Общество 
4.04.2015

Рафаэль Хакимов: «Человек готов встать под знамена диктатора, лишь бы быть сытым»

Гораздо проще верить в страх и жестокость, чем в свободу и равенство

Для любого государства страх — надежный инструмент власти. Вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов в своей статье для «БИЗНЕС Online» утверждает: чтобы прикрыть «естественную» тенденцию к авторитаризму, создают гражданское общество, которое даже при самых либеральных режимах представляет собой лишь дополнение к государственному аппарату насилия. Историк классифицировал природу страха и заметил, что, какие бы советы ни давали мудрецы, человечество продолжает совершать одни и те же ошибки.

СТРАХ — ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ВЛАСТИ

Давно в степи блуждая дикой,
Вдали от шумного жилья,
Внезапно благовест великий,
Соборный звон услышал я.

Охвачен трепетным смятеньем,
Забывши тесный мой шалаш,
Спешу к проснувшимся селеньям,
Твержу: «Товарищи, я ваш!»

Унынье темное уснуло,
Оставил душу бледный страх, —
И сколько говора и гула
На перекрестках и путях!

Клеветники толпою черной
У входа в город нам кричат:
«Вернитесь! То не звон соборный,
А возмущающий набат».

...

Федор Сологуб. Соборный благовест

По известной формуле Аристотеля хорошим человеком был тот, кто боялся правильных вещей, по правильным мотивам, правильным образом и в нужное время. Насколько мы соответствуем этим критериям? Достаточно ли мы боимся власти и правосудия? И как своевременно появляется страх в нашей душе? Можно ли считать нас благонадежными, если мы лишены страха?

Томас Гоббс объяснял происхождение великих обществ не наличием общей доброй воли людей, а общим страхом по отношению друг к другу. Он исходил из принципа homos homini lupus est («человек человеку — волк»), а потому каждый стремится властвовать над своим ближним. Из этого могла возникнуть только «война всех против всех» (bellum omnium contra omnes). Для того чтобы избавиться от этой опасности, каждый индивид должен был отказаться от своей свободы, передав права на власть одному или нескольким лицам. Когда мы действуем из страха и подчиняемся правительству, боясь за свою жизнь, полагал Гоббс, мы не отрекаемся от своих убеждений, продолжаем верить в них, но стараемся остаться в живых благодаря иерархической системе. Страх не антитеза цивилизации, но ее осуществление. По Гоббсу то, «что один человек называет мудростью, другой назовет страхом». Другие теоретики мало что к этому добавили.

«Есть два рычага, которыми можно двигать людей, страх и личный интерес».

Наполеон

Для любого государства страх — надежный инструмент власти. «Страх удерживается, — писал Никколо Макиавелли своему воображаемому государю, — страхом наказания, который никогда не оставляет вас». Страх возникает как следствие насилия, считал Макиавелли, и строится на вечном разделении между государем и народом. Однако Гоббс не верил, что какой-либо правитель когда-либо сможет обладать такой силой, которая позволила бы ему вызывать достаточный страх среди его подданных помимо желания последних: «Ведь если люди не знают своего долга, что может их заставить подчиниться закону? Армия, скажете вы. Но что заставит армию?» Гоббс не верил, что страх сможет принудить к подчинению, если люди не будут полагать, что им полезна покорность из страха. Без моральных обязательств и добровольного сотрудничества со стороны управляемых страх правителя оказался бы пустой надеждой на бесприкословное повиновение.

Страх присутствует в любом обществе, независимо от строя, будь то монархия, республика, капитализм, социализм. Ни либерализм, ни разделение властей, ни методы «сдержек и противовесов», ни гражданское общество не могут спасти человека от чувства страха. Не только отдельный человек испытывает страх, но все общество погружено в систему иерархического страха, когда над одним страхом надстраивается другой, а над ним третий, и так до самой вершины: президента, царя, Бога, его величества Природы. Иерархизированное общество порождает иерархию страха.

ВСЕ КОНКУРИРУЮТ В ГРЕХОПАДЕНИИ

«Трусость универсальна. Патриотизм, общественное мнение, родительский долг, дисциплина, религия, мораль все это лишь красивые слова для обозначения страха; а жестокость, обжорство и легковерие оказывают трусости моральную поддержку».

Джордж Бернард Шоу

Наверное, все начинается со страха перед авторитетом родителей. В детстве они высшее существо, именно родители выступают идеалом, предметом для подражания и орудием наказания. Авторитет отца затем переносится на учителей. Так формируется культура социальных отношений. Вместе с взрослением детей отец остается вечно присутствующим бессмертным призраком, наставником и судьей. Отношения с родителями — это архетип, который транслируется на все социальные процессы. Властные отношения становятся обобщением авторитета родителей, и страхи детства возрождаются в новой политической форме. На горизонте появляется аналог отца в виде «Бога-отца» или «царя-батюшки». Кое-кто президента страны называет «отец родной», «защитник», «спаситель» и «кормилец наш». Тем горше бывает разочарование. Оно сходно с периодически возникающей проблемой отцов и детей. Почему наши дети не продолжают дело родителей? Почему система страхов дает сбой? Видимо, в человеке борется стремление к свободе с желанием покорности чьей-то воле.

Отцы и дети, в играх шумных
Все истощили вы до дна,
Не берегли в пирах безумных
Вы драгоценного вина.

Но хмель прошел, слепой отваги
Потух огонь, и кубок пуст.
И вашим детям каплей влаги
Не омочить горящих уст.

Последним ароматом чаши —
Лишь тенью тени мы живем,
И в страхе думаем о том,
Чем будут жить потомки наши.

Дмитрий Мережковский. Пустая чаша

Страхи универсальны. Не только дети боятся отцов, но и родители боятся начальников, налоговиков, ЖКХ. У начальников свои не менее страшные начальники вплоть до верховной власти. Но и правители стран не чувствуют себя в безопасности. Они не боятся международных санкций или вышестощего Бога (в него верят для приличия), но страшатся бунта низов, который в народе почему-то называют божьей карой.

Клерикалы так часто перед прихожанами повторяют угрозы о наказании за грехи, что в какой-то момент сами начинают верить в существование Бога и неминуемое наказание. Клерикалы — наиболее опытные игроки на поле СТРАХА. Они лучше других умеют эксплуатировать страх человека перед неизвестностью, бесконечностью, смертью, демоническими и божественными силами. Языческий страх перед необъяснимыми силами природы, который у нас существует от рождения, они возводят на божественный уровень и закрепляют в предписаниях, нормах, ритуалах. С ними могут конкурировать только астрологи, маги, экстрасенсы и разного рода шарлатаны.

Страх охватывает и вершину пирамиды, не только верховную власть, но самого Господа. И Он тоже объят страхом, ибо боится паствы, требующей отпущения грехов за братоубийство, воровство, ложь. Длинная вереница коррупционеров стоит в очереди за индульгенциями, не видна им конца. В этом сонме грешников теряются невинные души, как аномалии. Все конкурируют в грехопадении. Именем Аллаха, Всевышнего совершаются тягчайшие грехи, и Он это терпит. Доколе?! Придет время, и Его свергнут с Олимпа.

ЛЮБОЙ ДИКТАТУРЕ ПРИДЕТ КОНЕЦ, ЕСЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО ОСТАВИТ СВОЙ НАРОД ГОЛОДНЫМ

«Религия представляет собой узду для людей, неуравновешенных по характеру или пришибленных обстоятельствами жизни. Страх перед Богом удерживает от греха только тех, кто не способен сильно желать или уже не в состоянии грешить».

Поль Анри Гольбах

Политический страх почти всегда охотится за реальной угрозой. Именно политики определяют, какие угрозы достойны внимания, а какие — нет, они указывают источник угрозы благосостояния населения, тем самым мобилизуют людей на нужные действия. Объекты страха доминируют над политической программой действий. При выборе и толковании объектов страха лидеры руководствуются исключительно своими целями.

Лучше всего эксплуатировать угрозу всей нации, всей стране, и тогда можно мобилизовать людей вокруг патриотических лозунгов. Тем самым укрепляется легитимность власти, приобретающей новый ресурс для своей политики. Для этого лучше всего подходит военная угроза. В определенной степени эффективна угроза территоризма, преступности или наплыва иммигрантов, она порождает коллективный страх удаленных опасностей.

Предмет страха может порождать ответные методы насилия. Страх побеждают страхом. Священная война с фашизмом в годы Великой Отечественной войны породила всеобщую поддержку советского авторитарного строя. Культу Гитлера противопоставили культ Сталина, фашистскому тоталитаризму — советский тоталитаризм, концлагерям — ГУЛАГ, пропаганде Геббельса — коммунистический интернационал. Для победы монстра самому надо было походить на монстра. Однако в священной войне всегда рождаются бесстрашные борцы за справедливость, они остаются в исторической памяти как примеры для подражания, порождая сопротивление любой неправедной власти.

Только идеалы свободы и равенства вдохновляют на противодействие политическому страху, они являются гарантией в этой вечной борьбе. Страх — это препятствие, барьер, но не фундамент для политики, он не может быть таковым в силу отсутствия позитивных мотивов поведения, низведения человека до животных инстинктов.

«Неважно, насколько сильны орудия; не в них, господа судьи, находится настоящая сила. Нет! Не способность масс убивать других, но их великая готовность умереть вот что обеспечивает в конечном итоге победу народного восстания».

Лев Троцкий

Все государства организованы вертикально; они распределяют большую часть власти и ресурсов среди узкого круга политической элиты, а не большинства. Сталкиваясь с внешними угрозами, власть проповедует единство, что на поверку оказывается ни чем иным, как прикрытием иерархии и неравенства. Манипулируя страхами, сильные мира сего концентрируют власть у тех, у кого уже ее достаточно, и забирают у тех, кто и так имеет мало. Репрессивный страх становится гарантом сохранения существующей системы распределения власти даже тогда, когда уже нет объекта внешней угрозы.

Политический страх, порожденный не внешними угрозами, а внутренним разделением общества на элиту и народ, не носит коллективного характера, он очень личный. Социальная, политическая и экономическая иерархия, порождая вертикальные конфликты, становится источником страха, который отнюдь не консолидирует общество. Вызваный неравным распределением благосостояния, неравенством в статусе и распределении власти этот тип страха не может быть основой социального порядка, но его можно назвать основным типом политического контроля.

Человеку гораздо проще верить в страх и жестокость, чем в свободу и равенство. Без общественной иерархии люди становятся неуверенными в себе и своем окружении. Там, где нет авторитета в политике, люди пугаются ответственности и той безграничной независимости, которая окружает их. Именно поэтому человек подвержен соблазну встать под знамена какого-нибудь диктатора. Человек готов потерять свободу, превратившись в маленькую деталь огромной машины, стать сытым и хорошо одетым роботом. Это называется бегством от свободы. Для того чтобы прикрыть эту «естественную» тенденцию к авторитаризму, создают гражданское общество, которое даже при самых либеральных режимах представляет собой лишь дополнение к государственному аппарату насилия.

Люди мирятся с существующим неравенством, пока у них есть средства к существованию или же несправедливость не перешла определенную грань, например, пока коррупция не коснулась каждой семьи. Но никакая диктатура не может сохраниться, если она не контролирует экономику и не обеспечивает минимальный уровень жизни. Не только голодные люди теряют страх, но даже те, кто чувствует ухудшение в благосостоянии, становятся угрозой для любого режима, даже самого жестокого и коварного. Люди готовы терпеть лишения, если видят улучшение жизни, видят свет в конце тоннеля, но никакой патриотизм не может заменить или даже сгладить физическую нищету, если она не оправдана стремлением к справедливости.

БЕЗВЛАСТНЫЕ ОДНАЖДЫ ВОССТАНУТ

«Люди легко теряют страх перед всем, что повторяется ежедневно».

Никколо Макиавелли

Не только бессильные боятся власть имущих, сами верхи также охвачены страхом перед теми, кто властью не обладает. Речь не идет о страхе, возникшем из ощущения вины за совершенную несправедливость, страх порождается ожиданием, что безвластные однажды восстанут и низвергнут их. В условиях неопределенности страх элиты становится паническим. Олигархи боятся за свою собственность и за свою жизнь, они ждут дня «Великого черного передела», когда отметаются все установленные ими же правила игры и надо быстро садиться в первый же самолет и улетать в Лондон. Богатые боятся потерять деньги даже больше, чем жизнь. Брокеры боятся падения акций. Предприниматели охвачены страхом перед конкурентами, страхом банкротства, страхом перед вложением в проигрышное дело, страхом поражения. Минфин России боится падения цены на нефть. Коррупционеры воруют, как наркоманы, не в силах остановиться, при этом ждут, когда за ними придут другие коррупционеры и их обдерут как липку. Кто слабеет, того раздевают. В результате коррупция крепчает, откаты растут, а стражи порядка заняты своими личными делами, они боятся не начальства, а криминала. И только криминал ничего не боится, а потому наглеет. Как писал Федор Тютчев:

И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

Все это в истории уже было. История повторяется со всеми своими причудами, во всех деталях, издеваясь над человеком, который не хочет оглянуться и признать необходимость хоть чему-нибудь учиться у прошлого. Конечно, мудрецы всегда находились и поучали, как вести себя. Мишель де Монтень писал: «Единствення вещь, которой нам надо бояться, есть сам страх — невыразимый, безрассудный, беспочвенный, парализующий необходимые усилия по превращению отступления в продвижение». Политический и религиозный страх калечит личность, страх же страха восстанавливает и оживляет человеческую душу, становится нужной энергией для продвижения личности и общества вперед.

Бездна истории смотрит на нас открытыми глазами, а мы, не выдерживая этого взгляда, отворачиваемся и продолжаем делать ошибку за ошибкой. Мудрецы существовали во все времена, но кто ж их станет слушать...

Верь, упадет кровожадный кумир,
Станет свободен и счастлив наш мир.
Крепкие тюрьмы рассыплются в прах,
Скроется в них притаившийся страх,
Кончится долгий и дикий позор,
И племена прекратят свой раздор.
Мы уже будем в могиле давно,
Но не тужи, милый друг, все равно,
Чем разъедающий стыд нам терпеть,
Лучше за нашу мечту умереть!

Федор Сологуб. 25 июля 1887

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (67) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.04.2015 12:14

    Только тэнгринианцы не бояться ничего, вера свободных людей. Мы раньше при Тэнгри были бесстрашными, завоевали полмира,а теперь всех боимся, Москву. вашингтон, религиозных деятелей,курса доллара,террористов, собственную милицию, начальников и т.д и т.п. Пора возвращаться к истокам и жить свободно.

    • Анонимно
      4.04.2015 18:01

      А возврат к истокам - к тенгреизму возможен только осознанно! Смотрите БО - "Тенгрианство вернется через 150 лет" http://www.business-gazeta.ru/article/129448/. Это о новой книге Ф.С.Сибагатуллина и интервью с автором. С ним можно и должно во многом согласиться! Пишу это как человек, ПРОЧИТАВШИЙ предыдущие книги депутата Госдумы. С интересом почитаю его новое творение. Это всё же лучше, чем бестолково пить пиво, лёжа перед телевизором на диване. Тема тенгреизма меня реально заинтересовала только сейчас, хотя труды Рафаэля Безертдинова я читал уже лет 10 назад, и Сибагатуллин пишет гораздо более простым и доступным читателю языком! Думаю, в соавторстве с такими учёными, как Р.С.Хакимов, Безертдинов, Дамир Исхаков Ф.С.Сибагатуллин мог бы написать вообще нечто грандиозное, от чего бы все ахнули!

    • Анонимно
      4.04.2015 21:16

      Вы бесстрашный человек, Вы даже Тэнгри не боитесь...Я боюсь Вас...Человек ничего не боящийся (ни жены, ни начальника, ни Тэнгри и т.д.) способен на любое преступление.Не раз наблюдал за ничего не боящимися чиновниками. Обычно они рано или поздно проворовывались и начинали кое-чего и кое-кого боятся. Воровать переставали. Как только забывали страх - вновь начинали воровать...Кстати, зачем Вам полмира? Может быть для начала наведете порядок на рабочем столе?

  • Анонимно
    4.04.2015 12:52

    Хорошие слова безвластные скоро восстанут.Силой держать власть на страхе держать народ гибельное это дело .Нынешней власти надо открыть глаза и уши как улучшить матерьяльное благополучие простого народа .Чувствуется население очень на нервах.

  • Анонимно
    4.04.2015 13:24

    АЛЛАХ велит не боятся людей,только диких животных.

  • Анонимно
    4.04.2015 13:35

    Козе понятно, что если народ голодный и на ноги обуть нечего, то диктатору будет крышка.

  • Азат Д
    4.04.2015 13:56

    "«Человек готов встать под знамена диктатора, лишь бы быть сытым»" - поэтому диктаторская власть и недолюбливала крестьян, за их житейскую независимость.

  • Азат Д
    4.04.2015 14:01

    «Человек готов встать под знамена диктатора, лишь бы быть сытым» - а в это время, в Татарстане с сельским хозяйством - швах. Министр сельского хозяйства Ахметов, каждый год "караул" кричит, выбивая субсидии из бюджета.

    • Анонимно
      4.04.2015 20:46

      В изведении пролетариата и крестьянства, вот в этом и проявляется страх сегодняшней власти.

  • Анонимно
    4.04.2015 14:15

    "Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли... "/Салтыков-Щедрин

  • Анонимно
    4.04.2015 14:17

    у меня на работе молодые ребята (25-30 лет) согласны быть, дословно, "путинскими рабами, лишь бы была крыша над головой и жрачка". Конец цитаты...

    • ДД
      4.04.2015 15:43

      Почти весь мир в рабстве у капиталистов. Это тоже Путин виноват?

      • Анонимно
        4.04.2015 15:51

        Не могу уловить ход ваших мыслей относительно к моему посту, извините.

  • Анонимно
    4.04.2015 14:32

    Куча вроде бы ученых слов и нуль мудрости.

  • Анонимно
    4.04.2015 14:43

    Пророк Мухаммед (с.г.в.)свои проповеди завершал словами "Не бойтесь!". И в этом проявлялась его мудрость.

    • Анонимно
      4.04.2015 15:22

      Христос тоже так говорил: "Ничего не бойтесь".

      • Анонимно
        4.04.2015 16:22

        Забавно, что сейчас люди страх-то как раз потеряли: ни Б-га не боятся, ни людей не стыдятся.

        • Анонимно
          4.04.2015 18:54

          Страх есть - это животный внутристайный страх. Вверху свои правила, своя стая, свой страх. Животным понимание о Творце неведомо- там главенствуют инстинкты, отсутствует абстрактное мышления. Хотя никто не отменял вечного суда, который расставит в вечности все точки над i и призовет своих к Себе в Совершенство другого Бытия, а чужие останутся вовне этого. Вот таков весь расклад.

      • Анонимно
        5.04.2015 09:58

        А пророк Моисей говорил, чтобы боялись Б-га.

        • Анонимно
          5.04.2015 12:48

          Что-то пророка Моисея плохо слушают. Особенно те, к кому он непосредственно обращается))

  • Анонимно
    4.04.2015 16:05

    И ВВП говорит не бойтесь !

    • Анонимно
      4.04.2015 19:09

      Ну, он, вообще, отважный лидер, даже ядерной войны не боится!

  • Анонимно
    4.04.2015 16:20

    Страх обратно пропорционален Знанию. Охотник "идущий" на медведя не боится зверя, потому как у него есть Понимание, как "взять" его.Лишний раз убеждаешься правоте Ленина, когда он про российскую интеллигенцию говорил,ну, сами знаете как. Потому как по уровню конформизма, сервильности, оппортунизма, коллаборационизма не знает себе равных. Многих представителей российской интеллигенции, считающимися почему-то либералами, опять же, почему-то, ошибочно, называют "пятой колонной". Сие сравнение считаю в корне неверным, ибо российская интеллигенция, в прошлом и в настоящем, за некоторым небольшим исключением, есть "пятое колесо" в телеге отечественной эволюции. Если имеются точки соприкосновения (личная заинтересованность), они не только умудряются "аргументированно" в рамках любого дискурса оправдывать "злодеяния" имущих и власть предержащих, но и , зачастую, научно, вопреки здравомыслию, обосновать "правильность" направления вектора "рукотворной несправедливости". А уж про уровню коррупции и банального воровства, в том числе и интеллектуального, в российской интеллектуальной среде говорить-то не стоит. Как только интересы интеллигентов и правящего класса принимают форму диаметрально-противоположного характера (например, отдаление от "кормушки"), первые начинают, прежде всего, своей социальной перманентности выискивать различную оправдательную мотивацию, мол, и народ неправильный, и "Бог не туда смотрит", и страна не та, забывая, что: "Полиграф Полиграфович Шариков появился в недрах лаборатории профессора Преображенского, а не в Жилтовариществе тов. Швондера, хотя до этого считался "порядочной" Собакой".

    • Анонимно
      4.04.2015 18:07

      Я готов стать под знамя диктатора Сталина.

      • Liko
        5.04.2015 07:26

        Для начала согласитесь пойти под сталинские репрессии.

        • Анонимно
          5.04.2015 09:54

          Если заслужу и на это соглашусь. Но пока меня не за что репрессировать.

      • Анонимно
        5.04.2015 09:42

        В статье три картинки. Вопрос на засыпку: с героем какой из картинок ассоциирует себя автор данной статьи?

  • Анонимно
    4.04.2015 17:27

    отличные стихи:Верь, — упадет кровожадный кумир,Станет свободен и счастлив наш мир.Крепкие тюрьмы рассыплются в прах,Скроется в них притаившийся страх,Кончится долгий и дикий позор,И племена прекратят свой раздор.Мы уже будем в могиле давно,Но не тужи, милый друг, — все равно,Чем разъедающий стыд нам терпеть,Лучше за нашу мечту умереть!Федор Сологуб. 25 июля 1887

    • Анонимно
      6.04.2015 09:27

      Прекрасные стихи, написанные 128 лет назад. Только действиельность России за эти годы доказала обратное

  • Анонимно
    4.04.2015 17:29

    СвободаОна не умерла. Она еще живет!Она в простых сердцах таится,И страшным гневом разразитсяИ всё позорное сметет.Она не умерла. Она и не умрет!Она взлелеяна народом,Она сильнее с каждым годомПо стороне родной растет.Она не умерла. Пусть думают они,Что спит она на дне могилы,От грозных взмахов темной силыИ царства их вернулись дни...Она не умерла. О нет! Она живет.Она живет и силы копитИ злое всё снесет, потопит, —Несчастным счастье принесет!1907 Филипп Шкулев

  • Анонимно
    4.04.2015 18:17

    Какую цель преследует своими публикациями господин Хакимов непонятно пока. Но помню как он целеустремленно в свое время преподавал в КГУ на отделении научного коммунизма научное управление социалистическим обществом .

    • Анонимно
      4.04.2015 22:35

      Миллиардер Семин тоже закончил отделение "научного коммунизма" КГУ, а стал акулой капитализма и хищным эксплуататором трудящихся. Таковы "метаморфозы духа" по Хакимову (когда-то он выпустил книгу с таким названием).

      • Анонимно
        6.04.2015 09:24

        Каха Бендукидзе так же как и Семин, нажил свой КАПИТАЛ, скупкой вайчеров за копейки и обменом их на Уральские заводы. Только его не крышевали люди у власти, потому его сейчас и нет в живых

        • Анонимно
          6.04.2015 14:31

          Не надо путать зеленое с длинным, Бендукидзе не кончал отделение научного коммунизма (он биолог по образованию) и не был "председателем Комитета Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению", непосредственно занимавшимся банкротством и продажей предприятий. У Семина налицо прямое злоупотребление служебным положением, обвинение в котором самое время предъявить после событий с "Адмиралом".

  • Анонимно
    4.04.2015 18:22

    Страх=сторож.Когда сторож превращается в надзирателя?.Тогда, когда человек стал верить в Бога, а не Богу. Это произошло в средние века, когда от целого природного ума стал отделяться и набирать силу мертвый ум-эго. По сути сейчас мы называем это -Я человека.Это как бы оперативный ум, для выживания человека при все быстро меняющемся мире.Какова главная природа этого ума: быть выше, сильнее, правее, чем окружающие люди.И он не хочет и не верить, что он когда-то УМ(в)рет. И делает, что хочет и вздумается, несмотря на последствия: загубленная природа, болезни- от этого разделяющего и отрицающего жизнь ума-эго и другие пороки общества.Бабы-Яги(три сестры, три страха у человека сидят в трех ядрах сознания:Золотом,Серебряном и Медном царствах)По сути это:дух,тело и душа.По сути это производные одного большого и основополагающего страха, что меня никто не любит.Он возникает, в различные периоды:от зачатия и до подросткового возраста и формирует типы характеров человека(всего 9 типов).И человек живет вдоль коридора этих типов характеров в виле ума.Редко кому удается в течении одной жизни пройти все типы характеров и стать человеком любящим, не ведающего страха.Этот путь и есть путь Иисуса Христа,Будды и т.д.Ум-эго и есть тот самый страх, которого ранее наши предки прозвали Кощеем безсмертным.Смерть его в яйце(коконе наших представлений о жизни), и только сломав иглу(веру, что это так, а это так) можно выйти за пределы картины жизни(как это сделал Буратина).Выбраться из тины ума,разрубив гордиев узел(гордыню) мечом(острым состоянием ума).Когда задаешь себе вопросы: а это так или иначе и подобные вопросы, начнешь по настоящему жить и не ведать страха.Ведь вселенная всегда говорит тебе:НА!ДА! Нужно только твердое сознание, чтобы пройти по суху по воде.По сути нужно ведать.То есть жить отдавая.

  • Анонимно
    4.04.2015 20:51

    Хакимов по моему мнению всегда был осторожным человеком а в последнее время что-то его "понесло".Непонятно только зачем ему писать такие статьи в "тревожное время".Может он знает что то больше чем другие.Статья хорошая и через чур смелая.Проблема страха обширна и ее можно обсуждать до бесконечности.Во многом дело не в страхе.Хакимов в своей статье упомянул слова Троцкого про великую готовность умереть.По моему мнению Троцкий совершенно прав,лаконичен и краток.С выражением Троцкого я полностью согласен а с Хакимовым по многим аспектам можно поспорить.

    • Анонимно
      5.04.2015 08:56

      Кажется это Лев Давыдович говорил, что люди это бесхвостые обезьяны и что армия без смертной казни (страха человека потерять жизнь за малейшее неповиновение начальнику) существовать не может.

    • Анонимно
      5.04.2015 08:58

      Безо всякого сомнения уважаемый академик Хакимов "страх потерял". Этим он мне напоминает академика Капицу, который тоже "страх потерял" и говорил, что думает Сталину.

  • Анонимно
    4.04.2015 20:58

    Существование государства неизбежно предполагает отказ человека от части своей свободы в пользу этого государства.Между тем ни каждый сознательно готов на это согласиться. И тогда используются те самые рычаги, от которых говорил Наполеон (чьи слова приведены в качестве одного из эпиграфов в статье): страх и личный интерес.Существование государства и его политика могут оправдываться наличием внутренних (существующих в обществе) и внешних (исходящих из вне) проблем, угрожающих безопасности конкретного человека и целых групп людей. Это приводит к нагнетанию атмосферы перманентного страха, который может принимать разные формы, усиливаться или уменьшаться в зависимости от текущих задач, но никогда полностью не исчезнет.Другой рычаг - личный интерес - используется не меньше и полностью связан со страхом. Требуется наличие критической массы людей из числа граждан, разделяющих цели и задачи государства, его политику. Для этого используется идеология, религия (в зависимости от исторического периода, конкретной страны, уровня культурного развития народонаселения), все возможные инструменты массовой пропаганды. Цель - формирование у как можно большего числа людей убежденности в том, что интересы государства и людей совпадают.Многовековой опыт управления большими группами людей и территориями по большому счету не дал других эффективных средств социального контроля, кроме как страх и личная заинтересованность.Можно сколько угодно долго рассуждать о том, что все это нечестно и неправильно. Но коль скоро необходимость социального управления очевидна и неоспорима, государство как его основная форма должно неизбежно существовать. Именно поэтому будут сохраняться и сопутствующие ему средства социального контроля. Это почти как аксиома.

  • Анонимно
    4.04.2015 21:15

    "Академик" как всегда тумана напустил,но сегодня благодарностей типа:"Спасибо Рафаэль Сибгатович...." нет.И Откуда он знает что:"Не боится только криминал.." Криминал тоже боится и может даже больше..

    • Анонимно
      5.04.2015 00:16

      В России нельзя говорить правду прямо, тебе этого не простят. Татарскому народу нужны тысячи и тысячи такие как Хакимов!

      • Анонимно
        5.04.2015 09:44

        Не только татарскому,но и другим народам:русскому,чувашскому,марийскому,мордовскому...и любому другому нужны тысячи,сотни тысяч людей говорящих правду,только тогда заживём. А Хакимов вряд ли правду говорит..

  • Анонимно
    4.04.2015 21:57

    У Аристотеля есть труд "Политика". На этом труде общественные устройства он подразделяет на на монархию, тиранию, аристократию (ударение в предпоследнем слоге, чтоб отделить вид общественного строя от общественной группы), политию, олигархию (уларение в предпоследнем слоге) и демократию. По мнению Аристотеля, когда страной правят олигархи, они вчистую ограбят страну, оставят её у разбитого корыта, потом вынуждены будут установить диктатуру. А участь любой диктатуры, по учению Аристотеля, одна - народные бунты и конец режима.

  • Анонимно
    4.04.2015 21:58

    Господин Хакимов "прямая линия" это тоже страх?

  • Анонимно
    4.04.2015 22:36

    Гоббс считал самым худшим общественным строем демократию, он писал:"демократия, по другому которую называют АНАРХИЕЙ" (Левиафан, или материя, форма и власть государства», 19 глава). Демократию в других местах он называет охлократией - властью толпы. По его мнению, к управлению общества не должны привлекаться асоциальные элементы, люди невысокого ума и др. Об это м же писал и Аристотель, по его мнению, самый лучший общественный строй - полития, власть всех достойных людей общества. А Томмазо Кампанелла в своем "Городе солнца" пишет, что обществом должны править самые умные, самые мудрые люди. В его Городе солнца высший правитель – Мудрейший и он правит по соглосованию с Советом мудрецов. Такого же мнения был и Сократ.

    • Анонимно
      5.04.2015 13:54

      \\А Томмазо Кампанелла в своем "Городе солнца" пишет, что обществом должны править самые умные, самые мудрые люди. В его Городе солнца высший правитель – Мудрейший и он правит по соглосованию с Советом мудрецов\\ - Мечты Кампанеллы уже сбываются в отдельно взятой РФ.

  • Анонимно
    5.04.2015 00:11

    А действительно, Рафаэль Сибгатович, что Вы знаете о криминале? Почему Вы решили, что "только криминал ничего не боится?" Лично я Вас видел только в окружении уважаемых людей ...Минтимира Шариповича, например. Откуда у Вас такие познания?

  • Анонимно
    5.04.2015 00:55

    Побольше бы таких умных и смелых людей среди моего Татарского народа, особенно в Татарстане, где нормальных Татар единицы, а засилье татар, которые "ни рыба ни мясо", говоря о них очень вежливо и дипломатично!

  • Liko
    5.04.2015 06:33

    Год назад вы агитировали в рамках делегации РТ крымских татар. Буквально на днях у них закрылись несколько основных СМИ, потому что не дали лицензии. У Вас нет ощущения что вас подставили? Нет вообще ощущения, что работа с этой властью - это подстава сплошная?

  • Анонимно
    5.04.2015 06:43

    Хакимов как "наш макиавелли" сам на себе испытал все эти страхи,работая при власти. Ему можно верить.

  • Анонимно
    5.04.2015 09:40

    По вопросу о крымских татарах.Чему удивляться? Все идет так как должно быть.Иначе не могло быть.Как будет было понятно мало мальски грамотному человеку еще до вхождения Крыма в состав России.В этом нет вины крамских татар и нет вины татарстанской делегации.А то что Хакимов был как вы пишите в составе той делегации это вопрос выбора.Вы наверное не внимательно прочитали название статьи.

  • Анонимно
    5.04.2015 10:32

    Держать в страхе человека, которому нечего терять - бессмысленно и невозможно. Страх у человека возникает перед возможностью что то потерять

  • Анонимно
    5.04.2015 10:52

    Спасибо вам за очередную статью. Она как очередной глоток свежего воздуха в душной комнате.

  • Анонимно
    5.04.2015 14:43

    Страх и храбрость - это есть жизнь,не отделимые от человека чувства.М.Горький - безумие храбрых это есть мудрость жизни.Страх порождает защиту,возбуждает инстинкт самосохранения.Старах способен объединит людей на коллективную защиту и обеспечить победу,которая опять порождает страх.Без страха человек не человек,а зверь с инстинктом сохранения жизни,без осознанного страха. Раф.Сибгатовичу спасибо,заставил размышлять.Хорошо что есть он, наш философ современный.

  • Анонимно
    5.04.2015 14:54

    Если уж Крым стал российским, то и деньги пилят не по- другому. А как принято

  • Анонимно
    5.04.2015 21:07

    Видел как меняются люди после 3 (трех) дней вынужденной (не добровольной для диеты) голодовки.Согласен с уважаемым академиком - «Человек готов встать под знамена диктатора, лишь бы быть сытым».Осталось сделать научные и философскиме выводы. Всем умеющим делать выводы.

  • Анонимно
    6.04.2015 08:33

    "Людт холопского звания сущие псы иногда, чем страшней наказания - тем им милей господа!", сказал великий Некрасов в свое время про русский народ, что сейчас относится почти ко всем россиянам, за исключением наверно, кавказцев.

  • Анонимно
    6.04.2015 21:59

    Человек под знамёна диктатора ни-ког-да не встанет! Заявленный тезис ложен!

    • Анонимно
      7.04.2015 00:40

      Милейший умник! почитайте учебник истории для 5 класса средней школы - начните, хотя бы с истории Шумера, Древнего Китая и Древнего Рима... Аж смех раздирает читать такие комменты, как Ваши...

  • smr
    6.04.2015 22:07

    Бояться бога выгодно, поскольку становится больше некого бояться.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль