Культура 
11.01.2015

Римзиль Валеев: «Со времен Тамерлана и Ивана Грозного на просторах Евразии тюрки и славяне не поднимали оружие друг на друга»

Культура как сильнейшее антикризисное средство

2014 год принес немало тревог мировому сообществу и России. Финансово-экономические, геополитические потрясения наложили свой отпечаток. Страны и живущие в них народы поляризуются, разделяясь по социальным, политическим, национальным, конфессиональным признакам. Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев в своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», рассматривает единство культур (родственных и далеких друг от друга) как альтернативу геополитическому и религиозному противостоянию.

РОССИЯ ТОЖЕ ТЮРКСКАЯ ДЕРЖАВА

Действительно, сейчас нужно подвести итоги прошлого года с точки зрения использования культурных традиций как средства сохранения мира и гармонии. Весь прошлый год Казань являлась не только столицей Татарстана, но и культурной столицей тюркского мира. Открытие и закрытие года тюркской культуры сопровождались торжественными вечерами с участием высоких руководителей и творческой элиты, проходили выставки, театральный фестиваль «Навруз», встреча редакторов литературных журналов. Под занавес мощно прозвучал финал международного конкурса песни Turkvision — общетюркский аналог телевизионнного фестиваля «Евровидение».

Презентация народов с родственными языками и культурами проходила в тесном взаимодействии с другими вроде непохожими далекими культурами. Даже после официального закрытия года в статусе культурной столицы тюркского мира продолжался диалог российской культуры с фольклором и профессиональным искусством Степи — культурой потомков кочующей степной цивилизации тюркских народов.

Как ни удивительно и парадоксально, большинство наших современников весьма смутно представляют, кто такие тюрки и не очень отличают их от турков — основного населения Турецкой Республики. Грех не восполнить этот пробел.

На территории России живут потомки древних тюркских народов с близким языком, культурой, характером и укладом жизни. Прежде всего это татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы, кумыки и другие родственные народы. Около 200 млн. представителей тюркских народов живут в Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане, Турции, Узбекистане. Плюс более 10 млн. уйгуров, живущих на севере Китая. У тюрков были древняя цивилизация, письменность, литература, а также мощные государства начиная с гуннских времен. Они завовывали страны и народы, за что были названы «сотрясателями вселенной». 15 веков назад на территории Евразии, преимущественно современной России, была империя Тюркского Каганата, потом еще были Волжская Булгария, Золотая Орда. Увы, некогда сотрясавшие мир народы не сохранили свой статус. Империи и государства рушатся, но культура и традиции остаются и вносят особый колорит в образ жизни многонациональных стран. Вот перечень носителей родственных языков и культур, которые сохранились и живы в XXI веке:

  • Авары
  • Азербайджанцы
  • Алтайцы
  • Балкарцы
  • Башкиры
  • Белые калмыки
  • Берендеи
  • Булгары
  • Гагаузы
  • Енисейские кыргызы
  • Казахи
  • Караимы
  • Каракалпаки
  • Карачаевцы
  • Карлуки
  • Кимаки
  • Киргизы
  • Крымские татары
  • Крымчаки
  • Кумыки
  • Кыпчаки
  • Нагайбаки
  • Ногайцы
  • Огузы
  • Орхонские тюрки
  • Печенеги
  • Половцы
  • Протоболгары
  • Сельджуки
  • Татары
  • Торки
  • Тофалары
  • Тувинцы
  • Турки
  • Туркмены
  • Узбеки
  • Уйгуры
  • Утургуры
  • Хазары
  • Хакасы
  • Черные клобуки
  • Чуваши
  • Чулымцы
  • Шорцы

Если вы проедете на автомобиле до Восточной Сибири и Дальнего Востока, то встретите города и села, горы и озера с тюркскими названиями, а в музеях обнаружите много интересного о тысячелетней истории. Надо ли говорить, что в культурный компонент евразийских тюрков наряду с традициями славянской и угрофинской культур определяют облик современной России! И что Россия преимущественно славянская страна (более 80% населения — этнические русские) одновременно является сильной тюркской державой, где живут и развиваются культуры многих тюркских этносов. Татары среди них — самый многочисленный народ — 5,5 миллионов человек, по 1,5 - 2 млн. человек составляют башкиры и чуваши. Относительно немногочисленные, но сохранившие самобытность другие народы так же привносят свою долю в общероссийскую цивилизацию. Не столь удивительно, что Россия принимает участие в общетюркских форумах и деятельности международной организации. А министры культуры Татарстана, Башкортостана, Хакасии и Республика Алтай участвуют в работе Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), созданной в 1993 году для сотрудничество между тюркскими народами, сохранения, развития и передачи будущим поколениям общих материальных и культурных памятников тюркских народов.

В состав ТЮРКСОЙ входят 14 участников, включая суверенные государства и федеральные субъекты или автономные регионы третьих стран.

Римзиль Валеев и Дюсен Касеинов

Штаб-квартира находится в Анкаре, нынешний генеральный директор организации — Дюсен Касеинов, бывший министр культуры Казахстана.

ТЮРКСОЙ — общетюркский партнер международной организации ЮНЕСКО, занимающийся гуманитарными проблемами. По своей природе эта организация содействует миру и сотрудничеству, сохранению нравственных ценностей и культурных сокровищ, добрых традиций. Нетрудно догадаться, что у таких организаций не бывает вооруженных сил и больших финансовых средств. Но влияние и авторитет этой организации весьма ощутимы в мире, особенно в Евразии, что особенно важно для Российской Федерации.

Пишу об этом исключительно для придания позитивного заряда, в котором сегодня нуждаются в мире и в нашем обществе. Наряду с геополитическими и экономическими, конфессиональными противоречиями есть просто красота древних культур, глубина и мудрость народных корней. Целый год космополитическая и инновационно-компьютерная Казань была культурной столицей тюркского мира. Никаких инцидентов, неприятностей от скопления эстетических ценностей и увлеченных творческих личностей, серьезных ученых, дипломатов и политиков не было. Никто не замышлял ничего против кого-либо, ничего не делил.

Даже при острой конкуренции на главный приз телевизионного конкурса Turkvizion-2014 все были рады победе представительницы Казахстана Жанар Дугаловой, хотя выступление нашего Айдара Сулейманова тоже было убедительным и как бы послужило прелюдией показа бренда «Наследие Татарстана». Динамика, восточный колорит, современный ритм его выступления запомнились как образ нового Татарстана. Никакого уныния, чувства подавленности и обреченности, что иногда служит камертоном в презентациях древних национальных культур. Культура — не просто музейный экспонат, она живет в душе, течет в жилах, наполняет сердце радостью, дает энергию — вот какое ощущение осталось от года культуры в России и в частности в Казани. Эта энергия разлилась по всему Татарстану, разве не так?

«ФИЛАРМОНИАДА» ПОЧТИ КАК УНИВЕРСИАДА

Почему я возвращаюсь к этому аспекту итогов прошлого года?

В некоторых обзорах культурных событий 2014 года больше акцентировали внимание на международных фестивалях классического искусства и на гастролях зарубежных звезд из западных стран, выступлениях раскрученных московских поп-звезд. Я с этим не совсем согласен. Наша культура живет среди нас. Мы ею дышим, живем, пользуемся нехитрыми творениями своих близких и соседей, воспринимая песни, былины и баиты, кружева как весточки своих предков. Необычайно богатым оказался год на интеграционные события, связанные с тюркской культурой, которая оказалась удивительно гармоничной с традициями славянской культуры.

Эти восторженные мысли у меня родились 13 декабря на заключительном концерте мастеров искусств тюркского мира, организованном Татарской государственной филармонией им. Тукая совместно с ТЮРКСОЙ в рамках VII Международного фестиваля искусств «Филармониада». Хотя к этому времени уже состоялось торжественное закрытие года, когда Казань была культурной столицей тюркского мира, на этот концерт приехали лучшие артисты десятков стран и регионов! Их выступления при помощи телевидения, надеюсь, увидит весь мир. Не будучи фанатом древних тюркских ритмов, я вместе со всем переполненным залом испытал чувства радости и восторга. А ведь там были не только тюрки, не менее половины аудитории составляли приверженцы других культур.

Четыре дирижера из разных стран и регионов дирижировали оркестром народных инструментов под руководством Анатолия Шутикова, которого коллеги из тюркских стран боготворят как феноменального маэстро, чего он действительно залуживает. Никакого конфликта цивилизаций! Полная гармония столь родственных и весьма непохожих друг на друга культур. Мастера культуры тюркских народов выступали под музыку шутиковского оркестра, исполнялись классические произведения на языках тюркских народов и на русском языке, и все звучало и выглядело гармонично.

Никогда мне не приходилось видеть столь гармоничного сочетания национального, регионального, общегосударственного и международного компонентов на творческой площадке одной республики! Полный расцвет фольклора на уровне высокого искусства под сенью дипломатии и на основе разумного и прагматического подхода к развитию этнических культур!

Когда национальная самобытность никого не пугает и не смущает, не вызывает сопернических пристрастий, когда звуки истории и краски разных культур сливаются воедино, рождается ощущение, что вот он, ключ к миру и всеобщему благополучию. Секрет его заключается в раскрытии неповторимого лица каждого народа, которое, безусловно, отражается в национальных культурах. Это было особенно ценно в условиях конфронтации, появившейся в прошлом году между ценностями западной и восточной цивилизаций.

На сцене филармонии мы увидели лица Хакасии и Узбекистана, Турции и Гагаузии, услышали голоса замечательных исполнителей из Уфы, Казани и Москвы. Ничего не напоминало о каких-то бывших войнах или нынешних обидах. Да и не бывает их в настоящем искусстве!

Со времен Тамерлана и Ивана Грозного на просторах Евразии тюрки и славяне не поднимали оружие друг на друга и между собой, тем более в XXI веке сама жизнь требует гармонии экономических и геополитических интересов. Надо все это осмыслить, объяснить другим формулу правильной жизни и сотрудничества соседей! Может быть, это поможет славянским народами и восточноевропейским странам отойти от края пропасти, вспомнить общую историю, в которой в те безъядерные века всегда находился выход из сложного положения. Тем более это нужно сейчас!

Совершенно убежден, что в условиях современных идеологических противоречий Россию от раскола может спасти толерантность к разным культурам и единство тюрков и славян.

Дюсен Касеинов и директор филармонии Кадим Нуруллин

ВСТРЕТИТСЯ ЛИ ВЛАДИМИР ПУТИН С ДЮСЕНОМ КАСЕИНОВЫМ?

И еще очень важно: для участия на этом важном, необычном и единственном концерте в Казань из Анкары прилетел генеральный секретарь международной организации ТЮРКСОЙ Дюсен Касеинов! В беседе со мной он признался, что на него произвели впечатление публикации «БИЗНЕС Online» о Turkvision. Особенно важна его мысль о том, что развитие Татарстана и ее культуры оказывает позитивное влияние на международное сообщество.

А ведь дорогого стоит такая оценка Дюсен Карабаевича, который, более 6 лет возглавляя организацию ТЮРКСОЙ, сделал очень много для сближения народов и стран с различными гуманитарными традициями и геополитическими связями. Хороший скрипач, проработавший 10 лет ректором Алма-Атинской консерватории (он помнит рукопожатие Назиба Жиганова!), бывший министр культуры Казахстана Касеинов стал дипломатом, объединяющим культуру тюркского мира, в которой, наверное, тоже немало противоречий и проблем. Но миру известно главное — ковчег культур и традиций тюркских народов, находясь вне политики и стараясь выживать в экономических бурях, плывет под мирным флагом, который виден издалека. Культура непричастна к жестокости и насилию, хотя наверняка помнит свою непростую историю. Отмечаю это с особым удовлетворением, так как общетюркская культура объединяет мусульман, христиан, иудеев, приверженцев Тенгри, Будды и шаманизма.

Хотелось бы, чтобы опыт, наработанный в 2014 году, когда в центре международного гуманитарного проекта была наша республика, лидирующая в Российской Федерации, не пропал, а развивался. В новом году символическим центром тюркского мира стал Туркменистан, играющий весьма серьезную роль в азиатском регионе. Россия обречена жить на перекрестке древних Шелковых путей и тюркских коммуникаций, и никто не скажет, что это плохо!

Хотелось бы, чтобы цивилизации дружили, сотрудничали в своем процветании. Хотелось бы, чтобы мои коллеги журналисты, ученые чаще прислушивались к древним музам. После того декабрьского концерта я задал генеральному секретарю ТЮРКСОЙ довольно странный и наивный вопрос: встречался ли он с президентом России? Кроме Касеинова и меня на этой встрече присутствовал лишь директор филармонии Кадим Нуруллин. Все трое после концерта были в хорошем настроении. Протокольщиков, чтобы поправить меня, а также папарацци и всевозможных любопытных лиц рядом не было, ибо «золотые перья», серебряные микрофоны и цвет интеллигенции крайне редко увлекаются фольклором тюрков, славян и других этнических культур.

Так вот, на мой вопрос Дюсен Карабаевич ответил дипломатично, что он бы не возразил против такой встречи. Тогда подумалось, что с представителями «культурной дипломатии» стоило чаще встречаться и российскому министру иностранных дел, и министру культуры России, и парламентариям. Глядишь, это помогло бы немного разгрузить силовиков. А то слишком много становится у них хлопот с идеологическими и гумантарными проблемами.

Что касается Путина, то сам видел, что, бывая в Казани, он показывал свое лояльное отношение к национальным культурам. Если протокольщиков не смутит ранг деятелей гуманитарных организаций, президент мог бы встретиться и с лидерами международных культурных сообществ, почему бы нет? Было бы полезно. Как сказал Дюсен Касеинов, культура — сильнейшее антикризисное средство. Особенно сейчас. Я не попросил генсека ТЮРКСОЙ расшифровать этот тезис. И так понятно. А вам как?

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    11.01.2015 09:26

    "Со времен Тамерлана и Ивана Грозного на просторах Евразии тюрки и славяне не поднимали оружие друг на друга и между собой.." А как же русско-турецкие войны,а завоевательские походы в Среднюю Азию?

    • Анонимно
      11.01.2015 10:09

      Согласен. Более того у тюрков в древности не было никакого государства. И сейчас два тюрских государства Турция и Азербайджа?н скорее мусульманские чем тюрские.Хотя надо признать, что тюркские пленена сыграли большую роль в формирование многих этносов на территории Российской империи.

      • Анонимно
        11.01.2015 13:17

        Ваши познания истории и современности потрясают. Сегодня, кроме Турции и Азербайджана, есть еще независимые тюркские государства Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и Кыргызстан. Только на территории нынешней СНГ была масса исторических тюркских государств: Волжская Болгария, Золотая Орда, Ногайская Орда, Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское, Хивинское, Хорезмское ханства, Бухарский эмират и др.

    • Азат Д
      11.01.2015 16:06

      А вот, ещё московско- казанская война 1487 года, когда Казань была взята. Это после Тамерлана было. Конфликты всегда были - это данность общежития, тем более рядом, где пересекается конфликт интересов - как и множество положительных моментов. Вот же сейчас воюют братья славяне, русские и украинцы между собой на востоке Украины. Главное чтобы после войны мир приходил, а не как на ближнем востоке. Даже на Кавказе "кровники" мирятся и не обязательно через новую кровь, а другую компенсацию потери.

  • Анонимно
    11.01.2015 09:57

    Вот вот с языка сорвали

  • Анонимно
    11.01.2015 09:58

    Войны между Османской и Российской империй нельзя считать тюрко-славянскими. За Крым и Балканы кто только не бился, но там не было этнических и религиозных мотивов.Земли и города делили цари и короли и никто не посягал на языки и культуры. А в Европе до сих пор накоплены войска и оружие. Что касается тюрко-татар Поволжья, Урала, Сибири,да других тюркских родов, то слава богу, в последние 500 лет у них не было войн. Так что РФ, Казахстан и российский Дальний Восток - отличные просторы для мирной Евразии. Лично у меня нет никакого негатива к тюркам-татарам. В.Малышев.

    • Анонимно
      11.01.2015 13:26

      \\Что касается тюрко-татар Поволжья, Урала, Сибири,да других тюркских родов, то слава богу, в последние 500 лет у них не было войн\\ - Историю не надо искажать разными оговорками. Татар Поволжья и Сибири покорили посредством захвата и уничтожения их государств. 450 лет не было войн вследствие жесткого абсолютистского режима царей, а потом тоталитарного режима большевиков.

    • Азат Д
      12.01.2015 07:06

      А вы что, этот вопрос себе задавали - «Хорошо или плохо я отношусь к татарам?»? Я вот ко всем народам изначально положительно отношусь, даже не задаюсь подобным вопросом, деля нации на хорошие и плохие . Раз у вас есть градация народов, к которым вы хорошо или плохо относитесь, про хороший народ для вас вы отписались, а какой народ для вас народ плохой, интересно? Раз уж начали писать открыто на публику, свои предпочтения в народах.

  • Анонимно
    11.01.2015 10:14

    На первом видео все вместе исполняют Свадебную песню крымских татар. Спасибо! Будем жить вместе! Культура нам поможет.

  • Анонимно
    11.01.2015 11:44

    Многочисленные восстания татар и башкир( Батырша, Салават Юлаев), сопротивление ногайцев и других кавказских тюрков завоеванию в 19 в, войны крымских татар, завоевание СА, восстание в 1916 киргиз и казахов с кровавыми погромами - все это к сожалению было и в этом вопросе автор статьи грубо ошибся. И между собой тюрки "после Тамерлана"неоднократно подымали оружие - взять хотя бы последние погромы в Узбекистане и Киргизии.

    • Анонимно
      11.01.2015 12:43

      Культура не существует как антикризисное средство, а также и не вызывает кризис, т.е от этих действий не зависит. А существует в любом состоянии общества, и не только в кризис или антикризис, а даже во время военных действий.

  • Анонимно
    12.01.2015 00:51

    Да, они воевали между собой. Русские князья друг-друга истребляли (читайте Бушкова), татарские улусы, племена тоже воевали друг с другом.

  • Анонимно
    12.01.2015 06:10

    Неинтересно пишет автор. Читать тяжело

    • Анонимно
      13.01.2015 06:10

      Очень интересно написано! Еще видео красивое. Читать и смотреть легко и приятно. Честное слово!

  • Анонимно
    12.01.2015 07:00

    у Римзиль Валиева с истории чуть-чуть не то. Все мы изучали русско-турецкие войны и конечно же, это было после Тимерлана и Грозного. А турки - основной народ тюркского мира...

  • Анонимно
    12.01.2015 12:17

    Римзиль абы отрабатывает неплохо.

  • Анонимно
    12.01.2015 14:57

    Римзиль Валеев, историю плохо учили.

  • Анонимно
    12.01.2015 16:25

    А мне очень понравилось. Очень важная статья!Татары исчезнут с лица земли, если забудут свою принадлежность тюркской цивилизации. К сожалению, чуваши от тюрков откалываются, не видно их на Тюрквидении и других международных мероприятиях. Ассимиляция им угрожает еще сильнее. Жаль! Юлдашзем, сез кайда?

    • Анонимно
      12.01.2015 21:05

      За себя беспокойтесь уважаемый, чуваши сами о себе подумают.

  • Анонимно
    12.01.2015 20:15

    ТАТАРЫ – "народ тюркской языковой семьи, восходящей к Китаю, т.е. шестой семантической группе". ? От обратного прочтения ар. ??? к?ит?ат? "коты" с заменой К на Р по сходству начертания ивр. буквы коф с рус. Р: ? См. тюрки, кот, татарское просо. Татары, входя в тюркскую семью народов, имеют общетюркский номер 6-5; свой этнический табличный номер татар – 6. Он обозначается через этноним, название столицы Казань (см.), ряд национальных блюд (см. кубек).КАЗАНЬ – название города, столицы Татарии.? Производят от казан (см.). Название столицы татар (табличный номер 6.6, см. татары) следует сближать с ар.?? к?аззун "прыжки", имеется в виду "брачные танцы", ср. христианский обычай играть свадьбы на праздник Казанской Богоматери, когда считалось, что свадьба в этот день к счастью. Способ обозначить этнический номер см., наряду с другими, см. кубек. С этим словом сближают и выражение казанская сирота, что неверно. Последнее от ар. ??? х?азана "печалится".КУБЕК – "татарское блюдо, безе".? От ар. ?? х?убб "любовь", родственно рус. кубик. Шесть граней кубика символизируют секс, ср. ар. ?? ситт "шесть", "женщина". Способ отражения шестёрки, этнического номера татар. См. татары. См. также безе, выполняющее ту же роль во Франции. Родственно куб, Куба, Киев, Кааба, Кубань.ТЮРКИ - "суперэтнос, носитель тюркских языков", родина Алтай. ? Исторически и по номеру связан с Китаем, но в отличие от Китая номер имеет сложный 2 + 3, где знак сложения вращается, что даёт переменный итог: 5 или 6, что определяется тотемом коровы и быка. Когда бык сакрализуется, он равен номеру 2, как в Белоруссии и Турции, а когда сакрализуется корова, она равна 3, как в Индии или Голландии. Понятно, что древние тюрки в основном занимались скотоводством. Виртуально, в знаковом отношении тюрки, образуются от пары на египетской фреске "Сотворения мира", где в центре расположена небесная корова с располагающимся под ней Поднебесным.SotvorenMira01Корова изображается на фресках то коровой, то женщиной, а Поднебесный – всегда мужчиной, иногда со змеиной головой (Китай). Положение на этом месте человека противоестественно. Поэтому появляется бык и говорит мужчине "кыш". По этой причине человек в тюркских языках называется киши, т.е. "чеши отсюда", а корова – инек "покрываемая" (от ар. ??? на:к "иметь сношения"), как и рус. корова (от крыть, покрывать). Линия коровы воплощается в сакральном для тюрков молоке, по-арабски ????? алба:н, и телячьей коже. Ср. Албания на севере Азербайджана (см.), столица которого Бакы (т.е. быки). Албан (молоко), в свою очередь, дает в обратном прочтении ???? набала "лучники, стрельцы", чем славились тюрки на протяжении всей достоверной истории. "Коровья" линия по созвучию с рус. каравай, переходит в "хлебную" линию, которую в древности занимали кимаки (см.), а сейчас узбеки (см.), ср. Ташкент – город хлебный. "Бычья" линия оставила след в форме общих названий тюрки, Туран, Турция, Азербайджан, что значит "разделка (??? жазар, йазар) бычины", обращения бек, бей, а также в названиях трёх связанных исторически и культурно этносов: башкиры (от баш – голова), печенеги (средняя часть, от печень) и Огузы (от огузок.). Тюркская линия по созвучию др.-рус. говядо "бык" и ар. ???? гава:д "хороший конь" даёт "конское" ответвление, например казахи (от ?? к?азз "скакать"). Бычий тотем тюрков - волк, по-тюркски курт, от обратного прочтения тюрки, турки. Ср. ар. ???? зи"а:б "волки" и зебу – тибетский бык. Системные горы Алтай ср. тюркское алты "шесть", совпадающее с ар. ?? ситт "шесть", котор. соответствует тюркскому названию молока. Эти понятия фиксируются в названиях гор, рек, полуостровов: см. Баку, Тавр, Стамбул, Тирана (быки), Ангара, Анкара (коровы), Албания, Алтай, Анатолия, Анталия, туркмены.

  • Анонимно
    12.01.2015 22:23

    "Как ни удивительно и парадоксально, большинство наших современников весьма смутно представляют, кто такие тюрки и не очень отличают их от турков — основного населения Турецкой Республики." Точно сказано! Жаль, что отрываемся от тюркских корней. Казанские татары, уральские, казахстанские, узбекистанские и киргизские, туркменские, сибирские всегда лояльны к своим странам и регионам. Живут мирно, правильно написал Валеев, они не воюют ни с кем. Но тюкрского единства все равно не хватает. Это я четко понял, увидев мероприятия 2014 года в Казани. Братьев, родных много, а мы делаем вид, как будто чужие.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль