Политика 
1.04.2015

Шамиль Султанов: «В Москву приезжала делегация хауситов из Йемена просить оружия»

Новый конфликт на Ближнем Востоке готовит для России ловушку, считает известный исламский политолог

Наземная операция в Йемене может начаться со дня на день. Об этом накануне заявил представитель правительства, бежавшего в Саудовскую Аравию. Маленькое государство с родоплеменным строем становится игрушкой в руках американских и саудовских элит. В эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» Шамиль Султанов, руководитель центра «Россия — Исламский мир», рассказал, как в игру пытаются втянуть Россию и почему ей лучше не вмешиваться.

Шамиль Султанов
Шамиль Султанов

ИГРА ЦЕНОЙ В СОТНИ ТЫСЯЧ ЖИЗНЕЙ

— Шамиль Загитович, события в Йемене развиваются динамично: 26 марта в республике начались бомбардировки, а 31-го объявили о скором начале сухопутной операции...

— Ситуация в Йемене, на мой взгляд, как раз не отличается динамичностью. В этой стране есть свои константы, свои постоянные силы, от соотношения и столкновения которых зависит, как будет дальше развиваться конфликт. Этих сил четыре: с одной стороны это сами хауситы из движения «Ансар Аллах» и примкнувшие к ним сторонники бывшего президента Али Абдаллы Салеха, с другой — официальное правительство Йемена во главе со сбежавшим в Саудовскую Аравию президентом Абд Раббу Хади, а также местные джихадисты, финансируемые саудовской разведкой для совершения диверсионных действий внутри страны. С одной стороны — сунниты, с другой — шииты. И эти силы сформировались не сегодня, поэтому я и говорю не о динамичности, а скорее о некоем постоянстве в политическом мире Йемена.

— Почему тогда мировые цены на нефть, откликаясь на события в этой стране, то поднимаются, то падают? Какой смысл, если ситуация в целом стабильна?

— Почему цены сначала скакнули вверх — понятно: растерянность финансовых элит перед неизвестностью. А вот у того обстоятельства, почему они снова стали падать, на мой взгляд, есть свое объяснение. Вероятно, влиятельные люди, которые реально принимают решения, получили инсайдерскую информацию о том, что между Саудовской Аравией и Ираном, который традиционно выступает покровителем шиитского мира, не будет крупного конфликта. Во всяком случае, такого, который действительно мог бы привести к изменению ситуации на глобальных рынках.

А дальше начинается игра, но игра очень специфическая, потому что ее цена — десятки и сотни тысяч человеческих жизней.

«20 ЛЕТ НАЗАД ПОВСТАНЦЫ ЖИЛИ НА ДЕНЬГИ САУДИТОВ»

— Кто такие хауситы, которые в настоящее время контролируют большую часть территории Йемена?

— Хауситы — это лишь одна из групп, входящих в племенные структуры, обитающие на севере Йемена. В этой стране, как известно, до сих пор господствует родоплеменной строй, поэтому йеменские регионы поделены между разными племенами и кланами, у каждого из которых — свои вожди и свои интересы. Но часть шиитских племен — хути — ориентируется на Иран и тем самым втягивает его в свою игру.

Хауситы — это зейдиты (одна из умеренных шиитских сект, существующих с VIII векаприм. ред.) Некоторые эксперты вообще считают, что зейдиты вне рамок ислама, но это не стоит преувеличивать.

Любопытно, что в свое время, на протяжении почти 20 лет (начиная с 1968 по 1986 годы), многие лидеры хауситов жили в Саудовской Аравии на деньги саудитов (после известной гражданской войны между роялистами и республиканцами). Поэтому можно сказать, что, когда речь идет о деньгах, о влиянии, о власти, конфессиональная принадлежность уходит на второй план.

— Союз между шиитами и командой Али Салеха можно назвать прочным?

— Наоборот, между ними существуют серьезные различия. Али Салех и его сторонники — это тоже как бы шииты. Но, если вы меня спросите, кто кого больше ненавидит в этом разнообразии политических сил Йемена, то я отвечу: хауситы и Салех. Потому что именно Салех вел против них три войны и пытался запереть хути на севере.

— А почему саудовцы отказались в свое время от поддержки хауситов?

— Потому что они сделали ставку на Али Салеха как на сильного диктатора. А поскольку местные политические кланы очень коррумпированы, то перед саудитами встал логичный вопрос: кого они должны больше подкармливать деньгами: Али-Салеха и его клан в Адене или северных нищих хауситов? И, разумеется, они решили сделать ставку на Али Салеха. После этого хауситы обиделись на саудовцев. В 2009 году они предприняли достаточно успешные боевые действия на границе Саудовской Аравии. Все эти взаимные обиды еще очень свежи в памяти, а из этого следует, что межличностные отношения играют очень большую роль в нынешнем конфликте.

«В ЙЕМЕНЕ СТОЛКНУЛИСЬ АМЕРИКАНСКИЕ КОНТРЭЛИТЫ»

— Интересы каких крупных мировых держав столкнулись сегодня в Йемене? Кто ведет там рискованную игру, кроме США?

— Йемен — это одна из самых сложных конфликтных зон не только на Ближнем Востоке, но и вообще в мире. Даже в Сирии и Ираке все менее сложно. Потому что в Йемене слишком много внутренних проблем и противоречий. Например, одна из целей Саудовской Аравии заключается в том, чтобы Иран пришел на помощь хауситам, вмешался бы в эту войну и тем самым помог бы Эр-Рияду сорвать намечающуюся сделку по ядерной программе Ирана. А что это, в свою очередь, означает? То, что в этой игре участвуют определенные американские контрэлиты, которые тоже выступают против данного соглашения с Ираном. Здесь мы видим не просто проявление внешней политики США, но столкновение в Йемене определенных элитных американских группировок, разведок разного рода, бизнес-групп и так далее.

Другой аспект этой войны связан со сменой власти в Саудовской Аравии. В январе 2015 года, как известно, умер король Абдалла. Между тем он и его окружение готовили вариант, в котором в нарушение правил престолонаследия преемником Абдаллы должен был стать его сын Митеб, командующий национальной гвардией королевства. Но этот вариант не прошел, престол занял Салман, поэтому в Саудовской Аравии сейчас идет резкое ослабление клана Абдаллаха.

В частности, человек, которого мы все хорошо знаем, Бендер бен Султан, который руководил службой общей разведки Мухабарат, был смещен со всех своих постов. А ведь именно этот человек отвечал за все контакты с американскими элитными группами, поскольку 24 года был послом Саудитов в США (его прозвище в американской прессе было Бендер бен Буш).

Если начнется сухопутная операция против Йемена, руководство Саудовской Аравии наверняка захочет, чтобы в военных действиях главная роль была отведена национальной гвардии Митеба. Если она проиграет, это станет предлогом, чтобы еще больше ослабить клан Абдаллаха. Если выиграет, то эту победу, соответственно, припишут себе. Тот, кто начальник, тот всегда прав: и в России, и в Америке, и в Саудовской Аравии.

— А Россия может сыграть в йеменском конфликте заметную роль? Какие интересы мы можем при этом преследовать?

— Для России здесь заключена некая ловушка. Разные йеменские силы — и хауситы, и Али Салех, и другие — обратились к нашей стране как к посреднику. Не к Западу, а именно к России. И мы представили свои предложения: спецпредставитель президента РФ на Ближнем Востоке Михаил Богданов заявил их на сессии Лиги арабских государств. Но это, как всегда, общие вещи: перемирие, переговоры...

Саудиты категорически против, чтобы мы выступали посредниками по ситуации в Йемене. Они не забыли, что в этой стране у нас были очень хорошие позиции — на острове Сокотра у СССР находилась крупнейшая военно-морская база. И саудовцы, конечно, против возобновления нашего влияния в этом регионе.

Я вообще считаю, что нам вмешиваться сюда нельзя. Две недели тому назад негласно делегация хауситов приезжала в Москву. Некоторые наши высокопоставленные товарищи тоже ездили в Йемен без всяких йеменских виз, хауситы встречали их. Думаю, что посредническую роль здесь сыграл Иран, ведь хауситы приезжали просить у России оружия. Но Москва, насколько мне известно, не согласилась на эти просьбы.

Печальный пример вмешательства — американцы. Они влезли в Йемен и пытались в течение пяти лет что-то делать в нем. Но сейчас они поняли, что ничего не могут сделать, и постепенно уходят оттуда.

«ВТОРЖЕНИЕ ПРИВЕДЕТ К НАЦИОНАЛЬНОМУ ПОДЪЕМУ ЙЕМЕНСКОГО НАРОДА»

— Будет ли на Ближнем Востоке глобальная война, которую пророчат мировые СМИ?

— Министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман, наверное, самый молодой министр обороны в мире, ему 34 года, никакого военного опыта у него нет. Получится ли у него провести масштабную военную операцию — вопрос открытый.

Есть еще одна серьезная проблема: консолидация Йемена перед лицом общей угрозы. Мало того, что альянс заклятых врагов — Али Салеха и хауситов — сейчас контролирует страну. Они хорошо знают, кто их противник в лице Саудовской Аравии, а также группы стран Персидского залива, к которой примыкают Марокко, Египет, Иордания, Пакистан (впрочем, последний под сомнением). Так вот, если вооруженные силы, объединенные Саудовской Аравией, вторгнутся в Йемен, это может привести к сильному национальному и духовному подъему йеменского народа. Ведь йеменцы никого так не ненавидят, как саудитов. Если произойдет такая консолидация на фоне вторжения, то я думаю, что даже противоречия между суннитами и шиитами не смогут воспрепятствовать маршу йеменских вооруженных сил на Эр-Рияд.

Бомбардировки Йемена (так называемая операция «Буря решимости») начались в ночь на 26 марта. Но эти воздушные налеты ничего кроме раздражения населения Йемена не добиваются. Никакой реальной угрозы ни Али Салеху, ни хауситам они не несут. Саудовские высшие чины говорят о 150-тысячном саудовском экспедиционном корпусе, готовом выступить в поход против Йемена. Другие говорят о 5 тысячах, третьи — о 2 дивизиях в количестве 20 тысяч, прочие — вообще неопределенно. Это означает одно: реальных планов, как выступать, у них нет. Это вообще характерно для арабского мышления: под воздействием эмоций принять решение, а уже потом думать, как его реализовать на практике.

Если в ближайшие дни в Йемен будет действительно предпринято сухопутное вторжение, это будет наихудший, наиглупейший сценарий для этой войны. Я все-таки продолжаю надеяться, что ни Россия, ни США, ни Саудовская Аравия не заинтересованы в глобальном конфликте. И, что если какие-то «пацаны» по ту или другую сторону фронта дернутся что-то предпринять в этом направлении, им просто дадут по рукам.

«КТО ГЛАВНЫЙ ИГРОК В ЙЕМЕНЕ? САМ КОНФЛИКТ»

— Может ли в игру вокруг Йемена вступить ИГИЛ — Исламское государство Ирака и Леванта?

— Факты свидетельствуют, что ИГИЛ слишком занят своими проблемами в том же Ираке. По поводу интересов Исламского государства в Йемене я пока ни в арабских, ни в английских источниках информации не встречал.

— С чего может начаться сухопутное вторжение?

— Как я уже говорил, одна из четырех сил Йемена — джихадисты. Одна из ключевых организаций — это «Джабхат ан-нусра», которая сидит на деньгах у Саудов. Есть данные, что они перебросили 250 своих бойцов в один из городов, откуда может начаться сухопутная операция, но не внешними силами, а силами йменских джихадистов. Потому что для Саудовской Аравии сейчас важно приводить Йемен в столкновение между суннитами и шиитами. Объединить суннитов арабского мира в противостоянии шиитскому Левиафану — Тегерану.

— От кого в конечном итоге сейчас зависит, как станут развиваться события в Йемене?

— На мой взгляд, ситуация в Йемене сейчас не зависит от внешних сил: ни от американских, ни от российских. Сложные конфликты на определенном этапе приобретают самодвижущийся инерционный характер. Конфликт превращается в живое существо. Он начинает манипулировать людьми, хотя какие-то политики пытаются что-то самостоятельное сделать, пытаются принимать решения. Но конфликт развивается сам по себе. Возьмите ситуацию в Сирии? Кто там главный игрок? Конфликт. То же самое в Ираке и в Ливии.

Конфликты — это самодвижущаяся структура. И на этот случай есть в исламе такое понятие «сабр» — терпение. Надо вначале выждать, а потом уже действовать. Наберемся терпения и подождем.

Справка

Шамиль Султанов (родился в 1952 году) — российский философ, историк, публицист, общественный и политический деятель. Президент центра стратегических исследований «Россия — Исламский мир». Экс- депутат Госдумы РФ. Постоянный член Изборского клуба.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (8) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    1.04.2015 10:46

    Уважаемые Татарстанцы!!!Шамиль боевое мужское имя!!!!Однако душа у человека может быть разной.И смело-креативной и трусовато-Горбачёвской и умеренно-умной.Так я о чём????Да о том что если Россия позиционирует себя державой мирового уровня то интересы России должны быть даже за пределами солнечной системы.Россия именно должна не отмазываться общими дипломатическими выкрутасами-высказываниями типа"Мы за мирное урегулирование и т.п."Россия именно ДОЛЖНА БЫТЬ ВЕЗДЕ.Не обязательно вмешиваться надо БЫТЬ,ВЛИЯТЬ,ПРОВОДИТЬ ,добиваться проведения Российских интересов а не заниматься САМОЛЮБОВАНИЕМ и самоустраняться.А потом спрашиваем как же мы прозевали Украину???????Саудиты и США естественно не хотят присутствия там военных баз России из-за того что Саудиты и США частично хотят быть хозяевами положения установления мировых цен на нефть.А это нам России ВЫГОДНО????НЕТ конечно.Значит Мы должны быть там и исправить положение а каким путём??????Это решать Президенту и СБ РФ.Чем отличались УКРАИНЦЫ от ДРУГИХ в СССР да тем что они фактически возглавляли МИД России со Сталинских времён и всегда МИД СССР был активной боевой колесницей СССР.Однако когда они покинули МИД после перестройки.МИД России начиная с фармацевта Козырева превратился в какую то деградирующую структуру следующую не понятно чьим интересам."Лучшая защита для России это активная позиция и в дипломатии и в разведке и в развитии вооружённых сил" Шамиль не быть тебе хорошим Министром Иностранных дел РФ.Почему????Да потому что ТЫ не прав.С уважениемПростой человек

  • Анонимно
    1.04.2015 13:54

    Обязательно дать оружие, в том числе ПВО. Причем предложить и саудитам по двухкратной цене.

  • Анонимно
    1.04.2015 21:56

    По моему мнению там ничего непонятного нет.Скорее всего нужно было поднять цены на нефть путем военного конфликта.Наверное кто то заручился негласной поддержкой сильного игрока.Иначе чем обьяснить что единым фронтом выступили против хауситов по большей части нефтяные державы региона за исключением Ирана и Ирака по понятным причинам.По моему мнению это скрытое противостояние России и США .

  • Анонимно
    1.04.2015 22:08

    Зачем нам эти хауситы?

  • Анонимно
    1.04.2015 23:04

    Если мы будем вмешиваться во все конфликты в мире нам " кердык" сто процентный обеспечен. Экономика России в полной ж..... , безработица перевалила за миллион, 16 млн. населения просто за чертой бедности, живут на меньше чем 5 $ в день(порог нищеты по всемирной квалификации вплоть до оказания гуманитарной помощи ООН и красного креста.).Сокращения всего и вся .

  • Анонимно
    2.04.2015 11:48

    Глубина анализа просто поражает: "часть шиитских племен — хути — ориентируется на Иран и тем самым втягивает его в свою игру" - тут он говорит, что Моська может управлять слоном. На самом деле все наоборот - Иран может подталкивать шиитов на какие-то действия. Далее: "...самый молодой министр обороны в мире, ему 34 года, никакого военного опыта у него нет. Получится ли у него провести масштабную военную операцию — вопрос открытый" - что, министр обороны сам все планирует от начала и до конца? Больше в министерстве никто не нужен? Нет ни начальника Генштаба (или как там это у них называется), никого?

  • Анонимно
    4.04.2015 21:42

    ...ага, если ввяжемся, то будет нам "в чужом пиру похмелье"...Опять будет рост цен, рост доллара/евро, непонятно-вынужденно-обоснованные объяснения о необходимости потерпеть и поддержать " какого-то там кого-то", и т.д., и т.п....Хватит гоняться за какими-то эфемерными "идеалами", убыточными идеями и прочей хренью, которой в наши головы и без того предостаточно нагадили...Своих проблем -огромное количество и решать их нам не дают, постоянно "отвлекая" и уводя куда-то в сторону, но подальше от своего...Если уж и ввязываться в какие-то разборки, то хотя-бы, что-то с этого получить, а не пояса затягивать на благо неизвестных и непонятных мне социумов, которые мгновенно продадут нас при смене "направления ветра"...Дальний Восток практически "отжали" у нас, а мы всё чужой геморрой зализываем, из лучших побуждений...м-хм-м-м-м...

  • Анонимно
    2.05.2016 14:11

    я в 2001 году работал в маребе через здравэкспорт военно-полевым хирургом-травматологом 6 месяцев 18 декабря вместе с кубинцем- хирургом пытались оказать хир помощь раненым йеменийцам из пригорода мареба они не отдали своего соплеменника вернувшегося из афгана мы оперировали с10 утра до 17 вечера всего 3 раненых все остались живы тяжесть ранения отрыв ягодных мышц с обнажением левоготб сустава отдали своего соплеменника вернувшегося из афганистана и по указанию салеха по деревне был нанесен удар градами привезли к нам в госпиталь 46 еле живых без повязок нанваленных на грузовые тойоты иммобилизации я пытался организовать сортировку как самый опытный в соответствии снашей венно-полевой хиругией но мне сказали если увидят что кубинец оперирует а ты сортируешь тебя соплеменники раненых застрелят я попросил сортировать врачиху акушера- гинеколога из читы бурятка -умница я с кубинцем до 5 вечера прооперировали 3 тяжело раненых весь персонал военного госпиталя мареба занимался перевязками капельницами готовили к отправке на суперскорых машинах в сану народ йемена нуждается в покое там я еще раз убедился что религия- это абсолютное зло вокруг мареба поливаемая земля дает 3 урожая огурцов и помидор полно апельсин мандаринов народ работящий и русских очень уважают вчера 1 мая в первомай демонстрации участврвали какие-то йеменийцы они помнят все хорошее толь ко россия способна помочь им но у россии нет сил мы в1991 году всех сдали и теперь мир захлебывается в кон фликтах надо думать о себе я согласен в этом тезисе базы на сокотре никогда не было не успели смонтировать это миф как навести мир на ближнем востоке я не знаю но за сирию надо побороться йеменийцы самый воинст народ до сих пор помню я своего переводчика оба плакали когда я 6 января 2002 года срочно уезжал из мареба в сану его звали амин сержант йемен армии прекрасно говорил по русски днем и ночью был рядом со мною советовал предохранял меня но были там и салафиты -бородатые даже один врач слабый терапевт окончил в виннице мединститут подозрительный

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль