Культура 
31.01.2015

Ильдар Ягафаров: «Нет единого механизма, некой линии в кино, которая работала бы на имидж Татарстана»

Создание специального холдинга могло бы сделать Казань столицей российских сериалов

Нельзя сказать, что татарстанское кино сегодня переживает лучшие свои годы. Режиссер Ильдар Ягафаров, кажется, нашел выход из ситуации. По его мнению, Казани не хватает единого киномедиахолдинга наподобие «Мосфильма». В статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», он аргументировано доказывает, что, несмотря на кризис, именно сейчас нужно подумать о создании такой структуры. Из-за того что сегодня российские компании не могут снимать сериалы на Украине, Казань могла бы стать Меккой «мыльного» искусства.НЕЛЬЗЯ ПРОСТО КУПИТЬ СТАМОТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И НАЧАТЬ ЛЕЧИТЬ ЗУБЫ

1_MG_0013.jpg
Ильдар Ягафаров

НЕЛЬЗЯ ПРОСТО КУПИТЬ СТАМОТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И НАЧАТЬ ЛЕЧИТЬ ЗУБЫ

Сегодня в Татарстане существует разрозненность киностудий. Да, есть студии известные, менее известные и совсем новички, но, возможно, талантливые. Однако, когда дело доходит до серьезных заказов от государства, то власти этот подряд отдают московским продакшн-студиям. Но при системности таких заказов, с созданием нормальной продюсерской команды и хороших производственных условий мы эти заказы можем забирать в Казань. Я считаю, что в столице Татарстана давно назрела ситуация для создания огромного медиахолдинга, который объединил бы в себе все компании, занятые в производстве кино, — можно поместить их в отдельное здание или на определенную единую территорию, как это происходит на Западе или в столице нашей родины. Продакшн-студии, которые занимаются производством фильмов, звуковые студии, компьютерная графика — они должны оказаться в одном месте. Тогда эффективность возрастет в разы. И не надо бояться конкуренции. К примеру, на том же «Мосфильме» или других крупных московских кинокомпаниях все конкуренты, отвечающие, скажем, за звук в картине, сидят на одном этаже — и никто не жалуется. Они переходят на другой уровень общения, знают возможности друг друга. И если у кого-то аврал, они могут поделиться работой с соседом, ничего страшного в этом нет. Зато над проектом не работают в каком-нибудь подвале, а заказчик потом не хватается за голову по поводу качества картины...

Другая проблема в государственном финансировании кинематографа — это тендеры. Чтобы заполучить заказ, многие компании выставляют совсем уж дешевую стоимость выполнения работ. Соответственно, потом ищется подрядчик, и в конце концов этот заказ уходит не профессионалам, а шабашникам, любителям, которые до этого свадьбы снимали. Поэтому нужно выстраивать систему производства картин, не нужно из этого устраивать хаос. Может быть, стоило ввести лицензирование для компаний, которые берутся за госзаказы, чтобы они отвечали определенным профессиональным требованиям? При покупке фотоаппарата Canon 5D сегодня каждый может заняться съемкой кино. И мы начинаем забывать, что существуют институты, курсы, множество других механизмов, которые создают профессионалов отрасли. Мы же понимаем, что человек, купивший стоматологическое оборудование, не сможет начать лечить зубы, не имея для этого профильного образования. Такого не бывает. Как режиссер я могу сказать: для того, чтобы работать с актерами, монтировать, ставить свет, тоже нужны профессиональные навыки, тоже нужно умение. Поэтому многие начинают возмущаться, почему у нас такой низкий уровень кинематографа...

300 СТРАНИЦ В КОРЗИНУ

Другая проблема — селекция молодых специалистов. Выпускаясь из института, они не знают, что делать. У них еще не хватает опыта и навыков, и они теряются вне полученной профессии. Если будет структура вроде медиахолдинга, они будут знать, куда устроиться на работу.

Также нужно навести порядок в сценарном цеху. Сегодня сценарист никак не защищен, нет отлаженной системы, по которой можно было бы работать. Сценариев сегодня очень много. В день по два-три человека постоянно мне присылают новые тексты, но в большей степени все это любительщина. Просто человек ночью придумал, записал, и теперь ему кажется, что это обязательно нужно снять. Должна быть комиссия по приему сценариев. Если сценарий толковый, его можно покупать и осторожно класть на полку. И только потом подбивать бюджет, создавать команду. А у нас сценаристу говорят: «Ты нам принеси, покажи, а мы посмотрим». Полнометражный фильм — это примерно 300 страниц. На написание уходит несколько месяцев. За это время человек должен как-то зарабатывать деньги себе на жизнь. После выполнения работы он приходит к продюсеру или режиссеру, а там либо денег не смогли выбить для проекта, либо задачи изменились — в общем, ему отказывают в дальнейшем сотрудничестве. Получается, что и время, и усилия были потрачены зря. Когда люди почувствуют, что за проработанные сценарии будут платить, тогда появятся более качественные работы.

Как сегодня выделяется около 8 млн. на производство всех татарстанских фильмов, так около 5 млн. должно выделяться на производство сценариев. Чтобы было порядка 10 - 12 хороших работ в год.

БЮДЖЕТ НА ВИДЕОКОНТЕНТ

Во всех министерствах Татарстана есть некий бюджет на производство видеоконтента. В том же министерстве образования есть заказы на сохранение татарского языка, на создание фильмов для школьников. Когда дело доходит до того, кому этот заказ отдать, люди просто не знают, где его размещать. Государственных структур нет, приходится отдавать частнику. Если появится нормальный глобальный медиахолдинг, будет понятно, где можно качественно и в срок сделать кино.

Нет единого механизма, некой линии в кино, которая работала бы на имидж Татарстана. Такой структуры нет, и почему ее не создают, непонятно. Медиахолдинг в отрасли кино — это финансово жизнеспособное государственное предприятие. «Татаркино» сегодня занимается в большей степени распределением тех средств, которые были выиграны на тендерах. Полномочия организации надо расширять. Есть хорошие специалисты, которые работают там. Они сами должны заняться продюсированием картин...

У нас даже вопрос о покупке хорошей видеокамеры за государственный счет стопорится на моменте: «А на чей баланс ее потом передать?» Нет такой организации! Карену Шахназарову на «Мосфильме» отдали все государственное имущество, он распределяет это по студиям.

Когда в Казани появляется частная дорогостоящая камера, это прекрасно. Но упал объектив, разбился — и проект встал. Потому что владелец не может оперативно приобрести за немалые деньги новую деталь. Поэтому должна быть накоплена определенная база, чтобы в чрезвычайных ситуациях спасти положение. Иногда один съемочный день может стоить до 1 млн. рублей. И выпадение любого съемочного элемента рушит весь проект.

Сейчас очень благоприятная ситуация для создания подобного медиахолдинга в киноиндустрии. В Казань раз в полгода приезжают снимать три-четыре сериала. Потому что столица Татарстана — очень красивый город для съемок. И многие студии сталкиваются с проблемой, что у нас не так много современного оборудования, чтобы обеспечить качественный съемочный процесс. К слову, светового оборудования хватит на полторы съемочных группы, этого очень мало. Поэтому москвичам приходится привозить все с собой, что увеличивает затраты на производство картины. Если появятся технологическая база и условия для производства качественного контента, многие московские компании просто «пропишутся» у нас и будут снимать сериалы, фильмы и другую кинопродукцию, как это было до недавнего времени в Киеве. Сейчас эта ниша свободна. И картинки с видами улиц Казани пойдут по всей России и даже миру, а это уже визитная карточка столицы республики.

Я, конечно, понимаю, что на фоне развалившийся киностудии казанской кинохроники, аховой ситуации по бюджетному финансированию кинематографа в Татарстане говорить о громких проектах, возможно, абсурдно. Но когда об этом говорить? Сам кинематограф зависит от нас, от людей, которые здесь живут и хотят работать. Иначе кино тоже не будет развиваться. Мы должны высказывать свои идеи, вдруг кто-то услышит...

Ильдар Ягафаров

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    31.01.2015 12:42

    При минимальных бюджетах(даже в 300 000 рублей)снимают большое кино в Якутии, по 100 фильмов в год.Если есть творческие люди, то как в Якутии снимают и свои комедии и триллеры,а также популярные сериалы для ТВ. И вся Республика Саха смотрит. Кино там процветает, как и кинотеатры. А у нас один фильм в год снять не могут. Все нужны какие-то особые условия, создание Медиахолдингов и миллионные бюджеты. Почему якуты могут , а мы нет?!

  • Анонимно
    31.01.2015 12:48

    что за маниакальное желание сделать из Казани столицу чего-то: "столицей российских сериалов", "меккой «мыльного» искусства". Вы сначала сделайте качественный продукт, который окупиться, будет востребован аудиторией в общероссийском формате, будут показывать на федеральных каналах. А если не можите, то и не надо слюной брызгать.

    • Анонимно
      31.01.2015 17:26

      +++!!! Казань - столица Республики Татарстан! Вот и давайте развиваться как столица определенного региона по всем направлениям.

  • Анонимно
    31.01.2015 12:53

    Опять холдинги, мега-корпорации, нано-центры, супер-пупер технопарки. И все клянчат деньги из бюджета. А может просто начать работать по-нормальному? Не пробовали?

  • Анонимно
    31.01.2015 13:02

    автор статьи , видимо, сам хочет стать главой этого гипотетического таткинохолдинга (а кто же еще), поэтому напускает здесь пафоса.

  • Анонимно
    31.01.2015 13:05

    "Но упал объектив, разбился — и проект встал"- печалька, что я могу сказать)) вот это действительно республиканская проблема, нужно подключить правительство республики, бюджетные деньги))

    • Тагир
      31.01.2015 14:41

      Там каждая вещичка стоит по $5-15 тыс. А $10к - это, напомню, 700 тысяч рублей. К примеру зум - http://www.red.com/store/products/red-pro-zoomОМЗ наш, увы, такие штуки делать не научился. Для небольшой студии иметь запаски на все, что может сломаться, очень дорого. Вот человек и предлагает объединить студии, чтобы такие проблемы были решаемы.

  • Анонимно
    31.01.2015 13:16

    Пока верхний эшелон власти не подружится с книгой, и не услышат не только ушами,но и сердцем,ждать воплощение этой идеи с "бородой" придется вечно.

    • Анонимно
      31.01.2015 13:44

      Идея лежит на поверхности, снимайте криминальную сагу "Бандитская Казань" и отдайте ее на НТВ. С этого хотя бы начнем, а дальше видно будет. Такое кино не требует миллиардов на воспроизведение исторической обстановки и расшитых золотом костюмов, как для "Теплых ветров древних булгар". Историй детективных море, привязка к городу опять же есть и интерес зрителя

      • Анонимно
        1.02.2015 09:23

        Автор статьи не учитывает, чтотв Казани уже есть Татаркино и яказанская студия кинохроники, не говоря уже о частных творческих мастерских?

  • Анонимно
    31.01.2015 14:13

    Автор вожделеет бюджетный краник. Ай как не творчески.

  • Тагир
    31.01.2015 14:16

    Киношная ситуация в РТ действительно плачевная, и сама по себе она не исправится, так как мы в роли отстающих и часными руками такое отставание не догнать.Сейчас школьник с художественными задатками идет учиться, скорее, на архитектора. Потому что он знает, что в городе творческой работы он не найдет. Знай он, что есть что-то типа Мосфильма, может быть пошел бы в художественную стезю. (Ну или всегда можно свалить в Москву)Тем более кино еще и лучшая кузница кадров для других творческих индустрий, например, игростроя, который растет огромными темпами. Кино - это художники, оформители, 3d-шники, аниматоры, звуковики, писатели, скульпторы... кто недавно плакал, как уродливо оформлен экстерьер свадебного казана?Я только за попытку объединения. Например, вместо какой-нибудь развязки.

  • Анонимно
    31.01.2015 14:20

    А сколько бюджетных денег ушло на фильм "Теплые ветры Булгар" (может быть я не точно назвала фильм),который снимался к 1000-летию Казани ?Фильма никто не видел.Кто нибудь ответил за этот "шедевр" ? Похоже деньги унесли теплые ветры Булгар ....

  • Анонимно
    31.01.2015 15:58

    В республике могут делать КАМАЗы самолеты и добывать нефть все а дальше для другого ничего нет все в Питере Москве и Екатеринбурге и не надо лохматишь бабушку

    • Анонимно
      31.01.2015 17:32

      И это неправильно, ИМХО. Наверное, надо развиваться по всем направлениям. Так ведь интереснее, не правда ли?

  • Анонимно
    31.01.2015 17:29

    Ильдар, так держать. Парашютисты Татарстана.

  • Анонимно
    31.01.2015 18:10

    Левиафан очень даже работает на имидж. И Татарстана тоже.

  • Анонимно
    31.01.2015 18:43

    Давно пора этот вопрос поднимать. Создание киностудии неизбежно. Для ускорения нужна консолидация лучших творческих сил.

  • Анонимно
    1.02.2015 01:42

    Снимайте художественные фильмы на татарском языке. О сельской жизни, о любви,на разные темы . Пусть по вечерам у нас по ТНВ покажут фильмы на тат. языке.

  • Анонимно
    1.02.2015 17:48

    Не в кино надо имидж изображать! А в реальной жизни! Реальными делами! А то назовут базар ТЕХНОПОЛИСОМ, это же ЯВНАЯ ЛОЖЬ! И таких "полисов" полным полно! Абонентская плата за детский сад, хотя вроде о детях заботятся, на словах!

  • Анонимно
    2.02.2015 00:12

    Готов найти инвестиции для склада з/ч и оборудования. Нужен человек "в теме".

  • Анонимно
    2.02.2015 10:27

    Все правильно, для таких проектов как кино нужен системный подход

  • Анонимно
    2.02.2015 15:06

    Вопрос о том, где размещать уже имеющийся видео контент не стоит. На сегодня в РТ есть и ТНВ и Майдан и ТМТВ. Но для того чтобы делать хорошее национальное кино необходимо хорошо обучать специалистов. А местный "Боливуд" ТАИФ уже вроде как планировал и Аминову территорию некую выделяли вроде как.

  • Анонимно
    2.02.2015 18:56

    Давайте симать 100 серийный фильм про Ходжу Насретдина. Благо коанов хватает .

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль