Маркетинг, СМИ и реклама 
26.02.2015

Крымские татары не услышат голоса Татарстана

Роскомнадзор опять не дал FM-частоту татароязычному каналу — на сей раз в Крыму

Сегодня «БИЗНЕС Online» стало известно, что проект татароязычной радиостанции «Тэртип» не войдет ни в один из 19 частотных пулов в Крыму, разыгранных накануне федеральной комиссией по радиовещанию. Произошло это на фоне вчерашнего громкого заявления президента РТ Рустама Минниханова о том, что он готов поставить вопрос о выделении каналов для национального вещания перед Владимиром Путиным.

Вчера президент Татарстана заявил, что собирается обратиться к Владимиру Путину по поводу частоты для татароязычного канала
Вчера на заседании совета по межнациональным отношениям Рустам Минниханов заявил, что собирается обратиться к президенту России по поводу частоты для татароязычного канала

«Я ПРОСИЛ, ЧТОБЫ ОДНУ ЧАСТОТУ ДАЛИ НА ТАТАРСКИЙ КАНАЛ»

Татарстанские вещатели терпят одну неудачу за другой в борьбе за радиочастоты в FM-диапазоне. Напомним, в ходе конкурса, который прошел в Москве 26 ноября прошлого года, определялись вещатели двух казанских FM-частот. Оба татароязычных проекта — радио «Курай» и «Дастан FM» — проиграли состязание, в котором участвовали 17 претендентов. Хотя, как рассказал «БИЗНЕС Online» представлявший «Дастан FM» певец Салават Фатхетдинов, комиссия тщательно изучала татарстанские проекты — пожалуй, более тщательно, чем другие. Но конкурс, который организовал Роскомнадзор, выиграли федералы: «Комсомольская правда» и «Наше радио». Три дня спустя всемирный конгресс татар выступил с заявлением против языковой дискриминации в радиоэфире, требуя распустить федеральную комиссию по распределению радиочастот.

Вчера на заседании совета по межнациональным отношениям в Кремле тема получила продолжение. Президент РТ Рустам Минниханов заявил о том, что собирается обратиться к Владимиру Путину по поводу частоты для татароязычного канала: «Я обращался по поводу радиочастот, просил, чтобы одну частоту дали на татарский канал, мое обращение осталось без внимания, — сказал Минниханов. — Я считаю, это совершенно неправильно. У меня когда будет встреча с президентом, я этот вопрос обязательно поставлю. Потому что не учитывать такие моменты... Почему же татары, удмурты, чуваши, другие национальности не имеют права получить свой канал? Поэтому, считаю, действия, которые принимаются на федеральном уровне, не до конца оцениваются».

ТАТАРСКОМУ РАДИО В КРЫМУ НЕ БЫТЬ

Так совпало, что день в день комиссия Роскомнадзора вынесла новое решение, подливающее масло в огонь спора о вещании на национальных языках. На сей раз дело касается не Татарстана, а нового российского региона — Крыма, в присоединении которого определенную роль сыграла и республика. При этом на высшем уровне неоднократно говорилось о том, что крымским татарам будут предоставлены все возможности и права для развития национальной культуры и языка.

И вот вчера в Москве состоялся конкурс, на котором были разыграны 19 пулов радиочастот (в каждом из них было от 3 до 6 частот в разных городах). Среди них была и татароязычная радиостанция «Тэртип». Идея выдвинуться принадлежит учредителю «Тэртип» и по совместительству заместителю генерального директора по электронным СМИ ОАО «Татмедиа» Марату Ибляминову. Однако проект Ибляминова обошли сильные федеральные игроки: «Русское радио», «Европа+», «Радио 7», «Дорожное радио», радио «Ваня», «Радио Рекорд», «Наше радио», «Комсомольская правда» и другие. Они, по словам участников рынка, пользуются и широкой федеральной поддержкой. Таким образом, татарской радиостанции в Крыму, в том числе в Бахчисарайском районе, не быть.

«ЗАЯВЛЕНИЕ МИННИХАНОВА — ВЫСТРАДАННОЕ»

О прошедшем конкурсе «БИЗНЕС Online» рассказал сам Ибляминов.

— Марат Растамович, как возникла идея заявиться на конкурс по распределению FM-частот в Крыму?

— У радио «Тэртип» есть профессиональная команда сотрудников с огромным опытом работы. И у них есть поручение отслеживать проведение конкурсных комиссий. Как только объявляют конкурс на разыгрывание частоты там, где есть татары, заявка подается. В Крыму 14 процентов населения — татары, и не только крымские. Есть переселенцы, те, кто имеют корни в разных городах Татарстана. Но волею судеб они оказались на бывшей территории Украины и живут там. И это тоже граждане Российской Федерации, и они имеют право на получение информации на родном языке. Это право гарантировано Конституцией РФ.

Поэтому, когда появляется хоть какое-то объявление конкурса о том, что есть возможность запустить татароязычную концепцию там, где она востребована и есть татарская диаспора, команда тут же готовит заявки в автоматическом режиме и отправляет на конкурс. Крым — это одна из зон интересов как наша, так и Республики Татарстан в целом, так что почему бы и нет? Более того, крымские татары после воссоединения Крыма с Россией ориентируются скорее на Турцию, Украину и Запад. И сейчас очень важно провести политику по интеграции крымских татар в российское общество, надо восстановить братские связи, важен полноценный диалог и дружба в культуре, искусстве, спорте. Соответственно, чем больше будет у крымских татар возможности получения информации на родном языке, тем проживание в России для них будет комфортнее.

— Члены комиссии как-то объяснили свое решение?

— Члены федеральной конкурсной комиссии работают в рамках постановления правительства РФ. Они свои действия никому не объясняют и не обосновывают. Тем более никогда ни перед кем не оправдываются. Этот проигрыш я воспринял нормально. Что ж, проиграли — так проиграли.

— Ожидаются ли в скором времени новые розыгрыши частот в Крыму или Татарстане?

— Мне сложно сказать. На две частоты конкурс продлен, и если это интересно Татарстану и мы получим поддержку, то ровно через две недели у нас еще есть шанс взять оставшиеся частоты, потому что наши лицензии оформлены и имеют статус на федеральное вещание.

— Вчера президент РТ Рустам Минниханов заявил о том, что будет ставить вопрос перед Владимиром Путиным о предоставлении новых частот татароязычным радиостанциям. Как вы думаете, изменит ли это заявление ситуацию с конкурсами в FM-диапазоне?

— Вот это заявление Рустама Нургалиевича, оно выстраданное, оно необходимое. Оно настолько назревшее и своевременное! Мы ждем это обращение к Путину, потому что это возможность для нас развиваться, развивать наш родной язык и культуру. Считаю, что не хватает детского радио в Казани и в Татарстане вообще. Детское татарское радио должно быть в каждом районе! И еще должна быть пара-тройка татарских радиостанций в каждом городе дополнительно к существующим. В Казани, к примеру, есть радио «Курай», работающее на УКВ, которое 10 раз подавало заявку на федеральную конкурсную комиссию и также не получило ни одной частоты ни разу.

— А почему не заявились на Крым «Татар радиосы» и «Болгар радиосы»? В прошлый раз проект «Дастан-FM» отправлялся с целым пакетом подписей и писем от минкульта и т.д. Почему же в этот раз «Тэртип» не получил никакой господдержки?

— Мне сложно ответить на эти вопросы. Не знаю. Честно. Наверное, есть какие-то причины. Может, те неудачи на прошлых конкурсах отпугнули кого-то. Не знаю. Время покажет. Наша задача — не сдаваться ни при каких обстоятельствах и идти бороться за радиоресурсы еще и еще раз. С господдержкой или без, но не отступать. Вообще, думаю, этот аспект должен стать частью концепции развития медиаотрасли в РТ.

«У НАС ЕСТЬ ТАТАРСКАЯ ДИАСПОРА, НО ОНА НЕМНОГОЧИСЛЕННАЯ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что вопрос о татароязычных станциях актуален для Крыма.

Ринат Закиров — глава всемирного конгресса татар:

— Проблема действительно острая и очень актуальная. Пока, видимо, никто не думает, что в регионах необходимо вещание на родном языке народов. И федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию без учета этого фактора решает, кто выиграет, давая добро коммерческим проектам. Но ведь здесь решает не только коммерческая составляющая, есть и житейская часть, которая должна определять состояние народности, проживающей на той или иной местности. Мы выступили однажды с заявлением, что из 27 радиостанций только 2 вещают на татарском языке. Как такое можно было допустить? Это неразумно. И мы свое отношение по этому поводу уже высказали. По крымским татарам подход такой же. Раз они вошли в состав Российской Федерации, значит, тоже должны иметь радиостанцию, вещающую на родном языке, и эту инициативу мы полностью поддерживаем.

Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы» (радиостанция «Курай»):

— Я считаю, что если не давать местным культурам возможности радиовещания на родном языке, то сам язык просто вымрет как мамонты. И для Крыма этот вопрос тоже очень актуален и важен, ведь и там есть татары. Глобализацию для Крыма никто не отменял, им доступны русская музыка, англоязычная. И местная культура, если у нее не будет элементарной возможности слушать свой язык, не будет своей среды радио, театров, концертной площадки и т.д., то язык они просто забудут.

Думаю, что отказ обусловлен тем, что сиюминутные интересы доминируют над государственной политикой. То есть узкие коммерческие интересы, деньги важнее. Политика провозглашается, но реально за ней ничего не стоит, не следует никаких правильных решений.

Мавиле Абкеримова — журналист ИА «Крымские новости»:

— Сложно сказать однозначно, нужна ли именно татароязычная радиостанция в Крыму. У нас есть татарская диаспора, но она немногочисленная. Если говорить о крымско-татарской аудитории, вряд ли она воспримет такое радио. Например, телеканал ТНВ, который начал свое вещание у нас, откровенного говоря, не был особенно принят. И, как показывает практика, крымская аудитория татароязычную аудиторию массово слушать не будет. Тем более если вещание исключительно на татарском языке. К тому же, здесь конкуренция большая даже среди местных радиостанций. Крупные популярные крымские радиостанции лишились своих частот. Например, «Лидер FM», «Транс-М-радио» — вообще одна из самых крупных радиостанций Крыма, и они проиграли. Сейчас сюда заходят еще более крупные радиостанции, коммерчески успешные гиганты и занимают эти частоты. Скорее всего, с этим и связано решение федеральной комиссии.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (80) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Марат Ш
    26.02.2015 13:14

    Failed state - вот что такое Крым сейчас. Его жителей мне искренне жаль.

    • Анонимно
      26.02.2015 14:07

      А мне вас жаль, Марат Ш. У крымчан всё нормально.

    • Анонимно
      26.02.2015 14:08

      Мне нисколечки не жаль (за исключением тех, кто был за Украину). Я даже рад наблюдать за ними, как до них доходит то, где они теперь оказались.

  • Анонимно
    26.02.2015 13:39

    В сложнейшей ситуации вообще и в Крыму в частности, Россия обязана вести абсолютно выверенную национальную политику. Наш татароязычный канал был бы большим плюсом в этом.Считаю большой ошибкой отстранение нашего "Тэртипа".Казак Поволжья

  • Анонимно
    26.02.2015 13:58

    Очень много на таких вот каналах и всяких татмедиа Хакимовщины появилось и тихушного национализма

  • Анонимно
    26.02.2015 14:04

    Крымско-татарская журналистка говорит о том, что татарское радио в Крыму не нужно. Зачем казанцам за крымчан решать, что им нужно, а что не нужно? Ради интересов татарстанцев в Крыму? Конкретно чьих интересов из Казани - назовите фамилии бизнесменов и политиков. И почему за государственные, т.е. наши деньги?

  • Анонимно
    26.02.2015 14:32

    Считаю, что надо занимать частоты на УКВ,СВ,ДВ. Производить в РТ соответствующие приемникии продавать по всей России. Кстати татарские каналы должны быть не только на татарском языке, но и на русском. Это к тому, что много татар, живущих за пределами РТ забыли свой язык или ассимилировались. И вот на этих каналах надо читать лекции по истории татар, проводить ликбез по татарскому языку и т.д. Глядишь и проснется самосознание татарского народа! А сейчас посмотрите, что вещают на немногочисленных татарских FM? Песенки, да музыка. Мы и так оболванены, куда уж дальше!?

  • Анонимно
    26.02.2015 14:35

    "Тэртип" - прекрасный канал, все выверено, легко, со вкусом подобранная музыкальная программа. Спасибо вам всем!!! Когда слышу песни моего детства, душа наполняется благодарностью.Счастья вам!

  • Анонимно
    26.02.2015 14:41

    Нафига нам такой балласт... И так уже вперлись

  • Анонимно
    26.02.2015 14:43

    Да блин ник то не слушает татарское радио.. Кроме бабушек

    • Анонимно
      26.02.2015 15:04

      я слушаю, и я не бабушка

    • Анонимно
      26.02.2015 15:54

      И бабушки тоже имеют право слушать свое.

    • Анонимно
      26.02.2015 16:57

      Прежде чем писать комментарии - пустышки, надо со статистикой знакомиться!

    • Анонимно
      26.02.2015 17:01

      Не говорите то, чего не знаете. Татароязычнве каналы очень популярны. Как ни странно и рекламы там порой больше, чем на других станциях - работает. Это говорит об их востребованности. По поводу бабушек - они тоже с удовольствием слушают. У вас не было бабушек-, если да, то вы несчастный человек. Приношу вам искренние соболезнование.

    • Анонимно
      26.02.2015 17:20

      Вы, по всей видимости, русский - научитесь вначале писать на русском языке без ошибок, а потом судите других.

    • Анонимно
      26.02.2015 17:41

      А что вы знаете секрет вечной молодости и никогда не станете дедушкой???

    • Анонимно
      2.03.2015 14:54

      Я слушаю. Мне 30 лет.

  • Анонимно
    26.02.2015 14:44

    Это бизнес, ничего личного, пользуйтесь интернет-радио и модно и сердито

    • Анонимно
      26.02.2015 15:25

      Это как раз политика, если не политика то почему этот вопрос должен решаться в Москве, а не на местах?

  • Анонимно
    26.02.2015 14:48

    Уважаемые Татарстанцы!!!Я не решаю кто должен входить в состав комиссии и не разжигаю межнациональной розни.Но очень странно то что половина состава комиссии которая решает вопросы выделения радио-частот находятся граждане России представляющие 0.14 % от всего населения России,это Уважаемые представители Еврейского народа.(Их всего около 140 тыс. человек в России)И решает эта комиссия (состоящая из 50% представителей Еврейского народа)судьбу радиочастот для народа который составляет более 20% (это около 40 млн чел.)от всего населения России?????По предварительным расчётам Татар в России около 40 миллионов.(в эту цифру входят и Мусульмане и Крещёные и обрусевшие Татары но помнящие частично Татарский язык так же Татары по матери или отцу)Пора ставить вопрос перед Уважаемым Президентом России этот вопрос.С УважениемПростой человек

    • Анонимно
      26.02.2015 15:26

      Мало насчитал простой человек - татар 100 мильонов!

      • Анонимно
        26.02.2015 15:55

        Уважаемый!!!Да Вы правы за раз 100 мильонов Татар не насчитать.Но если взять весь Советский период 70 лет, то все вместе с количеством ассимилированных Татар которые стали уже не Татарами дойдёт и до 100 мильонов.По сути Русский человек это генетика из 50% Мордвы,40% Татар и прочих 10%.С УважениемПростой человек.

        • Анонимно
          26.02.2015 16:31

          Это ваше мнение. Всего лишь простого человека.

          • Анонимно
            26.02.2015 18:10

            Вы наверняка обрусевший Татарин????Вон миллиардер Малафеев имеет мать Татаркуа отца учёного Астрофизика вдарился в религию христианства.Как быть с такими????

            • Анонимно
              26.02.2015 18:26

              Человек возвращается к своим этническим истокам! Это нормально! Зачем Вы, вообще подняли эту тему?

        • Анонимно
          26.02.2015 18:23

          Ох, уж мне эти детские фантазии!

  • Анонимно
    26.02.2015 14:50

    Тут политический вопрос, сепаратистские возгласы начинают появляться по любому поводу господа это ведь большие деньги а почему не выступать кучке татарских магнатов при том что дело не в татарах, а только в бизнесе и ничего личного, ведь на содержание этого канала пойдут чьи деньги, а я скажу- ваши

  • smr
    26.02.2015 15:13

    Ассимиляция это магистральный путь в отношении татар в РФ. Ответом должно быть уважение к своей культуре и общий образовательный рост.

  • Анонимно
    26.02.2015 15:47

    Как это Ибляминов и частным бизнесом занимается и заместитель в Татмедиа. Если он заинтересован в частном бизнесе, то он сделает все возможное что бы ни какой другой канал не выиграл конкурс, а только его. Видимо так у нас понимается "государственная служба".

  • Анонимно
    26.02.2015 15:48

    Что еще у нас осталось?ЕГЭ на русскомНац. бак Татарстана отобралиАэропорт Казанский отобралиПрезидента РТ скоро не будетРеферендум 1992 года уже оказывается сепаратизмКонституцию РТ переписали 16 раз (знаете в пользу кого)Остается недобитым: Татнефть, флаг и герб.

    • Анонимно
      26.02.2015 16:15

      Акбарс наше все!

    • Анонимно
      26.02.2015 16:58

      Татнефть уже не ваша, а товарищей из совета директоров и прочих удачных людей оказавшихся в нужном месте с нужными корнями.

      • Анонимно
        26.02.2015 17:51

        Татнефть очень много делает для республики. Контрпример - Башнефть.

    • Анонимно
      26.02.2015 19:16

      Почту тоже забрали и отдали НН

  • Анонимно
    26.02.2015 15:56

    Вообще-то есть возможность и через интернет все свои программы запускать, даже ТВ каналы. Нужна только раскрутка, реклама. Goody

    • Анонимно
      26.02.2015 16:35

      Вот пусть крупные федеральные СМИ через интернет и раскручиваются. Во всем цивилизованном мире национальные меньшинства из коренных народов поддерживаются и только у нас на них наплевать. Зато сладких речей из ящика о патриотизме, многонациональности и т.д. через край.

    • Анонимно
      26.02.2015 17:32

      Не у всех есть интернет в автомобиле

  • Timon
    26.02.2015 16:11

    Особенности российской национальной политики на лицо так сказать. Например в Австралии, если представители каких-нибудь национальностей захотят создать свое радио или какое другое СМИ, государство оплачивает оборудование и всячески помогает, если даже представителей этой национальности всего лишь 1000 человек, и не обязательно они должны быть аборигенами, а у нас татар больше 50% и даже в таких мелочах создаются проблемы.

  • Анонимно
    26.02.2015 17:37

    Навязать татарский язык в Крыму не получится. Это только в Татарстане заповедник националистов, которые устанавливают свои порядки

    • Анонимно
      26.02.2015 17:48

      Уже национальное радио это уже национализм). Юмор FM это наверное русский национализм,да?

    • Анонимно
      26.02.2015 17:56

      А что путь Шотландцев симпатичен.Бриты готовы на коленях стоять отдать контроль над своей экономикой и даже пост премьера в Лондоне предоставить лишь бы Шотландцы остались в составе ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

    • Анонимно
      26.02.2015 18:08

      Да все татары!!! это факт.среди них вообще полно евреев! факта кому надо радио и в интернете это найдут.

    • Анонимно
      26.02.2015 18:53

      Вы еще националистических заповедников не видели. Татарстан - рай земной для всех народов.

  • Анонимно
    26.02.2015 18:44

    Самопровозглашенный «лидер» крымских татар Мустафа Джемилев призвал президента Украины Порошенко полностью прекратить снабжение Крыма энергоносителями и продуктами.Об этом он заявил в Кризисном медиацентре.Джемилев сказал, что сказал об этом президенту Петру Порошенко лично.Проживающие в Крыму представители крымско-татарского народа резко отрицательно отнеслись к высказыванием самозваннного "лидера" Джемилева, называя сказанное "маразматическим бредом строго клоуна".Казак Поволжья

  • Анонимно
    26.02.2015 21:07

    Уважаемые Татарстанцы!!!Да здравствует Татарстан.Да здравствует Татарский народ.Да здравствует Великий Татарский язык.Да здравствуют все народы проживающие на территории Татарстана.Пусть Татарстан будет счастливым и цветущим.С УважениемПростой человек

  • Анонимно
    26.02.2015 21:32

    Год назад наши в Крым часто забегали, а теперь даже вопрос по радио решить не могут... Хотя и у себя решить не могут. Только помойную лажу "Булгарадио" и слышно, а "ТНВ" еще и видно. Позорники. Этими медиапродуктами врагов пытать можно, как Василий Иванович своими носками белогвардейцев пытал. Номенклатурщики...

    • Анонимно
      26.02.2015 21:58

      Даа!!!По этим Татарским ресурсам пусть судят какая истинная политика и какое отношение к коренным народам Россиисо стороны Центра.

  • Анонимно
    26.02.2015 22:08

    Но качество татарских радиопередач ужасное! Даже песни бездарные звучат , нормальных и не передают. ВКТ не мешало бы и про качество сказать, не только о количестве.

  • Анонимно
    26.02.2015 22:25

    Ну насчет коренных ты немного преувеличил

  • Анонимно
    26.02.2015 22:45

    Сафиуллину. В России 117 народностей, всем каналы радио и телевидения? Вы что совсем из ума выживаете?

    • Timon
      26.02.2015 23:30

      По-моему, это вы демонстрируете свое невежество, почему бы нет? В местах компактного проживания этих национальностей должны быть созданы все условия для сохранения, развития, применения языков этих национальностей, в том числе предоставлять радиочастоты, не вам и всяким москвичам решать об этом.

  • Анонимно
    27.02.2015 00:47

    А на мой взгляд ваши дебаты только все больше разъединяют людей. Не время сейчас (а может быть это специально подогревается кем-то?)вести дискуссии по национальным вопросам, совсем другие задач стоят перед страной и ее народом.

  • Анонимно
    27.02.2015 07:27

    Много - хорошо , но кто их будет слушать и смотреть, если они будут такими же бездарными , как " Булгаррадио" с противным голосом ведущего, который в Чакчакларе есть. Уровень шуток ужасен!

  • Анонимно
    27.02.2015 12:31

    Собственно, это и есть ответ республиканской элите. Дескать, знайте свое место, его определяем мы, а не вы. Из верноподданических, а, по сути, компрадорских соображений ехала элита в Крым год назад, агитировала тамошних татар, выполняла верховное поручение с миссией "добра" (крымские татары будут жить как татары казанские, а у нас тут райские кущи)... но теперь вот - получайте,ешьте, что дают, и чтобы не слышно было, вещать будут Сунгуркин и все те, имя которым легион...

  • Анонимно
    27.02.2015 12:41

    В РТ два государственных языка. Следователдьно радио- и телеэфир в РТ должен быть разделён на две части по 50%.

  • Анонимно
    28.02.2015 13:26

    Чтобы в стране была свобода слова, право на самоопределение, право и возможность различных народов, проживающих в нашей стране, на культурное и духовное их развитие, нужно сначала построить свободное и демократическое государство. Нам до этого еще очень, к сожалению, далеко. У нас действует только "право сильного или богатого". Простой народ любой национальности у нас выживает как может.

  • Анонимно
    28.02.2015 14:26

    Татарстану нужно развивать для татар живущих в других регионах ДВ-КВ-СВ вещание,я каждый день слушаю международное радио Китая CRI на КВ,отлично слышно их практически в любое время,радио Польши на ДВ 225 тоже хорошо слышно!ФМ диапазон ограничен дальностью приема,всего 100-150 км!....

  • Анонимно
    2.03.2015 14:48

    Это уже переходит все границы!!! Что это как не притеснение национального радио? Тут уже не прикроешься местечковым спросом на местное и федеральное радио. Крым это регион недавно вошедший в состав России и в нем еще не сформировался радио рынок. Так что, татаро язычный радиоканал мог быть успешным в Крыму (где татарский язык является государственным)! Прокуратуре РФ надо провести проверку в ведомстве Роскомнадзора.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль