Общество 
1.03.2015

Чем грозит российской экономике отказ от услуг западных рейтинговых агентств?

Можно создать полсотни собственных отечественных агентств, но на них не будет ориентироваться капитал

Агентство Moody’s, понизив рейтинг России до «мусорного», в очередной раз привлекло внимание в Отечестве к деятельности подобных структур. Ведущий аналитик НИЦ «Неокономика» Александр Виноградов рассказывает читателям «БИЗНЕС Online» об истории создания рейтинговых агентств и об истории претензий к ним со стороны разных государств, объясняя, почему на мнение Moody’s, Standard&Poor’s и Fitch ориентируются инвесторы.

ИСТОРИЯ НАЧИНАЕТСЯ В 1851 ГОДУ

Идет Ельцин по коридору весь в бинтах, навстречу ему Коржаков.
— Борис Николаевич, что случилось?
— Да вот рейтинг упал — и прямо на меня...

Анекдот середины 1990-х

Неделю назад рейтинговое агентство (далее РА) с забавным для русского уха названием Moody's Investors Service изменило рейтинг России с уровня Baa3 до уровня Ba, таким образом он перешел границу между «инвестиционной» и «спекулятивной» (говоря иначе, «мусорной») зонами. Понятно, в сторону ухудшения, кроме того, и дальнейший прогноз рейтинга негативен. Месяцем ранее подобную же операцию осуществило другое РА — Standard&Poor's, по их методологии, рейтинг сместился с BBB- до ВВ+, что также поставило его в спекулятивную категорию. Третье агентство из крупных — Fitch Ratings — пока еще держит его на инвестиционном уровне ВВВ-, этот рейтинг был поставлен 9 января с.г., но прогноз здесь также негативен. Все это вызвало изрядное недовольство российских властей — так, министр финансов Антон Силуанов назвал решение Moody's «запредельно негативным и политически мотивированным», кроме того, раздался хор голосов, призывающих игнорировать эти решения, отказаться от рейтингового обслуживания, завести свое рейтинговое агентство, или даже не одно — к примеру, добавить к этому соответствующую структуру в рамках BRICS. В общем, идей много. Стоит ли оно того, да и вообще, что это за зверь такой — рейтинговое агентство?

История РА начинается с 1851 года и Генри Пура — главного редактора отраслевого издания по железным дорогам, который по просьбе Казначейства США провел опросы и подготовил отчет о состоянии дел у разных компаний отрасли. Затея имела успех, со временем выпуски такого бюллетеня стали регулярными. Полвека спустя к растущей отрасли присоединился журналист Джон Муди, который стал издавать «Инструкцию по промышленным и прочим ценным бумагам». Он привнес в работу интересный подход: разделение бумаг на спекулятивные (высокий риск, высокая доходность) и инвестиционные, дающие стабильную прибыль на длительном сроке при невысоком риске. Следующим был в 1913 году Джон Фитч, который основал Fitch Publishing Company, которая в 1924 году начала публикацию рейтингов ценных бумаг.

Наконец, в 1975 году после неоднократных слияний и поглощений, вызванных, среди прочего, и экономическими кризисами, для рейтинговых компаний произошло очень значимое событие. Комиссия по ценным бумагам США (SEC) утвердила перечень «Признанных национальных рейтинговых агентств», в который вошли Moody`s, S&P, а также созданное при поддержке SEC агентство Fitch IBCA. Помимо этого, пенсионным фондам было запрещено вкладывать деньги в инструменты, имеющие рейтинг хуже инвестиционного — а присваивать рейтинг должны были как раз назначенные «признанные национальные рейтинговые агентства». Это сразу же привело к тому, что изменилась модель работы РА. Если до того они жили с платы за подписку на предоставляемую ими информацию, то теперь они стали брать деньги с самих компаний за операцию по получению рейтинга. И, разумеется, оказалось так, что вышеуказанные «избранные» РА фактически монополизировали рынок этой отрасли.

А ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛИСЬ В 2008-М

После этого в течение более чем четверти века вопросов к РА особо не было. Здесь надо отметить, что для финсектора они играют очень важную роль. Дело в том, что инвестор, вообще говоря, не в состоянии объять необъятное — провести мониторинг всего финансового рынка, всех представленных на нем продуктов, дабы выбрать наиболее подходящий для себя по соответствию риска и доходности. Здесь и находится зона работы РА — вот потенциальные реципиенты инвестиций, вот их рейтинги, заказанные ими и посчитанные нами, выбирайте по вкусу. И дело, в общем и целом, шло своим чередом.

Проблемы появились с началом нынешней депрессии. К примеру, как выяснилось в ходе американских судебных разбирательств в 2008 - 2009 годах, после краха Lehman Brothers РА были не прочь поставить тому или иному экономическому агенту рейтинг повыше, нежели рассчитанный, за соответствующее аккуратно организованное вознаграждение. Но это еще полбеды, хуже было то, что наработанные за многие десятилетия методики работы РА де-факто оказались не соответствующими реальности, поскольку посыпались компании, имеющие топовые рейтинги. Это привело к тому, что на РА полились реки ругани и проклятий, при этом масла в огонь добавляло то, что РА, вообще говоря, в принципе не несут никакой ответственности: «Это наше экспертное мнение по данному вопросу, а инвестировать или нет — дело ваше».

Понятно, на стороне РА была их репутация, но она закономерно начала худеть. Ругающийся на РА Силуанов — это не порождение нынешнего времени, это уже было. Так, еще в 2010 году, во время предыдущего «греческого кризиса», эта страна лишилась инвестиционного рейтинга от S&P. ЕЦБ немедленно заявил, что будет учитывать «лучший рейтинг из худших», но когда прочие рейтинги (от других РА) также были снижены, ЕЦБ отреагировал в духе «а тут рейтинг вообще не нужен, дело особое». Еще веселее было в 2011 году после того, как в первой декаде августа S&P срезало рейтинг до того неприкасаемой цитадели — США, да еще при этом поставив негативный прогноз. В ход немедленно пошли властные рычаги давления: против S&P были выдвинуты обвинения в предоставлении информации о новом рейтинге до его официального опубликования (фактически, в инсайде, что очень серьезно), несколько позже началось расследование их деятельности в области присвоения рейтингов ипотечным облигациям — насколько обоснованными были высокие рейтинги, выставленные агентством ненадежным ипотечным облигациям, дескать, есть сведения о том, что аналитики S&P изначально планировали выдавать бумагам более низкие рейтинги, но руководство компании настояло на их повышении.

Глава компании Девен Шарма объявил об отставке, не выдержав давления. Разбирательства эти окончились ничем, но тогда два других агентства, Fitch и Moody's, решили не дразнить гусей и ограничились негативными прогнозами. Аналогично американцам тогда поступили итальянские власти — они провели обыски в офисах S&P и Moody's — по их подозрению, действия РА привели к «турбулентности на мировых рынках», что негативно сказалось на Италии. Веселья добавило то, что последовавшее за снижением рейтинга падение фондовых рынков (индекс DJIA в моменте был почти вдвое ниже нынешнего уровня) привело к резкому притоку капиталов в актив-убежище — казначейки США — и это несмотря на пониженный рейтинг. В дальнейшем ситуация однако устаканилась, чему способствовало то, что агентства стали дуть на воду — в целом аккуратнее подходить к оценкам, да и экономический рост сыграл свою роль.

Точно так же «это уже было» можно сказать и про идею с созданием своего РА. В том же 2011 году было очень много шума по поводу создания исключительно европейского РА, адекватного реальности континента (и, подразумевается, лояльного Европе в целом). Предполагалось, что оно будет создано в 2012 году на базе немецкой (теперь уже транснациональной) консалтинговой фирмы Roland Berger Strategy Consultants. Воз и ныне там — затея обернулась пшиком.

«КЛЮЧЕВОЙ КАПИТАЛ РА — ЭТО ДОВЕРИЕ К НЕМУ»

Вообще говоря, здесь надо понимать, что ключевой капитал РА — это доверие к нему. Его репутация. Она и только она имеет значение, потому что именно на репутацию (число рейтингов и их корректность, определяемая как проверка временем) ориентируется потенциальный инвестор, и здесь «большая тройка» вне конкуренции. Кто, кроме узких специалистов, знает про ICRA Limited — индийское рейтинговое агентство? А про китайский Dagong и американский Egan-Jones Ratings (кстати говоря, эти две структуры вместе с отечественным «Рус-Рейтингом» были учредителями созданного в июне 2013 года совместного рейтингового проекта Universal Credit Rating Group)? Все эти структуры есть, они вполне спокойно существуют на рынке (исключая UCRG, который не работает, возможно, пока), выставляют рейтинги, т.е. на них есть спрос. Но их влияние несравнимо с влиянием «большой тройки», и нарабатывается эта репутация годами и десятилетиями. Иначе говоря, можно создать хоть с полсотни российских агентств, скажем, по отраслям экономики, но даже если они будут сколь угодно высокопрофессиональными, пройдет очень много времени, прежде чем на них начнет ориентироваться капитал. Фактически, повторяется история с тем самым английским газоном из анекдота, который надо всего лишь стричь, но в течение трех веков.

Отдельно стоит сказать о том, что будет, если Россия откажется от рейтингового обслуживания. Понятно, «большая тройка» потеряет в доходах. Немного. Но для РФ это отразится тем, что для потенциального инвестора страна превратится в черную дыру, пространство за горизонтом событий, о котором (с точки зрения инвестиционной привлекательности) неизвестно вообще ничего. Вкладываться в такую Terra Incognita будут лишь самые рисковые из инвесторов.

Впрочем, не исключено, что через некоторое время это уже не будет иметь никакого значения. Западные санкции уже привели к резкому усложнению доступа к капиталу для властей и для бизнеса, и этот доступ вполне может вообще закрыться. И тогда на входе вполне можно будет ожидать повышения налогов, внутренних займов, в том числе и принудительных, возможно, межправительственных кредитов — и, наконец, прямой эмиссии.

Но это уже совсем другая история, не имеющая отношения к рейтинговым агентствам.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    1.03.2015 09:19

    Если Российской экономике не нужны капиталы Америки и Европы то на оценки агентств можно наплевать.
    Сколько лет кредитовались в Европе и Америке и вопрос о продаже месторождений газа и нефти не стоял. Китай конечно денег даст но заберёт нефть и газ России.

    • Анонимно
      1.03.2015 11:24

      Фундаментальный вопрос России - это территория. Кто говорит, что это проклятье, кто- что это благо.Но если рассмотреть вопрос внимательно, то окажется, что все силы на протяжении уже 500 лет бездарно тратились на удержание и завоёвывание этой территории.Сколько существует Россия, столько лет думают не о развитии и обустройстве собственной земли, а о освоении новых территорий.

  • Анонимно
    1.03.2015 11:21

    Хорош гнать, на рейтинги этих агентств мало кто обращает внимание, во первых американцы) в курсе, что инвестиции за последний год с США выросли на 20% и продолжают рости, ась? И еще, постоянные наши партнеры работают в России по 20-30 лет, нахрена им мнение агентств, если они и так все знают, а рейтинги для экспертов, чтобы было что жевать....)

  • Анонимно
    1.03.2015 11:44

    Сколько знатоков экономики собралось и все ноют " пропала Россия". Действительно, без Мудис нам хана. Идите на марш, там с вашим " великим экономистом" и "страдальцем за народ" прощаются. Земля ему стекловатой.

    • Анонимно
      1.03.2015 23:17

      Здесь разные люди пишут, не клейте на них свои убогие черно-белые шариковские ярлыки.

  • Анонимно
    1.03.2015 14:18

    Уважаемые Татарстанцы!!!!Всю теорию разложил автор и видно что теорию он почти знает.НО!!!!!!!!Жизни и сути экономики он так и не понял.Агенства МУДИС-ПУДРИС я бы так их назвал с юмором были созданы Американцами как инструменты давления на партнёров.Уважение и авторитет к этим АГЕНТСТВАМ появился из-за того что после войны ЭКОНОМИКА США благодаря войнам процветала.Задумка США стала работать не из-за того что объективны или необъективныприводимые этими сателлитами АМЕРИКАНСКОЙ экономики ОЦЕНКИ инвестиционной привлекательности той или иной страны.А из-за авторитета самой большой экономики МИРА в 50-70 годах.Которая к тому времени владела самыми крупными свободнми запасами ВАЛЮТЫ.(Доллар)Однако!!!!СССР жил и процветал до создания этих агентств и КАПИТАЛЫ США и ЕВРОПЫ с огромным удовольствием пришли бы на просторы экономики СССР без всяких ОЦЕНОЧНЫХ АГЕНТСТВ если бы позволяла ИДЕОЛОГИЯ КОММУНИСТОВ.Большой удачей считалось проникнуть в экономику СССР.Первым проник американец миллиардер построил карандашную фабрику.А затем опять американцы Кока-Кола в 70 годах.А зачем капиталы США и ЕВРОПЫ стремились в СССР????А потому что ЭКОНОМИКА в СССР была не слабее чем в США.Экономика её развитость это влияет на АВТОРИТЕТ тех ИНСТРУМЕНТОВ которые создаёт та или иная СТРАНА.Китай уже имеет такие АГЕНТСТВА и авторитет у них постепенно растёт и скорее всего из-за политизированности ЗАПАДНЫХ АГЕНТСТВ скоро Китайские будут более авторитетны.Тем более ЭКОНОМИКА КИТАЯ выходит на первые роли. Можно и нужно именно сейчас организовывать такие агентства в России пока у России слабая ЭКОНОМИКА.Но ВЛАСТИ в лице Премьер-Министра обещают Российскому народу что скоро Российская экономика будет одной из ведущих.А к тому времени и Российские АГЕНТСТВА наберут должный опыт и вес.Я очень жалею Российскую экономику где работают такие слабые АНАЛИТИКИ как автор статьи.С УважениемПростой человек

    • Анонимно
      1.03.2015 17:52

      Простой человек! Вы не только смешиваете крупный шрифт и нормальный)) но и перемешали все в одну кучу в своем манифесте)) Ваше послание есть не более чем агитка без статистики и аналитики- подобные перлы хороши для митинга и только

  • Анонимно
    1.03.2015 14:25

    Многим. Ведь сегодня российская экономика полностью зависит от мировой экономики, но фактически представляет из себя в мире типа обслуживающего персонала в ресторане, где изволят кушать американские, европейские и прочие экономики. Поэтому все эти рейтинги типа того, что один клиент в присутствии других клиентов громко замечание обслуге делает, что в бульончик надо баранины поболее класть, а то невкусно. Другие клиенты, это слыша, обслуге чаевые давать, разумеется, меньше будут.

    • Анонимно
      1.03.2015 15:27

      Да у вас комплекс официанта, малоуважаемый)))

    • Анонимно
      1.03.2015 16:03

      В вашем примере агенство - кулинарный эксперт, пришёл, поел, вышел, опубликовал впечатления.

    • Анонимно
      1.03.2015 16:03

      А по мне - так очень неплохое сравнение.

      • Анонимно
        1.03.2015 17:21

        Отличное сравнение

        • Анонимно
          1.03.2015 19:41

          Спасибо, друзья, за вашу моральную поддержку. И хотя я не официант, но меня за ваши добрые слова слеза прошибла. Честное слово!!!

  • Анонимно
    1.03.2015 16:24

    У кого то друзья армия и флот а у кого то другие друзья. Вот и вся разница.
    Кто то сокрушается по каждому поводу а кто то методично работает.

  • Анонимно
    1.03.2015 17:36

    Дорогой Тахир!!!Надо быть реалистом.Образованный человек это не тот кто объявил себя образованным.Образованный человек это не тот кто утонул в менталитете 90гг и высказывает своё НЕКОМПЕТЕНТНОЕ НАИВНОЕ мнение.Образованный человек в конце концов это не тот СТАРИК с прикидом вида и ума незрелого ПАЦАНА.Но я считаю что все ПРОСТЫЕ ЧЕЛОВЕКИа народ России в своей массе на 90 % этоПРОСТЫЕ Российские ЛЮДИ имеют право свободы слова.И спасибо Татарскому РЕСУРСУ БО который позволяет выражать различные взгляды ПРОСТЫХ Российских ЧЕЛОВЕКОВ.А Вы наверное против этого????Но всё равно Ваше личное мнение тоже ценно хоть и не всем нравится.С уважениемПростой человек

    • Во вчерашнем номере БО вышла статья А. Хакима "Коррупцию можно победить финансовой грамотностью людей". Не совсем согласен мнением А.Хакима, т.к. для борьбы с коррупцией, конечно же, финансовая грамотность не помеха, но большую роль играет нравственность и гражданская активность людей. А вот для поднятия экономики страны, которая благодаря стараниям некомпетентного руководства страны лежит плашмя, финансовая грамотность населения важна. Если учесть, что экономику страны довели до ручки при обрушившемся на страну нефтедолларовов , не представляет труда, насколько это будет трудно, когда поток долларов сократился значительно. Конечно же, 90 % населения за короткие сроки не овладеют азами экономики, но если оно не научится уважать тех, кто получил приличное образование,и ен прислушиваются даже, у этого народа нет будущего. Хорошая статья Виноградова, где доступно описана проблема. Но представляется, что комментаторы и не читали ее

      • Анонимно
        1.03.2015 18:35

        Согласен. В стране царит шариковщина- упрощенное мировосприятие, неуважение к образованию, чести, уму и универсальный рецепт: взять и поделить.
        Поэтому решением должна стать диктатура просвещения и интеллекта.
        RG

      • Анонимно
        1.03.2015 18:36

        тахир вашей наивности нет предела похоже... в моё время и славу Богу что и сейчас в школьных учебниках по математике геометрии физике химии и алгебре специально задают задачи для домашней работы , в которых нет решения вообще или решения приводят к абсурду( это не очепятки а специально заданные тесты не вменяемость учеников) ... так вот это статья виноградова это тот же тест на вменямость... ну сами подумайте ну зачем нам нужны эти рейтинги , когда бабла нам не дадут принципиально

        • Анонимно
          1.03.2015 19:01

          Смысл статьи в том, что без рейтингов будет полный блэкаут. Неизвестное страшнее, чем просто страшное.

          • Анонимно
            1.03.2015 19:12

            вы идите в песочнице поиграйте или мультики посмотрите... пока что всем ведущим транснациональным корпорациям мусорный рейтинг вообще не мешает извлекать из России неслыханные сверхприбыли. почему то ни Холибёртон ни Шлюмберже не торопятся покидать Россию , а даже наоборот вцепились своими когтями в нефте газонефтянку и держат не отпуская изо всех сил...

            • Анонимно
              1.03.2015 21:08

              Эмоции дома оставьте. Они просто не успели уйти, если уйдут упадет добыча и приток валюты, и нахлебники не получат свой кусочек- себе хуже делаете то есть. И более того, такие гиганты приходят в такие токсичные страны под гарантии руководства страны. А вот инвестиции без гарантии руководства РФ не придут- это уже обрушение всей экономики и даже государства- это забавно вы сознательно разрешаете или неосознанно. Думаю второе все-таки- шариковщина добивает страну.
              RG

              • Анонимно
                1.03.2015 21:37

                никуда эти амерские акулы-людоеды капитализма не уйдут !!!! будут здесь до последней капли ( я работаю на севере и вижу только укрупнение баз этих акул-людоедов) !!! а сторонний инвестор не дурак и всегда будет равняться на них!!! подавать на блюдечке с голубой каёмочкой этим акулам-людоедам всю маржу???!!! во всей этой истерии с мудисами и ко я лично вижу две причины . или вопрос рейтинга доверия к сами мудисам и ко весит на волоске или идёт тотальная зачистка всех сторонних инвесторов и вопрос перед москвабадом стоит жёстко: или мы амерские инвесторы будем в качестве единственных и неповторимых или не будет вообще никого!!

      • Анонимно
        1.03.2015 20:25

        Уважаемый Тахир!!!Я так и понял прочитав ваш коммент.Обида есть и есть выпад.Я прочитал эту статью про которую вы указываете и полностью не согласен с рецептами борьбы с коррупцией которые предложили и автор статьи и Выи считаю бесполезными.Вновь для Вас повторю свои доводы.1.В Европе и в США по понятию наших ЛИБЕРАЛОВ выстроено цивилизованное гражданское общество.(не знаю как и где по Вашему пониманию)Так вот в этих странах систематически разгораются на уровне правительства коррупционные скандалы.В США поняли что коррупция это зараза которую невозможно убить и поэтому пошли на поводу человеческих слабостей и коррупционные сделки (ВЗЯТКИ) цивилизованно перевели через закон в такое понятие как Лоббизм.Поэтому за последнее десятилетие в США почти никогда не возникают КОРРУПЦИОННЫХскандалов.Коррупции просто нет так как это считается ЛОББИЗМОМ.Я думаю Вы согласитесь что в этих входящих в разряд РАЗВИТЫХ стран население достаточно грамотно в правовом поле.Однако коррупция всё равно на высоком уровне.Про бытовую жизнь ПРОСТЫХ людей и говорить нечего если так коррумпировано Правительство.В Китае банально расстреливают коррупционеров однако они всё появляются и появляются.Коррупция это естественное желание человека обогатится.Коррупция это ЭПИДЕМИЯ ликвидировать которую окончательного невозможно. Я же предлагаю частичное решение этого вопроса через ПРОФИЛАКТИКУ.Если в школах и институтах детям внушать что коррупция это РАК общества и Родина может погибнуть то это даст эффект.Пример пожалуйста это внутренняя национальная политика Советско-проукраинского Политбюро в СССР.Где в школах вбивали в головы детишек сказки-страшилки про Татаро-Монгольское страшное нашествие,про угнетение и огромную дань которую яко-бы платила Русьэтим поработителям.И пожалуйста Вы наверное взрослый человеки помните какая неприязнь была к Татарам и в России и в Союзных республиках на бытовом уровне,одни пословицы что значили "Непрошеный гость хуже Татарина" и тому подобное.Спасибо уважаемому Ельцину Борису Николаевичу который сломал этот стереотипнеприязни к Татарам пригласив работать в Кремль представителей Татарского народа и даже зятья у него были Татары.(Хайруллин бывший и Юмашев)Однако не смотря на это всё равно ещё встречаются атавизмы Советского прошлого.Вот что значит если вбивать в головы людей ненависть к чему то с детства.Поэтому только ПРОФИЛАКТИКА и профилактика наиболее эффективное средство которая может снять в большей части эту проблему.Но не окончательно нужна постоянная работа.С УважениемПростой человек

  • Анонимно
    1.03.2015 17:52

    Тахиру Давлетшину. Читайте первоисточники. Никто не обещал, что к 80-му году мы будем жить при коммунизме. Предполагалось построение материально-технической базы коммунизма, что, по моему скромному мнению, было создано. Проблема состояла в том, что при этом предпочтение отдавалось производству средств производства, а не производству предметов потребления. Китай учел эту ошибку и передал производство ТНП частникам, что привело к определенным положительным результатам. "Учите матчасть", Тахир, а не сотрясайте воздух!

    • Анонимно
      1.03.2015 18:38

      Что вы сказали то? Цель достигнута но вдруг подешевела нефть и все накрылось? А то бы мы еще поураганили?

  • Анонимно
    1.03.2015 18:19

    Друзья тут комментируем статьи и рассуждаем о теме раскрытой в статье а Вы ругаетесь,соревнуетесь в чём то.
    Все согласны про прошлое и у каждого своё мнение. Давайте "рассуждать как жить дальше" в частности в эпоху санкций и мусорного рейтинга великой страны.

  • Фанис
    1.03.2015 19:10

    Любую критику, если есть явные показатели, выходящие за рамки более менее общих стандартов, экономических общепризнанных правил, этических критериев межгосударственных и межнациональных коммуникаций, стоит принять к сведению для улучшения своей среды. А сказать "Пошшшёл ты!" позоляет себе человек с низкой "мусорной" культурой. Если таких людей много, то устремлённые к росту, развитию и стабильности начинают от такой среды отворачиваться, отказывая в обмене лучшим. Совершенно согласен с Виноградовым, для нас это красная метка. Теряя отношения с соседями, мы теряем безопасность. Лающая риторика наших первых каналов ТВ далека от того, что называют взвешенностью, сдержанностью, мудростью. Разумные, профессиональные конфликтологи не пользуются эмоциональным фальцетом.

  • Анонимно
    1.03.2015 19:16

    В России невозможны честные рейтинговые агентства, честные выборы, честные лотереи, честные диссертации, честные тендеры закупок для гос нужд, честные первые каналы, честные ЕГЭ, честные депутаты, честные жилищные управляющие компании, честные заемщики и честные кредитные организации, честные суды и правоохранители. Но честные люди есть, по себе знаю.

    • Анонимно
      1.03.2015 20:11

      И как вы себя заставляете жить \"у нас\", как выразились, мазохист?))

    • Анонимно
      1.03.2015 20:36

      вы очень точно подметили сегодняшнее положение вещей в России , и жить с этим можно, но беда в том что от такого положения вещей извлекают выгоду единицы из всем известных персон и единичные кланы и семьи ( имена и фамилии всем известны)

  • Анонимно
    1.03.2015 20:03

    Я лично считаю что рейтинг у России справедливый:рубль обвалился на 100% и более,свернули кредитование,% инфляции двухзначный и пенсионный фонд диффецитный,ЗВР страны тает на глазах. Россию я люблю и работаю,отдыхаю в России ю,налоги плачу но помощи от государства ни населению ни бизнесу практически никакой.

  • Анонимно
    1.03.2015 21:49

    Рейтинг как зеркало-отражает то что есть. Давайте думать о том, как улучшать нашу реальность, а не менять или разбивать зеркала.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль