Общество 
13.01.2015

Как создать смарт-аул в Татарстане?

Демографический взрыв в деревне из трех улиц, феномен кочующего села и куда ушла деревенская энергия

Массу интересных фактов обнаружили ученые Института истории им. Марджани, вплотную занявшись изучением истории татарстанских деревень и городов. По каким причинам в РТ в течение последних 20 - 25 лет не уменьшилось число татар-сельчан? Почему две, казалось бы, одинаковые соседние деревни живут по-разному: одна процветает, а другая спивается? Почему татарские деревни до сих пор строятся по модели, возникшей еще при Екатерине Второй? Комментируя для «БИЗНЕС Online» сегодняшний день татарстанской деревни, ученые рассказали о том, что в последние годы богатые выходцы из сел стали активно вкладываться в их развитие, и предложили на республиканских конкурсах благотворителей сделать номинацию для тех, кто оказывает поддержку родной деревне.

Рафаэль Хакимов
Рафаэль Хакимов

КАК БУДТО У НАС НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ — ЗАВАЛИСЬ!

Институт истории им. Марджани помимо фундаментальных исследований (например, выпуска семитомника «История татар с древнейших времен») параллельно взялся за изучение истории татарстанских городов и деревень. Здесь в минувшем году даже создали специальный отдел для такой работы. «Нам интересна республика, — сказал «БИЗНЕС Online» директор Института истории им. Марджани, вице-президент Академии наук РТ Рафаэль Хакимов. — Не только яркие объекты, которыми сразу можно похвастаться, а обычные города и деревни. Надо, чтобы в районах люди немножко почувствовали, на какой территории они живут, какая у нее история, какие ценности, какие традиции. Тогда у жителей появляется уважение и к своему городу или селу, и к себе самим, меняется сознание. Как правило, жители сами начинают создавать музей. А потом уже молодежь даже и уезжать не хочет».

В качестве примера Хакимов привел удивительно интересную историю Чистополя: «Там ведь жил Борис Пастернак! Но никто как-то не задумывается: да, Пастернак, ну и что? Как будто у нас Нобелевских лауреатов — завались... Странные люди, я удивляюсь. У тебя же бренд шикарный! Два года в твоем городе жил Пастернак. Он именно здесь нашел своего «доктора Живаго», это житель Чистополя, доктор Авдеев. Пастернак дружил с ним, с него и списал героя своего романа. А в Чистополе еще 200 писателей жили, на всякий случай. Да еще Софья Губайдуллина, Гаяз Исхаки, Фатых Амирхан. И создатель теории химического строения органических веществ Александр Бутлеров там родился. Вообще-то, на него еще и Алексеевский район претендует, но это неважно, обоим районам славы хватит. Но почему-то все эти факты в Чистополе не слишком замечали и почти не использовали. Вот надо приехать нам, историкам, чтобы сказать: ребята, это громадный, ценнейший материал! Ваш город может стать центром притяжения туристов со всего света».

КАЗАЛОСЬ БЫ, НУ ЧТО ТАМ, В ДЕРЕВНЕ, НАКОПАЕШЬ?

В ходе исследований на удивление интересные факты обнаружили ученые Института им. Марджани и в татарстанских деревнях. Хотя, казалось бы, ну что там, в деревне, накопаешь?

«Мы начали писать историю татарстанских деревень, — рассказывает академик Хакимов. — И вот смотрим: две деревни рядышком — в Татарстане, но еще и в Пензенской области, в Мордовии... Одинаковые условия, одинаковые люди. Но одна процветает, а другая, рядом, спивается. Причем процветает несмотря ни на что: администрация та же, налоги те же, рубль так же падает, рабочих мест нет... И экономисты ничего объяснить не могут, как так происходит, в чем дело?»

Обнаруженные факты оказались настолько значимыми, что Институт им. Марджани собрал по этой теме хотя и небольшую, но всероссийскую конференцию. Пригласили акул, разрабатывающих «деревенские» теории в разных регионах: Москве, Новосибирске, Саратове, Краснодаре. Конференция показала, что и у маститых ученых объяснений феномену нет.

«Мы начали смотреть дореволюционную историю этой деревни, — рассказывает Рафаэль Сибгатович. — Оказывается, сегодня здесь живут практически так же, как жили до революции. Словно советского периода не было! Вот так: три поколения отрезало, и все. Но это же надо объяснить, куда в советский период ушла энергия работящей деревни? Может, в комсомол? Мы сейчас разрабатываем эту тему, закопались немножко. Уж очень интересный случай, например, деревня Новый Кинер в Арском районе развивается, хотя здесь на 1,5 тысячи жителей где-то 40 рабочих мест. Люди работают на стороне, но живут все равно тут. И не хотят уезжать, коттеджи строят».

СМАРТ-АУЛ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕМА

«Я хочу сказать: вроде прикладная задача — просто история деревни. Но это же феномен, что некоторые деревни возрождаются вопреки всем экономическим теориям. Получается, что мы в районах неожиданно вышли на фундаментальную тему. Это дает некую модель деревни, я ее назвал «акыллы-авыл», «смарт-аул», «умная деревня», — рассказывает академик. — То есть это деревня, которая живет не абы как придется: ну, посеяли-вырастили-убрали урожай... Нет же, люди думают, как им жить сообществом. Так для чего им это нужно — жить в одной деревне? Такой у нас возник непростой вопрос».

Как выяснили казанские ученые, такие яркие примеры процветающих деревень были на территории нынешнего Татарстана и до революции. Когда от бедствующей деревни отпочковывались и по соседству создавали свою собственную те люди, которых, можно сказать, тянуло к свободе. Хакимов предполагает: «Деревня, от которой эти переселенцы отпочковались, она как раз и загибалась. Потому что там была сильная мечеть, сильный хозяин — и он придушил инициативу. Вот молодые и вырывались на свободу, искали, где можно заработать. Но жили все-таки в деревне, видимо, это была некая страховка на случай форс-мажорных обстоятельств. То есть всегда можно было в деревню вернуться и здесь пережить тяжелые времена. И сегодня, видимо, так же. Но мы до конца еще не знаем, у нас еще теория не сформировалась».

«ЕСЛИ НАЙДЕМ ОБЪЯСНЕНИЕ, МОЖЕТ, В ТАТАРСТАНЕ БУДЕТ БЕБИ-БУМ...»

Еще один феномен обнаружился в деревне Монашево Менделевского района РТ. Здесь три улицы: татарская, удмуртская и марийская. Селяне со всех этих трех улиц живут очень дружно, все хорошо, все довольны. А феномен в том, что в семьях здесь (на всех трех улицах) рождаемость, по информации администрации, зашкаливает — минимум 4 - 5 детей. Причем в соседней деревне рождаемость намного меньше, максимум двое детей в семье. Деревня настолько заинтересовала ученых Института им. Марджани, что сюда будет отправлена научная экспедиция, чтобы понять причины местного демографического взрыва.

«У нас пока нет этому объяснения, нет теории, — признается Хакимов. — Я социологам говорю: ну что вы бегаете, ищете какие-то темы, вот она, грандиозная тема. Опросил демографов, которые занимаются проблемами семьи, для них это явление тоже непонятно, нет научного объяснения. Но если мы все-таки найдем объяснение, может, в Татарстане будет беби-бум...»

КАК РУССКИЕ И ТАТАРЫ СТАЛИ НАЦИЕЙ?

В Институте им. Марджани считают, что фундаментальные и прикладные исследования должны идти параллельно, что одно без другого не может существовать. При этом реальная жизнь часто задает вопросы, на которые в теориях ученых ответов нет. Во всяком случае, пока нет. Хакимов приводит пример: «По европейским категориям нельзя объяснить, как русские стали нацией, как татары стали нацией, почему в империи? Ведь сначала должна была произойти буржуазная революция, только потом появляются нации. У нас не так. И объяснения этому нет. Российские этнологи этим не занимаются, среди них гуляют сталинские определения нации, просто открыто на Сталина не ссылаются...»

Или еще один не освещенный в научной теории вопрос — о кочующей деревне. Хакимов говорит: «Из Пензы к нам в институт приезжал любитель истории, рассказывал, что они там пишут историю своей деревни. Она в Пензенской области, но отпочковалась от деревни, которая была в Мордовии. А та отпочковалась от другой, которая была в Сергаче Нижегородской области. То есть это кочующая деревня. Это не фамильный род, не племя, это деревня. Я спрашиваю коллег: к какой категории ее отнести? В европейской науке этого нет, в нашей нет. Эта деревня, она же не просто отпочковалась, она перекочевывала вообще...»

Интересует сотрудников Института им. Марджани и то, какой с точки зрения будущего деревни должна быть ее архитектура? Хакимов говорит: «Сегодня в деревне строят так, как это было при Екатерине второй: улица и с двух сторон дома. Почему именно так? Я лично за то, чтобы селяне строили свои дома там, где удобно. Как людям хорошо, так пусть и живут. Но надо изучить, а как им удобно? Может, они хотят по-разному...»

Деревенская тематика настолько интересна Хакимову, что недавно он предпочел небольшую научную конференцию в Азнакаевском районе шикарной международной конференции в Румынии. Это при том, что организатор из Турции специально приезжал в Казань, чтобы пригласить директора Института им. Марджани в Румынию. «Но мне важно было в Азнакаевском районе побывать, в деревне Тумутук. Для них это грандиозное событие, — говорит Рафаэль Сибгатович. — А вообще, «деревенских тем» у нас очень много. Поэтому нам так интересно работать в республике, в ее районах».

БОГАТЫЕ ВЫХОДЦЫ ИЗ СЕЛ СТАЛИ АКТИВНО ВКЛАДЫВАТЬСЯ В ИХ РАЗВИТИЕ

Вопрос, почему Институт истории им. Марджани работает непосредственно в районах Татарстана, для «БИЗНЕС Online» прокомментировали сами ученые.

Гульнара Габдрахманова — доктор социологических наук, заведующая отделом этнологии Института истории им. Марджани:

— Как социологи мы активно изучали статистику и выявили довольно интересную закономерность, что в Татарстане у татар в течение последних 20 - 25 лет не изменилось число сельчан. Как проживала четверть века назад примерно треть татар РТ в сельской местности, так и живут. Мы озадачились вопросом: почему, собственно говоря, в условиях глобализации, активной миграции, становления новых рыночных отношений, тем не менее такая значительная часть народа проживает в сельской местности? Для поиска ответа на этот вопрос мы предприняли целый ряд экспедиций по селам и районам республики и пытаемся понять, что движет людьми, почему они живут и закрепляются на селе, не переезжают в города. Выявились множество факторов, которые влияют на эту ситуацию, прежде всего, конечно, определенная этническая культура, которая способствует особому отношению к земле, к сельской общине. Людям очень нравится деревенский стиль жизни, взаимоотношения, которые существуют между сельчанами... Все это очень близко менталитету татарского народа. Это одна из главных причин, почему татары предпочитают село. Кроме того, их закрепляют здесь экономические вложения в село, которые делает республика, наличие здесь больниц, дорог, газа, других коммуникаций, а целом социальная инфраструктура. Благодаря этому многие считают, что нет необходимости переезжать в города, потому что те же самые блага есть и в селах. Так что определенная экономическая политика нашей республики, конечно, тоже очень сильно влияет и стимулирует закрепление людей в селах.

Еще одним очень важным фактором, который, на наш взгляд, необходимо развивать, является многоукладность сельской экономики. То есть сегодня на селе нужно развивать разные формы хозяйствования. А для татар особенно важна поддержка личных домохозяйств и развитие разных форм бизнеса. Это предоставляет возможность для трудоустройства, самовыражения и закрепления на селе. По нашим наблюдениям, в селах также очень многое зависит от лидера, который способен вокруг себя мобилизовать людей, организовать работу различных служб, ведомств. Например, в деревне Новый Кинер мы наблюдали очень интересную картину, когда глава местного самоуправления активно сотрудничает с ЖКХ, с местными предпринимателями, фермерами. Благодаря этому зимой постоянно чистятся дороги, бесперебойно работает коммунальное хозяйство, проводятся разнообразные праздники, поддерживается комфортная внутренняя атмосфера на селе. Конечно, молодежь часто стремится уехать в города. Но многие, даже если на селе нет работы, все равно живут там, где родились и выросли, а в город ездят на заработки.

Еще одна очень интересная тенденция последних лет: богатые выходцы из сел стали активно вкладываться в их развитие. Оказывают спонсорскую поддержку сельским библиотекам, школам, вкладываются в содержание дорог, каких-то знаковых мест, проведение праздников. Например, один из последних наших проектов по святым местам, по родникам (мы уже книгу сделали об этом) показал, что очень многие вкладываются в поддержку святых сакральных территорий, которые являются брендами вот этих маленьких локальных сельских сообществ. Думаю, в нашей республике, где проводятся конкурсы благотворителей, можно было бы сделать отдельную номинацию для тех, кто совершенно на безвозмездной основе, по личной инициативе, оказывает поддержку родным селам, родным деревням.

Радик Салихов — доктор исторических наук, заместитель директора Института истории им. Марджани:

— Сегодня для ученых очень важно работать непосредственно в районах, на селе. Потому что есть реальная история нашей республики, народов, которые здесь проживают. Традиционно историки занимаются изучением глобальных процессов: социально-экономических, политических. Очень часто исторический труд содержит какие-то большие статистические сведения, какие-то, может быть, даже абстрактные материалы, дающие глобальную картину. Но вот именно жизнь людей, конкретные факторы, которые привели, предположим, к развитию современного Татарстана, историческая наука, к сожалению, не рассматривает, то ли еще не находя на это сил, то ли только-только нащупывая эти пути. А деревня — это основа Татарстана, тем более у татар она имеет очень специфический, уникальный характер. Достаточно сказать, что капитализм у татар возникал не в городах, а в деревнях. В конце XVIII - начале XIX веков у татар была очень развита мануфактурная индустрия. Например, татарское село в Заказанье вырабатывало почти половину всего кумача, который производился в России. А кумач тогда был очень популярен для одежды, его использовали и крестьяне, и горожане. Получается, что татарское село одевало Россию в этот материал. А это было довольно сложное производство, в том числе химическое, там были красильни, выполнялась выработка материала, его просушка. В Заказанье было более 10 деревень, где располагались эти мануфактуры, фабрики, причем на многих из них было европейское оборудование.

Очень интересно то, что татарская деревня очень часто жила тогда не за счет сельскохозяйственного труда, а за счет иных форм хозяйственной деятельности. Это было связано в первую очередь с острым земельным вопросом. Деревни были большие, а земли было мало в общинах. А в заказанских районах земля была еще и очень плохого качества. Она и сейчас очень тяжелая для земледелия, хотя сегодня используются удобрения, проводится культивация, землю обрабатывают тракторами, другой современной техникой. Тогда всего этого не было. И деревня научилась кормиться промыслами, отходничеством, плотницкими услугами, животноводством, переработкой сырья, например, выделкой шкур, которые шли на одежду и на обувь... Все это позволяло поддерживать в деревнях неплохой уровень жизни.

Вот этот опыт выживания деревень в условиях, когда не было коллективных хозяйств, не было поддержки правительства, не было каких-то финансовых вливаний, субсидий и прочего, он сейчас тоже важен. Сегодня приезжаешь в татарское, да и не только в татарское село и видишь: хорошие дома стоят, большое подворье, многие уже склоняются к фермерству, к небольшим семейным фермам. Мы считаем, что это возрождение, может быть, даже неосознанное, тех традиций, которые существовали здесь раньше.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (117) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    13.01.2015 08:43

    Мягко говоря,странная статья....Даже Екатерине !! попало от Хакимова.....

    • Анонимно
      13.01.2015 14:34

      Мягко говоря, хорошая статья!И комментарии в большинстве случаев "от сердца", причем от чистого сердца.Все мы вышли из деревни. Горожан в 3-4 поколениях очень мало. Да и города 100 лет назад были похожи на деревню. Особенно окраины, слободы (отличия, естественно, были; Козья слобода отличалась от Суконной, как первый Рим от второго).То что татарская деревня выжила в первую очередь заслуга наших Президентов - Шаймиева и Миниханова. Огромное им спасибо!Выживет татарская деревня - выживет и русская, и чувашская, и удмурская и другие деревни.

      • Анонимно
        13.01.2015 22:45

        - И Вам тоже спасибо .. за елейную риторику на бутерброде толерантности и благоденствия.

  • Анонимно
    13.01.2015 09:17

    Ученые... Когда дома напротив и одна улица, улицу от снега чистить удобно. Раньше называли соседей "Ут курше", "Огненный сосед", так как за огоньком бегали к соседу. Удобно так сосуществовать в деревне.

  • Анонимно
    13.01.2015 09:18

    две соседние деревни - это русская и татарская? Сравнение действительно не в пользу первой.

  • Анонимно
    13.01.2015 09:27

    Особенно понравилось "Хотя, казалось бы, ну что там, в деревне, накопаешь?" Это рассуждения академика? В Казани сейчас все, кто у руля, выходцы из деревень. И копать не надо.

  • Анонимно
    13.01.2015 09:43

    Отличная статья! Спасибо, Рафаэль абы и его коллеги!

  • Анонимно
    13.01.2015 09:53

    Городским , побольше надо рассказывать о жизни тех, кто кормит город. Отличная статья.

  • Анонимно
    13.01.2015 10:19

    Очень важная тема. Спасибо, задумался.

  • Анонимно
    13.01.2015 10:44

    Где здесь о том, "как создать смарт-аул"?

    • Здесь скорее другая задача - понять, что такое Смарт-аул и ввести его в терминологию. А уж потом и о финансировании задуматься можно )))

      • Анонимно
        13.01.2015 12:37

        Согласен, термины смарт -аул, смарт -вилладж, смарт-эко поселение, органическое фермерство должны стать моделью возрождения сельского образа жизни в 21 веке в РТ. К обсуждению этой тематики необходимо подключать молодежь РТ. Хорошо бы БО заняться пропагандой таких проектов.

        • Анонимно
          13.01.2015 15:32

          Английские слова в многоязычной России следует использовать с осторожностью.Лучше говорить по-татарски - аул, ("умный" по татарски, извините, забыл... старость...) или по-русски - умная деревня.Хотя (интересное русское слово "хотя", очевидно тюрского происхождения), любая деревны - татарская, русская, мордовская, чувашская и т.д. - умная (иначе погибнет).Использовать английские слова на территории РФ надо осторожно. Иначе получится, ка с "Бурановским бабушками".Привезли их в Москву, показывают новые постройки, небоскребы, подземные сооружения и т.д.Решили спросить о впечатлениях. Одна из бабушек и говорит: "Не знают москвичи ни русского языка, ни удмурского. Куда ни приведут везде "Сити, сити". А по удмурски "сити" это говно!". Так и сказала по первому каналу телевидения. Молодец старуха! Надо уважать языки народов России.

          • Анонимно
            13.01.2015 16:17

            Теперь будем знать, как только увидим/услышим "сити", что ничего хорошего таким словом не назовут! ))))

            • Анонимно
              13.01.2015 19:33

              Только, пожалуйста, англоязычным народам не говорите, что по удмурдски означает их слово "город".

  • Анонимно
    13.01.2015 10:56

    В татарских деревнях строят инфраструктуру, в русских и кряшенских - нет. Потому татарские аулы хорошо выглядят. Вот весь секрет.

    • Анонимно
      13.01.2015 11:56

      Тогда объясните, почему и за пределами РТ татарские деревни выглядят лучше.

      • Анонимно
        13.01.2015 13:01

        Не могу объяснить.

      • Анонимно
        13.01.2015 13:25

        "Людям очень нравится деревенский стиль жизни, взаимоотношения, которые существуют между сельчанами... Все это очень близко менталитету татарского народа. Это одна из главных причин, почему татары предпочитают село."-ответ ученого.

        • Анонимно
          13.01.2015 14:01

          Предпочитают село,говорите? Тогда почему город буквально трещит от наплыва сельского люда? В вузах одна молодёжь из районов, их родители правдами-неправдами стараются отхватить себе здесь жильё. Спрашиваешь, почему не у себя в деревне и какие планы на будущее. Отвечают, что будут стараться закрепиться в городе, а в деревне нечего делать. Типа, я не хочу заниматься грязной работой, хочу сидеть как и все в офисе. Ну, и конечно есть родственники, обещавшие помочь, устроить и т.д. и т.п.

          • Анонимно
            13.01.2015 17:14

            Это правда.Молодежи активной, АМБИЦИОЗНОЙ ЛУЧШЕ ЖИТЬ В МЕГАПОЛИСАХ (и тут есть проблемы), а старикам и старухам (первых еще можно увидеть, а вторые напрочь изчезли... все молодухи...) комфортнее жить в небольших городах, селах и деревнях.

            • Анонимно
              13.01.2015 19:20

              Я всегда говорил (и даже по мамадышскому телевидению, интересно оставили или вырезали?):"Старики и старухи в Мамадыш, а молодежь в ... (Не в Париж, там ум за разум зашел. Под видом карикатур оскорбляют сотни миллионов людей) ... в Казань!".

      • Анонимно
        13.01.2015 15:00

        У татар есть национальные лидеры -Президенты Шаймиев и Минниханов, которым абсолютное большинство татар верит. Также у татар есть традиционный ислам (ислам времен пророка Мухаммеда, ислам веротерпимый, в котором иудеи и христиане братья мусульман). Вера позволяет преодолеть все трудности.

  • Анонимно
    13.01.2015 11:02

    С начала думать как сохранить в наших аулах татарский язык, традиции. Рафаэль абый сделайте ЕГЭ на татарском языке, не дайте закрывать татарские школы.

    • Анонимно
      13.01.2015 12:51

      А вы почему на русском пишите?! Начните с себя!

    • Анонимно
      13.01.2015 13:51

      Факт. Родственники - учителя из татарской деревни, с частичным преподаванием предметов на тат. яз. сказали, что их заставляют переходить на обучение полностью на русском языке.

      • Анонимно
        13.01.2015 16:59

        Врут. В городе даже не заставляют. Или же "заставляют" - это просят сами же деревенские - родители учеников, просто чтобы больше возможностей было у детей.

        • Анонимно
          13.01.2015 17:39

          "Врут": я с таким же успехом могу ответить:"Врешь!" Тем не менее наши комменты в равной мере ФАКТЫ.Я привел свой, а вы - свой.

          • Анонимно
            14.01.2015 13:42

            У нас деревня татарская,в школу детей везут в татарскую,а учат по-русски,потому что все родители хотят,чтобы их дети могли поступить И УЧИТЬСЯ в ВУЗах.А там преподают только на русском(в дельных..)

  • Анонимно
    13.01.2015 11:25

    Очень позитивная статья. Хорошо на душе стало. Горжусь своим народом.

  • Анонимно
    13.01.2015 11:37

    Реально в деревне и райцентрах жить комфортнее, чем в городе.. Судите сами - экология и близость к природе, в деревнях есть газ, вода, асфальтированы дороги, оптоволокно, спорткомплексы, катки, горнолыжные комплексы, всевозможные кружки для школьников и т.д. Много места для парковки! Немного хромает медицина и образование, но и в Казань съездить и получить нужную помощь не представляется проблемой. С развитием промпарков в районах для предпринимателей и наемных рабочих есть возможности заработать. Предприниматели-производители с/х продукции, да и обычные продавцы живут там не плохо...

    • Анонимно
      14.01.2015 13:46

      кроме газа и света--всего остального нет!Это ты про большие деревни пишешь,под казанью..,или так называемые сельсоветы..

  • Анонимно
    13.01.2015 12:28

    У меня у бабушки в деревне сосед чаще в в театры и кинотеатры в Казани, чаще ходит, чем я. Мне же все некогда.А у него это как правило раз в 1-2 недели в город. И на какое нибудь мероприятие.

    • Анонимно
      13.01.2015 13:03

      На мой взгляд идеальная жизнь. Жить в деревне, работать там в области сельхозпроизводства - фермером, а ездить в город целенаправленно - в торговый центр, спектакль, музей, концерт, хоккей и т.д.

  • Анонимно
    13.01.2015 13:12

    Рассказывать чаще о том, как жила и живет деревня хорошо, познавательно и интересно.

  • Анонимно
    13.01.2015 13:26

    Вопрос к знающим - в Татарстане в селах есть канализация?

    • Анонимно
      13.01.2015 13:31

      Вас какая нужна-септическая или обычная?Странно такие вопросы задавать в наше время.За ваши деньги хоть джакузи в бане установят.

      • Анонимно
        13.01.2015 14:10

        Я не в Татарстане живу, поэтому спрашиваю с целью переезда. Спрашивал про обычную, про септическую понятно.

        • Анонимно
          14.01.2015 13:47

          В крупных деревнях,где есть многоэтажки..-есть,а так нет))

    • Анонимно
      13.01.2015 13:33

      Нет. И вокруг Казани 90% частного сектора без центральной канализации.

    • Анонимно
      13.01.2015 15:54

      Где то есть. Но в большинстве деревень конечно нет и не ожидается.

    • Анонимно
      14.01.2015 08:27

      Есть. Канализация, водопровод новый, газ у всех, интернет. Лес за селом. Есть и брусчатка. Школа новая, детсад. Везде асфальт. В прошлом году появились светофоры пешеходные на солнечных батареях и т.д.
      Сам коренной, но с первого класса в городе жил. Недавно построился-теперь я сельский!) Ещё есть время пожить- 36.
      Правда, деревня кряшенская. Чуть выше написали, что кряшенские деревни отставшие в плане инфраструктуры...
      Кстати, дороги чистят с завидным постоянством. С ужасом заезжаешь в Челны-чистят редко и только проспекты.
      Приезжайте в гости. С уважением, Георгий, село Мелекес.

      • Анонимно
        14.01.2015 13:50

        ха-ха!-так это под челнами,а ты подальше отъедь))С таким-же удовольствием можно и орловку "приписать"))

  • Анонимно
    13.01.2015 13:36

    На кировском сайте возмущались, что дети ГОРОДА Вятки (кажется) ездят кататься на коньках в Ледовый дворец соседней ДЕРЕВНИ Татарстана Кукмор.

    • Задумчивый
      13.01.2015 13:56

      и правильно возмущались!!более 300 километров в одну сторону.. баловства ради ))и обратно примерно столько же!!

      • Анонимно
        13.01.2015 14:09

        Сорри, город Вятские поляны, он 10 км. от Кукмора, на границе короче. Там возмущались, что у них в городе нет зимнего дворца, а в деревне Татарстана - есть.

  • Анонимно
    13.01.2015 13:52

    К сожалению, молодеж городов в третьем поколении потеряла связь с деревней. Вот и мой сын говорит, что это моя деревня, а для него г.Москва приоритетнее.

  • Анонимно
    13.01.2015 13:53

    Кокой-то неестественный "научный" интерес к татарским сёлам проснулся в господине Хакимове. Не к добру.

  • Анонимно
    13.01.2015 14:48

    Cамое главное сейчас вернуть доверее к деревне у людей ,власть,чиновники пусть вынимают из своих карманов и несут в деревню.БЕЗ БУЛДРАБЫЗ!

  • Анонимно
    13.01.2015 15:40

    Все люди где-то работают. Полученный доход куда-то вкладывают. Доход где-то проявляется, как прыщ, он все равно вылезает.Если люди вкладывают в свою деревню, это также может означать, что никуда больше они не смогли вложить. По разным причинам (консерватизм, невозможность адаптации к внешним условиям, сложности с языком, отсутствие лифтов, менталитет и т.п.).Не все так просто. И не все так плохо у других.

  • Тагир
    13.01.2015 16:06

    В моей деревне (Алькеевский район) обратный пример вырождения.КВ выкупил все земли вокруг деревень. Некоторые засаживает, некоторые нет. Но теперь скоту кормиться негде. Шаг влево-вправо и ты на чужой собственности.Соседняя деревня на 40-50 домов (русская) уже практически выродилась, вторая, чуть покрупнее (татарская), опустела наполовину, всего-то лет 7 прошло.

    • Анонимно
      13.01.2015 18:21

      Видел заброшенные, опустевшие (ни одного жителя) русские деревни в сотни домов вокруг Москвы (Тверская, Ярославская, Владимирская и др. области) в 1970-е гг. Дома, магазины, клубы и т.д. стоят крепкие, порой новые, а людей нет...Страшное зрелище...Все в Москве...

      • Анонимно
        13.01.2015 20:55

        Вот если ученые взялись изучать как возродить подобные умирающие деревни, можно было бы поверить в чистоту и бескорыстие их намерений. Почему умирают? Чем можно помочь? А портить что и так пока худо-бедно работает... Придут - и все испортят. Своими кастрированными...

  • Анонимно
    13.01.2015 16:23

    Уважаемые Татарстанцы!!!Цветущие аулы или деревни таунхаузного типа это ИЗЮМИНКА это ВЫСШИЙ полёт любой ЭКОНОМИКИ.И если Татарстану удастся это реализовать в жизнь то я думаю только за это Уважаемый президент РТ Минниханов Р.Н. будет достоин ПАМЯТНИКА.В России вообще не уделяют развитию деревни до сих пор.В СССР связь деревни и колхоза была в виде поместье и крепостные без паспортные. Но ИНФРАСТРУКТУРА в Европейском понимании отсутствовала если только была развита на Украине,Грузии,Прибалтике это были кто БРАТЬЯ(ПОЛИТБЮРО почти всё было из Украины) а кто национально родственны Сталину а Кто была ВИТРИНА СОЦИАЛИЗМА)Европа ведь рядом.ПРИМЕР АНГЛИЙСКАЯ и НЕМЕЦКАЯ ДЕРЕВНЯ поэтому и Германия и Англия впередиТатарстану есть от кого учится.И не надо делить людей на деревенских и городских.Кто то хочет уязвить некоторых высших руководителей республики выходцев из деревни таким образом.Деревня это первая и заглавная буква в цивилизационной азбуке развития любой нации.С УважениемПростой человек

    • Анонимно
      13.01.2015 16:44

      Наивный вы простой человек... Они "изучают" не для того, чтобы развивать, чтоб все "цвело и пахло", а с точностью до наоборот!...Как только начинают свои загребущие лапы к чему-нибудь доброму тянуть, как оно и заканчивается!

      • Анонимно
        13.01.2015 17:02

        Ну нельзя так!У Вас явно завышенная температура недоверия и я даже беспокоюсь о потере Вами присутствия духа которая может привести к печальным последствиям.Если бы всё было так то не было бы развитого по сравнению с другими регионами России Татарстана.Была бы ПУСТЫНЯ.С УважениемПростой человек

        • Анонимно
          13.01.2015 17:42

          Хочется верить, поживем - увидим. Насчет отсутствия доверия к властям вы попали в точку! ))

    • Анонимно
      14.01.2015 14:18

      в деревне таун-хаусы не катят..-это же общага!!скотник.

  • Анонимно
    13.01.2015 17:04

    Хорошая статья! Важная тема .Желаю чтоб в аулах жизнь цвела!!! Зуфар.

  • Анонимно
    13.01.2015 17:14

    когда выйду на пенсию, тоже построю дом в деревне со всеми удобствами и буду держать кур :)

  • Анонимно
    13.01.2015 17:29

    Круто уже в деревню будут отправлять экспедиции

    • Анонимно
      13.01.2015 18:08

      Хорошо подмечено - "экспедиции в деревню".Забыли свою "мать"-деревню. Стыдно, надо помогать матери.Удивительно, во всем "цивилизованном" мире сельское хозяйство убыточно. Приходится "дотировать".А кушаем как минимум три раза в день.Если сельское хозяйство "убыточно", то при капитализме надо его "закрыть". Не закрываем, значит сельское хозяйство необходимо. Значит "убыточность" деревни - это человеческие "законы", а не Б-жественные.

  • Анонимно
    13.01.2015 18:41

    Кто родился в деревне, его тянет обратно. Представьте себе: у вас 5 пчелиных семей.Медогон, мед гоняете. 2 фляги по 40 л - это для вас за лето. Потом пчелы соберут для себя.Манька-корова раз в год родит теленка-мясо ваше, собственное. Она же все лето ежедневно по 2 ведра молока дает: свежая сметана, катык, творог, корт...Куры несут яйца, свежие, вкусные.В магазин разве что за чаем, хлеб сами сможете испечь, с корочкой.Раз в неделю затопите черную баню. Раз за лето ходите за вениками, лучше на тележке с лошадью.(Можно найти)А зимой какое наслаждение: на улице мороз, снег, а вы в горячей бане паритесь, потом в сугроб!Вся деревня как единая семья: вышли из дома, встретили кого-все будут спрашивать о том, о сем...Клуб, концерты с вашим участием, ваш досуг в ваших руках...В деревне романтика! А работа, которой пугают вас, она ведь творческая. В каждом деле есть какая - то изюминка, что она станет приятным занятием для вас: подметать ли двор, тягать дрова в предбанник-делать запасы на зиму, походы в лес, работа в огороде...Работа тоже в радость,не дай бог лишиться ее.Живя в большом городе полжизни, поняла-столько времени зря потрачено на ожидание электричек, автобусов, всяких очередей...

    • Анонимно
      13.01.2015 23:39

      3 камаза сена накосите, нагрузите, и перекидайте на сеновал. а после этого можно и про романтику поговорить:)

      • Анонимно
        14.01.2015 09:29

        Сено косят, сушат и привозят в рулонах!!! Рулон по 600-800 руб.

        • Анонимно
          14.01.2015 14:30

          согласен..и это ведь даже если косить литовкой..,то не спеша можно делать ОДНОМУ!У татар говорят: "жяен табарга кирек"-и только).Раньше лошадкой возили по-тихоньку,не спеша,каждый день...,ну а если попу хочешь надорвать..,пожалыста,--в однёху камаз грузи!))скотник.

  • Анонимно
    13.01.2015 20:05

    Где вы видели ,в ТАТАРСТАНЕ,хутора.Прямо смешно.Здесь аулы.Без духовенства и люди бездуховные.

  • Анонимно
    13.01.2015 20:34

    Я заметил одну особенность про татарские деревни. Вообще я активно сейчас занимаюсь поиском жены и просматриваю странички девушек-татарок в контакте и других соц.сетях. Так вот, почти у всех девушек-татарок, даже самых гламурных, городских и т.д, есть одно-несколько фото на фоне деревни или деревенских просторов. У русских же таких фото нет, не знаю почему, может у них нет родственников в деревне или считают фото на фоне сельских просторов не гламурно. Вот такую особенность я заметил. Но пейзажи в деревнях действительно красивы, нужно думать о сельском туризме.

    • Анонимно
      13.01.2015 23:32

      Девушки из деревень? Нет, спасибо! Проходили уже..) Те ещё особы, себе на уме) Чёрт знает, может деревенская черта такая..

      • Анонимно
        13.01.2015 23:44

        Не девушки из деревень, а вообще девушки, в т.ч. числе и из городов.

  • Анонимно
    13.01.2015 20:43

    Если бы уважаемый Рафаэль Хакимов поглубже обследовал проблемы деревни, то обнаружил бы, что из деревни бегут еще и по причине одиночества. В настоящее время деревни заполонены холостыми мужиками. Часть из них спивается, часть ездит в Сибирь-работает вахтовым методом, часть если и живет в деревне, все равно мечтает куда -нибудь уехать, изменить судьбу: острая нехватка невест. А как выйти из ситуации? В Татарстане чуть ли не в каждой деревне есть клуб, есть заведующие. Им бы самый раз организовать ежемесячные вечеринки типа "кому за 30", и т.д. Но, приказа сверху пока нет, зачем вперед паровоза бежать? Вот, ситуацию изучит уважаемый Хакимов, доложит до министра культуры и социологии, глядишь...проблему с невестами решат, заодно и демографию улучшат, кто знает...

    • Анонимно
      13.01.2015 23:27

      Клуб людям нужен, но не просто клуб, а интересная культура и концерты там нужны (только без татарской попсы мерзкой, ширпотреба гнилого).
      ОтлиЩная работа минкульта !! Парадокс: выходцы из села село же и загубили.
      По опыту пишу: Мой братец двоюрдный не женат в деревне живет в Арском районе, бухает и на зароботки в Казань ездит. Клуб не работает. Жизнь там была веселее еще в 90х. Сейчас у населения скота даже е осталось. -Вот РЕЗУЛЬТАТ атлиЩной "работы".
      P.s. Имиль, не ведись на разводку, не засоряй тему.

  • Анонимно
    13.01.2015 20:45

    Друзья мои, не продавайте в комментах за бочку варенья и корзину печенья (зачеркнуто) забесплатно (!) все деревенские секреты!

    • Анонимно
      14.01.2015 14:46

      секреты деревни в тексте передать не возможно!-не переживай!

  • Анонимно
    13.01.2015 20:47

    А вам к Сябитовой, свахе. А не в БО сидеть)))

  • Анонимно
    13.01.2015 22:05

    Эмиль Гатауллин и Мурат Сиразин. Нет в них фундаментальности и стремления к Истине. Есть простое желание покрасоваться и дергать людей. А интернет это позволяет. А большинство людей сдержанны, хоть анонимы; заточены на общее решение, консенсус. Отвергать деревню глупо, также как отвергать природу. Каждый нормальный человек любит и природу, и деревню, и всех животных.

    • Анонимно
      13.01.2015 22:44

      Уважаемый, а что есть истина? Тем более, что есть истина с Большой Буквы...???Про Сиразина не скажу, но Эмиль Гатауллин, он такой, ему уж точно палец в рот не клади - остроязыкий и остроумный, даже дерзкий слегка...

  • Анонимно
    13.01.2015 23:03

    Мурат Сиразин! Вы красуетесь благодаря интернету. Но фундаментального и полезного для татарского народа нет, все идет со знаком минус. Когда Вы перестанете трогать Ислам, трогать чувства мусульман, тогда я буду терпим к Вам. А так кажется, по-моему, у Вас все декоративное, искуственное, показушное: и козы, и гуси, и, естественно,и продукция не халяль.

    • Анонимно
      14.01.2015 15:05

      Продукция Халял,как и кошерная..требует в своей основе только благих намерений откорма и забоя..А всё ,что приписывают ей всякие передавалки.. слов..,ни что иное,как очередной раздел рынка..Вот ты сам вырастил хоть одну тварь??скотник.

  • Анонимно
    13.01.2015 23:08

    Несколько лет тому назад был в плане поддержка крестьянских хозяйств, не занятых фермерство. Помню, ставку делали на нефтяников, мол, создавайте простенькие рабочие места в аулах. Хотя бы лопату делать...Ведь такие деревни, где в каждом дворе подсобное хозяйство, а мужики в основном заняты в нефтяной отрасли - тоже переживают расцвет. А наша деревня, бедная, сколько рабочих рук поставляла нефтяникам, сколько вышек качают это "черное золото", а сельчанам "рожки да ножки". Да, водопровод провели, асфальт, газ...А школу, новую, закрыли,всех за 5 км, в соседнюю деревню, автобусом..., молодежь подался в город, в чуть ли не в каждом доме по одной бабульке или дедульке. Обидно, конечно, ведь в нашем сельхозрайоне в год выкачивается 1.5 млн. тонн нефти! Им что ли не по силам создать небольшие производственные участки? Просто аулы нефтяникам не нужны, они не считают, что чем-то обязаны сельчанам.

  • Азат Д
    14.01.2015 07:22

    А кто умнее, смарт аульские или городские? Тут, наверное, без линейки так сразу не определить.

    • Анонимно
      14.01.2015 10:37

      Тут, смотря какой линейкой мерять, в дюймах или сантиметрах.

      • Анонимно
        14.01.2015 15:13

        не надо называть деревни смартами,это уже не деревня..

  • Анонимно
    15.01.2015 21:44

    А вот в РТ буквально рядом с селами начали ставить радиовышки, для обеспечения качественной сотовой связи. Есть опасение за здоровье сельчан. Ходят слухи, что онкоболезни, инсульты все от электромагнитных излучений, исходящих от вышки. Слухи это, или правда? Может, кто-нибудь знает, стоит ли опасаться,если рядом с селом работает вышка сотовой связи?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль