Строительство и недвижимость 
28.02.2015

Виталий Логинов: «Казань должны проектировать те, кто ощущает город физически»

Почему не нужно делать Булак пешеходным и зачем Казань нужно сделать в чем-то похожей на Самару

В середине февраля состоялись слушания по поводу нового генплана Казани. Председатель правления союза архитекторов РТ Виталий Логинов в материале, написанном специально для «БИЗНЕС Online», указывает на то, что генплан должны создавать те, кто хорошо знает столицу Татарстана, что давно нужно было вывести промышленность из центра, а из Булака не стоит делать пешеходной зоны.

Эрнст Мавлютов (справа)
Эрнст Мавлютов (справа)

КАК МОСКВИЧАМ ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО ТАКОЕ ЮДИНО ИЛИ ДЕРБЫШКИ?

Жизнь в стране меняется, появляются новые законодательства, новые веяния, и городу, как и любому живому организму, нужно обновление. Однако, это не первый случай, когда главный строительный документ города разрабатывают люди, не проживающие в Казани. Скажем, тот генплан, который был одобрен в 1969 году, разработан специалистами института «Ленгипрогор». Предыдущий генплан, принятый в 2007 году, был разработан специалистами «Казгражданпроекта». Почему сейчас понадобилось поручать эту работу НИиПИ Генплана Москвы, для меня, признаться, загадка...

Возможно, это какие-то старые связи, потому что несколько лет назад пост НИиПИ Генплана Москвы занимал Эрнст Мавлютов — бывший главный архитектор Казани. А сейчас первым заместителем директора НИиПИ является Олег Григорьев — бывший зам Мавлютова в «Казгражданпроекте». Мне кажется, что если один проектный институт делал генплан города, то и дальше нужно поручить ему работать над столь масштабным проектом. В любом случае при градостроительстве возникают ошибки, и кому, как скажем не «Ленгипрогору», их исправлять. Они бы высказали свои соображения, вынесли бы на наше обсуждение... Когда вы ведете знакомый проект, вы уже знаете недочеты прошлой работы. Сейчас можно перевернуть прошлый генплан с ног на голову, внести кучу изменений и провозгласить это лучшим градостроительным документом для Казани. А вообще, оценить эффективность генплана очень тяжело. Это можно сделать в течение 20 - 25 лет. Должно прийти осознание, ошиблись проектировщики или нет. Но это очень дорогие ошибки. Мы даже не представляем, сколько бюджетных денег нужно будет впоследствии для их исправления.

Виталий Логинов
Виталий Логинов

В целом москвичи на слушаниях по генплану говорили вполне разумные вещи. Другое дело, что проектировать такие вещи должны сами жители Казани. То есть местные специалисты. Как москвичи смогут физически ощутить, что такое Юдино или Дербышки? Мною уважаемый бывший мэр Казани Камиль Исхаков в свое время принципиально решил, что свой город должны проектировать родные проектировщики. И он сделал генеральным подрядчиком по генплану «Казгражданпроект». Но отдельные разделы документа мог проектировать кто угодно. Другое дело, может быть, «Казгражданпроекту» не хватило немного сил, чтобы справиться с задачей. Тем не менее в Казани есть свой градостроительный институт, который, судя по всему, теряет свое влияние.

МЕСТНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ МЕШАЕТ ГОРОДУ

По сути, что такое градостроитель? Это далеко не архитектор, как многие могли подумать. Это человек, который на несколько лет вперед должен просчитать, как будет развиваться город дальше. Экономику, транспортные потоки, в какой части столицы люди будут зарабатывать деньги, в какой части будут жить молодые семьи, а значит, где стоит сконцентрировать детские сады и школы. Это все прописывается в генплане. Есть на эту тему очень хороший фильм Марлена Хуциева, который вышел в 50-е годы прошлого века. Он так и называется «Градостроители». Картина популярно рассказывает о данной профессии. Все в художественной форме, но тем не менее очень познавательно. Градостроитель, как мне кажется, одна из сложнейших профессий. И жаль, что в Казани сегодня, видимо, не достаточно специалистов должного уровня, раз разработку генплана поручают московской конторе...

Я знаю одного знаменитого архитектора, который 12 лет назад плюнул на профессию и уехал в деревню картошку сажать. Потому что не выдержал местного менталитета, когда руководитель захотел на каком-то месте построить по своим соображениям поселок, не ориентируясь на генеральное планирование города. И вот к нему начинают подводить коммуникации, транспорт, строить иные объекты, которые с точки зрения градостроительства могут только помешать развитию города... Почему у нас, скажем, когда двигаешься к «Кольцу» по улице Тихомирнова, часто можно наблюдать небольшие, но пробки? Потому что градостроители недоработали. В Казани был великолепный проект к Универсиаде, по которому было сделано много, но в итоге один маленький недочет довольно хорошо портит картину. Моя мастерская за свой счет сделала исследование и показала, что в этом месте действительно допущены ошибки по проектированию. Задача градостроителя — доказать властям, что в каком-то конкретном месте чиновникам придется потратить немного побольше денег, но в перспективе данное решение действительно будет работать и улучшит жизнь города.

«ЭТО СЕКС-ШОП ПРОЛОББИРОВАЛ, ЧТОБЫ БУЛАК СТАЛ ПЕШЕХОДНЫМ?»

То, что нужно выносить промышленность за территорию центра, — это очень правильное решение. Во многих городах этот элемент уже пройден. А на освободившемся месте строят элитное жилье и дорогие магазины.

В советское время несильно, видимо, заморачивались по поводу того, где размещать промышленные объекты, поэтому речной порт в Казани появился фактически в центре города. А сейчас его нахождение в данном месте не к чему, его нужно убирать и разворачивать город в сторону Волги. Примерно так, как Самару, которая тоже раскрыта к реке. Погуляйте по ее почти двухкилометровой набережной, все красиво и хорошо. Но главному архитектору города нужно было обладать хорошей выдержкой, чтобы противостоять мэру города, губернатору, другим чиновникам, дабы на этом лакомом кусочке земли ничего не построили...

Замечательную пешеходную зону можно сделать, начиная от моста, где впадает Казанка в Волгу, и заканчивая речным портом. Поставить кафе — и это будет великолепная зона отдыха. Пока же там разбитые дороги, и гоняющие по ней автомобили...

А по поводу разговора, чтобы Право-Булачную и Лево-Булачную улицы сделать пешеходными, это вообще странная история! Это владельцы секс-шопа пролоббировали данный вопрос? Там кроме этого магазина и «Рыболова-охотника» находится лишь пара ресторанов! Все. Это нецелесообразно. У нас Баумана-то не функционирует в полной мере! В свое время вырыли второй подземный этаж, теперь он стоит бесхозным, пугая туристов различными неприятными запахами. Почему бы там не сделать огромный ночной клуб? Поставить два поста полиции на выходе — и никакого хулиганства не будет. А так сегодня молодежь разбредается кто куда, за ними и не уследишь... В свое время, помню, Минтимер Шаймиев отдал за рубль долгострой на пересечении Декабристов и Ибрагимова. Теперь там красивое здание банка. Почему бы и тут так не поступить, чтобы недостроенная площадь начала функционировать?

Виталий Логинов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (39) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.02.2015 09:34

    На новостроях надо писать фамилию архитектора, чтобы знали кого и как помянуть ....

  • Анонимно
    28.02.2015 09:37

    Господин Логинов! А вы думаете о судьбе Национальной библиотеки: ее прекрасных,но восьмикратно перегруженных архитектурных шедеврах и уникальных, богатейших фондах?

    • ЧеКа
      28.02.2015 09:57

      Если технологически возможно и перестройка обойдется не очень дорого, то я предложил бы Национальную библиотеку перенести в здание Дворца земледельцев. По масштабности, месту расположения и помпезности данное здание очень соответсвует уровню Национальной библиотеки. А министерство можно разместить в здании поскромнее..

      • Анонимно
        28.02.2015 14:33

        Чека-гениальная мысль, может быть на самом деле, прийдет время и что то подобное произойдет. Но для этого нужны чиновники, думающие в первую очередь о народе ,а не о личном комфорте. Б. Т

        • ЧеКа
          28.02.2015 17:11

          В таких местах и такого уровня здания - это национальная библиотека в Вашингтоне,Бундестаг в Берлине, палата лордов в Лондоне и т.д. А ДЗ только компроментирует Казань - типа это столица колхозников.. С огромным уважением отношусь к земледельцам , но простые крестьяне там не бывают. А чиновникам можно поскромнее и здание и место.. Новый минсельхоз можно сделать в виде колоса . В Токио видел офис у пивоваренной компании золотистое здание этажей в тридцать в виде бокала: и оригинально и сразу понятно кто там сидит..

  • Анонимно
    28.02.2015 10:00

    Такая риторика о Булаке нелепа. Кто будет открывать заведения на улице, где нет людей? Появятся люди, появятся и заведения. Хотя я тоже против пешеходки там. А. С.

    • Анонимно
      28.02.2015 11:43

      Я за полупешеходку: надо оставить одну среднюю полосу для автобус- троллейбуса (там три полосы). Летом кафешки выйдут на тротуар и правую полосу, а на левой полосе променад открыть.

  • Анонимно
    28.02.2015 10:03

    Булак слишком большой, чтобы делать его пешеходным. Да и узловая дорога из одной части города в другую.

    • Анонимно
      28.02.2015 11:54

      Для пешеходного булака надо разгрузить поток через центр и пустить альтернативную дорогу по островам от речпорта до адмиралтейской слободы, и далее через ЖД вывести на ул.1мая. Итого мы получим инвестиционное оживление территорий речпорта и адмиралтейской слободы. Плюсом станет создание рекреационных общественных территорий, парков, пляжей и рынка обслуживание на этих территориях. Главное, чтоб ПСО-казань не зажал под себя все эти общественные территории.

  • Анонимно
    28.02.2015 10:21

    Даешь народный генеральный план!

  • Анонимно
    28.02.2015 10:26

    А сколько в шкафу у Логинова "скелетов" сохранилось с времен его работы в Глвапу?

  • Анонимно
    28.02.2015 12:29

    Речной порт надо оставить в городе. А грузовой ,можно перенести за его пределы.

  • Анонимно
    28.02.2015 12:33

    Да уж, Виталий Павлович, планировкой застройки городов должны заниматься, желательно патриоты своего города, и обязательно архитекторы с первым и основным высшим архитектурным образованием и опытом реальной работы.... а разруха настает, когда сапожник печет хлеб, Ангела Меркель лично решает и разрешает что, как и в каком виде можно строить в городах Германии, экскурсовод по Праге решает какие здания и как должны выглядеть в тысячелетнем городе, а застройщик социального жилья для бедных арабов в Монте Карло строит эконом высотки по всему городу даже в зонах малоэтажной застройки, потому, что земли мало, мер не против, а жилье продастся хорошо.Причем здесь арабы? они маляры - они окрашивают проект краской социального цвета. ... вот тогда начинается РАЗРУХА

    • Анонимно
      28.02.2015 13:39

      В обсуждкнии социально-значимых проектов должны принимать участие гражданские некоммерческие институты. Это и будет составлять среду развития гражданского общества. А до тех пор проекты будут нацелены на максимальное извлечение прибыли для конкретных олигархов и чиновничьих структур. В результате в сумме всех результатов в проигрыше оказываются все, кто-то больше, а кто-то может выбирать где жить. Однако в любом случае от кормушки не уедешь, поэтому и эти тоже в числе проигравших будут.
      Вот так и живем: обкрадываем себя и будущее своего народа во имя капиталистических идеалов алчности и лицемерия.

  • Анонимно
    28.02.2015 13:24

    Виталий Павлович! Надо было стоять насмерть против хотелок Исхакова по поводу пешеходности улицы Баумана. С созданием пешеходных зон, оттуда все порядочные заведения убежали. Студенты и бомжи- вот хозяева Баумана. Не для того наши предки проламывали, создавая улицу Пролмная. Она очень нужна как транспортная артерия. Хотелось Исхакову на Москву быть похожим. Там старый Арбат сделали пешеходным, когда появился Новы Арбат. А у нас вместо Баумана ничего не сделали. А уж про Булак и говорить нечего. Это сейчас основная магистраль из Заречья в центр города. Надо засыпать этот дурацкий погреб на Баумана и вернуть ее хотя бы для общественного транспорта.

    • Анонимно
      28.02.2015 17:17

      Поддерживаю - последние 15 лет на Баумана не хожу - не нравится. Кстати, за два дня до сентябрьских выборов в районе 12 ночи такое наблюдал!! Дикий запад в натуре, рестайл 90хх ))Там и морду в толпе бьют и мотоциклисты ездят, ни одной трезвой рожи! - Ни одного полисмена!Вообще, у нас в МВД адекватные люди работают .. за сутки до выборов?

    • Анонимно
      4.03.2015 12:27

      бред!булак НАДО делать пешеходным!и ограничить вьезд машин в центр города!улица Баумана при всех её недостатках это пешеходный центр Казани и не надо на неё покушаться своими автовозами!ходите пешком уже!!!

  • Анонимно
    28.02.2015 13:27

    У нас грузовой порт если и будут когда то убирать, то явно не для народа. В Боровом Матюшино все гос дачи приватизированы, поэтому для нового поколения мест уже нет. Я уверен, что на район грузового порта заглядываются именно только для этих целей. Рядом с городом, на берегу Волги.

  • Анонимно
    28.02.2015 13:46

    Виталий Павлович, это же Вы проектировали Кольцо. Сделайте что нибудь с ТЦ. Стоит как обрубленное. Верните этой площади облик конца 19 века начала 20 века.

  • Анонимно
    28.02.2015 16:12

    Пргулялась в начале февраля по Баумана... Давно не была в родной Казани. До чего же тоскливая улица стала! Сплошные магазины сувениров. Владельцы изощряются в названиях. Какие-то унылые перекусочные, куда не хочется заходить. Однообразные куклы бабка с дедкой, такое впечатление, что их один мастер всем подряд наделал по сходной цене...Нет ни магазина чая, ни магазина подарки, ни дома печати, ни кафе "Елочка", ни даже привычной белки в детском кафе, кинотеатров, других магазинов самого разного профиля...Весь шарм и атмосфера центральной столичной улицы у Баумана пропали. ((((

    • Анонимно
      28.02.2015 16:52

      Баумана пала в схватке за людей с ТРК Кольцо. Разумеется всем удобнее ходить в отапливом помещении, нежели на улице. А раз нет человекопотока то и на Баумана держать кафешки-магазинчики не имеет смысла (разве что для кормежки студентов). Теперь единственные люди там - это туристы и пассажиры до метро Кремлевская.

  • Анонимно
    28.02.2015 16:26

    Вы еще до конца по Баумана не прошлись. Там ближе к Кремлю, где церковь вообще мрак. Одни нищие на паперти сидят. Прямо как в " Борисе Годунове". Убил Исхаков улицу Баумана. А котлован, который он из за своих капризов за гос счет выкопал напротив гостиницы" Казань", загубил и гостиницу и конец этой улицы. Сейчас в этом погребе бомжи живут. Виталий Павлович, этот погреб никто даже за бесплатно никто не возьмет, не надейтесь. Там нет трафика. Люди не ходят. Даже на Арском кладбище людей больше. Вот до чего доводит глупость отдельных людей, когда не советуются с народом.

    • Анонимно
      4.03.2015 12:29

      видимо по разным улицам ходим...полно там народу! не толпы как раньше но народ есть!

  • Анонимно
    28.02.2015 17:07

    Про то, что на Баумана никто не ходит, пишут наверное те, кто сам с машины своей не слезает и кто пешком даже пару кварталов не ходит. Там большой поток народу, в первую очередь к остановкам транспорта на Кольце, как с самой Баумана так и и с рядом расположенных улиц, с того уже КФУ например. Туристы опять же. В начале улицы возле Кремля, да, довольно уныло. Но народ и там есть.

    • Анонимно
      28.02.2015 20:51

      Ходят, конечно. Туристов, кстати, не так много. Вот я, будучи туристом-командировочным прошлась. Но... Качество, аура этой улицы пропали. Очень тоскливое впечатление осталось.

    • Анонимно
      2.03.2015 14:02

      Безусловно, ходят люди,а что на этой улице интересного, в чем колорит для жителей и туристов, действительно, только в сувенирах:)улица ни о чем...летние террасы с кофе и проч. сделали бы улицу более уютной, добавить народных промыслов, как во многих городах - а не только однообразных сувениров...

      • Анонимно
        4.03.2015 12:30

        сувенирки да как то многовато..но это издержки туристизациии Казани

  • Анонимно
    28.02.2015 17:14

    А уважаемого Виталия Логинова поправлю, Право-Булачную не собираются делать пешеходной, разговор был только про Лево-Булачную. Сама идея теоретически безусловно неплоха, сделать прогулочную зону вдоль воды в самом центре города. При условии, что будет пользоваться популярностью, кафе-рестораны возникнут. Но практически, пока транспортный вопрос не решен, об этом конечно и речт быть не может, это важная транспортная артерия. Да и многие уже у нас не привыкли пешком ходить, им надо чтоб под жопой тачка была от подъезда до подъезда. От этого, а также от недостаточного качества общественного транспорта и многие проблемы в городе. И вопрос по той же Тихомирнова скорее в этом, а не в строительстве развязки на Кольце (на что я так понял намекает Логинов) - вот это совершенно недопустимо в самом центре города. Лучше в пробке пусть стоят, или едут другими дорогами. Главное, чтобы полосы для ОТ были свободы - вот над этим власти города должны работать.

  • Анонимно
    28.02.2015 17:16

    Если раньше поездка в центр была обусловлена желанием попасть в Детский мир-Колхозный-ЦУМ, а уж после них погулять по центру, то сейчас торговых центров навалом в любой точке города. И целенаправленно ехать туда будет меньшинство.Поэтому я думаю сама по себе пешеходная зона с кафешками к речпорту не будет востребована. Только вместе с магнитом, например, в виде парка уровня диснейленда.

  • Анонимно
    28.02.2015 19:08

    ***То, что нужно выносить промышленность за территорию центра, — это очень правильное решение. Во многих городах этот элемент уже пройден. А на освободившемся месте строят элитное жилье и дорогие магазины.***Все правильно, центр только для элиты, всех нищебродов выселить не только из центра , а лучше за окраины города, они логинову и токареву мешают.

  • Анонимно
    1.03.2015 14:58

    Интересное словосочетание - ощущать город физически. Какие конкретные физические ощущения человека имеет в виду господин архитектор. Может быть, господин архитектор под этим словосочетанием подразумевает запахи?

    • Анонимно
      1.03.2015 19:48

      Живу у пл.Свободы.По работе приходится ездить в район Ново-Савиновского ТЦ. Каждый раз испытываю головокружение от хаотичности окружающего.А в центр въезжаешь и успокаиваешься.

      • CSAR
        10.03.2015 19:08

        Дело в высотности и плотности людей, нормальное жилье не может быть выше 5 этажей в идеале 3. Поэтому, например даже среди хрущевок, утопающих в зелени, намного уютней, чем среди разно высотной застройки квартала. Высотки просто это дешевле. Но при том что мы не в Японии и земли у нас много, нужно строить только 5 этажные дома и инфраструктуру расширять. Когда жильцов мало в доме это снимает социальную напряженность.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль