Общество 
15.02.2015

Римзиль Валеев: «Не хотелось бы, чтобы чувство любви стало модным бизнес-проектом»

Никакого праздника святого Валентина и сладостного открытия любовного счастья нет

14 февраля значительная часть татарстанцев, как и миллионы россиян и жителей разных стран, отмечали День влюбленных или День святого Валентина. Наш постоянный автор, журналист и общественный деятель Римзиль Валеев, проявляющий лояльность к общественным инициативам как к «подкреплению» демократизации общества, этот романтический праздник встретил более чем сдержанно, если не сказать с тихим возмущением. Почему? Об этом он делится мыслями в статье, специально написанной для «БИЗНЕС Online».

ВСЕОБЩИЙ ФЛЕШМОБ ИМЕНИ ВАЛЕНТИНА

Поймите правильно, я не против поцелуев на улице, открыток и сувениров с изображением сердца. Особенно старшеклассники и студенты, радующиеся очередному поводу для выражения своего полового созревания, обмениваются интернет-сообщениями на тему влюбленности. В социальных сетях в эти дни прибавилось число вздохов и восторженных междометий. Да и подростки из средних классов не чужды поучаствовать во флешмобе «Святой Валентин». Как я остановлю или отговорю от участия в массовой акции влюбленности с участием даже пока еще не очень втрескавшейся в кого-либо молодежи?

Правильно, никак. Потому что каждый индивидуум, несмотря на социальное положение и внешние данные, рано или поздно будет испытывать чувство временной эйфории и сладкой тревоги. И не раз! Процесс практически не регулируемый государством и обществом. Было бы безумно попытаться запретить и управлять процессом массовой тяги к противоположному (как правило!) полу. Беспокоит только то, что некие общественно-культурные каналы ежегодно все более уверенно впрягают массовое интимное чувство в телегу своего сувенирного и рекламного бизнеса, масскульт зрелищ. И не бескорыстно, а прибыли ради. Предположим, что концерт в Казанской ратуше с «любовным» репертуаром, выставки и вечеринки несут в себе и просветительское начало. Но при чем тут Валентин, да еще святой? В этом мало кто смыслит. И даже не припоминает, из какой он страны, от какого народа будет.

Я за то, чтобы объяснять суть вопроса, особенно юным. Ведь тинейджеры могут подумать, что 14 февраля общество и государство призывают в организованном порядке тискаться и целоваться перед телекамерами и фотоаппаратами, демонстрируя нарастающее возбуждение и выражение любовного чувства предмету своего обожания. А может, к случайно подвернувшемуся партнеру. Лишь бы было с кем... Вы уже видели такси для влюбленных, автомобиль для «репетиции» загса, чтобы молодые вошли в образ супружеской пары. Осталось только в честь Дня Валентина подать автобус с кроваткой... Впрочем, говорят, что на этот «святой» день были забронированы места в казанских гостиницах, чтобы влюбленные могли как следует отметить свой праздник. Вы против или за? Никто, впрочем, вас об этом не спросит.

Многие для выражения своих симпатий покупают подарочные сердца в огромном количестве, раздавая надежду на возможную связь в будущем, намекая на неповторимость красоты и сексапильности в общем-то заурядного существа, которому тоже приятно почувствовать себя дорогим и любимым. Ведь всем не хватает тепла и любви. И надо принять массовое коммерческое движение по зарабатыванию на любовных атрибутах и игре во влюбленность как сладкий миг личного и всенародного праздника.

Успокойтесь, никакого праздника и сладостного открытия любовного счастья нет. Большинство из вас обманули, создав образ некоего Валентина, который благословил влюбленных и освящал браки даже в тех случаях, когда они не приветствовались. Валентин был обычным священником и жил более 1,5 тыс. лет назад. Никто за вас не решит ничего и не разрешит, любить или не любить, тем более католический священник древнего Рима.

Мое неприятие массового покупательско-поздравительского писхоза связано с тем, что я не католик и не придерживаюсь взглядов жителей европейского средневековья, да еще религиозного. Навязывание христианских символов (при всем моем толерантном отношении и уважении ко всем религиям) мне кажется попыткой размыть мою региональную и культурную идентичность.

Теперь, с нарастанием религиозности и все более активным вторжением священнослужителей в общественную жизнь, больше и крепче хочется держаться за светское начало. Нейтральная площадка более привлекательна, если религиозные и политические мировоззрения начинают конкурировать.

«Мой внук-второклассник понес в школу в эту субботу три шарика в форме сердца — учительнице и двум друзьям как выражение лучших чувств»
«Мой внук-второклассник понес в школу в эту субботу три шарика в форме сердца — учительнице и двум друзьям — как выражение лучших чувств»

ОТКУДА ПОЯВИЛСЯ «ИЗГЕ ВЭЛИ»?

В нашем обществе уживаются и христианство, и мусульманство, и иудаизм, а еще есть бодрая компания атеистов. И нам всем надо объединяться. Обязательно! В быту и на площадях, на работе и свадьбах, и в семьях тоже. И я не хочу, чтобы кто-то диктовал свои стандарты и навязывал идеалы. Достаточно признавать добро, милосердие, труд, порядок и уважать старших, почитать родителей и оберегать традиции, передавать их детям и внукам. А они, иногда мало что смысля в традициях отцов, бегают с красными валентинками.

Мой внук-второклассник понес в школу в эту субботу три шарика в форме сердца — учительнице и двум друзьям — как выражение лучших чувств. Как не уважить такое доброе отношение маленького человека окружающим? Даже взрослые с «общепланетарным» мышлением и без этнического и историчского самосознания иногда искренно увлекаются идеей Валентина. Мой друг по социальной сети Гильфан Шайдуллин (тетюшский тележурналист и фотограф) написал на своей страничке такое поздравление:

«С Днем святого Валентина!

Дорогие участники!

Во всем мире сегодня прозвучат самые важные, самые искренние слова о любви, ведь все начинается с любви!

Поздравляю вас с этим романтическим праздником — Днем святого Валентина и желаю, чтобы ваше сердце всегда было наполнено радостью, любовью и светом!

Пусть любовь, словно преданная птица, каждый день летит за вами и своими крыльями укрывает вас от жизненных невзгод!

Берегите друг друга, цените друг друга, любите и будьте любимыми!

Пусть ваши сердца согревает любовь и нежность, теплые руки, добрая улыбка и нежный взгляд любимого человека! Счастья, любви и взаимопонимания!»

Что тут скажешь? Хорошие пожелания. Конечно, в эти дни я невольно думаю и о Юсуфе и Зулейхе, и героях древних легенд, любовных стихах великих поэтов. И о Мусе Джалиле, родившемся как раз 15 февраля. В один день с ним родился и великий певец Ильхам Шакиров. Но мой тетюшский друг по сети «ВКонтакте» не увлекается эстетикой и идеалами татарского народа, он смотрит глазами римского средневековья, святой Валентин ему как-то ближе всего остального.

Запутанность любовной идеологии настолько велика, что даже чисто татарская масс-культура тоже начинает адаптироваться к католическим стандартам. Так, перед 14 февраля я получаю шутливые поздравления с днем «Изге Вэли» — «Святого Вали». Иногда начинает казаться, что моя фамилия тоже причастна к легенде святого Валентина, написавшего накануне своей казни любовное послание дочери тюремщика и палача. Причина «татаризации» Валентина та же самая — тяга к зарабатыванию денег от продажи одноменного аудиодиска татарских эстрадных песен о любви. На самом деле, добрые традиции семьи нашего народа и мусульманских стандартов мало кому известны. Они очень далеки от параметров 14 февраля.

ПОЛИТИКА ТОЖЕ НЕРАВНОДУШНА

Оказалось, что «штатные» политики тоже неравнодушны к теме святого Валентина. Как сообщает электронная пресса:

«Депутаты Государственной думы разошлись во взглядах на празднование Дня святого Валентина — 14 февраля. Так, первый замруководителя фракции ЛДПР Алексей Диденко подготовил обращение к Российскому союзу промышленников и предпринимателей с просьбой воздержаться от использования праздника как повода для проведения всевозможных маркетинговых рекламных кампаний во избежании его излишней популяризации. По мнению депутата, празднование Дня святого Валентина несвойственно нашей стране, поскольку традиционно у православных принято отмечать день памяти Петра и Февронии 8 июля.

В обращении депутата к предпринимателям в частности указано, что «данный праздник абсолютно чужд российской культурной и религиозной традиции, а его массовое празднование является ни чем иным, как преклонением перед западной культурой, обедняющим нашу тысячелетнюю историю. Вызывает опасение тот факт, что ставшее традиционным празднование этой даты приобретает популярность у российской молодежи — особенно старшекласников и студентов, пишут «Известия». Алексей Диденко пояснил, что очень важно сохранять именно свои традиции, а не следовать западным».

Как сообщает Маргарита Зайцева, журналистка сайта 116.ru, депутат Госдумы от «Единой России» Александр Сидякин (избранный от Татарстана во фракцию «Единая Россия») ко Дню всех влюбленных относится куда более лояльно. По его мнению, российское общество приняло этот праздник, а сам он направил министру юстиции РФ Александру Коновалову обращение, в котором просит чиновника учредить 14 февраля «Ночь в загсе», чтобы учреждения записи актов гражданского состояния могли в этот день до утра принимать заявления и регистрировать браки. Спрашивается, зачем? И так почти половина зарегстрированных днем браков распадается.

Право же, затрудняюсь как-то оценить всю эту кашу головах. Что же у нас происходит с идеалами? По данным социологов, 80% юных граждан отмечают День Валентина. 53% считают себя влюбленными. Значит, им нужен свой праздник. И христианско-католические традиции такое «благо» им дают. В то же время православие более чем сдержанно воспринимает святого Валентина, хотя отдельные священнослужители находят в нем что-разумное и подходящее.

В России есть свои корни любовных ритуалов. Покровителями благополучия в супружеских отношениях на Руси считались Петр и Феврония Муромские. В 2008 Совет Федерации России одобрил инициативу учреждения в день их памяти (8 июля по новому стилю, что соответствует 25 июня по старому стилю) «Дня супружеской любви и семейного счастья».

В России праздник носит светский характер и отмечается с начала 90-х годов XX века.

Отношение католической и православной церквей к этому празднику неоднозначное. И все-таки влюбленные в этот день делают друг другу приятные подарки, сделанные своими руками.

Было бы неправильно считать, что выражение и восприятие любовных переживаний татар и мусульман, как и этика их семейной жизни, одинаковы или сопоставимы с православными и русскими традициями. Однако наши народы в основном знакомы с порядками и привычками друг друга благодаря огромному числу смешанных семей. В случае незнания или попыток «замещения» элементов этнической морали могут возникнуть проблемы. И Петр с Февронией, и Тагир с Зухрой обречены как-то приглядываться друг на друга, сохранять себя, признавать других. Тут и без Валентина достаточно тугих узлов.

«Я ЗНАЮ, ЧТО ЛЮБОВЬ ВСЕГДА ПРАВА...»

Во-первых, любовь не всегда права. Например, если влюбленный жертва святого Валентина мчится к предмету своего обожания, позабыв или отбросив больную мать. Или когда он рвется к новой любви, подчиняясь вспышке влюбленности, которая пройдет через пару месяцев, доставляя вечные страдания своим маленьким детям, которые не мыслят свою жизнь без папы или мамы. Не знаю, насколько права любовь Андрия — младшего сына Тараса Бульбы, предавшего семью, братьев, родителей, — к полячке, за что тот был казнен собственным отцом.

Во-вторых, любовь велика и священна, но состоит в сложных отношениях со здравым смыслом и моралью. Вспомните историю Монтекки и Капулетти. Символ высокой и всесильной любви Ромео и Джульетты не выдерживает педагогической экспертизы. За такую историю суицида двух 15-летних подростков сейчас уволили бы директора школы. А поскольку целомудренность любви этих юных существ сомнительна, Ромео посадили бы в тюрьму за совращение малолетки по соответствующей статье УК РФ.

Одна из скромных афиш февральского концерта в Казани
Одна из скромных афиш февральского концерта в Казани

В-третьих, не хотелось бы, чтобы чувство любви стало модным бизнес-проектом. Это главное, из-за чего пишу эти заметки.

В-четвертых, вы ошибаетесь, если считаете, что возраст и опыт лишают способности понимать чувство любви и глубины страстного разума. Я не менее компетентен и правомочен думать о любви, чем нынешняя молодежь. Хотя бы ради защиты благополучия своих детей и внуков.

Я мог бы написать о любви реальной и настоящей, которую надо защитить от атрибутов Дня Валентина. И даже хотел бы. О страсти и высоких чувствах на фоне быта, семьи и долга перед ближними. О коллизиях любовной привязанности в условиях социального неравенства, продажности и преданности сердец, развитой инфраструктуры интимных услуг. О высокой поэзии, музыке, живописи, театральном искусстве, питающихся чувствами любви. Но на это раз не стану делать этого. Как-нибудь потом.

Потому что сегодня речь о неофициальном празднике влюбленных имени какого-то там Валентина. Никакого отношения к любви этот день не имеет. Только бизнес и игра от тоски, из-за нехватки развлечений. С сувенирами и письмами, которые дети могут принять за доказательство чувств. С автомобилями для липовых молодоженов. С гостиничными кроватями на одну ночь.

Лучше присмотритесь к миру в остальные 364 дня года. Есть шанс, что любовь, которая всегда права, встретится в один из них. Но не обязательно 14 февраля.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.02.2015 09:37

    Я тоже считаю нашим праздником 8 июля

    • Анонимно
      15.02.2015 11:06

      100%. С женой никогда не отмечали этот " праздник" 14 февраля.

      • Анонимно
        16.02.2015 16:38

        14 февраля это вообще не праздник. А день влюбленных отмечаем с женой каждый год в день знакомства 3 августа вот уже 11 лет!!!Юля я тебя Люблю !!!!!

  • Анонимно
    15.02.2015 09:47

    Праздник есть праздник и поколению к которым принадлежит автор праздники которые встречают молодёжь кажутся неправильными и так во всём !!!
    Поймите есть понятие разница поколений и отрицать это нельзя это же реальность.

    Любые праздники,торжества или памятные события надо праздновать,отмечать но без фанатизма. Да праздник,да событие но не более того. Не надо "выворачиваться" на изнанку в праздники в обычные дни тоже есть место любви,праздникам и тд.

    • Анонимно
      15.02.2015 10:19

      Дело не совсем в разнице поколений. Мне показалось, что основная мысль автора в том, что на таких вот западных праздниках (валентин, хэллоуин и проч.) активно делают деньги, поэтому выгодно поддерживать популярность этих праздников в умах молодого поколения. Вы посмотрите, сколько продается всяких сувениров, никому в другое время не нужных, в эти дни. Сколько мероприятий проводится, под которые выделяются деньги бюджетом или спонсорами. Индустрия развлечений поддерживает миф о том, что это праздники, но это не так. Вот о чем хотел сказать автор, по-моему.

      • Анонимно
        15.02.2015 10:52

        Деньги тратить только в праздник необязательно. Если Ваша вторая половина обиделась на то что в праздник Вы ей не подарили подарок и от этого момента Ваши отношения "остыли" то лучше расстаться.
        Коробка хороших конфет для девушки или хороший алкоголь для мужчины тоже хороший подарок.
        Все эти "выдуманные" подарки придуманные маркетологами и никакой практичности не несут.

      • Анонимно
        15.02.2015 11:19

        А по мне так 30-е августа, коммерческий праздник-миф для простолюдинов. А 14+е февраля норм.

  • Анонимно
    15.02.2015 11:03

    Как же убивает логика: вот что за праздник, нужно любить и признаваться в любви каждый день, бла-бла-бла. Нам навязали западные праздники и прочее.Во-первых, почему такое внимание ко Дню святого Валентина? Следуя такой логике мы и День Победы должны отмечать ежедневно, потому что наша страна 1410 дней к этой победе шла? А почему мы о ветеранах и их подвиге только 9 мая вспоминаем?Или 8 марта, мы женщин должны холить и лелеять только 1 день в году??Ничего такого в том, что раз в год (или 2-3-4) продавцы цветов, открыток и презервативов получат побольше выручкиА во-вторых, раз уж это бизнес сайт. Люди добрые, вы разве не понимаете, что все эти маленькие, непонятные "капиталистические" праздники дают нашему бедному малому бизнесу?Да да, именно за счет этих праздников живут продавцы цветов, открыток и резиновых изделий, небольшие кафе и доставки суши и роллов. Пусть хоть в этом наше государство их поддержит

  • Анонимно
    15.02.2015 11:19

    Отними у народа историю — и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом.

  • Анонимно
    15.02.2015 11:35

    Автор верно рассуждает,идет планомерный размыв русско-татарских ценностей...Следует поддержать его на законодательном уровне.Долой всякие хэллоуины и св.валентинки,у нас вдосталь своих святых...

  • Анонимно
    15.02.2015 11:43

    Ой зануда... Праздник же - повод выразить чувства!

    • Анонимно
      15.02.2015 21:32

      А, без праздника слабо выразить чувства?

      • Анонимно
        16.02.2015 08:51

        а быдло без праздника чувства выражать не умеет, у быдла стадные чувства. "все празднуют, а что празднуют? не важно, тоже буду праздновать!"

  • Анонимно
    15.02.2015 12:36

    Праздник-праздно-обыденно-то есть каждый день.Таков смысл слова праздник.Не случайно на Руси в году их было почти 360.А рисунок сердца это просто женщина сзади.Просто секс и никакой любви в истинном понимании. Например возмем в пример историю про Париса.Когда он выбрал в жены только апфродиту(любовь), то из Трои(целого состояния женщины) ушли две составные ее части: Гера(жертвенность) и Афина(мудрость женщины).А из Трояна(мужской трои) ушло состояние царя и героя,остался один трахальщик(извините).Вот так с помощью Троянских вирусов(программ в сознании человека) нам привили то. что сейчас дало плоды:измены, разводы(кто нас развел?) и т.д. Вернем женщине ее две другие части, то все сразу и наладиться.

  • Анонимно
    15.02.2015 12:45

    Пусть празднуют что хотят, только за свой счет! Хоть день любви - хоть ненависти)

  • Анонимно
    15.02.2015 13:33

    Да, странный праздник. Со Святым Валентином все понятно. Но с праздником влюбленных. Это типа один раз в году влюбляемся и любим, а в остальные дни?

  • Анонимно
    15.02.2015 13:53

    в 83 физ-мат лицее , преподаватель 1-го класса решила творчески подойти к празднованию этого дня. Объявила конкурс валентинок - все дети должны были подарить валентинку тому однакласнику(це),которому симпатизирует.Мальчик и девочка набравшая наибольшее кол-во валентинок садятся за одну парту и объявляются победителями. Родители ,до этого момента поддерживающие любую прихоть этого пэдагога, наконец-то заволновались в группе в контакте- "а может не надо? И праздник вроде не наш...." "Надо! И что , что не наш ?Хэллуин празднуем же"-ответили члены родительского комитета класса. Мда...А еще руководство лицея требует с учителей - классных руководителей высокую посещаемость учениками буфета и столовой.Можно Совет безопасности проводить в закрытом или открытом режиме , но цели у чиновников минобра и их подчинённых , директоров школ далеки от главной цели-ЗНАНИЯ учеников.

    • Анонимно
      15.02.2015 14:17

      Гнать надо таких массовиков затейников.

    • Анонимно
      15.02.2015 22:14

      Цель не только знания, но и воспитание. Воспитание высоконравственных, полезных для общества, образованных во всех отношениях людей. Какие из праздников способствуют нашей цели, а какие - наоборот - вот о чем нужно задуматься.
      Учитель

  • Анонимно
    15.02.2015 15:35

    День святого Валентина - красивый романтичный праздник. И ему много веков. В России таких праздников никогда не было. День Петра и Февронии - выдумка. Как праздник влюбленных, он никогда не отмечался.А коммерческая составляющая есть у любого праздника: и у Нового года, и у 8 марта, и у 23 февраля. И рекламы предпраздничной полно. От этих праздников теперь тоже отказаться?

  • Анонимно
    15.02.2015 17:01

    Неофициальных праздников много - Татьянин день, Масленица, День смеха ( день дурака), Старый новый год ... Убрать их все и станет скучно. Живите и радуйтесь и отмечайте День святого Валентина, если хотите чтобы в этот день вам и еще кому-то стало особенно хорошо. И не заморачивайтесь по поводу соответствия праздника делу самоиндефикации зацикленных брюзг. Всех с праздником!!!

  • Анонимно
    15.02.2015 18:23

    В честь святых Петра и Февронии праздник называется День семьи, любви и верности. Но большая любовь всегда начинается с влюбленности. И вот как раз святой Валентин- покровитель влюбленных. А влюбленность в основном свойственна молодежи. Да, влюбленность безрассудная, стремительная, как и сама молодость. И праздник, возможно, получается таким, чтож в этом плохого. У каждому возрасту своими праздники. Врядли молодежь будет праздновать День любви, семьи и верности. Понимание этого праздника прийдет к ним немного позже, когда они поймут истинную любовь. А пока пусть радуются Дню влюбленных!

  • Анонимно
    15.02.2015 19:51

    Святой Валентин - православный святой, что бы не говорили православные фундаменталисты и радикалы, цель которых - разделить и отсечь сознание граждан РФ от всего свободного и демократического. Это цели спецслужб, которые исполняются много лет через РПЦ, депутатов, подручные СМИ и законы. Сделать людей послушными власти и забыть что они люди и им свойственны ценности свободного мира. К сожалению, это так, отсюда и ненависть к этому совершенно доброму и хорошему празднику.

    • Анонимно
      16.02.2015 09:27

      Какую чушь Вам впарили про " ценности свободного мира" вот это и есть стремление отсечь Вас от истинных народных ценностей и традиций.И автор совершенно правильно ставит эти вопросы.

  • Анонимно
    15.02.2015 23:20

    узнал об этом прости господи празднике в школе когда учился.как раз от учительницы английского) которая эту ересь и насаждала несознательно)вы не подумайте, я это не к тому, что надо английский язык запретить изучать (а хеллоуину всякие тоже оттуда), а к тому что детей надо растить с умом, тогда и они стебаться будут всячески над идиотиками, которым нужны какие-то левые, не характерные ни православию, ни исламу недопраздники.и нечего тут)ну а капиталюгам только оно и надо) сбыть цветов да шлака всякого

  • starr
    16.02.2015 02:25

    Тоже никогда не понимал этот праздник. Почему я в этот день должен перед своей девушкой как то по особенному вывернуться наизнанку? Прислать валентинку? А несколько тысяч по настоящему искренних смс и звонков до этого дня не в счёт?

  • Анонимно
    16.02.2015 11:00

    Импортозамещение должно стать трендом во всем,начиная от производства товаров потребления и кончая возврата наших праздников. Надо прославлять наши праздники.Я не хочу,чтобы мои дети даже знали,что существует этот дурацкий хелоуин,валентина и т.д. Я хочу,чтобы мы вспомнили про Иван да Марья,отмечали праздник городов героев России, праздник присоединения Крыма, праздник народов России!Министерству образования необходимо проанализировать,что празднуют в наших дошкольных и школьных учреждениях, каких героев мы там прославляем. Если мы этого не сделаем,то Бандера и у нас в скором времени станет героем, а фашизм обычным явлением

  • smr
    16.02.2015 20:53

    Асиметричная циркуляция культурных кодов и идеологических посылов.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль