Общество 
3.02.2015

Альфия Когогина: «Антикризисный план по автопрому значительно похудел»

Записки «первой леди КАМАЗа» о битве с правительством РФ за деньги для автопроизводителей

Сегодня, 3 февраля, завершается прием предложений от депутатов Госдумы РФ в антикризисный план правительства. Член парламентского комитета по промышленности Альфия Когогина в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», рассказала, как идет эта работа: часть предложенных программ отвергнута, другая ужалась в финансировании. К примеру, первоначальные планы по программе утилизации урезаны вдвое.

Альфия Когогина
Альфия Когогина: «Сами автопроизводители не должны сидеть сложа руки и ждать, когда на них обрушится манна небесная в виде господдержки»

УЙДЕТ ЛИ АВТОПРОМ В ПРОСТОЙ В 2015 ГОДУ?

В пятницу в Государственной думе первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов представил депутатам правительственный «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивости развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». В целом я и мои коллеги антикризисный план поддержали, так как ключевые моменты, волнующие наших граждан, такие как ипотека, содействие занятости, инфляция и другие, нашли свое отражение в предложениях правительства. Но у меня как и у многих экспертов осталось много вопросов относительно мер по стабилизации промышленного комплекса.

Если перевести предлагаемый план в практическую плоскость моей профессиональной деятельности, то на примере автопрома попробую ответить на ключевые вопросы отрасли: «Достаточно ли мер, перечисленных в правительственном плане, для преодоления кризиса в автопроме? Что нужно сделать, чтобы на предприятиях автомобильной промышленности страны избежать продолжительных простоев?»

Ни для кого не секрет, что основным условием устойчивого развития автопрома является рост экономики страны и как следствие стабильный спрос на ее продукцию за счет роста инвестиций в промышленность, строительство, ретейл и, конечно, повышение благосостояния граждан. Однако при сегодняшней экономической ситуации в России и неутешительном прогнозе падения ВПП в 2015 году более чем на 5%, при уменьшении доходов граждан на 7 - 10%, сворачивании многих инвестиционных программ и замораживании строительства ряда проектов инфраструктуры это приведет к естественному снижению спроса на продукцию автопрома. Перед автопроизводителями и не только перед ними встает вполне резонный вопрос: зачем что-то производить, если некому продавать? В этой ситуации им ничего не остается делать, как прибегнуть к таким непопулярным мерам, как сокращение производства и даже персонала.

Более того, на состоявшемся 23 января совместном заседании экспертного совета по инновационному развитию автомобильной промышленности и спецтехники, который я возглавляю при комитете Государственной думы по промышленности и объединении автопроизводителей России, где присутствовали руководители предприятий автопрома и отраслевых департаментов минпромторга и минэкономразвития, в результате острой и профессиональной дискуссии были сделаны выводы, что в 2015 году автопроизводители могут сократить свои производственные планы от 5 до 50%. А вот по мягкому или жесткому сценарию будет развиваться ситуация в автопроме, зависит от своевременности и эффективности принимаемых государством мер.

«В ПЛАНЕ ОСТАЛАСЬ ЛИШЬ ЧАСТЬ НАШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ...»

Поэтому, на мой взгляд, антикризисные меры правительства по поддержанию отрасли должны быть направлены прежде всего на стимулирование спроса на продукцию автомобильной промышленности. Хочу напомнить, что автопром обладает сильнейшим мультипликативным эффектом и его поддержка потянет за собой и многие другие отрасли, а также малый и средний бизнес.

Так какие меры нужно предпринять, чтобы автопром не ушел в затяжной простой? Экспертный совет по инновационному развитию автомобильной промышленности и спецтехники при комитете Государственной думы по промышленности выступил со следующими предложениями:

  • обеспечить госзаказ для органов государственной и муниципальной власти;
  • продолжить программу утилизации;
  • продлить программу стимулирования закупок газомоторной техники;
  • установить преференциальный режим закупок автотехники компаниями с госучастием;
  • установить государственный контроль за ценами металлургов;
  • субсидировать ставки на программы импортозамещения;
  • стимулировать обновление автопарков в сельскохозяйственной отрасли;
  • поддержать экспортеров.
Предложения обсуждались и на совещании по автопрому в Челнах

Мы предлагали включить в план те статьи, которые производят мультипликативный эффект и по максимуму используют потенциал внутреннего рынка, а также несут высокую бюджетную эффективность в виде налоговых отчислений. Эти меры разрабатывались совместно с минпромторгом, производителями техники и комплектующих изделий, экспертами. Предложения обсуждались и на совещании по автопрому в Челнах в декабре прошлого года. Большинство из них содержалось в первоначальном варианте антикризисного плана. К моему глубокому сожалению, план мероприятий значительно похудел за последнюю неделю.

В итоге в пятницу мы заслушали план, где осталась лишь часть наших предложений, но и их цифровые показатели изменились в меньшую сторону, несмотря на то, что наши меры были просчитаны. На программу утилизации мы запрашивали 20 млрд. рублей, при этом взрыва продаж не предполагалось, по большому счету нужно все 40. В плане оказалось только 10 млрд. рублей. На закупку техники министерствами и ведомствами при первоначальном варианте предполагалось выделение более 5 млрд. рублей, на сегодня осталось лишь само мероприятие без копейки финансирования. Нет ясности по другим нашим предложениям.

«СИТУАЦИЯ МОЖЕТ КАЧНУТЬСЯ КАК В ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ, ТАК И В ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ СТОРОНУ»

Правительство заверило нас, что это первоначальный вариант, который будет дорабатываться совместно с депутатами парламента и подлежит ежеквартальной корректировке в зависимости от ситуации в экономике. Надеюсь, это так и будет и за словами не кроется простое желание правительства разделить ответственность с парламентом. Вплоть до сегодняшнего дня депутаты могут еще раз внести свои предложения консолидировано через Государственную думу. Со своей стороны я, конечно, буду отстаивать меры поддержки отрасли и на заседании комитета, и при обсуждении обобщенных предложений.

Сами автопроизводители также не должны сидеть сложа руки и ждать, когда на них обрушится манна небесная в виде господдержки. Никто, кроме них, не в состоянии решить застарелые проблемы нашей промышленности по повышению производительности труда, снижению затрат и модернизации производства. Сейчас открывается новое окно возможностей, к примеру, в наращивании экспорта, и упустить, возможно, последний шанс будет непростительной ошибкой.

Подводя итоги, однозначно ответить на поставленные мной выше вопросы на данный момент невозможно. Ситуация подобно маятнику может качнуться как в положительную, так и в отрицательную сторону. Однако причин паниковать и кричать, что все пропало, тоже нет. Автопроизводителями, экспертами и законодателями сформирован вполне понятный запрос к правительству. Правительство демонстрирует готовность услышать нас. Получена серьезная поддержка инициатив на региональном уровне и прежде всего от президента Татарстана. Есть все шансы выйти из ситуации с наименьшими потерями. Как говорится в одной татарской пословице: «Поручи коня Всевышнему, но правь конем сам».

Альфия Когогина

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (31) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    3.02.2015 08:17

    Всё как всегда - вы предлагайте, предлагайте... И вы при деле, и мы вас как бы слушаем... А вот реализовывать предложения - это, извините.

  • АнТр
    3.02.2015 08:20

    Надо создавать свою, республиканскую программу антикризисных мер! Она должна строиться на региональных приоритетах развития экономики (машиностроение, нефтедобыча, нефтепереработка и агропром). Пришло время децентрализации финансовой и налоговой политики - в этом основной потенциал антикризисных структурных изменений.

    • Анонимно
      3.02.2015 08:25

      Кто ж нам даст децентрализоваться? Центр выживает за счёт регионов-доноров. А в трудные времена вообще досуха выжимает. Какая там поддержка.

      • Анонимно
        3.02.2015 08:57

        Согласен, децентрализация - это естественный процесс выздоровления экономики. Экономика г.Москва - являет огромную диспропорцию, когда где-то до жиру много, а где-то электрички перестают ходить. И это во всем.
        Однако федерализм абсолютно не будет эффективен, если местные "элиты" удаЩно пропразднуют и прокушают это время, которое идет на месяцы, в отсутствие конструктивных структурных реформ. Нужны новые подходы, новые люди. Старая система исчерпала себя, в новых условиях способна лишь пытаться выжить самой, как барон Мюнхайзен, вытаскивая самого себя за волосы.

        • Анонимно
          3.02.2015 10:47

          а вы не забыли про другие регионы в которых нет нефти?) Там тоже кушать хотят, а нефть общее достояние. Так что думайте о других

          • Анонимно
            3.02.2015 11:44

            О да, мы все так прекрасно живём именно потому, что у нас есть нефть...

    • Анонимно
      3.02.2015 08:36

      федералы не захотят делиться финансами и налогами. а без денег много не сделаешьхотя делать свою программу и исполнять конечно нужно

    • dornbrok
      3.02.2015 10:07

      А кто будет финансировать антикризисную программу ? У республики нет своего стабфонда...

  • АнТр
    3.02.2015 08:24

    В первом квартале 2015 года на антикризисные меры потратят 22 млрд руб. из средств бюджета. Деньги пойдут на поддержку сельского хозяйства, автопрома и субсидии процентных выплат по кредитам.Почти половина средств из 22 млрд руб. пойдет на субсидии сельского хозяйства – 10 млрд руб. получит Минсельхоз. Правительство поддержит автопром через продление программы утилизации, выделив на эти цели 5 млрд руб. Столько же будет выделено на субсидии процентных выплат по кредитам.

  • Анонимно
    3.02.2015 08:27

    Неужели даже план по госзаказу срезали?

  • Анонимно
    3.02.2015 08:36

    Антикризисные меры. При чём тут финансирование автопроизводителей? Автопроизводители давно перешли на коммерческую основу.

    • Анонимно
      3.02.2015 08:56

      Никто финансировать не собирается. Предлагают повысить спрос за счет госденег. Ровно то же самое делали в Европе в кризис 2008 года. А США вообще акции Дженерал момторс выкупало и бабло напрямую вливало. Так что не надо все этим занимаются.

  • Анонимно
    3.02.2015 08:47

    Почему у нас всё так медленно разворачивается? Программы по субсидиям на газомотроную технику ждали целых два года!Едва подписали постановление в конце прошлого года!Если серьёзно верхи настроены на экологию, разве о таких масштабах надо вести речть? Но и тогда ещё в рублях выглядело впечатляюще - 3,7 млрд. А теперь? И где это строительство газозаправок по России?

  • Анонимно
    3.02.2015 08:50

    Суммы поддержки копеечные!!!
    не так давно Узбекистану долго больше списали чем на всю Россию помощь выделяют.
    Просто поделите сумму на количество регионов и поймайте себя на мысли что это заранее спланированный спектакль.
    За что государство так ненавидит бизнес и население ???

    • Списание долгов - это некий механизм повышения лояльности в условиях падения рейтинга и экономико-политического влияния России. Однако всегда остается сомнение в чистоте этих сделок ..

  • АнТр
    3.02.2015 08:57

    Вячеслав Зубарев, председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис»:Состояние рынка, действительно, во многом будет определяться экономическими факторами: курсом рубля, ростом инфляции, удорожанием кредитов и снижением покупательской способности. Обсуждаемые сейчас различные программы по поддержке автобизнеса не смогут кардинально изменить ситуацию, но помогут в какой-то мере смягчить падение рынка. В ближайшие годы, речь будет не столько о развитии, сколько о выживаемости автобизнеса. Поэтому любым действия, направленные на сохранение любых ресурсов, участники авторынка будут только благодарны.

  • Анонимно
    3.02.2015 08:59

    Ну, что скажешь, здорово, что есть умные люди в стране, кто хоть как-то задумывается о судьбе автопрома. Поддержка со стороны правительства, пожалуй, единственное, что может реально спасти отрасль, а, значит, и моногорода, такие как Набережные Челны. Поэтому искренне жаль, что предложения приняты пока только в усеченном варианте. Затяжной простой – это не есть хорошо. Вся надежда на Татарстан и его правительство.

  • Анонимно
    3.02.2015 10:09

    Какой смысл придумывать все эти программы, если грузоперевозчиков все время зажимают? Или вы думаете что ваши поделки которые вы называете грузовыми автомобилями купит кто-то зарубежом? У нас теперь в приоритете ЖД, а вот грузоперевозки автомобильным транспортом в глубоком кризисе.

  • Анонимно
    3.02.2015 10:26

    Автопром надеялся, на поддержку правительства. Если не дождётся, тогда и начнутся повальные сокращения. Челнам и Тольятти ваще кирдык тогда.

  • Анонимно
    3.02.2015 10:38

    В Татарстане муниципалитет Казани уже простимулировал покупку автомобилей - ввел платную парковку, за которую нужно будет отдавать по 9000 рублей в месяц, если ездить на авто на работу. 10 тыс.рублей в месяц за кредит, 9 тыс.рублей в месяц за право ездить на работу на машине, 4 тыс.рублей за бензин. А еще коммуналку платить надо. Нормально простимулировали на покупку авто, можете смело опыт в другие регионы внедрять - автопром вам спасибо скажет

  • Анонимно
    3.02.2015 11:18

    И это после все заявлений о том, что автопрому не дадут погибнуть бесславной смертью. На деле даже хоронить не будут. Средств нет.

  • Анонимно
    3.02.2015 11:37

    тянут-тянут, а вытянуть не могут. лучше бы все средства пустили на изменения завода в перерабатывающий сельскохозяйственный концерн. ну или еще что-то...

  • Анонимно
    3.02.2015 11:54

    Опять про парковки. Если вы халявщик, то других такими не считайте. Вас никто насильно не заставляет машину оставлять на общей дороге. Ставьте на положенных парковках. Вы хотите жить бизнес классом за счет меня, а я этого не хочу.заодно деньги свои сбережете.

  • Анонимно
    3.02.2015 12:36

    сколько можно кормится с бюджета за счет программ утилизации? Когда уже будет отечественные автомобили во всех сегментах? Один автозавод (по легковушкам) на всю Россию это же позор. Только не надо "гнать" за марки собранные тут, между сборкой и собственным производством - пропасть в технологическую отсталость.

  • Анонимно
    3.02.2015 13:24

    а почему у нас только один завод по легковушкам? а Калуга, Всеволжск, Калининград?

    • Анонимно
      3.02.2015 15:21

      в части от того что не хватает сил прочитать и осмыслить сообщение, которое комментирует целиком.

  • Анонимно
    3.02.2015 20:22

    В отстающем совхозе всегда был богатый председатель

  • Анонимно
    3.02.2015 20:34

    ОТВЕТЬТЕ ПОЖАЛУЙСТА ПОССОВЕТСКОМУ ЧЕЛОВЕКУ-КТО ТАКАЯ АЛЬФИЯ КАГОГИНА? и ПОЧЕМУ ПЕРВАЯ ЛЕДИ КАМАЗА???

  • Анонимно
    4.02.2015 07:12

    Как известно 49,9 % акций принадлежит государству. Как крупный акционер Государство как может - помогает. А остальные акционеры (Когогин, Варданян и др), которым принадлежит остальная часть акций вы за то чтоб завод рухнул?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль