Культура 
31.01.2015

«Никто не может вторгаться столь бесцеремонным образом в политику того или иного музея»

Руководство ГМИИ РТ отвечает на критику обозревателя «БИЗНЕС Online»

Анализ состояния казанских музеев, который делает на страницах «БИЗНЕС Online» искусствовед Гузель Файзрахманова, становится предметом обсуждения в местном музейном сообществе. ГМИИ РТ в лице заместителя директора по научной и издательской деятельности Дины Хисамовой решил ответить нашему автору. По мнению руководства музея, подобная дискуссия нужна и важна, но не должны замалчиваться успехи учреждения, а также причины появления выставок, подобных проекту «Дали — живые полотна».

С РЯДОМ КРИТИЧЕСКИХ ЗАМЕЧАНИЙ МОЖНО СОГЛАСИТЬСЯ, НО...

Казанский искусствовед Гузель Файзрахманова в последнее время написала для «БИЗНЕС Online» несколько статей с анализом выставок и выставочной деятельности ряда казанских музеев. Во всех своих статьях автор делает акцент на выставочной деятельности ГМИИ РТ, имея к нашему музею, видимо, особое «пристрастие».

При всем том, что с рядом критических замечаний автора можно согласиться и обсуждать, вызывает по меньшей мере удивление тон излагаемой критики в адрес музея — она недоброжелательная, тенденциозная, с неким душком желчности, высокомерной снисходительности, а местами — и прямого унижения профессионального уровня сотрудников и всей деятельности музея.

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан — единственный художественный музей республики, обладающий уникальной и богатейшей коллекцией русского, западноевропейского, восточного, отечественного искусства ХХ века, татарского изобразительного искусства — произведений, вошедших в золотой фонд классики татарского искусства ХХ — начала XXI веков. Традиции нашего художественного музея восходят к 1920-м годам, когда в нем работали П.М. Дульский, П.Е. Корнилов, позже — титаны и подвижники музейного дела Г.А. Могильникова, А.И. Новицкий, искусствоведы А.Д. Сысоев, А.Б. Файнберг, Д.К. Валеева, Р.Г. Шагеева, В.А. Цой.

Изучение и популяризация коллекции — одна из основных линий деятельности музея, и в этой области музей проводит огромную работу, приобщая зрителя к подлинным произведениям живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Музей регулярно организует выставки из своих фондов, кроме того, что работают его постоянно действующие экспозиции — русского искусства XVI - XX веков, русского авангарда, зал А.Ф. Лихачева — в главном здании музея; экспозиции произведений Н.И. Фешина, Казанской художественной школы, Казанского авангарда 1910 - 1920-х годв, татарского декоративно-прикладного искусства, татарского изобразительного искусства 1930 - 1940-х годов, Б.И. Урманче, Х.А. Якупова, И.К. Зарипова — в Национальной художественной галерее «Хазинэ».

Н.И. Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914
Н.И. Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914

Музей только за последнее время провел серию выставок искусства народов России, каждая из которых была сопровождена научным каталогом: мордвы, чувашей, кряшен, русского народа, крымских татар (кстати, предвосхитив события вокруг присоединения Крыма к России). ГМИИ РТ очень тесно сотрудничает с Русским музеем, ГМИИ им. Пушкина (наш искусствовед прошла мимо прекрасной выставки одной картины Альбера Марке из собрания этого музея, которая работала в начале зимы в «Хазинэ»), фондом Марджани, Государственным музеем Востока, центром РОСИЗО, многими зарубежными музеями. Начало планомерных контактов Государственного Эрмитажа начиналось в свое время именно в стенах ГМИИ РТ. Произведения из собрания ГМИИ РТ только за 2014 год были экспонированы в трех крупнейших городах Китая, в Швейцарии, Австрии, Италии, Словении, в городах России — Москве, Сергиевом Посаде, Омске, Челябинске, Калининграде.

ЧТО ОСТАЛОСЬ ЗА КАДРОМ

Ежегодно музей проводит выставки, ко многим из которых выпускаются научные каталоги — их только за последние годы издано десятки: 7-томный издательский проект «Художественные сокровища Татарстана», проекты «Мир искусства», «Памяти 1812 года», монографические каталоги Б.И. Урманче, Р.Х. Нигматуллиной, А.Л. Прокопьева, А.А. Абзгильдина, Г.Л. Эйдинова, Г.А. Рахманкуловой, М.К. Мавровской, В.К. Федорова, Р.Ш. Каримуллина, Ф.А. Аминова, А.Р. Туманова и многих других. Музей также является организатором регулярно проводимых научных конференций всероссийского и международного масштаба, в одной из которых принимала участие и Г.Р. Файзразманова с изданием сборников научных статей. За всем этим стоит невидимая на первый взгляд, но огромная работа коллектива музея.

За кадром «анализа» остались, например, выставка «Идель-Арт» или выставки «Графкома» — эти выставки разве не отражают современное искусство? Или современное искусство — это исключительно так называемое актуальное искусство (contemporary art), где артефактом становится любой предмет, вещь, ассоциация, инсталляция, игра воображения, различные мульти, медиа и прочее?

Думается, что каждый должен заниматься своим делом. Музей изобразительных искусств — прежде всего классический музей с классической коллекцией, его главная задача — быть хранителем сокровищ, просветителем и популяризатором искусства. Музей, давая добро на проведение проектов, подобных «Леонардо да Винчи» или «Живые полотна Дали» (тем более заявленных как мультимедийные проекты — каждый образованный человек понимает, что это не оригинальное искусство), не претендует на их особое художественное качество или некий высокохудожественный уровень, прекрасно понимая и осознавая их настоящее предназначение. Тем не менее такая форма подачи материала — этот как раз современный уровень диалога со зрителем, современным зрителем с так называемым «клиповым» мышлением, который в подобной форме приобщается к произведениям мирового искусства. Другой вопрос, что сам проект может быть более высокого уровня или менее, с более дорогостоящим оборудованием, а значит, с качеством подачи или менее... Но и это не «устраивает» нашего оппонента.

Удивительно, с какой легкостью автор статей навешивает ярлыки, как лихо расправляется и на ходу уничижает, распинает всю работу коллектива музея, его сотрудников! Выпады в адрес сотрудников, которые, бедные, убогие, ущербные (по определению автора), не выезжают никуда и не видят музеи в других городах и странах, — это читать и смешно, и грустно: так не уважать своих коллег, находить повод для злорадства и, самое главное, голословного очернения и клеветы!

КАКИЕ ВЫСТАВКИ ПРОВОДИТЬ — ЭТО ПРЕРОГАТИВА МУЗЕЯ

Очень соблазнительно подняться на «олимп» и оттуда рассуждать о чистоте искусства или о чистоте экспозиции, о «белом кубе» музейного пространства. Г.Р. Файзрахманова упивается этой прекрасной теорией, которая самым замечательным образом известна и сотрудникам музея. Но мы, музейщики, живем в тех реалиях, которые нам предоставляет наша жизнь — с жестким бюджетом, с необходимостью зарабатывать деньги, на которые музей проводит выставки, делает ремонт экспозиционных залов и служебных помещений, кстати, и в галерее современного искусства в том числе (!), приобретает оборудование для фондовых хранилищ, реставрирует произведения, обеспечивает сопровождение каждой выставки пакетом продукции — это как минимум афиша, пригласительный билет, этикетаж, аннотирование, работа со СМИ, оформление графических произведений в рамы, что для художников-экспонентов является абсолютно бесплатными услугами музея (!!!), и многое другое.

Такое чувство, что Г. Файзразманова умышленно не замечает одного, тенденциозно акцентируя внимание на другом. Один музей (кстати, ГМИИ РТ — это не музей современного искусства!) не в состоянии закрыть своей деятельностью все ниши культуры или искусства — на это в Казани существует масса самых разных музеев, культурных центров, каждый из которых выполняет свою специфическую задачу, дополняя друг друга, и это замечательно. Замечательно, что открылся культурный центр «Смена» — он призван выполнять свою задачу, его деятельность рассчитана на одного зрителя и потребителя (используем здесь это слово), другие центры и музеи — на другого.

weltformat-6.jpg
«Сравнивать «Смену» и ГМИИ РТ некорректно, это несравниваемые величины; ведь никому не приходит в голову мерить одной меркой наш Национальный музей РТ и, положим, музей естественной истории в Казанском кремле?»

Никто не может диктовать и вторгаться столь бесцеремонным образом в политику того или иного музея. По поводу советов, какие выставки проводить ГМИИ РТ, — это все же находится в компетенции самого музея. А сравнивать, к примеру, «Смену» и ГМИИ РТ, мягко говоря, некорректно, это несравниваемые величины; ведь никому не приходит в голову мерить одной меркой наш Национальный музей РТ и, положим, музей естественной истории в Казанском кремле?!

Хотелось бы заметить уважаемому оппоненту, что игры в одни ворота не получится — как говорится, «ничего личного», но попрана честь музея, посредством серии статей идет целенаправленная акция по дискредитации музея в глазах общественности города и республики, да и всего сообщества людей, неравнодушных к искусству. Очень жаль, что в непростые времена и события, которые сегодня окружают всех нас, мы, музейщики, искусствоведы, разобщены; мы должны консолидироваться, вместе ставить задачи, решать проблемы. Выяснение отношений — задача неблагодарная, в которой трудно найти победителя и побежденного. Думается, что эти препятствия преодолимы.

Дина Хисамова

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    31.01.2015 09:34

    это правда, на музей нападают непонятно почему. заказ?

  • Анонимно
    31.01.2015 10:18

    как-то по женски всё, аргументы завуча школы провинившегося ученика - мы не виноваты, это всё родители. В этой дискуссии нужны более высокие технологии оппонентизации. Я бы использовал не оправдательный момент, а системный, обозначив не причины, а победы.

  • Анонимно
    31.01.2015 10:27

    В наш музей ходить нет никакого желания. Видишь название выставки и понимаешь, что, вероятно, снова обман.Так было с "оригиналами" Дали. Так было с Матиссом и его графикой. Работники в музее, действительно, чаще всего неприветливые и безразличные. Лучше сделать выводы, тем писать такие ответы, в которые чувствуется лишь обида и никаких адекватных доводов. Галерея современного искусства вообще непонятно чем занимается.

  • Анонимно
    31.01.2015 11:15

    ГМИИ и выставки - здорово, наверное.Но директору музея отдали и Хазине в Кремле и выставочный зал СХ, и т.д. Мысль создать на К.Маркса худ. комлекс была правильная, но кроме попытки выгнать художников из их мастерских дальше не пошла. Выставочный зал мертвый, художники в мастерских больше похожи на талантливых бомжей из-за разрухи в зданиях. Картины стоят пачкой на полу как на базаре - сам видел...

    • Анонимно
      4.02.2015 16:35

      В 2005 году Галерею "Хазине" изначально создали как филиал ГМИИ РТ. А все остальные музеи уже приклеились.

  • Анонимно
    31.01.2015 11:19

    Яничегонепонял.

    • Анонимно
      31.01.2015 16:53

      Это и не удивительно.Вы мужчина.А "противоборствуют" женщины.Мужчины женщин редко понимают. И в этом нет ничего страшного. Понимание не главное - главное во взаимоотношениях мужчины и женщины - любовь, уважение, терпение.Но когда конфликт между женщинами...Критиковать всегда проще, чем творить.Почему искусствоведы сплошь ныне женщины?Почему Гузель Файзрахманова "критикует" не художников-мужчин (коих пока еще больше, чем художников-женщин), а женский коллектив Музея?"Искусствовед" ведает искусством, а не управлением коллективом (пусть и женским).Оценку качества управления Музеем может дать лишь управленец и критерии там совершенно другие.И вообще - чтобы критиковать Айвазовского надо быть как минимум Левитаном...Чтобы критиковать управленца - надо быть начальником этого управленца... Критика снизу придумана на майдане в Киеве...

  • Анонимно
    31.01.2015 11:50

    Сказали написать ответ, вот и написала уважаемая Дина. Молодец. Но очевидно же, что все претензии к руководителю музея, которая, тоже очевидно, зарвалась и перестала различать черное и белое так, что иногда меняет их местами. Ау, Р.М., самой ответить духу не хватило?

  • Анонимно
    31.01.2015 12:04

    На вкус и цвет - товарищей нет. Все в этом мире воспринимается индивидуально. Сколько людей - столько мнений. Потому что все люди - личности. В данном случае самое главное, наверное, не скатываться в оскорбления, унижения и прочии безобразности. И критика должна быть конструктивной и главное доброжелательной, мазать грязью, много ума мне надо. А попробуй разберись в непростых условиях работы учреждений культуры. Не ошибается тот, кто ни чего не делает. Так, что всем нам всего нового, интересного, познавательного!!!

  • Анонимно
    31.01.2015 12:42

    Читал статьи Файзрахмановой Гузель. Логично . Обосновано. И всё дело в неграмотном руководстве администрации ГМИИ РТ, а именно директора.Слышать только себя, делать то, что я хочу - вот принципы руководства. Вообще-то музей существует на наши деньги- налогоплатильщиков. Извольте, прислушаться к критике со стороны горожан. Последнее время только и слышим скандалы с ГМИИ РТ. Сколько репортажей прошло по "Эфиру" об изгнании художников из мастерских. Уважаемое Министерство культуры РТ, не пора ли задуматься о неодекватности руководства ГМИИ РТ?

  • Анонимно
    31.01.2015 12:49

    Да, помню выставку Да Винчи. Экспонаты как в луна-парке, но только сделаны так, как будто на уроке труда в школе. И злые сотрудницы музея....

  • Анонимно
    31.01.2015 13:00

    А церемонным образом вторгаться в политику того или иного музея может, что ли? И что это вообще за словосочетание такое - политика музея? Глупость какая-то. Если что, то я женщина.

  • Анонимно
    31.01.2015 13:08

    Многовато восклицательных знаков, а в остальном нормальный ответ на критику Файзрахмановой. Возможно у нее(Ф.Г.) есть свои, только ей известные, причины критиковать ГМИИ, но в этом своем желании напомнила Талгата Бареева, который на странице БО, всегда критикует руководство РТ о непозволительном отношении к татарской культуре. Причем настойчиво критикует только оперный и ГСО.

  • Анонимно
    31.01.2015 14:05

    "Придурки любят, когда им льстят. Умные – когда их критикуют".Фредерик Бегбедер

  • Анонимно
    31.01.2015 14:30

    Не ходила в Изомузей лет 5.Предпочитаю центр "Эрмитаж" в Казани.Директор Казанского Кремля Зиля Валеева совместно с директором Центра "Эрмитаж" Ольгой Пиульской более компетенты ,чем директор ИЗО музея.Выставки в Эрмитаже всегда интересны .Молодцы !Наверное,кто-то скажет вопрос в размерах финансирования.Отвечу-зарабатывать надо уметь.Изо музей должен научиться работать и с нашими художниками.А не бороться с ними,повышая арендную плату в мастерских.

  • Анонимно
    31.01.2015 14:31

    Мне кажется, что БО и Гузель делают большое дело - оживляют наше городское музейное болото.Да так, что зашевелились люди в ГМИИ. Дискуссия - это прекрасно. Когда уйдем от перехода на личности, будет идеально.

  • Анонимно
    31.01.2015 14:49

    Выставите все, что находится в запасниках музея ИЗО - вот вам и будет "Галерея современного искусства", а не подсовываете расширенные репродукции Дали за современное искусство. И напрасно обижаетесь на материал в БО - он верный.

    • Анонимно
      31.01.2015 15:03

      опять же работы студентов КГАСУ, худшкол и училищ представить, создав экспозицию поколений.

      • Анонимно
        31.01.2015 17:59

        Ну так и представляют, в 2014 на первом этаже выставлялись работы студентов казанского художественного училища. Ходите чаще в ГСИ и увидите разные работы .

  • Анонимно
    31.01.2015 15:51

    "Произведения из собрания ГМИИ РТ только за 2014 год были экспонированы в трех крупнейших городах Китая, в Швейцарии, Австрии, Италии, Словении, в городах России — Москве, Сергиевом Посаде, Омске, Челябинске, Калининграде". - пишет автор.А нам горожанам псевдоДали подсовывают. Образовывайтесь!

  • Анонимно
    3.02.2015 14:39

    Пишут в комментариях те, кто не может отличить печатную графику Дали от репродукций. Если уж не понимаете не пишите

  • Анонимно
    5.02.2015 11:58

    Я скорее соглашусь с критическим мнением Г. Файзрахмановой в отношении политики ГМИИ. Была просто поражена, насколько бездарно провели в своё время выставку А. Родченко и В. Степановой. Поместили в чахлом зальчике Ресурсного центра.

  • Анонимно
    13.04.2015 12:28

    Зам.директора по науке должна знать, что музей изо - организация бюджетная, а значит высказывать мнение о политеке музея имеет право любой человек, который платит налоги

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль