Машиностроение 
3.03.2015

Как Казанский авиазавод из-за Украины «пролетел» мимо денег

Закрытие проекта Ан-70 лишило Татарстан 19 млрд. рублей потенциальных инвестиций и нанесло прямые убытки авиастроителям

Минобороны РФ, как стало известно накануне, исключило из госпрограммы вооружения российско-украинский самолет Ан-70, который планировалось строить в Казани. Таким образом, проект, с помпой анонсированный в столице Татарстана премьер-министром России Дмитрием Медведевым, так и остался виртуальным. Тем не менее, как выяснил «БИЗНЕС Online», из-за него успели реально пострадать как минимум два татарстанских предприятия.

9 июня 2013 года Дмитрий Медведев заявил в Казани о том, что производство Ан-70 развернут на базе КАПО им.Горбунова
9 июня 2013 года Дмитрий Медведев заявил в Казани о том, что производство Ан-70 развернут на базе КАПО им. Горбунова

ТАТАРО-УКРАИНСКОЕ ЛОББИ

О том, что российские военные исключили Ан-70 из госпрограммы вооружения, газете «Известия» сообщили в минобороны РФ. Ранее оно намеревалось до 2020 года приобрести 60 этих транспортников. Но, как пишет газета, после отстранения от власти Виктора Януковича украинская сторона заморозила начатую в 2010 году совместную опытно-конструкторскую работу (киевское КБ Антонова самостоятельно довело самолет до испытаний, и Украина примет его на вооружение в нынешнем году). Таким образом, мы можем — теперь уже официально — сказать о том, что планов по производству этой машины в Казани больше нет.

Напомним, в 90-е Ан-70 предполагалось делать на самарском «Авиакоре», в начале 2011 года — на ульяновском «Авиастаре», потом рассматривалась возможность размещения серии в Воронежском акционерном самолетостроительном обществе. Но в 2012-м на сцене вдруг появилась Казань, которой требовалось хоть чем-то загрузить КАПО им. Горбунова (ныне Казанский авиазавод им. Горбунова — КАЗ). Сначала президент украинского завода «Мотор Сич» (производитель двигателей Д-27 для Ан-70) Вячеслав Богуслаев в одном из интервью вскользь упомянул о том, что правительство Татарстана обратилось с таким предложением в правительство России. На это заявление не обратили внимания, но уже 9 июня во время поездки в Казань премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что производство Ан-70 действительно развернут на базе КАПО. Президент РТ Рустам Минниханов тогда заверил премьера, что хотя задача эта и непростая, «мы справимся». Сообщалось, что объем капвложений в строительство нового завода — 19 млрд. рублей и проект позволит создать 2,5 тыс. рабочих мест. Стоимость одного Ан-70 — $67 миллионов. И первый самолет, кстати говоря, намеревались выкатить, как это ни фантастически звучит, в 2015 году.

Минниханов не раз выражал (и довольно эмоционально) крайнюю обеспокоенность судьбой казанского авиазавода и, видимо поэтому, обнадеженный открывающимися перспективами, на совещании с Медведевым заявил, что берет на себя персональную ответственность за реализацию проекта. В то время гендиректор предприятия Васил Каюмов сказал, что решение о строительстве на территории КАПО нового завода означает для казанского предприятия «открытие нового дыхания». Судя по всему, на кандидатуре Казани настаивал и Киев. На форуме портала Avia.ru, данные которого нередко оказываются точнее официальных новостей, появлялась информация о том, что «татар» рьянее всех продвигал «Антонов», не желавший, чтобы все его проекты замыкались на Воронеж. Против намерения выпускать Ан-70 в Воронеже резко выступил и Богуслаев — влиятельный в то время (как сегодня — неизвестно) на Украине промышленник и олигарх. Он заявлял, что Воронеж под Ан-70 продвигают, чтобы окончательно похоронить проект, поскольку ВАСО и так не справляется с заказами.

Президент - генеральный конструктор Антонова Дмитрий Кива (кстати, уроженец Казани) проводит для Рустама Минниханова экскурсию по своему предприятию. Сегодня Кива отстранен от должности главы предприятия
Президент — генеральный конструктор «Антонова» Дмитрий Кива (кстати, уроженец Казани) проводит для Рустама Минниханова экскурсию по своему производству. Сегодня Кива отстранен от должности главы предприятия

ТАКОЙ «КОВАРНЫЙ» КАЗАНСКИЙ АВИАЗАВОД

По информации «Известий», сегодня минобороны намерено взыскать с Украины 2,95 млрд. рублей, которые были переведены «Антонову» на проектирование Ан-70. Однако, как выясняется, финансово пострадало не только оборонное ведомство, но и, например, два казанских предприятия: ЗАО «Казанский Гипронииавиапром» и сам Казанский авиазавод.

Как рассказывал «БИЗНЕС Online» технический директор НИИ Сергей Лалетин, институт сделал документацию на строительство завода: «Это генеральный план, технологические решения, свайное поле и так далее. Передали документацию КАПО и уведомили об этом Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Но никто нам и спасибо не сказал, и денег не заплатил, хотя есть подписанный с КАПО договор. Кстати, завод сделал подготовку территории к началу строительства — цена расчистки грубо оценивалась в 8 миллионов рублей». По данным источника «БИЗНЕС Online» в авиапроме, долг завода перед «Гипронииавиапромом» по проекту Ан-70 — примерно 10 млн. рублей. «Если бы вы знали, сколько еще работ разными компаниями нам не оплачено! — эмоционально прокомментировал «БИЗНЕС Online» ситуацию генеральный директор «Гипронииавиапрома» Борис Тихомиров. — Как устроено во всем мире? Документация «сидит» в строймонтаже. То есть если бюджет государства решил дать денег на то, чтобы построить завод и купить оборудование, то деньги идут и на то, чтобы разработать конструкторскую и проектную документацию. Так принято везде, кроме России, где за проектирование должен платить завод, работающий, условно говоря, три дня в неделю. Да, когда-нибудь он будет работать в три смены, но пока у него нет прибыли и нам он не способен заплатить вообще ничего. Откуда авиазавод возьмет деньги, если выпускает полтора самолета в год?! Но это никому не интересно»

Претензии к авиазаводу предъявило и ОАО «Национальный институт авиационных технологий» (НИАТ). 14 сентября 2012 года ОАК, НИАТ и КАПО заключили договор под названием «Создание производства агрегатной сборки фюзеляжа и окончательной сборки самолета Ан-70 на КАПО имени Горбунова». «НИАТ разработал технологию для производства Ан-70 на КАПО, — рассказывал источник «БИЗНЕС Online». — Институт выполнил огромный объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ведь казанский авиазавод в крайние десятилетия производил только один тип самолета, а этот — совершенно другой. Для него необходимо создавать новый конвейер, станки нужны другие. Фактически все надо делать заново». Источник особо подчеркнул, что новые технологии должны были перейти и на производство специальных Ту-214, и на модернизацию ракетоносцев Ту-22М3 и Ту-160... Акт сдачи-приемки стороны подписали 15 февраля 2013 года. Но деньги — 50 млн. рублей — на счет НИАТ так и не поступили. В результате, институт обратился в татарстанский арбитраж: завод должен заплатить НИАТу 50 млн. плюс 2,5 млн. рублей неустойки. Вчера начальник юридического отдела НИАТ Борис Перель сообщил «БИЗНЕС Online», что завод «понемногу ежемесячно выплачивает» долг, институт этот график не очень устраивает, но и «пережимать» не хочется, тем более у НИАТа с казанским заводом возможны новые проекты.

Следует отметить, что и грешить на «коварство» авиазавода не следует. Каюмов вспоминает, что предприятию достаточно жестко приказали готовить новое производство, причем денег на это никаких не выделили: «После встречи Сердюкова с Рустамом Нургалиевичем перед нами была поставлена задача в достаточно короткие сроки подготовить площадку под новый завод. Причем без выделения нам каких-либо средств».

Ан-70 стал для казанского авиазавода очередным разочарованием
Ан-70 стал для казанского авиазавода очередным разочарованием

«НО САМОЛЕТ ОЧЕНЬ ЖАЛЬ...»

Подчеркнем, что новость о вычеркивании Ан-70 из госпрограммы вооружения — вовсе не откровение. В проект Ан-70 уже давно мало кто верил, а сомнения, по заверению Каюмова, появились уже в самом начале: «Отношения между Россией и Украиной давно были натянутыми — все пытаемся друг друга перехитрить. И эта неоткровенность не позволяла до конца верить в этот проект. И у тех, кто его организовывал, уже тогда был определенный скептицизм». Но все-таки попробуем понять: стоит ли нам жалеть о том, что Ан-70 в России не пошел?

«И да и нет, — отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный редактор отраслевого портала aviaru.net Роман Гусаров. — С одной стороны, Россия вложила в проект немалые деньги, и самолет получился неплохим. С другой, он не совсем соответствует задачам, которые надо решать нашим вооруженным силам. Да, Ан-70 достаточно вместителен, но при этом с некоторым оборудованием он просто не сможет взлететь, а с другим — сможет, но далеко не улетит. Если оценивать этот самолет как некий инструмент, то зона его применения весьма ограничена, в том числе с точки зрения его использования на грунтовых аэродромах. На стратегический самолет он не тянет ни по грузоподъемности, ни по дальности, а как тактический он слишком большой и тяжелый. То есть ни туда ни сюда. Ан-70 заказывался именно как средний транспортный самолет, однако «Антонов» захотел сыграть на двух полянах — сделать универсальную военно-транспортную машину. Но если вам нужен легковой автомобиль, глупо покупать автобус, каким бы хорошим он ни был. И потом, это военный самолет, серьезный элемент ВВС. И производить такую машину Россия может только с очень надежным союзником, а Украина демонстрирует нежелание им быть».

Схожего мнения придерживается главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. «Следует жалеть о том, что Ан-70 не пошел в своем первоначальном варианте, который был призван заменить самолеты Ан-12, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — В результате развития машину перетянуло в другой класс — ближе к Ил-76, а в таком виде он нам не нужен: Ил-76 в своей крайней реинкарнации — Ил-476 — весьма универсальная машина, к тому же полностью переведенная на российскую производственную базу. И второе: Ан-70 в ныне существующей версии — весьма дорогое удовольствие. Поэтому, даже если не брать политическую составляющую, решение минобороны закономерно с финансовой и технической точками зрения... Думаю, вместо Ан-70 надо ждать российско-индийский проект транспортника МТА (предполагается, что на КАЗе будут производить хвостовое оперение для этой машиныприм. авт.)».

Главные сожаления экспертов сводятся, скорее, к инженерной эстетике. «Не знаю, какая судьба будет у этой машины, но сама по себе она великолепна, — считает Каюмов. — «Антонов» — законодатель мод в транспортной авиации, и Ан-70 — высший класс среди грузовых самолетов, даже Аirbus A400 по некоторым параметрам от него отстает». «...Но самолет очень жаль, красивый, летучий, — солидарен с Каюмовым Гусаров. — И ведь, кроме России, Ан-70 вряд ли найдет где-то массовое применение. Я уже не говорю о том, что самостоятельно Украина вряд ли сможет его строить».

А как же быть Казани, которая, несмотря ни на что, так поначалу надеялась на Ан-70, как на серийный продукт? «Да, КАПО с производственной точки зрения можно пожалеть, — отметил Мураховский. — Но в то же время мы знаем, что завод весьма неплохо нагрузили другими программами» (имеются в виду ремонт и модернизация Ту-22М3 и Ту-160прим. авт.). «Понимаю прекрасно Казань, которая после ликвидации проекта Ту-334 постоянно искала самолет для производства, — говорит Гусаров. — Но что делать? Считаю, сегодня заводу надо очень активно включаться в кооперацию по МС-21, это самый перспективный из нынешних проектов. Пусть это и не финальная сборка, но эта кооперация могла бы поддержать хоть какое-то производство».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    3.03.2015 08:34

    Самая лучшая кооперация - кооперация с самим собой.

  • Анонимно
    3.03.2015 08:38

    Так повезло! Можно все свои неудачи сваливать на ситуацию с Украиной!

    • Анонимно
      3.03.2015 10:53

      Если объективно Украина кинула с производством самолётов, виновных внутри в Казани искать ??

      • Анонимно
        3.03.2015 15:44

        Как то странно за что Медведев не возмется все потом хреново.И за превышение 0 промилей отбирать права у водителей (хотя любой ученый подтвердит, что у любого человека в крови есть алкоголь в количестве больше нуля).И зимнее летнее время.Тут тоже любой человек подтвердит что если в зимний период когда световой день меньше 8 часов позже встать что бы было светло ехать на работу - то потом стемнеет на час раньше.Ясно зачем либералы его в премьеры протащили - чем больше он старается тем больше вреда и все чистенько - не докажешь что вредитель - он и есть невредитель. Он Хуже.

        • Анонимно
          3.03.2015 18:18

          В премьеры протащил его Путин.

        • Анонимно
          3.03.2015 20:15

          А я вот Медведеву благодарен за то что техосмотр у гибдд отменил,кому ещё удобнее стало?

        • Анонимно
          4.03.2015 08:07

          Его в премьеры Путин протащил. И в президенты тоже. И вообще, я не помню ни одного политика, к кому бы так лояльно бы относился Путин.

  • Анонимно
    3.03.2015 09:13

    Поддержать хоть какое-то производство, это просто смешно. "Победа" наш лоукостер имеет в своем строю 8 боингов, ни суперджет, ни 214, ни 204, 8 самолетов той страны, которая рвет с нами все дип.отношения, вводит санкции в обход совета безопасности ООН. А АЭРОФЛОТ учредитель Победы, на секундочку, государственная компания 51% акций принадлежит государству. Мы сами себе враги или как это все понимать. Вот оно импортозамещение, национальная стабильность, собственное производство, 8 самолетов с нуля это 2 года работы. Долой лозунги, где действия?

    • Анонимно
      3.03.2015 10:38

      Какой вы самолет предлагаете Победе? ССЖ ей не подходит по размеру, а Ту-204/214 просто нет готовых. Вот, Ред Вингз хочет получить эти самолеты, но их просто негде взять. А Аэрофлот, кстати, самый крупный эксплуатант ССЖ, тоже российского самолета.

      • Анонимно
        3.03.2015 11:17

        Нет заказа, нет готовых, почесали бы "репу" два года назад было бы уже 2 самолета, а так никогда ничего не будет по-вашей логике.

        • Анонимно
          3.03.2015 22:46

          Тут ведь какая штука получается...Результатом создания ОАК стало то, что ВСЕ заказы на самолеты идут через него. Грубо говоря, ОАК берет заказ на производство самолета и размещает его у подрядчика - завода. А сам завод не имеет права заключать договора с кем-либо кроме ОАК. А ОАК в лице Погосяна закрыл программу Ту-204/214 как неперспективную.И пострадал от этого не только Казанский завод, но и Ульяновский. Но оставили возможность постройки этих самолетов в специальных (не пассажирских!) вариантах.Дальше. Не секрет, что ОАК распределил кому чем заниматься. Казанскому заводу выпала специальная и военная авиация, что опять-же подразумевает запрет на производство пассажирских самолетов.Это если упрощенно.

  • Анонимно
    3.03.2015 09:27

    Руководство предприятия особо не тужит.Три зама строют для себя дом на Гривке площадью 2400 кв.м на 3 семьи.Иднем иночью.Без выходных,говорят жить негде!!!

    • Анонимно
      3.03.2015 11:03

      Если написали бы что дом 5000 кв.м. и для одной семьи- то было бы также неправдой, но зато цифры страшнее)..

      • Анонимно
        3.03.2015 14:25

        а что здесь не правда??? вы не знаете какие люди сидят в руководстве любого предприятия???

        • Анонимно
          3.03.2015 14:49

          тогда напишите кто эти три зама, приведите документы что именно для 3-х семей все это строится и т.д. Т.е. не на словах , а на деле докажите сказанное. Я тоже могу сказать что я самый богатый человек в мире - но мне никто не поверит если я это не докажу..Естественно я не знаю какие люди сидят в руководстве предприятий но предполагаю что они абсолютно разные в том числе и по жилью в которых они живут. Если вы это знаете и можете доказать документально - пожалуйства поделитесь с нами. А так это смахивает на то что вы просто трепло..

  • Анонимно
    3.03.2015 11:00

    Капо вечно не везет

  • Анонимно
    3.03.2015 11:31

    Ну вот, это же очевидно: война с соседом никому добра не дает! А мы все скачем, скачем ( в сути не чем от них не отличаемся)- то же шовенизм. И радуемся, что война идет у наших границ. Вот как начнутся веерные отключения электричества, а зимой снегом заметенные неубранные дороги, так и многие скакуны в себя придут.

    • Анонимно
      3.03.2015 12:16

      Весна наступило а ваши так и не пришли в себя, контрактные обязательства не выполняют.

  • Анонимно
    3.03.2015 11:43

    Вообще то АН-70 прошел все испытания и был рекомендован к принятию на вооружение в Украине в апреле 2014г. Другое дело что самолет действительно вышел за рамки среднего класса, а эффективность как тяжелого не высока.

  • Анонимно
    3.03.2015 11:49

    Ничего, проживем как нибудь без 16 млрд. Зато Россию теперь будут уважать и считаться с ее мнением!

    • Анонимно
      3.03.2015 12:18

      одно из двух вы миллиардер или школьник))

    • Анонимно
      3.03.2015 12:22

      Не с 16 млрд , а на два порядка больше .. Не "проживем", а "выживем". А что еще делать - не все могут на время уехать( Со страной с низким экономическим потенциалом мало кто будет считаться - раздали страну в руки олигархов, профукали производство, с/х, инвестиционный климат, а теперь кулачками махать пытаемся .. Воровать меньше надо - жадность поумерить, судебную и исполнительную власть заново выстроить, МСБ-климат построить, гарантии для долгих денег создать, и все получится. А то как говориться: "трындеть - не мешки ворочить".

    • Timon
      3.03.2015 12:27

      И вам легче от этого обиженный вы наш? Может еще кого-нибудь нужно разбомбить чтоб еще больше уважали и всем продемонстрировать типа мы не боимся, мы можем плюнуть на всех, что международное право для России ничего не значит. Я думаю, это не уважение, а шарахаются и удивляются, и не иметь никаких дел, и будут бояться усиления России, потому что когда страна ведет сея так не предсказуемо и агрессивно, никто не испытывает страх, разве что соседи, типа Казахстана, просто пытаются держаться подальше от такого неадеквата.

    • Анонимно
      3.03.2015 12:34

      Ты сам-то понял, какую ты ахинею несешь.

  • Анонимно
    3.03.2015 14:53

    Для КАПО такая перспектива с этим проектом просматривалась с самого начала. Потому что в администрации президента РФ, в правительстве РФ, в министерствах и ведомствах, в ОАК существует сеть заинтересованных лиц в неосвоении новых гражданских и военных воздушных судов. Они действуют (находятся на неявном содержании и под угрозой компромата)в интересах зарубежного авиастроительного комплекса, в целях устранения отечественного конкурента. А Казань - вдвойне пасынок для наших российских бюрократов-агентов, т. к. это лучший опытно конструкторский и серийный авиакомплекс советского и российского машиностроения. Выл не так уж давно.

    • Анонимно
      4.03.2015 10:31

      Противники развития отечественного авиастроения и строительства самолетов для отечественных же авиакомпаний известны. Это бывший министр Виктор Борисович Христенко. Он остановил проекты Ту-214, Ту-204, Ту-334, Ту-414, Ил-96, Ил-114. Ему с большим упорством в закрытии этих проектов помогали Михаил Асланович Погосян, Денис Валентинович Мантуров. Взамен они ничего стоящего не предложили, производство самолетов в России на абсолютном большинстве заводов прекратилось. Сегодня авиакомпании расчитывать на отечественные самолеты объективно не могут. с 2007 года в страну завезено более 700 самолетов, ими перевозится до 95 пассажиров. Россия осталась за бортом гражданского авиастроения. В целом такую направленность министерств и ОАК задал Герман Оскарович Греф, выдвинувший тезис интеграции в мировое авиастроение и дружбу с Боингом. Из эксплуатантов ярым противником оснащения авиакомпаний отечественными самолетами является зам министра транспорта Российской Федерации Валерий Михайлович Окулов. Пользуясь родством с Ельциным он добился начала оснащения российских авиакомпаний американскими самолетами. Украинские создатели авиационной техники во все кризисные годы оказались более профессиональными - они сохранили компетенцию проектрования самолетов (и Ан-70 является уникальным транспортным средством), а также авиационных двигателей, сохраняющих мировой уровень. Кстати, их инициативы по взаимной интеграции с росийскими авиастроителями были всегда искренними, в отличие от российской стороны, особенно после того, как ОАК возглавил Погосян. Сегодня погосяновцы сохраняют все свои позиции и должности в управлении отраслью, а также во всех КБ и ключевых самолетостроительных заводах. Пока ни один из руководителей не отступил от данных Погосяном установок...

  • Анонимно
    4.03.2015 09:48

    А почему бы в счет этих 3 млрд. не выкупить лицензию на производство АН-70, хохлы то врядли деньгами отдадут, даже за сбитый самолет они до сих пор не расчитались, и не хотят расчитываться.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль