Культура 
9.02.2015

Фарид Бикчантаев поселил Ходжу Насретдина в глиняную Вселенную

Очередная премьера сезона на сцене ТГАТ им. Камала оказалась нерядовым театральным событием

Пьеса Наки Исанбета, прослоенная текстом сирийского драматурга Саадаллы Ваннуса «Слон, Ваше величество!», не является реконструкцией какой-либо из старых камаловских постановок «Ходжи». На звание «современного театра» внешне, кажется, тоже не претендует. И все же театром представлен «текст» такой актуальности, что за привычной, даже рутинной формой, которую «сочинили» Фарид Бикчантаев и Сергей Скоморохов, легко ловятся мысли не только о вчерашнем, но и о сегодняшнем дне. Таланту постановщиков изумляется автор «БИЗНЕС Online» Елена Черемных.

МЕЖДУ ТЕАТРОМ И ЖИЗНЬЮ — ОДИН ШАГ

Перед премьерой Ходжу с осликом вывели на улицы Казани, отсняв на видеоролик якобы новостной репортаж о завершающем шествие «по мировым столицам» герое родом из XIII века. Игровой флешмоб шутливо оформлен логотипом Би-би-си: новостным агентствам и впрямь должен быть интересен возврат Ходжи к себе на родину, в Казань. Точнее — в Казань, где есть театр им. Камала.

Нынешний камаловский спектакль является седьмым прикосновением к «Ходже». Первое было, когда сочиненную в 1940 году пьесу Наки Исанбета тут поставили уже через год. Примерно тогда на экраны вышел и фильм «Ходжа Насретдин» Якова Протазанова. Сейчас фильмы выходят другие, например, «Левиафан». Впрочем, если задуматься, о том же. Ходжа из Кузнечной слободки живет в кривом, подпертом изнутри доме. Дом — в залоге у ростовщика Бики, желающего жениться на дочери Ходжи. «Если откажет, — говорит Бики, — он весь у меня в залоге. Захочу, завтра его дом продам, а самого в темницу упеку». Театральная игра в «сегодняшний день» начата.

Декорации Сергея Скоморохова имитируют глиняные стены домов, а еще маленькие макеты слободской мечети, деревенской улочки, какую-то постройку в яблоневом саду. Сам задник сцены — не что иное, как вертикально встопорщенный свод большой глиняной Вселенной. Она рукодельна, как и всякая личным трудом сотворенная жизнь. Уязвима — так же. В каждом следующем эпизоде пьесы декорации усиливают градус наклона, а задник с глиняной Вселенной, поднимаясь в колосники, открывает все больше и больше пустого пространства. Говорящая простота оформления обезоруживает. Смотришь и думаешь: что это, народный наив, национальный театр в стадии торможения? Что-то из области холодильной заморозки тоже ассоциативно напрашивается. Но не будем спешить.

ДОБРОТА КАК СПОСОБ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

Четырежды, начиная с пролога, повторяется одно и то же. Толпа людей под африканскую словесную абракадабру бредет по центру сцены, останавливаемая вопросом странника: «Чем питают слона?» Краткий диалог сторон — из области разговора слепого с глухим. Он не понимает их ответов, они — его вопросов. И лишь очевидная энергия недовольства заставляет странника воскликнуть: «Слодобские, нужно смириться. Смириться и терпеть». Что терпеть и перед чем смиряться иллюстрирует уже история Ходжи Насретдина.

Он смиренно терпит нужду, притеснения Косого тархана и худого Ахуна, ворчание жены Гульбану и строптивость дочери Сальви. Он спокоен, находчив, хитроват, но неагрессивен. Гоголевским сватам он предлагает пройти через «ворота ни от чего», отведать «супчик тестя», который не из топора, а из обычной воды. На недовольство — мол, супчик жидковат — улыбается: «Кому жидковат, а кому и наварист». В зале посмеиваются, радуются, начинают вестись на Ходжу как на персонажа анекдотов вроде поручика Ржевского. А зря.

Невозмутимое спокойствие Ходжи, которого играет высокий, улыбчивый, с какой-то светлой харизмой Фанис Зиганшин, втягивает в себя, словно жерло волшебной воронки. Происходит это с непосредственного появления Ходжи и его ослика в зрительном зале, откуда оба шествуют на сцену. Ослиный запах еще какое-то время сильно будоражит носы. А потом сменяется запахом гусиной ножки — ее Ходжа хитростью выманивает у вредного Ахуна. Вообще, существование этого героя на сцене заставляет заподозрить наличие какого-то нездешнего, параллельного времени.

Прежде чем наслаждаться словесной реакцией Ходжи на ту или иную напасть, ты как бы насыщаешься оздоровительным озоном, внутренне вписываясь в его отрешенную от суеты позу. А вслушиваясь в его безмолвие, внезапно начинаешь чувствовать примерно, то же, что и он. Дело даже не в том, что в герое, чья внутренняя жизнь так неколебима и полноводна, нет дидактики, агрессии, осуждения, экзальтированности. Ритм его пауз и слов, как и устойчивое существование в состоянии «спокойствия, только спокойствия», неожиданно зеркалят обычно именуемое словом «доброта». Собственно, благодаря этой, разливающейся от Ходжи субстанции спектакль модулирует из области нарратива в нечто эзотерическое. Без тени насилия актер и его персонаж влюбляют в себя, превращая тем самым и тебя самого, и твою жизнь во фрагмент жизни Ходжи Насретдина. Такая вот неожиданность.

ЛЮДИ ЖИВУТ, НАРОД БЕЗМОЛВСТВУЕТ

Сценограф Скоморохов соединил низовой народный театр с каким-то условно-символистским наивом, в то же время соединил рукодельное и рисованное с почти что трешевым. Дворец хана Джиганхира — это гирлянда надувных прозрачных округлостей, прикрепленных к серому надувному чучелу воспарившего вверх слона. Плюс мягкие подушки, в которые так смачно плюхается Ходжа, за три угаданных ханских загадки получивший бонусом один день в качестве правителя. И если самого хана только что развлекали «игрушечные» девицы-красавицы, матрешками на постаменте горланящие «Туган ил» («Родной край») — ни дать ни взять сцена из комедии «Иван Васильевич меняет профессию», то Ходжу уже развлекает собственная жена, выскочившая в карикатурном дворцовом платье тряпичной куколкой-апельсинкой.

Гульбану в исполении Миляуши Шайхутдиновой — это запредельная техника бесскелетной игрушки плюс фонтанирующий темперамент. Большая комическая актриса, она одинаково смешна и в образе ворчливой хозяйки-оборвашки, и в образе восторженной «принцессы-королевны». Такой же, почти мультипликационной универсальностью шикует и ханский визирь Зайнаги (Искандер Хайруллин),и худой, словно деревяшечка, Ахун (Ильтазар Мухаматгалиев). Заряженные их энергией «заслуженные» и «маститые» — к слову, участники предыдущих постановок «Ходжи Насретдина» — исполнители ролей Джиганхира (Ильдар Хайруллин) и свахи Сахили (Зульфира Зарипова), тоже играют потрясающе. Все эпизоды с ними как калорийная пища: вкусны, аппетитны и к тому же умело сервированы.

Тем острее контраст между только что радовавшим слух и глаз игровым ревю и очередным рефреном, где толпу оборванцев странник заново экзаменует: «Как слон?» Потом этот странник учит толпу говорить внятно и «всем вместе» о наболевшем. Потом манифестирует о пользе «чистой литературной речи», которая особенно важна в «Год литературы». Почти кавээновская ситуация «выстреливает» чеховским ружьем в финале, когда допущенные в чертоги Джиганхира жалобщики плюхаются носами в пол и не могут произнести ни слова. Ничего худого о слоне, который «весь наш достаток сметает, а ведь еще болезни, налоги...», не может выговорить и их вожак-литератор. «Народ безмолвствует». Источник цитаты — «Борис Годунов» Пушкина.

«СЛОН В ПОСУДНОЙ ЛАВКЕ»

В Москве эта пушкинская драма подверглась недавно ревизии, которую режиссер Константин Богомолов осуществил на сцене театра Ленинского комсомола. Прямых и косвенных параллелей с нынешней властью в этом спектакле ждали и дождались. В «Ходже Насретдине» таких параллелей нет, зато есть образ неформулируемой тревоги: тот самый слон, вокруг которого крутится повествование. Навряд ли сириец Саадалла Ваннус, чью пьесу «Слон, Ваше величество!» в СССР издали где-то в 1970-е, знал русское выражение «слон в посудной лавке». Но в сегодняшнюю социально трактуемую суть этого выражения он попал превосходно.

В первом акте спектакля надувной слон пролетает из кулисы в кулису, во втором медленно опускается на сцену, придавливая собой глиняную вселенную, где живет мудрый Ходжа с семьей; где жители Кузнечной слободки в «Год литературы» ходят мимо своих странников, которые учат их «чистой литературной речи»; где добро пропускает к себе через «ворота ни от чего»; где с яблонь ссыпаются яблоки и где еще недавно чувствовался ослиный запах жизни.

Фанис Зиганшин в роли Ходжи и режиссер Фарид Бикчантаев
Фанис Зиганшин в роли Ходжи и режиссер Фарид Бикчантаев

Соединив семидесятническую пьесу Ваннуса с «Ходжой Насретдином» Исанбета, режиссер Фарид Бикчантаев, собственно, заострил наше внимание на общеизвестном: «Новое (в смысле, сегодняшнее) — это хорошо забытое старое». В спектакле образ слона — это повторяемый рефрен. В Камаловском театре пьеса «Ходжа Насретдин» — такой же рефрен. В исламской культуре одноименный мифологизированный персонаж — тоже рефрен. Все возвращается на круги своя. В том числе и необходимость «смиряться и терпеть»; понимать людские слабости, производные от жизненных обстоятельств — болезней, налогов, подпираемых лишь изнутри домов и попираемые раздутыми до гигантских размеров «слонами». Конечно, слон — это не персонифицированная — в отличие от «Бориса Годунова» — метафора власти. Как гоголевское «колесо», которое «довезет-не довезет...», — метафора России. Хотя кому-то другая метафора про «птицу-тройку» покажется дороже.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (31) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.02.2015 09:07

    Кстати а почему у Вас тут не весь спектакль все самое интересное все же происходило во второй половине -очень смотрелся семейный дуэт Хайруллиных-отец Искандер играет ханского визиря Зайнаки а сын Ильдар роль Джиганхира-и столько здесь происходит забавных сценок а в конце вдруг появляется и пропавший ОСЕЛ...что и собственно и должно и произойти так как сам Х Насретдин без с него как без руки вообщем-то смотрится

  • Анонимно
    9.02.2015 11:37

    Просто спасибо коллективу театра. Отличная постановка. Режиссер умница

  • Анонимно
    9.02.2015 12:33

    Как раз спектакль Хайруллины и вытащили.

  • Анонимно
    9.02.2015 13:11

    Посмотрела видео, слова непонятны, перекручила чтобы понять... а в зале наверное тоже самое?

    • Анонимно
      9.02.2015 15:47

      А в зале того самого не было! Постановка интересная! Спасибо всем!

  • NIYAZ
    9.02.2015 14:51

    1) "«Борис Годунов» Пушкина...Прямых и косвенных параллелей с нынешней властью в этом спектакле ждали и дождались. В «Ходже Насретдине» таких параллелей нет..."Позвольте, не согласиться с Вами. Глядя на сцену я весь вечер видел на сцене нынешнюю политическую систему в России.2)В статье можно было упомянуть об ажиотаже вокруг спектакля, об отсутствии билетов и огромном количестве ВИПов (я смотрел 6 февраля). Давно не было такого количества ВИПов в зале и депутатов Гос. Думы в ...очереди в гардеробе ;))

  • Анонимно
    9.02.2015 15:31

    Насчет сравнения с богомоловским "Борисом Годуновым" ответ, вероятно, содержится вот в этой этой фразе вводки: "... На звание «современного театра» внешне, кажется, тоже не претендует." Акцент на слово "ВНЕШНЕ"!))) Т.к. в спектакле Константина Богомолова прямые параллели с властью возникают, в частности, благодаря современному костюмному решению. Согласитесь, странно было бы усматривать "прямые параллели" с властью, видя Джиганхира и его визиря в тех костюмах. в которых они играют.))))) ЛЕНА ЧЕРЕМНЫХ

  • Анонимно
    9.02.2015 15:40

    Про ВИПов в зале и депутатов в гардеробе пусть пишут светские хроникеры.)))))

  • Анонимно
    9.02.2015 18:57

    Хайруллины единственные артисты в этом спектакле!Хотя это шарлатанство какое-то, а не спектакль! Ничего не осталось от нашего национального театра, от традиций М.Салимжанова! Какое-то мелкое представление, на потребу.Посмеяться над пошлостью, что зритель с радостью и делает.Национальное достоинство в традициях, в таланте, а не в том, что мы увидели на сцене! Извините, если грубо, но наш любимый Камал театр угасает с каждым годом.

  • Анонимно
    9.02.2015 19:53

    Скоро 70 летия ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ....а что конкретного хоть один театр Татарстана подготовил-идут премьеры различные темы но не одного спектакля премьерного темы ВОЙНЫ-почему бы не поставить спектакли о ДЖАЛИЛОВЦЕВ....и других наших ГЕРОЕВ ВОЙНЫ

    • Анонимно
      9.02.2015 21:42

      В Камала идет шикарный спектакль Женщины 41. Кто не ходил- обязательно сходите! Отличный спектакль! Память нашим бабушкам и дедушкам, пережившим эту войну. Очень оригинально поставлен, и такая тяжелая тема и сюжет драматический- но такой жизнеутверждающий настрой после спектакля! Хотя на последних минутах просто слезы на глазах.

  • Анонимно
    9.02.2015 20:23

    С грустью хожу в наш родной татарский театр.Какие у нас хорошие артисты,и как они сегодня не реализованы.Вот прочла все комментарии,и согласна,что Салимжанов был режиссером народным,настоящим.Так уж сложилось,что татарский зритель воспитан на татарской драматургии,и "Ходжа Насретдин"просто пример этой драматургии.И поставить ее можно было по-человечески,это же почти сказка,и герой интересный,которого с детства знаем.А здесь какой-то дурачок с ослом.Ожидание этой премьеры было таким приятным,а после просмотра печаль осталась в сердце.Как люблю я Хайруллина и старшего,и сына,Тазетдинова люблю.Им большие бы роли играть.И в больших спектаклях,хороших.А пока театр ставит "Однажды летним днем"-только и жить нам,поклонникам татарского театра,с болью в сердце!

  • Анонимно
    9.02.2015 20:43

    Хочу успокоить последних двух критиканов. Все нормально, театр в развитии, довольно сложные и философские вещи ставит, что некоторых раздражает. И воину очень ярко показали в "Немой кукушке" и "Женщины 41ого. Просто ваши вкусы остались в соцреализме. Может вам лучше другие театры посещать, например им. Тинчурина, Буинский, где попроще для размышления. З. Закиров.

    • Анонимно
      9.02.2015 21:19

      Как же любят у нас человека за личное мнение сразу оскорбить.Каждый имеет право на свое мнение.И если человек вынес свою боль за этот конкретный театр,в который хожу с молодости и люблю с молодости.Весь репертуар посмотрела.И философии не вижу,и больших творений не вижу.

  • noname
    9.02.2015 20:58

    Татарстанны? беренче театры бит сез!!!! “З?нг?р ш?лне” боздыгыз, “Яшь йор?кл?рне” боздыгыз, х?зер ху?адан да биздердегез! Ф?рит ?ф?нде, ?г?р д? сез татар ?с?рл?рен ярартмыйсыз ик?н, б?лки сезг? рус театрына М?ск?уг? кит?рг?дер?

    • G/Kamaleeva
      9.02.2015 21:35

      Татарстаннын беренче театры бит сез!!!! “Зэнгэр шэлне” боздыгыз, “Яшь йорэклэрне” боздыгыз, хэзер хужадан да биздердегез! Фэрит эфенде, эгэр дэ сез татар эсэрлэрен ярартмыйсыз икэн, бэлки сезгэ рус театрына Мэскэугэ китэргэдер?

  • Анонимно
    9.02.2015 21:06

    И эта сторона права, и другая в чем-то. Времени нет на долгие размышления. Скажу одно: спектакль я лично принял, хотя перед глазами Салимжановский вариант с прекрасным Равилем Шарарфи и Данией Нурлы. Было, конечно, желание уйти после первого акта, слишком нудным, и в то же время "кричащим" оказался он. Девушки актрисы не очень впечатлили. Но второй акт более выдержанный с хорошей актерской игрой. Подумал даже, как бы смотрелся в роли Хаджи Хайруллин-младший. Интересно за ним наблюдать, очень глубокий и харизматичный актер. Финал открытый, который заставляет зрителя задуматься о нас самих же. С премьерой!

  • Анонимно
    9.02.2015 21:22

    мне спектакль очень понравился. Кроме Хайруллиных в нем задействовано очень много актеров театра, Любимых мной- Миляуша Шайхутдинова, Эмиль Талипов, Раиль Шамсуаров, Минвали Габдуллин, Ильтазар Мухаметгалиев, Не перечисляю пофамильно корифеев театра, игравших роли визирей. Особо выделю главного героя Фаниса Зиганшина. Наверно , это замечательно, что мнения разные- кому то понравилось, кому то нет. Думаю каждый сам должен сходить посмотреть и свое мнение о спектакле составить. Театр Камала очень люблю, люблю каждого актера, люблю атмосферу театра, зал. Желаю успехов всем, новых спектаклей, здоровья всем актерам и работникам театра.

  • Анонимно
    9.02.2015 21:25

    Искандер Хайруллин лучший артист театра Камала,и ни одной настоящей большой роли.Конечно,сейчас на меня набросятся,что вот он Ричарда сыграл.Сыграл,а спектакль разве по его масштабу?Ему бы Ричарда с хорошим режиссером сыграть.А какие "старики" в театре.Раз уж Шекспира театр ставит,поставьте "Короля Лира" с Равилем Шарафи!

  • Анонимно
    9.02.2015 21:37

    мне спектакль понравился! Мнения судя по комментариям разные. Зрители вперед и самим смотреть и оценивать! Мне понравились все- все! Каждый достойно отыграл свою роль, начиная с главных героев и вплоть до визирей, у которых небольшая роль. Красивый, яркий спектакль. А по поводу тех, кто видел и помнит ранние версии этой постановки скажу свое мнение. Я их не видела, мне не с чем сравнивать. Но соглашусь с Вами, я боюсь выхода спектакля Старик из деревни Альдермеш, его кажется готовят к выходу. Боюсь, что каким бы он не был- мне он тоже не понравится- кто сможет переиграть Шауката Биктимирова, Равиля Шарафиева, и остальных героев? Никто. Но это не значит, что его не надо ставить. Я не люблю пере снятые фильмы- иронии судьбы 2 и другие фильмы, лучше первой версии не сделать. Но возвращаясь к театру Камала- скажу , что очень люблю этот театр, его актеров, зал, атмосферу театра. желаю успехов всем! Здоровья! Новых премьер!

  • Анонимно
    9.02.2015 21:59

    Эту премьеру еще не видел,а вот предыдущую,увы,посмотрел.Первый акт.Может,кто-нибудь ответит мне,человеку вроде образованному,с высшим образованием,не привыкшему покидать спектакль в антракте,зачем и для чего поставили "Меня зовут красный".Мучения зрителей в зале передались и мне,и ноги сами унесли меня прочь после первого действия.Моя спутница досмотрела спектакль до конца,и сказала,что во 2 акте осталось только ползала,а к поклону только треть.И все,кто смотрел этот спектакль,говорят,люди не выдерживают и уходят посередине действия.

  • Анонимно
    9.02.2015 22:12

    Пока у Камаловского есть Деньги они будут извращаться и дальше. Псевдофилософию у нас народ любит. Наверное, после "Любовь Фм" Камаловскому уже ни за что не стыдно.

    • Анонимно
      10.02.2015 10:37

      смотрела этот спектакль дважды! Очарована игрой актеров! за что нам должно быть стыдно?..

  • Анонимно
    10.02.2015 00:20

    Нм за что не стыдно, похоже,людям,которые пишут тут о театре, ничего в театре не соображая. Бедные! Бедные! Как вас жалко!

  • Анонимно
    10.02.2015 23:19

    А вот вопрос: спектакли ставятся для тех, кто "в театре соображает" или все-таки для нормального зрителя?

    • Анонимно
      11.02.2015 16:51

      гм, так простая же постановка, и смех, и грех, и намек, и урок.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль