Общество 
9.03.2015

Генконсул Ирана: «Впервые слово «татары» я услышал в молодости»

Иранские спортсмены играют в «Рубине» и «Зените»

Накануне стартовал визит Рустама Минниханова в Иран, и в целом связи России и Татарстана с этой страной расширяются. Между тем, визу в Иран можно получить, даже не имея на руках билет и не бронируя гостиницу, и она будет действительна в течение трех месяцев. А гостиницу можно забронировать через интернет. Об этом сообщил генконсул Исламской Республики Иран в Казани господин Расул Багернежад Шаян, отвечая на вопросы читателей «БИЗНЕС Online» в ходе интернет-конференции.

Расул Багернежад Шаян

В ТЕБРИЗЕ ЕСТЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЙОН «ШАМБЕ-Е КАЗАН»

Господин Шаян, наш читатель Ринат спрашивает, когда вы впервые узнали, что есть такая нация — татары?

— Впервые слово «татары» я услышал в молодости. Слышал, что это народ весьма активный, хороший и сохраняющий семейные традиции. В Тебризе есть исторический район «Шамбе-е Казан», который всегда напоминает людям Тебриза о столице Республики Татарстан. И во время изучения Ислама в России, и работая с источниками в библиотеках Ирана, всегда вспоминаем о татарах.

В 922 году Ибн Фазлан Багдади, который по происхождению был иранцем, представил Иран вашему краю, и здесь началось распространение персидско-иарабской письменности. Связанные с этими событиями документы в формате CD и микрофильмы были нами переданы три года назад в департамент внешних связей президента Республики Татарстан.

— Интересно, проживают ли татары в Иране? Сколько их? (Максим)

— Миграция — это древнее явление, которое существовало в отношениях между различными странами, в том числе между Ираном и Россией. В иранской провинции Голестан проживают различные народы: туркмены, казахи и также татары. Но точной статистики о количестве татар, которые более 90 лет тому назад мигрировали в Иран, у меня нет. В прошлом году группа ученых из Татарстана с целью этнологических исследований ездила в провинцию Голестан.

ИРАНСКИЕ ФИНИКИ, ФИСТАШКИ, КОВРЫ РУЧНОЙ РАБОТЫ И... АВТОМОБИЛИ

Товарооборот между Татарстаном и Ираном снижается ежегодно. Планируется ли исправить ситуацию и каким образом, за счет чего? (Ильхам)

— Торговля между Ираном и Татарстаном, с нашей точки зрения, значительно возросла. Вы можете увидеть на ваших рынках товары иранского производства: финики, фисташки, фрукты, ковры ручной выработки, автомобили Samand и Pegoit 206. Но, возможно, эти товары прибывают в Россию из третьих стран. Важно то, что внешняя торговля между Ираном и Россией существует и как экспорт, и как импорт. Надеюсь, что в связи с новыми подвижками в отношениях между Ираном и Россией экономические связи и торговля между двумя странами найдут наибольшее развитие.

КАМАЗ продвигает свою продукцию на рынок Ирана с 2005 года. За это время в сотрудничестве были и достижения, и провалы. Ирану вообще нужны такие автомобили, как КАМАЗ? В чем состоят основные трудности во взаимодействии? Какие планы по реализации автомобилей в ИРИ? (Алексей)

— В настоящее время КАМАЗы ездят по иранским дорогам. У компании КАМАЗ хорошие связи с иранской компанией «Иран Отомобиль Тегранчи». Есть надежда, что они смогут обеспечить потребность Ирана в грузовых автомобилях.

print_648907_919126.jpg
Рабочий визит делегации во главе с президентом РТ Рустамом Миннихановым в Иран. 8 марта 2015 года

— В Татарстане делают хорошие вертолеты, которые пользуются спросом по всему миру. Нуждается ли в них Иран, есть ли планы и перспективы по их закупке? (Юрий Леонов)

— Вертолетостроение в Казани очень сильное. Во время визита иранских официальных лиц велись переговоры о покупке нескольких вертолетов, но необходимо решить вопрос по переводу валюты.

— В условиях санкций со стороны западноевропейских стран некоторые химические предприятия Татарстана заинтересованы в поставках из Ирана некоторых видов сырья. Есть ли конкретные договоренности в этой области? (Хусаинов Ринат)

— Если химические предприятия Татарстана письменно обратятся с просьбой о закупке химической продукции в Иране в наше представительство, мы окажем содействие в установлении связей между сторонами.

— Какие перспективы сотрудничества Татарстана и Ирана в сфере добычи и переработки нефти? (Эмиль Зиганшин)

— Сотрудничество Ирана и Татарстана в области добычи и переработки нефти существует, и стороны стремятся к развитию сотрудничества и отношений в этой области.

— В ноябре 2014 года состоялась встреча с вами по вопросам сотрудничества в области поставок сельскохозяйственной продукции и реализации совместных проектов в сфере агропромышленного комплекса. Последуют ли конкретные проекты? (Юдин)

— Сельхозпродукция Ирана по своим вкусовым качествам известна в мире. Когда вы пробуете иранские фрукты, овощи, зелень, их вкус и запах придают вам бодрость. Витамины, содержащиеся во фруктах в большом количестве, весьма полезны и ценны для здоровья человека. И стоимость этой продукции в сравнении с ценами других стран очень низкая.

Визит уважаемой делегации Республики Татарстан в Тегеран и Тебриз, который должен состояться 8 - 10 марта 2015 года, придаст импульс развитию сотрудничества в области сельского хозяйства. В этой связи необходимо добавить, что руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору господин Данкверт в начале марта направится в Иран для подтверждения качества сельскохозяйственной продукции и ее упаковки.

В ВУЗАХ КАЗАНИ ОБУЧАЮТСЯ 50 СТУДЕНТОВ ИЗ ИРАНА

— Сколько студентов из Ирана учатся в вузах Казани? (Жарова Надежда)

— Когда я приехал в Казань, здесь обучалось всего три студента из Ирана. На первом этапе при содействии официальных лиц России довели эту цифру до 51 человека. На данный момент количество иранских студентов, обучающихся по грантам и на контрактной основе, достигает примерно 50 человек. Министерство науки Ирана прилагает усилия по подготовке преподавателей для университетов Ирана.

— В каких вузах учатся иранские студенты?

— Наши студенты обучаются в Казанском федеральном университете и в Казанском техническом университете.

— Бывают ли в Казани выставки иранских художников, концерты иранских музыкантов и певцов? С удовольствием бы посетила. Когда планируются в 2015 году? (Нурия)

— До настоящего времени в Казани свои программы исполнили такие музыкальные группы, как Гольбанг, Фараби, Насут, Асаль, Мохтабад. Проведены Неделя дружбы женщин Ирана и Татарстана, а также Неделя культуры Тебриза в Казани. Надеюсь, что в 2015 году мы также сможем представить некоторые музыкальные группы, исполнителей мунаджатов, выставки художественных промыслов, каллиграфии и живописи в Казани и Тебризе.

26973.jpg
Выставка «Иран в зеркале искусства» в галерее «Хазинэ»

«СЫН УЧИЛСЯ В КФУ, А ВНУЧКА РОДИЛАСЬ В КАЗАНИ»

— Во XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в Казани приняла участие и сборная Ирана в составе 47 спортсменов. Какие виды спорта у вас наиболее развиты? В каких направлениях могло бы быть сотрудничество в деле развития спорта? (Ислам Узбеков)

— В Исламской Республике Иран хорошо развиты и развиваются волейбол, футзал, футбол, борьба, тяжелая атлетика, метание диска, велосипедный спорт и другие. Есть возможности сотрудничества в области обмена тренерами, спортсменами, инженерами-проектировщиками и специалистами в области строительства стадионов, а также проведения сборов команды «Рубин» на спортивной тренировочной базе на острове Киш в Иране.

Три наших спортсмена играли и играют в казанских командах: в футбольной команде «Рубин» раньше играл Алириза Хагиги, сегодня играет Сердар Азмун, в волейбольной команде «Зенит» играет Саид Маруф.

— Вы встречаетесь с теми, кто работает или учится в Казани? Наверное, генеральное консульство для них как островок Родины?

— Конечно, мы встречаемся, постоянно находимся на связи. Когда они приходят, и мы получаем удовольствие от общения, и они.

— Ваши студенты обращаются в консульство с какими-то проблемами?

— Слава богу, пока у студентов не было никаких проблем. Один раз в неделю они обязательно приходят в генконсульство, потому что у нас одна Родина. Это молодые ребята, и когда мы видим их, у нас прибавляется силы. Они как мои дети! У меня дети тоже примерно такого же возраста: сын учился в КФУ, а внучка родилась в Казани.

— Семья находится с вами в Казани?

— Моя жена находится со мной в Казани, а сын после окончания университета вернулся в Иран и открыл там свою фирму.

В ФЕВРАЛЕ РУКОВОДИТЕЛИ РЯДА ТУРФИРМ РОССИИ СЪЕЗДИЛИ В ИРАН

— Есть ли в Иране туристические компании и желающие посетить Россию и Татарстан? (Людмила Титова)

— У туристических компаний Ирана есть сильное желание сотрудничать с соответствующими компаниями Татарстана. И число лиц, которые хотят совершить поездку в Татарстан, также велико. Но все это зависит от воли и инициативы сторон.

В феврале этого года совершили поездку в Иран 10 руководителей туристических агентств России, в том числе два представителя из Татарстана. Иранская сторона полностью взяла все расходы пребывания этой группы на себя. Прямой авиарейс способствовал бы знакомству иранцев с Казанью, Булгаром и другими крупными городами Татарстана.

Многие наши читатели хотели бы посетить Иран и спрашивают, как можно получить визу, какие документы для этого требуются?

— Информацию о процедуре получения визы можно найти на официальном сайте генерального консульства Исламской Республики Иран в Казани kazan.mfa.ir в консульском отделе. Визу можно получить, не имея на руках билет и не бронируя гостиницу, поскольку иранская виза действительна в течение трех месяцев со дня выдачи.

Каким способом лучше забронировать место для проживания в Иране, если не хочешь столкнуться с проблемой прямо на месте? (Булат)

— Гостиницу в Иране можно забронировать через интернет на сайте www.hotelyar.com

...Хочу поблагодарить уважаемых читателей «БИЗНЕС Online» и выразить надежду в том, что в ближайшее время мы станем свидетелями более частых поездок официальных лиц Исламской Республики Иран и Российской Федерации и в рамках этого взаимодействия активизации сотрудничества между Ираном и Татарстаном. Мы приложим все усилия для Независимого Ирана и сильной России в мире!

Справка

Расул Багернежад Шаян родился в 1957 году в Тебризе. Окончил Институт международных отношений МИД — магистр политических связей.

1984 - 1986 — политический эксперт пятого политического управления МИД ИР Иран.

1986 - 1988 — политический эксперт посольства ИР Иран в Анкаре.

1988 - 1989 — политический эксперт двенадцатого политического управления МИД.

1989 - 1991 — эксперт по консульским и экономическим вопросам генконсульства ИР Иран в Баку.

1991 - 1998 — политический эксперт второго управления по Африке МИД ИРИ.

1998 - 2002 — политический эксперт, заместитель посла посольства ИРИ в Алма-Ате.

2002 - 2005 — заместитель руководителя первого политуправления по Западной Азии МИД ИРИ.

2005 - 2008 — советник и политический эксперт посольства ИРИ в Москве.

2008 - 2010 — советник и помощник генерального директора департамента МИД по СНГ.

2010 - 2011 — советник заместителя министра по Азии, Африке и СНГ МИД.

С марта 2011 — генеральный консул ИРИ в Казани.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (17) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.03.2015 10:01

    К чему врать то? Азмун уже за Ростов играет!

  • Анонимно
    9.03.2015 11:37

    Интересное интервью. Обратил внимание, что не написана биография консула в период шахского Ирана, т.е. до Великой Исламской революции.

  • Анонимно
    9.03.2015 11:39

    Пусть поможет нам Всевышний в наших добрых делах!

  • Анонимно
    9.03.2015 11:49

    Какие-то казенные ответы на задаваемые вопросы

  • Анонимно
    9.03.2015 12:57

    Рамки дружбы ограничены внешней политикой, шутил пограничник, увидев перелётных птиц и закрывая шлагбаум. Развитие отношений можно тормозить, но не остановить, дружба лучше санкций.

  • Анонимно
    9.03.2015 13:51

    Иран -- удивительная страна, чувство прекрасного, изящество, восточная тонкость у них в крови. Видела их женские журналы, посвящённые рукоделью -- это просто фантастика!

  • Анонимно
    9.03.2015 13:54

    Возможность появления более доступных контактов с Ираном можно только приветствовать.

  • Анонимно
    9.03.2015 14:05

    В свое время Иран хотел купить сотню самолетов ТУ в КАПО и финансы предлагал. Но наши смотрели в рот пиндосам.

  • Анонимно
    9.03.2015 19:40

    на БО была интересная статья про имама Хомейни. я был впечатлен. Думаю, у этой страны есть будущее

  • Анонимно
    9.03.2015 21:55

    Татары в Иране живут с 13 века и ранее, коренной народ Ирана хазарейцы – потомки чингисхановских татар. А их только в Иране - полтора миллиона. Кроме них есть много этнических групп татарского происхождения, например – бурджигины – прямые потомки собственного племени Чингисхана. Сейчас их иранцами считают. Татары переселились на Иран и во времена Золотой орды, и во времена Казанского ханства и в 19-м веке и в начале 20 века (Гараев Ринат «Затерявшийся след иранских татар»). Татар там не менее 2-х миллионов.

    • Анонимно
      10.03.2015 22:02

      Кто такой Гараев Ринат?

      • Анонимно
        11.03.2015 22:06

        В интернете была статья с таким названием. Гараев Ринат вроде работник института истории. Приведу статью полностьюЗатерявшийся след иранских татар Автор: Гараев Ринат Только сегодня мы начинаем осознавать, насколько масштабно имя татарского народа. Такое имя ко многому обязывает, заставляет мыслить шире и глобальнее. Татары – это поистине евразийское имя, которое не ограничивается рамками какого-то региона или страны. Оно как квинтэссенция кочевого духа словно скачет по миру, всюду оставляя свой след. Это имя и сегодня связывает нас с многими великими событиями прошлого, с далекими странами и народами. Одной из таких стран, о которой в Татарстане пока знают немного, но постепенно начинают узнавать, является Иран. В данной статье мы попытались найти затерявшийся в истории след иранских татар.Татары в персидской культуреВ этом году предстоит весьма знаменательное событие – презентация двух книг, которые должны стать первыми изданиями по истории и этнографии татарского народа на персидском языке. Обе книги представляют собой коллективный труд ученых Института истории Академии наук республики Татарстан. Данный шаг призван ознакомить научную общественность Ирана с татарами – народом, с которым Иран связывает множество зримых и незримых культурно-исторических связей. Татарская культура развивалась в тесной связи с персоязычным миром, который считается колыбелью современной мусульманской цивилизации. Можно сказать, что персидское влияние, хоть и опосредованное Средней Азией, было определяющим для всей татарской культуры на протяжении целого тысячелетия. Персидская культура также полна аллюзий на тюрко-татар как наследников кочевых империй прошлого... К сожалению, сегодня иранцы в основной массе мало знакомы с татарами. При упоминании имени татар у большинства из них в лучшем случае возникают ассоциации с дикими кочевниками, которые в прошлом завоевали их страну и разорили один из важнейших центров исламской цивилизации - город Багдад. Большинство их просто никогда не слышали о существовании татар. Некоторые иранцы, преимущественно представители старшего поколения, вспоминают также экранизацию полуфантастического романа Жюля Верна «Михаил Строгов», которая транслировалась по иранскому телевидению в 1970-е гг. Этот приключенческий роман написан в 70-е гг. XIX века в характерном для этого жанра духе и описывает события, как бы произошедшие в современное читателям время на краю цивилизации - в далекой Сибири. В романе Михаил Строгов — курьер на службе у царя Александра II. Когда татарский хан Феофар поднимает восстание на востоке Сибири, Строгов по поручению царя отправляется в Иркутск. Задача Строгова — предупредить губернатора Иркутска, родного брата царя, о готовящемся против него заговоре и государственной измене Ивана Огарёва. По пути он встречает Надю Федорову, Гарри Блоунта — репортёра английской газеты, и сотрудника французской газеты Алсида Жоливе. Блоунт и Жоливе едут почти той же дорогой, что и Михаил, постоянно разъезжаясь и встречаясь по пути. Вскоре Михаил и Надя попадают в плен к возглавляемому Иваном Огарёвым отряду татар. Их обвиняют в шпионаже. По приговору хана Феофара, Михаила, в соответствии с татарскими законами, ослепляют, проведя ему по глазам раскалённым мечом. Вскоре Наде и Михаилу удаётся бежать, и они с помощью одного из сибирских крестьян добираются до Иркутска, где успевают предупредить губернатора.Существует версия, что прототипом хана Феофара стал последний казахский хан-чингизид Кенесары Касымов, который провозгласил себя правителем всех трех жузов и возглавил национально-освободительное восстание в 1837-1847 гг. Восстание сопровождалось проявлениями поистине азиатской жестокости, что получило отражение в произведении Ж.Верна и очень откровенно было показано в кинематографической версии романа. Разумеется, фильм «Михаил Строгов» мог лишь усугубить укоренившийся среди современных иранцев образ татарина как дикого кочевника и врага цивилизации. Однако в умах наиболее просвещенных персов слово «татары» вызывает и несколько иные ассоциации.Та часть иранской интеллигенции, которая хорошо знакома с шедеврами классической персидской поэзии, может также поведать о «татарском мускусе» и «татарской лани», о которых писали их виртуозы поэтического слова – Манучехри, Насир-и Хосроу, Саади, Хагани и Низами Гянджеви. С незапамятных времен татарской ланью в Персии называли особый вид лани – мускусную кабаргу, обитающую на горных склонах Гималаев и Тибета и вырабатывающую ароматическое вещество – мускус, который издавна применялся в производстве благовоний. Благодаря этому особому аромату татарская лань стала устойчивым поэтическим образом. «Мускус там, где была татарская лань» - пишет Манучехри. Низами вторит ему: «Татарская лань пасется на гиацинтовых полях, оттого ветер приносит на базар аромат мускуса». Хаггани продолжает: «Пленяет татарскую лань твой чарующий янтарный взгляд».Кто они - татары средневекового Ирана?Согласно иранским источникам, татары появились в Иране в 1230-1243 гг. в составе монгольской армии. После победы монголов над войском сельджукского правителя Кайхусрава в битве при Кёсе-Даге в 1243 г. большая часть этих татар осела в Анатолии. Как известно, их предводителем был монгольский полководец из племени йесут Байджу-нойон, который получил от Хулагу-хана большие земельные пожалования и потомки которого были наместниками анатолийских владений хана. Эти татары получили именование «кара татар» (черные татары) или «кюйин татар».В конце XIV века анатолийские кара-татары оказались под властью Османов и, неожиданно перейдя на сторону Тамерлана, сыграли решающую роль в разгроме османской армии в битве под Анкарой в 1402 г. Тогда многие из них переселились на восток в Хорасан, получив щедрые пожалования от их нового сюзерена. С этого времени в Иране постоянно проживала небольшая группа тюркоязычных татар. Их сородичи, оставшиеся в Анатолии, и по сей день проживают в Турции и наряду с полукочевыми туркменами и йозгатами считаются одной из этнографических групп турецкого народа. Судьба хорасанских кара-татар сложилась несколько иным образом.Хорасанские кара-татары, именовавшиеся на фарси «карайи», в XVI-XVII вв. стали служить Сефевидским правителям, которые опасались их многочисленности и военной доблести, а потому стали расселять их в различных районах Ирана и Афганистана. В 1735 г. Надир-шах собрал около 4000 татарских семей и поселил их в окрестностях городов Торбат-е Хайдарийе и Хаф, поставив над ними начальником Наджафали Кули-Хан Кара Татара. Сыновья этого военачальника Сардар Исхак Хан Караи-Турбати и Сардар Мухаммад Хан Караи-Турбати, воспользовались хаосом и неразберихой, начавшимися после смерти Надир-шаха, и создали независимое ханство на востоке Ирана, которое было окончательно подчинено новой иранской династией Каджарами только в конце 1820-х гг. Члены этой семьи вплоть до 1925 г. были наместниками в Торбат-е Хайдарийе – одном из важных военно-политических центров на востоке страны.Пришедший к власти в 1925 г. Реза-хан Пехлеви начал политику насильственного переведения кочевых народов на оседлый образ жизни. Многие кара-татары, которые и раньше утратили родной язык и перешли на персидский, оказались в городах, где окончательно растворились среди персоязычного населения, оставив след во внешнем облике некоторых хорасанцев, отличающихся широкими скулами и раскосыми глазами. Татары в современном ИранеТем не менее, татары не растворились бесследно и оставили напоминания о своем пребывании в самых разных уголках Ирана. Мне удалось выяснить, что около двадцати географических объектов в современном Иране, среди которых есть села, деревни, холмы, кладбища, имеют в своем названии элемент "татар". Эти объекты разбросаны на огромной территории от границ с Ираком, Турцией и Арменией до Туркмении и Афганистана. Большая их часть связана с историческими «черными татарами», которые жили на западе Ирана рядом с турецкой границей, и на востоке страны – в районе Торбат-е Хайдарийе, Хафа, Кашмара, Махмудабада, Торбат-е Джам, Солтанабада и Торшиза. Несколько кланов «кара-татар», расселенных 400 с лишним лет назад Сефевидами, проживают в центральных районах Ирана - провинциях Йезд и Керман, а также в окрестностях Шираза в составе племенного союза кашкайцев, состоящего из персоязычных, тюркоязычных и арабоязычных племен. Часть черных татар оказалась в Афганистане, и их представитель Камалуддин Татар принял в 2007 году участие в IV съезде Всемирного татарского конгресса в г. Казани, где он заявил, что в Афганистане проживают 500 000 татар.Однако не все татарские названия можно увязать с потомками монгольских захватчиков Ирана. Некоторые из них имеют свою историю. Зимой 2011 г. мне удалось посетить деревню Нижний Татар (Татар-е пайин, Татар-е софля), расположенную в провинции Голестан, примерно в 100 километрах от туркменской границы. В непосредственной близости от этой деревни находятся еще два населенных пункта с похожими названиями – Верхний Татар и Татарский Байджик (Карасу). К сожалению, мое пребывание в этой деревне была весьма коротким, и я не смог осмотреть все деревни этого «татарского анклава» в преимущественно туркменской по этническому составу провинции Голестан, однако мне удалось собрать общие сведения об этой деревне.Общее население всех трех населенных пунктов составляет по самой скромной оценке 12 000 человек. Согласно официальным данным, Верхний Татар получил статус города несколько лет назад, и в нем наряду с татарами проживают туркмены, персы, курды, белуджи и семьи беженцев из Афганистана. Нижний Татар – самое маленькое село этого «татарского анклава», в котором насчитывается не более 500 дворов. К сожалению, я пробыл там лишь около трех часов, однако успел побеседовать с аксакалами, которые собрались на вечерний намаз в одной из двух мечетей села. Жители села называют себя татарами и все носят одну и ту же фамилию Татари. По утверждению аксакалов, примерно 200 лет назад их предки переселились в северный Иран из России (один из респондентов даже уточнил, что они пришли с территории Сибири, несколько других помимо России упомянули в качестве прежних мест обитания их предков также Китай, Туркмению и Казахстан). Их предки вели полукочевой образ жизни и окончательно перешли к полной оседлости только в 1930-е гг. По одной из версий, причиной перекочевки была некая эпидемия, и их предки выбрали эти места по причине наличия чистой проточной воды.Жители села говорят на туркменском языке, придерживаются суннитского толка Ислама (ханафитский мазхаб). Важную роль в религиозной жизни жителей села играет суфийский тарикат Накшбандия. Имеются сеиды (потомки пророка Мухаммада), которых называют «ходжа». Любопытным представляется тот факт, что старики и некоторые молодые прихожане мечети носят традиционную одежду, которая сильно отличается от туркменского национального костюма, и напоминает традиционную одежду татар дореволюционного периода.Большая часть жителей села внешне не сильно отличается от туркмен, представляя собой переходный тип от монголоидной расы к индо-иранской ветви европеоидной расы. Однако мне удалось увидеть немало людей со светлой кожей, светлыми волосами, зелеными или даже голубыми глазами с отсутствием характерного для тюрков Цетральной Азии эпикантуса. Как я понял, сами жители села связывают подобные признаки с российским происхождением своих предков.Жители села делятся на четыре клана – Джафарбай, Джафаратабай, Гёклен и Йомуд (Коджук), которые являются известными племенными подразделениями туркменского народа.Одним из значимых событий, которое остается в памяти пожилых людей, был некий приграничный конфликт с российскими войсками в 1908 г., когда в ходе перестрелки между жителями села и русскими солдатами погибло несколько человек, в том числе женщины и дети. Их могилы известны на местном кладбище как могилы шахидов.К моему удивлению, жители села прекрасно знали о существовании Республики Татарстан со столицей в городе Казань, они с большим интересом следят за новостями из Татарстана, передаваемыми по иранским телевизионным каналам. Известно также, что мулла из соседнего села Татарский Байджик (Карасу) Сеид Ахунд Татар ранее приезжал в Татарстан. Старики также хорошо отзываются о дореволюционных мусульманских изданиях татарской типографии в Казани, которые имели хождение среди их отцов и дедов. Население села примерно 3000 человек (по оценке самих жителей). В селе имеются 2 мечети и 1 школа. Дома строятся в основном из кирпича, имеются и деревянные строения. Основу хозяйства составляет земледелие: бахчевые культуры (дыни, арбузы), томаты, пшеница, ячмень, рис, хлопок. Развитию земледелия способствует благоприятный влажный климат, что связано с близостью Каспийского моря. Распространено отгонное скотоводство, в том числе коневодство (однако, конину в качестве пищи они не употребляют). Традиционными развлечениями являются конный спорт (байга) и борьба на поясах (куреш). Популярным танцем является «Зикр-и ханджар», который исполняют несколько мужчин, держащих над головой кинжалы и выкрикивающих слова прославления Всевышнего и благословения пророка Мухаммада. Проводятся состязания певцов, музыкантов, поэтические конкурсы. Наиболее популярным поэтом считается знаменитый туркменский поэт Махтумкули. Помимо мусульманских праздников празднуется Науруз (Наврыз байрамы).Среди выходцев села известен иранский художник Аннамухаммед Татари (род. 1956 г.). Его работы, выполненные в стиле этно-авангард с использованием традиционных туркменских мотивов, хранятся в Британском музее Лондона, Тегеранском музее современного искусства, фондах Иранской академии искусств и других музеях мира. Он принимал участие в различных выставках и биеннале международного уровня, проходивших в Англии, Франции, Италии, Португалии, Венесуэле, Иордании, Армении, Индии, ОАЭ, Марокко и т.д. К сожалению, собранная мною информация носит весьма поверхностный характер, и в дальнейшем необходимо организовать этнографическую экспедицию для более подробного изучения жителей этого села и двух соседних сел, носящих имя Татар. Однако на основании имеющейся информации уже можно выдвинуть версию о наличии исторической связи между жителями вышеназванных трех сел, и сибирскими татарами.В любом случае, сам факт наличия у компактно проживающей в Иране и возможно не единственной группы тюркоязычного населения самоназвания «татар» многое меняет, и в первую очередь меняет имидж татарской нации. До настоящего времени татары позиционировались почти как европейская нация, а наиболее активная часть зарубежной татарской диаспоры географически была связана с Европой (Финляндия, Литва, Белоруссия, Румыния, Германия, Австралия, США и т.д.). Турция, в которой в разные периоды истории находили пристанище десятки, а то и сотни тысяч татар, сегодня обладает исключительным положением в мусульманском мире и в каком-то смысле является частью Европы. Китай и Япония, которые также приняли большое количество татарских эмигрантов, в культурном отношении также ориентируются на западный мир, поэтому и проживавшие там татары при первой возможности стремились эмигрировать в США, Австралию и другие западные страны. В данном случае, Иран и Афганистан становятся единственными странами проживания татарской диаспоры, которые можно считать частью «глубинной Азии», гораздо в меньшей степени затронутой западным культурным влиянием. Развитие связей с татарской диаспорой этих стран может помочь преодолеть сложившийся европейский «перекос» в международных связях татарского народа. Выявление этого азиатского компонента татарской диаспоры, сосредоточенного у тому же в странах, считающихся цивилизационным ядром исламского мира, и ставших органичной частью традиционных мусульманских обществ, позволяет в более полной мере осознать историческую связь татар с миром Ислама. Таким образом, татары не всегда укладываются в стереотипный образ неких европейски ориентированных мусульман, несущих европейские ценности народам Востока, как это было в Средней Азии. Это показывает подлинно евразийский характер татарской нации, соединяющей в себе Восток и Запад, традиции исламской культуры и лучшие достижения западной цивилизации. Исмагил ГибадуллинЭксперт Центра евразийских и международных исследований Казанского федерального университета, секретарь Татарстанского отделения Организации солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки.

  • Анонимно
    10.03.2015 09:26

    Ответы уж слишком официальные. Сотрудничество с Ираном пока очень слабое. Особенно в экономическом плане.

  • Анонимно
    10.03.2015 11:41

    Очень вкусные иранские финики!

  • Анонимно
    10.03.2015 20:05

    Слишком "вышколеные" ответы. Может это профессиональное дипломатическое "пятно" в манере общения? Наверное, посол не может говорить черт знает что, в отличии от интервью какого-нибудь здешнего руководителя предприятия или телеведущего.

  • Анонимно
    12.03.2015 11:14

    Насчет туризма в Иран-это хорошая идея. Надо только прямые авиарейсы из Казани в Тегеран и обратно, или чартеры организовать. Цены там дешевые. Отдых разнообразный-от катания на горных лыжах, пляжном отдыхе зимой на о.Киш, до осмотра средневековых достопримечательностей. Народ отличается от Египта и Турции-приставать не будут. Можно организовать и обратный туризм-средний класс в Иране есть, и их интересуют поездки за границу. Единственная проблема для туристов -нельзя открыто употреблять спиртное и в ощбественных местах женщины должны носить платок.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль