Бизнес 
29.12.2014

Тимур Дугин, «Максим Горький»: «Казанские хостелы поднимутся на падении рубля»

Скачки валют для хостелов являются благом, так как подарят им больше туристов. Так считает владелец одного из старейших казанских хостелов «Максим Горький» Тимур Дугин. По мнению предпринимателя, бизнес, ориентированный на экономкласс, в ближайшее время вообще может оказаться на коне, потеснив привычный «респектабельный» рынок. На руку «гостиницам-общежитиям» сыграет и то, что в наступающем году в России появятся единые требования к российским хостелам — регламентирующий их деятельность национальный стандарт уже получил одобрение комитета по стандартизации. О том, сколько в Казани хостелов и почему их легче открыть, чем гостиницу, а также о том, как создать особую атмосферу для постояльцев и выдержать демпинговую конкуренцию с «квартирами посуточно», Дугин рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».

Тимур Дугин
Тимур Дугин

«ВОЗРАСТЕТ СПРОС НА ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ, А ЗНАЧИТ, И НА ХОСТЕЛЫ»

— Тимур, непростая ситуация в экономике, скачки курса валют как-то сказываются на вашем бизнесе? Какой дадите прогноз по рынку, на котором работаете, на следующий год?

— Доллар сильно подорожал, и вся Турция и прочая заграница также сильно подорожали. Мне кажется, сильно увеличится спрос на внутренний туризм. В связи с тем, что на рынке такая высокая конкуренция, мы пока даже не думаем о повышении цен. К тому же они установлены в рублях, поэтому перспективы российского рынка хорошие. Мы практически никогда не повышали цены. Когда открылись четыре года назад, один человек платил за место в двухместном номере 700 рублей, а сейчас — 750 рублей. Кроме того, если мы повысим цену двухместного номера до 2 тысяч рублей, то нам уже придется конкурировать с отелями. Более того, наши граждане больше будут склонны экономить и выбирать для проживания хостелы, так как хостелы располагаются в низшем ценовом сегменте гостиничного рынка. В принципе, многие бизнесы, предлагающие потребителям сэкономить, будут на коне. Мы, например, также ожидаем большей востребованности нашего коворкинга, который располагается рядом с хостелом — с каждым месяцем в нем становится больше резидентов. Напомню, что наш коворкинг открылся самым первым в Казани и до сих пор работает.

Большие проблемы и у туроператоров, занимающихся заграницей. Возможно, поэтому загрузка у нас в сентябре-октябре была лучше, чем в аналогичный период в прошлые годы. Учитывая все эти факторы, думаю, что в Казань будут приезжать много туристов, что положительно скажется и на нашей загрузке. В Казани много что можно посмотреть. Большие надежды я возлагаю на Свияжск. Мне кажется, что за последние несколько лет количество проведенных туристами в Казани ночей увеличилось. Если раньше приезжали на один — максимум два дня, то сейчас доходит до четырех дней, в том числе благодаря Свияжску, так как путешествие туда занимает дополнительный день.

— А что сегодня представляет рынок хостелов Казани?

— Сейчас в Казани работают около 40 хостелов. Точную цифру никто не знает, потому что некоторые гостиницы именуют себя хостелами, а некоторые хостелы именуют себя гостиницами. По различным экспертным оценкам, в Казани хостелы обеспечивают тысячу мест, конкуренция на рынке очень высокая. Недавно я ездил в Уфу, и там дела обстоят совсем по-другому. Вообще в других городах конкуренция гораздо ниже. Поэтому, на мой взгляд, сейчас имеет смысл открываться в других городах, а не в Казани, потому что здесь у нас, несмотря на большую конкуренцию, каждый год открываются все новые и новые хостелы.

— Если открываются, значит, есть потребность?

— Потребности, к сожалению, в той форме, в которой открываются новые хостелы (например в квартирах), уже нет, и я не знаю, на чем основываются новые игроки, которые заходят на рынок. Потребность есть в более профессиональных хостелах с профессиональным управлением, думаю, мы еще откроем пару объектов.

«ЗАГРУЖЕННОСТЬ ХОСТЕЛОВ — ПОРЯДКА 50 ПРОЦЕНТОВ»

— Кто сегодня ведущие игроки на казанском рынке?

— Крупный игрок — «Зебра», расположенный в Ново-Савиновском районе в отдельном здании и имеющий больше сотни мест. Затем мы с хостелом (200 квадратных метров) и отелем (1,5 тысячи квадратных метров), в отеле мы также предусмотрели 24 хостеловских места. Крупный хостел открылся в здании «Ильдан-Лик», однако сразу же был выставлен на продажу, уже полтора года вижу его в объявлениях о продаже. Из крупных игроков можно также назвать сеть, включающую «Пушкин» и «Коммуна» с хорошим расположением.

— Сколько в среднем составляет загруженность хостела?

— У нас загруженность как была всегда, так и остается — 50 процентов. Но мы один из самых старых хостелов — нам почти четыре года — и как загруженность достигла этого показателя, так больше почти и не растет. Заполняемость немного выросла во время Универсиады. Соответственно, скачки будут во время чемпионата по водным видам спорта в 2015 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году. В среднем по году загруженность хостелов по городу стремится к 50 процентам.

— Тогда в чем причина интереса к выходу на этот рынок?

— Хостел открыть легче, чем отель. Инвестиций нужно меньше. В средствах массовой информации выходят передачи, интервью с владельцами хостелов, и остальные думают, что это очень привлекательный и прибыльный бизнес. Обустройство помещения под отель требует подведения коммуникаций в каждый номер, что затратно, а также затруднительно, если вы, например, владеете лишь одним этажом в здании — соседи снизу вряд ли вам позволят сделать десятки туалетов над их головой.

— А этот бизнес не прибылен?

— Прибыль есть, но не такая, насколько хотелось бы. По моим данным, сейчас в Казани выставлены на продажу около десятка хостелов.

— Как вообще открыть хостел? Какие есть «фишки»?

— Открыть хостел легче, чем отель, поскольку требований гораздо меньше. Единый стандарт по хостелам вступает в силу с 1 января 2015 года, и, согласно ему, правила для хостелов упрощаются. Так, не нужны в каждом номере душ и туалет, что также удешевляет процесс открытия. Кроме того, по новому ГОСТу будет проще открывать объекты в жилых помещениях, однако Казани это мало коснется, так как у нас мало больших квартир. В основном это рассчитано на жилой фонд Москвы и Санкт-Петербурга, где есть дореволюционные дома с 7- и 10-комнатными квартирами. В Казани таких квартир днем с огнем не сыщешь.

Хотя мы сами располагаемся в жилом фонде (мы занимаем все 6 квартир в жилом доме). Когда перед проведением Универсиады у нас проводилась проверка Роспотребнадзора, возникал вопрос по этому поводу. Хорошо, что у нас есть отдельный вход.

— Где в основном в Казани расположены хостелы?

— Хостелов в отдельно стоящих зданиях очень мало. В основном они расположены в офисных помещениях. Есть и в квартирах.

«СПРОС В КАЗАНИ ПОХОЖ НА ПИТЕРСКИЙ»

— Какова минимальная и максимальная стоимость размещения в хостеле?

— У нас цена начинается от 550 рублей в сутки. Недавно я был в Уфе, и там вообще все договорились, что, например, ниже 500 рублей они не падают. В Казани такого нет. На рынке можно найти предложение и в 400 рублей за сутки. Максимальная цена у нас — номер на два человека — 1,5 тысячи рублей.

— Кто обычно останавливается в хостелах?

— Рынок у нас в основном туристический, то есть приезжают летом, а также на майские, ноябрьские, новогодние праздники. Приезжают студенты, молодые люди, девушки. Если смотреть по бронированиям, то бронируют в основном девушки от 20 до 30 лет. В межсезонье в хостелах останавливаются бюджетные командировочные (учителя, госслужащие) — для них это удобно, так как выделенная сумма как раз подходит под то, чтобы остановиться в хостеле. Приезжают также спортсмены, участники конференций.

— Госкомитет по туризму Татарстана сообщил, что на новогодние праздники в гостиничном фонде Казани уже нет свободных мест, все «забито». Какова ситуация с хостелами?

— У нас в хостеле все забронировано, у остальных игроков — тоже. Мне кажется, в последнее время именно такие сообщения в СМИ увеличивают количество игроков на рынке. Тиражируется информация о том, что в Казани нет мест. На майские, ноябрьские праздники в гостиницах города была стопроцентная загрузка, но это не говорит о том, что мест не хватает.

Особенность спроса в Казани — он похож на питерский своей сезонностью. И то, что у нас забронированы все места на начало января, не говорит о том, что мы не будем стоять пустыми в середине января. Реально в середине января мы можем не иметь ни одного гостя. На майские праздники так и было — в начале месяца загрузка была полная, а затем в течение месяца меньше, чем в апреле.

— Как изменилась заполняемость на новогодние праздники по сравнению с прошлым годом?

— Никак не изменилась. Сколько мы работаем — всегда заполняемость на Новый год близится к 100 процентам, но, как правило, до 100 процентов никогда не доходит. Всегда кто-то отказывается от брони.

— Какова доля иностранцев среди гостей, останавливающихся в хостелах?

— По моим ощущениям, в этом году доля иностранцев уменьшилась. Поток гостей по сравнению с прошлым годом немного увеличился, а вот доля иностранцев — нет. Обычно в сезон они составляют около 20 процентов от всех гостей. В несезон из-за границы к нам почти никто не едет.

К сожалению, до сих пор не можем оформить программу с УФМС, и всех иностранцев нам приходится регистрировать вручную в управлении («БИЗНЕС Online» подробно писал об этом осеньюред.). Материалы отельерам разослали, начали разрабатывать какую-то программу. Ассоциация рестораторов и отельеров прислала нам анкету, в которой мы указали, сколько готовы платить за эту автоматизированную программу. Еще нам, к сожалению, с недавнего времени приходится регистрировать и российских граждан.

«КВАРТИРЫ ПОСУТОЧНО МЕШАЮТ РЫНКУ, ДЕМПИНГУЮТ»

— Как оцениваете методические рекомендации, принятые на днях госкомитетом по туризму республики, в которых определен порядок по организации деятельности в хостелах? Кроме того, в этом году национальный стандарт получил одобрение технического комитета по стандартизации, заседание которого прошло летом в минкульте России.

— О республиканских стандартах я даже не слышал. Странно, что такие рекомендации разрабатываются без какого-либо участия игроков рынка.

ГОСТ станет первым документом, вводящим правила для хостелов в России. В нем прописаны требования к благоустройству, проживанию и поведению в «дешевых гостиницах», правила заселения и так далее. Также в документе содержатся требования для средств размещения этого типа, находящихся в жилом фонде. ГОСТ вступает в силу 1 января 2015 года. Требования в нем достаточно лояльные — и по квадратуре, и по всему остальному. Принципиальный момент — теперь нельзя открывать хостелы в цоколях. В Казани есть несколько таких.

У нас в соответствии с новыми нормами все в порядке. Однако ранее, когда к нам приходил Роспотребнадзор, нас мерили как квартиры, которые сдаются посуточно. То есть мы находимся в жилом фонде и гостиницей не являемся — как нас тогда оценивать?

— А есть конкуренция с квартирами посуточно?

— Очень большая! Они, скорее всего, не платят налоги, не регистрируют иностранцев в УФМС. Они мешают рынку, демпингуют, Роспотребнадзор их не проверяет никогда. Конечно, хотелось бы, чтобы они как-то были узаконены.

— Чем отличается казанский рынок от других городов?

— Казанский рынок особенный, он отличается и по гостиницам. У гостиниц конкуренция еще выше. У нас много отелей в центре города, со всеми условиями, с завтраком — за 2 тысячи рублей в сутки. В других городах это немыслимо, там цены начинаются от 3 тысяч. В долгосрочной перспективе для потребителя это хорошо — если люди узнают, что в Казани можно столько всего посмотреть, а остановиться где-то стоит небольших денег, то поток туристов увеличится еще больше. А пока мы все страдаем от таких цен.

В Уфе, Самаре, Нижнем Новгороде — везде меньше гостиниц. При этом Уфа — такой же город, как Казань, но там до сих пор нет ни одного пятизвездочного отеля. Я ездил туда и увидел, что в хостелах двухместный номер без туалета и душа сдают за 2 тысячи рублей. А в Казани некоторые гостиницы предлагают номер с завтраком за 1,8 тысячи рублей. То есть пока стоит ездить в Казань из других регионов.

— В Казани сегодня есть сетевые хостелы?

— Только сеть Like ижевская, которая открыла хостелы в 50 городах России, в том числе в Казани в квартирном формате. Мы также задумывались о франшизе уже давно. Поехали в 2012 году в Нижний Новгород, нашли помещение, заинтересованного человека, но в итоге все-таки решили, что нам еще рано работать с франшизой. Практика показала, что мы были неправы, надо было все-таки открываться.

Предложение по франшизе мы уже разработали, скорее всего, в 2015 году откроем первые объекты. Правда, рынок в 2015 году поменяется — будет больше собственников с помещениями, которые уже несколько лет не могут сдать в аренду и из-за кризиса точно не сдадут в ближайшие годы — с такими мы планируем работать по договору управления.

— Сколько составляют вложения в открытие хостела в Казани?

— Если открывать в квартирном формате, то потребуется несколько сотен тысяч рублей.

Кстати, в Казани каждый год открываются хостелы, но я смотрю на них, и они мне не нравятся — это все помещения, которые я бы для себя не взял. В городе непростая ситуация с помещениями. Если бы были нормальные помещения в хороших местах с адекватным собственником, я бы уже давно открыл второй хостел. Однако найти такое место не мог. Собственники, как правило, не идут на уступки. Если нужно поменять окна и провести отопление, собственники не разрешают нам это делать в счет аренды.

«ХОСТЕЛЫ ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ ОДИНОКИЕ ИНОСТРАНЦЫ»

— Планируете выход со своим хостелом в другие города?

— Да, такие планы есть. Скорее всего, сначала будем открываться сами, а потом, если получится, будем работать с франшизой. Сразу объять все невозможно. Первоочередные планы есть на Уфу и Москву. В Москве огромная конкуренция, туда заходить страшно, но, я считаю, у нас есть уже такой большой опыт, что его грех не использовать.

— Что должно быть в хостеле для привлечения гостей?

— Хостел отличается от отеля атмосферой. Очень важно создать особую атмосферу — это очень тонкий момент. В хостеле обязательно должна быть общая комната с кухней — место, где разные люди, которые приехали с разными целями из разных городов, могли бы пообщаться. Хостелы очень любят иностранцы, которые путешествуют поодиночке. У нас в хостеле есть также летняя веранда. Обязательно бесплатны чай и кофе. Все это создает атмосферу.

Важно также, чтобы хостел находился в центре города. В Казани есть хостелы на окраине, в Московском районе. Но все-таки хостел в традиционном понимании должен находиться в центре города, потому что приезжающим гостям интересен именно сам город. В основном в столице республики хостелы расположены в центре города. Те, что на Квартале, также удачно расположены, так как рядом есть аквапарк, в который приезжают огромное количество туристов.

— В Болгаре есть проблемы с размещением туристов. Хотите выйти туда?

— Болгар я даже не отношу к нашему рынку. Наши туристы редко туда едут: далеко. Часто едут в Свияжск, но там и нет потребности в том, чтобы оставаться на ночь. Кроме того, спрос очень сезонный, и если мы там построимся, то неизвестно, что будем делать зимой. Пока лучше выходить в другие города-миллионники, в Москву, где спрос стабильный. Но он там и другой. В Уфе гораздо меньше туристов и гораздо больше командировочных. В Москве, по моим ощущениям, командировочных также больше. Казань больше похожа на Питер — в хостелах в основном останавливаются туристы. Однако в Питере цены гораздо выше, и там они повышаются на время белых ночей.

— Назовите три секрета успеха в бизнесе.

— Важно пить пиво с «правильными» людьми: весомая доля успеха в бизнесе зависит от успешности твоего окружения (еще нужно, чтобы тебе это окружение нравилось). Важно делать то, что тебе нравится, таким образом работа не остановится и энергия не иссякнет, даже когда бизнес не будет приносить прибыли. И третье: нужно постоянно вкладываться в свое образование и в образование своих сотрудников.

Визитная карточка руководителя:

Тимур Дугин родился 31 октября 1987 года в Казани.

Окончил КАИ по специальности «менеджмент в туризме».

Должность — директор и учредитель ООО «Доходные Дома Дугина».

Визитная карточка компании:

Хостел «Максим Горький» был открыт в 2010 году.

Выручка хостела — 4 млн. рублей.

Учредители — Тимур Дугин (50%) и Гульсина Морозова (50%).

«Хостел» переводится с английского как «общежитие». Обычно под ним подразумевается европейская система размещения, предоставляющая своим постояльцам на короткий или длительный срок дешевое жилье. Как правило, это спальное место без дополнительных удобств в комнате.

Самый первый хостел появился в начале XX века, в 1909 году, в Германии. Однажды школьный учитель по имени Рихард Ширманн решил по выходным вывозить своих учеников за город. Школьники были из бедных семей, ночевать где-то за деньги не представлялось возможным. Поэтому оставались на ночлег в местных школах — все равно в выходные и на каникулах они пустовали. Постепенно в голове Ширманна сформировалась идея недорогого размещения для молодежи, которое работало бы на постоянной основе. Первый хостел учитель обустроил прямо в школе, в которой работал. Обыкновенно вечером Ширманн с несколькими учениками выносили из классов парты и стулья, а на полу укладывали мешки с соломой. Рано утром гости помогали учителю вынести эти импровизированные койки и расставить обратно парты и стулья. Со временем первый хостел переехал в замок Алтена. Там он существует до сих пор.

В настоящее время в мире насчитывается более 4500 хостелов почти в 60 странах. Большинство объединены в хостельные сети, из них наиболее известны International Hostel Federation и их постоянный партнер European Hostel Federation.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (10) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.12.2014 10:30

    Оптимист, умница и вообще хороший парень! Успехов во всем тебе, Тимур! Летом собираюсь остановиться в Вашем хостеле. Поклонница из Уфы.

  • Анонимно
    29.12.2014 12:24

    Выручка хостела — 4 млн. рублей.Если это за этот год,то загрузка у него получается хорошая и вне сезона, и довольно таки прибыльное дело если подсчитать все!

    • Анонимно
      29.12.2014 12:48

      это же выручка, а не прибыль, так что вопрос еще, насколько это прибыльно!

      • Анонимно
        29.12.2014 17:09

        я понимаю разницу между этими понятиями.Если объект в собственности то затраты в основном это налог на недвижимость,а зп и расходники думаю максимум на 400 тыщ в год тянут, так что видимо рентабельно.

  • Анонимно
    29.12.2014 15:32

    ХОСПИСЫ скорее поднимутся на падении...

  • Анонимно
    31.12.2014 09:08

    Тимур привет! Ты молодец!! Марсель))

  • Анонимно
    8.01.2015 02:54

    Тимур Молодец! Мало знаком с тобой, но знаком с твоим бизнесом. Заслуживаешь уважения! Успехов тебе!

  • казань
    11.01.2015 22:26

    Молодец!

  • Анонимно
    12.01.2015 17:32

    Молодец! Хорошее дело делаешь!

  • Анонимно
    27.03.2015 20:18

    Очень желаю всем хостелам убытков, к.т. их бизнес построен на неудобстве других людей. В нашем подъезде организовали хостел и жизнь всех остальных собственников квартир превратилась в АД.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль