Общество 
28.01.2015

«Быстрого отскока цены на нефть, как это было в кризис 2008 - 2009 годов, не произойдет...»

Министр РФ доложил сенаторам о новоиспеченном антикризисном плане правительства. Впечатление противоречивое

Сегодня министр финансов Антон Силуанов презентовал Совету Федерации антикризисный план, который был подписан премьером Медведевым накануне, а обнародован только сегодня утром. Министр заявил, что в скором времени ожидать кардинального изменения ситуации с ценами на нефть не приходится — из этого фактора вытекает стратегия адаптации к новой реальности. Тем не менее, как узнала корреспондент «БИЗНЕС Online», правительство готово проиндексировать пенсии, помочь безработным и отдельным отраслям экономики, а также МСБ. Последнее отдано на откуп регионам, которых министр призвал одновременно ни в коем случае не увеличивать расходы. Засветился с лоббистским вопросом Силуанову и экс-мэр Зеленодольска Сергей Батин, которого почему-то в этой ситуации интересуют проблемы... банков.

Антон Силуанов
Антон Силуанов: «Одна из главных задач — не растерять резервы, не растерять финансовую устойчивость государства, которую мы создавали в последние годы»

«АДАПТИРОВАТЬСЯ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ»

Сегодня на первом заседании весенней сессии Совета Федерации РФ в рамках правительственного часа министр финансов Антон Силуанов отчитался по принятому накануне правительством антикризисному плану. Министр был неоригинален: снижении цен на нефть и санкции «кардинально изменили внешние условия, в которых существует российская экономика». При этом именно цены на нефть имели решающее значение — Россия начала меньше получать валюты. Силуанов сослался на мнение экспертов (еще несколько месяцев назад цитировали других экспертов, которые верили, что ниже $80 за барель черное золото не упадет!), согласно которому в скором времени ожидать кардинального изменения ситуации не приходится, цена если и будет расти, то немного и уже не достигнет показателей «жирных» годов со $100 за баррель. «Быстрого отскока цены на нефть, как это было в кризис 2008 - 2009 годов, не произойдет. Связано это с тем, что в настоящее время в мире достаточно большой объем производства нефти, замедление темпов роста развития мировой экономики. Это избыточное производство нефти давит на цену», — объяснил министр. Его пессимизм действовал вдохновляюще, скаладывалось ощущение, что наконец-то перестанем надеяться на внешний фактор — больше на себя.

Поскольку ситуация обещает быть долгосрочной, то российской экономике следует «адаптироваться к новым условиям, новым возможностям». Для этого правительство подготовило комплекс мер, которые направлены на минимизацию действий внешних факторов, чтобы поддержать предприятия и необеспеченные слои граждан.

Каков он, этот план?

«БЮДЖЕТЫ — В СООТВЕТСТВИЕ С РЕАЛИЯМИ»

Далее Силуанов перешел к перечислению ключевых направлений плана кабмина (напомним, что в документе 60 пунктов!). В первую очередь он выделил социальную стабильность. Для этого прежде всего с 1 февраля на 11,4% проиндексируют пенсии. Естественно, потребуются дополнительные ресурсы в размере 188 млрд. рублей. Также в рамках соцстабильности отдельные деньги, как обещал Силуанов, пойдут на поддержку граждан, потерявших работу. Кроме того, из средств материнского капитала можно рассчитывать на разовую выплату 20 тыс. рублей. Так сказать, небольшая доза народного популизма: бессмысленно, но приятно.

Отдельно Силуанов коснулся поддержки регионов, долг которых только за тот год возрос еще на 20% и составляет теперь более 2 трлн. рублей. Поэтому правительство решило поддержать субъекты в части погашения коммерческой задолженности. «Предлагаем перефинансировать коммерческую задолженность за счет бюджетных кредитов. На это дополнительно предусматривается выделить 160 миллиардов рублей бюджетных кредитов», — пояснил министр. Однако и сами регионы должны позаботиться о себе, составив свои антикризисные планы, «привести бюджеты в соответствие с новыми реалиями». «Надо выделить ключевые приоритеты, как это сделало правительство», — сурово добавил Силуанов.

Поскольку ситуация обещает быть долгосрочной, то российской экономике следует «адаптироваться к новым условиям, новым возможностям»

В числе приоритетов кабмина значится поддержка банков, которым еще в конце того года решили выделить на докапитализацию 1 трлн. рублей. «Без капитала невозможно увеличивать ресурс кредитования экономики», — объяснил этот шаг Силуанов. Впрочем, эти внушительные средства будут распределены между 27 устойчивыми банками с собственным капиталом не ниже 25 млрд. рублей. Между тем им поставлено условие — ежемесячно наращивать объем кредитования экономики в размере не менее 1%. Выделены специальные отрасли: сельское хозяйство, обрабатывающая промышленностью, химическая промышленность, машиностроение, строительство, транспортный комплекс. Контролировать использование ресурсов будет Центробанк. «Увеличение капитала на триллион рублей даст возможность привлечь дополнительные ресурсы банкам, чтобы увеличить кредитование экономики, в том числе кредитование бюджетов субъектов РФ», — добавил министр.

А теперь об одном из важнейших секторов. Было сказано, что государство планируетподдержать также малый и средний бизнес. Для них решено упростить условия ведения бизнеса, снизить административные процедуры, контроль, освободить от налогов индивидуальных предпринимателей на два года и прочее. «В нынешних условиях, когда предприятия будут сокращать численность, издержки, именно малый бизнес должен подхватить занятость», — считает глава минфина. Слова правильные, но решения и бремя отвественности по ним Москва спустила на уровень регионов...

БЮДЖЕТ РЕЖЕМ НА 10%

Кроме того, помощь будет оказана также отдельным отраслям экономики. Силуанов предложил перейти на ключевую ставку, которая значительно отличается от ставки рефинансирования, при поддержке субъектов промышленности. «На это потребуется 125 миллиардов рублей. Таких денег в бюджете нет», — констатировал министр. Поэтому, уверен он, надо «точечно» решать проблему, например, на посевную субсидировать селян по ключевой ставке. Собственно, сельскому хозяйству также выделят дополнительные средства — в бюджете заложено на это до 50 млрд. рублей.

Николай Власенко
Николай Власенко озаботился судьбой предпринимателей, которые спрашивали, можно ли зафиксировать розничные ставки по инвестиционным кредитным договорам, которые они брали несколько лет назад

Силуанов не раз предупредил, что ни в коем случае нельзя увеличивать расходы, в том числе регионов. Что касается федерального бюджета, то уже решено перераспределить траты и сократить их в среднем на 10%. А в следующие годы планомерно сокращать их на 5%. Даже инвестиционные расходы правительство решило попридержать, руководствуясь приоритетами. «Все стройки, которые подлежат вводу в текущем году, финансировать в полном объеме. Переходящие стройки, которые имеют завершение в будущие годы, в точечном порядке рассмотреть, исходя из подхода 50 процентов финансирования от того объема, который предусмотрен на текущий год. Все новые стройки пока отложить», — прокомментировал Силуанов. Естественно, данные меры не коснутся Крыма и Севастополя. В том числе министр предложил оптимизировать траты на госаппарат. «Одна из главных задач — не растерять резервы, не растерять финансовую устойчивость государства, которую мы создавали в последние годы», — определил главный приоритет властей Силуанов.

«КТО ПОНЕСЕТ ДЕНЬГИ В БАНК ПОД 7 - 8 ПРОЦЕНТОВ?»

Министр торопился, поэтому многие сенаторы согласились письменно отправить вопросы минфину. Однако некоторые из них задали свой вопрос сразу. Так, сенатор от Калининградской области Николай Власенко озаботился судьбой предпринимателей, которые спрашивали, можно ли зафиксировать розничные ставки по инвестиционным кредитным договорам, которые они брали несколько лет назад. Силуанов начал рассуждать о необходимости снижения стоимости денег в экономике, а для этого надо уменьшить инфляцию. «Кто понесет деньги в банк под 7 - 8 процентов? — задал риторический вопрос министр. — Никто не понесет. А нам нужны ресурсы, сбережения. Как раз банки повышают и ставки по привлечению ресурсов, депозитов. Соответственно, и кредиты становятся дороже». Что касается уже заключенных договоров, то Силуанов напомнил, что все зависит от прописанных условий. Если в документе строго оговорено, что ставка не повышается, то так и должно быть. При плавающей ставке, отметил министр, банки ее увеличивают.

Сергей Батин
Сергей Батин попросил уточнить, есть ли шанс у региональных банков попасть в программу докапитализации

Сенатор от Татарстана Сергей Батин (известен как экс-глава Зеленодольска, кстати, напичканного оборонкой и машиностроением) попросил уточнить, есть ли шанс у региональных банков (просто удивительно, зачем Батину эти банки?!) попасть в программу докапитализации банков (о том, что «АК БАРС» Банк попал в эту программу и планирует получить примерно 12 млрд. рублей, «БИЗНЕС Online» уже писал). Силуанов на это ответил, что 800 млрд. рублей из триллиона отправляют сразу в капитал, а 170 млрд. оставляют «на потом», на тот случай, когда может потребоваться поддержка тому или иному банку. При этом из 27 отобранных банков 4 — именно региональные. «Давайте вместе смотреть ситуацию в банковском секторе, анализировать, мониторить и при необходимости решать, как тот резерв, который у нас есть, будет направляться на поддержку нуждающихся, системообразующих для федерации и для регионов банков», — предложил министр.

Безусловно, обнародованная сегодня антикризисная программа правительства — это главное событие в политике и экономике России. Поэтому эта тема не раз будет еще подниматься публично на всех уровнях. «БИЗНЕС Online» готовит еще тексты с анализом и опросом экспертов на эту тему.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.01.2015 15:37

    Почему этим банкам всегда триллионами помогают то. Государство им деньги просто так отдает а эти черные банкиры кредит физ.и юр лицам под 35%выдают. Пусть начальники банков себе и замам зарплату урезать . Зачем Грефу ежемесячно по 250 мтллилнлв зарплата.

  • Анонимно
    28.01.2015 15:40

    Понятно почему Батина интересует поддержка банков, потому что в текушем моменте именно у татарстанских банков ситуация очень тяжелая, мы же всегда гордились что их много и они растут, вот теперь мифический рост в миг превратился в токсичные активы

  • kaz_orphan2
    28.01.2015 15:48

    Наши министры и депутаты, почти как Чехов - по каплями выдавливают из себя правду.

  • Анонимно
    28.01.2015 16:11

    Почему МФО отрезают от маткапитала? говорят из-за махинаций.но в банках тоже были махинации с ним, почему им же можно и дальше работать? в строительстве тоже много махинаций надо тоже им запретить строить. 78% преступлений совершаемых в стране происходят на алкогольной почве,значит алкоголь тоже надо запретить.всем все надо запретить.

  • инженер
    28.01.2015 16:18

    Да...,относительное благополучие в РФ поддерживалось высокими ценами на сырьевые энергоносители и покупкой на эти деньги дешевых товаров китайского производства( где производится практически каждый второй мировой бренд), сейчас нефть упала в цене, а китайская продукция дорожает даже в долларовом эквиваленте из-за постоянного повышения уровня жизни и зарплаты в Поднебесной.Мобилизационная индустриализация в нынешней России не пройдет, ввиду малого количества дураков работать в поте лица за гроши ради яхт Абрамовича , куршавельских гулянок Прохорова и заоблачных зарплат топ-менеджеров.А малый бизнес и так в основной своей массе скрывает реальные доходы и налоги соответсвенно платит по минимуму, да и на равных конкурировать с забугорным малым бизнесом, где предприниматели пашут по 12-16 часов в сутки без выходных при трехпроцентной рентабельности,- не сможет, менталитет не тот, нашим надо минимум 50%,понтовые авто и хоромы,два раза в год ласковое море.

    • Анонимно
      28.01.2015 16:44

      вы попали в самое яблочко только чуть вас поправлю , за 50 процентов рентабельности так называемый малый бизнес даже в носу ковыряться не станет , минимальная хотелка по рентабельности у них 200 процентов и выше...

      • Анонимно
        28.01.2015 17:40

        200% рентабельности в легальном бизнесе нет и 50% нет. Если кто-то может получить такую рентабельность, то это просто здорово.

      • Анонимно
        28.01.2015 18:00

        Вы уверены, что вы это про малый бизнес?

    • Анонимно
      28.01.2015 16:54

      Ты предпринимателей то наших не оскорбляй, попробуй сначала открыть какой-нибудь бизнес и заработать деньги а потом пиши про крутые тачки большие квартиры и как за рубежом работают по 12-16 часов. Я был во многих развитых странах и там люди не работают так много как наши.

      • Анонимно
        28.01.2015 18:06

        Да что вы ему доказываете, сразу видно, что чиновник пишет, да еще, небось, с советской закалкой.

  • Анонимно
    28.01.2015 16:22

    Если нашим Банкам (АкБарс, Зенит) 22 ярда халявных прилетит - тоже будет вполне хорошо. Только им потом три года зарплаты никому индексировать нельзя будет - вот это будет реальная подстава, все спецы поубегают оттуда при такой тенденции.

  • Анонимно
    28.01.2015 16:42

    ликвидировать все банки, пусть ЦБ раздает кредиты напрямую, под 0 %

    • Анонимно
      28.01.2015 17:07

      А где мы будем харчеваться? (с) Шариков П.П.

    • Анонимно
      29.01.2015 15:39

      Хорошая мысль . Будете в булочную ходить толкая тележку с рублями.

  • Анонимно
    28.01.2015 17:23

    Лучше бы Батин про машиностроительную отрасль и ОПК спросил министра!!!

  • Марат Ш
    28.01.2015 17:27

    Отличный план: поддержим свои банки, а люди пусть "забьют" этот "план" и раскурят. Такое впечатление что Правительство намерено ускорить падение экономики.

  • Анонимно
    28.01.2015 17:35

    Похоже что гора родила мышь. Не парьтесь товарищи. Российская экономика и без правительства нормально в этом году будет пахать. Только модель поменяется - от кредитно-экстенсивного развития перейдем к капитализированно-вдумчивому развитию. Грубо говоря денег будет мало и деньги будут свои (за который дяде проценты платить не надо), поэтому тратить их будут с умом и максимальной эффективностью, семь раз подумав прежде чем совершать те или иные расходы.А вообще к середине года вполне возможно начало дефляции в экономике.

  • Анонимно
    28.01.2015 17:40

    Мдэ...скоро кое-кто снова начнет играть против рубля.

    • Анонимно
      28.01.2015 23:02

      Скорей все у кого есть деньги, и большая часть денег антикризисной программы возможно тоже пойдут туда же и утопят рубль.

  • Анонимно
    28.01.2015 17:45

    «КТО ПОНЕСЕТ ДЕНЬГИ В БАНК ПОД 7 - 8 ПРОЦЕНТОВ. Никто не понесет. А нам нужны ресурсы, сбережения» И это говорит министр финансов такой огромной страны. Боже мой. Надеяться не на что.

    • Анонимно
      28.01.2015 19:40

      Клоун. Откуда берутся они. За какие заслуги берут клоунов в министерство? Они недалекие все!

  • Анонимно
    28.01.2015 18:04

    А роспотребнадзору как раз вовремя разрешили проверять объекты общепита без предупреждения - видимо, в рамках антикризисной меры для МСБ. И применение стандартов ХАССПП, обязательное к покупке до 15 февраля (кстати, америкосовский проект) - оно как бэ есть, но как бэ и нет - тоже как нельзя кстати! Пенсии они поднимут - в расчете, что пенсионеры будут меньше бухтеть в троллейбусах, и этим, значит, снимется соц.напряженность?! )))))))))))))

  • Анонимно
    28.01.2015 18:48

    Ознакомился с так называемой "антикризисной программой" и пришел в уныние, документ на уровне студентов 3 курса финансового института,сделан формально,по типу "отвяжитесь-вот вам".И это сделано за пол года? РОССИЯ, мне тебя жаль,у тебя нет перспектив! Стране нужны фундаментальные изменения в области финансовой политики,которая должна отражать не котировку рубля по отношению к доллару или к евро,а к стоимости произведенной и проданной продукции, в области промышленности,сельского хозяйства и тд. По существу стране нужен типа пятилетнего плана развития народного хозяйства,как это было при коммунистах,а не надеется ,что бизнес сам все решит.Бизнесу надо давать выгодные направления.По себе знаю-накопив достаточно средств на жизнь себе и своим детям и внукам-не хочется влезать в новые дела. Нынешнее правительство, похоже, не способно вывести страну в передовые страны.Как жаль,что не сбываются наши надежды 80-90 годов.

  • Анонимно
    28.01.2015 19:20

    кажется врачи, которые нарушили клятву Гиппократа в преступном сговоре решили залечить больного до смерти...

  • Анонимно
    28.01.2015 22:12

    Неужели в стране нет нормальных ВМЕНЯЕМЫХ экономистов, промышленников, предпринимателей, глав регионов и городов, которые смогут заменить эту кучку никчемных деятелей??? ВВП посмотрите вокруг, полно способных, талантливых и далеко не глупых людей. Я как предприниматель, не понимаю, плана действий которые предпринимает Правительство. И уж точно не этого, я ждал в такой трудный момент. Надежда умерла последней!!

  • Анонимно
    28.01.2015 22:20

    Риски же того, что, ограничившись косметическими мерами или рассчитывая на самостоятельный выход экономики из кризиса за два года, мы скатимся в глубочайшую депрессию на десятилетие, — огромны.

    • Анонимно
      28.01.2015 22:47

      Если промедлить, то точно в яму на долго угодим. Потом поздно будет чтото менять, долгая депрессия и хаос

    • Анонимно
      29.01.2015 15:45

      Да, собес надо прикрывать. Но ктож начнет с себя?

  • Анонимно
    28.01.2015 23:05

    Дурдом продолжается...Создается твердое впечатление,что последним человеком,кто разбирался в руководстве экономикой,был......А.Н. Косыгин...Который,к сожалению,умер в декабре 1980 года....

    • Анонимно
      29.01.2015 15:44

      "Реформы" которого и смазали лыжи, на которых ссср улетел в пропасть...

  • Анонимно
    29.01.2015 14:23

    К большому сожалению грамотных и порядочных людей близко не подпускают ни каким серьезным структурам,только свои из своего клана или из деревни.Вот и пришли к тому,что кругом полный развал и некомпетентность,ведь свои не могут что-то толковое предложить или возразить наконец.

  • Анонимно
    29.01.2015 14:24

    К большому сожалению грамотных и порядочных людей близко не подпускают ни каким серьезным структурам,только свои из своего клана или из деревни.Вот и пришли к тому,что кругом полный развал и некомпетентность,ведь свои не могут что-то толковое предложить или возразить наконец.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль