Шаляпинский фестиваль 
7.02.2015

На Шаляпинском фестивале показали Казань египетскую

В «Аиде» Верди российский бас и американский баритон перепели соотечественников композитора. Часть 4-я

Обновленной в 2013 году «Аидой» (режиссер Юрий Александров) театр им. Джалиля показал, как опера Верди обживает новые шикарные декорации (сценограф Виктор Герасименко). Однако и в освеженных декорациях музыкальные «аидские» проблемы, по мнению музыкального обозревателя «БИЗНЕС Online» Елены Черемных, какими были, такими и остались.

КРАСОТА — СТРАШНАЯ СИЛА

К воспетым Верди «берегам священным Нила» казанскую публику давно привязывает приличное знание мелодий данной оперы, сострадание эфиопской принцессе-рабыне и принципиальное сознание принадлежности к той великой оперной культуре, которую из Одессы в Казань, еще за полтора десятилетия до возникновения этой партитуры, занесла итальянская труппа, выступавшая в Городском театре с 1852 года вплоть до случившегося в нем пожара. Театр сгорел из-за неудачной попытки провести в него газ.

Позапрошлогодняя казанская «Аида» полностью застрахована от подобных опасностей. На стенах фараонского дворца полыхают видеофакелы. Голубое видеонебо в сцене Триумфа порадует любого метеоролога. А черно-белый видеопортрет Сфинкса сильно смахивает на фараона Рамзеса, стерегущего заживо похороненных любовников, и будет даже повыразительней подлинных сфинксов с туробъекта «Каир. Пирамиды». Похоже, автор сценографии в Египте много чего повидал и, понятное дело, воспроизвел в Казани.

«Туристическая обратка», — словно намекают нам постановщики. Мы и впрямь восхищены колоннами с неоновой подсветкой, песчаниковым тоном дворцовых стен, изогнутыми змеями на жреческих посохах и прямокрылым орлом, приветствующим из-под колосников победителей-египтян. А как восхитительно шевелятся пальмовые видеоветви в той зоне нильского побережья, где Амонасро под страхом отцовского проклятья уговаривает приплывшую в гондоле Аиду выведать у Радамеса военный секрет и бежать на родину. Примерно с тем же чувством, наверное, местный житель возвращается из Шарм-эль-Шейха в Казань.

ЦВЕТНОЕ ПРОТИВ КАМЕННОГО

То, что «картинка» в «Аиде» на пять с плюсом, не должно удивлять. Момент, мотивировавший написание этой оперы — имеется в виду открытие Суэцкого канала, был настолько знаменательным и настолько помпезно отпразднованным, что все роскошества, сопровождавшие «суэцкие» торжества в 1874 году, просто обязаны были стать частью генетической памяти «Аиды». Ее постановками театры мира полтора столетия соревнуются между собой, в смысле, «кто кого перешибет».

На постсоветском пространстве одной из впечатляющих внешне «Аид» считалась рижская постановка Илмарса Блумбергса (ее даже в Большой театр привозили). Но там ходовым материалом была краска: все участники были разных цветов: эфиопы зеленые, Аида синяя, египтяне золотые. В Казани, увлекшись имитацией каменно-декоративного фасада стен, колонн, ступеней, про человеческий фактор маленько позабыли: все участники с оголенными частями тел отличаются натуральной бледно-зимней кожей. Более-менее загорелы итальянские исполнители главных ролей Сусанна Бранкини (Аида) и Дарио ди Виетри (Радамес). И, слава Богу, повезло с чернокожим от природы Лестером Линчем из США. До роли эфиопского царя Амонасро он, если кто запомнил, блестяще спел на нынешнем фестивале злодея Крауна в концертном исполнении оперы Гершвина «Порги и Бесс».

ШЕПОТЫ И ЗВУКИ

Вокальный кастинг «Аиды» со страниц буклета выглядел аппетитно. Трое участников — итальянцы: кроме вышеупомянутых Бранкини и ди Виетры еще и Аннунциата Вестри (Амнерис). Но первыми, чьи голоса «легли на слух», все ж оказались киевлянин Евгений Ковнир (Царь Египта) и казанско-московская гордость Михаил Казаков (Рамфис). Узнать Казакова в белой маске и — в тон — одеянии Верховного жреца было практически невозможно: он сильно постройнел. Но великолепный, сочный бас сразу же выдал его обладателя. Певец задал такую вокальную планку, что сердце сжималось в предвкушении голосов итальянских. Но чуда не случилось, увы. Пригласив именно этих гостей, театр, скорее, начудил.

Джузеппе Верди
Джузеппе Верди

Диагностировать в неорганизованном самодеятельном тембре не пойми откуда взявшегося ди Виетри лирико-драматический тенор Радамеса оказалось невозможно. Ни школы, ни техники, ни уверенного знания партии. Что уж говорить о вердивеской кантилене, если совершенно неконтролируемыми связками на верхних нотах гость вострубал, на нижних — переходил почти в бытовой, надтреснутый тембр. С вокальной беспомощностью его актерская несуразность даже по-своему гармонировала. Соглашаясь бежать с Аидой — «...и там в восторге упоенья забудем мир земной» — он целовал запястье возлюбленной с видом, словно отгрызает ей кисть. Мужественно сообщая, что «...мои оправданья судьи не услышат!», он сам, похоже, не слышал триолей кларнета, который упорно подсказывал герою местоположение сильной доли. А как по-телячьи оскорбил презираемую Амнерис в последней их общей сцене: «Гнев людской мне не страшен! Страшнее лишь твоя жалость!» И боднул воздух головой.

ОТСЧЕТ «УЛОВЛЕННИКОВ»

Героиня Бранкини тоже вокальным лоском не взяла. Смотреть на ее прекрасную миниатюрную фигурку и красивый профиль — одно. А слышать — совсем другое. Изношенное, словно покрытое шерстью сопрано на piano еще как-то управлялось, но в более громких местах отталкивало крикливостью, даже скандалезностью. Ну разве может рабыня кричать на фараонскую дочь, словно торговка в Охотном ряду? Тем более если Амнерис сама ей подсказывает интонацию: «Что скажешь, нежная Аида?» И не странно ли разболтанным, вибратным, неуправляемым голосом петь, будучи в образе, чье портретное описание в Арии Радамеса формулируется буквально так: «Милая Аида! Рая созданье! Нильской долины лотос золотой?»

А вот уловом для «фестиваля голосов» надо признать замечательного Лестера Линча-Амонасро. Именно с его появлением на сцене ненадолго возник призрак оперы, настоящего вердиевского стиля, и актерской игры отнюдь не условной силы. В эпизоде «Проклятья» — «Не дочь ты мне больше! Ты — раба фараона!» — случился даже оптический фокус: на секунду почудилось, что на сцене не «Аида» — предпоследняя опера Верди, а «Отелло» — его последний шедевр. Партию Амнерис итальянка Вестри спела на санитарном уровне, хотя на фоне ее соотечественников-партнеров эта работа кому-то, вероятно, могла показаться даже выдающейся.

При том, что «Аида» в Казани — опера долгоиграющая, «кассовая» и в хорошем смысле популярная, конечно, делать из нее один лишь декоративно-постановочный фетиш как-то даже нечестно. Ne comme il faut предлагать публике шаляпинского фестиваля третьесортных — зато «настоящих» — итальянцев.

Все равно их подают не исполнительски качественными величинами, а своего рода вещественной добавкой к имуществу итальянской оперы в Казани. Это нехорошо как минимум по отношению к Верди, максимум — по отношению к опере вообще. Потому что из музыкального произведения «Аиду» преобразуют в какой-то материальный бренд. Ну, или товар. Совсем как в Египте, где проезжаешь мимо Каирской оперы, просишь гида остановить автобус, а он в ответ сигналит шоферу продолжать движение, а сам лукаво улыбается: «Опера? «Аида»?» Не сразу и поймешь, что оба слова там означают нечто, что ни к опере, ни к «Аиде» Верди давно никакого отношения не имеет. Так, остывший миф. О чем-то великом, совсем-совсем не нужном, но туристически привлекательном.

Читайте также:

Шаляпинский-2015: эликсир bel canto дегустирован пополам с водой. Часть 3-я

На Шаляпинском фестивале снова исполнили оперу Гершвина «Порги и Бесс». Часть 2-я

На Шаляпинском фестивале выступил Рустам Минниханов. Часть 1-я

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (17) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.02.2015 10:43

    Мнение редакции совпадает с мнением автора? Мне кажется, публикации, содержащие такие резкие оценочные суждения, лучше подавать как отдельную колонку автора, а не как статью крупного издания, которое стремится к объективности.

  • Анонимно
    7.02.2015 11:31

    Уважаемый Айрат! Это как к вопросу подойти. Недавно БО интервью брало у одного молодого певца из Москвы и его спрашивают- а правда, мол, что Татарский оперный театр и не котируется в Европе( я передаю только смысл вопроса) ? То есть в вопросе уже ярко виден ответ. Так же обстоит дело и с вашими критиками. Задание такое получила Елена Черемных, надо и отрабатывать. Ничего у вас не получится господа! Зря стараетесь. Мы свой театр очень любим.

  • Анонимно
    7.02.2015 13:23

    Хороший текст абсолютно провален по картинке. - Если речь о плохом пении в красивых декорациях, то почему нет ни одного фото этих самых декораций?

  • Анонимно
    7.02.2015 13:24

    На Вашу любовь к опере никто не покушается. Просто любить оперу как здание немного все-таки странно. Об этом, похоже, и говорит автор.

  • Анонимно
    7.02.2015 13:36

    Я тоже люблю свою профессию хотя там где я числюсь в штате моя зарплата равняется не более и не менее ровно 7 тысяч р вместе с гонорарами один раз в два месяца и когда ко мне обращаются другие издания то будь Вечерка Татарстан Эшьляре или БИЗНЕС ОНЛАЙН стараюсь отработать по совести и от души-и совсем не понятно бывает когда меня попросту не пускают производить свою работу по причине только того что якобы ДИРЕКЦИИ ОПЕРНОГО ТЕАТРА категорически не нравиться что фоторепортажи появляются\три их было\в той ПРЕССЕ которую они вычеркнули из СПИСКА АККРЕДИТАЦИИ потому что они про спектакли Шаляпинского фестиваля не совсем Х О Р О Ш О как им хотелось бы пишут в своей ВСЕМИРНО известной ГАЗЕТЕ БИЗНЕС ОНЛАЙН но простите господа проснитесь а в какое время МЫ то живем-уже давно нет СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО общества когда ПОХВАЛА это была норма общества-сейчас давно в дворе все мыслиться по законам ДЕМОКРАТИИ и свобода печати и открытость-это ЗАКОН.....на АИДУ меня просто не пустили и сославшись что Вас не пускаем по причине того что ВЫ у нас просто не аккредитованы-что ваша газета Мадани жомга вовремя этого не сделала-но она и также и не вовремя и зарплату не выдает так может быть их РАБОТАТЕЛЕЙ\ОАО\ТАТМЕДИА\тоже надо бы как-то наказать ну например объявить БАНКРОТОМ....есть КОНСТИТУЦИЯ есть ЗАКОН а там черно по белому написано что МЫ РОССИЯНИ и живем и трудимся в демократическом обществе...и значит для всех З А К О Н один.....в понедельник выйду в ПИКЕТ пусть мне ответить ВЛАСТЬ почему попираются мои законные права ПРОСТО заниматься своим ЛЮБИМЫМ делом делать в КРИЗИСНОЕ ВРЕМЯ по-честному по ЗАКОНУ дело которое мне позволит выжить в трудное время мне моей семье обществу....Шамиль Абдюшев-фоторепортер\Мадани Жомга\

  • Анонимно
    7.02.2015 14:14

    Руководство ТГАТОБ может патентовать "вредные советы": не пускать фоторепортеров, не аккредитовать журналистов, не привозить хороших певцов, не устранять акустические проблемы, не улучшать качество оркестра, не создавать режим благоприятствования молодым исполнителям, в том числе и режиссерам, и дирижерам. В общем, неходка, а не театр!)))) Люди, которые перед всем этим преклоняются, на самом деле достойны того, что выдают им за ОПЕРУ.

  • Анонимно
    7.02.2015 15:58

    Я в прошлом году попал на спектакль Казанского оперного театра в Амстердаме. Там был аншлаг, публика стоя аплодировала, кричала "Браво". Своими глазами видел. Не знаю, как уж наш театр "котируется" в Европе, но публика валом валит, это реальный факт. А новая "Аида" - хорошая постановка. Зачем её ругать - непонятно. Мелкие недостатки в чем угодно можно найти.

  • Анонимно
    7.02.2015 16:12

    Самое главное в жизни, уважаемый Айрат, это любовь и свобода. Если вы любовь вы оцениваете с точки зрения рациональности, то я вам не завидую. Вы несчастный человек. Но я верю, что это все равно к вам придет, потому что любовь- это Бог, а он никого не оставляет без внимания. Уметь любить, не важно что или кого, это дано не каждому сразу. Видно вы еще не доросли. Успехов вам в вашей жизни добрый человек!

  • Анонимно
    7.02.2015 18:29

    Я , например, в Амстердаме слушал оперу " Порги и Бесс" в исполнении лучшего негритянского коллектива из Орландо. На них в Нью- Йорке не попасть. Мы случайно с рук купили билеты. Так что Амстердам не такая уж и глубинка с точки зрения очень хорошей музыки в очень хорошем исполнении. А трупп своих нигде практически нет, только в России.

    • Анонимно
      7.02.2015 19:26

      \\А трупп своих нигде практически нет, только в России\\ - В прошлом году по "Голосу Америки" была передача об Ильдаре Абдразякове, поющем в труппе Вашингтонской оперы. Года 2 назад Альбина Шагимуратова пела в труппе Хьюстонской оперы. А в Казани постоянная труппа нужна, чтобы исполнять татарский репертуар. К сожалению, пока этого нет, но, насколько мне известно, меры уже принимаются.Т.Б.

  • Анонимно
    7.02.2015 20:27

    А мне очень понравилось вчера. Браво

  • Анонимно
    7.02.2015 21:20

    Нам очень понравилось. Не согласны с мнением Черемных. Был классный ансамбль. Кстати, мы любим оперу, знаем ее, наша семья слушала оперу в Вене, Праге, Париже, Берлине, Варшаве. Наш оперный не хуже, а порой и лучше перечисленных. Надо уметь ценить то, что имеем!

  • Анонимно
    7.02.2015 23:02

    Полностью согласна с автором обзора. Итальянцы не оправдали ожиданий, Лестер Линч был гораздо интереснее и актёрски, и вокально.

  • Анонимно
    8.02.2015 08:19

    Лично у меня нарекание другого характера-мне как татарке хотелось бы чтобы перевод шел и на моем родном языке-татарском и чтобы и чтобы в репертуаре были и оперы наших татарских классиков-а то постоянно нам поясняют что два языка равноправны-татарский и русский в Татарстане...

  • Анонимно
    10.02.2015 16:19

    А можно узнать, какое образование у Елены Черемных? Она имеет диплом по специальности "музыкальный теоретик","критик-искусствовед", "музыкальный критик"? Ведь статьи здесь претендуют на звание "рецензий"? Потому что журналист такие резко оценочные суждения позволить себе права не имеет.

  • Анонимно
    13.02.2015 00:03

    Извините,уважаемый автор,не Евгений, а Сергей Ковнир..Мое личное мнение-Лестер Линч был лучшим..

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль