Культура 
28.02.2015

Алексей Барыкин: «О чем снимают кино молодые казанские режиссеры?»

В рамках Дней казанского кино в кинотеатре «Мир» можно будет вновь увидеть нашумевшую короткометражку «Айсылу»

Кто представляет «новую волну» татарстанского кино? Известный режиссер и продюсер Алексей Барыкин уверен, что таковая существует, и предлагает читателям «БИЗНЕС Online» в рамках дней казанского кино в начале следующей недели познакомиться с ее представителями и их профессиональными достижениями.

Фильмом «Звезда»
Фильм «Звезда»

ДНИ КАЗАНСКОГО КИНО

2 и 3 марта в кинотеатре «Мир» будут проходить дни казанского кино. Мероприятие это необычное. Дело в том, что его организатором выступил молодежный центр союза кинематографистов РТ — молодые активисты татарстанского кинематографа, представители «новой казанской волны». Поэтому хотя в программу включен показ «Казанское кино вчера и сегодня», основное внимание все-таки будет уделено молодым режиссерам и разделу «Кино завтра».

Вообще, планируется много интересного. Приедет молодая московская знаменитость, автор нашумевшей «Русалки» Анна Меликян со своим последним фильмом «Звезда». Если вы его еще не видели, кстати, очень рекомендуем посмотреть на большом экране: фильм не зря получил приз на «Кинотавре» за лучшую режиссуру. Приедет с мастер-классом Дарья Гладышева, работавшая режиссером монтажа на известном блокбастере «Метро». Ваш покорный слуга проведет мастер-класс на тему: «Как привлечь звезду в свой фильм». Я расскажу, как нам удалось привести в Казань на съемки Дмитрия Дюжева, Ирину Купченко, Ольгу Будину и убедить сниматься Николая Бурляева, который уже 10 лет отказывался от ролей в кино.

И все-таки самая главная часть мероприятия — это показ фильмов молодых казанских кинематографистов. Он состоится 3 марта в 18:00. Поверьте, там есть что посмотреть: это серьезные, качественные и очень эмоциональные работы.

Предлагаю читателям «БИЗНЕС Online» небольшой обзор этих фильмов.

«Часовщик», режиссер Марат Гатин

На мой взгляд, «Часовщик» — это еще не полноценный короткометражный фильм, скорее, это ученический этюд, зарисовка. И все-таки он не зря попал во внеконкурсный показ казанского международного фестиваля мусульманского кино. «Часовщик» — это история пожилого мастера, который работает на дому. Каждый день он мечтает поговорить со своим взрослым сыном-бизнесменом хотя бы по телефону. Но сын не звонит и не отвечает на звонки... По сути, весь фильм — это бенефис народного артиста РТ Александра Купцова.

Кадр---часовщик.jpg
Кадр фильма «Часовщик»

К сожалению, в «Часовщике» чувствуется определенная творческая незрелость: в сентиментально-назидательном сюжете, в упрощенной трактовке персонажей, грустной закадровой музыке, характерном «ученическом» чередовании крупных планов и так далее. Эту незрелость легко увидеть, сравнив «Часовщика» с фильмом Марселя Гайнуллина «Цветы запоздалые». Эти фильмы чем-то похожи: в обоих снимаются пожилые артисты ТЮЗа, оба основаны на личных эмоциях героев, читаемых между строк, но уровень «Цветов» на несколько порядков выше.

И все-таки «Часовщик» — фильм очень личный, в котором во многом удалось кинематографическими средствами передать внутренние переживания героя. Картина рождает сочувствие, эмоции, к тому же у нее добрый сюжет. Вы не пожалеете, что потратили всего 7 минут своего времени на просмотр этого фильма. Это довольно удачный пример «очень молодого» (в творческом смысле) казанского кино.

«Смех», режиссер Анастасия Петрова-Хусаинова

Документальная картина «Смех» — фильм во многих отношениях уникальный. Во-первых, он снят по федеральному госзаказу: это был первый случай, когда казанская студентка-третьекурсница КазГУКИ выиграла заявку на кинопроизводство в министерстве культуры Российской Федерации. Во-вторых, этот фильм был отмечен на очень серьезных международных кинофестивалях, среди которых «Сталкер», «Соль Земли», «Святая Анна». В-третьих, «Смех» стал первым студенческим фильмом, который жюри включило в профессиональную программу казанского МФМК (прежде студенческие фильмы входили только в «молодежную и любительскую» секцию).

кадр-смех.jpg
Кадр фильма «Смех»

«Смех» — это жесткое кино о больничных клоунах-добровольцах, которые работают в детской онкологии. Весь фильм соткан из очень мощных, противоречивых эмоций. С одной стороны, кино наполнено шутками, весельем и неумелыми дурачествами, а с другой, зритель понимает, что он видит нечто страшное: на его глазах угасают дети. Вот на экране веселая девочка с длинными волосами, которая играет. Проходит месяц, мы снова видим розыгрыши и дурачества, но волос у девочки нет, их закрывает косынка. Еще через месяц девочка уже не может встать на ноги и все те же клоуны дурачатся у ее кровати. А главная героиня рассказывает: «Мальчика, к которому я раньше приходила играть, нет в больнице, и я боюсь спросить у врачей, где он...»

Фильм «Смех» — очень зрелый, взрослый. Во-первых, он снят методом реального кино: никаких постановок или дикторского текста — только неформатированные фрагменты реальной жизни. Во-вторых, он не пытается поучать зрителя и навязывать ему выводы. Наконец, в-третьих, он не спекулирует на жалости, напротив, режиссер сумела разглядеть в ситуации луч надежды, во всяком случае, на эмоциональном уровне. Смерть остается за кадром. Фильм не оставляет темного и мрачного чувства, он остается светлым, хотя на каждом показе я вижу в зале плачущих людей.

Чтобы смотреть «Смех», необходимо определенное мужество. Но смотреть стоит, это один из лучших казанских документальных фильмов последних лет.

«Цветы запоздалые», режиссер Марсель Гайнуллин

Фильм «Цветы запоздалые» Марселя Гайнуллина оставляет в душе такое чувство, как будто вы посмотрели свой любимый эпизод из «Служебного романа» или «Иронии судьбы». «Цветы запоздалые» — мастерская работа, недаром на последнем казанском кинофестивале она вошла в конкурсную программу и получила специальный приз мэра Казани. Фильм позитивный, захватывающий, романтичный — и это без единого слова! Характерную Рязановскую пластику подчеркивает и музыка, и игра актеров, и манера монтажа.

В Марселе Гайнуллине очень удачно совпали три фактора: во-первых, он талантлив, во-вторых, имеет хорошую кинематографическую подготовку, а в-третьих, у него есть еще и театральное образование. Вероятно, поэтому он оказался готов к решению сложной задачи — постановке мелодрамы без слов. Рассказ ведется исключительно за счет языка кино и пластики актерской игры. Все это дополняется изумительной атмосферой музея, выставкой импрессионистов...

В 2015 году Марсель Гайнуллин будет защищать диплом в КазГУКИ, и лично я с нетерпением жду его новую работу. Кстати, вместе с ним будут защищаться многие талантливые студенты, среди которых Степан Белов, Юра Данилов, Айдар Шарипов. Надеюсь, что в сентябре мы увидим их фильмы на казанском фестивале мусульманского кино.

«Эхо», режиссер Алиса Галиева

«Эхо» — поистине хичкоковский фильм. Алисе Галиевой удалось создать мощный саспенс, напряжение, которое не ослабевает до самого конца. И это тем более необычно, поскольку вся история строится вокруг единственного героя, который стоит на одном месте посреди леса. Сюжет фильма простой и одновременно изысканный: парень отправился в лес за грибами и наступил на мину времен Великой Отечественной войны. Убрать с нее ногу нельзя — взорвется. Вокруг — глухой лес на несколько километров, сотовый телефон не ловит. Что делать?

Без-имени-1.jpg
Фильм «Эхо»

На мой взгляд, «Эхо» — пример настоящего режиссерского мастерства. По сути, Алиса Галиева сняла монодраму, причем в условиях, когда нельзя использовать мизансцену в качестве художественного приема: ведь герой даже передвигаться не может! Монодрама легко ставится в театре, где есть условность сцены, а актер общается со зрителем глаза в глаза. Но на киноэкране, где герой живет в безусловном пространстве, поставить монодраму невероятно сложно. Поэтому так ценятся фильмы вроде «Изгоя» Роберта Земекиса. Алисе же удается удерживать темп, плотность действия, напряжение: вы удивитесь, какую изобретательность может проявить человек в безвыходной ситуации, спасая свою жизнь!

И, конечно, надо отметить удачную актерскую работу Ирека Галлямова из Казанского ТЮЗа (снова ТЮЗ!). Иреку удается быть естественным и не наскучить зрителю несмотря на «естественную» ограниченность в действиях. Чем-то мне это напомнило работу Джеймса Франко в «127 часов» Дэнни Бойла: там герой тоже удерживал внимание зрителя, не имея возможности сдвинуться с места.

«Айсылу», режиссер Рустам Рашитов

О фильме «Айсылу» в последнее время столько написано, что нет смысла повторять все это снова. Скажем просто, что это трогательная мелодрама, история «татарской Золушки». Премьера этого фильма вызвала в Казани настоящий зрительский ажиотаж, и сейчас на его основе готовятся съемки большого сериала. Прочесть об этом подробнее вы можете, например, здесь.

Фильм «Айсылу»
Фильм «Айсылу»

Итак, дни казанского кино пройдут в кинотеатре «Мир» 2 и 3 марта. Друзья, от всей души рекомендую, приходите и посмотрите фильмы наших молодых режиссеров. Общий хронометраж показа составит около двух часов, но поверьте, скучно не будет!

Алексей Барыкин

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (5) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.02.2015 19:49

    "Эхо" интесно посмотреть, что там за казанский Хичкок

  • Анонимно
    28.02.2015 22:40

    Видел все фильмы, кроме "Цветов". Ребята такие молодцы! Пока взрослые дяденьки просят деньги- молодежь создает кинематограф. Так держать!

  • Анонимно
    1.03.2015 12:11

    Молодцы!

  • Анонимно
    2.03.2015 23:53

    Все фильмы отличные! Больших побед Вам!

  • Анонимно
    6.03.2015 12:09

    Согласна с оценкой фильма Марселя Гайнуллина «Цветы запоздалые», только там играют актеры Качаловского театра Лидия Огарева и Владимир Мазур, а не актеры ТЮЗа.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль