Бизнес 
6.02.2015

Тимур Нагуманов: «Дураков нет ни в бизнесе, ни во власти. Но почему-то между ними пропасть...»

Бизнес-омбудсмен рассказал «БИЗНЕС Online» о том, как в кризис пытается нащупать пульс делового сообщества

В Татарстане в рамках антикризисных мероприятий стартовала программа мониторинга предпринимательской среды. Как рассказал накануне на традиционной интернет-конференции «БИЗНЕС Online» бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов, сегодня благодаря столь мощному инструменту раз в две недели проводится обзвон 5 тыс. предпринимателей, но в планах нарастить клиентскую базу до 50 тысяч. Нагуманов также сообщил, на что больше всего жалуется татарстанский малый и средний бизнес и как был спасен от тюрьмы Павел Сигал. Гость редакции призвал предпринимателей во время кризиса не ныть, а засучить рукава и работать, участвуя в откровенном диалоге между бизнесом и властью.

Тимур Нагуманов
Тимур Нагуманов

ИНСТИТУТ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА СОСТОЯЛСЯ

За два года существования института бизнес-омбудсмена в республике его задачи остались все теми же — отстаивание интересов бизнеса перед органами государственной власти без вмешательства в споры хозяйствующих субъектов. Это вчера уже в начале интернет-конференции отметил Тимур Нагуманов. За два года в адрес уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей поступило свыше 1 тыс. обращений, в том числе в прошлом году — около 700. Лидерами стали жалобы на проверки бизнеса надзорными органами. На втором месте — вопросы земли и имущества. Третье место делят жалобы на уголовное преследование предпринимателей и вопросы господдержки бизнеса.

В прошлом году представители бизнес-омбудсмена получили право участвовать в судебных заседаниях, чем они сейчас стали активно пользоваться. «В суде мы не являемся адвокатами предпринимателей. Наша задача — предоставить суду объективную картину, на основании которой он примет взвешенное решение. И нам это часто удается. Буквально на днях Арбитражный суд на основании наших заключений признал необоснованными требования МЧС к предпринимателям», — рассказал Нагуманов. Впрочем, по его словам, нет цели доводить обращения предпринимателей до судебных разбирательств. «Напротив, мы хотим решить вопросы предпринимателей оперативно, в досудебном порядке. А зачастую им просто нужна нормальная консультация — подсказать, что сделать, куда и что написать», — отметил он.

По его мнению, институт уполномоченного по правам предпринимателей состоялся, он признан и на республиканском, и на федеральном уровне. «Нас все уже знают и оперативно работают. По итогам 2014 года наша практика по работе со СМИ, по налаживанию диалога между предпринимателями и властью была признана одной из лучших, и уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов рекомендует ее перенимать другим регионам», — рассказал татарстанский бизнес-омбудсмен.

ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ

По словам Нагуманова, один из выводов, которые он сделал за это время, — в Татарстане отсутствует практика диалога между бизнесом и властью. «В госорганах работают адекватные, грамотные люди, дураков среди них нет. Бизнесмены тоже все грамотные люди. Но почему-то между теми и этими лежит пропасть», — отметил он. Причина такой пропасти, по мнению бизнес-омбудсмена, кроется в отсутствии каналов коммуникаций. «Проблемы предпринимательства доходят до госорганов либо в виде обращений, которые они отписывают на рассмотрение исполнителям, либо в формате поручений, которые прилетают чиновникам откуда-то сверху. С другой стороны, зачастую предприниматели не умеют правильно и аргументировано формулировать вопросы к властям, так, чтобы они были понятны чиновникам, зачем и почему им надо это делать», — рассказал Нагуманов. По его словам, президент РТ Рустам Минниханов поддержал сделанный вывод о том, что надо налаживать систему обратной связи, правильного диалога между властью и бизнесом.

Так в прошлом году и родился проект «Бизнес и власть: откровенный разговор», в рамках которого проходят регулярные встречи бизнесменов с тем или иным представителем регулирующих органов. На 2015 год запланировано 20 таких встреч. Ближайшая встреча — с мэром Казани Ильсуром Метшиным — состоится 26 февраля. Также уже согласовано участие Минниханова в одной из весенних встреч с предпринимателями.

Нагуманов подробно рассказал о технологии организации подобных мероприятий и отбора вопросов к спикерам.

Бизнес-омбудсмен РТ также сообщил о появлении в его арсенале в связи с экономическим кризисом нового мощного инструмента мониторинга состояния предпринимательской среды. «У нас сейчас в пилотном режиме начал работу свой call-центр. Раз в две недели мы обзваниваем порядка 5 тысяч предпринимателей — владельцев бизнеса или генеральных директоров компаний, а также индивидуальных предпринимателей, проводим среди них опрос о тех проблемах, которые мешают им работать, планируют ли они оптимизацию бизнеса или сокращение производства, есть ли угроза закрытия предприятий и т.д. После этого нашими аналитиками и экспертами данные обобщаются, мы думаем, что дальше делать — рассмотреть ситуацию в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор» или изучить ее отдельно и донести до президента», — рассказал бизнес-омбудсмен, добавив, что в планах нарастить клиентскую базу до 50 тыс. предпринимателей.

ЧТО ДЕЛАТЬ В КРИЗИС? НАДО ЗАСУЧИТЬ РУКАВА И РАБОТАТЬ, РАБОТАТЬ, РАБОТАТЬ...

Первые результаты мониторинга появятся на следующей неделе. Но Нагуманов уже видит, что у многих предпринимателей тревожные ожидания. Он посоветовал бизнесменам не впадать в уныние, а засучить рукава и работать, работать, работать. «Другого рецепта нет. Отдыхать и размышлять о грядущих планах, конечно же, хорошо, но не во время кризиса. Опытные предприниматели мне так и говорят: нам сейчас некогда стонать и переживать. Мы работаем... Задача одна — выжить. Кто будет более активным и эффективным, тот справится с этой задачей. А наша задача — этим бизнесменам помочь. Мы стараемся выходить на более оперативные форматы работы и решения проблем», — отметил уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Нагуманов посетовал на то, что предприниматели боятся обращаться к нему за помощью при возникновении спорных ситуаций с органами власти. «Пока все боятся, мы ничего не сделаем. Мы должны понимать, где есть проблемы, где застревают документы. Причем можем решать проблемы максимально эффективно, сохраняя анонимность заявителя. Потому что все эти органы обычно отчитываются, что у них все быстро и качественно. Бизнесмены же говорят об обратном. Но когда мы просим предоставить конкретику, нам говорят: нет, нет, я вопрос сам разрулю, но вы имейте в виду... Хорошо, я имею в виду. Но что я с этим сделаю? Мы не можем оперировать анонимными слухами!» — пожаловался он.

ТИТОВ: «ЗАЧЕМ НАМ СПАСАТЬ СИГАЛА?»

Одной из своих самых резонансных удач на этом посту Нагуманов считает вызволение из «Матроской тишины» известного казанского предпринимателя Павла Сигала. «Когда с ним, мягко говоря, эта неприятность случилась (речь идет об аресте известного татарстанского предпринимателя, см. спецпроект «Дело Сигала» газеты «БИЗНЕС Online»прим. ред.), я сразу же обратился за поддержкой к Борису Титову. Он спросил меня: «Это же связано с обналичиванием материнского капитала, зачем нам туда лезть?» Но я убедил его, что в этом деле все совершенно не так, как это преподносят федеральные СМИ, а материнский капитал — это только повод. Тем же вечером я к нему зашел и предоставил документы, которые у нас были. Его специалисты проанализировали материалы, и буквально через несколько дней Титов сообщил мне, что Сигала надо защищать и мы будем этим заниматься. Я знаю, что Борис Юрьевич обращался к Владимиру Владимировичу по поводу дела Павла Абрамовича. И это было одним из ключевых факторов успеха в той истории. Здесь мы в целом все вместе сработали очень здорово», — удовлетворенно констатировал он.

ВОПРОС ВЬЕТНАМСКОГО РЫНКА НАДО РЕШИТЬ РАЗ И НАВСЕГДА

Бизнес-омбудсмен ответил на вопрос читателя «БИЗНЕС Online» по поводу ситуации с Вьетнамским рынком. Он охарактеризовал ее как сложную и требующую активной совместной работы владельцев рынка и представителей органов власти. Нагуманов напомнил, что после того, как пожаром был уничтожен торговый павильон, было принято экстренное решение переместить торговцев в близлежащее здание, которое к тому моменту не было достроено. «Проблема в том, что этот объект первоначально проектировался и строился как склад. Соответственно, вся проектная документация проходила проверку исходя из норм и требований, предъявляемых к складу, — рассказал он. — Вопрос касается безопасности людей. Рынки в Татарстане, к сожалению, горели уже не один раз, и страшно подумать о последствиях, если пожар произойдет в здании, которое не приспособлено для быстрой эвакуации больших масс людей. Нам говорят: давайте глаза закроем — они погорельцы, пусть поторгуют в неприспособленном здании. Но это же неправильно!» По мнению Нагуманова, вопрос надо снять раз и навсегда, а для этого нужно проговорить план-график работ по приведению этого объекта в нормативное состояние.

«ВСЕ ПЫТАЮТСЯ НАМ ОБЪЯСНИТЬ, ПОЧЕМУ ЭТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ»

Уполномоченный по защите прав предпринимателей рассказал также о разработке проекта создания во всех муниципальных районах Татарстана системы одного окна для прохождения всех разрешительных документов для бизнеса, чтобы этот процесс был прозрачным и объективным. «Мы сейчас с коллегами работаем над проектированием этой системы, но уже на первом этапе консультаций с другими госорганами получили массу негативных откликов. Все пытаются нам объяснить, почему это нельзя делать. Например, почему нельзя в автоматическом режиме выдавать технические условия на подключение — отсутствуют базы данных, отсутствуют схемы, какая-то другая информация. Но мы продолжим разработку проекта и в ближайшие месяцы внесем его на рассмотрение президенту РТ. Кроме всего прочего, такая система позволит в оnline-режиме контролировать исполнительскую дисциплину госорганов по рассмотрению документов», — отметил Нагуманов.

Во время интернет-конференции он также высказал свое мнение по поводу начисления налога на имущество по его кадастровой стоимости, вызвавшего большой резонанс среди предпринимателей, рассказал о своем вхождении в президентский резерв в конце прошлого года и о том, означает ли это его скорый уход на повышение в Москву, а также мы узнали занимательную историю, как составленная в Казани аналитическая записка в итоге вошла в прошлогоднее послание Владимира Путина.

Подробнее об этом и многом другом читайте в полной стенограмме интервью, которая будет вскоре опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    6.02.2015 12:18

    Класс! Вот это новый чиновник с трезвым взглядом на жизнь и современными подходами. Если бы все руководители были как Нануманов, многое в татарстане поменялось бы.Жду полную статью!Удачи Тимур Дмитриевич!

    • Анонимно
      6.02.2015 14:02

      согласен за столь короткий период работы смог переломить негативное отношение властей республики к бизнесу, вот что значит "порода", а то сколько лет потуг у всяких министерств было, а в итоге без всяких штатов и аппаратов работа пошла.

    • Анонимно
      7.02.2015 23:51

      Да, Нануманов, действительно неплохА Нагуманов - так себе - юрист по регистрации жалоб. Президент не раз ему говорил - твя задача предупреждать проблемы а не жалобы регистрировать

  • Анонимно
    6.02.2015 12:24

    Я был на встрече с Патяшиной, которую он организовал. Толково, надеюсь вопрос будет решен

    • Анонимно
      6.02.2015 12:43

      Как узнать, будет ли встреча с Минсельхозом? Или уже была? Есть конкретные вопросы к ним.

      • Анонимно
        6.02.2015 12:56

        Есть номер кол-центра: 203-44-17, звоните, спрашивайте и оставляйте свои вопросы.

    • Анонимно
      6.02.2015 14:04

      В Челнах с Груничевым получилась хорошая встреча, как мне рассказывали. Жду такую же в Казани, тоже хочу поучаствовать.

  • Анонимно
    6.02.2015 12:32

    Молодец! Всего два года - и такой результат!

    • Анонимно
      6.02.2015 14:00

      да, согласен, у нас и за 10 лет таких результатов многие показать не могут.

  • Анонимно
    6.02.2015 12:34

    Классно! когда будет полная статья? С Метшиным и Миннихановым я бы повстречался, вопросов много. не нашел в статье контактов, куда звонить или писать, как попасть на встречу?

    • Анонимно
      6.02.2015 12:59

      Чтобы принять участие во встрече с мэром Казани, предпринимателям необходимо направить свои вопросы через сайт Бизнес-Власть.рф, либо на e-mail RT@ombudsmanbiz.ru или позвонить в кол-центр проекта: (843) 203-44-17

  • Анонимно
    6.02.2015 12:35

    Тимур Дмитриевич, вы большой молодец! Желаем вам больших успехов, мы всегда вас поддержим! Мария, Дрожжановский р-н.

  • Анонимно
    6.02.2015 12:36

    Тимур Дмитриевич!Прошу донести до президента сложную ситуацию с предпринимательством в республике. У нас в Мамадышшском районе многие закрываются. Думаю и везде по Татарстану такая ситуация.У меня на глазах закрылись в этом и прошлом году 4 предпринимателя - не выгодно стало работать, очень высокие налоги и не платежи. Никакие меры поддержки не помогают. Нам нужно всем объединиться чтобы бороться за свои права.Надежда на вас и Рустама Нургалиевича.

  • Анонимно
    6.02.2015 12:37

    Вот это правильный подход к решению проблем бизнеса, я считаю! Очень хочу поучаствовать во встрече с Метшиным, как на нее попасть? буду ждать анонсов.

    • Анонимно
      6.02.2015 13:01

      Чтобы принять участие во встрече с мэром Казани, предпринимателям необходимо направить свои вопросы через сайт Бизнес-Власть.рф, либо на e-mail RT@ombudsmanbiz.ru или позвонить в кол-центр проекта: (843) 203-44-17

    • Анонимно
      6.02.2015 14:03

      согласен, особенно хорошо, что встречи с Миннихановым организует. Если напрямую общается с президентом, значит, реально может помочь решить вопросы! Удачи, Тимур Дмитриевич!

  • Анонимно
    6.02.2015 12:40

    Классный у нас омбудсмен, молодой, энергичный! Недавно видела по телеку в новостях тоже уполномоченного, из другого региона - какой-то странный дядька с пузом. Кого такой омбудсмен защитит, от чего защитит? Нагуманов на этом фоне как небо и земля) Тимур Дмитриевич, желаю вам удачи и новых успехов!

  • Анонимно
    6.02.2015 12:42

    Поддерживаю Нагуманова в позиции по Вьетнамскому рынку, молодец, что думает еще и о безопасности людей. Нужен здравый подход, который не навредит никому.

  • Анонимно
    6.02.2015 12:45

    Все верно говорит, наша задача предпринимателей - удвоить, даже утроить сейчас усилия. Да, тяжело, но надо еще больше работать и стараться. Хорошо, что есть, кому нас поддержать и защитить!

  • Анонимно
    6.02.2015 12:46

    Есть мнение,пропость может быть только тогда,когда власть отделится от бизнеса.Вся беда в том,что они монолитны.Для этого нужно убрать подставных ,,бизнесменов".Этого можно добится только частой сменой глав районов.Дать им возможность самим и родственникам и друзьям заниматься бизнесом отдаляясь от бюджетных потоков.

  • Анонимно
    6.02.2015 12:49

    На встречу с Метшиным у меня очень много вопросов. Будет открытая встреча, для всех? Где заявиться? Нагуманову могу пожелать только удачи, единственный из всего Татарстана в кадровом резерве Путина. Молодец, что еще могу сказать!

    • Анонимно
      6.02.2015 12:54

      Чтобы принять участие во встрече с мэром Казани, предпринимателям необходимо направить свои вопросы через сайт Бизнес-Власть.рф, либо на e-mail RT@ombudsmanbiz.ru или позвонить в кол-центр проекта: (843) 203-44-17

  • Анонимно
    6.02.2015 12:53

    Нагуманов один из самых перспективных кадров в Татарстане, по-моему. Не зря в резерв Путина вошел, интересно, уже планируют его в Москву забирать или нет? Я бы такие кадры в республике удерживал всеми усилиями.

  • Анонимно
    6.02.2015 12:54

    Классно, что молодежь наконец появляется. Минуллина, Здунов, Нагуманов - я за вас! А то засиделись уже старики у власти. Нужны образованные, с современными стандартами и подходами. Алексадр

  • Анонимно
    6.02.2015 12:55

    Тимур Дмитриевич, организуйте встречу с минэкологии, как вы делали это в Челнах? У нас в Казани тоже и вопросы, и проблемы есть.

  • Анонимно
    6.02.2015 13:03

    Нагуманов такой симпатичный :))) душка прям!

  • Анонимно
    6.02.2015 13:18

    Мне кажется, что мы идем по устаревшему пути, когда развиваем такие предприятия, как казаньоргсиинтез, нижнекамскнефтехим и прочие. Нужно больше внимания уделать малому бизнесу. В Европе все держится на малых предприятиях - они основа экономики.Их не просто надо защищать. Их нужно оберегать и помогать всем возможным. У меня сын - предприниматель и я вижу как ему тяжело приходится. Платить налоги, искать поставщиков и клиентов.А получить государственный заказ почти вообще невозможно! Нужно срочно обратить на это внимание.

  • Анонимно
    6.02.2015 13:35

    Молодец Тимур Дмитриевич. Мы верим и надеемся что Вы сделаете все возможное для поддержки нас предпринимателей.

    • Анонимно
      6.02.2015 14:00

      Вот он - опора России и Татарстана. Предлагаю уже дать орден "За заслуги перед Отчеством", давно работает

  • Анонимно
    6.02.2015 13:52

    Интересно, какие документы предъявили Титову, чтобы повернуть дело от обналичивании материнского капитала к каким-то непонятным делам, в которых Сигал пострадавший бизнесмен. Упс

  • Анонимно
    6.02.2015 13:55

    Посмотрите фильм "Дурак", где четко и ясно показано взаимодействие бизнеса и власти. Не надо чего-то сочинять. Конечно, владелец небольшого киоска по продаже носков и платков от власти так же далек как и простой гражданин страны. Но из этого не надо делать каких-то глубоких выводов о пропасти между властью и бизнесом. Упс

    • Анонимно
      7.02.2015 14:42

      Очень похоже что Вы, господин Упс далеко не в теме о взаимодействии (а вернее об отсутствии взаимодействия) власти и бизнеса. Спасибо Нагуманову за смелость! .."По словам Нагуманова, один из выводов, которые он сделал за это время, — в Татарстане отсутствует практика диалога между бизнесом и властью". Ёще 2-а года тому, практически сразу после создания республиканского института бизнес-омбудсмена мои друзья по бизнесу обратились к Т.Нугуманову за помощью и ... просто удивительно, применимо к чиновникам Татарстана, проблема была решена. Причем, пришлось пообщаться с другими "обратившимися" к омбудсмену предпринимателями, которые так же весьма благодарны Т.Нугуманову. Ещё раз спасибо за грамотную работу, Тимур Дмитриевич. Так держать!

  • Анонимно
    6.02.2015 13:56

    Тимур Дмитриевич, спасибо за работу! Продолжайте в том же духе, мы - за вас!

  • Анонимно
    6.02.2015 13:58

    Нагуманов - один из немногих представителей власти , который реально что то делает на благо развития бизнеса.
    Самое главное - помогает конкретным бизнесменам , а не просто занимается общей болтовней , как большинство чиновников ..
    Успехов вам , Тимур !
    Александр

  • Анонимно
    6.02.2015 14:06

    Нагуманов хороший пример современного молодого чиновника. Только порадоваться могу, что таких в Татарстане появляется больше и больше!

  • Анонимно
    6.02.2015 14:08

    Тимур Дмитриевич, решите вопрос с Вьетнамским рынком! Я знаю, что вы все можете, у меня мама там торгует, боюсь, что может быть опасно! хотя и работу не может бросить, куда идти-то? очень надеемся на вас!

  • Анонимно
    6.02.2015 14:10

    Ничего себе у нас омбудсмен! Про такой поворот с делом Сигала я не знал. Молодец, круто!

  • Анонимно
    6.02.2015 14:12

    Неужели среди чиновников начали появляться молодые симпатичные лица))

  • Анонимно
    6.02.2015 14:14

    Как попасть к Нагуманову на прием? Уже замучался бегать по кабинетам, нигде ничего не решается. Если уж Сигалу наш омбудсмен помог, то наверняка и мне поможет.

  • Анонимно
    6.02.2015 14:16

    Жалко, что я не предпринимательница, а то бы тоже сходила на встречу! Тимур Дмитриевич, вы молодец!)

  • Анонимно
    6.02.2015 14:21

    Хорошо, что хоть кто-то делает реально полезные вещи, результат которых виден. Терпения и успехов Тимуру Дмитриевичу и его команде!)

  • Анонимно
    6.02.2015 14:23

    А я простой работяга,пишу с ошибками,всю жизнь "в поле",но,вот знаете,что хочу сказать бизнесменам-ребята ,Вы нам нужны,нам,городу,стране,людям,держитесь и добивайтесь своего...а кто ещё экономику поднимет?...P.S’.граммотность проверила дочка...P.S.’’надеюсь,если экономика пойдёт вверх,зарплаты Вы нам поднимите:-)шутка...

  • Анонимно
    6.02.2015 14:32

    Давайте честно - Сигала спасали совсем другие товарищи, Нагуманов был там только рядом.

    • Анонимно
      7.02.2015 08:21

      А зачем вообще надо было спасать этого обнальщика? И что за документы показали Титову?

  • Анонимно
    6.02.2015 15:05

    Это кадровая политика Нашего Президента Минниханова Рустама Нургалиевича- без его поддержки и грамотной организации кадровой работы Сафаровым А.А.- эти молодые кадры не росли бы, это Президент их взращивает, создает условия, обучает, они должны быть благодарны Ему, как Никифоров после университета рос у нас, а теперь где? Все должны помнить свои корни и всегда работать на благо народов Республики, как Наш Президент!!!!

    • Анонимно
      6.02.2015 15:27

      полностью согласен, посмотрел по новостям Новгородская область ужас электрички отменили, деревни все вымерли, а у нас все критиканы в комментариях на БО - все плохо, так вот мы благодать то не ценим, слишком хорошо жить стали!!!

  • Анонимно
    6.02.2015 15:19

    "Дураков нет ни в бизнесе, ни во власти. Но почему-то между ними пропасть...» - ОТВЕТ ПРОСТ: Бизнес без труда с кровью и потом НЕ проживет, а ВЛАСТЬ, в основе своей, живет НА ХАЛЯВУ, считая что они ВСЕ В РАЮ и должны кормиться ТОЛЬКО РАЙСКИМИ ЯБЛОЧКАМИ, добытыми ЛЮБЫМИ средствами!

  • Анонимно
    6.02.2015 21:06

    Глупость полная - во власти большинство честных людей, которые работают не жалея живота своего за смешные зарплаты.

  • Анонимно
    6.02.2015 21:12

    А по моему все наши бизнесмены жулики. Для них таких понятий как честь, совесть не существует. Для них главное нажива.

  • Анонимно
    6.02.2015 23:05

    Пропасть? Когда власть строит не кому не нужные технопарки? А бизнес не может взять простого кредита? КАИ-Лазер столько вбухали, оборудование брошено, даже пуско-наладку не делали... а сегодня Гильмутдинов заявляет, что будет строить такой же и опять за наш счет. Где защита интересов бизнеса? Дайте эти деньги бизнесу на оборудование. Хватит воровать!!!

    • Анонимно
      6.02.2015 23:38

      Смотрите фильм "Дурак" и все станет понятно. Там все наглядно и очень прозрачно показано как все происходит. И бростье иллюзии. Упс

  • Анонимно
    7.02.2015 00:11

    Тимур с большим к вам уважением!!! Прокомментируйте как насчет ВГШ и качества или количества сборов штрафов?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль