Общество 
15.04.2015

УФАС клеит «Почте России» копеечное дело с маркой

Курьезное, на первый взгляд, разбирательство может обернуться для «почтальонов» штрафом в 100 миллионов

Оказывается, почта не имела права взимать с отправителей деньги за наклеивание марок на письма и нанесение на них специальных печатей, свидетельствующих об оплате. Рассмотрение соответствующего дела против «Почты России» завершилось накануне в управлении федеральной антимонопольной службы по РТ. Эксперты «БИЗНЕС Online» разошлись во мнениях, кто прав в споре, но, судя по всему, почте может угрожать многомиллионный штраф.

ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ

В управлении федеральной антимонопольной службы по РТ вчера закончилось рассмотрение дела в отношении ФГУП «Почта России». Почтальонам вменяется в вину взимание с отправителей писем платы за нанесение государственных знаков оплаты услуги, проще говоря, за наклеивание марок на письма или нанесение на них специальных печатей, свидетельствующих об оплате (франкирование).

Сегодня на почте отправитель отдельно платит за отправку письма и отдельно — за наклеивание марок. Если, конечно, он закажет такую услугу, а не наклеит все марки самостоятельно. Вопрос и в том, сообщат ли ему, что можно отказаться от этой услуги. Корреспондент «БИЗНЕС Online» зашел в одно из почтовых отделений, где ему сообщили, что отправка одного письма в 20 г обойдется примерно в 40 рублей. Услуга по наклеиванию марки — около 3 рублей, ее стоимость зависит от количества марок, а они — от веса письма. Тут же один из предпринимателей, стоящий с пачкой писем у окошка, заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что «проще отдать десятку, чем возиться с марками».

Как сказано в ответе для «БИЗНЕС Online» от УФПС «Татарстан почтасы» (местное подразделение «Почты России»), в 2014 году минкомсвязи РФ утвердило положение о том, что наклеивание почтовых марок на письменную корреспонденцию входит в обязанность отправителя. «В случае, если отправитель не желает наклеивать почтовые марки самостоятельно, ему может быть оказана услуга по наклеиванию марок за дополнительную плату», — сказано в ответе. Однако законность именно этой процедуры и поставили под сомнение антимонопольщики Татарстана. Они уточнили газете «БИЗНЕС Online», что рассматриваемое дело ведется в интересах двух категорий: простых граждан, которые пользуются марками, и организаций с крупным оборотом корреспонденции, которые для этих целей пользуются услугами франкирования. При этом рассматриваются действия «Почты России» только в Татарстане, так как тарифы устанавливаемые филиалами, отличаются друг от друга. Так, стоимость наклеивания марок в РТ установлена в 2 рубля 37 копеек, франкирования — в 2 рубля 20 копеек (в «Татарстан почтасы» подтвердили данные расценки). При этом, по данным УФАС, за аналогичные услуги в Санкт-Петербурге взимается всего 40 копеек.

Отметим, что на сайте УФПС «Татарстан почтасы» указано, что им в 2013 году принято свыше 30,7 млн. единиц письменной корреспонденции. Методом грубого подсчета можно предполжить, что в год спорные услуги по наклеиванию марок приносят татарстанской почте 67 млн. рублей. Как пояснили «БИЗНЕС Online» юристы, за данные нарушения почте может грозить штраф в двукратном размере полученной выручки от реализации услуги. То есть копеечное по своей сути дело может обернуться штрафом свыше сотни миллионов рублей.

Руслан-Биктимиров-2.jpg
Руслан Биктимиров: «Если почта не стремится добровольно улучшать свои правила, это будет приходить через боль и страдания»

«ЧТО ХОТИТЕ У СЕБЯ РИСУЙТЕ...»

Если отправитель оплатил услугу отправки письма, то больше его ничего волновать не должно, заявил заместитель руководителя УФАС по РТ Руслан Биктимиров. Такой вывод сделан на основе письма из Роскомнадзора по РТ о том, что «наклеивание либо нанесение машиной» — это составная часть универсальной услуги почтовой связи, связанной с приемом и обработкой письменной корреспонденции. При этом необходимо учитывать, что деятельность «Почты России» регулируется законом о связи, а Роскомснадзор — орган, контролирующий исполнение данного закона.

Представитель «Почты России» Ленар Ахметов с доводами, конечно, не согласился, заявив, что Роскомнадзор не правомочен давать такие заключения. Ахметов сослался на письмо из федеральной службы по тарифам, где «четко прописано»: данные услуги в тариф не входят. Сомневаться в верности данных ФСТ не приходится, поскольку оно само эти тарифы и устанавливает, сказал он. То есть плата за наклеивание марок должна взыматься дополнительно. Представители УФАС на это возразили, что в таком случае должны быть отдельно установленные тарифы, например, тариф с наклейкой марок и без них. Затем антимонопольщики задумались, а вообще нужны ли простым клиентам «Почты России» наклеенные марки и штампы? Одна из членов комиссии рассудила: «Я деньги заплатила, у меня есть чек, вы обязаны оказать мне услугу связи. И что хотите, то там у себя рисуйте». То есть, по сути, марки необходимы только почтальонам, чтобы они поняли — оплачено ли письмо, которое к ним пришло. А потребителю эти тонкости неважны, предположила она.

Представитель антимонопольного комитета рассказала, что в ходе подготовки к заседанию она специально зашла на почту отправить письмо, и с нее «уже ничего не взяли на наклейку». На что представитель другой стороны неожиданно парировал: «Почта России» уже наказала всех тех, кто с вас не взял деньги». Аргументирована ремарка была тем, что есть документы, на основании которых функционирует почта, но даже «в совершенно новых правилах оказания услуг почтовой связи» никаких изменений в этой части не внесено. «Как поправят, тогда и мы будем работать по-другому. А пока мы по этим документам работаем», — заявил представитель почты. На это антимонопольщик Биктимиров заметил, что это неправильно, и если почта не стремится добровольно улучшать свои правила, это будет приходить «через боль и страдания».

В итоге антимонопольный орган признал ФГУП «Почта России» нарушившим закон о защите конкуренции и выдал предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Также материалы дела будут переданы «должностному лицу» для принятия решения о возбуждении административного производства, которое уже может завершиться наложением штрафа. Как сообщили в пресс-службе «Татарстан почтасы», решение «по обжалованию» будет принято руководством по итогам изучения мотивирующей части решения УФАС.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

«БИЗНЕС Online» поинтересовался мнением экспертов об этом в какой-то мере курьезном деле.

Эмиль Гатауллин — адвокат коллегии адвокатов «Раскин и партнеры»:

— Есть такое понятие, как легальное разъяснение акта органом, который его выпустил. Федеральная служба по тарифам в данном случае выглядит авторитетнее, поскольку речь идет о его документе. Но я думаю, что «по жизни» здесь прав ФАС. Потому что можно дробить и дальше эту услугу, например, на услуги по отрезанию марок, по стряхиванию с них пыли и подобное. Наверное, одна универсальная услуга должна включать совершение всех этих действий. Если плата за услугу взимается одновременно со взиманием соответствующего тарифа, то это не является отдельной услугой. Тут нужно подходить с точки зрения здравого смысла. Не придет же человек на почту только для того, чтобы ему наклеили марку — столь абсурдная ситуация и в жизни не возникает... При отправке писем я на такие моменты внимания не обращал. Мне это не нужно, так как все письма, которые я высылаю, связанны с моей работой и почтовые услуги оплачивает клиент.

Наталия Мокеева —заместитель директора департамента юридического агентства «Юнэкс»:

— В соответствии с законом, плата за услуги почтовой связи определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе, за исключением универсальных услуг почтовой связи. Тарифы на оказание универсальных услуг почтовой связи утверждаются ФСТ России, тарифы на оказание иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи (ФГУП «Почта России» и ее филиалами) и могут взиматься на договорной основе... Спор состоит в том, насколько услуга по наклеиванию марок входит (или не входит) в состав универсальных услуг. Универсальные услуги почтовой связи — это услуги почтовой связи по доступным ценам для удовлетворению нужд пользователей в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации. Управление Роскомнадзора, в свою очередь, в рамках услуг связи осуществляет лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензионных условий и требований. Поскольку именно ФСТ России уполномочен регулировать тарифы на услуги связи «Почты России» и осуществлять контроль за их применением, суд может сделать вывод о превышении полномочий антимонопольного органа по привлечению к ответственности за нарушение ценообразования. Однако административная ответственность за нарушение порядка ценообразования в данном случае может повлечь наложение административного штрафа в двукратном размере полученной выручки от реализации такой услуги за период не более одного года.

Айрат Гатин — генеральный директор ООО «Юридический Центр «Правосудие»:

— Роскомнадзор является подведомственным органом минкомсвязи. Указанным министерством же в 2014 году издан приказ об утверждении правил оказания услуг почтовой связи, в соответствии с которым наклеивание почтовых марок на письменную корреспонденцию на сумму стоимости услуги почтовой связи входит в обязанность отправителя. ФСТ же является самостоятельной службой, подчиняющейся непосредственно правительству России. Однако руководствоваться все же необходимо позицией Роскомнадзора, так как взимание дополнительной платы при оказании услуг почтовой связи сверх установленных тарифов рассматривается как нарушение порядка ценообразования услуг, что подтверждает и судебная практика. Также нельзя обусловливать приобретение одних услуг приобретением других услуг.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (22) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.04.2015 09:25

    вывод очень простой. Если отправитель купил марки пусть сам и клеит это его "обязанность". Попросишь почтальона "за деньги" наклеить- он не будет. Сам облизывай и клей!!!

  • Анонимно
    15.04.2015 10:04

    УФАС по РТ - делом займитесь. Какие еще марки? Здесь миллиардами воруют а ВЫ как обычно не видите. Когда работать будете????

    • Анонимно
      15.04.2015 10:44

      "УФАС по РТ - делом займитесь. Какие еще марки? Здесь миллиардами воруют а ВЫ как обычно не видите. Когда работать будете????"Сообщите где воруют, реакция будет незамедлительной

      • Анонимно
        15.04.2015 11:58

        Например МТС.У них есть пункт 5.4. по которому они могут начислять вам оплату за интернет трафик по 9,9 рублей за мегабаит.Например по авансовому счету у вас закончились деньги ,но телефон решил обновить какую-нибудь программу или данные погоды,почту и за полчасика долг в пару сотен или пару тыщь вам обеспечен.Это постоянная практика и при болшом обьеме пользователей это мошенические миллиарды каждый месяц.

        • Анонимно
          15.04.2015 17:25

          а Вас принуждают к заключению договора? Пункты всех договоров обычно согласовываются. А если не нравится-идите к другому оператору. Рынок-то ого-го какой широкий, всегда есть выбор

      • Анонимно
        16.04.2015 08:49

        Вы сами знаете! Если скажу Вам же хуже будет.

  • Анонимно
    15.04.2015 10:15

    Интересно, я отправляю пакет бумаг. Как я должен понять сколько марок клеить? Для этого есть почта и она может как в цивилизованных странах взвесить и приклеить штрих код. Для чего еще вводить плату за наклеивание?

  • Анонимно
    15.04.2015 12:04

    нашли блин чем заниматься...почему в других то более важных и сложных вопросах сидят склонив головы?

  • Анонимно
    15.04.2015 13:00

    С продуктами, бензином и ЖКХ ничего не смогли сделать. Надо же хоть как-то оправдать свое существование.Использование матерных слов против представителей власти запрещено, но подумать весь матерный словарь в адрес данной доблестной службы захочется многим читателям

    • Анонимно
      15.04.2015 13:36

      Согласен. Действительно бездарная служба. Существует лишь для имитации деятельности.

    • Анонимно
      15.04.2015 13:38

      Все познается в сравнении... Закроют "доблестную службу" будет с чем сравнить. Антимонопольное законодательство очень узко направленное

    • Анонимно
      16.04.2015 09:17

      кстати на днях здесь выложили инфу по сахару и тоже не слава богу, ФАС опять крайний )))http://www.business-gazeta.ru/article/130200/#cform

  • Анонимно
    15.04.2015 13:09

    Действительно нашли чем заниматься. Это однозначно превышение полномочий со стороны УФАС по РТ, за установление тарифов и административное расследование проводит Федеральная служба по тарифам. И на сколько мне известно это дело рассматривалось уже на протяжении 1 год, т.е. УФАС по РТ занималось не своими прямыми обязанностью. Если суд признает что УФАС по РТ превысил свои полномочия (а это на 99%), получиться что сотрудники УФАС по РТ тратили свое рабочие время и средства федерального бюджета (оплата труда, почтовые затраты (отправка запросов хозяйствующих субъектов) и т.д.). Кто возместить эти затраты.

    • Анонимно
      15.04.2015 17:24

      антимонопольщики возбуждают дело по признакам нарушения. Вы разделяете вообще понятие "превышение полномочий" и "выход за рамки компетенции"??? Хотя, я считаю, что дело абсолютно верное с их стороны. Ах, да, еще. Вы,наверное, судья ВАС РФ и стоите с решением по делу о превышении полномочий в руках, если говорите, что это однозначно.

      • Анонимно
        16.04.2015 08:41

        Вы прежде чем писать проанализируйте действующее законодательство, а потом делаете какие либо выводы.

    • Анонимно
      16.04.2015 09:12

      причем здесь установление тарифов... в том то и дело, что ФСТ установил тариф, а почта взимает сверху. ФСТ не контролирует тарифы взимаемые за дополнительные услуги. А с другой стороны Вы правы!!! Давайте будем платить за услуги которые нам не нужны, поддержим Почту!!! А завтра они выделят в отдельную услугу "операцию по взвешиванию письма" и мы с Вами не сказав ни слова будет платить!!!

      • Анонимно
        16.04.2015 11:31

        Как раз дело в установленных тарифах. ФТС установил данный тариф и указал какие технологические процессы включены в данный тариф. У клиента всегда есть выбор наклеить самому либо за это заплатить. Обязанность наклеить марку возложена на отправителя (не поленился почитал в ПОУПСе).

        • Анонимно
          16.04.2015 14:18

          не поленитесь и прочитайте тогда положении о ведении операторами почтовой связи раздельного учета

    • Анонимно
      16.04.2015 09:33

      Давайте дождемся решения и будем делать выводы

  • Анонимно
    16.04.2015 09:02

    Это же "ЗАКАЗ". И я знаю чей это ?

  • Анонимно
    17.04.2015 19:08

    лежащего не бьют

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль