Общество 
28.01.2015

Рустам Минниханов: мы не «Шарли»!

Президент РТ о юбилее Победы, бренде «Наследие Татарстана» и основах межнационального согласия

Вчерашняя коллегия министерства культуры РТ по итогам 2014 года ознаменовалась ярким и подробным выступлением президента республики Рустама Минниханова, подводившего итоги совещания. В своей речи глава республики коснулся многих актуальных тем культурной политики, в том числе дав оценку недавним трагическим событиям во Франции с точки зрения проблем межнационального мира. «БИЗНЕС Online» приводит стенограмму выступления Минниханова.

«И ЧУВАШИ, И УДМУРТЫ, И МАРИЙЦЫ»

Уважаемые участники сегодняшней коллегии! Прекрасная возможность встретиться. Огромные слова благодарности, Григорий Петрович (Григорий Ивлиев — заместитель министра культуры РФ прим. ред.), вам. Прошу передать слова благодарности лично министру культуры РФ. На самом деле это не просто слова, а огромная поддержка во всех наших начинаниях, проектах. И, конечно же, та победа, я считаю, победа Российской Федерации, что Болгар был включен в список культурного наследия ЮНЕСКО, — это наша общая победа. Здесь и министерство культуры РФ, и лично министр, и министерство иностранных дел Российской Федерации, но и, конечно же, огромная заслуга нашего первого президента Минтимера Шариповича Шаймиева, который заслуживает отдельных аплодисментов.

Много проектов, в которых мы участвуем, которые предлагаются министерством культуры РФ, и я думаю, что все те обозначенные программы нами будут поддержаны, и мы еще хотим обсудить с вами несколько наших идей, которые могли бы найти в дальнейшем поддержку и принести пользу всей нашей стране.

2014 год — он был насыщен многими событиями, Казань была столицей тюркского мира. Это тоже знаковое событие вообще для всего тюркского мира. Это была возможность показать всему миру наш потенциал, и я считаю, что мы, и особенно министерство культуры, все наши учреждения, все те люди, которые были задействованы, достойно показали самобытность и что такое Россия и в то же время показали, что есть еще такие исторические, культурные, национальные образования, где мы сохраняем и культуру, и историю. Наш коллега из Кукморского района здесь рассказал о том, как развивается удмуртское село. И я считаю, что это наше богатство. И чуваши, и удмурты, и марийцы, и другие национальности, они особо стараются сохранять свою самобытность. И в этом нужна поддержка как федеральной власти, так и региональных властей.

БОЛЬШАЯ РАБОТА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ СВИЯЖСКА

Что касается нашей культуры, языка, религии. В республике, конечно, у нас есть большие возможности, мы стараемся этим воспользоваться. Но только 30 процентов татар живут на территории Республики Татарстан. Остальные живут во всех субъектах РФ и за пределами страны. И для этой категории очень важна поддержка и та работа, которую мы проводим через всемирный конгресс татар. Здесь огромная роль министерства культуры РТ и министерства образования РТ. Эти вопросы очень важны, мы не можем замыкаться только в периметре Республики Татарстан, мы должны смотреть немного пошире. Потому что люди, которые живут за ее пределами, тоже хотят иметь свою самобытность и знать свою историю. Я думаю, что это тоже очень важная работа, которую мы должны проводить.

Большая работа стоит перед нами по продвижению Свияжска в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Объект заслуживает этого. Времена непростые, в той ситуации, в которой оказалась наша страна, предвзятое отношение некоторых стран, оно осложняет эту работу. Но я считаю, что системная работа и те материалы, которые нами подготовлены, они бесспорны. И это позволяет нам претендовать на такое звание. Мусульманскую святыню мы продвинули, Казанский Кремль уже в списках, и очень важно, чтобы Свияжск тоже прозвучал. И это то наше наследие, которым мы гордимся, показываем. Сегодня идет большая работа по восстановлению, хотя многое уже сделано. Но идеи огромные, и спрос как у нашего местного населения, так и туристов из Российской Федерации, и наших иностранных гостей. Они с огромным удовольствием едут на эти наши новые площадки. Большая работа ведется и по нашей столице. Есть у нас и другие проекты, например, Билярск, которые требуют серьезной поддержки.

МУЗЕЙ ЛЬВА ТОЛСТОГО НА БАЗЕ ШКОЛЫ №39

Могу сказать, что и то, что указом президента РФ утверждены основы государственной культурной политики, — это очень серьезный документ, который показывает значение отрасли культуры в развитии нашей страны. И то, что сегодня уже в республике на выходе стратегия развития до 2030 года, и в ней обязательно будет блок культуры, это говорит о том, что мы должны системно работать по всем этим направлениям.

Последние годы мы серьезно работаем с нашими музеями. Интересный проект реализуется на базе музея Льва Николаевича Толстого. Там интересное решение. Мы сначала имели разные позиции, но в конце нашли очень правильную и рабочую форму, когда базой становится одна из ведущих школ — казанская №39, и это будет музейно-образовательный комплекс. Очень важно, чтобы эти музейные центры были не просто местом, куда приходят люди, они должны быть образовательными центрами. И вообще, роль воспитания нашего подрастающего поколения без знания истории, без таких площадок мы решить не сможем.

И то, что сегодня появилась инициатива федерального центра о бесплатном посещении школьниками музеев и другие формы — это очень важная работа. И нашим министерству культуры и министерству образования РТ нужно подготовить целую программу и рекомендации по посещению нашими школьниками театральных постановок, музейных экспозиций. В этом направлении у нас есть хорошая база. Очень хороший опыт прошлого года по созданию таких решений, как «Литературный дворик», «Культурный дневник первоклассника». Посмотрели здесь на выставке, все это востребовано и очень важно для нашего населения. И, конечно, мы должны использовать все современные технологии, то, что мы сейчас обладаем широкополосным интернетом, то, что мы можем дойти до любого нашего населенного пункта. Это раскрывает наши возможности.

«ВЫ ВИДИТЕ, ЧТО ПЫТАЮТСЯ ПЕРЕКРАИВАТЬ ИСТОРИЮ»

Этот год — год Великой Победы. Мы должны очень серьезно подготовиться к юбилею. Это работа не 9 мая, мы уже вчера эту работу начали. Конечно же, одна из основных нагрузок в рамках проведения этого юбилея, она накладывается на министерство культуры РТ. Много будет мероприятий, думаю, что у нас есть и силы, и средства, и желание, чтобы это прошло на самом высоком уровне. Вы видите, что пытаются перекраивать историю, занизить роль Красной армии и Советского Союза. И эта работа идет системно. Мы должны сохранить историческую справедливость, мы должны сохранить отношение к нашим героям. В принципе, в каждой семье мы потеряли значительное количество людей, и каждая семья внесла огромные усилия для этой победы. Конечно, мы не можем смириться с этим. Бороться с этим невозможно, но мы должны работать в рамках нашей страны, использовать весь арсенал СМИ, всю базу, которой мы располагаем.

Еще один важный вопрос — кадровый. Конечно, он непростой. Очень серьезно надо работать по подготовке и переподготовке специалистов. У нас есть учебные заведения, и мы еще хотим к вам обратиться (к министерству культуры РФприм. ред.) по поводу Суриковского института. Это же очень нужный и важный учебный центр, где пока не определена форма. Все это работает пока благодаря нашей поддержке. Без федеральной и нашей поддержки его работа не будет эффективной. Он бы мог стать центром не только Татарстана, а для нашего Приволжского округа. Можно организовать очень серьезную площадку, потому что таких центров в нашей стране не так много. И я просил бы обратить внимание на этот наш центр.

Идет подготовка к открытию музеев Ленина, Баратынского, Горького, о музее Толстого я уже сказал. И мы эту работу будем продолжать. У нас есть своя аналитика музеев. Есть музеи очень востребованные, очень эффективные. Это еще зависит от тех людей, которые там работают. Поэтому министерство культуры на основе анализа данных сделает правильную координацию работы этих музеев. А многие музеи — их нужно соединить с нашими школами. Не все музеи используются по назначению. Но эта тема требует отдельной работы. Мне докладывали об аудите и состоянии музейных комплексов, есть очень успешные и динамичные, но есть и те, которые посещают 10 человек в месяц. Но это не дело! Это особенно касается муниципалитетов. Но наши базовые музеи — они очень востребованы, и здесь никаких вопросов мы не имеем.

«КУЛЬТУРА И ТУРИЗМ — ОДНО ДОБАВЛЯЕТ ДРУГОЕ»

Мы ищем пути. Культура и туризм — одно добавляет второе. Здесь нужно очень правильно и грамотно сформировать нашу работу. Бренд «Наследие Татарстана» — это некая попытка продвигать то, что у нас есть. По-разному к этому относятся, но это лучше, чем ничего не делать. Сегодня этот бренд разработан, и наша задача — его продвигать, его совершенствовать. Я бы в этом направлении попросил активнее работать учреждения министерства культуры.

Было уже сказано, что за министерством культуры закреплены вопросы межкультурных и межнациональных отношений. Наша страна многонациональная, наша республика тоже. Наша республика вошла в число 11 пилотных субъектов страны по апробации федеральной системы мониторинга межнациональных отношений. Здесь, я думаю, у нас уже есть много наработок, которые мы могли бы предложить для наших федеральных коллег. Потому что мы этой темой очень подробно занимаемся. И, конечно же, межнациональное, межрелигиозное согласие — это основа развития любой территории и развития нашей страны. Ни в коем случае не нужно допускать то, что происходит во Франции. Вроде бы там свобода слова. Какая свобода слова! Это оскорбление чувств огромного количества людей. Нельзя принижать роль любой религии, любой нации. Мы должны создавать условия, чтобы они жили и работали в мире и согласии. Эти вещи — тонкие.

Почему есть прогресс и динамика в нашей республике? Потому что эти вопросы стоят на первой линии и к этим вопросам мы относимся очень аккуратно. Поэтому в этой части нам совместно с министерством культуры Российской Федерации активно нужно проводить работу и, конечно же, активно освещать эту работу через СМИ. Мы эту работу через наши СМИ проводим, но федеральные СМИ к этому вопросу... К сожалению, времени у них пока нет. Они показывают больше негативных вещей. А нам нужны вещи, которые объединяют нашу страну, показывают патриотизм, любовь к своей стране.

В целом, я считаю, у нас огромный потенциал. Мы за прошлый год сделали очень много. Много еще задач. Это надо, театр надо... Машину даем, а нам бы еще здание... Я считаю, что это очень правильно. Люди должны жить с хорошими ожиданиями. И мы должны последовательно двигаться вперед.

Помните по сельским клубам — говорили, говорили, а потом приняли решение. Каждый год в каждом районе один новый клуб. Если бы решения не было — их бы не было. И в этом году тоже построим. Сейчас идет разговор о приведении в порядок. Вот, школами занимаемся. Клубы, которые надо ремонтировать, эту работу тоже будем продолжать.

«МЫ И САМИ СЕРЬЕЗНЫЙ РЕГИОН»

Понятно, сегодня по ряду причин, которые от нас не зависят, ситуация усугубилась. Очень важно сохранить спокойствие, сохранить трудовые коллективы, сохранить веру в национальную валюту. Эту ситуацию деструктивные силы будут использовать для раскачивания ситуации, для того чтобы найти какие-то изъяны в отношении власти. Стабильность — это очень тонкий момент, и, конечно же, экономика экономикой, но ваша отрасль очень многое вносит для духовного обогащения людей. Чтобы люди находили радость, находили себя. И мы должны дойти до нашего населения, разъяснять ситуацию и не только негативными последствиями. Я уверен, что антикризисные меры, которые разработаны и будут приняты федеральным правительством, и та работа, которую мы организуем в нашей республике, они обеспечат стабильность.

Конечно, будут некие сложности. Но нам главное сегодня — сохранить стабильность, сохранить ту динамику, которая есть в Татарстане. И мы можем гордиться нашей республикой. Это результат нашей общей работы. Это результат наших прекрасных отношений с федеральным центром. Ведь Татарстан сейчас участвует во всех федеральных программах. Это результат поддержки Татарстана президентом РФ. Мы и сами серьезный регион, но если мы не будем действовать вместе в масштабах всей страны, конечно же, стабильности и согласия не будет. Очень важно, чтобы наша страна сохраняла согласие и стабильность. Ну и, конечно, сохранила экономический рост и решала те задачи, которые поставил президент РФ.

Хотел бы поблагодарить коллектив министерства культуры за работу. Если взять 10 лет назад, 5 лет назад — изменения колоссальные, возможности колоссальные. О чем свидетельствуют и этот зал Качаловского театра, и наш новый кукольный театр. Мы и дальше будем двигаться. Разве это не наши достижения? Это наши достижения. Поэтому я благодарю вас за вашу работу!

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.01.2015 09:01

    Одна из важнейших побед Года культуры в РТ - создание в одном из самых уникальных городов России - Чистополе историко-архитектурного и литературного музея заповедника.Думается, что это крупнейший проект нашей страны,к-ый курируют руководители республики и министр культуры России. Результат налицо:в декабре заповедник выиграл грант правит-ва РФ 1,5 млрд рублей на ремонтно-реставрационные работы старой части города,на создание новых музейных комплексов,научное обоснование истории города и мн. др.Более 200 писателей жили здесь в эвакуации в 1941-43 гг.и среди них Нобелевский лауреат Б.Л. Пастернак,125-летие к-го будет отмечаться мировой общ-стью в этом году.В год 70-летия Великой Победы нужно поднять на достойную высоту Чистополь,население к-го удвоилось к 1942 г.за счет эвакуированных предприятий,заводов,населения с оккупированных врагом территорий,писательской колонии с семьями.В Год литературы,объявленный президентом РФ,есть шанс вернуть древний город к жизни.До 1917г.он всегда был на 2-ом месте в огромной и богатой Казанской губернии по всем, в том числе социально-экономическим показателям.Итак,всё внимание на самый яркий проект России! НВ.

    • Анонимно
      28.01.2015 10:37

      Как интересно, одних на фронт, других на увеличение численности Чистополя. Ирек.

  • Анонимно
    28.01.2015 11:05

    Айрат Миннемуллович! Браво! Молодец! Без лишних PRов. Тихо. Просто работает, просто любит и верит в то, что делает! Правильный и очень мудрый выбор Президента! Ведь навел порядок в министерстве!

    • Анонимно
      28.01.2015 15:05

      Мда?? что-то сомнительно насчет порядка. Может там полы и тщательно моют, но вот в плане решений вопросов этого министерства вы видимо далеки от истиной правды. Хотя может в части только кино и искусства. Как это мило )))

    • Анонимно
      28.01.2015 16:05

      Такой яркий комментарий)

  • Анонимно
    28.01.2015 11:06

    А на счет школ и клубов в деревнях... совершенно противоположная картина. Все приходит в упадок и разваливается. Например Высокогорский р-н, и д. Каракуль и др. деревни в этом р-не.Само озеро Каракуль - официальный памятник природной архитектуре.А приезжайте на озеро летом. Все озеро заросло водорослями, мусора на берегу куча. "Как глубок Каракуль, Благодатны места. Очарованье твое У всех на устах"Если мы не позаботимся о своей земле, то скоро этого не будет!

  • Анонимно
    28.01.2015 11:41

    на сайте театра Камала была информация о награждении на этой коллегии, в номинации "Лучший руководитель года" победителем назван Ильфир Якупов, директор Театра им.Г.Камала. Поздравляем! Очень приятно видеть, как старейший театр не только не отстает от жизни, но и сумел совместить современность и добрые многолетние традиции.

  • Анонимно
    28.01.2015 13:44

    Думаю, что весьма умное и нужное выступление президента.То, что пытаются занизить роль СССР в Победе над Германией в западных СМИ это не ново. Маленький пример, недавний "шабаш" вокруг того кто освободил Освенцим.Жалко, что и у нас есть свои "шарлишки".В одной из газет озлобленная и неграмотная в истории старушка оклеветала маршала Г.К.Жукова, который якобы посылал взрывать минные поля своими телами солдат и особенно из татар.В газете конечно была статья опровергающая ее.Жалко, что ветераны и особенно историки более жестко не разоблачили эту клеветницу.Думаю, что к 70 летию Победы мы должны прочитать много нового.Жалко, что недавно ушел из жизни профессор А.А.Иванов, сын фронтовика, донского казака, человек очень много сделавший что бы показать вклад татарстанцев в Победу.Но есть его ученики и продолжатели. БО очень правильно сделал привлекая наше внимание к этой теме.

  • Анонимно
    28.01.2015 16:38

    Минкульту РТ еще рано фанфары трубить, критику и самокритику они совсем забыли в своей повседневной работе, к чему совершенно справедливо призывали во времена КПСС и советской власти. А ведь Минкульт - это важнейшее политико-идеологическое и государство-образующее ведомство Республики Татарстан, поскольку культура национальной республики это не то же самое, что культура какой-нибудь области. Национальные республики для того и существуют, чтобы поддерживать и развивать национальные культуры образовавших их титульных народов. И тут всякое ханжество и демагогия просто не уместны, дескать, у нас полный интернационал и слияние культур, как это, сожалению, имеет место быть в нынешние времена в означенном ведомстве. К сожалению, Министерство культуры РТ не уделяет должного внимания развитию национальной культуры татарского народа, особенно тому, что принято называть высокой культурой. А без этого размываются и основы национальной государственности Татарстана. Вот сегодня татарский народ фактически лишен национального музыкального театра, при номинальном наличии Татарского государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля, полностью устранившегося от татарского репертуара. Татарские композиторы справедливо сетуют, что им негде ставить свои произведения, требуют открыть новый музыкальный театр. И это при том, что существующий музыкальный театр им. Джалиля не используется и на половину своих возможностей. Тему крупных политических ошибок Минкульта РТ можно продолжить. В прошлом году в Казахстане проводились Дни культуры Татарстана. Прямо скажу, это было большое событие в истории культурных связей братских народов: татар и казахов. И что же, Государственный симфонический оркестр РТ повез в Астану программу, составленную исключительно из произведений русских и европейских композиторов. Где тут культурные связи татарского и казахского народов? Что, Министерство культуры Татарстана не должно было проконтролировать репертуар оркестра в данной ситуации? Мне казахские друзья с недоумением рассказывали о концерте ГСО РТ в Астане. Ведь есть выдающийся композитор, классик двух народов Латиф Хамиди, уроженец Татарстана. Почему нельзя было включить его симфонические произведения в программу выступления главного оркестра Татарстана в братском Казахстане? Я считаю, это серьезнейшие упущения и ошибки в работе Министерства культуры Республики Татарстан.Талгат Бареев.

    • Анонимно
      28.01.2015 18:26

      Талгат, культура татар и культура Татарстана - это не одно и то же. Представляя культуру Татарстана в других регионах, надо показывать лучших представителей культуры вне зависимости от национальности и с тем репертуаром, который их прославил, а не с тем, который диктуют чиновники.

      • Анонимно
        28.01.2015 20:03

        Талгат дус! Лирон Хамидуллин в своё время сделал очень-очень многое для улучшения культурных взаимосвязей между татарами и казахами. Кто помнит об этом? Жизнь удивительно цинична...

      • Анонимно
        28.01.2015 22:40

        \\Талгат, культура татар и культура Татарстана - это не одно и то же\\ - Если Казахстан проводит у себя Дни культуры Татарстана, то это в первую очередь означает для наших казахских друзей знакомство с татарской культурой, они сами об этом открыто говорят. Для знакомства с русской культурой у них миллион возможностей, по соседству Челябинская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Волгоградская области, да и Москва постоянно проводит дни русской культуры.\\Представляя культуру Татарстана в других регионах, надо показывать лучших представителей культуры вне зависимости от национальности и с тем репертуаром, который их прославил, а не с тем, который диктуют чиновники\\ - Причем тут диктат чиновников, если казахские друзья хотели услышать именно татарскую музыку. Наверное, дни культуры одного народа у другого народа имеют и политическую составляющую в плане взаимодействия близких, братских культур тюркских народов. Если ГСО РТ практически не играет татарскую музыку (хотя он для этого и создавался изначально) в силу предвзятого отношения к ней руководителя оркестра, то как можно говорить о "репертуаре, который их прославил"? Вообще-то, особой какой-то мировой славы г-на Сладковского я не замечаю, тем более в Казахстане, где мне приходится бывать. Если татарскую культуру специально "держать и не пущать", как это происходит сегодня в сфере академической музыки Татарстана, то татарам вообще не светит быть "лучшими представителями культуры" своей республики. Вот и не удивительно, что главный оркестр Татарстана демонстративно и постоянно играет опус "В стане Тамерлана" московского композитора, оскорбительный для исторической памяти татарского народа.Т.Б.

  • Анонимно
    28.01.2015 17:02

    Добротный музей на базе школы - это не то.Такое уже было с Боратынским. Потому что музей (человека) это не квадратные метры для посещений. В таком музее должен появиться Дух. В школе он не появится.Я вижу простой выход из ситуации: не биться за дом на Япеева. Тем более, что он очень большой, его не чем начинить! Не набрать столько подлинников или крепких аналогов. Надо просить у начальства выкупить скромное здание типа, опять-таки, музея Боратынского. А для этого нет ничего лучше третьей (последней) квартиры Лёвушки в Казани (флигель д. Петонди).Сергей Саначин

    • БОБ
      28.01.2015 19:35

      Сергей Павлович, возможно поэту Боратынскому и флигеля достаточно. Но Толстой - писатель мирового масштаба... Создать хороший музей можно, если этого захочет президент РТ и если затем помогут министерства культуры РФ и РТ, и если сообща они найдут (прежде всего!) достойного специалиста, к которому потянутся краеведы, потомки, общественность... Согласен, что главное для музея - Дух. Вот в республиканский наш музей вложили большие деньги, а Духа там не чувствуется. А,до пожара, Дух там был и это был Музей с большой буквы. В чем немалая заслуга принадлежала именно конкретному специалисту к которому все тянулись - Дьяконову...

      • Анонимно
        29.01.2015 00:04

        Да не в масштабе, Борис, дело. Чем напичкать огромное здание, вот вопрос. Создать музей мировой личности, старика? Это уже есть, но не в Казани. И люди прут чуть ли не пол км по лесу, чтобы увидеть его ПОДЛИННУЮ, даже без памятника могилу. А что бы ты показал здесь? Будущие труды пацана? Кому это интересно? Ведь интересно то, что и как он тут делал. Я, вот, нашел дом, куда он часто ходил и который описан в рассказе "После бала". Часто подхожу к нему, заглядываю в окна. А делать музей классика, старика..., как то не прельщает.Сергей Саначин

        • БОБ
          29.01.2015 14:27

          Сергей Павлович, я согласен с тем, что не стоит делать музей старика. Но это мог бы быть культурный центр: музей о юном Толстом и его казанских родственниках, и о городе, который видел Толстой и о казанцах той поры + антикварная лавка + магазин "Букинист" + досуговый центр (литературный салон, выставочная галерея, драматический кружок-студия,...) + кафе "У Толстого"... Напичкать (при творческом подходе) есть чем...

          • Анонимно
            29.01.2015 22:02

            Начинка - ключевейший вопрос всех мономузеев. Букинисты, литсалоны, выставки, кафе со спекулятивными названиями (Хемингуэй, Монблан, Маяковский, пр.) только угробят затею. Музей Казани итак будет.Юный Толстой - вот именно фишка! Не надо делать всеядного гипермузея. А сделать бы музей "До и после бала Левы Толстого". Там, где бал-то и был! Выпросить туда еще и Быкова и Чайкина из Анатомического музея. Перенести туда ежегодные балы школьников. И, вот она - драгоценная ныне аутентичность.Сергей Саначин

  • Анонимно
    28.01.2015 19:43

    Для начала поддерживайте чистоту на улицах и в подъездах и учите чистоте детей, а о чистоте помыслов поговорим потом, когда усвоите первый урок

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль