонную бездну Трансцендентного. Именно Дух вырывает нас из рабских тисков тотальной внешней детерминации, ибо с ним мы перестаем быть только лишь глиной, продолжением вселенского океана материи, но получаем определенную автономию, независимость. Дух в этом смысле — та точка, на которой держится вся существующая социальная конструкция, основанная на идее свободы воли и личной ответственности человека.

Данная дихотомия человеческой природы проецируется на все уровни социальной действительности, что и создает бинарность исламской культуры, о которой нам возвещает «Кул-Шариф», как, впрочем, и другие мечети мира, в том числе через переплетение двух типов мусульманского орнамента.

Попытка устранить в данной бинарности ту или иную «половинку» не только разрушает гармонию и полноту ислама, но и, как мы теперь понимаем, противоречит самой природе человека. Вот почему в исламе никогда не признавался институт монашества. И вот почему мы считаем путь имама Абу-Ханифы, представителя рационального богословия, самым правильным, максимально приближенного к пророческому идеалу. Ведь отказ осмысливать божественные императивы рационально, контекстуально, сквозь призму человеческого, в т.ч. национального, фактора есть не что иное, как интеллектуальное «монашество», половинчатость, приводящая к косности и отрыву от жизненных реалий. Именно им и страдают мусульманские радикалы, исповедующие усеченный вариант ислама: его книжную, сугубо догматическую часть.

.

КЛЮЧ ПОНИМАНИЯ

Итак, глядя на «Кул-Шариф» с этой перспективы, мы начинаем понимать, что сочетание в нем общеисламского (божественного) и узконационального (человеческого) есть не просто отражение фундаментальной парадигмы ислама, но и самой природы человека. В слиянии божественного и человеческого кроется отличие исламского мировосприятия от христианского. Христианство, в соответствии с принципом «Богу — богово, а Кесарю — кесарево», раскалывает социальную действительность на две независимые и часто противоборствующие сферы: светскую и религиозную. Ислам же соединяет их воедино.

Впрочем, не секрет, что давно предпринимаются попытки вбросить и в исламский дискурс идею противопоставления исламского и национального, религиозного и светского. С одной стороны, данные посылы исходят у нас от светских татарских националистов, которые говорят о приоритете национального над религиозным и призывают полностью изгнать религию из публичной сферы в частную (на лицо европоцентричное эпигонство!). С другой стороны, это исходит и от международной сети мусульманских радикалов, которые главной своей задачей видят, напротив, истребление национальных форм бытования ислама и мечтают о победе ислама в публичной сфере. Несмотря на диаметральную противоположность данных позиций, они на самом деле являются двумя сторонами одной «медали» и едины в том, что противопоставляют светское и религиозное, исламское и национальное. Таким образом, в исламском контексте калькируется многовековой опыт христианского, прежде всего западного противоборства власти Папы и Короля и соответствующих культурных шаблонов.

Кстати, последнее обнажает крайне нелицеприятный для международной сети исламских радикалов факт того, кто является подлинным архитектором их движения. Сами они уверяют нас и прежде всего себя, что являются самостийным продуктом собственно исламского мира, а не проектом западных спецслужб. Только анализ их идейных посылов показывает, что они исходят не из исламского мировосприятия, а из шаблонов, характерных для западноевропейской культуры. Отпечаток руки мастера всегда виден в его творении.

«Кул-Шариф» — без всякого преувеличения ключ к пониманию многих вопросов, которые волнуют не только все наше общество в целом, но и экзистенционально любого человека в отдельности. С этой точки зрения в каждой своей детали главный храм татарского народа преисполнен глубочайшего смысла. И этот смысл может многое изменить в нашей жизни. Стоит только увидеть его и проникнуться им.

Продолжение следует

Рустам Батыр

P.S. От всего сердца поздравляю с 20-летним юбилеем всех тех, кто стоял у истоков создания музея-заповедника «Казанский Кремль», и всех тех, кто продолжает это великое дело по сей день. Пусть Всевышний Господь благословит каждый ваш жизненный шаг, дарует вам безграничное счастье и неиссякаемое семейное благополучие.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (23) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.12.2014 09:28

    Потрясающе! Кто бы мог подумать, что это не просто узоры, а настоящая философия!

  • Анонимно
    27.12.2014 09:49

    Ростэм Батыр надо еще пофилосовствовать и приложить огромные усилия, чтобы мечеть появилась и в Советском районе. Ростым Бей направте пожалуйста свои полемики и мысли на благие дела с Президентом РТ. Надо и дело показать.

  • Анонимно
    27.12.2014 09:49

    Зря Хакимов критикует наших мусульманских религиозных деятелей. Это очень грамотные и современные люди. Данная статья тому лишнее подтверждение.

  • Анонимно
    27.12.2014 10:15

    Если из наших медресе выходят выпускники, которые могут писать на таком уровне, то значит все у нас так плохо, как говорят некоторые. Здорово!

    • Анонимно
      27.12.2014 10:43

      Опечатка: все не так плохо. Хорошо, что формируется новое поколение деятелей ислама

  • Анонимно
    27.12.2014 10:23

    вопрос: а как выглядела мечеть Кул-Шариф в старину? Неужели она выглядела как диснеевский теремок сейчас, у меня такое ощущение. Почему ее не восстановили как копию старинной, или ничего не сохранилось? Посмотрите на мечети в Турции, в Истамбуле или Иране или даже Ср. Азии. Они не похожи на диснеевский теремок, а на мой взгляд, Кул-Шариф как евроремонт выглядит, без обид, я так вижу.

  • Анонимно
    27.12.2014 10:24

    Супер! Очень интересно

  • Анонимно
    27.12.2014 11:21

    Строение мечетей(меч -острое состояние ума) повторяют строение ума человека, можно сказать самого человека. Бинарность это и есть вила ума, двойственность жизни.Эта двойственность проявляется во всем строении мира и вселенной.Например купол мечети- эта наша диафрагма, которая является отражением духовности человека. Если она опущена, то человек слишком заземленный, если поднята то слишком духовный.Минареты- это отражение пространств сознания Прави.Арабская вязь- это цифры, еще точнее это циклы в природе.Например один это отражение того,как из точки возникает пространство.На плоскости это выглядит как цифра один-угол из точки.А в трехмерном пространстве это дуплекс сфера-торы.Сочетание красного света-русского языка и зеленого света-арабского языка дает черный (фиолетовый) свет. А это и есть письмо-черным по белому(сочетание всех светов солнечного спектра), что нашло отражение в Каабе.Смыслы творца во всем,в каждом проявлении жизни.Посчитайте фаланги пальцев-их 28,как и цифр-циклов арабского языка.Умножим на 10 пальцев, получим 280 дней беременности-Числа Брахми. Код производства белковых тел.Не зря в мечети раньше появлялись выдающиеся мыслители человечества.Если все с(ложное) свести к простому(по Русу то), то открываются все тайны человечества.То есть если читать все непонятные места в священных книгах в кодах РА, то есть в зависимости от контекста: или по русски или по арабски, то все тайное становиться ясным.Все тайны Корана раскрывают свой смысл прочитыванием по русски, а вот например Библии по арабски.Конечно нужно смотреть в корнеслов и проявлять смысл.Истина одна, правда дорого к ней множество.Если сможем разгадать, как строили в Биляре(где и соединились арабский и русский язык в воедино),то устройство смысловое Мечетей покажет как видели ус(тройство)мира наши предки.Тогда наверное и пойдет процесс обратный Ноевому(Ной по арабски -мозг) потопа, то есть потопа сознания!

  • Анонимно
    27.12.2014 12:08

    Уважаемый Рустам Батыр!Получил огромное удовольствие от чтения статьи. Спасибо!Немного пожеланий.На мой взгляд текст несколько перегружен специальными терминами (детерминация, дихотомия, бинарность, нарратив, квинтэссенция ислама и т.д.). Для научной статьи эти термины обязательны (они однозначны и не допускают двойных трактовок), а для научно-ПОПУЛЯРНОЙ статьи, рассчитанной на широкий круг читателей (в первую очередь на молодежь до 16 лет разной религиозной принадлежности; да и старики и старухи старше 50 лет далеко не все изучали философию...) эти термины нуждаются в расшифровке или даже замене на более понятные.Вы пишите: "Важно оговорить и еще одно обстоятельство. По ходу изложения мне придется проводить некоторые параллели с культурологическим контекстом христианского мира, что, естественно, будет сделано с позиций исламской апологетики. Однако данная компаративистика преследует целью не полемику с нашими православными соседями, а исключительно рефлексию собственной религиозной культуры".К исламскому и христианскому миру, мне кажется, надо добавить и мир наших братьев иудеев. И христианство и мусульманство вышли из иудаизма и впитали многие его воззрения и традиции. Язычники арабы-кочевники контактировали в первую очередь с иудеями. Во многом благодаря этим контактам и возник ислам. Или это не так? Кстати, еще вопрос: "Исламский мир и мусульманский мир - это синонимы или богословы делают различия?" Спасибо.Еще раз благодарю за интеллектуальное наслаждение, доставленное чтением Вашей статьи.Ваш брат простой христианин (не богослов).

  • Анонимно
    27.12.2014 12:31

    Вот почему получилась такая красивая мечеть? Потому что архитектор мечети -татарин. Привнесение своего национального видения, только помогло украсить это творение. И всем татарам она нравится. А то, что представила Тина Канделаки, вызвало только отторжение у татар. То есть там взгляд грузинки и евреев, но не татар. Поэтому надо привлекать людей своей национальности, если что-то создается национальное.

  • Анонимно
    27.12.2014 13:07

    Никакой татарский архитектор к мечети Кул Шариф не имеет отношения. Если бы делали татары, то они бы спроектировали татарскую мечеть, как в Булгарах, а не Османскую как у нас в Кремле. Шаймиев долго сопротивляться этому проекту, но его , говорят, уговорил Исхаков, которому были важны просто форма и финансы, скорее всего турецкие. Отсюда и получился терем турецкий. Он никакого отношения не имеет к нашим предкам булгарам. У нас были совершенно другие мечети.

    • Анонимно
      27.12.2014 15:10

      Какая разница кто проектировал? Все равно мечеть получилась красивая с татарскими элементами, а не турецкий терем. Вы видели турецкие (османские) мечети? Ходите в мечеть ради Аллаха и не ищите скрытых мотививов там, где их нет.

    • Анонимно
      27.12.2014 20:13

      Уважаемый "эксперт", вы вообще хоть представление имеете, что такое османский стиль в архитектуре? :-)Мечеть Кул Шариф не в османском стиле.

      • Анонимно
        27.12.2014 23:26

        мечеть Кул-Шариф похожа на современный диснеевский теремок с евроремонтом, а мне бы хотелось чтобы архитектура главной мечети Татарстана была традиционной какой была архитектура мечетей в Казанском ханстве и В. Булгарии, например. Что нет архитекторов Татарских чтобы восстановить былую архитектуру? Лично мне архитектура Кул-Шарифа не нравится. Нужно возрождать старинные стили наши , исконные для мечетей

        • Анонимно
          28.12.2014 10:41

          мечеть очень красивая и очень татарская. не говорите ерунды. а булгарский стиль не может отражать всех татар. булгары лишь один народ из многих, учавствовавших в нашем этногенезе.

          • Анонимно
            28.12.2014 23:50

            а что татарского в этой мечети? я говорю своё мнение, мне архитектура этой мечети не нравится, я считаю, главная мечеть Татарстана должна выглядеть более консервативно и традиционно, а не как теремок!

  • Анонимно
    27.12.2014 15:28

    Что-то удивительное случилось со мной в этой мечети Кул Шариф во время пятничной молитвы. Я находился внутри огромного алтаря, сияющего энергиями Всевышнего. Внутрь мечети стал огромным энергонасыщенным цельным алтарем. То есть не стал, а он им и являлся. Я просто прочувствовал эти тонкие энергии в тонких планах. Осознал весь это тайный замысел всех маленьких деталей этой прекрасной мечети. А потом уже во время молитвы дома, из прекрасного, до сего неведомого мне предела, состоящего из всего белого и мягких благостных энергий, ко мне вышел пророк Мухаммед (Салла-ллаху аляйхи ва салам) с белой небольшой бородой и передал следующие сокровенные строки: "Годы... Протяженье... Время - бесценно. Оно вечно, терпимо, блаженно, если души дышат любовью..." Так что огромное спасибо строителям этой мечети, Шаймиеву, Минниханову, и отправителям Корана в Антарктиду.

  • Анонимно
    27.12.2014 21:22

    Когда автор пишет сложно - используя огромное количество терминов из английского языка (парадигма, паттерн, наратив, компаративистика и т.д.) - это не говорит о том что он обязательно очень умен.Все наоборот - человек пишущий просто и понятно - без лишних ненужных терминов - одназначно талантлив.Пример - Коран и Сунна - написаны очень просто и абсолютно гениально !!!

  • Анонимно
    27.12.2014 21:39

    Спасибо за такую хорошую статью. Очень познавательно. Мы все должны приобщаться к духовности

  • Анонимно
    28.12.2014 15:44

    Пророк не занимался в мечети поиском "глубинных, скрытых смыслов", эзотерическими рассуждениями, культуролого-философскими фантазиями. Он был против всякой эстетизации мечети, против всего, что мешало намазу (сокровенному диалогу с Всевышним). Он был против всякой показушности (более того, показуху считал малым многобожием), искусственности. Есть две противоположные позиции в Исламе: "Любить себя в Исламе" и "Любить Ислам в себе". Автор статьи (и не только этой статьи) явно демонстрирует первую позицию (позирует в Исламе).

  • Анонимно
    29.12.2014 00:54

    В мужском молельном зале пол покрыт роскошным персидским ковром. Вопрос: почему мулла молится на коврике поверх общего ковра ? Сомневается в чистоте большого ковра ? Или надо выделиться как то из общей массы ?
    В статье очень много слов из научной сферы и, к сожаленью, не без заимствований. Чем слово ПАТТЕРН лучше слова МОДЕЛЬ ?
    Мечеть, бесспорно, получилась красивой яркой. Наши казанские архитектор (Сайфуллин, Саттаров) показали свой прекрасный талант.:

  • Анонимно
    29.12.2014 12:26

    Налицо попытка выдать желаемое за действительное (увлечение фантазиями-симулякрами). Попытка зримо представить и символизировать (материализовать, воплощать) невидимое (идеальное) в т.н. "сакральных" атрибутах и ритуалах (одеждах, священнодействиях, архитектурах, изображениях и пр. намеках). В одной из прошлых статей Батров также символично представил три "сакральных" атрибута: чалму, посох и перо (в статье, посвященной Булгарскому чудо-монументу). Говоря о таких понятиях, как "скрытое и невидимое" и "явное", следует отметить: 1. Скрытое и невидимое не означает нереальное.2. Вера - ключ в неведомый, невидимый (но РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИЙ метафизический) мир. Она принимает все скрытые и невидимые явления как данное (как реальность) и не нуждается "в вещественном доказательстве" их существования, не нуждается в представлении их в примитивных суррогатныж атрибутах и ритуалах (в символизме и шаманизме). Поэтому-то Ислам - вовсе не атрибутивно-ритуальная религия (не шаманизм), а религия естественного, непосредственного сокровенного общения с Всевышним Создателем (реального контакта с Ним) и, самое главное - осмысленной организации жизни по Его Воле (организации жизни-поклонения перед Ним). Не нужно усложнять и окутывать эту религию какими-то таинственно-философскими и загадочно-искусственными характеристиками. Напротив, Ислам - очень легкая, доступная, понятная, естественная, жизненная (на все случаи жизни) и в то же время совершенная (не нуждающаяся в каких-либо дополнениях, нововведениях и философских трактовках) и богоугодная религия. Все его положения четко и ясно изложены в Коране и достоверных хадисах (изречениях Пророка), а также в иджме (согласованных мнениях авторитетных ученых-знатоков). Изобретать (или еще хуже, изменять и реконструировать) велосипед не нужно. Нужно только: сесть на настоящий и надежный (не поломанный) велосипед; водить его осторожно, соблюдая правила и глядя "в оба"; следовать примеру жизни и деятельности Пророка и его пути.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль