Общество 
14.02.2015

Тимур Ямашев: «Очевидно, что в центре Казани не хватает нескольких станций метро»

По следам публичных слушаний о планировке центра столицы Татарстана

Как развиваться центру Казани? Не остался в стороне от общественных дискуссий на эту тему блогер и активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт» Тимур Ямашев. В своей статье, написанной для «БИЗНЕС Online», он указывает на необходимость сохранения деловой жизни в центре города и предлагает проектировщикам идти в ногу с общемировой урбанистикой.

ЦЕНТР КАЗАНИ ОСТАВЯТ БЕЗ МЕТРО

В феврале состоялись публичные слушания планировки центра Казани. В их ходе специалисты «Казгражданпроекта» смогли поподробнее рассказать о том, каким, по их мнению, должен стать центр Казани. Это мнение оказалось весьма контрастным по отношению к комментариям всех остальных: замдиректора института Генплана Москвы, представителей бизнеса и просто активистов, следящих за тенденциями в развитых странах.

Уже сейчас очевидно, что в центре Казани не хватает нескольких станций метро. Какие преимущества есть у «подземки» перед остальными видами транспорта? Это способность перевозить максимальные потоки людей, а в Казани максимальные потоки именно в центр и из центра. Метро не создает нагрузку на уличную дорожную сеть, а ведь именно в центре самая большая нехватка земли. Метро — это экологичный электротранспорт, а именно в центре Казани почти ежедневно наблюдается превышение ПДК вредных выбросов. Казалось бы, очевидно, что новые ветки нужно вести в центр, как это делают во всем мире. К сожалению, «Казгражданпроект» взял за основу схему развития, пролоббированную самими метростроевцами. В этой схеме отдается предпочтение удобному строительству на окраинах. По сути, в центр придет лишь четвертая линия метро, да и то строительство придется вести из спальных районов. Даже если удастся сохранить ударные темпы Тысячелетия и Универсиады и строить 10 станций за 18 лет, то столь желанное метро придет на площадь Свободы, к вузам, на ул. Карла Маркса и в Забулачье лишь через 50 - 60 лет. А в район Чеховского рынка и в «татарские слободы» оно и вовсе не планируется.

Хордовая линия отмечена жёлтым цветом (Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой)

Хордовая линия отмечена желтым цветом
(Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой)

Подсластить такую пилюлю мог бы скоростной трамвай. Его преимущества также хорошо известны — провозная способность в 30 тыс. пассажиров в час вместо 8 - 10 тысяч у автобусной линии. К тому же трамвай может пройти в более узких местах, чем автобус. Плюс та же экологичность и дешевизна в сравнении с метро. Эти преимущества обеспечили настоящий «трамвайный ренессанс» во многих городах мира, особенно в Европе с ее узкими улочками в центре. 1 февраля 2015 года трамвай появился даже в Эфиопии. В Казани об этом оптимальном транспорте пока не думают.

Пражский трамвай ходит там, где нет места для автобусов

НЕ ВЛАСТВУЙ И РАЗДЕЛЯЙ

Как отметили сразу несколько выступавших на слушаниях, основные проблемы центра Казани связаны не с плохой планировкой, а с плохим управлением. Вот какие проблемы обозначили авторы из «Казгражданпроекта»: слишком много людей работает и учится в центре, из-за чего наблюдаются транспортные проблемы, а по выходным центр пустеет. Видимо, в Лондоне плохие планировщики, раз вся их деловая активность сосредоточена в центре.

Карта активности Лондона в течение суток.
Желтым цветом показаны деловые поездки, зеленым — поездки из дома и обратно.

Разумеется, в финансовом центре Европы, как и во всех развитых городах, понимают, что центр города — самая ценная и удобная часть, и его надо использовать по максимуму. Транспортная проблема в центре Казани вызвана не тем, что люди работают и учатся. Условно говоря, если перенести КФУ в Азино, а КХТИ в Юдино, то у казанских студентов появится еще больше желания пересесть с автобуса на свою машину. Источник этой проблемы — избыточное автомобилепользование: 2/3 казанцев работоспособного возраста используют автомобиль для ежедневных нужд против 1/3 в развитых городах Европы и Азии. Очевидно, что для исправления дисбаланса между личным и общественным транспортом нужны серьезные меры по развитию общественного транспорта и пешеходной среды. Эти же меры способны исправить проблему «вымирания» некоторых улиц по вечерам и в выходные.

Авторы из «Казгражданпроекта» предлагают другой подход, формальный. Этот подход предполагает, что каждая группа казанцев получит какой-то «подарок». При этом умалчивается, что «подарок» одним будет делаться за счет других и наоборот. Мол, давайте подарим пешеходам Булак, это будет как бы развитие для пешеходов. Правда, изъятие этой магистрали сильно ухудшает автотранспортную связность центра. Поэтому, чтобы не обидеть автомобилистов, в нескольких местах организуем развязки и подземные переходы, чтобы уже люди не мешались автомобилям. В итоге получается так, что и пешеходы, и автомобилисты получают по ложке меда с дегтем. Насколько это сделает Казань удобнее для жизни? Причем ложка меда для автомобилистов, предполагающая дорогие развязки и трассы, намного дороже, чем несколько тротуаров для пешеходов. Если мы будем вновь и вновь спонсировать автомобилизацию из бюджета, то будем лишь поощрять новый виток этой самой автомобилизации.

«КАЗГРАЖДАНПРОЕКТ» ПРОТИВ МИРОВЫХ ГУРУ

Выступления критиков проекта показали, насколько плохо увязана работа «Казгражданпроекта» с современными трендами и мнением общепризнанных мировых специалистов. Так, замдиректора института Генплана Москвы Александр Колонтай сразу отметил, что набережную Волги гораздо лучше отдать для отдыха людей, нежели испортить ее автотрассой. Как тут не вспомнить слова Энрике Пеньялосы, который предостерегал нас от строительства автодорог вдоль рек. Тот же Пеньялоса рассказал о том, что во всех развитых городах, удобных для людей, не загоняют пешеходов в подземные переходы. А казанские проектировщики продолжают рисовать новые.

Еще один тезис от «Казгражданпроекта», идущий в разрез с общемировой урбанистикой — это предложение о создании новых деловых центров на периферии Казани. Активист движения «Казанцы за общественный транспорт» процитировал профессора Университета Иллинойса Даниэля МакМиллена, работающего в авторитетнейшей группе «Новой экономической географии». В своей научной статье профессор показал, что формирование второго делового центра имеет смысл только при населении города более 2,68 млн. человек, а третьего центра — при населении более 6,74 миллиона. Посмотрите на то, сколько в центре Казани пустых офисов с надписями «Аренда». Пока нам рано расширяться. Заполнить бы то, что имеется.

Развитие Казани в XXI веке предполагает как раз интенсификацию контактов между людьми, более активное использование человеческого капитала. Мы постепенно будем переходить к постиндустриальному укладу жизни и экономики. Давно доказано, что лучше всего такая экономика развивается в компактном и удобном для людей центре города. Поэтому все попытки разрушить складывающийся порядок деловой жизни в центре Казани означают торможение экономики. Нужно ли это нам?

Тимур Ямашев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (76) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.02.2015 14:00

    Как всегда отличная статья.Когда уже светлые головы во власть попадут, или хотя бы слушать их будут.

    • Анонимно
      16.02.2015 12:30

      по мне так не о чём статья)где конкретика??

      • Анонимно
        16.02.2015 18:27

        такие статьи можно хоть каждый день выпускать. Толку не будет.

  • спокойрый
    14.02.2015 14:28

    в западных странах судя по всему у людей ушел комплекс неполноценности поэтому для них машина такое же средство передвижение как и общественной транспорт поэтому они охотно пользуются общественным транспортом в россии собственная машина это символ человеческого успеха в жизни или перефразируя слова аркадия райкина без машины я букашка с машиной я человек поэтому ратовать за отказ от личных автомобилей то же самое что ломиться в забитую наглухо дверь

    • Анонимно
      14.02.2015 16:15

      Главное понты. Ездить на общественном транспорте это оскорбительно для "крутого". Уважать перестанут...

      • Анонимно
        16.02.2015 09:46

        Да глупости это всё. Езжу на работу на метро, потому что это занимает у меня 25 минут и снимает вопрос с парковкой. Машину только если знаю, что мне куда-то придётся ехать в течение рабочего дня или сразу после него.Автору спасибо за статью. На Карла Маркса очень нужно метро.

        • Анонимно
          16.02.2015 14:50

          Не глупости. Еще элементарная лень, привязка к личному комфорту сказываются. На машине до магазина в 100 метрах от дома едут ведь. И это почти повсеместно.

      • Анонимно
        16.02.2015 10:20

        Чем старше, тем этих понтов, отдающих юношеским максимализмом, должно стать меньше, но увы..в наших реалиях этого не происходит.

    • Анонимно
      16.02.2015 17:34

      Понты дороже денег. Машину нужно покупать практичную, чтобы деньги оставались на ее содержание. И ремонт был не дорогостоящем.

  • Анонимно
    14.02.2015 15:19

    Тимур, у нас нет "Городских проектов" Варламова?

    • Анонимно
      14.02.2015 19:30

      Потому что филиал должен самоокупаться, снимать помещение, а платежеспособных людей, кто готов жертвовать, в нашем городе в разы меньше чем в Москве или Петербурге

    • Анонимно
      16.02.2015 17:39

      Кстати, мне этот проект давно интересен. Книгу тоже они выпустили.

  • Анонимно
    14.02.2015 15:50

    Расширение города, создание новых бизнес территорий очень выгодно для строителей и их партнеров во власти. Это же золотое дно: коммуникации, дороги, инфраструктура. Так что всем наплевать что уже в существующем центре более трети пустых площадей, поэтому и предлагаются всякие притянутые за уши обоснования

    • Анонимно
      16.02.2015 11:12

      И где ж это в центре более трети пустых площадей? Пустая площадь есть, не спорю, но более трети...

      • Анонимно
        16.02.2015 15:24

        не обращайте внимания, эт в духе "человек использует только половину возможностей своего мозга". центр и так застроен достаточно сильно

        • Анонимно
          16.02.2015 22:34

          Достаточно просто посмотреть на центр Казани со спутника, будет видно все пустыри и трущобы. А на скольких зданиях ещё к Универсиаде сделали только фасады, а внутри разруха?

  • Анонимно
    14.02.2015 16:12

    Не менее очевидно, что у Казани нет денег на строительство нескольких станций метро в центре.Трамвай не сможет стать полноценной альтернативной метро, даже если будет выделенная трамвайная линия. Потому что она все равно пересекается с основной дорогой, где случаются пробки и ДТП. Еще бывает обрыв проводов и т.д. Тимур, Вам знакомо такое понятие как "плохо ходит"? Когда запускали 5-й маршрут обещали скоростное движение с интервалом в 5 минут. А что имеем в реальности?

    • Анонимно
      14.02.2015 19:32

      "-выделенная трамвайная линия-она все равно пересекается с основной дорогой"Так выделенная или невыделенная? Выделенная она не пересекается как бы

      • Анонимно
        14.02.2015 20:45

        Выделенная в смысле отгороженная от заезда на нее автомобилей и расположенная по центру дороги. Пример - участок 5-го маршрута от речного техникума до перекрестка с ул. Вахитова. А невыделенная значит с возможностью заезда на пути автомобилей, как на кировской дамбе. Если не ошибаюсь, в Казани отсутствуют трамвайные маршруты, которые бы ни разу не пересекали перекресток со светофором.

      • Анонимно
        16.02.2015 10:23

        Выделенные это в Челнах, да и в других более молодых городах. В Казани необходимость трамвая, например, в центре, весьма спорна.

    • Когда вы говорите о 5-м трамвае, как о скоростном, нужно учитывать кто строил эту линию. И сразу станет понятно почему постоянно сходы, обрывы контактного провода.

  • Анонимно
    14.02.2015 16:37

    "...сколько в Казани пустых офисов..." А в Национальной библиотеке восьмикратное превышение нормативов. Редчайшие книги и рукописи начиная с 12 века "хранятся" в неприспособленных помещениях, даже в сырых подвалах и на чердаках. Почему у нас такое отношение к духовному богатству народа? Когда начнут строить обещанное здание для библиотеки?

    • Анонимно
      14.02.2015 17:47

      Надо мишуру выбросить, там полно не нужных и никому не интересных материалов. Как дома надо делать ревизию и сортировать все. Тогда мест хватит, даже Свободные места останутся.

  • Анонимно
    14.02.2015 16:39

    Провели бы метро на чуйкова скорее, очень сложно до горок добираться

  • Анонимно
    14.02.2015 16:55

    Это какой умный человек. Если линия метро одна, то зачем несколько станции в центре Казани? Метро же не такой транспорт, чтобы в центре с одного магазина на другой ходить. Пешком полезнее и выгоднее.

    • Анонимно
      16.02.2015 15:23

      В центре для разгрузки можно и побольше станций. А то люди жалуются, что без машины добраться не могут. Вот, пожалуйста.

  • Анонимно
    14.02.2015 17:45

    Нужна ветка кольцо- парк горького- бехетле - Чуйкова . Очень много народа с удовольствием будут ездить вместо автомобилей на метро с кварталов в центр .

    • Анонимно
      16.02.2015 17:27

      Само собой, метро удобный транспорт. И чем больше станций, тем лучше.

  • Анонимно
    14.02.2015 17:51

    Метро хотят продолжить а Азино, чтоб эту часть города с центром связать. Если построят станции 10 микрорайон, Ломжинскую и Сахарова, пассажиропоток может возрасти вдвое. А большое количество азинских автомобилистов пересядут на метро и будут ездить в центр с небольшим крюком. Точка зрения, что метро в Азино не повлияет на движение в центре неверна.

    • Анонимно
      16.02.2015 14:54

      Но Азино хотят протянуть дальше на квартал, а не связать условно Мегу с пл. Тукая. В объезд даже на метро большого смысла нет, наверное.

  • Анонимно
    14.02.2015 18:46

    Тимур, объясните чем ваш популизм отличается от другого популизма? Значит развязки для транспорта дорогие, а лишних 5веток метро, которые будут пустовать 90% времени, это копейки? Отдайте мне эти копейки!?

    • Анонимно
      14.02.2015 19:40

      развязки не спасут от пробок - это лишь временная мера.а метро - это удобный и быстрый способ передвижения для многих жителей города.

      • Анонимно
        14.02.2015 21:49

        А что там со стоимостью и рентабельностью?

      • Анонимно
        16.02.2015 18:32

        В ЛосАнджелесе этих развязок понастроили, а толку мало. Пробки постоянно.

  • Анонимно
    14.02.2015 21:57

    Бред. Посмотрите подземный переход а Мюнхене, офигеете как это круто.

  • Анонимно
    14.02.2015 22:39

    Хотите строить метро-стройте теперь за счет местного бюджета, в республиканский залезать с протянутой рукой не надо, в республике есть проблемы и поважнее

    • Анонимно
      15.02.2015 01:22

      на этом метро между прочим ездят и студенты из районов РТ, обучающиеся в Казани. Так что говорить, что метро в Казани используют только казанцы некорректно.

    • Анонимно
      16.02.2015 17:09

      Метро - социальная нужда любого миллионика. Так что это актуальная тема и важная.

    • Анонимно
      16.02.2015 17:25

      Казань - столица РТ, в неё деньги и стекаются. В том числе и выделенные на развитие транспорта. Ничего, город еще получит финансы и из бюджета РФ на метро.

  • Анонимно
    14.02.2015 23:22

    ОПЯТЬ те же грабли. НО УЖЕ с желтой веткой(ПУСТЬ ДАЖЕ ПОКА НЕТ ДЕНЕГ)1.Станция около конюшен-можно подумать туда каждый день ходЮт.. НАДО направить в Агрорынок-больше файда будет.. Бабай в своё время НЕ ДАЛ согласие на станцию ЖДВОКЗАЛ, ПОВЕРНУЛИ к кремлю... Ведь от кремля на вокзал с багажом переться легче,чем от вокзала впустую прогуляться к кремлю-БУЛДЫРАБЫЗ..!!! НИГДЕ в мире нет, чтобы жд вокзал не был соединён с метро.... 2.КРЮК вокруг стадиона Ф -для чего?ВСЕ причитания насчет грунта и грунтовых вод отметаются-в Питере и МЭСКЭY ещё хлеще условия... Использовать имеющийся переход у стадиона Ф, как выход из метро и АЛГА- НА КОМПРЕССОРНЫЙ.. Сэкономленные денюжки(если вдруг)-премировать работяг...

    • Анонимно
      16.02.2015 10:28

      По станции у Ждвокзала вы не правы, было объяснение тут на БО, что отказ был связан с совсем другими причинами, технически сложно осуществить.

  • Анонимно
    15.02.2015 06:18

    Был в Праге. Там населения 1.2 млн, а общественный транспорт такой, что просто сам хочешь отказаться от машины. За 20 минут ты обязательно доедешь до любого места в городе. Трамвайная сеть просто огромнейшая. А в Казани общественный транспорт на зачаточном уровне. Так что о пересадке с авто пока речь вести рано.

    • Анонимно
      16.02.2015 10:27

      C автобусами гораздо лучше сейчас все. Добирался до Лесного городка вчера, даже в отдаленные уголки города стабильное расписание маршрутов, никаких проблем.

    • Анонимно
      16.02.2015 17:12

      А размеры города какие ?

  • ЧеКа
    15.02.2015 10:46

    2-ю линию надо начинать: Нэфис -Суконная слобода- Кортсон - Водный дворец (и далее по Адоратского) - Ямашева - Чуйкова.. Причем после парка Горького (там крутой овраг) линия должна выходить на поверхность и до самого Чуйкова идти по воздуху на уровне 2-3 этажа как в Токио.Предполагаю что такая схема метро будет дешевле чем под землей..

    • Анонимно
      16.02.2015 10:26

      у Нафиса зачем станция?

      • ЧеКа
        16.02.2015 11:09

        Чтоб состыковать с 5 маршрутом трамвая в будущем , а на трамвае можно было уехать в сторону вокзала или в противоположную, там тоже много всяких контор..

    • Анонимно
      16.02.2015 12:37

      не будет этой ветки в близком будущем...дорогоо!станции глубокие, породы карстовые, водоотвод изоляция и т д....дёшево и сердито сейчас можно построить только до Азино.такой вот факт.

  • Анонимно
    15.02.2015 11:01

    Сколько предприятия РТ должны спонсировать Казань? Пора бы и остановиться. Наглеть не надо. Сами старайтесь хоть немного.

  • Анонимно
    15.02.2015 14:58

    Г-н Ямашев, чтобы счесть вашу критику трассировки метро конструктивной не хватает сущего пустяка, а именно сравнительного анализа затрат на проектирование и строительство второй ветки метро через центр и той самой, вариант которой вы приписываете докладчикам из Татгражданпроекта...

  • Анонимно
    15.02.2015 17:37

    По пустырям и полям - еще дешевле строить. Лучше еще раз посмотрите на ролик с пассажиропотоками в Лондоне, да и московское метро как строили вспомните. Строить в центре дорого, это сердце города и к нему должны быть подведены основные кровеносные сосуды

  • Анонимно
    16.02.2015 10:30

    То что проблему хоть как то поднимают - само по себе неплохо. Проблема в другом: отсутствует какая бы то ни была взаимосвязь между мнением жителей (в т.ч. экспертов, а не только обывателей), и действиями властей. ИМХО пока не создать простые правила на этот счет, все будет как сегодня: одни пишут статьи и что-то обсуждают, другие сами по себе что-то делают.ЗЫ очень интересную прочитал статью про то как привлекли проектировщиков Мадридского метро к строительству в Москве. Оказывается, испанцы делают один тоннель для двух веток метро (одна туда - другая обратно) в то время как у нас "сверлят" две дырки для каждого направления. Минимум 30% экономии! А вы говорите "дорого, денег нет!"....

    • Анонимно
      16.02.2015 12:41

      ну там и станции другие получаются и туннель надо больше и состав более узкий.полностью другая технологическая схема. и чтобы на неё перейти над потратиться, да и потом эксплуатировать две системы дороже выйдет.

  • Анонимно
    16.02.2015 11:11

    Очевидно. Так их потом и планировали построить? В центре больших городов всегда много станцией метро. Чем дальше от него, тем их меньше.

    • Анонимно
      16.02.2015 15:21

      И центр получает самое большое развитие. Казань развивается именно в этом направлении.

  • Анонимно
    16.02.2015 12:28

    около ркб надо большую парковку со станцией метро

  • Анонимно
    16.02.2015 13:51

    Чем больше станций тем лучше, и на наземный транспорт необходимо единый билет ввести.

    • Анонимно
      16.02.2015 14:52

      Дороговато тогда будет, да и альтернатива нужна. Обязательно найдется категория граждан, которой нет необходимости использовать все виды транспорта.Хватает только автобуса или только метро.

  • Анонимно
    16.02.2015 13:59

    Да не будет ни метро, ни трамвая, нет на это денег и не будет никогда. В течение 3-4 лет неизбежно вернемся к маршруткам, когда автобусы износятся.

    • Анонимно
      16.02.2015 15:22

      Да-да, слышали, знаем. Не впервой такое говорят: и о метро, и о трамваях, и о многом другом. Построили и запустили? В этом можете убедиться, если казанский. Такое впечатление, что живете в деревне...

      • Анонимно
        16.02.2015 15:49

        Построили и запустили с грехом пополам за счет федеральных и республиканских денег на два разовых проекта: тысячелетие и универсиаду. Больше таких денег в бюджет Казани не ожидается. Следовательно и вложений в транспортную инфраструктуру. Как вывод - транспорт, по мере износа дорогостоящего подвижного состава, будет развиваться наиболее малозатратным путем - а это возврат к частным перевозкам на маломестных автобусах.

        • Анонимно
          16.02.2015 17:28

          Вам что ни делайся - всё с грехом пополам, всё не так. А как на ваш взгляд надо делать? Критикуете, а альтернативы не предлагаете. И те два "разовых проекта" вовсе таковыми не были. Да, они были лишь раз, но будут и другие, а там может и их повторят. Ведь инфраструктура есть, её надо использовать.

          • Анонимно
            16.02.2015 18:03

            Я сам очень хорошо отношусь к общественному транспорту и к метро и к трамваю, просто сейчас это игрушки не для нашего уровня развития экономики. Город просто не может себе позволить таких трат. Поэтому развитие общественного транспорта должно идти по наиболее экономному варианту. А лет через 40-50, если экономика все таки будет развиваться и налоговая база -расти, можно будет думать и о дорогостоящем общественном транспорте и об ухоженных общественных пространствах.

    • Анонимно
      16.02.2015 17:11

      Нет уж,сами катайтесь на этих маршрутках

    • Анонимно
      16.02.2015 18:31

      Также говорили , когда только начали строить метро, тем не менее построили и каждый день пользуются этим транспортом

  • Анонимно
    16.02.2015 15:31

    РКБ вообще хороший хаб, при наличии метро, тем более все больше и больше народа за город переезжает..

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль