Общество 
24.02.2015

Он мог стать первым президентом Татарстана...

Скончался Гумер Усманов — первый секретарь Татарского обкома КПСС, руливший республикой в годы перестройки

Завтра утром в НКЦ «Казань» состоится гражданская панихида по скончавшемуся на 83-м году жизни Гумеру Усманову. «БИЗНЕС Online» вспоминает, как в 1982-м его избрали первым секретарем Татарского обкома, а в 1989-м забрали в Москву секретарем ЦК. Если бы не это — отнюдь не желанное для Усманова — повышение, то на президентских выборах в Татарстане 12 июня 1991-го в бюллетене, скорее всего, была бы его фамилия.

Гумер Усманов
Ушел из жизни первый секретарь Татарского обкома КПСС Гумер Усманов

РОДИЛСЯ В ЧИСТОПОЛЕ В БЕДНОЙ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ

Судьба у Гумера Усманова просто фантастическая. Он мог стать трактористом, мог еще в юности получить высокое звание Героя Соцтруда, мог пойти в офицеры-артиллеристы... Но вместо этого в 34 года стал самым молодым в стране руководителем правительства республики. В этой должности проработал 17 лет, и пришлись они на те непростые годы, когда строились КАМАЗ, «Нижнекамскнефтехим», ЕлАЗ, когда била рекорды добыча нефти...

Родился Усманов в Чистополе в бедной многодетной семье. Отец трудился на судоремонтном заводе слесарем, мать занималась детьми. В этой семье помогать по хозяйству ребятишки начинали с малых лет, Так что Гумер, едва подрос, тоже заготавливал летом сено для двух домашних овец и двух коз, собирал на лесопильном заводе опилки, чтобы топить зимой. А поскольку рядом с домом был гараж сельхозтехники, все время торчал в этом гараже, копался в железках. Когда исполнилось 15 лет, поступил в Чистопольский техникум механизации сельского хозяйства, причем стал обрабатывать и землю техникума, а это ни много ни мало 141 гектар. Работал и на колесном, и на гусеничном тракторах, и на полуторке. Техникум закончил с отличием.

Начал работать в Усадском училище механизации преподавателем спецдисциплин. И здесь, участвуя в уборке хлеба, едва не стал Героем Соцтруда. «Наш директор пообещал в райкоме, что уберем тысячу гектаров. Это рекордная цифра была, — вспоминал много позже в одном из своих интервью Усманов. — Но мы же молодые, азартные: сделаем! Запаслись перед уборкой двумя комплектами запчастей с комбайна «Коммунар». Нам прямо в поле вагончик поставили, колхоз «Победа», где мы работали, повариху выделил... И бригада наша убрала-таки 1026 гектаров! За такое в те времена полагалось звание Героя Социалистического Труда. На меня уже документы собрали. Но выяснилось, что уборку надо было закончить за 25 дней, а нам дожди помешали, и мы потратили побольше. Вот я и не стал героем...»

Однако ударника труда решили избрать первым секретарем Высокогорского райкома ВЛКСМ. «Мне об этом в последний день уборки прямо в поле сообщили, когда к моему комбайну неожиданно «Волга» подъехала, — с улыбкой вспоминал Гумер Исмагилович. — Но я не хотел работать секретарем. Быстро уволился и подался в Казань, поступать в артиллерийское училище. 7 экзаменов сдал, меня уже и зачислили. Но это дело не прошло: из училища меня забрали, увезли на пленум и избрали все-таки секретарем райкома комсомола...»

Гумер Усманов, Минтимер Шаймиев и Фикрят Табеев
Гумер Усманов, Минтимер Шаймиев и Фикрят Табеев

15 ЛЕТ РАБОТАЛ С ТАБЕЕВЫМ

В 54-м Усманов вернулся в Чистополь, преподавал уже в своем родном техникуме — математику и техническую механику. Заочно поступил в Казанский сельхозинститут. В 56-м стал лектором в Чистопольском горкоме КПСС, а в 60-м был там избран секретарем. Через год — уже вторым секретарем, еще через год — первым.

Гумер Исмагилович рассказывал: «Я ведь везде привык работать как следует, а не просто в шикарном кабинете срок отбывать... Помню такой случай в 62-м году. Лето, надо хлеб убирать, а у нас дожди льют, не переставая. Поля, как болото, вода до 5 сантиметров глубиной, утки крякают! Разве можно технику выводить на такое поле? В других районах, правда, тракторами комбайны таскали. Но что на поле останется после трактора? Пашню гробят, технику гробят. Мы на такое не пошли. И день за днем в сводках — ни одного убранного гектара по району. Тогда меня начали по пять раз в сутки склонять по радио и телевидению, с утра до вечера... Тогда я позвонил Фикряту Ахмеджановичу Табееву — первому секретарю Татарского обкома КПСС. Все, как есть, ему рассказал... Табеев умел и слушать, и слышать. Поверил мне, не стал ломать. А вскоре установилась отличная погода, и мы упущенные дни наверстали. Первыми в республике завершили уборку! Я очень благодарен Фикряту Ахмеджановичу. Когда в 66-м я стал председателем совета министров ТАССР, то в этой должности проработал вместе с первым секретарем Табеевым 15 лет. Общий язык находили всегда».

На строительстве КАМАЗа
На плечи молодого премьера легли все нелегкие проблемы добычи нефти, строительства КАМАЗа, ЕлАЗа, «Нижнекамскнефтехима»...

НО Я НИКАКИМ ЦИФРАМ НЕ ВЕРИЛ, САМ ЛИЧНО ПЕРЕПРОВЕРЯЛ

Может быть, тот давний разговор с Табеевым поспособствовал тому, что Усманов стал в 1966 году самым молодым в стране премьером республики. «Рано тогда начинался мой рабочий день, — вспоминал Усманов — Я на работу раньше всех приходил. У меня уже данные были на столе — отовсюду. Но я никаким цифрам не верил, сам лично перепроверял, с людьми сам разговаривал. Всю республику не то что объехал, я пешком прошел всю республику... И никогда не было у меня привычки с собой десятки министров возить и торжественно разрезать ленточку на открытии каждого туалета... Это не в моем характере».

На плечи молодого премьера легли все нелегкие проблемы добычи нефти, строительства КАМАЗа, ЕлАЗа, «Нижнекамскнефтехима»... Усманов, опираясь на свой опыт, позднее рассказывал, что у Татарстана все есть для процветания, есть колоссальный потенциал, есть замечательные люди, с которыми можно творить чудеса: «Смогли же построить КАМАЗ, построить огромный город Набережные Челны... Это был 35-й город по величине в СССР. В республике было сильнейшее машиностроение, налаженное сельское хозяйство».

Но, будучи премьером и занимаясь промышленностью, селом, Усманов не забывал и о развитии культуры в республике. Это при нем и во многом благодаря ему в те годы построили концертный зал Казанской консерватории, новое здание татарского театра им. Камала, Дворец спорта, ДК химиков, выставочный зал союза художников...

Впрочем, такое отношение к культуре неудивительно для человека, который за свою жизнь собрал личную библиотеку из 2,5 тыс. книг...

НО ГОРБАЧЕВ СЛУШАТЬ НЕ СТАЛ, ВСЕ РАВНО ПОСТАВИЛ ВОПРОС НА ГОЛОСОВАНИЕ

В 1982-м, на пороге перестройки и крутых перемен в стране, Усманова избрали первым секретарем Татарского обкома КПСС. А в 89-м случился головокружительный карьерный взлет — до секретаря ЦК КПСС, который стал для Гумера Исмагиловича, как он сам признавался, «полной неожиданностью».

«Моя бы воля, не было бы этого взлета, — рассказывал он в середине 2000-х. — 19 сентября 1989 года проходил пленум ЦК. Я выступал на нем, доказывал, что надо повысить статус республики, что в реальности многие автономные республики по всем параметрам, включая экономический и научно-технический, не уступают союзным республикам, а возможностей для своего развития имеют куда меньше... Все прошло нормально, выступление нашло поддержку. В конце пленума, как обычно, пошли оргвопросы. И вдруг Горбачев предлагает избрать секретарем ЦК Усманова. Честно говоря, я даже не сразу понял, что это про меня, пытался сообразить, какой тут еще есть Усманов? А когда вышел на трибуну, отказался: прошу не избирать меня, готов привести аргументы... Но Горбачев слушать не стал, все равно поставил вопрос на голосование. Меня избрали единогласно».

Новая должность Усманову категорически не нравилась: «В центральном комитете тогда обстановка была непростой, напряженной. По сути, там действовали три ЦК: свой — у Горбачева, свой — у Лигачева, свой — у Яковлева. Никакой плодотворной работы, никакого единства. Раздрай...»

И в 1990-м Усманов — невероятный для того времени случай! — написал заявление об уходе с поста секретаря ЦК по собственному желанию. Горбачев эту фантастическую бумагу просто порвал. «Через месяц я еще принес заявление, он опять порвал, — вспоминал Усманов. — На третий раз, перед съездом, прямо сказал Горбачеву: работать больше не буду, не выдвигайте меня секретарем... Только тогда и отпустил».

УСМАНОВ VS ЕЛЬЦИН

Рассказывая про Усманова, нельзя не вспомнить связанную с его именем громкую сенсацию далекого 1988 года, связанную с опальным в то время Борисом Ельциным. Тогда в Москве с 28 июня по 1 июля проходила XIX партконференция, естественно, КПСС — других партий в СССР еще не было. На трибуну вышел первый секретарь Татарского обкома КПСС Гумер Усманов. Вот цитаты из его, повторим, тогда сенсационной речи:

«...Выступаю я как представитель Татарской областной партийной организации, но как член центрального комитета партии я должен коснуться немножко вопросов, которые поднял в своем выступлении товарищ Ельцин. Все-таки на двух моментах из первой части выступления товарища Ельцина я хотел бы остановиться. Что касается его выступления на октябрьском (1987 года) пленуме ЦК КПСС, он полностью вмонтировал его в сегодняшнее свое выступление. О демократичности выборов. Этот вопрос был рассмотрен на июньском (1987 года) пленуме центрального комитета нашей партии. На этом пленуме принял участие, выступил, проголосовал и Борис Николаевич. Он говорил здесь о недостаточной демократии в процессе выборов делегатов. Но каждый сидящий в зале, наверное, согласится с тем, что таких демократичных выборов у нас еще никогда не было. А то, что не хватило времени более демократично их обсудить, еще более углубить, с этим нельзя не согласиться. Мы учтем это...

...Что касается второй части выступления товарища Ельцина, его политической реабилитации. Здесь присутствуют все члены ЦК, которые принимали участие в работе октябрьского пленума. Борис Николаевич сказал здесь, что единственную ошибку он допустил, выступив тогда невовремя.

Давайте посмотрим, так ли это? Думается, время тогда он выбрал неслучайно. Он не только выступил, но и заявил, что не согласен с темпами проводимой работы по перестройке, попросил отставку. Тогда Михаил Сергеевич обратился к нему и по-отечески тепло сказал: Борис, мол, возьми свои слова обратно, соберись с силами и продолжай возглавлять очень большую авторитетную Московскую партийную организацию. Но Борис Николаевич категорически отказался. И, как вы знаете, Московская партийная организация вынесла свое решение по этому вопросу. У нас нет основания не доверять такой авторитетной столичной партийной организации. Тем более что Ельцин своими действиями и поступками не работает на авторитет партии и нашей страны, направо-налево раздавая различным иностранным агентствам свои интервью. Его печатают, он работает на свой авторитет (аплодисменты).

Поэтому от имени нашей делегации я не поддерживаю просьбу о его политической реабилитации. Ведь где бы мы ни работали, есть у нас еще одна серьезнейшая обязанность: всемерно укреплять единство и сплоченность нашей партии — залог успеха, нашу цементирующую силу (аплодисменты)».

...Это выступление Усманова тогда с восторгом восприняла одна часть общества и с чувством глубокого возмущения — другая...

С КОЛЛЕГАМИ ОН БЫЛ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЕН И ОЧЕНЬ ПРОСТ

Про Гумера Усманова по просьбе газеты «БИЗНЕС Online» вспоминают люди, работавшие с ним.

Шамиль Агеев — председатель правления ТПП РТ:

— Гумер Усманов — очень интересная личность, неоднозначная. Знаю, что он был не согласен с линией Горбачева по развалу Союза. Понимал, какая это мощная держава, и понимал последствия, к которым это приведет. Вообще, очень интеллигентный, голова-компьютер у него была. Относились к нему по-разному. Но вклад в развитие республики, будучи председателем совета министров, он сделал очень большой. Бесподобно разбирался в сельском хозяйстве. Это как раз свидетельство того, как сын из крестьянской семьи может дойти до секретаря партии. Мне с ним довелось тесно сотрудничать в бюро обкома партии. Всегда нас учил, что организацию нужно показывать не через личность, а через ее дело. Был очень начитанный. Читал и книги, и газеты. Особенно любил сводки с полей. Разбирался досконально, в каком районе какое поголовье скота. В сельском хозяйстве был настоящий дока. Глубоко сожалею, что он ушел, потенциал жизни у него еще был, но болезнь подкосила.

Андрей Бусыгин — бывший заместитель министра культуры РФ:

— Гумер Исмагилович при той структуре власти, которая существовала, был первым лицом в республике. И надо сказать, что для того времени он проводил достаточно смелую кадровую политику. В частности, он пригласил Олега Морозова в обком партии. В то время обычно в таких структурах работали люди, близкие к пожилому возрасту. Олегу тогда только что исполнилось 33 года.

Надо сказать, тогда у Гумера Исмагиловича было много работы — и нефти много добывалось, и сельское хозяйство было на высоте, как, впрочем, и сейчас. Также он большое внимание уделял работе вузов и казанского филиала Академии наук. Помогал решать многие материальные вопросы, связанные с изданием журналов. Его пригласили в Москву, потому что он пользовался большим авторитетом как республиканский руководитель. Потому что Татарстан в трудные годы развивался достаточно успешно. Но он очень хотел вернуться обратно в Татарстан. Получил квартиру в Москве, но практически ей не пользовался. Говорил, что вдали от своей малой родины чувствует себя плохо. Честно говоря, тепло о нем вспоминаю. С коллегами он был очень внимателен и очень прост.

Алексей Пахомов — генеральный директор регионального объединения работодателей «Ассоциация предприятий и предпринимателей РТ»:

— С Гумером Исмагиловичем знакомы многие руководители. Часть из них находится на заслуженном отдыхе, часть еще работает. Родившись в Чистополе, он очень быстро продвинулся по служебной лестнице в силу неординарных способностей. Мне удалось познакомиться с Гумером Исмагиловичем, когда я стал одним из руководителей предприятия. Его отличали твердость в достижении поставленных целей и обязательность в словах, данных для решения той или иной проблемы. Кроме огромного организаторского таланта он обладал еще и феноменальной памятью даже в зрелые годы. Мы иногда с ним пересекались, и он всегда напоминал о том, что было, когда он активно работал. Уважение к этому человеку огромно у всех, кто с ним сталкивался. Мы завтра обязательно будем на панихиде.

Он был человеком, болеющим за судьбы республики. Будучи первым секретарем областного комитета партии, он практически был первым лицом региона и очень много сделал для нашей республики. Мой жизненный путь пересекался с ним, когда я поднимался от рядового инженера до генерального директора все это было при нем. Я был секретарем районного комитета партии, и меня утверждала номенклатура областного комитета партии. Я видел его отдельное отношение к делу. Кроме всего, он умел сплотить людей и нацелить на поставленную задачу, при этом сам обладал колоссальной работоспособностью. Я не был с ним близко знаком, но когда я участвовал в мероприятиях, которые проводились в республике, то чувствовал именно такой стиль его управления и его постоянное желание сделать нашу республику краше и богаче.

Камиль Исхаков экс-мэр Казани:

Величайший был человек Усманов. И такой великий человек ушел из жизни… Это большая утрата.

Никто из руководителей республики не достиг таких высот в СССР, став секретарем ЦК КПСС. Усманов был первым и последним секретарем ЦК КПСС из нашей республики… Это показатель.

Мы с ним были в очень теплых отношениях, много общались. Гумер Исмагилович много чего мне рассказывал, в частности, про взаимоотношения с Горбачевым, на каких основаниях они строились… Но оставим за скобками их личные отношения. Он сам мне рассказывал, что в Москву из Казани его пригласил Горбачев, причем сделал это настоятельно и твердо. Сидели у него, Усманова, дома, там он мне и рассказал про приглашение Горбачева.

Много мы с Гумером Исмагиловичем взаимодействовали, когда я был мэром Казани. Хорошие у нас были отношения, повторюсь, это большая утрата.

Справка

Гумер Исмагилович Усманов родился 16 марта 1932 года в Чистополе Татарской АССР.

1950 - 1956 — учитель в школе сельскохозяйственной механизации, избирается первым секретарем Высокогорского райкома ВЛКСМ Татарской АССР.

1956 - 1960 — лектор Чистопольского горкома КПСС.

1961 — окончил Казанский сельскохозяйственный институт.

1960 - 1962 — секретарь, второй секретарь, первый секретарь Чистопольского горкома КПСС.

1962 - 1965 — начальник челнинского сельскохозяйственного управления.

1965 - 1966 — первый секретарь Буинского райкома КПСС.

1966 - 1982 — председатель совета министров Татарской АССР.

1982 - 1989 — первый секретарь Татарского обкома КПСС.

6 марта 1986 — избран членом ЦК КПСС.

1989 - 1990 — секретарь ЦК КПСС.

1989 - 1991 — народный депутат съезда народных депутатов СССР. С 27 декабря 1991 года, после роспуска съезда народных депутатов СССР, в общественной и политической деятельности не участвовал.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (94) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.02.2015 13:21

    С ним связано много интересного на рубеже 80х-90х. БО, напишите материал. Как была осуществлена передача власти, почему Усманова забрали в Москву? Кто был иницатором? Кто вырос вслед за ним, кто "усмановец", кого он забрал с собой? Кто потом и теперь влияют на Татарстан будучи "усмановцем". Много интересного ведь.

    • Анонимно
      24.02.2015 14:12

      Усмановцев всех вытравили давно. Один замаскированный остался Зяббаров и то сын друга Усманова ,начальника Чистопольской сельхозтехники!

      • Анонимно
        24.02.2015 15:16

        Все нынешние руководители РТ -это воспитанники Усманова. В первую очередь Шаймиев М. Олег Морозов, - обязан ему своей карьерой на 100%. Большая скромность, мудрость и отличная память. Он был человек -компьютер. Помнил цифры по сельхозу, и другим отраслям. При мне докладывал Горбачеву посевную и по телефону на память называл цифры. Тот удивился как он может помнить столько цифр. Пусть земля ему будет пухом. С высоты нашего времени прав был Усманов и Лигачев, а не Ельцин, который распустил СССР. Беловежская пуща ныне нам икается в Дебальцево. А дальше что? Война с НАТО?

  • Анонимно
    24.02.2015 13:24

    Минниханов помню медалью награждал

    • Анонимно
      25.02.2015 00:15

      Минниханов - рыба по гороскопу, Усманов - тоже рыба, Табеев - тоже рыба. Только с 1960 года Татарстаном руководили рыбы по гороскопу аж 35 лет. Именно рыба по гороскопу Табеев - заметил Шаймиева и вытащил в министры.Именно рыба по гороскопу Усманов дал благословение Шаймиеву на царствование.Именно Шаймиев дал возможность работать рыбе Минниханову, вытащив его из Арска.Именно у Шаймиева почти 10 лет (больше чем все другие) был руководителем Аппарата Президента рыба Камалтынов.Слишком мало совпадений, согласен.

  • Анонимно
    24.02.2015 13:26

    Всех вытащил Табеев. Мистер Твистер.

    • Анонимно
      24.02.2015 14:34

      Шаймиева вытащил Усманов. А так бы и сидел МШШ в Мензелинске на МТС

  • Анонимно
    24.02.2015 13:32

    Плюнул в Ельцина с трибуны съезда. Как бы наградили - сделали секретарем ЦК КПSS. И через неделю отправили на пенсию. Вот и вся история.

  • noname
    24.02.2015 13:33

    земной человек.имел честь быть приглашенным на его 80-летие.был приятно удивлен простотой,аскетизмом,чистотой мысли и ясностью ума...Гумер абы помог мне,отчасти, разобраться в себе.мои соболезнования родным и близким,а так же всему Татарстану.((((

  • Анонимно
    24.02.2015 13:39

    Человек который не нахапал себе заводов построенных народом СССР. Порядочный и чистый.

  • Анонимно
    24.02.2015 13:43

    Году в 94-м встречаю его на ул.Университетской. Он говорит: «Ты не представляешь, как приятно гулять по городу расконвоированным!»… Очень позитивный был дядька.

  • Анонимно
    24.02.2015 13:49

    Многие нынешние руководители, включая переехавших в Москву, обязаны ему карьерой.Только они быстро позабыли, кому они обязаны. Увы. Глубокие соболезнования его семье.

  • Анонимно
    24.02.2015 14:01

    Уважаемый человек ушел из жизни, но свой след на земле оставил и мы ему благодарны за все то хорошее что он сделал для Татарстана. Пусть земля будет пухом и душа его успокоится.Соболезнования близким и соратникам,друзьям и знакомым,тем кому он помог в жизни работой,советом,дружеским участием и своим небезразличием.

  • Анонимно
    24.02.2015 14:03

    Вспоминаю пустые полки и полуголодную жизнь.....

    • Анонимно
      24.02.2015 14:47

      любое указание Москвы под козырёк..Заточки на интересы РТ не было. Только партия и всё по инерции. В жизни, да, скромен и приятен в общении

    • Анонимно
      24.02.2015 19:53

      Вспоминаю свою зарплату 90 руб. и джинсы за 120 руб., периодические поездки в Москву за мясом, секретаря ВЛКСМ, ругающего меня за опоздание на субботник, пацанов с железными прутьями в руках, которые радостно мчатся ночью на встречу с пацанами с другого района ...

      • Анонимно
        24.02.2015 21:39

        Жил в Сибири. Помню в 70-х-80-х, как дембеля из Татарии, после срочной в Армии, оставались в сибирских регионах. На родине, говорили, голодуха и безнадежье.

    • Анонимно
      24.02.2015 22:24

      И сплошные коровы по местному ТВ. Коровы, коровы, зерно, центнеры с гектара....И купаты из Москвы...

  • Анонимно
    24.02.2015 14:06

    КГСХА - кузница кадров была, следущая кузница видимо будет - юр.фак.ПФУ.

  • Анонимно
    24.02.2015 14:19

    Глубокое соболезнование родным и близким!!!!p/s/ прощальная панихида где и когда? если ко в курсе, отпишитесь.

  • Анонимно
    24.02.2015 14:30

    Прощальная панихида 25 февраля в 10.00 в НКЦ

  • Анонимно
    24.02.2015 14:45

    Мои соболезнования...Стремительный,деятельный человек был...Пару недель в соседней со мной палате терапии в РКБ-2 лежала его супруга и там же скончалась..Он постоянно было при ней,и вместе ходили в курилку..В 2 ночи провожал их в пустом коридоре,враз напомнившем о бренности сего мира..И сам он,и дочь их-высокой культуры,невысокомерные такие-остались в памяти..А также тот взлет духа,который испытал, узнав в свое время о назначении татарина секретарем ЦК КПСС... Урыны жэннэттэ булсын...

  • Анонимно
    24.02.2015 15:38

    Шаймиева вытащил Табеев Ф.,а познакомил и просил за Шаймиева Нургали абый Минниханов, а Усманова слил в Москву Шаймиев , одновременно переиграв Булатова.Шахматы понимаешь!

    • Анонимно
      25.02.2015 05:50

      Поменьше читайте Ирека Муртазина. Не забывайте, что он не был в те годы ни во власти ни вообще в Казани. В своем рассказе о противостоянии Шаймиева и Булатова и сопутствующих этому интригах он ссылается на рассказ покойного Родыгина, хотя не факт, что это все ему действительно рассказал Родыгин, так как на момент выхода книги он уже скончался.

  • Анонимно
    24.02.2015 15:42

    Зяббаров незамаскированный человек Усманова, да отцы были знакомы, но есть еще то что Зяббаров с Миннихановым с начала 90х в теплых отношениях.... Но толчком выпускнику агрофака может быть был Усманов, но был еще Муратов до недавнего времяни вице-премьер.

    • Анонимно
      24.02.2015 19:43

      Да Шаймиев как Усмановца его снял в свое время с первых секретарей райкома и вы правы тащил его Муратов.

  • Анонимно
    24.02.2015 16:12

    Он был вторым татарином в истории после Симеона Бикбулатовича, кто так близко забрался к первому лицу в государстве. Уговаривал его написать мемуары, а знает он очень много и про бабая и прочих. Но от скромности отказывался, только смеялся в ответ. Ни к чему мне это говорил.Интересную жизнь прожил. ДАй Аллах каждому так прожить и по совести. Ничего не нахапал в отличие от некоторых.

  • Анонимно
    24.02.2015 17:20

    хуснуллин получил картбланш через усманова

  • Анонимно
    24.02.2015 18:56

    Уважаемые Татарстанцы!!!Какая то карьера стремительная как полёт ракеты.Видимо человек был трудовой и красивый.А начальники любят ходить в окружении красивых людей.Что сказать это настоящий продукт советской действительности,из простой бедной семьи в Секретари обкома.Татарстан потерял и Татарский народ потерял своего сына.Приношу искренние соболезнованиясемье.С УважениемПростой человек

  • Анонимно
    24.02.2015 18:56

    земля ему пусть будет пухом(туфрагы жинел булсын),НО БОГ РАССУДИТ,почему развалил республику..,так не бывает..скотник.

  • raf
    24.02.2015 18:59

    Шаймиев и Усманов стоят в профиль,обратите внимание на уши,по физиогномике,если верхний край уха выше надбровия,глаз,показатель высокого интеллекта.По крайней мере,имеет потенциал,при реализации.

    • Анонимно
      24.02.2015 19:15

      ГЛУПОСТЬ!Этим школьников у нас забавляли))скотник.

    • Анонимно
      24.02.2015 19:52

      Дорогой Раф!!!Кстати на личных фото если взглянешь видно что у Чубайса Толика и Кудрина Лёшки кончики ушей ниже бровей.Значит согласно твоему утверждению ИНТЕЛЛЕКТ у них низкий??????Как жаааааааль а ведь Россией рулили.С УважениемПростой человек

    • Анонимно
      25.02.2015 08:07

      Мда.... У меня верхний край уха ниже надбровья на несколько сантиметров. Красный диплом и ученую степень, наверное, дали по ошибке.... Но вот в чем ужас, посмотрела на фотографию своего дяди, академика РАН - у него тоже край уха ниже надбровья. Выходит, мы с ним оба интеллектом не вышли.....

  • Анонимно
    24.02.2015 19:06

    Шаймиева никто не поднимал,глупости не пишите!!! На все Воля Бога!!! Бабая очень умный и грамотный,кто с ним общался могут подтвердить мои слова,так что не надо ля ля.

  • Анонимно
    24.02.2015 19:35

    По интеллекту все последующие намного ниже Табеева ,и только по чутью и работоспособности РНМ Табеева превосходит!

    • Анонимно
      25.02.2015 05:51

      По интеллекту ниже а по человеческим качествам выше

  • Анонимно
    24.02.2015 20:09

    Печально, что "уходят " люди, которые просто , без автомобилей и охраны ходили по Ул. Б . Красной, которые поколение 60-70 г/ рождения знали как руководителей.... И являются историей нашей республики .

  • Анонимно
    24.02.2015 20:10

    Дядя рассказывал: В 70-е годы сидим в предбаннике правления, рано утром (Арский район). Льет дождь. Заходит мужик в плаще с капюшоном, в сапогах.- Где у вас пред. колхоза?- А ты сам кем будешь?- Усманов, пред. совмина.

    • Анонимно
      24.02.2015 21:18

      Надо бы нынешним учиться, а то полгода готовят хозяйства к приезду высокого начальства.

    • Анонимно
      24.02.2015 23:48

      Тётя рассказывала: 70-е годы, вечер, Жилплощадка, продовольственный магазин, очереди нет. К магазину подъезжает баба на белых жигулях, тонкое прозрачное платьице, туфли из крокодиловой кожи, заходит в магазин и спрашивает:- Копченая колбаса есть?- Тридцать девять разных сортов, пожалуйста, выбирайте, что вам нравится. - Спасибо, дайте килограмм сервелата.

    • Анонимно
      25.02.2015 05:36

      Да, в те времена премьер-министр запросто мог ходить без охраны и без свиты. А сейчас слишком много внимания уделяется всей этой внешней атрибутике. Вроде бы неплохие из неглупые у нас сейчас в республике руководители, но очень-очень далеки они от народа, за 20 лет суверенитета усвоили ханские привычки, которые их совсем не украшают.

  • Анонимно
    24.02.2015 20:17

    Порядочный был человек. В 90 годы пришел к нам в организацию с просьбой найти строителей для облицовки камина. Как то неловко себя чувствовал за эту просьбу. Кстати , рассчитался с работягами Усманов за материал и выполненные работы самостоятельно и полностью.Земля пухом ...

  • Анонимно
    24.02.2015 20:22

    Честному человеку почёт и слава,вечно.

    • Анонимно
      24.02.2015 20:39

      Да,многим до него далеко.Он простой был,а сейчас только нувориши,которые народа боятся,что в центре днём не покажутся...

    • Анонимно
      24.02.2015 20:41

      Простой, честный и порядочный был руководитель республики! И вряд ли еще такой будет. Земля ему пухом и глубокие соболезнования его детям.

  • Анонимно
    24.02.2015 20:36

    Некоторым деятелям только мечтать о таком уважении.

  • Анонимно
    24.02.2015 20:43

    Знаю семью:детей и внуков Усманова.Замечательные,порядочные,интеллегентные люди.Соболезнования!

  • Анонимно
    24.02.2015 20:50

    Новым руководителям неплохо бы поучиться у старых кадров скромности, порядочности, идейности и т.п.

    • Анонимно
      24.02.2015 21:02

      Сегодняшним руководителям далеко до него.

    • Анонимно
      24.02.2015 21:50

      Старая команда отличалась скромностью и порядочностью, а нынешние.......слов не хватит.

  • Анонимно
    24.02.2015 21:31

    К стати по его команде к приезду Гагарина замуровали окна в верхних этажах обкомовского дома на К. Маркса? Ладно хоть лагерь Волга построили к приезду Гагарина, после который прихватизировали местные царьки, о да , конечно Все для Народа, которого нет!

  • Анонимно
    24.02.2015 22:40

    Нынешние правители даже гос дачи в Матюшино себе приватизировали.

  • Анонимно
    24.02.2015 23:02

    Другой уровень, другие люди.

  • Анонимно
    24.02.2015 23:02

    Чушь не пишите, то что Шаймиева никто не поднимал, все правильно написано выше : кто , кого поднял и переиграл! Не Раньше , не сейчас министрами чего либо в 27 лет не становятся ! Шаймиева поднял Ф. Табеев с подачи Нургали Минниханова. Знатная раньше охота была в Сабинских лесах!

  • Анонимно
    24.02.2015 23:07

    Пусть земля будем пухом . Родственник мой далекий !!!

  • Анонимно
    24.02.2015 23:12

    Таких руководителей осталось очень мало, но будем надеяться на то что некоторых личностей очень талантливых, но не с известных семей и кланов будут выискивать и приглашать на ту или иную рук. должность! С клановостью и кумовством нет будущего ни России , ни Татарстана!

  • Анонимно
    24.02.2015 23:16

    Уходит эпоха! Соболезнования родным и близким!

  • Анонимно
    24.02.2015 23:26

    Верней переиграл всех Низамов Халяф, а МШШ как Сталин зачистив все и вся начал играть свою партию в шахматы!

  • Анонимно
    24.02.2015 23:35

    Соболезную родным!Сергей Саначин

    • Анонимно
      25.02.2015 01:01

      Жизнь многогранна.Как и потаенные части души человека, которые не видны никому кроме его самого.Как тут вопрошали- откуда такой космический взлет? В чем причина? Только ли в том, что человек был работоспособен? Тот, кто сталкивался с политическими реалиями, знает ответ на этот вопрос. Точно так же как и многие тайны как прошлого и нынешнего руководства. Например, почему не вырос Табеев в СССР? Что было причиной, почему такого талантливого руководителя не пригласили в Москву, а сослали? Тайна? На самом деле нет. Значит, было за что. Что там в тайнике души запрятано? Я не хочу копаться в грязном белье. Только единственная просьба. Если не знаете всей правды, не пейте дифирамбов. Это касается и наших несменяемых руководителях. Экономика и то, что с ней они творят - это одно, есть еще другая жизнь, которой не видно, о которой знают только органы и то, самые-самые. Но именно эта жизнь влияет на многие решения, в том числе кадровые. То же самое было и с Табеевым, и с Усмановым. Горбачев пригласил последнего исключительно в целях говорящей головы. Ему нужны были люди, способные говорить против Ельцина, потому что ближе к 90-м в Москве все больше становилось людей, которые выжидали - а вдруг выиграет Ельцин. Плюс там Яковлев активничал. Тем, кто хочет сохранить свою честь, мораль во власть рваться не стоит. Тот, кто во власти задержался, значит, мораль уже потерял. Как сказали Агеев, не однозначный был человек. Думаю, и про нынешних -и без справок из ФСБ много интересного скоро узнаем. Джорджтаун

      • Анонимно
        25.02.2015 08:53

        Однозначных людей не бывает.

      • Анонимно
        25.02.2015 10:02

        Зампредсовмина РСФСР был Табиев.

        • Анонимно
          25.02.2015 22:13

          РСФСР вообще не котировался в советские годы.
          Единственное союзное государство, которое не имело даже своего первого секретаря.
          Так что зам предсовмина -это ни о чем. Потом Афган, тоже ни о чем.
          Слили.

      • Анонимно
        25.02.2015 14:02

        Есть фото знаменитое, где Табеев держит сигарету на фоне Ленина. Посмотрите, очень симптоматичное фото.

      • Анонимно
        25.02.2015 14:08

        Пока у власти был Андропов неоднозначных, как тут пишут, к высшему руководству партии в Москве старались не подпускать. Вот почему Усманов стал членом ЦК всего лишь в 86-м, хотя по статусу должен был им стать сразу как стал первым секретарем татарского обкома.

  • Анонимно
    25.02.2015 05:39

    Училась в одном классе с племянником Усманова и до сих пор периодически с ним общаюсь. Хороший, порядочный человек, а, главное, скромный, без "короны на голове".

  • Анонимно
    25.02.2015 06:54

    Пример того что в СССР были карьерные лифты с самого низа. Сейчас с этим все гораздо сложнее

    • Анонимно
      25.02.2015 11:13

      Да нет, намного всё проще- главное родиться в нужном клане.

  • Анонимно
    25.02.2015 08:42

    Умер человек.Вечный покой его душе и соболезнование близким.Без ошибок и недовольных решения проблем в жизни не бывает.но то что по земле ходил и достойно жил,это несомненно.Помню маленьким был,отец меня по выходным на оперативки таскал.Завод строили там и видел и Усманова и Шаймиева,не как нынче.Рабочая обстановка.Пыль им в глаза не нужна была,сами вникали.Вот оргсинтез и стоит и работает и ленточек не резали.А цех за цехом открывали.

  • Анонимно
    25.02.2015 09:36

    история человека - отличный материал для фильма. татарча кино шап булыр!

  • Анонимно
    25.02.2015 11:05

    сау бул,хуш авылым

  • Анонимно
    25.02.2015 11:43

    Великый человек! Приветливый был и всегда улыбался! Улыбка очень добрая! Пусть земля ему будет пухом

  • Анонимно
    25.02.2015 11:44

    Про рыб что правда то правда

  • Анонимно
    25.02.2015 13:30

    Имел честь знать его. Человек лично весьма скромный, в отличие от предшественника. Привил это качество и своим детям.К тому что написано, добавлю, был нетерпим, к тому что сейчас называют импортным словом "коррупция", а тогда именовали нескромность и нарушение устава партии.Почистил довольно основательно, начиная с аппарата обкома, от таких людей.Когда он выступили против ряда выходок Ельцина на всесоюзной партийнной конференции, многим это не понравилось. Даже в Казани на заборах появились надписи "Гумер ты не прав".По прошествии четверти века видим, что "Гумер все таки был прав".

    • Анонимно
      25.02.2015 14:07

      Вношу уточнение. Под предшественником имею в виду не Р.Муусина, тот был человек тоже скромный.

  • Анонимно
    25.02.2015 19:14

    Не помню в каком году но, Гумер Исмагилович сделал попытку выдвинуть свою кандидатуру в президенты РТ. И тут моментально в газетах пошли статьи и его смешали грязью и дальше дело не пошло, вот так, если припоминаете!

  • Анонимно
    4.03.2015 02:17

    Зеленодольск. Еще те времена. К приезду этого чиновника почистили до асфальта дорогу от Казани и пару главных улиц Зеленодольска.Была зима. И дорога стала ниже не чищенных улиц почти на полметра. Народ согнали в ДК Горького. Речи были хвалебные, как по одной бумажке. Благодаря вот только ему в Татарии куры несутся и коровы молоко дают! Выходит мужчина и говорит не очень хвалебно. Его тут же оттаскивают за кулисы милиционеры. Выходит местный главврач и объясняет, что предыдущий оратор умалишенный. И так повторяется еще с одним "умалишенным". Данный "хороший" и "добрый" хозяин Татарии сидит тут же на сцене, все это видит и вроде бы не замечает! И в чем его хорошесть? А я то сборище буду помнить всю жизнь!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль