Культура 
31.12.2014

Гузель Файзрахманова: «Казанские музейщики-традиционалисты стойко выдерживают фирменный советский стиль»

Выставки изобразительного искусства в столице Татарстана — итоги года

В уходящем 2014 году в музейно-выставочном пространстве республики дела едва-едва сдвинулись с мертвой точки — такое мнение в статье, специально написанной для «БИЗНЕС Online», высказала искусствовед Гузель Файзрахманова. Она вспоминает самые яркие выставки года в ГМИИ РТ, центрах «Эрмитаж-Казань» и «Смена», радуется редким удачам местных кураторов и музейных работников, хотя и считает, что в этой сфере масса нерешенных проблем.

ОТСТАВАНИЕ ОТ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВОК

Подводя итог уходящего года в выставочно-музейной деятельности, будет уместным, скорее, не выделять какие-либо яркие события, удачные выставки, а их было совсем немного, если мерить не по гамбургскому даже, а более скромному счету, а отметить, что Казань в этой области остается на прежних своих позициях. Все также большинство казанских деятелей искусства, музейных работников и местных кураторов продолжают отставать от мейнстрима, от современной практики проведения выставок.

Ничто не нарушает покой тихой музейной казанской жизни, и возникает вопрос: почему так происходит? Вроде бы, жестокий рынок диктует новые форматы, публика жаждет культурных потрясений, но нет: казанские музейщики-традиционалисты стойко выдерживают фирменный советский стиль: уныние, отсутствие внятной концепции, небрежность подачи материала, неактуальный дизайн экспозиции или полное его отсутствие.

В этом в очередной раз убедилась автор статьи, по заданию редакции отправившись смотреть выставки, открывшиеся под занавес уходящего года. Идти в некоторые культурные институции не хотелось изначально, и поход этот оправдал тревожные ожидания.

Выставка «Айвазовский и флот»
Выставка «Айвазовский и флот»

ГМИИ РТ: ВСЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ

Чтобы пойти в музей, любителю искусства надо иметь немало мужества и душевной стойкости. Во-первых, в музее вас никто не ждет: в вестибюле музея вам не рады ни музейные смотрители, ни гардеробщики, в залах вы понимаете, что сотрудникам музея зритель также безразличен — ведь как иначе объяснить таблички под произведениями искусства без даты создания этого самого произведения: такая практика наблюдается например, в ГМИИ РТ уже много лет.

В такой недружелюбной атмосфере трудно наслаждаться искусством. Ладно, если в музей пойдет профессионал, он уже владеет навыками борьбы с суровыми музейными сотрудниками, а что же делать простому зрителю? Разве не за него должна бороться культурная индустрия, придумывая все новые формы привлечения публики в музеи и выставочные залы?

Музейщики так не считают, видимо. Им зрители не нужны, судя по всему. Иногда, правда, они придумывают способы заманить его в музей, используя имена известных художников. И придумывают, как сделать это дешево и сердито. Но какой результат мы имеем в итоге? Преимущественно печальный, так как делается это неуклюже, по-нашему, по-бразильски, то есть по-казански.

Так, все тот же Государственный музей изобразительных искусств РТ в середине декабря привез из Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга выставку «Айвазовский и флот». Экспозиция из десятка с небольшим произведений Айвазовского щедро разбавлена атрибутами военно-морского дела, включая всевозможные компасы, навигационные приборы, флаги и др. Сюда же включены живописные портреты известных морских военачальников, фотографии команд кораблей русского флота, макеты кораблей.

Способ построения экспозиции понятен — на него повлияло происхождение из исторического военно-морского музея. Но ведь выставка проходит в музее художественном — и зрители, как было написано на страницах «БИЗНЕС Online» в репортаже с открытия выставки, пришли сюда в надежде сделать селфи на фоне марин великого мастера (то есть прикоснуться к прекрасному), они хотели видеть полотна Айвазовского прежде всего, а не картины русских и зарубежных художников из коллекции ГМИИ РТ «про море», которыми были заполнены остальные три зала. Подключили даже отдел графики — и хранитель отдела Ольга Вербина, проведя ревизию, извлекла на свет гравюры итальянских мастеров с видами Венеции. Видимо, потому что на них также изображена водная гладь и кораблики. Таким образом недостаточное количество приезжих корабликов поддержали корабликами из музейных запасников.

Выставка Николая Рериха
Выставка Николая Рериха

«НА ВЫСТАВКАХ ЭТИХ «МАСТЕРОВ» СТАНОВИТСЯ ГРУСТНО»

Были, конечно, в ГМИИ РТ в течение года и другие проекты, где огрехи их устроителей не были столь очевидны — та же выставка Николая Рериха в основном здании, порадовала прекрасная выставка знаменитой казанской фотогруппы «ТАСМА», прошедшая октябре-ноябре в галерее современного искусства — отделе ГМИИ. Но там на создание положительного впечатления от выставки «работал» прекрасный материал — сами замечательные фотографии известных казанских мастеров.

Хорошее впечатление не смог испортить даже черный цвет стен галереи — показатель того, как далеки местные музейщики и их консультанты от общепринятых тенденций в музейном дизайне. Пресловутый «белый куб» — так обозначают в художественной критике стандартное музейно-галерейное пространство с белыми стенами, общепринят и универсален. Но поскольку большинство сотрудников казанских музеев уже давным-давно не были ни на столичных, ни на зарубежных выставках, они продолжают внедрять свое доморощенное видение выставочного пространства. Хотелось бы, чтобы команда ГМИИ все же повышала свой профессиональный уровень и осваивала новые методы работы, ведь не только во всем мире, но и в последнее время в России — правда, преимущественно в Москве и Петербурге — наблюдается музейный бум.

О том, что контент галереи современного искусства ничего общего с этим современным искусством не имеет — уже писалось неоднократно. Открывшийся в середине декабря, заявленный как выставка современной графики малых форм проект «Открытое письмо ХХІ века» в основном демонстрирует штампы советского эстампа и станковой графики 1970 - 1980 годов. Вообще, от галереи современного искусства ГМИИ РТ складывается цельное впечатление ретроспективизма — и фотовыставка «Фотоперекресток» на первом этаже добавляет новую его порцию, так как на фотографиях, созданных буквально в наши дни, воспроизводятся клишированные образы и темы соцреализма. Удивительно как получилось: провинциальные фотографы и художники пересидели время перемен и свободы, которое пошатнуло их привычки и устои, выбило почву из-под ног, заставило искать новых героев и средства выражения. Все это далось нашим корифеям очень болезненно и тяжело. Наученные мыслить в определенных рамках, нового искусства они не приняли и не поняли, ждали лучших времен, и надо же — дождались реставрации советского строя. На выставках этих «мастеров» становится грустно.

выставка «99 имен Всевышнего. Классическое искусство исламского мира IX — XIX вв.»
выставка «99 имен Всевышнего. Классическое искусство исламского мира IX - XIX века»

ЦЕНТР «ЭРМИТАЖ-КАЗАНЬ»: ПОПЫТКИ ИННОВАЦИЙ

Но уйдем уже из стен ГМИИ и направим стопы в музей-заповедник «Казанский Кремль», где многочисленные сотрудники целого конгломерата музеев пытаются внедрять новые методы работы, привлекать туристов и зрителей в свои залы. Изобразительному искусству сложно выживать в стенах Кремля — ведь историко-архитектурный и художественный заповедник состоит из нескольких музеев, профиль деятельности которых сильно отличается друг от друга. Приходится конкурировать двум художественным музеям — центр «Эрмитаж-Казань» соседствует с вездесущим ГМИИ, который расположил в соседнем подъезде общего музейного корпуса свой филиал — галерею «Хазинэ». К тому же заезжим туристам, график пребывания которых в городе ограничен, не до долгих простаиваний перед шедеврами живописи. А шедевры здесь время от времени появляются — их привозят в центр «Эрмитаж-Казань» из «настоящего» Государственного Эрмитажа и не только. И здесь конкурентами центра другим музеям быть очень трудно.

Так, в мае открылась и продолжалась почти все лето замечательная выставка современного искусства из знаменитого лондонского музея Виктории и Альберта — выставка финалистов премии Jameel Prize 3. Эта премия присуждается художникам, работающим с темами и образами мусульманского искусства, но воспроизводящим их современными средствами. Патроном премии является всемирно известный архитектор Заха Хадид.

В экспозиции выставки присутствовали произведения видеоарта, инсталляция, созданная из листов с графическими знаками, платья в форме произведений архитектуры от известных турецких модельеров Эдже и Айше Эге. Самым эффектным экспонатом выставки была инсталляция из восточных специй художника Лорана Марешаля, имитирующая реальный ковер. Эта выставка впервые за многие годы в Казани продемонстрировала действительно актуальные формы бытования зарубежного современного искусства, и заслугу дирекции музея в организации этой выставки трудно переоценить.

Тему искусства ислама продолжила выставка «99 имен Всевышнего. Классическое искусство исламского мира IX - XIX веков», открывшаяся в центре «Эрмитаж-Казань» в сентябре. Экспозиция выставки была собрана из произведений, входящих в коллекцию фонда Марджани. Уникальные предметы декоративно-прикладного мусульманского искусства, созданные мастерами Северной Африки, Средней и Малой Азии, Сирии, Ирака, Ирана в технике вышивки, литья, резьбы и росписи по стеклу, произведения каллиграфии, керамики, объединяла общая идея любви к Всевышнему, запечатление божественной гармонии и красоты.

Завершил год центр «Эрмитаж» не менее эффектными проектами — выставкой «Большая императорская корона Российской империи», представившей реплику главного символа власти российских монархов, созданную мастерами группы «Смоленские бриллианты». Продолжавшаяся две недели выставка собрала рекордное количество посетителей, еще раз доказав, что отнюдь не шедевры живописи привлекают обывателя — ему подавай царские регалии и бриллианты.

Однако открывшаяся к моменту экспонирования короны выставка «Итоги всех веков. Эпоха историзма в России» вызвала зрительский ажиотаж лишь в первые дни после открытия. Богатая экспозиция, в которую входят произведения преимущественно декоративно-прикладного искусства — дополненные, правда, портретной живописью и пейзажной графикой, репрезентируют эпоху эклектики, названную кураторами выставки более политкорректно «Эпохой историзма». Мебель, костюмы, сервизы, часы, выполненные мастерами в разных материалах, техниках и стилях, модных в XIX веке — в стилях «неогрек», «второе рококо», «мавританском», получившем необыкновенную популярность стиле «неорюсс» — «новом русском стиле», вызывают необыкновенный интерес не только благодаря принадлежности к эпохе, но и благодаря высокому мастерству исполнения и художественности.

Странно, что выставка не вызвала отклик у многочисленного казанского сообщества дизайнеров интерьера, пытающегося преимущественно воспроизводить «дворцовый стиль» в интерьерах своих заказчиков. К тому же особенностью эрмитажных выставок является интереснейший тематический лекторий, сопровождающий каждую привезенную выставку. Ведущие сотрудники Эрмитажа приезжают читать лекции, и их посещение было бы весьма полезным для казанской публики.

«Weltformat: швейцарский плакат в Казани»
«Weltformat: швейцарский плакат в Казани»

ЦЕНТР СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ «СМЕНА»: ГЛОТОК СВЕЖЕГО ВОЗДУХА

Но почти все вышеперечисленные выставки, за исключением Jameel Prize 3, были адресованы любителям классического искусства. Ценителям искусства современного до декабря 2013 года приходилось в Казани несладко. Лишь с открытием центра современной культуры «Смена» у знатоков современного искусства появилась возможность посещения выставок известных российских художников. Причем выставок с хорошей, внятной концепцией и экспозицией. Первым гостем галереи «Смены» стал широко известный петербургский художник Николай Копейкин (выставка называлась «Мультреализм Николая Копейкина»). В течение года в «Смене» экспонировались также и другие авторы, прошли многочисленные фотовыставки, архитектурная выставка «Курортград: Евпатория и традиция советской архитектуры».

Акция «Ночь музеев» открылась вернисажем и мастер-классом московского художника Леонида Тишкова — его выставка «Частная луна», в экспозицию которой кроме крупноформатных фотографий и световой инсталляции вошли несколько графических серий, объездила вместе с автором почти целый мир.

Летнюю экспозицию «Смены» составила выставка «Муха 2», в состав которой вошли объекты и инсталляции, живописные и графические произведения сообщества казанских художников, объединившихся вокруг куратора этой выставки — основателя «Смены», художника Ильгизара Хасанова.

Осенний сезон открыли сразу две выставки: московского художника-наивиста Василия Григорьева и молодого харьковского художника, участника Венецианской биеннале 2013 года Гамлета Зиньковского. Выставка Зиньковского называлась «Наедине с собой», состояла из 450 рисунков, фиксирующих ежедневные наблюдения художника.

Предпоследняя выставка в «Смене», открывшаяся в начале декабря, — проект молодого, но также уже хорошо известного в мире российского актуального искусства художника из Воронежа Кирилла Гаршина. Проект, который автор назвал «Внутри грудной клетки», состоит из двух частей: живописных серий «Праздные дни» и «Аметропии». Несмотря на сюжетную и тематическую неоднородность работы «Праздных дней», воспроизводенные сцены семейных праздников, запечатленных на старых полароидных снимках, объединяет с пустыми интерьерными пространствами «Аметропии» чувство тревоги и растерянности. Завершает выставочный год в «Смене» выставка «Weltformat: швейцарский плакат в Казани». Открытие «Смены» — настоящее масштабное культурное событие 2014 года, и хочется пожелать ее основателям и кураторам достойного продолжения прекрасного старта.

Но, заканчивая обзор, нельзя не упомянуть еще одно событие, которое завершает казанский выставочный год, — фотовыставку «Время колокольчиков. Герои русского рока», которая будет экспонироваться до февраля 2015 года в выставочном зале казанской Ратуши. Обязательно сходите на нее, дорогие читатели, желательно месте с детьми, это непременно надо увидеть! Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Юрий Шевчук, Константин Кинчев и многие другие персонажи постсоветского рокового движения на фотографиях Дмитрия Конрадта, Игоря Мухина и других авторов из коллекции центра фотографии имени братьев Люмьер (Москва).

Гузель Файзрахманова

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (17) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    31.12.2014 08:14

    Ждём ответа от традиционалистов, их мнения по (c): уныние, отсутствие внятной концепции, небрежность подачи материала, неактуальный дизайн экспозиции — или полное его отсутствие.Хотя, не самое удачное время для полемики, а ведь интересно.

  • Анонимно
    31.12.2014 09:51

    да да дабыл я как то в музее, запах пыли и старых бабушек вызвали желание больше не ходить по музеям у нас в городе

  • Анонимно
    31.12.2014 11:50

    Очень актуальная статья ! Все правильно. Как в болоте....

  • Анонимно
    31.12.2014 11:56

    Поздравляю всех музейщиков с Новым 2015 годом! Желаю мира, здоровья, благополучия, ну и денежек побольше!Музеи в Казани чудесные, прекрасные, замечательные, как и люди, которые в них работают!Казанец.

  • Анонимно
    31.12.2014 20:04

    С большим уважением относимся к искусствоведу Гузель Файзрахмановой. В области знаний по современному искусству ей нет равных в Казани.Руководителю ГМИИ РТ стоит прислушаться к мнению Гузель, а не писать оправдательные коменты. Что уж там говорить, не получилось галереи современного искусства. Молодёжь вся в "Смене".А чёрные залы галереи пустуют.

    • "с большим уважением относимся..." - за что её уважать-то ?! За очернение Советской культуры и искусства и обеление муслимского "искусства" ? Вся статья - заказная. В своём старании отработать бабло Файзрахманова так усердствовала, поливая моё отечество грязью, что объявила "..ждали лучших времен, и надо же — дождались реставрации советского строя." Ага, на дворе - разгар воровского капитализма, а у неё это "советский строй". Опустилась до идиотизма, позорище.

  • Анонимно
    1.01.2015 23:34

    "Каждый мнит себя стратегом видя бой со стороны". А какие выставки в своей жизни организовывала искусствовед Файзрахманова?

    • Анонимно
      6.01.2015 17:16

      если вы нашли время написать комментарий, может поищите в гугл? Гузель Файзрахманова известный искусствовед

  • Анонимно
    2.01.2015 20:39

    Поддержу ГМИИ - был прекрасный Рерих, много выставок, Джаз в Сандецкого опять же. С "Эрмитажем" не стоит сравнивать, вообще разные форматы. "Смена" хороша, и самое главное - у нее хороший и грамотный пиар)

  • Анонимно
    6.01.2015 14:17

    Не могу согласиться с мнением по поводу "Фотоперекрестка". На выставке в основном молодые авторы - не члены Союза фотографов РТ, старых мастеров там практически не было. И если мы говорим о советских штампах и склонности к "соцреализму", то тогда проблема глубже - так как основной возраст авторов не позволяет им помнить что такое СССР и как работать в стиле соцреализма.Более того, на открытии Фарит Губаев как раз говорил о том, что для них было неприятным сюрпризом такое отсутствие оригинальности со стороны молодых фотографов.Это первая выставка Союза, и они не несут ответственности за то что создали эти авторы, к большинству Союз просто не имеет отношения - они дали возможность высказаться молодым, возможность посоветоваться с мастерами и услышать их мнение. Это огромное дело. И уж тем более, ГМИИ РТ не имел никакого отношения к отбору работ, они просто предоставили залы.Я очень уважаю Гузель Файзрахманову, но боюсь в этом вопросе она притянула "Фотоперекреток" не разобравшись в ситуации.Юлия

  • Модераторупрошу заменить предыдущий текст, поскольку выявила ошибки при его проверке."Прочитала статью, и стало как-то обидно от критериев сравнения работы тех или иных музеев. Автор взялась за насущную тему - дать оценку текущим экспозициям казанских музеев, но как-то прошла мимо целевой деятельности этих музеев и той ниши, которую они занимают в пропаганде и развитии культуры нашей республики. Утверждения, в которых автор опирается на свои личные впечатления, конечно имеют право быть, однако вне оценки деятельности музеев и даже всех социальных и возрастных категорий зрителей, занятие это бесперспективное. Многочисленный зритель наш обладает разнообразным спектром интересов - от искусства "классики", до искусства национального и авангардного(в основном, молодежь). Однако, как я понимаю, автор и не претендует на всеобъемлющую оценку деятельности того или иного музея. В поле ее зрения - текущие ситуативного характера оценки, связанные с теми или иными выставками, хотя и абсолютно разных по уровню и масштабам деятельности музеев и галерей. Конечно, при прочтении обзора казанских экспозиций возникает соблазн далеко идущих выводов, невольно бросающих тень на деятельность того или иного музея, однако здравомыслящий читатель, конечно будет учитывать и статус музеев и их вклад в развитии изобразительного искусства республики. В этом смысле ни деятельность казанского Эрмитажа, ни деятельность галереи Смена непосредственным образом не связаны с насущными задачами искусства Татарстана, они не располагают богатейшей коллекцией, отражающей развитие искусства как отечественного, так и зарубежного, и особенно уникальной коллекцией по татарскому национальному искусству. Привезти на "гастроли" успешную художественную, а иногда и не вполне художественную, продукцию, соответствующим образом оформив ее, и собрав максимальное число зрителей - это текущая коммерческая задача, никоим образом не связанная с проблемами и задачами развития изобразительного искусства в республике. Гораздо сложнее работать и быть всегда на высоком уровне в плане отражения содержания выставок в условиях, когда имеешь ограниченные возможности не только с точки зрения финансирования, но и уровня развития творческой практики художников и уровня художественной критики, искусствоведения. На "кривое зеркало здесь не приходиться пенять", а надо участвовать в процессе и помогать, поскольку проблем в искусстве республики накопилось множество, и они требуют отдельного профессионального разговора. Могу сказать лишь одно, что такая ситуативного характера критика в адрес Музея изобразительных искусств не отражает сути работы этого учреждения, которое, несмотря на все обозначенные выше трудности, соответствует в своей работе статусу профессионального художественного музея и выполняет важную миссию в развитии и пропаганде искусства Татарстана и его многовековой истории. Могу сказать, что в текущем году музей провел великолепные выставки по искусству крымских татар, искусству русского народа, причем издал по ним музейные научные каталоги; большой резонанс вызвали выставки, посвященные творчеству Чингиза Ахмарова, Ильдара Зарипова, одна из последних выставок - Озада Хабибуллина, и другие выставки современных мастеров изобразительного искусства, позволяющие раскрыть достижения и проблемы, стоящие перед Союзом художников и культурой республики в целом. Довелось участвовать и в научных конференциях, постоянно проводимых музеем - Казанских искусствоведческих чтениях, участвовать со статьями в научных сборниках, альбомах и каталогах выставок, выпускаемых музеем. Не хотелось бы, чтобы у читателей сложилось превратное мнение о той большой и плодотворной работе, которую проводят сотрудники Музея, кстати очень небольшим по численности и составу коллективом. Зайдите на сайт Музея и в этом убедитесь. Валеева-Сулейманова

  • Анонимно
    26.01.2015 17:41

    Да..., проще простого вот так взять и написать о недостатках, которые возможно легче заметить, чем увидеть работу которая проводиться для её организации. В нашем обществе вырос целый класс "специалистов" который может указать на пыль, грязь, неумение работать... Я всегда при общении с такими спрашиваю у них... а что ты сам сделал? Довольно часто они начинают вспоминать, ковыряясь в носу, и кроме чесания затылка и вращения зрачками ничего не могут вспомнить, кроме того, что в школе на уроке труда они склеили бумажный конвертик.... Честно говоря ничего личного, просто складывается мнение об авторе из её искусствоведческо-познавательных статей... Быть теоретиком просто, а вот применить это на практике не всем удаётся. Вот и пишет губерния...))) Не зря существует фраза, которую разные источники приписывают Александру Суворову или Пафнутию Чебышеву "Теория без практики мертва"

  • Анонимно
    13.04.2015 12:06

    Вообще-то историзм - это уже устоявшийся искусствоведческий термин, который используют даже не наравне, а взамен термина "эклектика", поскольку он точнее выражает сущность явления

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль