Общество 
25.01.2015

Римзиль Валеев: «Во многих семьях дедушки и внуки говорят на разных языках»

За цифрами министерских отчетностей хотелось бы увидеть реальную динамику развития духовного мира

На этой неделе в общественных советах при министерстве культуры и при министерстве образования и науки РТ подвели предварительные итоги реализации государственных программ по национальной политике, сохранению этнической идентичности татарского народа, а также по сохранению и развитию государственных языков и других языков в республике. Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев в своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», делится мыслями о прошедших высоких собраниях.

Общественные советы при министерствах культуры и образования подвели предварительные итоги реализации государственных программ по национальной политике
Общественные советы при министерствах культуры и образования подвели предварительные итоги реализации государственных программ по национальной политике

ДЕНЬГИ ПОТРАЧЕНЫ НЕ ЗРЯ

«Чудовищная участь ждала
тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба
страшной пыткой — надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь
постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали
головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. К тому времени,
когда заканчивалось бритье головы, опытные убойщики-жуаньжуаны забивали
поблизости матерого верблюда. Освежевывая верблюжью шкуру, первым долгом
отделяли ее наиболее тяжелую, плотную выйную часть. Поделив выю на куски, ее
тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими
пластырями — наподобие современных плавательных шапочек. Это и означало
надеть шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав
пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта — раба, не
помнящего своего прошлого".

Чингиз Айтматов. «И дольше века длится день». Роман. Полное собрание сочинений. Том.III стр.140

Сразу три уникальных документа в статусе государственных программ были запущены постановлением правительства Татарстана осенью 2014 года. В них заложены меры в столь тонкой сфере как языковые и этнические интересы общества и межнациональные отношения. Их тексты я еще в прошлом году нашел на сайте кабинета министров РТ, который доступен каждому, кто хоть немного разбирается в этих делах и желает знать ход событий, имеет какой-то интерес. По своей журналистской и общественной деятельности я сразу изучил эти материалы и постарался поучаствовать, внести в свой вклад в реализацию этих программ. Уникальность их заключается в том, что мне просто неизвестно существование аналогичных программ в других регионах и на федеральном уровне. Обычно принимаются концептуальные документы, а на федеральном уровне приняты стратегия национальной политики и отдельные нормативные акты, но чтобы были детально расписанные по годам программы действий различных ведомств — право не знаю. Нет ничего удивительного в том, что именно в Татарстане прокладывается дорога по столько зыбкой почве как национально языковые проблемы. Ибо наша республика — ведущий регион, первый на ниве законодательных инициатив, важных для всей страны. Существует самосознание и общие интересы всех татарстанцев. Здесь живут более 2 млн. представителей татарского этноса, который много веков назад создавали на территории современной России государства и сохранили свой язык и культуру, традиции и историческое самосознание.

Еще 3 - 4 млн. (как минимум) татар регионов России обращают свои взоры на Татарстан, живут в единой этнокультурной среде с остальными соплеменниками, удовлетворяя свои духовные потребности из единого источника. Ведь культура, язык и образование, СМИ, историческая и другие гуманитарные науки существуют экстерриториально, не признавая административных границ, особенно в наш век ТV, радио и глобальной сети интернет. Так получилось, что татары вместе с русскими и другими народами страны построили современную Россию и играют непоследнюю роль в определении формата материального и духовного бытия российского государства. В современном мире хрупкая этнокультурная сфера и вопросы веры сильно зависят от политики и государственных решений, от бесцеремонной глобализации, и они часто влияют на вопросы мира и благополучия. Как показали украинские события, порой именно эта сфера может стать причиной неблагополучия. Смотря как складывается ситуация.

Государство и общество просто не вправе оставлять такие процессы в стихии рыночно-денежных отношений и геополитических интересов разных стран и блоков. Лучше всего устраивать свою жизнь, направляя существующую инфраструктуру общества на решение регулярно назревающих проблем. Понятное дело — все, что делается в Татарстане, пристрастно изучается федеральными структурами и довольно часто, если опыт удачен, распространяется на другие регионы.

НЕ «КТО ВИНОВАТ?», А «ЧТО СДЕЛАНО?»

Очень рад столь конкретно-деловитому подходу татарстанской власти, в первую очередь президента Рустама Минниханова к национально-культурным делам. Ведь в современной управленческой практике все проекты направлены на получение прибыли и распределение ресурсов и собственности. А в нашей гуманитарной сфере нет больших денег и активная деятельность в каком-то направлении может только прибавить забот. Содержание всех трех документов и ход их реализации для меня звучат как симфония в исполнении оркестра, который не часто увидишь в полном сборе.

В пятницу, 23 января в Академии наук РТ, состоялось заседание общественного совета при министерстве образования и науки РТ по вопросам реализации государственной программы Республики Татарстан «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы» с участием заместителя премьер-министра РТ — министра образования и науки РТ Энгеля Фаттахова. Хотя я являюсь членом этого совета, но из-за служебной командировки не мог принять участие в заседании. По материалам, представленным на сайте министерства, понятно, что обсуждение прошло содержательно, и приведены интересные факты. Позже мы с вами вернемся к этой теме и детально ознакомимся с итогами деятельности минобразнауки в прошлом году. Повестка дня разговора тесно связана и с национальной идентичностью и межнациональными отношения. Поэтому давайте взглянем именно на разговор в министерстве культуры, где принимали участие и представители министерства образования и науки.

9.jpg
На заседаниях общественных советов можно подумать, что перечисляемые мероприятия — скучная обязаловка, а не сочная, настоящая истина реальной народной жизни

Почти полный состав «оркестра», исполняющего симфонию национально-культурного достояния удалось увидеть в конференц-зале министерства культуры РТ. В понедельник, 20 января, на расширенном заседании общественного совета при министерстве культуры РТ подвели предварительные итоги исполнения в 2014 году государственных программ «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014 - 2020 гг.» и «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2016 гг.)». Я там побывал, внимательно выслушал и записал на диктофон выступления представителей различных ведомоств, изучил документы. Зафиксировал формулировку министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина: «Мир и дружба народов, отношения между народами в Татарстане являются нашей главной ценностью. И сохранение межнационального согласия является приоритетным в государственной политике».

Давайте поговорим о том, что можно увидеть и услышать крайне редко: о сохранении этнической идентичности, о влиянии государственных решений на межнациональные отношении. Не только в связи с каким-либо конфликтом или скандалом, а в рабочем порядке, в созидательном алгоритме действий. Мне и всем участникам заседания понравилось, как деловито и позитивно рассмотрели все, что сделано за год. Ораторы были конкретны, лаконичны, свои тезисы подкрепляли видеорядом и графическими иллюстрациями. Основная часть содержания была опубликована в тот же понедельник на сайте «Татар-информ». А сделано немало. Предусмотренные деньги потрачены не зря.

Заместитель министра культуры РТ Гузель Нигматуллина сообщила, что министерство культуры Татарстана является государственным заказчиком и координатором двух программ. Также ведомство является исполнителем культурных мероприятий программы. Объем финансирования в 2014 году программы «Реализация государственной национальной политики в РТ на 2014 - 2020 гг.» (70 мероприятий) составил около 61 млн. рублей, из них республиканские средства — 39 млн. 324 тыс. рублей и федеральные — 21,6 млн. рублей. По программе «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2016 гг.)» (42 мероприятия) из республиканского бюджета выделено 33,5 млн. рублей.

В прошлом году участие в культурных мероприятиях в рамках данных программ приняли 200 тыс. человек.

Все мероприятия были направлены на создание условий для удовлетворения этнокультурных потребностей представителей разных народов. В частности, разработаны механизмы для различных видов культурной деятельности, созданы конкурсные площадки с возможностью популяризации искусства своего народа, содействия сохранению и развитию традиций и языка народов.

Столь же конкретно и деловито раскрыли вклад своего ведомств в общую копилку заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова, начальник управления национального образования министерства образования и науки РТ Лилия Ахметзянова, начальник отдела работы с детскими и молодежными организациями министерства по делам молодежи и спорту РТ Владислав Усанов, главный ученый секретарь Академии наук РТ Дания Загидуллина. Каждая организация докладывала, сколько получено денег и как они потрачены, что сейчас делается. Смутило только, что на заседании расширенного общественного совета стояла торжественная тишина, словно не было никаких проблем и не предстояло планировать новые реальные дела с учетом опыта выполненной работы. Если бы не подала реплику преподавательница КНИТУ, можно было подумать, что перечисленные мероприятия — скучная обязаловка, а не сочная, настоящая истина реальной народной жизни.

Не сомневаюсь, что выделенные деньги потрачены с пользой и в нужных целях. Состоялись сотни мероприятий, количество участников измеряются миллионами. Написаны труды, изданы книги. Даже начали проводить социологические исследования, начав дело с сибирских татар.

Особые чувства и заинтересованное отношение испытываю к направлениям и организациям, к которым имею самое прямое отношение — к Всемирному конгрессу татар и медийному сообществу Татарстана.

Первый заместитель председателя исполкома Всемирного конгресса татар Ренат Валиуллин отметил, что в рамках реализации программы «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014 - 2016 гг.)» в прошлом году состоялось 41 мероприятие при участии организации. 17 мероприятий были организованы непосредственно Всемирным конгрессом татар (бюджет — 19 млн. рублей). «Отнеслись трепетно к выполнению программы, и со стороны нашей организации выполнение 100-процентное», — подытожил он. Шутка ли, в течение одного года проведены всемирные, а значит и общероссийские форумы учителей, религиозных деятелей, татарских женщин, молодежи, предпринимателей. Так или иначе, форумы с участием 500 - 800 компетентных участников со всей России и зарубежных стран, очной встречей и прямым диалогом с президентом Татарстана не пройдут бесследно, окажут свое благотворное влияние. От них останется позитивный медийный след.

Ренат Валиуллин
Ренат Валиуллин

Как сказал заместитель руководителя республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям Ильдар Сагдатшин, в рамках реализации программы в республиканских СМИ появилось более 10 тыс. материалов по теме межнациональных отношений, которые носили как новостной, так и аналитический характер. Не упустил Ильдар Сагдатшин большое количество общероссийских медийных мероприятий, проведенных «Татмедиа», а также сбалансированный подход к освещению важных мероприятий. Так, по работе форума «Православная общественность» и «День народного единства» в СМИ было размещено 180 и 151 публикация соответственно. Все это на ландшафте идеологических стычек и информационных, порой настоящих, войн выглядит весьма убедительно и красиво. Так в чем же дело, и о чем я сегодня тревожусь?

В САДУ ДОЛЖНО ПАХНУТЬ ЦВЕТАМИ, А НА МЯСОКОМБИНАТЕ — КОЛБАСОЙ

Теперь скажу о том, из-за чего затеял этот разговор. Управленческие решения и государственные отчетности, законы и нормативные акты регулируют вопросы собственности, полномочия, назначение кадров, накопления и распределение финансов. Это поддается учету и обмерам. Или реальные ресурсы и предметы есть, или их нет. Или урожай вырос, или сгорел в засуху. Или дом построен или остались кубометры воздуха. Первичные ценности можно увидеть, пощупать, понюхать. Недавно в беседе с руководителем медиахолдинга Фаритом Шагиахметовым родилась формула реального восприятия профильной деятельности. На мясокомбинате должно пахнуть колбасой. А апельсиновое дерево или фруктовый магазин обязаны пахнуть цитрусом. Никакие дезодоранты, диаграммы отчетности, видеоклипы и плакаты не заменят настоящего продукта. Именно так! Если это медиаструктура, то ее деятельность видна не столько в цифрах планов и достижений (рейтинги, количество уникальных посещений сайта), а должна пополняться идеями и фактами, поиском решений актуальных проблем.

Вот и за цифрами национальных и образовательных параметров хотелось бы увидеть реальную динамику развития духовного мира, гармонию самобытности. Их не передашь количеством концертов, статей, передач. И даже замером общественного мнения, если не применять специальные методики.

Президент республики, исполнительная и законодательная власть выполнили свой долг, расписали порядок работы, назначили ответственных лиц и профинансировали проекты. А дальше что? Речь иногда идет о решении мировых или общероссийских проблем, которые не изменить формальной отчетностью, праздной суетой шумихой. До последней поры не было серьезного мониторинга всех местностей по части идентификации, поэтому почти нет исходных данных и невозможно узнать, достаточно ли принятых мер, продвинулись вперед или катимся назад.

Между тем ситуация осложняется под влиянием экономических, социальных факторов. На одно правильное слово в интернете и прессе, телеэкране и радиоэфире отвечают двумя «кривыми». Дети сидят за компами, играют, общаются между собой на непонятном для взрослых языке, образах и форматах. Даже трехлетние ребята за 30 секунд находят игровой сайт в папином айфоне. Некоторые мальчики готовы кинуться из окна из-за отключения интернета!

Люди уходят в виртуальные секты, в результате оnline-общения разрушаются семьи. Один юноша готов продать почку за... айфон. Обожествление материальных ценностей стало обычным явлением.

Есть по-прежнему те, кто поклоняется бутылочной этикетке. На прошлой неделе 23-летний казанец убил родную мать после совместной выпивки. А сколько случаев потери взаимопонимания между старшими и младшими, образованными и невеждами! Консервативные вечные ценности, национальные традиции, народная педагогика, высокая и классическая культура могли бы дополнять массовые развлечения каким-то содержанием. Куда там!

Самое тревожное, что во многих семьях дедушки и внуки говорят на разных языках, огромные массивы культурных богатств остаются невостребованными. Уже и русский язык порой начинает уступать статус средства межнационального общения перед англоязычной масскультурой. Растет поколение, с младенчества привыкшее насилию, пыткам и перестрелкам.

Информации об истории так много, что трудно отличить правду от вранья. Растет поколение, которое может забыть историю и самобытность своей семьи. Не совсем понимающее, почему надо слушать мать и отца. Много случаев добровольного отказа от культуры своих отцом и дедов, не признающее и не понимающее своего места в пространстве и времени. Общественное сознание часто захламляется безнравственными стандартами жизни, этническим и гражданским нигилизмом. Двуязычие и поликультура порой кажутся несбыточной мечтой.

Кадр из фильма «Манкурт» по роману Чингиза Айтматова «И дольше века длится день»
Кадр из фильма «Манкурт» по роману Чингиза Айтматова «И дольше века длится день»

Все чаще возвращается страшная легенда из романа Чингиза Айтматова, согласно которой сын, потерявший самосознание и память, боясь, что снимут его приросшую к голове шапку, по приказу хозяина убивает свою мать.

«Потом собралась с силами, пошла к сыну, стараясь сохранить спокойствие.
Сын-манкурт как ни в чем не
бывало бессмысленно и равнодушно посмотрел на нее из-под плотно
нахлобученной шапки, и что-то вроде слабой улыбки скользнуло по его
изможденному, начерно обветренному, огрубевшему лицу. Но глаза, выражая
дремучее отсутствие интереса к чему бы то ни было на свете, остались
по-прежнему отрешенными.
— Садись, поговорим,- с тяжелым вздохом сказала Найман-Ана.
И они сели на землю.
— Ты узнаешь меня? — спросила мать.
Манкурт отрицательно покачал головой.
— А как тебя звать?
— Манкурт, — ответил он.
— Это тебя теперь так зовут. А прежнее имя свое помнишь? Вспомни свое
настоящее имя.
Манкурт молчал. Мать видела, что он пытался вспомнить, на переносице от
напряжения выступили крупные капли пота и глаза заволоклись дрожащим
туманом.
— Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и
жизнь, — проговорила она вслух, — но кто придумал, кто смеет
покушаться на
память человека?!
— Твое имя Жоламан. Ты слышишь? Ты — Жоламан. А отца твоего звали
Доненбай. Разве ты не помнишь отца? Ведь он тебя с детства учил стрелять из
лука. А я твоя мать. А ты мой сын. Ты из племени найманов, понял?
Ты найман...
Все, что она говорила ему, он выслушал с полным отсутствием интереса к
ее словам, как будто бы речь шла ни о чем. Так же он слушал, наверное,
стрекот кузнечика в траве.
И тогда Найман-Ана спросила сына-манкурта:
— А что было до того, как ты пришел сюда?
— Ничего не было, — сказал он.
— Ночь была или день?
— Ничего не было, — сказал он.
— С кем ты хотел бы разговаривать?
— С луной. Но мы не слышим друг друга. Там кто-то сидит.
— А что ты еще хотел бы?
— Косу на голове, как у хозяина.
— Дай я посмотрю, что они сделали с твоей головой, — потянулась
Найман-Ана.

...Вернувшись, озлобленные жуаньжуаны стали
избивать манкурта. Но какой с него спрос. Только и отвечал:
— Она говорила, что она моя мать.
— Никакая она тебе не мать! У тебя нет матери! Ты знаешь, зачем она
приезжала? Ты знаешь? Она хочет содрать твою шапку и отпарить твою голову! —
Старший жуаньжуан вложил ему в руки лук со стрелами.
— Жоламан! Где ты? Это я, твоя мать! Где ты?
И, озираясь по сторонам в беспокойстви, не заметила она, что сын ее,
манкурт, прячась в тени верблюда, уже изготовился с колена, целясь натянутой
на тетиве стрелой. Отсвет солнца мешал ему, и он ждал удобного момента для
выстрела.
— Жоламан! Сын мой! — звала Найман-Ана, боясь, что с ним что-то
случилось. Повернулась в седле. — Не стреляй! — успела вскрикнуть она и
только было понукнула белую верблюдицу Акмаю, чтобы развернуться лицом, но
стрела коротко свистнула, вонзаясь в левый бок под руку.
То был смертельный удар. Найман-Ана наклонилась и стала медленно
падать, цепляясь за шею верблюдицы. Но прежде упал с головы ее белый платок,
который превратился в воздухе в птицу и полетел с криком: «Вспомни, чей ты?
Как твое имя? Твой отец Доненбай! Доненбай! Доненбай!»

Чингиз Айтматов. «И дольше века длится день». Роман. Полное собрание сочинений. Том.III стр.145 - 162

P.S. Эта легенда весьма точно передает трагизм разрушения кровных связей и традиций, культурных ценностей и исторической памяти. Мы не можем оставить наше общество и страну поколению «манкуртов». Мне кажется, все три госпрограммы и особенно меры по сохранению этнического и гражданского самосознания — реальный способ сопротивления манкуртству, защиты отечества. Даже в условиях экономического кризиса немыслимо прекращать настойчивую защиту самобытности и здравого смысла в человеке и народе. Очень надеюсь, что путь, выбранный высшим руководством республики, будет продолжен, так как больше некому защищать важнейшие для нашей страны ценности.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (38) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.01.2015 09:24

    в умах людей также как и в экономике - полная стагнация. далеко так не уехать...

  • Анонимно
    25.01.2015 10:03

    Отцы и дети. Это не ново.

  • Анонимно
    25.01.2015 11:43

    Спасибо за подробный анализ этих программ. Но вместе с тем ни министр культуры ни министр образования не назвали конкретных сумм которые остались не освоенными. Было ощущение что они вообще не разбираются в этих программах и им это не интересно. А по имеющейся информации сумма неосвоенных средств которые образовались из за некомпетентности ответственных из этих министерств составляет несколько десятков миллионов рублей.

  • Анонимно
    25.01.2015 11:52

    Процветают профанация, освоение бюджетов, и показуха. Ну не было на празднике "Науруз" 15 тысяч человек. Вранье. А половина тех, кто пришли - это те, кто за бесплатным пловом прибежали. Реальные показатели ассимиляции - обвал тиражей национальных издании, отсутствие какого либо конкурса на соответствующие специальности в ВУЗах, нежелание родителей отдавать детей в татарские школы и др. Заказывать концертные костюмы за госбабки и выставлять артистов на праздники на сцене - это наши могут.

    • Анонимно
      25.01.2015 22:58

      Согласен. Так как все вышеперечисленное - это результат безделия минкульта в течение двух десятилетий вместо последовательного воплощения выбранной стратегии, которая должна была быть выработана квалифицированными руководящими кадрами соответствующих ведомств. Кризис культуры проявляется в том, что живущие за пределами РТ татары куда более основательно подходят к вопросу сохранения национальной идентичности нежели в РТ на государственном уровне. И это без многомиллионных бюджетов - тупо голый , но эффективный энтузиазм.

  • Анонимно
    25.01.2015 11:57

    Отчет с цитированием мудрых мыслей министра с общественных советов в духе блокнота агитатора - это не Римзиоь Валеев эпохи интернета. Это жвачка, которая похоронила однажды Союз прекрасных республик. Где все было хорошо, но не было честности. Казанец

    • Анонимно
      25.01.2015 21:50

      Советский Союз похоронили и очковтирательство, обман людей. Зачем сейчас врать? Народ готов к пониманию правды.

  • Анонимно
    25.01.2015 12:06

    Все хорошее и плохое начинается в семье....

  • Анонимно
    25.01.2015 12:29

    Римзиль сказал правду, позитивно и честно. Кто ответит на вопрос: есть ли толк от этих форумов и траты денег? Пока нет по моему. Большинство только изображает работу.

    • Анонимно
      25.01.2015 13:24

      Чтобы ответить на вопрос о пользе и толке таких форумов и траты денег, надо спросить, а в чем цель таких форумов. Конечно, можно общими словами отмахнуться, сказав для развития культуры народа, но это только общие слова. Нужна конкретика. Подозреваю, что деньги тратят на то, чтобы держать "овец в загоне". Но они все равно разбегаются. Отсюда и жалобы на неэффективность таких трат. А может следовало бы подумать, а куда пастырь овец своих поведет. И пойдут ли овцы за пастырем? У "овец" ведь тоже есть коллективный разум, который им подсказывает, тем ли путем их ведет пастырь и куда. Может на заклание? Упс

  • Анонимно
    25.01.2015 13:09

    Результат их работы показывает заголовок статьи...

  • Анонимно
    25.01.2015 14:22

    Против имитации пишет человек.

  • Анонимно
    25.01.2015 17:35

    Каждый раз, когда возникает слово "манкурт", возникает отчуждение между людьми. Отчуждение! -- вместо диалога между потенциальными сторонниками.

  • Анонимно
    25.01.2015 20:16

    Наличие этих программ -это неплохо, намеченные мероприятия надо выполнять, выделенные деньги осваивать и т.д. Однако не это главное. На ниве защиты татарского языка и национальной идентичности крайне пассивны не только соответствующие государственные, но и общественные органы - ВКТ, ТОЦ и т.д. Уже давно необходимо было обжаловать в конституционный суд закон, запрещающий глав субъектов федерации называть президентом, обращаться в суды с исками об исполнении закона РТ "О языках", провести законные согласованные митинги о сохранении языка и т.д. Нужны мощные команды юристов, журналистов, нужны новые общественные организации, объединяющие научных деятелей, писателей, артистов, религиозных деятелей, бизнесменов. При этом необходимо действовать законным путем, не давать поводов для обвинения в экстремизме. Положение просто аховое, этого не увидит только равнодушный либо глупый. Наш язык умирает, он уже превратился, образно говоря, в "суржик" - смесь русского, английского и татарского. Если так будет продолжаться, скоро будем воспитывать "манкуртов" детей и внуков, только семья здесь мало что сможет сделать - необходимо, чтобы язык использовался в государственной и общественной жизни.

    • Анонимно
      25.01.2015 22:32

      Поддерживаю.Мы уснули."сначала было слово"-пора начать широкое обсуждение этих вопросов.В семье разговариваем, детей воспитываем на родном языке-ан нет,все равно "русеют"-поскольку вне семьи все на русском. В результате они хреново осваивают нашу культуру,остаются на стороне от огромного пласта вековых ценностей

    • Анонимно
      26.01.2015 08:02

      От этого язык бытового общения не станет нужным еще где-нибудь - вот отсюда все. Нельзя искусственно принудить

  • Анонимно
    25.01.2015 21:11

    Ну и что? Пусть говорят. Мои дети до четырех лет не знали ни слова по русски.Теперь знают оба языка прекрасно.

  • Анонимно
    26.01.2015 00:11

    в республике без татарского языка прожить можно. почему?почему (видал сам) приговор суда на татарском языке писали русским шрифтом, заменяя татарские буквы русскими? потому как на клавиатуре нет татарских букв.обсуждать можно много. но это последствия.причины не обсуждаем. ну а о последсвиях уже все сказано и написано.

    • Анонимно
      26.01.2015 12:44

      причина в том, что язык этот очень мало кому нужен. да и из тех многим нужен только "в принципе", если кто другой поработает на это, а сами - неее, на печке лучше полежат.

  • Анонимно
    26.01.2015 00:36

    Огромное уважение за публикацию, Римзиль! Точно обозначена ОБЩАЯ наша проблема (или беда?)- отрыв от ценностей, которые веками спасали нас, помогали сохранить себя в самые тяжкие времена. И - да! - вопрос не столько в том, "кто виноват?", но в том, "что надо сделать?". И пока есть думающие не только о чечевичной похлебке люди, остается надежда: сделаем! Спасибо!Маргарита Агафонова

  • Анонимно
    26.01.2015 09:28

    Потому что минобр Татарстана занимается показухой и отписками, когда выполняет поручение руководства республики улучшать родную речь татарских детей.
    Вы посмотрите на эти обр.программы! Это же отбивает у детей всякую любовь к родному языку наряду с уроками татарского 5 раз в неделю!
    Я не против 5 раз в неделю уроков татарского, на которых дети действительно учатся говорить и думать на родном языке!!!
    Но я против забивания мозгов ненужной информацией, как студентам филфака, наподобие спряжений и склонений!!! Учите детей говорить и думать на татарском! Применяйте интересные детям, а не красивые для взрослых методики! Дети ведь мучаются и уже ненавидят тат.яз!!! А учителя разводят руками - мол мы должны выполнить программу!

    • Анонимно
      27.01.2015 00:28

      Надеюсь, наш президент это читает. Иначе все без толку. Показуха продолжится...

  • Анонимно
    26.01.2015 09:45

    Только давайте без фанатизма, ладно?Не забывайте, что вашим детям еще и грамотно по русски писать надо уметь и говорить (они ж не всю жизнь в Татарстане жить будут, правда? Кто-то и в Питер, Москву уедет и тд).. А сейчас в школах русского языка преподают в два раза меньше чем татарского. А уровень преподавания обоих языков - стал просто позорный. Учебники и те с ошибками.Вчера видела: парень написал "Пэч" (имея в виду "Печь")..Куда катимся..

    • Анонимно
      26.01.2015 11:02

      3 урока татарского языка + 2 урока татарской литературы. Никаких 5-ти уроков татарского нет. Вы же не называете уроки русской литературы уроками русского языка?

      • Анонимно
        27.01.2015 22:11

        Сын учился в ПЕРВОМ классе ПЯТЬ дней в НЕДЕЛЮ. Уроков ТАТАРСКОГО было ШЕСТЬ в НЕДЕЛЮ!

    • Анонимно
      26.01.2015 12:43

      Ну будет новое правописание слова. Так и рождается новый язык. У нас же много детей от смешанных браков, вот и будет у них такой язык. И пэч будет вместо печь. Упс

  • Анонимно
    26.01.2015 10:09

    Да, создается впечатление, что эти методические пособия придумали специально, чтобы возненавидели татарский язык и уровень преподования такой же, с этим что-то нужно делать.

  • Анонимно
    26.01.2015 10:16

    Валеев конечно увлеченный человек но все таки в каких то рамках надо оставаться.Это явный перебор -"Растет поколение, с младенчества привыкшее насилию, пыткам и перестрелкам."И насчет языка дедов и внуков тоже перебор. Это уже бег не просто против ветра, а против урагана. За последние три-четыре десятилетия изменился не только материальный мир, но и духовный мир заложив пару головокружительных виражей продолжает куролесить. А Валеев что? Требует остаться в прежнем языковом гетто? Это НЕ возможно.

    • Анонимно
      26.01.2015 11:42

      С чего вы взяли, что Валеев "требует остаться в прежнем языковом гетто"? Он бьет тревогу, что татарский язык задвигают на задворки, причем именно в Татарстане. Хотя здесь он и должен постоянно звучать и развиваться. Одно замечание, с которым многие согласятся - методику преподавания татарского языка надо менять. Может пригласить для консультации полиглота Дмитрия Петрова?Кстати, очень восхищают молодые люди, которые хорошо ,без акцета , разговаривают и на русском, и на татарском. И такие есть. Как правило, они неплохо говорят и на английском или другом иностранном языке.

  • Анонимно
    26.01.2015 10:47

    Проблема отцов и детей была всегда

  • Анонимно
    26.01.2015 11:59

    Правильно сказано!"Вот и за цифрами национальных и образовательных параметров хотелось бы увидеть реальную динамику развития духовного мира, гармонию самобытности. Их не передашь количеством концертов, статей, передач. И даже замером общественного мнения, если не применять специальные методики.Президент республики, исполнительная и законодательная власть выполнили свой долг, расписали порядок работы, назначили ответственных лиц и профинансировали проекты. А дальше что? Речь иногда идет о решении мировых или общероссийских проблем, которые не изменить формальной отчетностью, праздной суетой шумихой. До последней поры не было серьезного мониторинга всех местностей по части идентификации, поэтому почти нет исходных данных и невозможно узнать, достаточно ли принятых мер, продвинулись вперед или катимся назад."

  • smr
    26.01.2015 15:45

    Язык должен быть красивым чтобы быть привлекательным, его нужно культивировать, развивать, а господство татарского суржика его убивает.

  • Харитон
    26.01.2015 22:51

    Вся эта возня в Минобре Татарстана одна показуха, декларация о намерениях, в планах все правильно и востребовано, только кто это собирается исполнять, да и в намерениях все половинчато. Татарский язык будет востребован только тогда, когда он станет обязательным в делопроизводстве и в министерских кабинетах для любого. Нужно востановить среднее образование и Высшую школу на татарском языке, обязав также и всех бизнесменов вложиться в это и наплевать, что подумает Москва. Пора нашим властям и по столу стукнуть и показать свой независимый характер

    • Анонимно
      27.01.2015 11:54

      Хотелось бы посмотреть, как это будет происходить:"обязать также и всех бизнесменов вложиться в это" и "наплевать, что подумает Москва"))

  • Анонимно
    27.01.2015 08:43

    А как обязать открыть чиновников высшие школы на татарском языке? На эти вопросы они глухи и немы, а выметать их из просиженого места кому под силу?

  • Анонимно
    27.01.2015 10:45

    Почему татарский не перевести на турецкий? Более звучный и красивый язык, не грубый. Очень близкий. Тем более многие татарские деятели культуры бросали Татарстан и уезжали в Турцию, а нынешние элиты имеют там дома и поместья. Нет, серьезно, это никакая не попытка как-то принизить татар как этнос, сам татарин. В связи с ситуацией в стране и мире, все эти программы в статье могут понадобиться и пригодиться, кстати. Как правильно заметил Валеев, никто не знает в какой стране мы можем проснуться через 2-3 года.

  • Анонимно
    3.02.2015 20:44

    Не знаю, как другие, относящие себя к русскоговорящим, я все годы жалел, что в детстве не помогли мне освоить язык коренных жителей - татар.Я с удовольствием хожу почти на все спектакли в театр Г.Камала. Понимаю отдельные слова, но больше всего мне нравится музыка народа. Человек знающий минимум 2 языка, живет 2 жизни, а если знает больше, ему можно только позавидовать. Нам всем нужно вести пропаганду об изучении, освоении языка коренных национальностей. Очень плохо когда наши дети и внуки это не понимают, им нужно помогать. И делать это надо более активно, то, что делается, уже хорошо, но нужно найти такие формы убеждения и воспитания, чтобы был желаемый результат. С уважением Г.С. Захаров

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль