Общество 
20.01.2015

Олеся Балтусова: «Мне много звонили и выражались, мол, эти ваши купеческие руины уйдут в прошлое»

Помощник президента Татарстана призывает казанцев к общественному обсуждению проектов инвесторов и застройщиков

С закреплением за центром Казани статуса исторического поселения регионального значения и утверждением режима достопримечательных мест в столице РТ можно будет сохранять «средовые» здания, такие как снесенные ДК Медработников и лавки Сенного базара. Об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказала помощник президента РТ Олеся Балтусова. Подводя итог трехлетней работы в этой должности, она рассказала, как нервничали застройщики из-за срезания этажей, какие дома надо сохранять и почему в центре города больше не могут появиться безликие высотки.

МЫ ЗАНИМАЛИСЬ ТЕМИ ОБЪЕКТАМИ, КОТОРЫЕ НУЖДАЛИСЬ В СРОЧНОМ СПАСЕНИИ

— Олеся Александровна, почти три года назад вы стали помощником президента. Какой результат назвали бы главным?

— 3 года и 3 месяца, а 13 января исполнилось 4 года со дня одиночного пикета в защиту памятников на площади Свободы. Не так это много времени, как оказалось. С 2011 года объединенные силы власти и общественности занимались теми объектами, которые нуждались в срочном спасении. Выполняли поручения президента, данные им во время первых экскурсий (по историческому центру в 2011 годуприм. авт.).

— Что вам удалось сделать?

— Например, началась реставрация четырех музеев: Боратынского, Горького, Ленина, Толстого, на что было выделено 267 миллионов рублей. Никогда столько денег музеям не выделяли, они просто разрушались. Конечно, у нас есть и другие объекты, которые нуждаются в ремонте: ТЮЗ на Островского, музей ИЗО, дом Михляева, ради которого я вообще согласилась пойти на эту работу. Пока он не окажется в надежных руках, на нем для нас стоит гриф «в опасности». Очень надеялась, что мы сразу спасем самый старый жилой дом Казани. Но как выяснилось, в городе есть более аварийные здания. В музее Горького потолок практически лежал на шкафах. В музее Боратынского состояние главного деревянного дома было такое, что подожги — и завтра его не будет, а желающих, как известно, много. Мы сосредоточились на этом.

Музей Боратынского
В музее Боратынского состояние главного деревянного дома было такое, что подожги — и завтра его не будет

— А дом Михляева?

— Дом Михляева каменный, да, провалилась за три года в одном месте крыша, это плохо, конечно. Но как только найдется инвестор, крышу поправит — и начнутся реставрационные работы. Это камень. Решили, что он дождется своего часа.

— Сейчас можно сказать, что самые острые вопросы сняли?

— Решилась судьба многих заброшенных домов. Это видно в Старо-Татарской слободе на улице Каюма Насыри. Хотя в слободе остались еще другие улицы и дома, обойденные вниманием инвесторов, например, пройдитесь по улицам Садыковой, Фаткуллина и Меховщиков — это почти центр города, а ходить там просто страшно. Спасены чудом дожившие до наших дней деревянные дома в центре, например дом Иоасафа Удалова на Тихомирнова, дом Дружининой на Зои Космодемьянской (бывший Кошачий переулок), начались работы по дому Терпигоревых на улице Муштари, 1, завершается уже реставрация в Катановском переулке на доме 8. Удалось сохранить фасад гостиницы «Казань», началась работа над кварталом по улице Рахматуллина. Огромная работа проделана компанией ASG на всех 26 объектах, переданных им, фасады и фундаменты в основном в порядке, теперь ждем завершения реставрационных работ и открытия.

В Казани всего 552 объекта культурного наследия. А ведь кроме объектов культурного наследия есть еще среда. Ее сохранить сложнее всего. Бывает, что столетний дом красивый и крепкий, достоин сохранения и приспособления к современному использованию, а его сносят, чтобы построить новодел, и помешать этому нет возможности — он же не памятник.

— Так значит, есть дома в опасности и кроме дома Михляева?

— Есть, это средовые старые дома, это объекты культурного наследия, где расположено жилье, они в основном аварийные (как Мергасовский на Дзержинского, например), их надо расселять и реставрировать. Проблема актуальна для многих городов, и в Чистополе она есть, и в Елабуге. С подачи Татарстана недавно внесена поправка в 185-ФЗ в части сноса объекта после расселения, теперь там добавилось «или реконструкции». Приступаем к анализу таких объектов в республике. В опасности и дом Киселева на Муштари, где еще не определен инвестор. А есть дома с трудной судьбой, за которыми нужен пригляд. Это дом Дротаевского на Карла Маркса, 56, дом Лисицына на Пушкина, 10.

А вот маленький деревянный домик по Тихомирнова, 31 (летом 2012 года дому грозил снос из-за строящейся дороги, но удалось его перенести на 18 метров в сторону, разобрав по бревнышку — прим. авт.). Это один из последних домов Суконной слободы. В этом доме родился архиепископ Чистопольский Иоасаф Удалов, которого репрессировали в 1937 году, а затем спустя время церковь прославила его в лике святых как священномученика. Дом шел на снос, но его удалось спасти при вмешательстве президента РТ, в 2013-м передали епархии. Готовим смету, надеюсь, удастся помочь и с ремонтом. Требуется немного — общий ремонт и утепление. А сейчас домик охраняет Евгений Иванович Печеный, который здесь родился и вырос, а сейчас живет неподалеку. Приходит охранять, топит печку. Три месяца ушло на то, чтобы оформить землю на дом, добрые люди реставрируют наличники, привожу им лаки, краски. Скоро проведем газ. И, наконец-то, там смогут заниматься дети — есть договоренность, что фольклорная студия «Оберег» начнет здесь занятия вместе с приходом церкви Сошествия святого Духа. Из огромного количества таких забот у меня каждый день состоит. Хотя исторический центр Казани — это лишь 3 процента площади города.

Старо-Татарской слобода
Старо-Татарская слобода

— 3 процента, а сколько усилий...

— Так это же центр деловой активности. Это лицо, это визитная карточка города. Просто у каждого свой взгляд на собственность. Поэтому первое время было очень сложно проводить разъяснительную работу с собственниками памятников о том, что они владеют не только недвижимостью и земельным участком. Что они владеют объектом, у которого еще есть культурно-историческое значение, которое защищает федеральное законодательство, и что за нарушение привлекают к ответственности и можно попасть в тюрьму. Этого некоторые не понимали.

Музей Ленина
Музей Владимира Ленина

— Например?

— Всех не назову, но многие и так на слуху. Например, в опасности находится дом Маркова на Баумана, 27. Купивший с аукциона гражданин самовольно надстроил этаж из поликарбоната, обшил потолочным плинтусом. Это был такой вырви-глаз! А ему казалось, что это красиво. Сейчас муниципалитет через суды добивается возвращения дома в собственность из-за несоблюдения договорных обязательств. Год-полтора это займет, процесс сложный и долгий. Тем временем первые этажи уже сданы в аренду каким-то организациям, во въездной арке оборудована лавочка из пластика. На улице Каюма Насыри некоторые дома тоже будут переделываться из-за допущенных ошибок, включая дом Муллина.

Музей Толстого
Музей Льва Толстого

— Когда планируется открыть музеи?

— Музей Ленина — ко дню рождения Ильича, 22 апреля. Остальные — к сентябрю. У каждого объекта множество нюансов. Под музеем Ленина сползал холм, на котором он стоит, требовалось укрепление. Здесь даже вышла небольшая экономия, благодаря чему там улучшают экспозицию и развивают территорию. У музея ведь есть симпатичный садик, там удачно сядет летний театр, будет сцена. Замечательная идея.

Идут работы и в музее Толстого, помещения которого были переданы школе №39 под внеурочную деятельность. Школа перезагружена, кроме занятий есть обязательные по образовательным стандартам внеклассные занятия. Президент во время осмотра работ на усадьбе предложил передать ее школе. Было решено, что вся внеурочная работа школы перейдет в усадьбу по соседству.

Было решено, что вся внеурочная работа школы №39 перейдет в усадьбу

— А усадьба приспособлена для этого?

— Проводить обычные уроки нормы действительно не позволяют. Но внеклассные занятия, творческие кружки как раз. Первая смена, закончив уроки, может переходить на внеклассные занятия в усадьбу Толстого, а вторая смена может раньше на два часа начинать занятия. Музей планируется как школьный, Нацмузей РТ осуществит методическую помощь в организации и оформит экспозицию. Для охраны памятников здесь важно, что усадьба отреставрирована и музейная экспозиция сохраняется. Усадьбу, где в юности жил великий писатель, мы сохранили.

— В конце года после реставрации было открыто здание по Горького, 3, а рядом, где ранее стоял деревянный дом (Горького, 5), так и зияет пустырь. Об этом деревянном доме вы и писали, приглашая Рустама Минниханова на прогулку.

— В 2011 году ОАО ПСУ снесло этот дом при подготовке строительства внутри квартала. Когда мы шли там в 2011 году, дома уже не было. Отвечая на мои вопросы о недопустимости уничтожения подобных домов, Рустам Минниханов поручил ПСУ воссоздать дом. Когда мы открывали Горького, 3 (застройщик — тоже ПСУ), планшет с информацией о снесенном доме стоял в фойе, и представители строительной компании уточнили, что в 2015 году начнется работа по восстановлению.

Это ведь не воссоздание памятника, поскольку снесенный дом не имел охраняемого статуса. Однако свидетелей много — это был каменный крепкий дом с деревянным вторым этажом, дом был разобран только из-за того, что мешал проезжать строительной технике во двор. В общем, было поручение вернуть его на место. Конечно, это будет новодел, от дома остались лишь элементы деревянного орнамента, часть наличника. Но это дело принципа и регенерации среды.

Тема защиты архитектурного наследия остро стоит во всей стране. В одних городах градозащитники оказываются в пикетном противостоянии с местными властями, в других уже перешли к переговорам. У нас же не только налажено взаимодействие, но и идет настоящая реставрация. У нас даже памятники воссоздаются. Это бывает в исключительных случаях.

У объектов культурного наследия множество проблем, кроме зданий есть парки, культурные слои, ценные территории, есть музейные ценности, реставрация

У ЗАСТРОЙЩИКОВ РАБОТА УСЛОЖНИЛАСЬ НА ДВЕ СТУПЕНИ

— Возвращаясь к началу вашей работы, сопротивление вы встретили большое в первый год?

— Сопротивление было, давление нет. Какое может быть давление на меня, я не согласующий орган. У объектов культурного наследия множество проблем, кроме зданий есть парки, культурные слои, ценные территории, есть музейные ценности, реставрация. А новое строительство находится в ведении управления архитектуры.

На комиссии у президента, когда рассматриваемое здание слишком масштабно, когда оно воздействует на соседние памятники, исторические улицы, я могу сказать, что мнение общества охраны памятников в данном случае не совпадает с мнением застройщика.

— А застройщик несет затраты...

— Несет, и когда этажи понижают, очень нервничает. Мне, кстати, в 2011 году много звонили и выражались некоторые, мол, все равно скоро вся улица Пушкина станет высотной, и эти ваши купеческие руины уйдут в прошлое. Однако Рустам Нургалиевич поставил сохранение исторического лица центра Казани во главу угла, и теперь на комиссии рассматриваются все проекты строительства в центре и Адмиралтейской слободе. В работе комиссии участвуют мэр Казани Ильсур Метшин, главный архитектор Татьяна Прокофьева, минкульт, минстрой, экспертиза, кабмин. Иногда, в особо сложных случаях, мы приглашали собственников.

— В каких, например?

— Были выездные совещания по вопросу строительства в центре, у дома союза писателей, где застройщик — ООО «Грань». В кабмин приносили макет здания на Маяковского, 29. Это не памятник, но последний в квартале деревянный домик, интересный, с въездной аркой, с деревянными воротами. Стоял он уже еле-еле, наклонившись, сохранению не подлежал, зато удалось сохранить въездные ворота и часть стены. Каким должен быть этот дом? Сохранит собственник ворота или нет? Их нельзя было лишаться, потому что в Казани въездных ворот с деревянными створами остались единицы. Проектировщики сначала один проект подготовили, его отклонили. Затем принесли предложение с сохранением исторического масштаба, которое поддержали на градсовете, на межведомственной группе у мэра и у президента также получили одобрение.

Сейчас обсуждается проект на улице Ульянова. Дом спроектировали в историческом масштабе в рамках охранной зоны этой улицы, маленький, всего на три квартиры. Но рядом уже есть новая застройка. И архитекторы спорят. Общество охраны памятников на этих комиссиях выступает только в случае, если новое строительство влияет на памятники или на лицо улицы. Максимум, что было, — приходили проектировщики какого-либо здания, чтобы мы посмотрели и сказали заранее свое мнение. Это, скорее, совет.

Рустам Минниханов и Татьяна Прокофьева
Рустам Минниханов поставил сохранение исторического центра Казани во главу угла, и теперь на комиссии рассматриваются все проекты строительства с участием мэра Ильсура Метшина, главного архитектора Татьяны Прокофьевой (в центре), минкульта, минстроя, экспертизы, кабмина

— Застройщики прислушиваются?

— Умные прислушиваются.

— Но раньше и такого обсуждения не было.

— Казань этим очень отличается от других городов, нигде нет такого пристального рассмотрения застройки с участием общественности. С 2011 года у застройщиков работа усложнилось на две ступени. Раньше они получали согласование у главного архитектора, экспертизу — и шли строить. Теперь они должны получить одобрение межведомственной группы у мэра города и потом комиссии у президента. Это удлиняет процесс на две-три недели. Но такой контроль позволил впредь не допустить ошибок при строительстве в центре Казани, не портить исторический облик центра. Первое время как ретроград я вообще была против нового строительства в центре (смеется). Мне пришлось окончить курсы в КГАСУ и поступить еще в магистратуру на кафедру градостроительства, чтобы научиться понимать развитие территорий. Где-то новое строительство возможно, а где-то недопустимо, всему есть причины.

Хотя бывали и неудачные моменты. Первое совещание по новому строительству в 2011 году в ноябре, вопрос Clover Group о строительстве жилого комплекса. Комиссия одобрила строительство дома. К сожалению, заранее мы не обсуждали этот проект, межведомственной рабочей группы у мэра еще не было. Меня спросили, что я думаю. Я сказала, что дом портит вид площади Тукая. Другой аргументации у меня не было. Это было первое совещание, заранее материалы не были получены, и я не имела возможности ничего другого противопоставить. Сейчас, когда мы уже все видим, как эта довольно безликая высотка визуально «давит» на центр, что ответить на вопросы горожан? Моя подпись на этом протоколе стоит, но моего голоса за не было.

ОЧЕНЬ НЕ ХВАТАЕТ ГРАЖДАНСКОГО ОБСУЖДЕНИЯ

— Сейчас вы лично готовите материалы для комиссии у президента?

— Материалы готовит архитектурное управление. Сейчас я предупреждена, вооружена и имею возможность сформулировать вопрос по недопущению какого-либо решения. Но опять же, если не допустим сейчас — следующий совет опять поднимет этот вопрос. Поэтому идет постоянное обсуждение, доработка, переработка предложений. Стало ясно одно: в Казани очень не хватает гражданского обсуждения. Оно у нас почему-то плохо развито, и комментарии в прессе считаются обсуждением. А это совсем не так!

— Сам застройщик должен выносить на обсуждение свой проект, советоваться?

— Конечно. Это нормальная работа в цивилизованных странах, когда дело касается строительства знакового объекта. В России застройщики не считают себя обязанными проводить такие мероприятия, хотя зачастую сами не знают, что делать со зданием. Вопрос «Что появится на месте фабрики «Заря»?» касался всех казанцев, во всяком случае, тех, кто чувствует себя казанцем. Но обсуждения не было.

— Почему, как вы думаете?

— Почему-то боятся, что народ предложит придать зданию какую-то несвойственную ему функцию. Но обсуждение бывает разным, и мне кажется, что горожане могли бы предложить застройщикам вполне интересные идеи. Сейчас «АК БАРС» Банк развивает квартал, ограниченный улицами Рахматуллина — Джалиля — Профсоюзная — Наджми, и у них нет стопроцентного решения по приспособлению территории. Общественный городской совет им бы помог, провел бы фокус-группы, привлек экономистов, других специалистов, экспертов. Но кто его должен организовывать? По идее, нужен целый общественный институт городских проектов. А у нас пока с общественными институтами не густо, только ВООПИиК занимает принципиальные позиции и объединяет экспертов, но он не претендует на настоящую урбанистику.

— Общество охраны памятников — это все-таки другое направление.

— Общество охраны памятников пыталось узнать, что будет с Октябрьским городком, оказалось, что будет застройка со сносом всего комплекса, и не смогло его защитить. Это не памятники, соответствующих статусов там нет. Но согласитесь, в мегаполисе интересная эклектичная архитектура начала ХХ века достойна того, чтобы быть сохраненной и приспособленной под современное использование после реконструкции. Хотя бы две линии, там территория большая. Но все идет под застройку, все сносят. Как общество охраны памятников мы не можем сказать «Не троньте!», у нас нет законных оснований.

А, например, в Ижевске возникло такое экспертное сообщество и теперь очень плодотворно воздействует на строительную политику города. Если бы такое было у нас, оно бы вмешалось в застройку Октябрьского городка, обосновало привлекательность реконструкции старых зданий под рестораны и магазины, к примеру, особенной изюминкой это было бы на фоне запланированных однотипных корпусов.

— Может быть, надо внести изменения на законодательном уровне?

— Может, но вряд ли сработает. У нас, к примеру, есть законодательная необходимость общественных слушаний. Кто о них знает, кто на них ходит?

ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО НА УЛИЦЕ КАРЛА МАРКСА НАЧНУТ ВТЫКАТЬ НЕБОСКРЕБЫ

— В Казани существует правовая коллизия в области устаревших документов генплана, проекта зон охраны памятников, других регламентов. Какая работа сегодня проводится в этом направлении?

— По новому генплану уже создана рабочая группа, вся работа еще впереди. По охранным зонам если коротко, то дела обстоят так. Старый проект 1988 года серьезно устарел, нужен новый. Разработан режим достопримечательных мест (ДМ), внесено предложение придания центру Казани статуса исторического поселения регионального значения. Кстати, к такому же решению пришли в Москве. Эта работа на стадии завершения. Когда ядро исторической Казани обретет статус и регламенты ДМ, можно будет сохранять средовые здания, такие как снесенные ДК Медработников и лавки Сенного базара — их утрата, если помните, имела большой общественный резонанс.

— Что нужно для этого?

— Соответствующее постановление кабинета министров. Сейчас документы и по ДМ, и по границам исторического поселения проходят межведомственное согласование, устраняются замечания.

— Какая территория входит в историческое поселение и какие достопримечательные места разрабатываются? И как долго еще эта работа продлится?

— Несколько улиц от Кремля в сторону Арского кладбища и в сторону Булака. Частично входит Старо-Татарская слобода до улицы Ахтямова. Пять ДМ в Казани — это «Забулачье Старо-Татарской слободы», «Закабанье Старо-Татарской слободы», «Комплекс застройки улицы Карла Маркса», «Комплекс застройки улицы Кремлевской», «Поселок Орджоникидзе». По срокам сложно сказать. Есть замечания у минстроя, муниципалитета. Сокращают границы, которые и так уже сокращены до предела, сокращаем до ядра, до Маркса и Большой Красной, немного Булака осталось с началом Старо-Татарской слободы. Крошечный кусочек! Представьте, что на этих улицах начнут расти небоскребы. Мне бы этого очень не хотелось.

АДМИРАЛТЕЙСКАЯ СЛОБОДА — БОЛЬШАЯ РАБОТА НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ

— Вы сами бы куда сегодня пригласили гостей города?

— Экспертов мы водим по всем нашим реставрируемым объектам. Кого-то зона метро интересует, кого-то — шуховские башни. У нас, кстати, они были на льнокомбинате и пороховом заводе. Экспертам интересно, что у нас в зоне метро стоит Петропавловский собор. Рассказываем не только об истории строительства, но показываем нынешнее состояние дерева, росписи, позолоты, состояние фундамента. Остро нуждаются в укреплении фундаментов и Петропавловский собор, и Никольский собор по улице Баумана, колокольня которого наклонилась, как башня Сююмбике. А так, каждый свое любимое показывает. Я люблю музей Боратынского — единственная деревянная усадьба в городе. А вокруг нее интересный литературный квартал: дом Аксенова, музеи Горького и ИЗО, галереи. Люблю экскурсии в Национальной библиотеке. Всегда советую друзьям покататься на экскурсионном двухэтажном автобусе, мне и самой нравится на нем ездить с гостями.

— Они еще хотят второй маршрут за Казанку сделать.

— На том берегу экскурсоводы, как правило, рассказывают о Кизической дороге, монастыре, Чистопольской улице, деревне Савинке, эпизоде с Емельяном Пугачевым, о советской архитектуре на улице Декабристов. Есть и новые экскурсии, например, спортивная Казань. Там есть что показать, есть выход на смотровые точки. Новый центр притяжения — новый загс и его обзорная площадка на крыше. Думаю, если появится этот маршрут, он тоже будет популярным.

— Какие вы ставите задачи на 2015 год?

— Завершение работы в музеях, их запуск. Полноценное внедрение в жизнь новых требований к охране архитектурного и культурного наследия. Парки и скверы Казани, по которым зимой идет проектирование, а весной начнутся работы. Адмиралтейская слобода — это основательная работа на ближайшие годы. Ее развитием занимается рабочая группа во главе с вице-премьером Алексеем Песошиным, общий ход работ держит на контроле премьер-министр Ильдар Халиков. Моя зона ответственности — объекты культурного наследия, парк, старое русло Казанки, которое уже получило название «Пруд Адмиралтейский». Там много технических вопросов. И очищение русла понадобится, и решение землеустроительных вопросов парка. И галера «Тверь» — если ее воссоздать по имеющимся чертежам во всей красе, это будет настоящее чудо! Работа только начата, а уже идет масштабный обмен информацией с федеральными министерствами: надо представлять проекты, некоторые из них потребуют софинансирования.

Кстати, осенью прошлого года мы с участниками рабочей группы выявили камни старой царской дороги на территории чуть дальше Адмиралтейской слободы в зоне бывших артскладов и организовали вместе с фондом «Возрождение» перенос мощения в Свияжск на Успенскую улицу.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (63) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.01.2015 08:17

    "Кстати, осенью прошлого года мы с участниками рабочей группы выявили камни старой царской дороги на территории чуть дальше Адмиралтейской слободы в зоне бывших артскладов и организовали вместе с фондом «Возрождение» перенос мощения в Свияжск на Успенскую улицу." Потрясающее сохранение наследия, а как же память места территории бывших артскладов?

    • Анонимно
      20.01.2015 14:19

      Полностью согласен. На арт складах есть здания с 200 летней историей, их надо сохранить. Сейчас эту территории охраняет какое то ЧОП, и эти здания в опасности.

  • Социум РТ
    20.01.2015 08:44

    Внимание к истории города и памятникам это хорошо, но системности в этой сфере так и не появилось.
    Неоднократно обращались к г-же Балтусовой и руководству Республики с предложением сделать процесс застройки, проектирования и планирования исторического центра прозрачным и публичным. В частности, предлагали запустить интернет портал в виде карты города, на которой бы размещали информацию о действующих объектах и планируемые объекты с визуализацией.
    К сожалению до сих пор - никакой реакции.

    • Анонимно
      20.01.2015 16:07

      сайт можно сделать и самим, если вы так действительно неравнодушны. Думаю можно найти ребят, которые согласятся это сделать, как опыт, стажировка для своего резюме.

      • Социум РТ
        20.01.2015 16:27

        Проблема на в сайте, а в желании выработать единый и системный подход к планированию, проектирования, застройке и управлению историческим центром (на первом этапе).
        Должен быть разработан и утвержден единый формат мониторинга, контроля и предоставления информации и территории.
        Например, нанести на карту все объекты имеющие культурно-историческую ценность, с указанием статуса (памятник какого- значения), какая стадия (на реконструкции, будет реализовывать на торгах, эксплуатируется, какие охранные обязательства имеются, какие ограничения и т.п.).
        Тогда все станет прозрачно и открыто для всех, на базе такого ресурса можно заниматься дальнейшим планированием, устраивать общественные слушания, голосовать за варианты, проводить соцопросы. Будет одна площадка и КАЖДЫЙ горожанин сможет в любое время посмотреть, кто строит очередной стеклянный офис на месте памятника архитектуры и сколько этажей разрешили строить татнефти, а сколько этаже отрезали мелкому предпринимателю под хостел.

        Участие государственных органов и общественных организаций необходимо для полного и качественного предоставления информации и работы с пожеланиями граждан.

  • Анонимно
    20.01.2015 09:14

    Удачи вам Олеся ! Вы молодец !

  • Анонимно
    20.01.2015 09:39

    Благодаря Вашей работе Казань становится исторически интересна не только гостям, но и людям, которые жили в Казани. Сама хочу летом купить экскурсию. А про музеи и говорить нечего. Спасибо Вам!

  • Хочется узнать планы городских властей по улице Подлужная с учетом строительства набережной и обновления Парка Горького, что в будущем в десятки раз повысит посещаемость этого района. Там, как известно, сохранились объекты исторической застройки. Будет замечательно, если они органично впишутся в новый формат.

  • Анонимно
    20.01.2015 11:16

    Это- огромная заслуга Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова и И.Р.Метшина, что они проводят согласованную работу в этом направлении. несмотря на огромную занятость Наш Президент лично занимается этим очень важным для жителей Казани и республики вопросом, За что огромное ему спасибо и дальнейших успехов. Олеся тоже - молодец, оказалась в нужном месте, в нужный час и умеет правильно себя вести и помогает в этой работе Президенту

    • Анонимно
      20.01.2015 11:39

      Она вообще молодец, отличную карьеру делает и городу помогает как не крути

  • Анонимно
    20.01.2015 11:21

    Все таки надо объективно оценить и принять тот факт, что Олеся старается. Выбивает внимание к истории города. В нашем мире,все так быстро меняется и забывается, что следующее поколение и не будет знать откуда взялся наш город, что в нем есть ценное и интересное в плане истории. Надо пытаться сохранить ту малость, что сейчас остается. Вперед!

  • Анонимно
    20.01.2015 11:24

    Интересное интервью. И очень подробное. Спасибо автору!

  • Анонимно
    20.01.2015 13:17

    Олеси огромное спасибо за ее работу по спасению культурного наследия! Хотелось бы узнать о судьбе парка "Черное озеро"- было много всяких обещаний, планов, ставились сроки, которые давно прошли, " а воз и ныне там.." Б. Т

    • Анонимно
      20.01.2015 14:43

      Да,нашим внукам будут нужны купеческие лабазы с родными деревянными перекрытиями, живая история, а не бетонные новоделы. Без материальных свидетельств прошлого - у народа не будет будущего. Всё-таки не достаточно в этом направлении пока делается: зачастую сохраняют только фасады, а нужно сохранять всё. А комфорт, энергосбережение, модернизация, "город должен развиваться" - в данном случае пусть идут лесом. Застройщик, хочешь построить офисный небоскрёб или современный жилой дом? Пожалуйста, но только строго за пределами границ исторической Казани.

      • Анонимно
        20.01.2015 23:45

        Вы, видимо, не жили в таких "исторических" домах. С деревянными насквозь прогнившими деревянными перекрытиями, с туалетами во дворе, с кирпичами, разрушающимися от сырости. Чего же вы хотите сохранить? Или хотите новодел, из европейских материалов, новенькие под старину стены, покраска. Вон дом музей Толстого. Что от него там осталось, от старины? Искусственная подделка под старину, такая лакированная и напомаженная. Или дом Боратынского. Свежая краска и новый сайдинг. А так покосившиеся и полусгнившие стены вот это старина. Вот это и есть то, что мы имели. А то, что сейчас имеем после "реставрации" обычный лакированный домик, который из экспертов никогда уже не признает за "старину". Видел старину, которую сохранили за бугром. Но там они ее сохранили в том виде, в котором они ее нашли, т.е. если бы речь, например, шла о доме Боратынского, то он бы и сейчас выглядел так как и был в момент начала реставрации. Только бы укрепили, чтобы дальше не разваливался, обработали бы растворами, чтобы дальше не гнил, ведь это и есть история. Т.е. то что осталось под действием времени, это история. А не тот дом, в котором якобы жил Боратынский. Т.е. взяли и построили такой дом, который и должен был бы быть при жизни поэта. но это ведь уже декорация, а не история. История это время, которое безжалостно воздействует на все. Представьте, если так поступили бы, например, египетские реставраторы. То есть они бы по новой возвели бы пирамиды, которые якобы были при тех самых фараонах. Или восстановили бы сфинкса, причем используя материалы купленные в строительных магазинах. Вот была бы потеха. Упс

        • Анонимно
          21.01.2015 12:19

          +1, Пожалуй огромно плюсану!!Черт побери прав ведь. История, это именно то, что осталось. А не возведенная заново копия того здания. Вот пример, "номера Булгар"

  • Анонимно
    20.01.2015 14:18

    Молодец Олеся!!! Все правильно делаешь!!!

  • Анонимно
    20.01.2015 14:28

    О.Балтусовой на заметку: если интересны "камни старой царской дороги", рекомендую обратить внимание на другую двухстороннюю мостовую в районе пляжа Локомотив, которая также вела на старую казанскую пристань. Эти места благополучно начало засыпать ПСУ для пресловутой "дороги по островам". Засыпали пока не все, кое-что еще сохранилось, видимо, из-за того, что периодически затапливается водой. При сезонных обмелениях Волги эта мостовая становится видна, и тянется она до основного судоходного русла. Протяженность приличная, сохранность тоже. Для перевозки камней великолепная логистика - подгоняй баржу и грузи, под водой эти камни уж точно не для чего не понадобятся. Попутно рекомендую обратить пристальное внимание на интересное старинное здание старообрядческого монастыря, где сейчас располагается спортивный зал "Локомотив": наверняка оно не вошло в ваш охранный реестр, а не мешало бы. Здание интересное, а тучи над ним сгущаются.©

    • Анонимно
      20.01.2015 16:22

      Это здание в собственности ОАО РЖД

      • Анонимно
        20.01.2015 17:24

        Разумеется. Именно потому что железная дорога давно уже размещала там свое ДСО "Локомотив", а по соседству одноименную лодочную станцию, свое название получил и пляж. Но наличие собственника у здания, наверное, не мешает присвоить ему статус исторического памятника. Ведь оно уже предлагалось к продаже вместе с прилегающим участком и нет гарантий, что новый собственник не возжелает возвести там что-то свое. Кстати, город мог бы забрать это здание просто проведя какой-нибудь равноценный обмен с РЖД.©

  • Анонимно
    20.01.2015 14:43

    Если раньше нужно было большое количество людей, проживавших в трущобах нужно было обеспечивать нормальным жильем и решать первоочередные задачи по благоустройству города, по этой причине у Рустама Нургалиевича и городских властей не хватало ни времени, ни средств заниматься сохранением исторических мест, то с появлением первой возможности Рустам Нургалиевич плотно занялся этими проблемами, здоровья ему и успехов!!!! Олесе тоже всяческих успехов!!!

  • Анонимно
    20.01.2015 14:45

    в итоге, куда приходить на обсуждение то?

  • Анонимно
    20.01.2015 15:23

    Хотелось бы узнать, будут ли что то делать с развалинами на Баумана 34? Памятник республиканского значения, дом Щетинкина (точнее то что от него осталось).И котлован рядом с грудой строительного мусора. Прямо напротив Кремля и около выхода из метро. Центр и место проходное. Перед гостями города неудобно. Единственный ужасный вид на Баумана.

  • Анонимно
    20.01.2015 15:31

    Не сомневаюсь, что РТ, Казань, Чистополь, Елабуга имеют большие перспективы в смысле привлечения туристов при таком разумном подходе к проблеме. Сохранять, не погубить то, что осталось, и интерес к республике будет шириться, а это деньги на дальнейшее развитие. Сейчас Чистополь выйдет в России в лидеры - уникальный проект страны: 200 писателелей 2 года в 1941-43 гг, Нобелевский лауреат БЛПастернак - 125 лет со дня рождения, год лит-ры России. Город великой русской лит-ры с интересными древностями историческими, пристальное внимание руков-ва РТ, минкульта РФ, выигранный заповедником грант правит-ва РФ 1,5 млрд рублей - это и есть результат внимания к городу и к сказанному со стороны патриотов РТ. Успехов Вам, уважаемые Президент, премьер, Олеся и поклон за все. НВ.

    • Анонимно
      20.01.2015 17:40

      Олеся Александровна, не забывайте о Чистополе. Александровская ночлежка опять не у дел(Чистополь, ул.Бутлерова, д.98). Согласна с НВ (Валеевым Наилем Мансуровичем)в том, что "Чистополь, Елабуга имеют большие перспективы в смысле привлечения туристов"... Но пока мы будем ждать туристов и средства на сохранение памятников архитектуры, многие из них просто разрушатся. Нужны более действенные меры.Князева В., Чистополь

  • Анонимно
    20.01.2015 16:05

    Как хочется ,чтобы все эти благородные планы удалось реализовать!А общественность надо организовать!Уверена ,что искренние и (активные!)почитатели старины в Казани найдутся!

  • Анонимно
    20.01.2015 16:16

    Ну, построил купец Иванов в том провинциальном городе дом в два этажа из кирпича, с сараем во дворе и туалетом, там еще какой-нибудь пристрой соорудил. Другой такой же купец нечто подобное соорудил. Без вкуса и изящества. В то время район Арского кладбища был глубокой окраиной города. Так мы и жили несколько столетий, видел фото, на котором изображена нынешняя площадь Свободы, вся утопает в грязи и свиньи там гуляют. Тоже около Кремля. Чего сохранять то? Какие архитектурные памятники? И чью историю? Упс

    • Анонимно
      20.01.2015 19:20

      Чего сохранять? Да всё сохранять. Лепнину, филенчатые двери, сосновые балки перекрытий, дубовую оконную столярку, медную фурнитуру, печные изразцы. То, что соорудил один купец и то, что соорудил другой купец. Добрую память об обоих купцах и о строителях.

      • Анонимно
        20.01.2015 19:43

        Какая добрая память о купцах? Ну, построил мужик из низов дом, разбогатев на поставках армии гнилой дерюги, или червивого мяса с душком, подкупив чиновника. в то время чиновники тоже брали взятки. Нанял других мужиков, чтобы из кирпича дом сложили с печкой. Да то же самое, что и сегодня, строят что-то на четырех сотках из силикатного кирпича, вот и все архитектурное творение в виде двухэтажного дома с окнами. Хотя может и ворота приспособить из кованного железа. Тоже будет шедевр. В Казани есть несколько десятков домов, которые следует сохранить, а все остальное хлам, утиль. Они не представляют никакой ценности и содержать все это за счет города глупость, а еще и реставрировать. Лучше бы создали музей техники и науки. Вот там есть что сохранить. Да и туристы бы ходили, если сделать все по уму. Упс

        • Анонимно
          20.01.2015 23:34

          Думаю лет через сто дом мингазова должен быть заявлен в ЮНЕСКО как памятник архитектуры.

  • Анонимно
    20.01.2015 16:53

    Уверен при таком подходе к сохранению старины и те самые хрущевки станут архитектурными шедеврами и их через лет так семьдесят-сто будет спасать какая-нибудь Балтусова. Будут писать писать письма в защиту какой-нибудь не снесенной хрущевки в районе улицы Королева или Восстания. Потом будущий мэр и глава республики (не знаю как будут называть) пройдутся по тем самым реставрированным хрущевка, а на горизонте уже разговоры о тех самых девятиэтажках ленинградского или московского проектов. Тоже шедевры архитектурной мысли. И сносить будет нельзя, как же памятники нашей истории. Будут с умилением вспоминать как братва собиралась в круг на кварталах. Упс

    • Анонимно
      20.01.2015 19:32

      Не передёргивайте. Хрущёвки - пример индустриальной архитектуры, они в этом смысле сродни одноразовой посуде или серийному автомобилю, поэтому никто их в будущем сохранять не будет (как и современные монолитные здания).

    • Анонимно
      2.02.2015 23:26

      Большинство сталинок сохранять необходимо, это лучшее из того что строилось как массовое жилье! Соцгород, великолепная улица Декабристов, красивые сталинки в центре и других местах. Мне даже они нравятся больше дореволюционных зданий. И этот вопрос уже актуален. А хрущевки и другие типовые здания - некоторые тоже надо будет сохранить для истории. Где-это и из типовой жилой застройки получаются неплохие архитектурные ансамбли... например вдоль пр. Ибрагимова напротив Тандема.

  • Анонимно
    20.01.2015 16:55

    На мой взгляд исторические районы городов необходимо по возможности оставлять, пока это не мешает развитию города. У нас, благо. с этим пока что всё в порядке: и защищают здания, и проводят их реставрацию.

    • Анонимно
      20.01.2015 19:11

      На деле всё чаще проводят не реставрацию, а реконструкцию. Это разные вещи. Реконструкция к защите зданий не имеет никакого отношения.

  • Анонимно
    20.01.2015 17:05

    Вот, кстати, информирование об общественных слушаниях плохо организовано. Только в новостях на кзн об этом порой пишут. Вот если б БО небольшой блок на странице сделал с грядущими слушаниями.. Наверно бизнесу полезно тоже будет.

    • Анонимно
      20.01.2015 19:54

      Подобное предложение здесь звучало уже и раньше: БО - ваш ход, ответа пока так и нет.

    • Анонимно
      21.01.2015 21:56

      БО очень оперативно информирует о новых решениях по возрождению исторического центра и средовых домов, например, на ул. Московской строится салон Мерседеса... просто надо регулярно просматривать БО!

  • Анонимно
    20.01.2015 17:20

    Спасибо, Олеся! Побольше бы таких людей !

  • Анонимно
    20.01.2015 17:35

    Бываю в Казани, останавливаюсь в гостинице в центральной части города. Вечером выйдешь-тишина, хоть вой! Мертвые кварталы вгоняют в депрессию.

    • Анонимно
      20.01.2015 23:08

      А мне наоборот нравится, хоть тихо-спокойно. Москвичи многое отдадут за такую атмосферу.

    • Анонимно
      21.01.2015 08:33

      Для крупных городов это большой плюс - в центре города и такая благодать.

      • Анонимно
        21.01.2015 12:47

        Это как раз то самый большой минус. Это всего то означает, что город не развивается. Упс

  • Анонимно
    20.01.2015 18:54

    Спасибо Балтусовой. Видна работа и результаты. Та самая ситуация, когда работа этого чиновника нравится и одобряется.

  • Анонимно
    20.01.2015 21:04

    Респект Минниханову, мудро поступил, Балтусову привлек к работе, польза очевидна!

    • Анонимно
      21.01.2015 09:45

      Согласна, что надо привлекать к управлению республикой умных, способных, творческих, эрудированных,приносящих пользу, одним словом, специалистов, а не сынков и родственников "сильных мира сего".Князева В., Чистополь

      • Анонимно
        21.01.2015 10:48

        поддерживаю - иначе как салон Мерседеса можно установить на Московской - только с понимающими специалистами.

  • Анонимно
    20.01.2015 21:40

    Респект за фотографию Старо-Татарской слободы. Торжество реставрации и восстановления культурного наследия города налицо.

  • Анонимно
    20.01.2015 23:48

    Сохранять то уже нечего,все сломали.Ну хоть что то.Еще бы экологи работать начали - посмотрите сколько деревьев и живности уничтожили при строительсстве ЖК Столичный (возле стадиона водных видов спорта).А на этом месте был заповедник федерального значения и экофауна занесенная в Красную книгу - все уничтожили.Алев.

  • БОБ
    21.01.2015 14:41

    Олеся Александровна, на дореволюционных и первых послереволюцинных планах Казани видно, что к дому Михляева можно было подойти/подъехать с двух сторон - со стороны улицы Гостинодворской (ныне Чернышевского) или со стороны улицы Петропавловской (ныне М.Джалиля). Т.е. здесь был сквозной и прямой проход/проезд, который считался улицей и даже имел название. Так на плане 1929 года эта улица показана как улица Дрябловская. Думаю, что учитывая историческую и ,соответственно, туристическую ценность дома Михляева-Дряблова, было бы интересно восстановить здесь прямой сквозной проход, т.е. заиметь здесь пешеходную (туристическую) улицу Дрябловскую...

    • Анонимно
      21.01.2015 15:39

      Да, кто из туристов знает, кто такой Михляев? Думаю, даже 99,99% казанцев не знает.

      • БОБ
        21.01.2015 18:53

        Дом Михляева интересен тем, что это: 1)архитектурный памятник (об этом отдельный разговор); 2)исторический памятник - самый старый жилой дом Казани - конец 17-го века; здесь в 1722 году останавливался ПетрI... с 1833 - гостиница... с 1840 - трактир... в советское время - склад швейной фабрики... Тут можно интересный музей создать по истории дома с реконструкциями жилых комнат, гостиницы, трактира, выставкой советской мужской одежды (фабрика, насколько я помню, шила мужскую одежду - костюмы, пиджаки, брюки...). Масса вариантов того как после ремонта можно использовать дом, но в любом случае и на все времена он будет интересен сам по себе.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль