Строительство и недвижимость 
7.01.2015

Китайцы тянутся к ВСМ, Талгат Абдуллин – к арендному жилью

10 главных событий в строительной отрасли Татарстана в 2014 году

В строительной отрасли ушедший год, оказавшийся первым после Универсиады с ее мегапроектами, тем не менее ознаменовался целом рядом важных событий. Так, в Казани начались активные работы на амбициозном проекте по созданию города-спутника «Салават Купере», а в Челнах турецкие строители приступили к застройке района Sunrise City. Гендиректор «Метроэлектротранса» Асфан Галявов рассказал о маршруте второй линии казанского метрополитена, а глава Госжилфонда Талгат Абдуллин — об изменении модели на рынке жилья с замещением соципотеки на арендные квартиры. В ушедшем году также были поставлены точки в судьбе знаменитых высоток Казани — ЖК «Золотая подкова» и «Лазурные небеса».

№1

НОВАЯ ГОРОДСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ

Весной городские власти опробовали новую казанскую набережную. В апреле мэр столицы РТ Ильсур Метшин отправился на прогулку вдоль Казанки, причем, задавая тон для других горожан, строительные работы он инспектировал (вместе с генеральным директором ПСО «Казань» Равилем Зиганшиным) на велосипеде. Набережная, которая в прошедшем году приобрела более конкретные очертания, действительно стала популярным местом для пеших и велосипедных прогулок. Активные работы по ее обустройству начались в 2013 году. Как ранее писал «БИЗНЕС Online», проект предусматривает значительное расширение зоны набережной, на ней появились кафе, рестораны и магазины, посажены деревья, обустроены фонтанчики. Набережная была сдана для горожан в конце лета. А в сентябре было затеяно общественное обсуждение ее названия. Однако обсуждение зашло в тупик — среди многочисленных вариантов не оказалось ни одного, который бы устроил всех. В конце года название появилось: самое очевидное и самое, пожалуй, бесспорное — Кремлевская.

№2

ИННОПОЛИС — «СТРОЙКА ВЕКА»

Весь год активно шло возведение нового российского города Иннополис. Ход строительства регулярно освещали в своих блогах Twitter и Instagram министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов и другие большие чиновники. Весной казанским журналистам впервые показали саму строительную площадку.

Весь год появлялись сообщения об объявлении тендеров на строительство жилья для университета, на строительство технопарка, а затем и информация о том, кто займется строительством. Так, жилье для Иннополиса построит ОАО «Камгэсэнергострой»... Осенью объявили о том, что Госжилфонд РТ совершил крупнейшую в России сделку на рынке арендного жилья, реализовав 16 построенных в Иннополисе многоэтажных домов — договор об этом был подписан с московской ГК «Территория». Москвичи, купившие 50 тыс. кв. м недвижимости, намереваются использовать их как арендное жилье, преимущественно для сотрудников резидентов Иннополиса. Цена вопроса составила 2,8 млрд. рублей... В конце 2014-го сообщалось, что ОАО «ОЭЗ «Иннополис» заключило контракты с подрядчиками на 4,88 млрд. рублей, провело 18 открытых конкурсов, количество которых до конца года возрастет до 28...

В конце года Госсовет РТ утвердил преобразование Иннополиса из поселка в город, а перед новогодними праздниками был избран мэр Иннополиса — им стал экс-гендиректор Yota Егор Иванов. Кроме того, стали известны названия нескольких компаний, которые станут резидентами в новом городе. Это татарстанская IT-компания «Барс Груп» и «дочка» госкорпорации «Ростех» — «РТ-Электронные услуги»... Напомним, ОЭЗ технико-внедренческого типа «Иннополис» (294 га земли в Верхнеуслонском и Лаишевском районах республики) создана 1 ноября 2012 года. Под создание инфраструктуры ОЭЗ предусмотрено 22,5 млрд. рублей инвестиций.

IMG_7462.jpg

№3

КУДА ПОЙДЕТ МЕТРО?

Весной минувшего года стал известен маршрут второй линии казанского метрополитена. Как рассказал гендиректор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов, ее станции предусмотрены в 10-м микрорайоне, на улицах Ломжинской и Сахарова (микрорайон Азино), у конно-спортивного комплекса «Казань», на улице Космонавтов, близ Компрессорного завода, возле «Казань Арены», у горбольницы №7, неподалеку от загса на улице Чуйкова, а также на улице Восстания. Концепцию подготовил ГУП «Татинвестгражданпроект». Согласно проекту, ветку пустят под улицу Чуйкова, а не под проспектом Ямашева, как планировалось ранее. Специалисты аргументировали свою точку зрения тем, что первая не насыщена в транспортном плане, тогда как проспект Ямашева, наоборот, перегружен, тем более по нему ходит скоростной трамвай, которому метро составило бы весьма ощутимую конкуренцию. На строительство ветки Казани в ближайшие несколько лет понадобится до 80 млрд. рублей... Также стало известно, что правительство РТ одобрило предложение руководства российского офиса IКЕА построить станцию метро неподалеку от ТЦ «МЕГА» в Казани. Шведская компания готова вложить в это 1 млрд. рублей. Тем не менее окончательного решения о трассировке второй линии пока не принято.

print_39126.jpg

№4

КАЗАНЬ ЗАПУСТИЛА СПУТНИК. ГОРОД-СПУТНИК

Наконец, стартовал анонсированный еще в 2011 году амбициозный проект застройки нового микрорайона Казани «Салават Купере», что в поселке Залесный Кировского района столицы РТ. Площадь города-спутника — 360 гектаров. Предположительно, там будут проживать 50 тыс. человек. Общая площадь жилья в многоэтажных домах — 1,5 млн. кв. метров. Запланированы объекты спортивного, культурного-развлекательного назначения и поликлиника со станцией скорой медицинской помощи. Всего в «Салават Купере» построят 22 детских дошкольных учреждения и 7 общеобразовательных школ. Для автомобилей предусмотрены наземные и многоуровневые парковки на 5 тыс. и на 13 тыс. 800 машино-мест соответственно. Первые 11 домов должны сдать в эксплуатацию в четвертом квартале 2015 года, речь идет о 6305 квартирах. Объем инвестиций в первый этап проекта — 12,5 млрд. рублей. Обсуждается вопрос о включении «Салават Купере» в перспективный план строительства метрополитена.

66396.jpg

№5

ГОСЖИЛФОНД МЕНЯЕТ ВЕКТОР

Под патронажем Госжилфонда (ГЖФ) при президенте РТ активно предпринимались попытки развивать арендное жилье. В сентябре на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» исполнительный директор ГЖФ Талгат Абдуллин рассказал, что на смену патерналистской модели социальной ипотеки в ближайшие два-три года придет именно такая модель. Во всяком случае, именно в пользу арендного жилья предполагается изменить реализуемые ГЖФ проекты. Первые шаги уже сделаны: в августе попечительский совет фонда принял решение о том, что любой человек, стоящий в очереди на соципотеку, по своему желанию сможет перейти в очередь на арендное жилье. «Первый арендный дом мы открыли в Челнах, — рассказал Абдуллин. — Квартиры в нем предназначены для резидентов технопарка в сфере высоких технологий — ІТ-парка в Набережных Челнах. 10-этажный дом рассчитан на 118 квартир. Здесь только однокомнатные и двухкомнатные квартиры. Стоимость аренды составит 70 процентов от рыночной. Так, меблированная однокомнатная квартира обойдется арендатору примерно в 7 тысяч рублей в месяц, двухкомнатная — 9 тысяч рублей. Плюс коммунальные платежи».

Однако сразу не все получилось гладко — в октябре стали известны подробности скандала, разгоревшегося вокруг первого в России арендного дома: в октябре айтишники все еще не получили ключи, а многочисленные исполнители зашевелились лишь в преддверии визита в автоград Минниханова... Кроме того, в Казани уже почти готовы три доходных дома (280 квартир) — на улицах Журналистов, Айдарова, а также на Горьковском шоссе. Плюс не забудем об упомянутых выше 16 арендных домах Иннополиса.

№6

«ЧИСТЫЕ КОЛЕСА» ОСТАНАВЛИВАЮТ СТРОЙКИ

В апреле Метшин, жестко раскритиковав стройкомпании за грязь на прилегающих территориях, запустил операцию «Чистые колеса». Под прицел попали фирмы, грубо нарушающие правила благоустройства: их машины, выезжая со строек с облепленными грязью колесами, развозили ее по всему городу. На решение проблемы Метшин дал два дня. В городе на тот момент действовало 157 строек, 59 из них не были оборудованы мойками для колес. О том, что критика мэра не сотрясание воздуха, стало понятно, когда административно-техническая инспекция исполкома перегородила до устранения замечаний бетонными блоками ворота 6 стройплощадок ООО «Тандем-Д», ООО «Свей», ООО «Унистрой», ООО «Фон-Ривьера» и ЗАО «Кварт». В итоге за неделю количество «грязнуль» сократилось до 23. Исполком пообещал и далее карать нерадивых строителей.

№7

ФУТБОЛ В КАЗАНИ ОБОЙДЕТСЯ БЕЗ ВСМ

Весь год общественность Татарстана была взбудоражена планами строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Казань. Первая в России ВСМ должна пройти через Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары и стать основой для строительства ветки в сторону Екатеринбурга. Чтобы начать прокладку ВСМ, необходимо выделить из бюджета 20 млрд. рублей на проектные работы. Общая стоимость трассы Москва — Казань протяженностью 770 км оценивается почти в 1,1 трлн. рублей. Однако проект из-за финансовых затруднений продвигался со скрипом. Но в ноябре пришла новость из Китая: КНР готова вложить в строительство участка до Казани $10 миллиардов. Условием своего участия китайцы выдвинули строительство скоростной трассы до Пекина и оценили возведение дороги Москва — Пекин в $245 миллиардов. Однако в ноябре президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин заявил, что за оставшееся время ВСМ успеют дотянуть только до Нижнего Новгорода, поэтому Казань к чемпионату мира по футболу останется без высокоскоростной магистрали... Отметим, что в июне Минниханов выбрал вариант трассировки ВСМ, не предполагающий сноса жилья, — именно этот вопрос беспокоил людей, чья недвижимость оказалась вблизи зоны предполагаемого строительства.

ЧЕЛНЫ ПОЛУЧАТ «СОЛНЕЧНЫЙ» ЦЕНТР, ИЛИ ЗАГАДКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ВОПРОСА

Весной в Набережных Челнах начались строительные работы на огромном пустыре, который еще во времена СССР задумывали обустроить как центр города. На 26 га к 2018 году планируется построить жилой комплекс Sunrise City (объем инвестиций — $500 млн.) с жилыми зданиями, торговыми площадями, кинотеатрами, бассейном, фитнес-клубом. Инвестором крупнейшего со времен строительства КАМАЗа девелоперского проекта выступила турецкая компания «Кастамону Интегрейтед», известная как резидент ОЭЗ «Алабуга». Ее дочерние структуры — «Санрайз Капитал» и ООО «Компас Инжиниринг» — стали заказчиком и генподрядчиком работ. Первый этап стройки, который подразумевает сдачу 140 тыс. кв. м площадей, планируется завершить в начале 2016 года. Как это часто бывает, запуск огромного проекта не обошелся без скандалов и намеков на некие серые схемы. Во-первых, выяснилось, что исполком автограда согласовал проект ЖК прямо на участке местного предпринимателя Гасана Мамедова, который, возмутившись, послал открытое обращение президенту России Владимиру Путину. Во-вторых, до передачи земли застройщику она была отдана в пользование «ADG Челны» — компании влиятельного в городе бизнесмена Алексея Миронова. Таким образом, он стал посредником между муниципалитетом и турками, повторив сценарий 2012 года, когда Миронов переуступил землю «Агаве».

ELG_8781.jpg

№9

ВЗЯТИЕ ВЫСОТЫ: С «ЗОЛОТОЙ ПОДКОВОЙ» НА «ЛАЗУРНЫЕ НЕБЕСА»

Прошедший год окончательно прояснил судьбу двух знаковых для Казани высотных долгостроев. В начале года стартовали продажи в ЖК «Лазурные небеса» — 35-этажном небоскребе, который начали возводить еще в 2007-м. 112-метровая высотка стала для города одним из самых амбициозных проектов. Первоначально его реализовывали компании Рустема Зайнуллина ООО «КССМУ «Союзшахтоосушение» и Закии Шафиковой «Элемтэ», однако в последующем между ними произошел болезненный развод, и Зайнуллин стал доводить строительство до конца один. В разгар кризиса стройка остановилась из-за дефицита в ресурсах. Положение спас в 2012 году московский РосинтерБанк, согласившись дофинансировать строительство. Возведение «Небес» обошлось в 1,7 млрд. рублей. Всего в комплексе 256 квартир плюс паркинг на 275 автомашин...

Также завершилось строительство трех башен на улице Павлюхина, формирующих ЖК «Золотая подкова» — долгострой, который мозолил глаза горожанам с 2010 года. Инициатором проекта выступил бизнесмен Рустэм Магдеев (в середине 2000-х был помощником Минниханова, тогда — премьер-министра РТ). Стройка неоднократно вставала, менялись застройщики, пока в конце 2012 года проект не засветился на совещании в исполкоме Казани как «проблемый». В итоге после подключения республиканских и городских властей застройщиком стало ООО «Альфа», которое вложило в объект свыше 1,2 млрд. рублей. В «Золотой подкове» — 324 квартиры. Высота трех трехгранных 22-этажных башен — 82 метра. ЖК входит в Топ-5 самых высотных объектов Казани.

№10

КАЗАНЬ ЛИШИТСЯ «КОЛЬЦА ВСЕВЛАСТИЯ»

В конце ноября стала известна сенсационная информация — в центре Казани намечаются грандиозные перемены: в стадии разработки проект основательной реконструкции торгово-развлекательного комплекса «Кольцо», которая будет сопровождаться сносом его главного символа — гигантского золоченого кольца. Напомним, сразу после открытия в 2006 году облик «Кольца» стал предметом острых дискуссий. Одни называли его новым символом города, другие упрекали в низком качестве архитектуры. Теперь же, по замыслу проектировщиков, неподалеку должны вырасти две высотки, которые вместе со зданием «Гранд Отеля» создадут «Кольцу» необходимое обрамление. Одна из них появится на улице Некрасова, и уже имеются итальянские инвесторы. А вот вторую площадку — пустырь за финансовым институтом, где сейчас располагается стоянка — пока под строительство не отдают... Как заверяют, «Кольцо» станет органичной частью центра Казани. Депутат Госдумы РФ Айрат Хайруллин, в империю которого входит ТРК «Кольцо», в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» не подтвердил, но и не опроверг эту информацию, заявив, что «разговоры об этом идут не первый год» и пока он предпочитает «сохранить интригу».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (48) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.01.2015 09:25

    На фоне кризиса - экономического, социального и власти. Дайте вы китайцам построить ВСМ - это то инфраструктурный проект - который полностью изменит облик современной транспортной железнодорожной сети, и вольёт новую жизнь, наполнит смыслом, и придаст силы для развития нашему народу, и нашим регионам. Не думайте только о распиле и откате .

    • Анонимно
      7.01.2015 09:59

      Это был бы идеальный вариант если китайцы взяли ВСМ полностью на себя. Но вопрос не в откатах и распилах - ни один инвестор не пойдет в чужую страну вкладываться без участия местных , за исключением 100% беспроигрышных вариантов типа углеводороды..

    • Анонимно
      7.01.2015 10:19

      Не все так категорично за ВСМ как вы, многие как раз-таки решение о строительстве этой сети считают возможностью распила и сильно сомневаются в перспективности проекта.

    • Марат Ш
      7.01.2015 10:42

      Важна не сама ВСМ, а освоение денег вокруг нее. Конечный результат не нужен нашим руководителям. Ведь власть в России это система кормления. Вон "Южный поток" уже отменили, а работы по нему ведутся, потому что сметы заложены, деньги выделяются, освоение продолжается. Хотя никто не сомневается, что не будет "Южного потока". Также и с ВСМ.

      • Анонимно
        7.01.2015 10:57

        Работаешь по принципу -слышал звон.. По Южному потоку работа продолжается на российской территории и вместо Болгарии поток будет перенаправлен на Турцию согласно подписанному между нашими странами договору.

        • Анонимно
          7.01.2015 12:22

          Так праздники. Обновленные сведения и задания он еще не получил. Запаздывает.

        • Анонимно
          8.01.2015 09:39

          подписан только меморандум,который не обязывает.

      • Анонимно
        7.01.2015 11:36

        Положительная экономическая эффективность проект ВСМ может быть достигнута как часть евразийской трансконтинентальной ВСМ (например, от Лондона до Сеула), которая интегрирована в мегапроекты ТАП и ТТП. Без согласование всех этих проектов никакой Китай не возметься за финансирование этого проекта. Например, проект Шелкового пути, который уже реализуется Китаем южнее территории РФ первую очередь обеспечивает торарные потоки из Китая в ЕС. Однако окончательное его строительство зависит от позиции США, у которого в этих регионах есть много собственных интересов.

        • Анонимно
          7.01.2015 13:11

          Киберпанковая картина: Комфортабельный хай-тех салон скоростного поезда Лондон-Сеул. Поезд скользит по рельсам, разрезая морозный воздух необъятной России. В салоне негромко играет запись концерта для фортепьяно с оркестром Сергея Рахманинова, о чем-то в пол голоса беседую пассажиры. Мимо проплывают картины лесов, лугов и пасущихся стад, принадлежащих кочующим племенам монголоидной рассы.

          • Азат Д
            8.01.2015 12:17

            " Лондон-Сеул" - чем самолёт не устраивает? Из-за минимального количества людей с фобией, ВСМ - дорогую и неэффективную магистраль строить? пусть едут обычным поездом.И пассажирское авиасообщение манёвреннее. Не нужно определённое направление, поменялись обстоятельства, самолёт можно направить в другое место или объемы пересмотреть, из одного города в другой. А ВСМ, всё, привязана, к местности. Причём, плотность населения в России низкая, относительно тех ВСМ там где уже имеются. Точно не окупится, с зимней эксплуатацией.

            • Анонимно
              9.01.2015 15:40

              Самовар конечно хорош на дачке. Но, однако, все пользуют эл. чайники.

      • Принцип освоения средств на строительстве объекта встречается часто и регулярно. А о дальнейшей эксплуатации объекта почти никогда задумываются - это реализованный принцип "долгосрочного планирования". Прямой пример являет Универсиада, объекты которого не многофункциональны и плохо заполняемы. Яркий пример - стадион Казань-арена и алмазный по стоимости "глаз Саурона", заглядывающий в квартиры близлежащих домов. Вот интерес людских масс: удобная лыжная база с душем, сауной и кафе. Люди тысячами едут с семьями кататься на лыжах в лес, едут на лыжную базу Динамо на оз.Лебяжье - ей уже лет 60, наверное. Припарковать машину с большим трудом можно, так много желающих.Недавно совершенно случайно узнал, что в пос.Мирный есть база МЧС-МВД с лыжным прокатом. У них есть территория, большой участок леса, необходимый набор высот для тренировок, гостиница с душем и пр. При разговоре с директором гостиницы выясняется, что у них только нет снегохода и никакого понимания и мотивации к развитию (все принеси, да рядом положь). Горожанам нужны бюджетные многофункциональные спортивные комплексы для рекреационного отдыха, где зимой есть готовая подсвеченная лыжная трасса, банный комплекс, а летом прокат велосипедов или иной семейный отдых. В каком месте у нас находятся такие объекты .. и массовые народные виды спорта?P.S. Извините, что не в тему - наболело (

        • Анонимно
          7.01.2015 14:34

          эти объекты находятся в Верхнем Услоне - Глава уверенно реализовывает французский проект бюджетного гостеприимства для казанцев - Меркушина Гора Президентом РТ оставлена как ресурс горожанам, где вполне комфортно и бюджетно можно всей семьей провести день в свое удовольствие. Казань удивительно рачительно отнеслась к правому берегу - аборигены Услона не избалованы, радушны, очень доброжелательны и доверчивы для казанцев... в какие красоты и места - это не Лебяжъе... это Коллондайк Татарстана на берегу самой большой в Европе речки - французы много лет ходят вокруг Кремля с этими проектами - не слышат в Кремле европейцев и Главу... ну у татар всегда топот коней слух снижает!

  • Анонимно
    7.01.2015 09:44

    Как будто у итальянцев другие деньги ! ? Почему одним разрешают высотки строить , а другим нет в центре ! Безобразие конечно ! Тут 6-7 этажей не выпросишь ( уж такие проекты показывают , город будущего и не разрешают ) а здесь общаги строят в 20этажей ( клевер этот дурацкий ) вы уж в правительстве определитесь пожалуйста - вы третья столица или провинциальный городок ! Почему если испанский архитектор , можно высокий дом строить в центре ?! А если наш , то все , на корню порежут и оставят 4 этажа ! Это курам на смех конечно !

  • Анонимно
    7.01.2015 10:08

    Кризис касается населения и частного бизнеса. Чиновники,силовики,
    гос.корпорации не знают что такое кризис. У них з/п+аванс по расписанию.

  • Анонимно
    7.01.2015 10:10

    Китайцам отдадут и что останется нашим чиновникам. Они же без распила не могут. А китайцы самые честные и трудолюбивый народ.

    • Анонимно
      7.01.2015 10:40

      На счет самые честные и трудолюбивые не смешите. В колонке новостей за сегодня полистайте, новость про Мак, например. И далеко ходить не надо.

      • Анонимно
        7.01.2015 11:14

        Про Мак - это Япония, да и сама корпорация американская, так что вопросы скорее к ним .

        • Анонимно
          7.01.2015 14:49

          Япония только в заголовке - http://www.business-gazeta.ru/article/123084/. Прочитайте внимательно. Поставщики - китайцы. Вот вам вся и честность.

  • Анонимно
    7.01.2015 10:20

    Итоги года ушедшего... Надеюсь, при реконструкции Кольца само здание будет открыто для посетителей, пусть и вход с другой стороны.

    • Анонимно
      7.01.2015 10:34

      Если и строить ВСМ, то только отдать китайкам. Иначе половина денег уйдет на распил нашими чиновниками.

  • Анонимно
    7.01.2015 10:29

    Высотки в самом центре- УЖАС !!!!!

    • Анонимно
      7.01.2015 10:58

      не будет высоток - но не потому что глубокие архитектурные процессы и анализ посетят УАиГ - там давно пустыня, только ветер сверху пригибает...

  • Анонимно
    7.01.2015 11:17

    Господа, вы когда нибуть читали как китайцы завоевали Тибет , так вот они подарили колокол Тибету и тем пришлось строить дорогу по ней Тибет и завоевали, теперь подумайте о ВСМ

    • Анонимно
      7.01.2015 11:45

      +100 Китайцы просто так ничего не делают. Ждите чайнатаунов по маршруту всему, идиотлар:)

      • Анонимно
        8.01.2015 13:53

        казахи уже отдали свои земли вдоль трассу под чайнатауны - длина 3500км, ширина - 20 км.

    • Анонимно
      7.01.2015 15:16

      а Вы читали в БО как испанцы завоевывают Казань - обаяние на женщин -архитекторов оказывает воздействие - откуда Кловер или высотки в квартале "Б", или на Кольце - совершенно эмоциональные "женские решения" - не солидно для Казани.

  • Анонимно
    7.01.2015 11:31

    Наши чиновники понимают, что если отдать строить всм китайцам, то ни один чинуша не получит отката ни рубля. А если будут мешать строить, то китайцы пожалуются сразу Путину. Поэтому китайцам ничего не дают. Как без откатов жить?

  • Анонимно
    7.01.2015 11:45

    У нас в Узбекистане сейчас китайцы железную дорогу и туннель строят через горы, где-то на 2 млрд. долл. Нормально строят, сами дали кредит и сами же строят.

  • Анонимно
    7.01.2015 11:50

    Местный "градосовет" - собрание собственников проектных организаций , " режущие " и этажность и смелые архитектурные решения иных , не включенных и не допущенных в "элиту" архитекторов.

    • Анонимно
      7.01.2015 14:37

      думаю, в Казани повышенное число архитекторов-бездарей - от-того что живут не ведая кто они и где оказались - чужие они тут, архитекторы, и фамилии у них не местные... асибилио, прокофьевы, ну и другие

    • Анонимно
      7.01.2015 14:55

      что-то общее - градо совет и гос совет - всегда и ни о чем.

  • Анонимно
    7.01.2015 13:44

    А сколько писали и говорили про этот ВСМ и что. Если много болтовни то как всегда ничего не выйдет. Одни разговоры. Нашим чинушам меньше болтать по больше работать. За этот проект всем -2.

    • Анонимно
      7.01.2015 16:45

      Все же кричали что проект этот не нужен и создан для распила. Чиновники прислушались к народу и с деньгами тоже нынче напряг. За то что прислушались к мнению народа-5. За то что сэкономили деньги тоже -5. С чего это вдруг двойка?..

      • Анонимно
        8.01.2015 12:31

        Зато двойка, что кричали кричали , что без ВСМ жить нельзя народу Татарстана, а сейчас ушли в кусты.

        • Анонимно
          8.01.2015 15:26

          То вы недовольны что хотели строить , теперь чиновники прислушались вы опять недовольны. Может дело не в ВСМ, а в себе надо разобраться. Если лично вы за ВСМ, тогда приглашайте на беседу тех кто был против.

          • Анонимно
            8.01.2015 17:02

            Я тоже против строительства ВСМ. Просто удивлен непоследовательностью действий руководства.

  • Анонимно
    7.01.2015 17:55

    Китай потихонечку начал скупать Россиию.ВВП подписал закон, разрешающий отдавать Китаю свои земли в аренду на 70 лет.В некоем «патриотическом» угаре в российском обществе совсем незаметно произошло одно очень знаковое событие, на которое практически никто не обратил внимание: Китай получил от России уже легитимное и законное право на захват территории Дальнего Востока и Сибири.В Российской Федерации вступил в силу закон, дающий право Китайской народной республике брать в аренду земли сроком до 70 лет.Закон Российской Федерации о неких «территориях oп-epежающего социально-экономического развития» был подписан президентом этой страны еже 29 декабря 2014 года.http://uapress.info/ru/news/show/55504

    • Анонимно
      8.01.2015 08:31

      Полностью согласен. На этих территориях собираются производить традиционную китайскую с/х продукцию -вот вам и территории опережающего развития!!!.

  • Анонимно
    8.01.2015 05:53

    Строительство (вроде 30) детских садов за год - достойно упоминания.

  • Анонимно
    8.01.2015 18:27

    2015 покажет, что ВСМ - проект "маниловых" при власти.

  • Анонимно
    9.01.2015 07:53

    Казани не хватает высотного делового центра. Не понимаю главного архитектора который запрещает высотное строительство в городе. Там мы далеко не уйдем.

  • Анонимно
    10.01.2015 13:42

    Арендное жилье это подготовка в исчезновению среднего класса? У нас зарплата за 10 лет не поднималась фактически, а в стоимостном выражении упала с учетом последних событий в 4 раза.То есть все перешли в разряд малообеспеченных и это на системообразующем предприятии России!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль