Шаляпинский фестиваль 
13.02.2015

Шаляпинский фестиваль-2015: антистиль «Баттерфляй»

Чио-чио-сан Пуччини на казанском оперном фесте. Часть 9-я

Одно из самых прелестных сочинений мирового оперного корпуса — опера Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» — исполняется на Шаляпинском фестивале четыре года подряд. При том что возраст самой постановки режиссера Михаила Панджавидзе еще более солиден, музыкальный критик «БИЗНЕС Online» Елена Черемных с горечью констатирует, что к стилю Пуччини спектакль не имеет ни малейшего отношения.

358.jpg

ДУША МУЗЫКИ ЗА ЯПОНСКИМ ФАСАДОМ

Наличие на сцене символики, знакомой нам по сети ресторанов «Якитория», — барышень в красивых кимоно, ширм, золоченых зонтиков и видеопроекций пагоды и иероглифов, — условие, конечно, способное обеспечить казанским зрителям радость узнавания чего-то японского на сцене ТГАТОБ им. Джалиля. Увы, все это не имеет отношения к радости узнавания оперы итальянца Джакомо Пуччини, написанной в 1903 году и находящейся в собственности легендарного издательства Рикорди, заключившего договор на все оперные сочинения даровитейшего композитора-вериста и до сих пор ими владеющего. С момента появления и по наши дни исполнение «Баттерфляй» — род «битвы Богов», ну, или олимпийского соревнования между обитателями музыкального Парнаса.

Легендарной исполнительницей главной партии была Мария Каллас, чье участие в спектакле 1955 года под управлением Герберта фон Караяна на сцене миланского театра La Scala вошло в анналы истории. Да и в ее собственной жизни уже на закате карьеры (что хуже — и голоса) в 1974 году все ж навестил певицу соблазн «вспомнить златые дни»: Чио-Чио-сан с Джузеппе ди Стефано она пела на концертах в Японии. Особого чуда не произошло, но драгоценным воспоминанием сердце не самой покладистой по характеру дамы все ж было согрето.

В разные времена рекординговые монстры наперебой заключали контракты на записи этой оперы: с легендарным дирижером Джузеппе Синополи, у которого пели Мирелла Френи и Хосе Каррерас; с опять-таки фон Караяном, который делал запись с той же Френи и Лучано Паваротти. В 1995 году француз Фредерик Миттерран по заказу нескольких компаний (в том числе рекординговых Erato и Sony Classical) снял фильм «Мадам Баттерфляй» с закадровой игрой оркестра de Paris и славным Джеймсом Конлоном за пультом.

ЗВУКОВАЯ «ФАБРИКА ГРЕЗ»

Таинственный Восток, которым почему-то любят козырять неважнецкие комментаторы, в данном произведении ценен в первую очередь не менее таинственным заглядыванием в него со стороны Италии. Точнее, из большой истории итальянской оперы. Пуччини в этом преуспел особо: Япония — в «Мадам Баттерфляй», Китай — в «Турандот». Но если бы все было так просто! Музыка Пуччини, сама еще не догадываясь об этом, работала на еще не раскрутившуюся индустрию «фабрики грез». Да-да, она создавала в звуках тот же феномен небывалого, но способного быть рожденным силой воображения, что и осваиваемый с 1906 года участок Калифорнии, удобный для киносъемок прежде всего долгим солнечным временем суток.

В начале ХХ века оперной и шире — музыкальной — Калифорнией была как раз Италия. Мелодийная избыточность в европейской опере находилась уже на том пределе, за которым еще чуть-чуть и начнутся либо строгие математизированные новации Арнольда Шенберга и его учеников-нововенцев Веберна и Берга, либо остатки европейской belle epoque — оркестровые хрупкости французов, прежде всего Жюля Массне. Его, к слову, Пуччини цитирует в «Мадам Баттерфляй», как и гимн США, и некоторые «варваризмы» Мусоргского, не забывая при этом напомнить и собственные находки из уже созданных «Богемы» (1896) и «Тоски» (1900).

ИСКУССТВО ЗВУКОВЫХ АЛЛЕГОРИЙ

Конечно, хрупкая 15-летняя гейша по прозвищу Баттерфляй («бабочка») у Пуччини — это метафора Любви: чего-то сказочного, переживаемого впервые и сильного, неформулируемого и сладостно-непознаваемого в реальности, но остающегося «на всю оставшуюся жизнь» золотым осадком на донышке памяти. Слуховой памяти. Носитель особого оперного смысла — Пинкертон. Он метафора завоевания итальянским теноровым искусством Америки: буквально в год создания оперы Энрике Карузо, перебравшийся в Нью-Йорк, надолго становится солистом Metropoliten Opera. Так Пуччини поддержал знамя человека, своим искусством вдохновившим целый новый континент на приобщение к великой оперной культуре (на эту тему и фильм Вернера Херцога «Фицкарральдо».)

Тонкое и загадочно-нежное сопрано Чио-Чио-сан в комбинации с победительной «заморской» красотой пинкертонова тенора — главная музыкальная интрига, которая завораживает в данном оперном эксперименте Пуччини, помимо всего отыгрывавшего оперную актуальность как мало кто еще. Раскрашивая «карту мира» своей музыкой, Пуччини чувствовал себя ее творцом, ее хозяином, ее «звуковым» исследователем и ее «звуковым» летописцем.

ДВА ХИЩНИКА

В спектакле ТГАТОБ им. Джалиля ничего особо возвышенного не видать и не слыхать. Противный японец Горо (Юрий Петров) продает за 100 йен молодую гейшу заезжему офицеру. Авантюрный американский сластолюбец Пинкертон (Георгий Ониани) то и дело восхищается попавшейся ему «куколкой», подглядывает за ее ритуальными переодеваниями и ничуть не стесняется фармазонского обращения с ее «смешными родственниками». Термин «сексуальный туризм» был бы самой уместной характеристикой происходящему, если бы не два «но».

Японец Горо (Михаил Петров)
Японец Горо (Юрий Петров)

Довольно недолгая, но страшно замедленная и тяжкая, как грех, увертюра сопровождена видеокадром ядерного взрыва («отбито» место действия: Нагасаки). Показали и забыли, больше к взрыву так и не вернувшись. Но вот когда из-за вульгарных подружек с золотистыми зонтиками возникла кокетливая «баттерфляй», она оказалась настолько крикливой и фальшивой, что музыкальное дело — почудилось — будет пострашнее «ядерного взрыва».

Хищное в героине стало явным, когда Баттерфляй адвокатировала американскую бракоразводную систему в сравнении с японской. Расписывая, как мужу, которому «прискучила жена», судья в Америке говорит что-то строгое и сулит решетку, 15-летняя покинутая влюбленная выглядела той еще штучкой. Поэтому жалеть-то мы ее после мученического харакири, конечно, пожалели, но не то чтобы безоговорочно. Да и сынишка в новую семью отца отдан (судя по обращенной к нему маминой истошности в финале) рационально, а не в силу пресловутой восточной покорности. Недаром после спектакля в гардеробе некая столь же воинственная дама осудила героиню: «Дура! Я бы не отдала».

Пинкертон (Георгий Ониани)
Пинкертон (Георгий Ониани)

Постоянная в Казани исполнительница заглавной партии китаянка из Германии Сишенг Йи. Заподозрить ее в излишней вокальной прихотливости имеющим уши невозможно: как голос ее трещит, вибрирует и вообще слушать его — сущая катастрофа. Мало сказать, что после Каллас или Френи с их идеально гладким и пластичным голосоведением, казанская «бабочка» вокально «порхает», что слон в посудной лавке. Стадия сопранового, с позволения сказать, кричания из дискретной переходит в постоянную, и после арии второго акта Un bel di, vedremo («В ясный день, желанный...») становится уже совершенно невыносимой, как и неумно громыхающий к концу все сильней и сильней оркестр Винсента ван Корта.

Пинкертон у Георгия Ониани (Германия), прямо скажем, не Паваротти, даже не Каррерас. Но его тенор звучал достойно. Особенно в местах, которые певец, видимо, часто поет в концертах, вроде прощальной арии Аddio, fiorito asil («Прощай, мирный мой приют»). Постоянный приглашенный Шарплес (Андрей Григорьев, Большой театр), очевидно, подзабыв нечасто воспроизводимые им мизансцены, один раз маленько споткнулся о ротанговое кресло-качалку, а в общем исполнил роль в той бесцветной манере, которая объясняется гостевой вежливостью многих на шаляпинском фестивале: «Ах, все равно я ни за что тут не отвечаю».

В спектакле, похоже, действительно никто ни за что не отвечал. Какие уж претензии к унылому ремесленнику ван Корту за пультом (музыкальным руководителем постановки числится Гинтарас Ринкявичюс), если даже видеопроекция дождя, символизирующего во втором акте слезы брошенной «бабочки», застывали в режиме, означающем дефект на исходнике, а сын Чио-Чио-сан за годы, прошедшие с показа оперы в 2012 году, повзрослел на несколько лет, а все играет в ладушки да кувыркается. В 2012 году ему было пять лет, сейчас, стало быть, восемь. И все-таки видеть этого теперь уже отрока — единственная приятность спектакля, который назвать оперой Пуччини «Мадам Баттерфляй» — нет, не трудно, — невозможно.

Читайте также:

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (40) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    13.02.2015 09:45

    О том, что Сишенг И - очень посредственная певица, говорят даже студентки консерватории. Но она очень хорошая актриса, Лена все же могла это отметить. А Григорьев - это просто удивительная посредственность.

  • Анонимно
    13.02.2015 10:18

    А Минкультуры Татарстана как-то реагирует на тексты Черемных? Пусть меры принимает! Или объянит нам, что БО врет, или пусть увольняет директора театра, работающего на государственные деньги!!!

    • Анонимно
      13.02.2015 10:48

      А дирекция театра с согласия минкульта, наверное, просто выбрала позицию "не пущать!" ретивых критиков. Ладно хоть по билету еще можно пройти, фейс-контроль не ввели. Ведь "не пущать" гораздо дешевле, чем что-то менять, реагируя на критику.

  • Анонимно
    13.02.2015 11:43

    Я вот читал рецензии других критиков на данную оперу. Все грамотно, обоснованно, а читать Черемных- сущая катастрофа!

    • Анонимно
      13.02.2015 12:02

      а кто эти другие критик? они действительно критики, профессионалы или рядовые (не хочу обижать сотрудников БО) журналисты?

    • Анонимно
      13.02.2015 12:33

      Чем больше здесь дебатов - тем лучше для Черемных, которая видимо в столице давно подзабыта , а здесь удачный случай попиарится, но чем злее статьи , тем мощнее пиар! А простая публика не будет читать все это , люди приходят за живыми эмоциями! Кроме того может быть Черемных спонсирует оперу, чтоб приглашать " Каллас и Френи" с которыми сравнивают певцов и певиц фестиваля! Столичным то театрам это не под силу, тем более в наше время!это подвиг , что фестиваль вообще проводят и он существует! Умерьте свой аппетит и амбиции г-жа Черемных! Вы посмотрите в каждой статье изощренные издевательства над театром! Зачем Вы ходите туда? Может Вам рецензии писать на ДВД и компакт диски? Там, безусловно все " причесанно" ! От Ваших злобных статей публика не перестанет на Шаляпинский фестиваль расхватывать билеты за час. Зарабатываете дешевый авторитет у своих коллег ? Любой человек увидит то , что он захочет увидеть , то , что ему близко по духу . Что же близко Вам? Если Вы все знаете как нужно исполнять , может продемонстрируете где- нибудь? Еще раз напрашивается вывод, что это заказ газеты, видимо в отместку театру за что - то и вы рано " оружие " под названием Черемных! Но , как говорят : " Собака лает , а караван идет!" . Безусловно модератор не пропустить этот комментарий , поскольку он не в формате заказа Бизнес онлайн!

      • Анонимно
        13.02.2015 16:04

        В театре, похоже, терпежка лопнула, если такие грубые комментарии посыпались. Ну что же делать, если есть еще люди, которые спообны судить по увиденному, а не на основе театральных рассказок о том, какой невыносимо прекрасный музпродукт наш театр предлагает зрителям. Друзья, вы можете это рассказывать неподготовленному зрителю и прятаться за его спину, но в городе же есть музыкадбное училище, консерватория и музыкальные факультеты в других вузах. Есть люди с ушами, глазами и мозгами. Как быть с ними? Где им слушать оперу?

  • Анонимно
    13.02.2015 11:48

    Интересно, как Черемных начинает- все плохо в театре и даже японец противный. Так он и должен быть противным! Ну и все остальное, в том же духе. Спасибо за рецензию, теперь с еще большим удовольствием буду ходить в театр. Когда такая уродливая выпуклость в рецензии, то хочется даже из любопытства взглянуть на постановку. А театру за вчерашнее: " Браво!!"

  • Анонимно
    13.02.2015 11:52

    Интересно, сколько лет самой Черемных? Она все примеры приводит из очень далекого прошлого. Видно современных певцов и не знает вовсе? То ей Татьяна нравится 60 ти летняя, то Карузо или Каллас!

    • Анонимно
      13.02.2015 12:54

      Но то, что театр, подведомственный г-ну Мухаметзянову, на Шаляпинских фестивалях предъявляет публике посредственных исполнителей 2-3 эшелона мировой оперной сцены - увы, печальная реальность. И тут даже не понятно, в чем дело, то ли организаторы прижимают немалые деньги, выделяемые из бюджета республики театру и на фестиваль, то ли еще какие-то тайные причины. Во всяком случае, многие ведущие певцы мирового уровня (особенно наши татары) сетуют, что их просто не приглашают на Шаляпинские фестивали.Талгат Бареев.

      • Анонимно
        13.02.2015 13:13

        а можно поименно назвать многих ведущих певцов мирового уровня (особенно наши татары)? страна должна знать своих героев

        • Анонимно
          13.02.2015 13:19

          Ильдар Абдразаков, Марат Гали (Большой театр), Тимур Абдикеев (Мариинский театр), Галия Ибрагимова (Пражская опера) и многие другие.Т.Б.

          • Анонимно
            13.02.2015 13:51

            измельчал чтото народишко у нас... т.е. мировой уровень это российские оперы + чешская (не очень знаменитая). а италию, сша, вену и т.д. мы забыли,да?

            • Анонимно
              13.02.2015 14:16

              Да, это певцы мирового уровня, где бы они не пели. А сегодня нам предлагают сомнительных "итальянцев", неизвестно, где поющих. Во времена дореволюционных антрепренеров, говорят, выпускали на сцену посредственности с громкими иностранными именами и представляли их примерно так: "Проездом из Одессы в Париж, выступает всемирно известный тенор NN".Т.Б.

              • Анонимно
                13.02.2015 14:58

                Конечно, для Т.Б. - это мировые звезды! Их же зовут Ильдар, Марат, Галия!.. У него ж все по нац.признаку) Очень смешно уже:-) Как будто из аула пишет!

                • Анонимно
                  13.02.2015 15:24

                  Да, я пишу из аула, а что в этом такого? Попридержите постыдный снобизм и оскорбительное ёрничание, как вы выражаетесь, "по нац.признаку)". Я настаиваю, названные певцы - именно международного уровня и выступают на прославленных сценах мира. Что касается Шаляпинского фестиваля, то он проводится на деньги Татарстана и татарских налогоплательщиков, в том числе. И когда организаторы якобы международного мероприятия игнорируют это обстоятельство и интересы национальной культуры татар в своей фестивальной политике, то этому есть только одно название - бесстыдство.

              • Анонимно
                13.02.2015 15:02

                А мировой уровень как определить? Поделитесь сакральным знанием

  • Анонимно
    13.02.2015 12:05

    Профессиональный разбор полетов.

  • Анонимно
    13.02.2015 12:20

    К сожалению, она права. Спектакль действительно был унылым.

  • Анонимно
    13.02.2015 13:39

    Как пришел и решил сделать фоторепортаж-но мне сделали отворот поворот-правда так повезло что в лоб в лоб наткнулся на директора театра Мухаметзянова-он конечно меня не узнал-кто я такой простой нищенский фоторепортишка и не более кому не лень вытирает ноги да и жалований не жалуют как положено по труду...так и ему слушай ВЫ же здесь самый главный почему же меня не пускают....а он мне прямо в лоб Я человек МАЛЕНЬКИЙ в этих делах нос не сую так что обратитесь куда повыши.....а кто же там в ОПЕРНОМ то выше ааааааааааааа

  • Анонимно
    13.02.2015 13:57

    Чем дальше в ДЕМОКРАТИЮ тем более явствует постоянные запреты-вот нас некоторых журналистов\фото в том числе\объявляют НОТ-КРАТОМ и просто и не пущают сославшись что ваши \физиономии нам не нравятся и только потому что ВЫ пишите не то чего бы мы пожелали...и вот такое и не только происходит в Оперном театре-вот и завтра уже такой запрет решено ДИРЕКТОРОМ Татфилармонии.....ЮБИЛЕЙНЫЙ вечер посвященный 80 летию Ильхама Шакирова провести без ПРЕССЫ...вот и результат говарят же в народе ДУРНОЙ ПРИМЕР заразителен....

  • Анонимно
    13.02.2015 14:06

    Можно еще один гвоздь в крышку? На видеоролике видно, что оформление сцены в модном ныне стиле видеостены, кадры войны, ядерный взрыв - ладно, притянули за уши Японию. Но! На заметку оформителям на будущее - публика к вам ходит, надеюсь, образованная и знает, что пронзительный кадр бегущих плачущих детей - это знаменитейшая фотография "Напалм во Вьетнаме". Вам, оформитель, может быть всё равно - китайцы, японцы, вьетнамцы, глаза узкие и ладно... Но постыдились бы вы, постановщики, вы же смотрели в прогоне. Стыдно за наш театр, стыдно.

  • Анонимно
    13.02.2015 14:10

    Геужели Екатерина Гончарова из Мариинки - та самая Татьяна. которую похвалила Черемных, 60-летняя?)))) Тот кто написал такое, видимо, еще и слепой.

  • Анонимно
    13.02.2015 14:11

    Господа комментирующие, а вам не кажется, что употребление слова "собака" в адрес дамы - очень невкрасиво?

  • Анонимно
    13.02.2015 14:15

    Насчет Горо, которого Елена назвала "противный"... А вы наберите в интернете на www.yoytube. com Madame Buttrfly и по первой же ссылке найдете фильм, упомянутый в рецензии Черемных. Вот там и посмотрИте Горо - каким он должен быть, А потом выступайте тут!

  • Анонимно
    13.02.2015 14:18

    Хорошая актриса не одно и то же, что хорошая певица. Если Сишенг И хорошая актриса - у нее есть шанс играть на драматической сцене. А на оперной - надо петь, не уродуя прекрасной музыки.

  • Анонимно
    13.02.2015 15:35

    В свое время многоуважаемая Фаина Раневская отмечала, что существуют 3 типа людей: в одних живет Бог, в других — Дьявол, а в третьих — одни глисты. Думается, что лишь с целью ненарушения лаконичности цитаты, ею не был добавлен еще и 4-ый тип, самый мерзкий, который изощренно умудряется вместить в себе сразу все предыдущие. Это люди, напоминающие обманчиво красивое яблоко: снаружи — безупречны, внутри — гнилы и червивы, мнят себя Богами и способны на такое, что и самому Дьяволу стало бы не по себе.

  • Анонимно
    13.02.2015 16:07

    Вчера "Вечерняя Казань" писала, как детям в детском саду вместо горбуши гнилой минтай давали. В оперном выходит такая же ситуация?

  • Анонимно
    13.02.2015 17:29

    В оперном-аншлаг! Остальное все пустые слова одних и тех же. Т. Бареева и А. Нигматуллина. Всем любителям музыки привет!

  • Анонимно
    13.02.2015 19:47

    Недавно в кинотеатре\Мир\ показали премьеру\Айсылу\-это всего 28 минутный короткометражный фильм и что поразило сотни людей пришедших в крошечный клуб кино так и не смогли протиснутся в него он был забит под увязку и пришлось этот фильм повторно показать а желающих было еще 10 повторов... и всем без исключение он понравился-и играли и пели там мало известные артисты и как пели и главное на своем родном языке и все понятно а потом на разборе полетов оказалось что \СПОНСОРЫ\дали всего ничего чуть более 400тысяч рублей -а на Шаляпинский тратиться миллионы и чего они там поют сам черт не разберет а постоянно смотреть наверх\где пишут перевод\шея начинает болеть......в общем надо кончать эту халтуру и продвигать и открывать дорогу МОЛОДЕЖИ.....и тем более у них это здорово получается

    • Анонимно
      13.02.2015 20:09

      Смешно читать, что в оперном театре важно текст на бегущей строке почитать, чтобы понять содержание. Судя по всему, здесь Комменты пишут люди, для которых опера - лишь красивая картинка с подзвучкой.

  • Анонимно
    13.02.2015 20:52

    Смешно то другое видя не порядки как в театре так и вокруг все этого промолчал и успешно \балирует\ преспокойно приходя на каждый спектакль и видит таких же на себя похожих молчунов-все это здорово когда-то описал Великий Русский писатель Грибоедов\В горе от ума\ тонко умно неспешно уж не буду повторять его классику...и самое обидное что и в наше время все это повторяется....и еще самое смешное что нигде невозможно найти правду -Министр Культуры Татарстана А Сибгатуллина просто неуловим его пресс атташе вообще несет какую небылицу-что вот МЫ ничего не можем сделать и с ними вели уже на эту тему......то тогда для чего же нужны различные ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ -гнать надо всех в шею...как никак во дворе КРИЗИС и всем хочется ЕСТЬ

    • Анонимно
      13.02.2015 21:23

      \\Министр Культуры Татарстана А Сибгатуллина просто неуловим его пресс атташе вообще несет какую небылицу-что вот МЫ ничего не можем сделать и с ними вели уже на эту тему...\\ - Как это "МЫ ничего не можем сделать" от пресс-службы министерства культуры, если Театр им. Мусы Джалиля ежегодно получает из бюджета Татарстана 400 млн руб? Достаточно бюджетный крантик подвернуть, и все встанет на свои места.Т.Б.

  • Анонимно
    14.02.2015 07:28

    Так подверните чего все только сквозь очки наблюдаете как издеваются над трудягами и пахарями журналистами устремите свои взоры на тех кто \шабашит\в стенах АЛЬМА-МАТЕР Искусства и это-то когда МЫ все стоим на коленях по велению КРИЗИСА

  • Анонимно
    16.02.2015 11:42

    Черемных очень не любит оперу!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль