Культура 
15.04.2015

Казанский оперный театр показал высокодуховную премьеру

«Бытие по Владимиру Васильеву» как подарок Татарстана знаменитому танцовщику на его 75-летие.  ЧАСТЬ 1-Я

На сцене ТАГТОиБ им. Джалиля накануне состоялась премьера спектакля Dona nobis pacem («Даруй нам мир») на музыку Мессы си минор Иоганна Себастьяна Баха в постановке Владимира Васильева. Балетный критик из Санкт-Петербурга Ольга Федорченко специально для «БИЗНЕС Online» посмотрела новое творение на сцене ведущего казанского театра, оценила высочайшую духовность его создателей и мастерское владение исполнителей... бразильской воинственной пляской.

ВЫНЫРНУТЬ ИЗ ВОДЫ И ВЫБРАТЬСЯ ИЗ ПЕСКОВ

Каждый театр мечтает, чтобы на афише значилась заветная фраза «Мировая премьера». В этом и предел творческих мечтаний, и демонстрация собственной художественной состоятельности, выраженная в присутствии великих имен. Честолюбие татарского театра оперы и балета им. Джалиля удовлетворено более чем: накануне на его сцене состоялась мировая премьера Dona nobis pacem («Даруй нам мир») на музыку Мессы си минор Иоганна Себастьяна Баха в постановке Владимира Васильева. Театр переполнен. О важности события со сцены напомнил конферансье, предварив премьеру информацией, что Васильев обладает «зорким оком и трепетным сердцем».

Васильев, который через несколько дней отметит 75-летие, — один из величайших танцовщиков ХХ века, за свою 44-летнюю балетмейстерскую деятельность (его дебют в качестве хореографа состоялся в 1971 году) ни разу не был замечен в пристрастии к авангардным пластическим направлениям. Список его оригинальных балетов насчитывает чуть больше десятка («Икар», «Эти чарующие звуки», «Макбет», «Фрагменты одной биографии» и несколько других). В истории хореографического театра Васильев как балетмейстер, несомненно, останется автором «Анюты» — балета, который в следующем году отметит 30-летие и который был растиражирован на множестве театральных сцен, включая казанскую. Не отличаясь чрезмерной плодовитостью, Васильев счастливо избежал вмененной обязанности официальных балетмейстеров-руководителей выдавать новые постановки чуть ли не ежегодно, что привело к известному творческому выхолащиванию ведущих советских хореографов. У него сохранилась счастливая возможность сочинять именно то, что ему хочется, работая над задуманным именно столько, сколько он считает нужным.

А работа над баховской Мессой си минор началась без малого 30 лет назад, в 1986 году, в очень популярном тогда фильме «Фуэте». В нем Васильев исполнял роль прогрессивного хореографа, который боролся с рутиной классического танца, сочиняя балет в иной танцевальной стилистике как раз на музыку Баха. Режиссерско-операторские приемы позволили усовершенствовать вполне безобидную хореографию, которая по сценарию должна была ниспровергать каноны высокой классики, а на деле лишь ее прославляла: артисты танцевали в воде, вязли в песках, карабкались по камням, мощные ветродуи романтически развевали волосы и одежды. И то, что на сцене показалось бы банальным, на экране воспринималось весьма проникновенно и концептуально.

Спустя почти 30 лет танцевальный экспромт на музыку фрагментов Мессы си минор Баха вынырнул из воды, выбрался из песков, спустился со скал и стал полнометражным двухактным спектаклем на сцене татарского театра оперы и балета им. Джалиля под названием «Даруй нам мир».

РАЗНООБРАЗИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ГОСПОДИНА ДЕ КОРТА

Творческий почерк Васильева в его последнем произведении чрезвычайно ясен: в тщательно прописанной классической каллиграфии нет места пластическому модернизму. Хореография нового спектакля не поразит обилием использованных виртуозных средств, она намеренно аскетична и следует за музыкой. Васильев выбирает подчиненную роль и идет вслед за гением композитора, словно Данте за Вергилием, умаляя собственную балетмейстерскую гордыню. В постановке «Даруй нам мир» он предстает более режиссером, нежели хореографом, танцевальным интерпретатором, дешифровщиком послания высших сил.

Художественный ряд спектакля основан на графике Светланы Богатырь, которая излагает философскую подоплеку происходящего на нескольких страницах премьерного буклета: «Персональная Вселенная — это невидимая часть каждого человеческого существа. Каждое человеческое существо — Персональная Вселенная. Персональные Вселенные — как зебры. Все похожи, но одинаковых не счесть. Медленно просветляемся мы. Единое существо человеческое, видимая часть — 6 миллиардов единичек, а невидимой — не счесть, поднимаясь по спирали реинкарнации, учится наполнять Любовью свою общую Душу и Разум». В темном пространстве клубятся, кружатся и сталкиваются «6 миллиардов единичек», обретшие форму станов, нот, скрипичных и басовых ключей, бемолей, диезов и бекаров. Из них складываются фигуры и лица, тут же рассыпаются и истаивают в космической бесконечности. Сценическое оформление напоминает внутренность некоего инопланетного космического корабля с выходом в открытый космос. Иногда в эту гигантскую дыру извне спускается огромный резиновый шар, и тогда сцена освещается тревожным красным цветом. Шар, впрочем, никому ничего плохого не делает и, повисев некоторое время, убирается прочь, чтобы во втором действии вновь заглянуть на огонек.

Театральное действие начинается со взмаха руки дирижера, которому назначена роль демиурга (Винсент де Корт): он словно выпускает в мировое пространство атомы и молекулы тех самых «6 миллиардов единичек», из которых и начинается сотворение света и тьмы, новых миров и человечества. Господин де Корт демонстрирует самые разнообразные стороны своего таланта: он может дирижировать, а может сидеть на краешке сцены, наслаждаясь божественным пением Агунды Кулаевой Agnus Dei, может ходить кругом вокруг пюпитра, может стоять лицом к оркестру, а может — и спиной к музыкантам. Подобное разнообразие пространственных перемещений, несомненно, отражает многозначность и разноплановость режиссерско-хореографического истолкования Васильевым музыки Баха.

Васильев прикрепляет к музыкальному содержанию Мессы некий космогонический сюжет, в котором откликаются и «Сотворение мира», и эмоциональный настрой христианского богослужения, и философические раздумья о человеческой природе. Четверка вокалистов (Эмилия Иванова, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Максим Кузьмин-Караваев), три балетные пары (Кристина Андреева и Михаил Тимаев, Мидори Тэрада и Коя Окава, Аманда Гомес и Антон Полодюк) и весьма представительный кордебалет в меру достойно излагают эпизоды Бытия по Васильеву: «Возникновение Вселенной из хаоса мироздания, появление новых миров и зарождение человечества, которому суждено пройти через разные этапы познания мира и испытания на этом пути с влечением друг к другу, взрослением, непониманием, предчувствием приближающейся беды и ликованием народа, обретшего веру, счастье и любовь».

А КАПОЭЙРА-ТО НАСТОЯЩАЯ!

Как истинно духовная личность, Васильев не может допустить в спектакль, посвященный божественному замыслу, проникновения дисгармонической пластики. Его хореография, сочиненная в лучших традициях классического отечественного балетного искусства, отменно идеальна, целомудренна и непорочна. Прелестна пара малюток, олицетворяющая детство человечества (Агата Салахова и Севастьян Калашник), проводящая досуг в невинных играх, словно подсмотренных хореографом на детских площадках. Очаровательна пара, представляющая юность: танцовщики воспаряют в высоких прыжках, партнерша бесстрашно взлетает в воздушных поддержках (солист продемонстрировал недюжинную силу в выжимании балерины на «стульчик» и неторопливом уходе за кулисы — это действительно очень непростая к исполнению комбинация). Трогателен танцевальный эпизод, представляющий зарождение любви: в нежных и доверчивых прикосновениях друг к другу рождается образ трепетного и целомудренного чувства. Правда, учитывая, что за несколько минут перед этим солист унес партнершу за кулисы, крепко ухватив ее за филейную часть, то к началу описываемой части он, как порядочный человек, должен был на ней уже жениться, а не боязливо и робко дотрагиваться до плечика.

В подобной высокодуховной стилистике решены и все остальные эпизоды с участием солистов. Философское просветление укачивает балерин в крепких руках солистов («перетекающие» поддержки, очень сложные к исполнению, были исполнены без малейших помарок!). Драматическое напряжение музыки иллюстрируется пластическим диалогом непонимания и ссоры, решенном такими простыми и доступными выразительными средствами, что сидящий сзади отрок удовлетворенно констатировал: «Обиделись!» Ликование же выражается вполне подходящими по такому случаю большими прыжками танцовщиков, радостными пируэтами солиста, акробатическими трюками в виде прыжка с переворотом назад и элементами бразильской капоэйры. В труппе Татарского театра оперы и балета работает выпускница училища Большого театра в Бразилии, так что капоэйра — бразильская воинственная пляска — самая что ни на есть аутентичная.

Зрители очень тепло реагировали на происходящее на сцене, бурно аплодируя после каждого фрагмента, чего воспитанная филармоническая публика никогда бы не допустила. На финальных поклонах овация со вставанием и букет цветов достались Васильеву. Букет балетмейстер тут же раздербанил и разбросал по сцене. Несколько цветков, напитанных высочайшей духовностью его создателя, долетели и до зрителей.

Ольга Федорченко

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.04.2015 08:30

    Блестящий спектакль! Удивительные чувства силы и окрыленности после него. Спасибо критику за прекрасный обзор, а Владимиру Васильеву - за талант.

    • Анонимно
      15.04.2015 08:54

      Наш оперный театр должен молиться на своих зрителей. Они не только готовы скушать любой пафос со сцены, но и не готовы прочесть иронию, сквозящую из каждой строчки питерской критикессы))

      • Анонимно
        15.04.2015 09:46

        А вы были на спектакле?) Ирония про воспитанную филармоническую публику засчитана. В БКЗ в этом смысле народ уже воспитали) Воспитается и публика театра оперы и балета. Тем более аплодисменты были не такие уж громкие,значит есть в нашем "селении" и воспитанные люди)) Спасибо БО что приглашают столичных критиков на такие мероприятия, в данном случае они раскрывают не только спектакль, но и себя, свое отношение к провинциальным театра. Спектакль был чудесный! Очень понравился! Браво всем! За наших местных, за балет, хор, оркестр радостно вдвойне, молодцы, желаю им и в дальнейшем участие в таких проектах.

        • Анонимно
          15.04.2015 20:10

          Смотрю постановки в итальянских театрах, там не то что громовые аплодисменты, там и выкрики, и вскакивание с мест и бросание цветов на сцену. Кто-то скажет, мол, южный темперамент. А почему нет? Если публика в восторге? Воспитанность тут не при чем.

          • Анонимно
            16.04.2015 00:32

            Ах, вот откуда высокомерие к нашим зрителям!Я смотрел оперу и балет в Риме, Берлине, Париже, Страсбурге и Амстердаме. И могу точно сказать: наши, казанские, зрители не менее культурные, и имеют не менее развитый вкус, чем европейские. С тех пор, как появился быстрый интернет, само понятие "провинция" уходит в прошлое: в любой точке Земного шара люди стали равномерно информированными.

  • Анонимно
    15.04.2015 08:57

    Как я понял, показали архаику 30-летней давности. Васильев примерно это же реализовывал в зрелости, просто в другом жанре. Так? Поэтому и мировая премьера в провинции, видимо, в Москве все посмеялись бы. Казанец

  • Анонимно
    15.04.2015 09:03

    А меня фотокора Ш Абдюшева\который старается сотрудничать со многим СМИ Татарстана и в период КРИСИЗА почти бесплатно\ попросту в очередной раз КИНУЛИ-привожу текст который мне прислали из ОПЕРНОГО ТЕАТРА-Добрый день Извините аккредитовать в театр оперы и балета Вас не могу-от Елены\Оперный\Я вот одно не могу понять МЫ сейчас живем в Демократическое время и казалось бы доступ для представителей СМИ не должно быть закрыт по причине того что кому-то и чего то там не так сделали или сказали или написали.....и таким образом отказываться от самой популярной на данной момент которая является Г А З Е Т А БИЗНЕС ОНЛАЙН...по моему мнению большая глупость и кто это делает АДМИНИСТРАЦИЯ или ДИРЕКЦИЯ ОПЕРНОГО ТЕАТРА просто там наверху имею ввиду нашу В Л А С Т Ь пора бы и поставить на место ЗАВРАВШИХСЯ ЧИНУШЬ ОПЕРНОГО....

  • Анонимно
    15.04.2015 09:55

    Ужас! На сцене все - почти голые. Танцовщицы и танцоры демонстрируют укромные места и касаются друг-друга. И все это безбожие называется "Казанский оперный театр показал высокодуховную премьеру".Заявляю открыто: Балет - самое отвратительное и бездуховно-низменное искусство, развращающее человека. Разврат, возведенный в ранг искусства.И самое печальное - к этой "духовности" приобщают детей и подростков.

    • Анонимно
      15.04.2015 20:58

      А вы в следственный комитет пожалуйтесь. Теперь это модно. Заодно на оскорбление чувств обратите внимание.

  • Анонимно
    15.04.2015 09:57

    У автора, похоже, какое-то личное неприятие Васильева. Есть классический балет, есть модерн. Васильев - ярый приверженец классического танца, зачем его третировать за то, что он не ставит модерн. Хочется модерна? Ходите на выступления труппы Аллы Духовой.

  • Анонимно
    15.04.2015 10:08

    А Васильев когда и где в последний раз до Казани ставил балетный спектакль ???Наш театр может гордиться такой постановкой ?Не смешите...

  • Анонимно
    15.04.2015 10:53

    Да любой медленный танец на танцплощадке- это завуалированный разврат. Так говорил мой тесть, когда в молодости мы шли на танцы в клуб. Не изощряйтесь в знаниях. Это занятие для журналов. Мы, зрители простые, ходим и радуемся. Это очень важно уметь радоваться. А кто брюзжит постоянно, тот больной. Желаю вам брюзгам здоровья!

  • Анонимно
    15.04.2015 10:56

    Спасибо за отличный текст.

  • Анонимно
    15.04.2015 11:28

    Немного странно - ни слова о музыкальной составляющей спектакля не сказано. Могли бы пригласить специалиста, разбирающегося не только в балетных поддержках.

  • Анонимно
    15.04.2015 12:14

    Замечательная рецензия, которую, конечно, каждый прочтет в меру своей "испорченности" искусством и представлений о нем. Ольге Федорченко - огромная благодарность за исключительный тон, исключительность хореографического "зрения" и за совершенно немыслимую у казанских обозревателей комбинацию объективности с иронией. Браво!

  • Анонимно
    15.04.2015 13:04

    был на сектакле, не искусствовед, не критик -простой зритель. Балет понравился, оставил ощущение легкости и воздушности. Звук оркестра, сидящего в глубине сцены, доходил до зрителя (пройдя через сцену и яму) уже как бы приглушенным, вокалу, по моим непрофессиональным ощущениям, не хватило мощи и громкости- то ли акустика в театре не та, то микрофонов мало поставили.. финальные сцены 1-го и 2-го отделения с участием хора были мощными, начало спектакля эффектное; а в целом -не хватило звука

  • Анонимно
    15.04.2015 15:19

    Гениальная рецензия! Оперный опять выдал осетрину второй свежести. Но местные мещане живут логикой - раз нам понравилось, значит все хорошо, не лезьте в наше любимое болотце, понаехали тут критики всякие!

    • Анонимно
      16.04.2015 00:23

      Прошу прощения, но для того, чтобы судить о первой или второй свежести, надо посмотреть. Спектакль поставлен очень красиво, без соплей, без сантиментов. Да, это не модерн, не контемпорари и пр. Это высокая классика. И можно иронизировать на эту тему сколь душе угодно, спектакль от этого не потеряет.

  • Анонимно
    15.04.2015 16:51

    В субботу премьера этого балета пройдет в Большом театре. Хотите знать, чего эта постановка на самом деле стоит? Тогда читайте независимые московские рецензии в воскресенье и понедельник. По крайней мере, эти рецензии не будут связаны с внутриказанскими подтекстами и информационными войнами, которые мешают объективно оценить качество балета.

  • Анонимно
    15.04.2015 16:51

    Нужно Казани иметь два оперных театра. Один для простых зрителей, мещан, а второй для особых ценителей. Вот тот, кто назвал меня мещанином, думал оскорбить этим. Сам наверное и не ходил на премьеру, а только рецензию читал. Не ходите и не брюзжите. Радуйтесь за мещан, которые ходят в оперный театр, слушают музыку, водят туда и своих детей, а не завидуют другим.

    • Анонимно
      15.04.2015 17:41

      Мещане прекрасны! Что и требовалось доказать. Да здравствуют они! Мещане не оскорбление, комплимент. В театры ходят, культурные такие, детей водят, еще, небось, сопли рукавом не вытирают. А второй музыкальный театр Казани бы точно не помешал.

  • Анонимно
    15.04.2015 17:10

    Неприятно читать комментарии. И дело не в балете. Как много в Казани людей, готовых зачем-то оскорблять свой родной город и его жителей! Казань называют "болотом", "провинцией", зрителей, которым спектакль понравился - "местными мещанами"! А вы-то кто, утонченные ценители искусства, которые ставят себя выше "провинциальных мещан"? Представьтесь! Покажите, чего вы сделали в жизни! А если вы сами ничего выдающегося не сделали, можете критиковать искусство, но НЕ НАДО ОСКОРБЛЯТЬ НАШ ГОРОД И ЕГО ЖИТЕЛЕЙ! Если мы сами себя не будем уважать, никто не будет!

    • Анонимно
      15.04.2015 17:45

      Приличные люди представляются сначала сами. Но не болотофилы. А Казань прекрасна, но, к счастью, не Вами.

      • Анонимно
        16.04.2015 00:15

        Но сам не представился)) Зацепило, предпочел отгрубиться, причем человеку, который никого не оскорблял. Балет и искусство тут явно не при чем. Тут что-то личное))Люди! Не кормите троллей!

  • Анонимно
    17.04.2015 00:48

    В воскресенье "независимых московских рецензий" никто не напишет по той простой причине, что балет поставлен в план Большого театра в один вечер с церемонией закрытия "Золотой маски". Вы еще не догадались, где будут в день московского показа критики. не связанные " с внутриказанскими подтекстами"?)))))Может руководству казанского ТГАТОб именно это и надо было?))

    • Анонимно
      17.04.2015 10:10

      А при чем тут театр?... Постановщик-Васильев, да и Большой же предлагал ему свою сцену, правда Васильев тогда уже согласился ставить в нашем театре. И потом, ему 75, он осуществил свою давнюю идею, мечту. Если бы для него было важно что скажут музыкальные критики, он бы мог переиграть и ставить в Москве. У питерского балетного критика про Васильева все четко сказано, кто он в балет ном мире и куда уже направлен его взор. В данном случае нашему театру просто крупно повезло, что Большой сначала отказал Васильеву и нашему городу в том числе. Он уже признан и занимается тем что нужно ему на данный момент. Какая разница что напишут столичные критики? Они всегда пишут, и довольно быстро эта писанина забывается, главное, чтоб васильевскпя месса жила, как до сих пор живет его Анюта, например.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль