Машиностроение 
4.03.2015

Казань отправила Шойгу летающие «шапки-невидимки»

К 2018 году Казанскому авиазаводу надо подготовиться к серийному производству Ту-214 для радиоэлектронной борьбы

Как сделать так, чтобы на площади в сотни километров вооружение противника ослепло и оглохло, а свое при этом исправно работало? Именно эту проблему решает комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Рычаг-АВ», который производят на Казанском оптико-механическом заводе (КОМЗ). Сегодня предприятие сдало военным первые три вертолета, на которых установлена эта система, а весь заказ — 18 машин — и тянет для предприятия на 11,5 млрд. рублей. За проводами вертушек наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».

Только заглянув внутрь вертолета, можно понять, что эта машина особенная: салон под завязку забит «шкафами» и «ящиками» с аппаратурой

А С ВИДУ ОБЫЧНЫЙ ВЕРТОЛЕТ

Внешне вертолет Ми-8-МТПР1 ничем не отличается от обычного военно-транспортного Ми-8, на основе которого он и сделан. И только заглянув внутрь, можно понять, что эта машина особенная: салон под завязку забит «шкафами» и «ящиками» с аппаратурой, между которыми едва хватает места для кресел операторов. Кстати, вертушки — производства Казанского вертолетного завода.

«Вертолет с «Рычагом» обеспечивает подавление радиоэлектронных средств противника и одновременно работу в зоне подавления собственной авиации, — рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора ОАО «КОМЗ» Алексей Панин. — Работает аппаратура в радиусе сотен километров». Это означает, что в зоне действия «Рычага» сбить наш самолет высокоточным оружием будет весьма затруднительно — «глаза» радиолокационных станций попросту не увидят его. Кроме того, комплекс одновременно может вести радиотехническую разведку, выявляя чужие источники электромагнитного излучения... Отметим, что предшественница «Рычага» — станция активных помех для групповой защиты авиации «Смальта» — была разработана еще в 70-х годах. Сегодня уже разрабатывается новое поколение «Рычагов», и Панин полагает, что КОМЗ как завод с большим опытом производства аппаратуры РЭБ вправе рассчитывать на получение заказа.

КОМЗ выпускает и другие комплексы РЭБ — «Ртуть»

ИНОСТРАНЦЫ ПРОСЯТ, НО ПОКА НЕ ДАДИМ

Собственно, возникает вопрос: что общего у оптического предприятия и средств радиоэлектронной борьбы? В провальный для КОМЗа 2011 год у предприятия завязались отношения с концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), и тот привлек на завод заказы по теме РЭБ. За четыре месяца было создано радиоэлектронное производство. «На самом деле, слово «оптика» — это только для названия предприятия, — говорит Панин, — завод сегодня многопрофильный». Отметим, что стоимость госконтракта КОМЗа на «Рычаг» — 11,5 млрд. рублей.

«Иностранные заказчики за «Рычагом» в очередь стоят, но пока продавать не будем», — продолжил рассказ о секретном изделии заместитель генерального директора ОАО «КРЭТ» Игорь Насенков. Он коротко остановился на особенностях работы КРЭТа в новых экономических условиях: «По 2014 год мы демонстрировали серьезный рост, каждый год выручка росла процентов на 30. Объем гособоронзаказа в 2014-м вырос на 50 процентов. Сегодня появились проблемы макроэкономического характера. Прежде всего они связаны с удорожанием импортных комплектующих, которые в нашей технике тоже есть. Второе — рост ставок по кредитам, которые сегодня стали фактически заградительными». Но Насенков довольно оптимистичен: «Подобные кризисы мы уже переживали, надеюсь, в ближайшие два-три месяца ставки опустятся если и не к прежним значениям, то к ним приблизятся... В целом для страны этот кризис может стать очередной точкой роста. Например, в прошлом году наш концерн выиграл работы по импортозамещению почти на 5 миллиардов». Важнейшей задачей заместитель гендиректора ОАО «КРЭТ» назвал повышение производительности труда. Здесь он привел удручающую статистику: «По выработке на одного работника мы в 7 - 10 раз отстаем от лучших мировых компаний-аналогов, сегодня у нас этот показатель — 1,9 миллиона рублей в год».

«РЫЧАГ» В ПОМОЩЬ АВИЗАВОДУ

Хорошие новости у КРЭТа оказались не только для КОМЗа, но и для Казанского авиационного завода им. Горбунова (КАЗ). Месяц назад сообщалось о том, что концерн совместно с КБ «Туполев» начал создание комплекса РЭБ, который планируется устанавливать на самолет Ту-214. «КРЭТ недавно участвовал в эскизном проекте, он был успешно завершен. По его результатам носителем аппаратуры РЭБ был выбран Ту-214 — его предприятия концерна будут начинять сложнейшей радиоэлектронной техникой, — напомнил сегодня Насенков. — Опытно-конструкторские работы должны завершиться в 2018 году, а далее — серийное производство». Неплохая перспектива для находящегося не в самом лучшем положении авиационного предприятия.

Потенциально это хороший заказ для КАЗа. Напомним, «БИЗНЕС Online» уже писал, что это как минимум 10 самолетов РЭБ на платформе Ту-214. И масштаб действий у этих машин, в отличие от Ми-8, будет более серьезный — в интересах фронтов и армий. Как полагают эксперты, выбор Ту-214 диктуется его летно-техническими характеристиками. Наверное, сыграла и возможность упростить вопросы интеграции планера и аппаратуры РЭБ, если ее будут делать казанские предприятия КРЭТ (на заказ рассчитывает и КОМЗ) — авиазавод-то находится по соседству.

Что касается сданных сегодня вертолетов, то до 15 октября 2016 года военные должны получить еще 15 комплексов РЭБ «Рычаг-АВ».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.03.2015 19:35

    Вот интересно, эти системы "оглохни-ослепни враг" сделаны на на микросхемах потенциального противника или это мега-супер прорыв из Сколково? В СССР мы сильно отставали микроэлектронике, неужели прорыв? Хоть один за 15 лет?

    • Анонимно
      4.03.2015 19:46

      сколько сейчас инженеры на комзе получают? Может вернутся в отчину.

    • Анонимно
      4.03.2015 21:39

      на комзе уверяют, что там нет ни одной импортной детали

    • Анонимно
      4.03.2015 22:02

      Почему противника. Обычные бракованные китайские

  • Анонимно
    4.03.2015 20:27

    Спасибо Бабаю, что смог сохранить для России и республики в сложные годы КОМЗ и другие предприятия оборонки Татарстана.Казак Поволжья

    • Анонимно
      4.03.2015 23:09

      Это Колесову зур рахмят надо говорить, а то отдали бы заказ Зеленограду или Москве

      • Анонимно
        5.03.2015 11:49

        Николаю Колесову - конечно, Бик Зур Рэхмэт! Это всё одна Шаймиевская школа.Он великолепный руководитель.Его КРЭТ хороший партнер для Татарстана.Какие шедевры технической мысли они делают.Сейчас важно готовить хорошие кадры: прекрасного специалиста выпестывают также долго и кропотливо как и великолепного медика.Казак Поволжья

  • Анонимно
    4.03.2015 21:26

    А эти штуки, реально рабоают?

    • Анонимно
      4.03.2015 22:52

      Не работают, за них просто так деньги платят заводу.

    • Анонимно
      5.03.2015 22:44

      В прошлом году произошел инцидент с эсминцем Donald Cook, вошедшим в акваторию Черного моря. Тогда российский бомбардировщик Су-24 применил против корабля ВМС США комплекс радиоэлектронной борьбы «Хибины», подавивший электронную систему управления вооружением «Иджис», после чего 12 раз сымитировал атаку на беззащитное судно.Янки ничего не смогли сделать, они были оглушены системой радиоподавления. После инцендента более 20 членов экипажа написали рапорты об увольнения из ВМС США.Казак Поволжья

    • Анонимно
      5.03.2015 22:49

      По информации поляков, ВВС РФ используют военные суда Альянса, как мишени, отрабатывая их «потопление».«Истребители Су-30 и бомбардировщики Су-24, базирующиеся в Крыму, 3 марта провели имитацию налета на американский крейсер USS Vicksburg и турецкий фрегат Turgut Reis», — пишет Wprost.«Целью учений была проверка механизмов „преодоления ПВО“ крейсера и фрегата, то есть максимальное приближение к судам для эффективной атаки. Напоследок россияне пролетели над всеми кораблями НАТО», — подытоживает польское СМИ.Казак Поволжья

  • Анонимно
    4.03.2015 23:03

    По 640 Лимонов за штуку ......это наверно на лампах и релюшках.

  • Анонимно
    5.03.2015 01:08

    КамАз обречен. Его закрытие - дело времени.

  • Анонимно
    5.03.2015 03:46

    А как ТУ 214 будут загонять на КОМЗ, они все таки поболее вертушек будут...?

    • Анонимно
      5.03.2015 15:26

      Вы о чем? Там и взлетной полосы нету. Уж точно на базе КАЗ .

  • спокойрый
    5.03.2015 07:15

    вот если бы это делалось для гражданских целях то было бы нормально а так для игры неадекватных патриотов для которых драка с кем то смысл жизни для страны это огромный минус в виде бессмысленного расходования потенциала экономического и человеческого

  • Анонимно
    5.03.2015 07:26

    Эту модель вертолета наверное лет 70 как собирают.

  • Анонимно
    5.03.2015 08:10

    Не надо врать! Все прекрасно работает. У мен сын на таком летает.

  • C'v
    5.03.2015 11:17

    Молодцы. Успехов.

  • Анонимно
    5.03.2015 12:25

    Молодцы КОМЗ! Только вот потенциальный противник тоже не сидит сложа руки.

    • спокойрый
      5.03.2015 23:09

      вот если бы у нас вместо того чтобы тратить усилия на создание этого железного чуда тратили усилия на то что бы оно не было нужно на чтение книги доктора спока как из врагов делать друзей тогда бы жизнь у нас была бы замечательной

    • Анонимно
      6.03.2015 15:44

      Жаль только, что высококлассную оптику убили, о гонят КРЭТовскую продукцию. КОМЗ уже давно не оптико-механический, а радиоэлектронный.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль