Культура 
21.01.2015

Новая татарская опера: антиглобализм и мюзикл как одно целое

В Театре им. Тинчурина прошла премьера «татарского мюзикла»

Вчерашняя премьера оперы 27-летнего Эльмира Низамова на либретто Рената Хариса «Кара пулат» («Черная палата») стала событием, которое в союзе наиболее ценных черт татарской культуры, таких как открытость миру и национальный колорит, на самом-то деле предъявило уникальный пока образец жанра, который терминологические смельчаки, возможно, назовут «татарским мюзиклом». В проект специально для «БИЗНЕС Online» вглядывалась и вслушивалась музыкальный критик и эксперт «Золотой маски» Елена Черемных.

3.jpg

ИСТОРИЧЕСКОЕ КАК АКТУАЛЬНОЕ

Долгожданный (увы, не состоявшийся, хоть и планировавшийся в прошлом году на территории Болгарского историко-культурного музея-заповедника) проект «Кара пулат» от презентации в Тинчуринском театре, похоже, не потерял, а приобрел. Трудно не вдохновляться «гением места», где с незапамятных времен идет «Голубая шаль» Сайдашева-Тинчурина, где чтут родной язык и музыку, а драму преподносят публике в обожаемой ею мелодраматической упаковке. Стало быть, поддерживают стародавние привычки татарского зрителя к порой простодушному, но от того не менее значимому разговору на понятные ему темы. Примерно такими словами можно характеризовать сопровождавший премьеру «Черной палаты» исторический контекст.

Актуальной же для данной музыкальной продукции made in Tatarstan видится другая ситуация: усиленное национальное брендирование, поиск привлекательных (в том числе и туристически привлекательных) символов, образов и легенд, способных вдохнуть жизнь в РТ как в очевидное всем «место силы». Как раз с этим актуальным заданием «Кара пулат» справляется не просто образцово, но и адресно. Либретто Рената Хариса с чувством повествует об испытании, через которое прошел древний Болгар во времена захвата воинами самаркандского эмира Тамерлана. Сейчас Болгар — объект всемирного наследия, зафиксированный под номером 1002 в соответствующем списке ЮНЕСКО.

Никто не настаивает, что 12 девушек, самоотверженно, находчиво и жертвенно спасавших от порабощения Наргизу, дочь болгарского хана, действительно были сожжены в болгарском храме суда (он же — палата правосудия). Но легенда правдой быть и не обязана. Как и правда легенды не обязана быть основой музыкальной реальности. На сцене красавиц не 12, а 7. То, что одна из них — неузнанная Наргиза — захвачена непосредственно перед свадьбой с Турыбатыром, сообщает сюжету острую, традиционно важную лирическую интригу: героизм гибнущих любовников во все времена действовал посильнее хеппи-энда. Частично история напоминает эпизоды из оперы Жиганова «Алтынчеч» или даже из балета Яруллина «Шурале». Но есть в ней многое и от русских эпических опер ХIХ века, таких как «Руслан и Людмила» Глинки или «Князь Игорь» Бородина. То есть либретто грамотное.

СМИРЕННОЕ И ЗАВОЕВАТЕЛЬНОЕ

Примерно из тех же оперных источников пришли музыкальные формы и в современную партитуру — арии героев (все же более похожие на татарскую эстраду 1960 - 1970 годов — действительно очень качественную), хоры, «половецкие пляски» (в варианте такого популярного в РТ сочинения, как «Стан Тамерлана» Александра Чайковского), хорошо состыкованные ансамбли — пара дуэтов и трио (тоже с уклоном в качественную советских времен эстраду).

В беспроигрышной тематической нише, эталоном которой до сих пор остается популярная песня «Лебединая верность», автор музыки напоминает рыбу в воде. Нигде не изменяя заданному мелодраматическому курсу, он в то же время не изменяет и руслу узнаваемой оперной традиции, с которой знаком не просто хорошо, а очень хорошо. Если с академизмом и серьезностью композитор не перебарщивает, то не из простодушия, а из разумного расчета. И это хорошо. Потому что мелодиям он дает разлиться. Ритмам — догнать и перегнать. Чувствам — нахлынуть и схлынуть, чтобы уступили место очередному звуковому хоррору. Не столько страшному, сколько предсказуемому в рациональной и безупречной логичной композиторской конструкции.

Мотор мелодийного сентиментализма, заставляющего хлюпать носом даже солидных господ, почти не дает сбоя в этом примерно полуторачасовом сочинении. Кроме разве что заключительной сцены, уводящей от красивого пения (не путать с belle canto) к подзатянутой декламации Сказителя на фоне склеротически извертевшегося на поворотном круге объекта всемирного наследия. И все же главнее то, что лирическим объяснениям и страданиям героев было тут чем «растравливать» чувствительные сердца. А зажигательный авторский адреналин заметно поднял звуковой градус задолго до правдивого видеопожара в финале.

4.jpg
Георгий Ковтун и Эльмир Низамов

ПОЧТИ НАТУРАЛЬНОЕ, АНИМАЦИОННОЕ, СЛЕГКА БАЛЕТНОЕ

В режиссуре Георгия Ковтуна — человека с цирковым прошлым, но в основном известного хореографа, странно было бы искать трюковые и постановочные подробности, которыми в Москве нас так радовали мюзиклы «Русалочка», «Чикаго» или нынешний «Призрак оперы». «Конечно, переносы классических американских мюзиклов продюсерским центром «Стейдж Энтертейнмент» вдохновлены не только пошаговым воплощением всего, придуманного заокеанскими затейниками, но и сметой». На «Черную палату», по неофициальным данным, ушло 9 млн. рублей. Впрочем, трюк был: плененный жених, провисев вниз головой, напоследок вокально уверил любимую в преданности и в том, что «надо как-то терпеть и не сломаться».

В комбинации объемного макета болгарского храма суда (на него время от времени пускают видеопроекции) с включаемой на сцене силуэтной анимацией чаек, скачущих врагов, сражающихся соперников и душ сожженых патриоток (впечатляющая работа художника по декорациям Владимира Самохина), нафталинного эффекта не возникает. «Да и чем еще на сцене воспроизводить миф? К работе балетмейстера Фаниса Исмагилова тоже вопросов нет: он имел дело не с профессиональными подопечными, — злементарные народные pas пусть и с разболтанной кордебалетной дисциплиной получились на твердую четверку с минусом. — Не все солисты Большого театра справились бы».

5.jpg

А вот костюмы Асели Исмагиловой немного «мозолили» глаз: традиционная многослойность женских одежд, бутафорская воинственность мужских. Все с иголочки, но как из сувенирной лавки. Разве перед финалом, где разноцветно-пастельные девичьи халаты прощально летят с верхнего яруса «Палаты», накатывает слеза: перед пламенем несгибаемые болгарки теснятся, аки «голубицы» (они же ласточки) на карнизе печального пристанища. А когда начинается дым да огонь! Кстати, очень перекликается со сценой самосожжения раскольников из финала «Хованщины».

Что касается надшлемных самаркандских «хвостов», к ним нас с декабря приучает, если так можно выразиться, новая республиканская эмблема: на ее всаднике точно такой же головной убор. В общем, визуально мужские персонажи получились в духе нашего времени.

МЕЛОС, ГОЛОС И ПРИЗРАК ОПЕРЫ

Музыкальные силы, собранные на проект, оказались достаточно убедительными, чтобы можно было оценить звонкое сопрано Наргизы (Гульнора Гатина) и сокрушительно красивый тенор ее жениха Турыбатыра (Рузил Гатин), благородного злодея Карабатыра (бас-баритон Артур Исламов) и совсем неблагородного Мамата (отличный характерный тенор Денис Хан-Баб). Но главной достойной изумления силой предстал камерный оркестр центра Губайдулиной «Новая музыка». Дирижер Анна Гулишамбарова управляла коллективом, не давая ему остыть в лирике и заставляя на всем скаку влетать в сокрушительные crеscendi. Профессионально любуясь агрессивными звуковыми эпизодами, всеми этими битвами, поединками, истязаниями и испытаниями, она со своей дирижерской позиции как-то смогла провести черту, удержавшую в границах вкуса и инструментального качества все то, что на радость людям сочинил Эльмир Низамов.

1.jpg

Раздумывая над опусом, в первоначальной формулировке названным «рок-оперой», на самом деле понимаешь, что этот микст мелодийного с ритмическим, симфонического с эстрадным ближе всего к мюзиклу хотя бы по типу рождаемых ассоциаций. Да и петь, в идеале, должны в радиомикрофоны, — на премьере этому помешала какая-то техническая накладка. Конечно, в подкорке сочинения угадывается чертеж культовой рок-оперы Эндрю Ллойд Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда». И все же у Уэббера пели настоящие рок-звезды — Иэн Гиллан и другие, а у Низамова поют носители академической оперной манеры. Прямого выхода в надтреснутый, «разветвляемый» хрипами, криками запредельный гиллановский космос здесь и не требуется. Требуется умелый, где смелый, а где и настойчивый вокальный форсаж. И главные герои справляются с ним без видимых усилий, сообщая «Черной палате» какое-то неиссякающее молодежное громкозвучие.

В сочетании с контактной лексикой композитора, чей упоительный мелодизм — местами избыточнный — держит все сочинение, наподобие надежного клея, в общем, и проступает то настроенческое целое, которое не то чтобы ошеломляет, скорее обезоруживает. Потому что думая про национальную легенду, использованную в либретто, так или иначе спотыкаешься о понятие «антиглобализм». В то же время, думая про музыку, где этнического меньше, чем оперного, а оперного меньше, чем эстрадного, понимаешь ее как нечто «антиглобализму» противоположное. То есть комбинация получилась достаточно неповторимой, чтобы ее оказалось не с чем сравнивать. И настолько самодостаточной, чтобы не побояться предложить ее экспертам «Маски» в качестве возможного претендента в номинации «оперетта, мюзикл».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (20) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.01.2015 09:14

    9 миллионов рублей на одну постановку! Это же полугодовой бюджет Тинчуринского театра или годовой бюджет Атнинского!? Ну даем! Молодцы!

  • Анонимно
    21.01.2015 09:18

    В спектакле по сценарию Р.Хариса сжигают 11 безвинных красавиц-девушек ради спасения дочери начальника- булгарского хана... Какой садизм, какая жестокость по отношению простых людей!

  • Анонимно
    21.01.2015 09:49

    Дело даже и в не деньгах -хотя и это не маловажный фактор-дело еще и в том что на сцене Тинчуринского театра все же должны играть артисты \большинство\этого театра-там превосходные артисты-прекрасно поют и играют-превосходный же был спектакль в их исполнения\Гамлет....\разговаривал после прогона спектакля с аксакалами театра-с их уст чувствовалось обида-что своих-то на сцене они почти и никого и не увидели.....

  • Анонимно
    21.01.2015 11:03

    Очень круто!

  • Анонимно
    21.01.2015 12:02

    вчера были на премьере)) понравилось)под впечатлением)когда же поставят Алтын Казан на большой сцене?

  • Анонимно
    21.01.2015 12:07

    Современной оперы не бывает. Не может быть также современного Рембранда. Это разные культурные эпохи.

  • Анонимно
    21.01.2015 13:14

    Да Травиата и Кармен это опера. Безусловно «Кара пулат» может нравиться больше. Но это не опера. Не нужно путать.

  • Анонимно
    21.01.2015 13:15

    Современного Рембрандта не бывает,потому что это был реальный художник. А современная опера - это жанр. И, поверьте, если бы Вагнер думал, как вы, он бы никогда не написал через 25О- лет после Монтеверди своих собственных опер. А Жиганов - своих, причем, почти век спустя после Вагнера.))))) Но очень орошо, что Вы на эту тему думаете. С уважением, Елена Черемных.

  • Анонимно
    21.01.2015 13:51

    "В спектакле по сценарию Р.Хариса сжигают 11 безвинных красавиц-девушек ради спасения дочери начальника- булгарского хана...". - Не страдайте так сильно, потому что в пектакле по сценарию Р. Хариса сжигают всего семь безвинных красавиц)))))

  • Анонимно
    21.01.2015 13:52

    "Дело даже не в деньгах..." - Когда речь идет об оперной поатсновке, тем более о мюзикле - дело ВСЕГДА "в деньгах".)))))

  • Анонимно
    21.01.2015 13:53

    Современная опера бывает. Более того, любая сочиняемая опера - всегда современна.

  • Анонимно
    21.01.2015 13:55

    Если бы Вагнер думал, что современной оперы не бывает, он бы никогда через 250 лет после Монтеверди не написал своих опер. А Жиганов - своих , век спустя после Вагнера. Ну и так далее...))) Елена Черемных

  • Анонимно
    21.01.2015 13:58

    Странно читать размышления об обиде "прекрасно поющих" артистов Тинчуринского театра. - Под проект "Черная палата" Театр был сдан в аренду, на которой, стоит думать, сколько-то заработал.)))))

  • Анонимно
    21.01.2015 14:12

    Тот, кто убеждено сообщает: "Да, Травиата и Кармен" - это опера, возможно, не в курсе, что при жизни их авторов - Верди и Бизе - у публики были не только большие сомнения в оперных достоинствах обоих произведений, но что оба при первом исполнении с треском провалились.)))) Это я снова пытаюсь убедить автора коммента "современной оперы не бывает" в том, что он не прав.)))))))Любая свеженаписанная опера - современная.))))) Елена Черемных

    • Нияз Игламов
      21.01.2015 15:41

      И любой Рембрандт - современный Рембрандт))) Как-то не повезло татарскому имени Рембрандт, мало детей называют рембрандтами((( То ли дело, Рафаэль!

  • Анонимно
    21.01.2015 20:17

    В оперном репертуаре Татарстана, не хватает простой человеческой коллизии, ни ханы и воины, не история, масштаб,не хватает как воздуха лирической оперы, о настоящей любви, настоящих страданий, настоящих эмоций, чувств, любви...Конечно на это девять миллионов не дадут, но это единственное стоящее и настоящее. Не Куклы и декорации, а души и сердца, искренность в музыке, в исполнении, Только для этого музыка, только это настоящее. Все остальное пафос и политика!!!!Деньги, тщеславие, почет и слава и "маски" "маски" "маски" Не об этом должен думать молодой художник и поэт)))))

  • Анонимно
    22.01.2015 11:58

    Татарский театр и татарская опера - явления очень специфические, со множеством тончайших нюансов, игнорирование и пренебрежение которыми приводит к исчезновению самой субстанции национальной культуры. И эти трагические процессы, к несчастью, уже начались и продолжаются. В этом огромная вина руководства республики, вот уже долгие годы демонстрирующей полное непонимание институциональной роли национальной культуры татарского народа в деле государственного строительства Татарстана. Иначе чем объяснить, что культурой республики на протяжении последних 20-25 лет руководят совершенно случайные люди, незнающие и непонимающие татарскую национальную культуру? Давайте вспомним, как созидалось татарское оперное искусство. В 1933 году была сформирована Татарская оперная студия при Московской консерватории из носителей (!) татарского языка, национальной культуры и музыкальных традиций татарского народа. На протяжении 5 лет эти люди обучались профессиональному оперному искусству. А в 1938 году декретом Совета народных комиссаров ТАССР учреждается татарский национальный (!) оперный театр для развития именно национального оперного искусства. Разумеется, речь идет о Татарском государственном театре оперы и балета им. Мусы Джалиля. На протяжении всех лет существования Татарской советской республики татарское оперное искусство успешно развивалось именно потому, что существовал Татарский государственный театр оперы и балета с профессиональной оперной труппой из носителей языка и музыкальных традиций татарского народа. Тогдашняя Татарская республика, при всех своих весьма скромных возможностях советской автономии, находила средства и политическую волю для поддержки и развития национального оперного искусства. Сегодня, когда возможности (по крайней мере материальные) Республики Татарстан намного шире, чем у прежней ТАССР, мы наблюдаем фактически агонию национального оперного искусства по причине полного пренебрежения руководства республики к высокой культуре татарского народа. Ситуацию не спасают никакие разовые постановки оперных спектаклей на улицах или случайных театральных подмостках, как это произошло в Театре им. Карима Тинчурина с новой оперой "Черная палата". А высокой культурой надо заниматься систематически, на профессиональной основе, не отдавая его на откуп случайных людей, привлекаемых по разовой оказии. Да, мировую классику могут ставить и играть любые постановщики, артисты, дирижеры, но мы видим, что успех национальной татарской оперы напрямую зависит от малейших нюансов, связанных с языком и музыкальными традициями народа. Поэтому для возрождения национальной оперы надо заново воссоздавать профессиональную оперную труппу, ликвидированную много лет назад нынешними руководителями театра им. Мусы Джалиля. Соответственно, необходимо готовить постановщиков и дирижеров, носителей культуры, языка, музыкальных традиций татарского народа.Талгат Бареев.

  • Анонимно
    24.01.2015 09:01

    Поющие артисты в театре Тинчурина???? Где же они были когда проходило прослушивание и отбирались артисты на роли???? Они все были уверены что это лажа, что весь этот проект закончится крахом))))) во главе со своим главным режиссером театра Р.М. Загидуллиным они всячески мешали, вставляли палки и распространяли нехорошие слухи о хорошем режиссере Г. А. Кофтуне. А теперь они ходят чернее тучи. Такого успеха они еще не видели в своей жизни. Конечно обидно , сами виноваты)))))

    • Анонимно
      18.04.2015 13:17

      "Такого успеха они еще не видели в своей жизни"... Вы забавны, друзья! Дайте Тинчуринскому 9 миллионов на постановку! А потом поговорим о гениальности Кофтуна.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль