Культура 
21.03.2015

Как двух живописцев поссорили с минкультом РТ 90 тысяч рублей

На московском «Наврузе» татарстанские художники представят не республику, а самих себя

На этой неделе в Московском доме национальностей открылась выставка татарстанских художников — представителя наивного направления живописи Альфрида Шаймарданова и реалиста Ирика Мусина. К событию они начали готовиться почти за год: в прошлом апреле обратились в минкульт РТ, без ходатайства которого МДН не предоставляет площадь под экспозиции, составили смету и стали ждать. В тонкостях национальной живописи и нюансах официальных отказов пыталась разобраться корреспондент «БИЗНЕС Online».


Дина Ахметова и Альфрид Шаймарданов
Дина Ахметова и Альфрид Шаймарданов

КАЗАНСКИЕ ХУДОЖНИКИ В МОСКОВСКОМ ДОМЕ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Московский дом национальностей открылся в 2003 году при комитете межрегиональных связей и национальной политики города. Цель — объединить многонациональное население столицы, предоставить возможность всем жителями вне зависимости от этнической и конфессиональной принадлежности проводить самим и принимать участие в самых разных мероприятиях — от круглых столов, посвященных обсуждению национальных проблем, до масштабных этнических фестивалей. В разное время здесь выступали Фазиль Искандер, Иосиф Кобзон, Ренат Ибрагимов, Чингиз Айтматов и другие знаменитые представители нетитульных национальностей России. Последние несколько лет при учреждении также проходит праздник «Навруз», в рамках которого в Москву приглашаются тюркские художники, фотографы, танцевальные и песенные ансамбли со всей страны и даже из бывших союзных республик. В этом году Татарстан на «Наврузе» будут представлять художники Альфрид Шаймарданов и Ирик Мусин с выставкой «Этническое пространство. Запад — Восток». Впрочем, сами они утверждают, что в свете сложившейся вокруг московской поездки ситуации представлять собираются скорее самих себя, чем республику.

Открытие выставки состоялось 19 марта. Для 20 работ Мусина и 35 работ Шаймарданова руководство МДН выделило три зала галереи. Увидеть картины можно будет до 13 апреля включительно. «Эта выставка — попытка татарстанских художников осмыслить культурные традиции тюркского мира, определить свое место в общем этническом пространстве, — объясняет куратор проекта, старший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства АН РТ Дина Ахметова. — Кроме того, выставляться в Москве всегда очень полезно: это новые связи и знакомства. Несколько искусствоведов, галеристов, кураторов уже сообщили нам, что собираются приехать и посмотреть на работы».

Шаймарданова и Мусина московская публика уже знает достаточно хорошо. Оба являются членами союза художников России, первый стабильно выставляется в столице и за рубежом, второй — обладатель премии им. Фешина, победитель многочисленных международных конкурсов современного искусства. «Картины Мусина — это метафизический, созерцательный реализм, хотя порой на них можно увидеть и нарочитое искажение действительности, заострение черт. В его творчестве преобладает пастораль, национальная тематика, а вечные сюжеты подаются в оригинальной форме», — комментирует работы художника Ахметова. Шаймарданов, в отличие от коллеги, самоучка: после 30 лет он решил бросить работу на казанской киностудии и с головой ушел в наивную живопись. Многие его картины («Первый татарский космонавт», «Сальвадор Дали в Казани», «Майя Плисецкая в Африке») разошлись по музеям и частным коллекциям; художник лично знаком с мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом, который в свое время тоже приобрел у него несколько холстов. «Людям непосвященным может казаться, что наивная живопись — баловство взрослого человека, который просто не умеет рисовать, — объясняет корреспонденту «БИЗНЕС Online» Шаймарданов. — Но в простых формах зашифрованы символы, растолковать которые под силу только продвинутой публике. А так как московские искусствоведы по регионам не ездят, приходится самим привозить работы в столицу...»

Правда, добраться до столицы, несмотря на широкую известность и благородную цель поездки, художникам оказалось не так уж просто.

МИССИЯ ПРОВАЛЕНА, ИЛИ 90 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ОТ МИНКУЛЬТА

В декабре 2013 года картины Шаймарданова экспонировались в московском Музее наивного искусства — именно тогда им заинтересовались представители МДН. Получив предложение поучаствовать в фестивале «Навруз», Альфрид вернулся в Казань и отправился прямиком в республиканский минкульт, а точнее — к начальнику отдела развития музейного дела Дамиру Натфуллину. «Чтобы выставку разрешили, нужно было официальное ходатайство от медийного холдинга или от государственного ведомства, и мы по глупости выбрали министерство», — вспоминает художник. По словам Шаймарданова, ходатайство у чиновников пришлось выбивать почти три месяца (с апреля по июнь 2014 года), а финальным аргументом для минкульта стала угроза обращения в аппарат президента РТ. «В очередной свой визит я переписал все имена и должности и пообещал обратиться в АП. Через день все было готово», — рассказывает Шаймарданов. В отделе развития музейного дела эту информацию нашему изданию комментировать отказались.

18298_667757700036139_1270262948645114518_n.jpg
Ирик Мусин (третий слева), Альфрид Шаймарданов (третий справа)

Однако после истории с ходатайством мытарства не закончились: в следующий раз художники под предводительством куратора Ахметовой пошли к Натфуллину со сметой. Площадь под выставку МДН предоставляет совершенно бесплатно, но на дорогу, перевозку картин и представительские расходы средства все равно нужны. У минкульта было решено просить 90 тыс. рублей, 20 из которых должны были пойти на фуршет, буклеты и оформление зала. Когда Натфуллин рассказывал нашему корреспонденту, почему его отдел не счел нужным выделять средства на выставку, особый упор он делал именно на эту сумму: «Фуршеты мы вообще никогда не оплачиваем», — пояснил чиновник. Справедливости ради стоит отметить, что стоимость проезда художникам и куратору все же обещали возместить — об этом стало известно за несколько дней до поездки. По возвращении Мусин, Шаймарданов и Ахметова должны будут отнести свои плацкартные билеты сотрудникам ведомства и получить компенсацию — всего чуть меньше 10 тыс. рублей. Картины все же пришлось транспортировать за свой счет.

Мероприятие не было включено в план на 2015 год, — объясняет свою позицию начальник отдела развития музейного дела минкульта. — Ввиду огромного дефицита средств мы не можем поддерживать всех, поэтому отбор проектов осуществляется на конкурсной основе. В ходе конкурса мы в первую очередь обращаем внимание на заявки от общественных объединений. Кроме того, мы следим, чтобы в заявке была грамотно обоснована значимость проекта.

«ЧИНОВНИКИ ПОСТАВЯТ СЕБЕ ПЛЮСИК»

По мнению Натфуллина, персональная выставка двух художников, которые организуют ее в том числе и с целью продажи картин, не может считаться для минкульта приоритетным проектом. «Я не хочу сказать, что это полностью коммерческая инициатива... Но мы ведь оказали им информационную поддержку, разослали пресс-релиз, отправили ходатайство для предоставления площади!» — подчеркивает свои заслуги Натфуллин. К слову, пресс-релиз, выложенный на сайте ведомства, начинается со слов «Министерство культуры РТ...» — получается, именно оно, а потом уже все остальные организации представляет выставку татарстанцев в Москве.

«Как я буду говорить в Москве, что представляю Татарстан?» — возмущается Шаймарданов. Участникам поездки пришлось вложить в проект личные средства, а продажа картин, которой они зарабатывают на жизнь, стабильного дохода не приносит. Обвинения, которые художники предъявляют минкульту, понять нетрудно, однако складывается впечатление, что они совсем не готовы принять тот факт, что и нестабильная творческая профессия, и решение об организации выставки — личный выбор, за который нужно уметь нести ответственность. «Чиновники поставят себе плюсик, мол, мы молодцы, провели мероприятие, — за день до открытия выставки Альфрид снова позвонил нашему корреспонденту. — А мне просто стыдно будет перед людьми, потому что тут от всех регионов приехали руководители, а у нас ни буклетов, ни информации, ни стенда с национальным декоративно-прикладным искусством, ни представительства...»

Больше всего художников и куратора возмущает даже не отказ финансировать перевозку картин и печать буклетов, а неопределенность, которой на протяжении всего прошедшего года были окутаны обещания и высказывания сотрудников отдела минкульта. «Могли бы сразу сказать, что ничего не будет, мы бы искали альтернативные пути», — говорит Ахметова.

БЕСПОКОЙСТВО ХУДОЖНИКОВ ЧИНОВНИКАМ НЕ СВОЙСТВЕННО

Эксперты «БИЗНЕС Online» уверены, что поиски нужно было начинать, не дожидаясь официального отказа, а также утверждают, что даже представителю наивного направления в живописи в наше время противопоказано быть наивным.

Александр Шадрин — художник:

— Про выставку я не слышал, но в связи с ситуацией у меня сразу возникает вопрос: для чего вообще существует министерство культуры? Чем занимаются сотрудники ведомства? И чем они должны заниматься? Содействовать организации подобных мероприятий — их наипрямейшая обязанность. В данном случае художники делают их работу — дают идею, чтобы чиновники не сидели и не думали, какой бы еще проект организовать. Получается, люди пришли с инициативной, а наткнулись на такое отношение... Лично я стараюсь вообще не пересекаться с госорганизациями. Я всегда делаю все самостоятельно, не привык кланяться, да и знаю, что все равно ничего не получится — жизненный опыт.

Ильгизар Хасанов — художник:

— Дело в том, что у министерства культуры довольно небольшой бюджет, и он детально расписан на год вперед. Поэтому когда появляется какой-то новый персонаж — художник или композитор, к нему относятся не очень одобрительно, любое такое вкрапление в привычный ход вещей сбивает с толку. У чиновников просто не хватает гибкости, и дело тут не лично в сотрудниках — такова сама структура ведомства, его порядки. Там работают кабинетные люди, которые привязаны к телефону и могут месяцами заниматься годовым отчетом — и за нас отчитаются, и за вас, и за всю культурную жизнь города. Беспокойство художников чиновникам не свойственно, хотя их работа тоже важна — ведь кто-то должен и бумагами заниматься. Просто нужно понимать, что минкульт существует, не чтобы опекать и лоббировать культурные проекты, а чтобы курировать бюджеты, идущие на культуру.

Но художники могут рассчитывать на гранты: чтобы получить деньги, нужно написать заявление, обосновать значимость проекта. Правда, эти гранты хитрые и не годятся для физических лиц — только для коллективов. На это можно либо обижаться, либо жить своей жизнью и пытаться находить какие-то альтернативные источники поддержки. К сожалению, у нас в городе почти нет бизнесменов, которые владели бы необходимыми культурными кодами, с которыми можно было бы общаться на эту тему и провоцировать их (в хорошем смысле слова) на какие-то события, выставки. Обычно они выступают в роли наблюдателей, которые выжидают — выживет проект или не выживет. В городе сложилось некое маргинальное состояние, которое вроде бы всех устраивает, и все, кто не согласен, по негласному правилу уезжают в Москву.

Еще добавлю, что многое в ведомстве зависит от конкретных персоналий. Был в Москве такой Сергей Капков. Раньше у столицы тоже были министры культуры, но их по имени никто не знал, была большая текучка. Но пришел инициативный лидер и все разворошил — парки сделал, дорожки велосипедные. Если появится лидер, который скажет: «Что-то мы скучно живем, давайте-ка расчищать наши конюшни!» — может, что-то и поменяется.

Гузель Файзрахманова — искусствовед:

— Республика должна себя как-то представлять — в этом плане чем больше масштабных проектов, тем лучше. Но у меня двойственное отношение к ситуации. С одной стороны, если министерство пообещало помощь, оно должно довести дело до конца. С другой, у ведомства существуют целевые программы, средства расписаны на годы вперед. Я тоже могу прийти и сказать, что хочу делать выставку, но возникает вопрос: почему мой проект приоритетнее, чем другие.

Наверное, правильнее со стороны министерства было бы сразу предупредить, что оплате подлежит только дорога, чтобы художники не тратили зря силы и время. Но художники ведь тоже не совсем наивные люди и должны понимать, что в этой ситуации лучше было подстраховаться, найти спонсоров. Неправильно думать, что минкульт всем без конца все должен. Правда, к сожалению, частных или коммерческих фондов поддержки искусства у нас в городе тоже нет.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (12) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.03.2015 10:39

    выход один - создать собственный фонд.

  • Анонимно
    21.03.2015 12:33

    Творческих людей надо поддерживать, помогать, холить ...

  • Анонимно
    21.03.2015 15:49

    Мудрые слова: "...для чего вообще существует министерство культуры? Чем занимаются сотрудники ведомства? И чем они должны заниматься? Содействовать организации подобных мероприятий — их наипрямейшая обязанность. В данном случае художники делают их работу — дают идею, чтобы чиновники не сидели и не думали, какой бы еще проект организовать. Получается, люди пришли с инициативной, а наткнулись на такое отношение... ".Спасибо художникам. Они почти что на голом энтузиазме поднимают значение "татарский народ". Вот в этом отношении к ценностям каждого татарина и кроется словоблудие Хакимовых, свою роль, как чиновники, которые видят не в поднятии и поддержке каждого (подчеркиваю каждого) талантливого татарина, а переливании из пустого в порожнее "евроислама", "арабская борода", "арабский платок"... достали уже татарские чиновники из еврокомсомола Хакимовы.

  • Анонимно
    21.03.2015 17:11

    "Дружи с художниками, - наставлял сына Медичи, - Они никогда не захотят занять твое место, а если повезет, прославят тебя в веках". Так и получилось, кто бы помнил этих Медичи, если бы не художники? Наши властьимущие, очевидно, не Медичи, нет. Так и канут ведь в Лету. Кто про вас вспомнит?

  • Анонимно
    21.03.2015 22:37

    Ндаааа, за весь день - 4 коммента к статье. Наглядный показатель отношения нашего общества к данному вопросу. Как Рафаэль абыя покритиковать или про "Адмирал" поговорить - все туточки. Искусство и наш народ - как-то отдельно. Главное, не пойму, почему. Вроде, и безкультурными назвать не могу, не за что. Люди, что не так? Почему вам неинтересен этот вопрос? Ведь эти ребята - цвет татарского народа, они прославят нас в веках. Руки опускаются...

  • Анонимно
    21.03.2015 22:40

    Не, наше министерство - это та прачечная, помните, советский еще анекдот? Туда зайти неприятно, хамство, самодовольные чиновники, которые и разговаривать по-человечески не умеют и пр. Не пропустят, наверно, этот коммент.

  • Анонимно
    21.03.2015 23:27

    Может мой совет и глупый и наивный, но хотелось бы вот что сказать: художник - это Дар Божий! Это человек творчества, мысли которого там, где Всевышний... Вы джны понимать, что вы люди не простые, на вас печать Божья, вы дарование миллионов людей! Но второе, без которого трудно жить с пониманием первого -это то, что у каждого художника должн быть импрессарио, продюссер, менеджер, который за будущую мзду (а пока только из понимания того, что он находится рядом с гением, имеет возможность жить в эпоху гения, быть рядом и помогать гению) занимается продвижением информации о художнике, о его работах, занимается поиском поддержки меценатами работы, жизни художника.

  • Анонимно
    22.03.2015 20:08

    Знаю и ценю творчество Альфрида давно. Это уникальное культурное явление. Пройдут годы - Казань будет гордиться, что здесь жил и творил Замечательный художник Шаймарданов. Биографы славно опишут, как всякие натфуллины "помогали" художнику "татарскому Руссо". И бюрократические оправдания о бюджетах и коллективах будут выглядеть совершенно помойно. А.Халитова, коллекционер. Москва

  • Анонимно
    22.03.2015 20:43

    Хотелось бы пожелать таким дарованиям ТАТАРСТАНА, которые из -за всех сил стремятся прославить ТАТАРСТАН, найти достойную поддержку в аппарате Министерства Культуры. Ведь они делают нужное дело !!!!

  • Анонимно
    23.03.2015 22:15

    Дина Ахметова - уважаемый в московской среде искусствовед!Респект ей за то,что достойно представила художников из Татарстана.Ну а при таком отношении минкульта РТ ,в лице Дамира Натфуллина,художников кончат,как явление...

  • Анонимно
    24.03.2015 19:18

    Хотя я далек от искусства, но внимательно слежу за творчеством данного художника. Даже странно, что при такой поддержке нашего региона Москвой ... данным художникам не дают финансовой поддержки из министерства Культуры. А если допустим, что данный художник " при жизни" станет знаменитым, в чем я даже и не сомневаюсь !!! Где тогда будут эти ГОРЕ ФУНКЦИОНЕРЫ ???? Будут сстоять рядом и говорить .. какие они молодцы ((( ???

  • Анонимно
    25.03.2015 12:58

    Я не искусствовед(к великому моему сожалению)Может,чего-то недопонимаю.Но относить творчество А.Шаймарданова к наивному искусству-несколько узковато.Его совершенно своеобразный наивно-философско-сатирико-юмористичный взгляд на вещи,события создают какой-то новый жанр. Такое отношение чиновников от культуры к самородкам,которые, может быть,рождаются раз в сто лет-не только обидно,но даже преступно.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль