Культура 
24.02.2015

Сергей Безруков: «Я просто не соглашаюсь играть откровенно отрицательных персонажей»

Почему народный артист России отвергает голливудские предложения и считает Казань привлекательной для кинопроизводителей

24 - 28 февраля в Казани пройдут спектакли Московского губернского театра, которым руководит Сергей Безруков. Перед стартом гастролей он побывал в редакции «БИЗНЕС Online» и, отвечая на вопросы журналистов и читателей, рассказал, в чем он не согласен с Андреем Звягинцевым, как Есенин и песни о березах помешали ему стать востребованным голливудским актером и почему герой спектакля «Нашла коса на камень» говорит на татарском языке.

Сергей Безруков
Сергей Безруков: «Думаю, национальное кино нужно снимать, причем 100 процентов — на своем языке»

«ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ СНИМАЕТЕСЬ В РЕКЛАМЕ, СТАРАЙТЕСЬ ДЕЛАТЬ ЭТО ДОСТОЙНО»

Казань стала первым городом, куда Сергей Безруков отправился с масштабными гастролями своего любимого детища — созданного год назад Московского губернского театра. По словам режиссера, а в столицу РТ Безруков приехал прежде всего в таком качестве, этот факт совсем не случаен. Казань он несколько раз за интервью назвал одним из любимых городов, а о мэре Ильсуре Метшине отзывался как о друге: «Мы с Ильсуром знакомы давно, я благодарен ему за помощь в том самом детском проекте (фильм «Реальная сказка» — ред.) — это был мой первый продюсерский опыт. Сказка снималась в Казани и до сих пор идет по телевидению с большим успехом и хорошими рейтингами».

Привезти четыре масштабных спектакля в другой город — затея непростая. В одной только постановке «Нашла коса на камень» задействованы 70 человек. Кроме того, необходимо было доставить объемные декорации. «Вывезти и разместить труппу — это непросто, но со стороны властей города и республики нам была оказана материальная помощь, — рассказал Безруков. — Казанцы увидят спектакли сразу нескольких направлений — классического, современного и детского. Надеюсь, наше сотрудничество будет продолжаться, и уверен в том, что после гастролей зрители захотят увидеть и другие наши работы. И нам есть что показать!»

Казанская премьера спектакля «Нашла коса на камень» состоится в театре им. Камала сегодня вечером. Кстати, Безруков рассказал о любопытной детали: постановка открывается монологом героя на... татарском языке. «Это не потому, что я привез этот спектакль в Казань, — объяснил режиссер. — Мне в первую очередь было важно воссоздать подлинный губернский город. Вы должны знать историю и понимать, что в XIX веке извозчики и дворники в Москве, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге были из татарской диаспоры. Когда я презентовал спектакль, журналисты говорили: «Как актуально! Сейчас ведь дворники у нас тоже таджики. Кстати, на каком языке он говорит?» Вообще-то это татарский! Помощница администратора нашего театра Эльвира Сибгатуллина перед каждым спектаклем слушает актера, который играет дворника, и поправляет: «Не торопись вот здесь и здесь». Очень волнуюсь перед казанским показом. Хочу послушать реакцию зрителей в Камаловском».

751-627x418.jpg
«Мы с Ильсуром [Метшиным] знакомы давно, я благодарен ему за помощь в том самом детском проекте [фильм «Реальная сказка»] — это был мой первый продюсерский опыт»

О постановках своего театра Безруков говорил обильно и с невероятным энтузиазмом. Концепцию Московского губернского он сформулировал так: «театр, понятный каждому». И подчеркнул, что особую ставку делает на детские спектакли: «Для детей нужно ставить серьезно, с размахом. Мы сейчас думаем о детской гастрольной программе, в апреле выпускаем «Остров сокровищ». Это классический Стивенсон — такой, каким я его читал. Хочу сделать настоящее шоу, блокбастер: если взятие форта, то пусть пиратов будет человек 30, чтобы у мальчишек, которые пришли это смотреть, горели глаза!» Поделившись планами, актер пообещал, что «одну из самых выигрышных ролей» — Джона Сильвера — сыграет сам.

Многих читателей интересовало, как Безруков чувствует себя в относительно новом для него статусе режиссера. Сергей заверил, что к своим актерам относится трепетно — рекламирует их коллегам с телевидения и позволяет параллельно с театральной деятельностью сниматься в кино и сериалах. «Я сам работаю на телевидении и в кино, и считаю, что это необходимо, — пояснил Безруков. — Единственное, я их пытаюсь предупредить, чтобы они думали головой и понимали, что участие в подобных проектах — это, как говорили великие, «плевок в вечность». Важно, чтобы потом не было мучительно больно и стыдно за время, проведенное на съемочной площадке. Понятно, что актерские зарплаты не столь большие, всем нужно зарабатывать и кормить детей, но я всегда говорю: друзья мои, даже если вы снимаетесь в рекламе, старайтесь делать это достойно. Поймите, всех денег не заработаешь».

«Я ВСЕМ СОВЕТУЮ КАЗАНЬ КАК МЕСТО ДЛЯ СЪЕМОК»

Спрашивали Безрукова и о том, возможно ли проводить съемки федеральных проектов в Казани — мол, инфраструктура есть, руководство республики к искусству лояльно, а цены явно ниже московских. «Я только за, — подтвердил гость. — Всегда готов приезжать в Казань: надо было во дворах почитать стихи — приехал, завтра собираюсь заехать в студию Хабенского. И всем советую ваш город, потому что считаю, что в Казани все есть: каналы, Волга, Кремль... Современный город есть, старинный — пожалуйста. Есть Свияжск, есть природа, для съемок место потрясающее».

Также актер высказался о необходимости национального кинематографа: «Думаю, национальное кино нужно снимать, причем 100 процентов — на своем языке. Надо помнить традиции, свою культуру и своих героев, это относится ко всем национальностям, населяющим большую Россию. Это ведь те самые корни, которые пытаются подрезать, создавая современного человека. Сегодня очень много говорят про однополярность мира, когда мы едим одно и то же, одеваемся в одно и то же, смотрим на одних и тех же героев. Вот весь мир обожает Железного человека. Ну да, хорошее кино, потрясающий артист Дауни-младший. Но почему все должны смотреть только это?»

На вопрос о возможности стать режиссером татарского национального фильма, Безруков ответил цитатой из «Чапаева»: «Языков не знаю». Впрочем, вспомнив о своих волжских корнях (выяснилось, что предки актера — из Нижнего Новгорода, Лысково и Чебоксар), гость заявил, что такую возможность не исключает: «Самое главное, должна быть человеческая история. И чтобы были сильны традиции. Ну и чтобы это было современное кино. У молодежи совершенно другой темпоритм — объем потока информации, который считывает молодой зритель в секунду экранного времени, изменился. Он не привык, допустим, к «тарковским» кадрам — ему скучновато и хочется динамики».

«МОЖЕТ БЫТЬ, ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО Я ЕСЕНИНА ИГРАЛ И ПЕСНИ ПРО БЕРЕЗЫ ПЕЛ, БОЛЬШЕ ГОЛЛИВУДСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ МНЕ НЕ ПОСТУПАЕТ»

Среди прочего, читателей «БИЗНЕС Online» интересовало, были ли предложения Безрукову от голливудских режиссеров. «Были, — подтвердил актер. — Но я отказывался. Меня не устраивало то, что предлагали. Наверное, это национальная гордость: я русский, и мне неприятно играть русского урода. Во всех этих предложениях существует нехороший подтекст: если сыграешь, то попадешь в наш профсоюз, будешь играть дальше, может, получишь роль получше. А пока надо играть КГБ-шника или какую-то другую бяку. Тут ведь какая ситуация? В семье может происходить все, что угодно — мы можем ссориться, можем быть недовольны родителями, иногда случаются скандалы — жизнь так устроена, но если кто-то со стороны сделает замечание моей семье, я сделаю замечание в ответ. Я не позволю обижать мою семью, даже если чем-то недоволен». По словам Безрукова, в мире снова возобладали тенденции холодной войны, и это сильно сказывается на кинематографе: «Русский у них с медведем живет, медведем пахнет и пьет водку из горла. Может быть, из-за того, что я Есенина играл и песни про березы пел, больше голливудских предложений мне не поступает. Там ведь тоже умные люди сидят — видят, что я играю». К слову, роли негодяев Безруков не готов исполнять и в отечественных фильмах: «Я просто не соглашаюсь играть откровенно отрицательных персонажей. Это плохая энергия и мне не нравится в ней вариться».

Продолжая тему творчества и неожиданных предложений, Безруков ответил на вопрос читателя из Челябинска, который поинтересовался, не хотелось бы Сергею сняться в артхаусном фильме. «В свое время я играл в «Городе без солнца» талантливого фотохудожника-наркомана, который болен ВИЧ, — рассказал Безруков. — Очень болезненная история, но это был довольно интересный опыт. Многие из артхаусных режиссеров за глаза говорят, что боятся со мной работать, но я абсолютно открыт и готов к экспериментам. Другое дело — артхаус артхаусу рознь. Считаю, нужно снимать светлое кино, даже говоря о какой-то проблеме. Конечно, это зависит от художника — может быть, он пытается изменить мир через болевое ощущение. Но мне кажется, что зритель уже наиспытывался боли и ему хочется хоть какого-то света, хоть чуть-чуть во что-то поверить. Для этого вовсе не обязательно снимать «Кубанских казаков», когда вокруг идет война, — достаточно просто показать свет в конце тоннеля, а не добивать».

Безруков посетил редакцию «БИЗНЕС Online» в тот день, когда стали известны итоги оскаровской церемонии, поэтому обойти стороной тему звягинцевского «Левиафана» просто не представлялось возможным. Впрочем, от прямого высказывания Безруков уклонился, сославшись на сложное отношение к картине: «Если уж российский фильм выдвигают куда-то и награждают, я сразу вспоминаю «Летят журавли» или «Москва слезам не верит» и испытываю настоящую гордость за страну. В этих случаях послевкусие от победы хорошее. Конечно, Звягинцев потрясающий режиссер, но, повторюсь, мне бы очень хотелось, чтобы даже в артхаусе присутствовал свет в конце тоннеля». Также гость отметил, что ставшая основой для «Левиафана» история американца, который запаял себя в бульдозер, разрушил здания ненавистного завода и покончил с собой, кажется ему гораздо интереснее и мощнее, чем нашумевшее кино: «Потому что там человек боролся с системой. И, как ни странно, тот самый американец мне показался гораздо большим русским, чем герой Звягинцева».

«БИЗНЕС Online» предлагает читателям посмотреть полную видеоверсию беседы с Сергеем Безруковым, в которой народный артист читает Есенина, рассуждает о «Черном человеке» в жизни любой творческой личности и анонсирует первую режиссерскую работу коллеги по цеху Дмитрия Дюжева.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (22) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.02.2015 08:28

    Какой-то весь слащавый он, приторный. Не верю я его игре. Не верю.

    • Анонимно
      24.02.2015 08:47

      Он не слащавый, а в согласии с собой: знает, что любит и не любит, чего хочет и не хочет. И с этой дороги не свернет. Решил раз и навсегда. Поэтому спокоен. Поэтому в согласии с собой.

    • Анонимно
      24.02.2015 20:51

      А кому верите, интересно? Кто для вас не слащаво-приторный а?)))

  • Анонимно
    24.02.2015 10:06

    Не знаю, как для других, у меня Сергей- один из немногих, кто дает силы преодолеть сегодняшнюю безысходность, мрак... Желаю хорошей встречи со стороны казанских зрителей- они еще очень неплохие, хотя и так же заблудшие как и все российские люди.

  • Анонимно
    24.02.2015 10:26

    Кстати, оценка по системе Станиславского- верю, не верю самая верная. Я Безрукову тоже не верю. Машкову верю, а ему нет.Своей слащавостью испортил две роли в " Мастереи Маргарите" и Иешуа и голос за Мастера. Самый слабый из всех актеров в этом фильме.

    • Анонимно
      24.02.2015 10:45

      Система Станиславского в России не работает уже лет сорок, плавно перекочевав в США. Это там актёры вживаются в образ, кардинально меняя свой облик. А у нас некоторые артисты с одной зачёсаной чёлкой 40 лет подряд и генерала, и крестьянина, и мента изображают.Что касается современного театра, о по идее в каждом городе-миллионнике надо оставить по одному-два профессиональных театра. Остальные перевести на хозрасчёт. Как в Америке.А то для 2000 завсегдатаев театральной жизни в Москве финансируется куча театров, ценой не менее чем бюджеты пяти средних регионов России.

      • Анонимно
        24.02.2015 17:10

        Может лучше перевести пять-шесть бессмысленных регионов России на хозрасчет? Северный Кавказ, например? Или центральную часть.

  • Анонимно
    24.02.2015 11:25

    Обожаю Безрукова и бесконечно ему верю!

  • Анонимно
    24.02.2015 11:58

    Всем, кто Безрукову не верит, рекомендую послушать это интервью. И только после этого высказывать свое отношение к нему. Как мы все горазды огульно выносить свой вердикт!..

  • Анонимно
    24.02.2015 13:33

    Безрукова много. но я ему верю... да м.б. некоторые роли он играет иначе, чем я ожидал или хотел бы видеть, но он мне нравится и я рад фильмам с его участием.

  • Анонимно
    24.02.2015 13:57

    Хороший актер, фильмы с ним и Хабенским смотрю с удовольствием.

  • Тагир
    24.02.2015 14:10

    Единственный актер, который может приблизиться к уровню Миронова.

  • Анонимно
    24.02.2015 14:52

    Не надо плохо- НАСТОЯЩЕМ ВЕЛИКОМ именно таковым увидел его на пресс-конференции в ТАТМЕДИА-много слов было и о театре и сотоварищей и о планах будущего....вот такие и должны быть НАРОДНЫЕ АРТИСТЫ большой буквы-желаю тебе СЕРЕЖА БЕЗРУКОВ удач во всем-Амин

  • Анонимно
    24.02.2015 16:03

    По мерках РФ неплох, но до уровня ди Каприо и прочих голливудских звезд далеко. У них даже в простых сериалах люди играют естественно, система Станиславского прошлый век. Наши переигрывают

    • Анонимно
      24.02.2015 17:00

      Все роли одинаково слащавые. Даже в местах требуется перчику...Поэтому фальшивые. Не люблю, не могу смотреть.

      • Анонимно
        24.02.2015 17:26

        Если здесь выражаетесь, то однозначно смотрите. Скорее всего Вы на него чем-то обижены( или завидуете). Бывает.

  • Анонимно
    24.02.2015 17:51

    тоже почему-то "не верю" Безрукову, но на спектакли иду.

  • Анонимно
    24.02.2015 20:53

    Личность с большой буквы, ему верю, а например Михалкову нет.

  • Анонимно
    25.02.2015 08:06

    Человечный он... Сходите на его спектакли. Потом поговорим. А так и смысла нет.

  • Анонимно
    25.02.2015 12:46

    Как же всегда интересно слушать Сергея Безрукова! Что в театре, что в кино, что просто смотреть его интервью. Удивительный Человек и Актёр. Удачи ему и его Московскому Губернскому театру.

  • Анонимно
    1.12.2015 10:43

    Оставьте Сергея Безрукова в покое, что вы все коментарии завистью к нему исполнены, а? Что он вам плохого сделал? Говорухин желает Сереже уйти из жизни, хотя сам старый Говорухин одной ногой в ящик глядит. Храни Носподь Сергея Безрукова и дай Бог ему сил побольше и здороыья покрепче!!! Я своему Актеру лично желаю долгих лет жизни!!! Я люблю Сережу и в обиду его не дам никогда!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль