Бизнес 
13.02.2015

«Малые предприятия загружают мощности крупных, а должно быть наоборот»

Кризис оголил проблемы во взаимоотношениях КАМАЗа с малым и средним бизнесом

Работу чиновников по развитию предпринимательства, предприятий промышленности, потребительского рынка и услуг разбирали накануне на очередном итоговом совещании в челнинском IТ-парке. Бизнес обострил внимание на то, что сотрудничество с госкорпорациями составляет лишь малую толику от общего объема заказов. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выслушал и ответ на эту критику.

Особо Наиль Магдеев заинтересовался разработкой резидента ИТ-парка SmartPetrol, призванной помочь в организации доставки грузов. Новацию представил куратор проектов технопарка Тимур Каримов
Разработки резидентов ІТ-парка представил Наилю Магдееву куратор проектов технопарка Тимур Каримов

«...А ПОТОМ ЗАГОЛОВОК ДАЙТЕ: Я СЕГОДНЯ ПИЛ С МАГДЕЕВЫМ... МОЛОКО»

В кризис обострились взаимоотношения КАМАЗа с малым и средним бизнесом, связанным с автогигантом. Это отчетливо было видно накануне на отраслевом совещании в челнинском ІТ-парке, прошедшем с участием руководителя исполкома Набережных Челнов Наиля Магдеева. Оно было посвящено итогам работы предприятий промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и услуг в 2014 году и задачам на 2015-й. На мероприятие пригласили представителей республиканского правительства, депутатов Госсовета РТ и горсовета автограда, а также бизнесменов.

Предваряла совещание небольшая выставка. В основном в ней участвовали компании пищевой промышленности: «Челны-хлеб», «Школьное питание», «Просто молоко», «Татспиртпром», «Булгарпиво», «Любослава», «Челны-мясо», «Челны-бройлер», «Акульчев» и другие. Исключением из правила стали компании, входящие в Камский инновационно-промышленный кластер, а также резиденты ІТ-парка. Проходя по выставке, Магдеев у всех без исключения поинтересовался динамикой развития: попросил сравнить финансовые показатели января прошлого и нынешнего годов, не планируется ли сокращение персонала, есть ли проблемы со сбытом продукции и так далее. Все отвечали как под копирку: все хорошо, объемы, если и упали, то незначительно, работников не сокращаем.

Особо Магдеев заинтересовался разработкой резидента ІТ-парка SmartPetrol, призванной помочь в организации доставки грузов. Новацию представил куратор проектов технопарка Тимур Каримов. Магдеев дал указание начальнику отдела поддержки и развития предпринимательства автограда Радмиру Беляеву организовать встречу программистов с компаниями-грузоперевозчиками. Состоится она в ближайшую субботу, в 7 часов утра, в городской ТПП.

Следующая разработка, представленная Каримовым, уже давно известна — электронная система проектного управления IQ300, которая используется в том числе и исполкомом автограда. Магдеев поинтересовался, есть ли анализ работы эффективности чиновников в этой программе. И узнав, что есть, но двухмесячной давности, попросил оперативно подготовить новый анализ. Срок — до субботы.

Возле павильона компании «Просто молоко» речь зашла о качестве продукции
Возле павильона компании «Просто молоко» речь зашла о качестве продукции

Возле павильона компании «Просто молоко» речь зашла о качестве продукции. «Я социальные сети читаю каждый день, — начал издалека сити-менеджер, — с 23 часов до половины первого ночи, делать же больше нечего. И иногда читаешь: «сметана не очень густая», еще что-то «не очень». Представители производителя чуть ли не хором ответили: «Там же анонимно пишут, это все происки конкурентов». Директор филиала «УК «Просто молоко» Марат Каримов был более конструктивен: «Наиль Гамбарович, так и должно быть. Если в сметане нет ни консервантов, ни эмульгаторов, ничего лишнего, если она натуральная, то она такой и будет». Магдеев решил на месте организовать дегустацию. К этому процессу он подключил и журналистов. И посоветовал: «А потом заголовок дайте: Я сегодня пил с главой... молоко». Руководителю исполкома товар понравился, правда, он уточнил: «Это же продукцию не специально для нас делали?» Естественно, ему ответили, что нет.

У представителей компании «Челны-хлеб» сити-менеджер поинтересовался, как компания решает вопросы с федеральными торговыми сетями. Исполнительный директор ЗАО Наиль Шаймуратов дал понять, что прогресс есть, хотя до идеальных отношений еще далеко. «Есть свои сложности, но стараемся разбираться, договариваться, вести переговоры, — сказал он. — Может быть, это не настолько для нас выгодно, как с местными сетями, но приходится работать. Нишу надо занимать».

Подводя итог экскурсии, Магдеев был лаконичен: «Ну чем наше, местное, челнинское хуже привозного? Да ничем! Наше даже лучше! А мы что имеем — не храним, потеряем — плачем...»

Елена Воронина
Елена Воронина

ПРОДАЖИ КАМАЗА В ЯНВАРЕ УПАЛИ НА 40%

Открывая совещание, Магдеев попросил докладчиков как можно меньше внимания уделять «достаточно успешному» 2014 году, а больше говорить о планах на 2015-й. И.о. заместителя руководителя исполкома по экономике Елена Воронина доложила, что в прошлом году удалось сохранить ВТП на уровне 2013 года, объем инвестиций составил 37,8 млрд. рублей, рост — на 18%. Объем отгруженной продукции — 199,2 млрд. рублей, индекс промышленного производства — 96,4%.

«Ведется работа по исполнению двух основных документов города: прогноза социально-экономического развития и бюджета на 2015 - 2017 годы. Текущая ситуация подтверждает, что оба документа потребуют корректировки в сторону уменьшения показателей», — реалистично заметила чиновница, добавив, что в прошлом году по различным федеральным и республиканским программам городской бюджет получил более 5 млрд. рублей, в 2015-м ожидается поступлений около 4 млрд. рублей, то есть на 1 млрд. меньше.

Заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» — корпоративный директор Жанна Халиуллина тоже не излучала оптимизм. Она сообщила, что по итогам 2014 года автогигант, несмотря на снижение объемов рынка коммерческих грузовых автомобилей на 24%, сохранил свои позиции в сегменте грузовиков полной массой 14 - 40 тонн. Доля КАМАЗа выросла с 37% до 45%, продажи составили 38,6 тыс. автомобилей, что на 12% меньше, чем в 2013 году. Выручка снизилась на 5%, тем не менее чистая прибыль составила порядка 500 млн. рублей.

Жанна Халиуллина
Жанна Халиуллина

«По бизнес-плану на 2015 год, КАМАЗ ставит перед собой следующие цели: реализация 41 тысячи автомобилей, получение выручки в размере 123 миллиардов рублей и чистой прибыли не менее 1 миллиарда, — доложила Халиуллина. — Вместе с тем продажи января показали худший результат в истории компании начиная с 2000 года, упав на 40 процентов относительно января 2014 года. При этом у нас больше половины всех продаж на рынке. Вы все понимаете, что при сохранении такой динамики нам придется корректировать свои планы...»

5.jpg

«ПО НЕПОНЯТНЫМ МНЕ ПРИЧИНАМ»

О работе производственного объединения «Начало» рассказал управляющий Сергей Старооскольский. По его словам, на предприятии трудится 821 работник, средняя зарплата — 20,4 тыс. рублей, компания входит в число лидеров в РФ по производству тормозных колодок и навесных кузовных элементов. Ежегодно в номенклатуре появляется 7 - 8 наименований продукции. «Начало» продает свою продукцию не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья, и даже на Кубе. А учитывая, что валюта резко подорожала, объемы поставки продукции на экспорт возросли — с 26% до 40%. Рентабельность работы компании составляет в среднем 25%.

Затем Старооскольский сообщил, что из общего товарооборота компании доля кооперации с крупным бизнесом составляет всего 15%. «Я считаю это показателем неудовлетворительным», — прокомментировал докладчик. По его мнению, вокруг крупных производств должны развиваться малые и средние. Это, считает Старооскольский, дало бы обоим секторам бизнеса выгоду: «Опыт показывает, что в России малые предприятия загружают мощности крупных, а должно быть наоборот. Такая ситуация хороша лишь в ближней перспективе». По мнению докладчика, в России отсутствует система стимулирования крупных предприятий, кооперирующихся с малыми, нет федеральной программы контроля субконтрактных отношений. Еще одной проблемой для бизнеса Старооскольский назвал взаимоотношения с банками. После увеличения ключевой ставки они не только перестали выдавать новые кредиты, но и по выданным ранее подняли проценты до 28%.

Напомним, что это уже третий «звоночек» от МСБ в адрес руководства КАМАЗа. Первые два звонка прозвучали 5 февраля на антикризисном заседании челнинской ТПП, где гендиректор ООО ТПК «Алтиком» Владимир Алтухов и первый заместитель гендиректора ОАО «Риат» Александр Гнилоквас обрушились гневной критикой в адрес автогиганта, предъявив претензии в отсутствии внимания и намекая на элементы коррупции. Правда, спустя четыре дня гендиректор «Риат» Владимир Пономарев на официальном сайте компании выступил с опровержением заявлений своего подчиненного: «Я как генеральный директор ОАО «Риат» официально заявляю, что фактические результаты 23-летнего сотрудничества наших компаний совершенно не соответствуют тем выводам, которые по непонятным для меня причинам прозвучали в выступлении моего заместителя! ОАО «Риат» всегда планировало и оценивало многоплановое сотрудничество с ОАО «КАМАЗ» как главное базовое условие своего дальнейшего развития!» Однако, как говорится, слово не воробей...

 Дмитрий Новицкий
Дмитрий Новицкий

«НИКТО ЗА ВАМИ ХОДИТЬ НЕ БУДЕТ»

Тему кооперации с крупным бизнесом продолжил индивидуальный предприниматель Дмитрий Новицкий — руководитель предприятия по производству полимерной тары. «Продукция нашей компании поставляется на крупные предприятия масложировой отрасли, молокозаводы, хлебобулочные комбинаты. И на сегодня у нас сложилась патовая ситуация, — признал бизнесмен. — Тому несколько причин. Все оборудование у нас от производителей Германии, Турции, Израиля, Италии. С поднятием курса доллара оно подорожало на 100 процентов. На собственные средства обновлять его мы не можем, а ставки по кредитам достигают 35 процентов, это неподъемно для всего, наверное, бизнеса. Банки поднимают ставки и по прежним кредитам. В итоге у нас себестоимость на некоторые позиции выросла на 50 процентов. В то же время сырье приобретаем по предоплате, а наши партнеры покупают нашу продукцию с отсрочкой платежа. Он по договору составляет 45 - 60 дней, а в реальности — 70 - 90. Тут мы тоже теряем. И мы не можем поднять цену на свою продукцию, потому что наши потребители тоже не могут этого сделать. Мало того, они просят зафиксировать наши сегодняшние цены на уровне ноября 2014 года. Получается замкнутый круг. Вроде в кризис появляются новые возможности, к нашей продукции стали проявлять интерес новые потребители, но мы не можем освоить новый вид товара из-за вышеизложенных причин».

Сергей Майоров
Сергей Майоров

После всех выступлений слово взял руководитель агентства по привлечению инвестиций Набережных Челнов Сергей Майоров. Он признался, что удивлен словами представителя ООО «ПО «Начало», так как работа с крупными компаниями в городе ведется: «Сегодня у нас с 17 крупными госкорпорациями налажены взаимоотношения. Правда, это в основном в области машиностроения. Со всеми мы ведем переговоры, все они на разной стадии, запланированы у нас и бизнес-миссии, проводим мы и адресные рассылки. Эти госкорпорации готовы сотрудничать с малым и средним бизнесом, у нас составлен реестр продукции, которая им необходима. На данный момент в программе изъявили желание участвовать 22 малых и средних предприятия. Но список не окончательный. Кто хочет в него включиться, будем только рады».

Магдеев, подводя итог встречи, заметил, что все услышанное будет проработано как на уровне города, так и на уровне республики. «Вторая задача, которую мы сегодня видим по итогам совещания, — это активность самого крупного, среднего и малого бизнеса, — сказал сити-менеджер. — В непростых экономических условиях леность в мышлении и леность в действии должны быть забыты напрочь. Бизнес должен участвовать самостоятельно во всех федеральных, республиканских и муниципальных программах, организовывать учебу на всех уровнях. А то мы видим, что на уровне малого и среднего бизнеса не используются элементарные инструменты для получения госзаказа. Никто за вами ходить не будет, ваша судьба — в ваших руках. Участие во всех торговых и иных форумах — это главная задача. Надо только предлагать потребителю действительно качественный товар, а не требовать, чтобы КАМАЗ стал вашим партнером только потому, что вы на соседней улице живете. Соотношение цена-качество — главный показатель. И если он есть, надо не лениться с этим продуктом выходить на уровень муниципальный, республиканский, федеральный, на уровень госкорпораций».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (8) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    13.02.2015 09:11

    Лично давно знаю Тимура Каримова. Хороший, перспективный человек. Удачи! Азат

  • Анонимно
    13.02.2015 09:39

    Какой третий звоночек? Причем тут КАМАЗ ? Чем он всем вдруг стал обязан? Продавайте на Кубу, дружите с Гнилоквасом и все будет у вас хорошо.

  • Анонимно
    13.02.2015 10:30

    Не ныть надо мелким, а приспосабливаться и работать

  • Анонимно
    13.02.2015 11:16

    РИАТу вообще бы побольше мочтать нужно в отношении КАМАЗа и получше работать. И создали его в условиях преференций со стороны тогдашнего руководства КАМАЗа, да и "разжирел" РИАТ только за счет камазовских заказов. Но жир, как известно, на все органы человеческого организма влияет отрицательно. Нечего на зеркало пенять, коли у самого рожа крива. РИАТ по отдельным позициям поднял цену для КАМАЗа на 70%!Так что опровержение Пономарева вполне понятно, хотя и недостаточно. Он должен еще и неустойку КАМАЗу заплатить за нанесение вреда деловой репутации.

  • Анонимно
    13.02.2015 16:57

    КАМАЗ обязан городу всем, в первую очередь горожанам кто его в свое время построил..кто его после пожара возродил, а тем кто сейчас им руководит наоборот помалкивать надо и заказы раздавать не аффилированым с ним иностранным компаниям, а своим землякам...на одинаковых условиях!!!

    • Анонимно
      13.02.2015 17:27

      Помалкивать ? Это уже интересное указание. Какие вам одинаковые условия? Выигрывайте тендеры и вперед . С помощью иностранцев и их поставок цены местных поставщиков были уменьшены на миллиарды. Греться у трубы не получится больше, времена другие. Конкуренция

      • Анонимно
        13.02.2015 21:27

        Как ни крути а решения с кем работать принимаются не по итогам честных тендеров и выборов, а по принципу - аффилированные компании обладают иммунитетом и приоритетом.

    • Анонимно
      13.02.2015 17:37

      Предлагаю всю номенклатуру Риата и Алтикома передать писавшему в 16-57 , для успокоения. А чего , хорошему поставщику не жалко

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль