Шаляпинский фестиваль 
5.02.2015

Шаляпинский-2015: эликсир bel canto дегустирован пополам с водой

В витрине оперного феста возник «Любовный напиток». Часть 3-я

Свежайший продукт сентябрьского разлива 2014 года — «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти в постановке Юрия Александрова появился в театре им. Джалиля через 7 лет после презентации на сцене московской «Новой оперы». По мнению музыкального обозревателя «БИЗНЕС Online» Елены Черемных, он и сейчас пригоден, если употреблять аппетита ради и без особых претензий.

ФИЛЬТР В ОПЕРЕ

Про «Любовный напиток» есть пара анекдотов. Первый, что Гаэтано Доницетти написал свою сороковую оперу всего за две недели. Второй, что тенор на ее премьере был заикой. Остальное, вроде амбициозного соперничества с Джоаккино Россини — более популярным, чем сам Доницетти, автором комических опер, о верности стилю bel canto («красивое пение» — итал.), о сложных задачах для ныне почти музейного искусства basso buffo (комического баса) и лирического тенора (tenore di grazi), все чистая правда. Правда и то, что первая версия либретто, написанного известным французским драматургом Эженом Скрибом не для Доницетти, а для Даниэля Обера, называлось Le philter. Слово, знакомое всем по практике очистки воды.

На крупных мировых сценах «Любовный напиток» принято ставить в исторических декорациях с северо-итальянскими пейзажами, пейзанами и пасущимися коровками. Не всем театрам по карману. В постановке Юрия Александрова и сценографа Вячеслава Окунева современные персонажи и даже местные реалии, вроде надписи «Бахетле», подают комическое под игривый русскоязычный слог куплетов Дулькамара: «Полюби меня красотка, я народный депутат. У меня высокий рейтинг и внушительный мандат».

Впрочем, есть и изящная, правда, не до конца прорисованная проекция распахиваемой в жизнь театральности. Опера начинается в вычурном пространстве, которое населяют персонажи в бутафорских костюмах. А потом вдруг «театр затих, погасли свечи»: действие опрокидывается в условно современную жизнь. Время от времени эту жизнь «рассекает» безумная фигурка в белом кимоно, сбежавшая «с той стороны зеркального стекла» доказательством живущего, где ему хочется, комического духа.

Вполне уместный ход, подсказанный, кстати, самим сюжетом оперы: любовь молодого крестьянина Неморино к прекрасной фермерше Адине — шуточный парафраз на тему легенды о Тристане и Изольде. С той разницей, что вместо зелья, пробудившего страсть Изольды к Тристану, тут лишь винцо, проданное шарлатаном Дулькамарой под видом любовного напитка.

РЕЖИМ ЭКОНОМИИ

Из гостей шаляпинского фестиваля, конечно, главной приманкой был солист «Новой оперы» Алексей Татаринцев. Его Неморино чаровал мягкой вокальной краской, каким-то тинейджерским обаянием и непринужденностью. Евгения Афанасьева из театра Станиславского и Немировича-Данченко в партии Адины прекрасно провела интригу с сержантом Белькоре. Но, хорошенько подразнив влюбленного Неморино, ближе к финалу правдиво пострадала и сама. Участие обоих солистов в разных сентябрьских составах совсем не помешало им, оказавшись рядом, отыграть и отпеть положенное. Придирчивый слух легко мог обнаружить недодачу сопрановых колоратур, жестковатые верха героини и порой элементарную нехватку дыхания.

Рассчитывать на исполнительский перфекционизм идеальных исполнителей этой оперы Роландо Виллазона и Анны Нетребко — ах, какие комические перепалки в сумасшедшем актерском градусе они отжигают без какой-либо вокальной недодачи! — в Казани, наверное, было бы слишком наивно. Но смазанность певческого рисунка у главных исполнителей довольно свежей по местному расписанию постановки все же огорчила. Тем более игровых ситуаций, причем именно с музыкальным материалом режиссер Александров напридумывал в количествах, в каких разве что Дулькамара предлагает народу «эликсиры, ликеры, бальзамы» и прочие снадобья. Просто режиссер действительно слышит музыку и умеет делать простое эффектным, не самое очевидное — гомерически смешным, а комической мелодраме только того и нужно.

Какое оживление вызывает, например, появление обаятельного Дулькамара (Олег Диденко, Москва) из партерных зрительских кресел! Если бы еще продающий «целому свету здоровье благодетель человечества, избавитель от недугов» был так же хорошо слышен, как был виден в проходе между рядов. Увы, даже до требуемого уровня громкости (о технике комической скороговорки, устрашений, хохотков и пр. проще смолчать) симпатяга порой не дотягивал. Хотя и не вредил ансамблям так, как местный сержант Белькоре (Юрий Ившин), который банально опаздывал вступить, забывал слова, а кое-где пел не те ноты.

ТАНЦУЮТ ВСЕ

Не то чтобы слабым, но самым общим местом этого, в общем-то, изобретательного и живого спектакля предстал хор. Постоянно действуя на заднем плане, женская часть хоровой массовки выполняет свои регулярные два притопа — три прихлопа в той надоедливой манере, которая как-то даже развязна. Понятно, что люди на сцене не должны стоять столбом. Но оперетточные шажки влево-вправо, вихляние бедрами и попсовая жестикуляция — тоже не выход, Особенно, если имитация игривости происходит на фоне откровенно вялого оркестра.

Осторожности, с какой нидерландский дирижер Винсент де Корт сопровождал арии и дуэты, при желании можно найти оправдание. Но когда из терцета вдруг по забывчивости «выпадал» баритон Белькоре или вдруг «заглатывала» свою фразу Джанетта (Венера Протасова), яснее ясного, что дело не в осторожности, а в том, что порядком подзабытый с осени спектакль для шаляпинского фестиваля был собран на живую нитку, что опере вообще-то противопоказано. В ней ведь, как и в жизни, где тонко, там и рвется.

Читайте также:

На Шаляпинском фестивале снова исполнили оперу Гершвина «Порги и Бесс». Часть 2-я

На Шаляпинском фестивале выступил Рустам Минниханов. Часть 1-я

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (17) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.02.2015 08:57

    Елена, браво!

  • Анонимно
    5.02.2015 15:45

    Да.... Ослаб фестиваль... Как бы не сошел на нет...

  • Анонимно
    5.02.2015 15:58

    А в конце какие смешные слова. Почему автор про них не написал?- Мы бы выучили.

  • Анонимно
    5.02.2015 15:59

    Опера смотрится, как кино. Браво театру!

  • Анонимно
    5.02.2015 16:08

    Это ВЫ наверное ОСЛЕПЛИ а фестиваль живет и здравствует и дай бог\аллах\ так будет всегда

  • Анонимно
    5.02.2015 16:26

    Опасность ослепнуть для оперы все же несопоставима с опасностью оглохнуть. Так что зря вы оцениваете шаляпинский фестиваль по картинке. Оперу надо оценивать по звуку

  • Анонимно
    5.02.2015 17:09

    Скорее вы сойдете на нет, чем этот с каждым годом все мощнее звучащий оперный фестиваль. Дай Бог здоровья и энергии Рауфалю Сабировичу Мухаметзянову. Так держать! Браво!

  • Анонимно
    5.02.2015 17:14

    Да это, наверняка кем то из театра обиженный Бареев, вечно недовольный и мечтающий от зависти о том, чтобы фестиваль угас. Не дождетесь. Да не ходите вы в театр, чтобы настроение себе не портить. Вас по повестке из военкомата туда гонят что ли? Мазохизм какой то. Регулярно ходят и регулярно всем не довольны.

    • Анонимно
      7.02.2015 02:27

      Только что зашел на форум и с удивлением обнаружил свою фамилию в вашем посте.Т.Б.

  • Анонимно
    5.02.2015 22:52

    Чем больше критики, тем выше квалификация критика. Точнее театрального оборзевателя. Смотрите на спектакли как смотрят дети и радуйтесь веселому красивому представлению. Мы сами нетребко и легко прощаем "недодачу сопрановых колоратур"

  • Анонимно
    5.02.2015 23:39

    Три спектакля посетил на фестивале Шаляпина -правда по отношению других работал поверьте атмосфера блестящие чувствуется здесь собирается публика понимающиеся толк в этом искусстве и зря критикуете этому фестивалю жить ВЕКАХ..

  • Анонимно
    6.02.2015 09:07

    Елена, спасибо за прекрасную рецензию, все тонко и точно подмечено. Жаль, что мы теперь не часто слышим оперу в Казани (труппа, в основном, по заштатным городкам Европы гастролирует), а если и случается, то это наспех слепленные представления.

  • Анонимно
    6.02.2015 09:50

    Кстати к слову возможно что другие репортажи выйдут без иллюстраций причина банальная ПРОСТО как простое молоко...в прошлом году БО высказался про фестиваль нелестно и попал в немилость ....руководству ОПЕРНОГО и те ничего умного не нашли как просто отказали в аккредитации ......и это то в Демократическом обществе.....несерьезно-Шамиль Абдюшев

  • Анонимно
    6.02.2015 14:56

    Задача критика вовсе не в получении удовольствия, а в формулировании профессиональных механизмов, от которых в одних случаях зависит хороший результат, а в других - плохой результат. Но, поверьте, когда критик чувствует себя простым слушателем, он по-настоящему счастлив. Просто заставить его стать слушателем надо суметь. ЕЛЕНА ЧЕРЕМНЫХ.

  • Анонимно
    7.02.2015 00:45

    ... Или критик- слушатель оказывается неподготовленным, что тоже, увы, случается. Дилетанты с плохим вкусом встречаются в любой профессии. О чем писал Рождественский в своей книге.

  • Анонимно
    10.02.2015 11:28

    "Вялый оркестр"? Можно было ожидать каких угодно критических замечаний, но эта ремарка довольно странная.

  • Анонимно
    12.02.2015 00:04

    Практически в каждой рецензии "многоуважаемый" критик противоречит сам себе. Пытаюсь уловить ход мысли,но это невозможно. Тексты написаны на скорую руку, с перескакиванием с первого на третье.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль