IT 
16.04.2015

Путин велел дать 18 миллиардов на новые «мозги» для старых «КАМАЗов»

Сергей Когогин, похоже, увлек президента РФ новой гонкой с Западом — в сфере разработки автороботов-беспилотников

18 млрд. рублей, как стало известно накануне, готов вложить минпромторг РФ до 2019 года в развитие отечественной отрасли автороботов, которую на базе КАМАЗа двигает IT-компания Cognitive Technologies. 5 млрд. из них уйдет на испытательный полигон в Татарстане, давно лоббируемый челнинским автогигантом. При этом гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин взял под свое руководство тематическую рабочую группу в АСИ и разрабатывает для Путина поэтапный план развития отрасли, который ждут от него в июле.

«БЕСПИЛОТНИК СОБИРАТЬ НЕ НАДО — ГРУЗОВИК И ТАК ЕСТЬ...»

Проект IT-компании Cognitive Technologies по созданию беспилотного «КАМАЗа» получил одобрение правительства. Инвестировать в разработку будет минпромторг РФ — газета «Известия» вчера сообщила о готовности министерства потратить 18 млрд. рублей на первый этап программы до 2019 года. На КАМАЗе свой интерес к проекту подтверждают, однако финансовые подробности программы оставляют в компетенции главного разработчика — Cognitive Technologies. Это одна из крупнейших в стране IT-компаний, созданная в 1993 году на базе лаборатории искусственного интеллекта Института системного анализа РАН.

«Нужно правильно понимать участие КАМАЗа в этом проекте, — пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. — Разработкой всего оборудования для беспилотного транспорта занимается Cognitive Technologies. КАМАЗ выступает как полигон, как консультант в области дорожного движения и производитель грузовой техники. Грубо говоря, мы даем железо, а Cognitive Technologies — мозги. Кто их будет производить, пока неизвестно — мы ведь даже не знаем, что они разработают. Но надо понимать, что беспилотник собирать не требуется — грузовик и так есть, на него просто будет навешано новое оборудование. Мы развиваемся своим путем и беспилотное направление — одно из перспективных для нашей техники. Для нас это в первую очередь опыт, поскольку все основные автомобильные компании такими разработками так или иначе занимаются».

По словам президента Cognitive Technologies Ольги Усковой, цена беспилотного «КАМАЗа» на 10 - 15% повысит привычный ценник на эту марку. При этом собственные инвестиции КАМАЗа в проект пока составили 90 млн. рублей, а IT-компанию проспонсировало на 300 млн. рублей минобрнауки РФ. Об экономической отдаче речи пока не идет даже в прогнозной плоскости. Эксперты издания полагают, что беспилотный грузовик вызовет интерес военной промышленности, учитывая, что о необходимости таких технологий в армии неоднократно заявлял президент России Владимир Путин. Он же дал и поручение минпромторгу о финансовой поддержке проекта. Однако на КАМАЗе наиболее перспективным направлением эксплуатации беспилотников называют грузоперевозки.

«Наши маркетологи совместно с Cognitive Technologies прорабатывали вопрос, потенциал у этой технологии огромный, — сообщил Афанасьев. — Представьте комбайны на полях без водителей. Или грузоперевозки, когда водителю не требуется время на сон. Никто не говорит, что через 10 лет автомобиль поедет без водителя — сначала это будет помощник водителя, потом будет выстраиваться колонна из грузовиков, в которой водитель станет управлять лишь флагманской машиной. И только после этого можно будет перейти к полностью беспилотному варианту».

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛИГОН ЗА 5 МЛРД. РУБЛЕЙ

По данным федерального издания, к 2017 году планируется собрать 1 тыс. грузовиков с упомянутым Афанасьевым ассистентом безопасности. Компьютер будет следить за разметкой, состоянием водителя, научится тормозить перед препятствием. Неотъемлемой частью программы должен стать испытательный полигон, строительство которого в Татарстане давно лоббировалось челнинском автогигантом. Тема полигона была поднята вновь благодаря заявке о создании в России отрасли беспилотных автомобилей. В марте об инициативе КАМАЗа на этот счет напомнил главный конструктор по инновационным продуктам НТЦ КАМАЗа Сергей Назаренко. Конструктор сообщил, что речь сегодня идет о создании полигона с имитацией города общей стоимостью 5 млрд. рублей. Эта цифра отчасти объясняет повышение инвестиционной стоимости проекта беспилотника, который первоначально оценивался в 12 млрд. рублей. Назаренко еще в марте сообщал, что предложение КАМАЗа о строительстве полигона минпромторгом принципиально поддержано. Также он заявлял, что к испытаниям первого опытного грузовика на базе серийного полноприводного «КАМАЗа-5350» автогигант планирует приступить уже в июле.

Отметим, что участие КАМАЗа в проекте «железом, полигоном и опытом» явно подано с изрядной долей скромности. Гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин к настоящему времени возглавил тематическую рабочую группу, созданную агентством стратегических инициатив. В июле АСИ должно заявить Путину этапы развития отрасли автороботов, а к лету ожидается проект законодательных поправок под адаптацию беспилотников. Предполагается, что проект отразит вопросы сотрудничества компонентных отечественных производств, участия в программе вузов и привлечения венчурных инвестиций.

Несмотря на упомянутый Афанасьевым интерес всех ведущих мировых автопроизводителей к беспилотникам за выпуск серии пока не взялся никто. Volvo планирует открыть продажи кроссовера XC90 в 2017 году, но функционал его будет ограничен особыми условиями дорожного движения и скоростью 50 км/ч. Широко разрекламированный проект Google по беспилотным легковушкам планирует запустить серию не раньше 2025 года. К этому времени эксперты оценивают мировой рынок беспилотных грузовиков в $45 миллиардов. Инициаторы отечественного проекта отводят КАМАЗу 10% на этом рынке.

«Отечественные технологии опережают аналогичные иностранные, и, более того, они смогут работать в суровых российских реалиях, — цитируют Ускову «Известия». — Мы опережаем США, в частности, в области технологии искусственного зрения в трехмерном формате, это один из ключевых моментов беспилотного автомобиля. Мы пошли разными путями: американцы ориентировались на идеальные дороги, а мы — на те, которые у нас есть: с отсутствующей разметкой, нарушенными правилами, засыпанными снегом и с проблемами асфальта. Их иностранцы и за дороги признавать не хотят. Благодаря этому у нас рассчитаны более сильные алгоритмы».

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (41) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    16.04.2015 09:13

    очень интересный

  • Анонимно
    16.04.2015 09:15

    очень интересный проект,надо бы вкооперацию вступить с наноразработками Чубайса. Тандем получится крутой."Нака" -отличный бренд получится и все у нас будет ок!Нака будет рулить на дорогах мира!

    • Анонимно
      16.04.2015 09:23

      На дорогах мира КАМАЗы не ездят , очередной ГЛОНАСС . Без потребителей.

      • Анонимно
        19.04.2015 18:28

        Увы, вы правы. Камаз потерял рынок. Руководство КамАЗа давно проспало момент необходимости смены стратегии с лидерства по издержкам на стратегию диверсификации (когда нужно было осваивать широкую линейку продуктов от малых LCV до грузовиков-лайнеров). Сейчас лидерство по издержкам уже не получится, а нишевые рынки уже заняты А c переходом на аутсорсинг производства автокомпонентов КАМАЗ опоздал лет на 15-20. Сейчас этого делать нельзя, надо сохранять госкомпанию.Жаль, что сотрудники КАМАЗа не прислушивались к своетам и предложениям, мнениям своих поставщиков и рациональным предложениям (мы сами крутые и пальцы ввером), поэтому те поставщики, кто смог диверсифицироваться на другие рынки и отрасли и снизить долю КАМАЗА в структуре своей выручки, чувствуют себя устойчивее.Стремление КАМАЗа снижать закупочные цены у поставщиков, пытаясь занимать не только в накладные расходы и фот (что нереально сейчас для соответствия требованиям СМК ГОСТ и ИСО), но и в сырьевые аспекты. Причем у самого КАМАЗа накладные расходы 1000%, а с разделением площадки КАМАЗа на части и сокращением сборки, но не с сокращением людей и расходов, накладные ещё возрастут.

  • на популистские вещи деньги найдутся всегда, особенно на модернизацию старья, коим является камаз, не создавший нового грузовики с 1970-хх годов... Беспилотники они собрались делать...

    • Анонимно
      16.04.2015 10:42

      Вы очень далеки от действительности. Камазы уже давно не те, что в 70-е и даже в 90-е. Новый модельный ряд визуально совсем не похож на Камаз №1, и начинка совсем другая.

      • Анонимно
        16.04.2015 11:12

        Ключевое слово "визуально". А про начинку это к спортивным камазам: кроме визуальной кабины с пилотами ничего серийного и отечественного в них нет.

        • Анонимно
          16.04.2015 14:15

          При чём тут спортивные камазы? Новый модельный ряд - это совсем другие машины.

  • Анонимно
    16.04.2015 09:35

    Какие 10% рынка беспилотников? У КамАЗа сейчас-то не более 2% рынка обычных грузовиков. В США на днях испытали беспилотный автомобиль прогнав его через всю страну, а что у нас сделано? Где мы вырвались вперёд? В теории что ли? Всё кончится как обычно - пшиком. Тем более уже сейчас КамАЗ как бы дистанцируется от Когнитива.

    • Анонимно
      16.04.2015 10:38

      Откуда такие цифры? Статистика совсем другая, у камаза чуть ли не половина отечественного рынка, даже на фоне провальных продаж

      • Анонимно
        16.04.2015 11:10

        Предпоследний абзац читали? Речь идёт о якобы 10% МИРОВОГО рынка автопилотов. При том что сейчас доля КамАЗа в МИРОВОМ рынке НЕ автопилотов не более 2%. И, кстати, гордиться увеличением доли на падающем рынке это не профессионально.

        • Анонимно
          16.04.2015 14:19

          Говорить о пока несуществующем рынке вообще не очень профессионально

          • Анонимно
            16.04.2015 15:34

            Скажите это им: "Инициаторы отечественного проекта отводят КАМАЗу 10% на этом рынке."

  • Анонимно
    16.04.2015 09:46

    гнать нытиков поганой метлой! Надо думать о будущем с долей фантастичности. Когда-то беспроводные телефоны были фантастикой. А без работой над будущим нет настоящего, так и останемся в пещерном веке. Андрей

    • Анонимно
      16.04.2015 10:12

      Только думать и получается, а делают почему-то иностранцы. Сотовые телефоны, кстати, в России никто не производит.

  • Анонимно
    16.04.2015 10:07

    Нет денег на разработки и инновации - плохо. Что то решили финансировать - все разворуют и не тем дали. Вы уж как то определитесь товарищи критики.

    • Анонимно
      16.04.2015 11:06

      Опыт - критерий истины. Я не знаю ни одного реализованного в современной России мегапроекта стоимостью в миллиарды. Кончится тем, что камазовцы будут покупать у иностранцев готовый автопилот для грузовиков, а про свой проект и деньги уже не вспомнят. Впервой что ли?

  • Анонимно
    16.04.2015 10:15

    "Отечественные технологии опережают аналогичные иностранные", "американцы ориентировались на идеальные дороги"Дайте этому эксперту почитать про американский Oshkosh, а то он глупости говорит

  • Анонимно
    16.04.2015 12:14

    А я бы вобщем-то этих коров на колесах на трассу не выпускал бы . От них всегда на трассе пробки едут пустой еле еле а когда грузом такой дым от них кошмар. Не зря их в Белоруссию не пускают. Государства миллиарды тратить на не нужные проекты. Камазы это вчерашный день.

  • Анонимно
    16.04.2015 12:28

    Не нужно строить полигон с имитацией города. Он существует. Это Камские Поляны ))

  • Анонимно
    16.04.2015 12:56

    В стране надо развивать все направления. Когда-то у нас была неплохая оптика, чистопольские часы закупали итальянцы, наши самолеты были не хуже западных, колхозы и совхозы выдавали на гора необходимое количество продуктов. И т д. В 90-е, желая прогнуться перед американцами, загубили авиацию и оптику, разрушили точное машиностроение, колхозы заменили "ножками Буша" и т д. Если не будем развиваться, даже там где мы хуже западников, останется вернуться на пальмы. Увы, в России пальмы не растут.

  • Анонимно
    16.04.2015 14:27

    Нужно развивать свое производство! Выделение средств поддерживаю. все тут жалуются, что камаз плохая машина, даже если и так, что теперь, закрыть завод и всех распустить? Это бред. Деньги как раз на модернизацию автомобилей выделяются, чтобы они становились и современнее. Для многих машина камаз -это рабочая лошадка, и кормит и возит.

    • Анонимно
      16.04.2015 19:32

      опечатка, следует читать: дать 18 миллиардов на новые «мозги» для старого КамАЗа.

  • Анонимно
    16.04.2015 14:40

    Родину надо любить.

  • Анонимно
    16.04.2015 15:00

    Неплохо бы поменять топ менеджеров со старыми мозгами.

  • Анонимно
    16.04.2015 17:34

    Во-первых, отдельные особо оголтелые критики КАМАЗа, чья компетенция в области автомобилестроения явно вызывает сомнение, могли бы к своим комментариям и фейс свой засветить, чтобы страна в лицо знала своих героев.Во-вторых, такую позицию явного отрицания возможности разработки новых прогрессивных технологий отечественными производителями и учеными, чаще всего занимают люди, которые сами ничего не изобрели, не построили и собственно, ни к чему позитивному не способны.Отрицать реальную деятельность 115 тысяч жителей Набережных Челнов, которые участвуют или напрямую или по кооперации в сборке автомобилей КАМАЗ, может только провокатор.В-третьих, сегодня только незрячий не знает о том, что по дорогам России уже ездят автомобили КАМАЗ нового модельного ряда, по своим эксплуатационным характеристикам не уступающие импортным аналогам из своей ценовой категории.И наконец, предлагаю некоторым перестать вести себя, как это порой принято у нас в России - шарахаться из стороны в сторону, из крайности в крайность. То мы иностранное начисто отрицаем, то свое - российское.Вспомните поговорку: Не плюй в колодец. Пригодится - воды напиться!

  • Анонимно
    16.04.2015 18:31

    Ты что, против свободы слова?

  • Анонимно
    16.04.2015 19:05

    а фто там в елабуге выпускают еще? чтото с фордом соллерсом проблемы опять..кто нить прояснит ситуейшен?

  • Анонимно
    16.04.2015 19:14

    Как транспортник во втором поколении могу сказать что КамАЗ это "мертворождённый" проект. В 80-е и 90-е ещё можно было эксплуатировать КамАЗ но в начале 2000-х стало понятно что у данной марки нет будущего. Все эти примочки в виде новой кабины и тд это освоение финансов на всех этапах.
    В Казани уже большинство мусоровозов иномарки а это показатель.
    Камаз держится на заказах:МЧС,нефтянников,
    газовиков,з/п для "металлолома который ездит в колхозах.

  • Анонимно
    16.04.2015 19:18

    Да а на развитие и помощь кфх всего 40 000 000

  • Анонимно
    16.04.2015 21:39

    Может комментарий не в тему но лучше бы данные суммы направить на посевную 2015 года,реальную помощь аграриям и увеличению числа КРС в стране.
    Без КамАЗа Россия проживёт а вот без зерна,молока,мяса будет очень тяжело и невыносимо.

  • Анонимно
    17.04.2015 08:11

    Каждый человек может иметь свое мнение, и это нормально, так как каждый человек индивидуален.Но каждое конкретное мнение формируется исходя из наличия или отсутствия информации у человека по обсуждаемому вопросу.А популярность марки автомобиля определяется, прежде всего показателями продаж. Так вот, чтобы кто ни говорил, а по итогам непростого марта 2015 года КАМАЗ сохранил свои лидерские позиции на рынке России. Из 3957 грузовиков, проданных в России, в марте 2015г. на долю КАМАЗа приходится целая треть - 1308 автомобилей.Так что пользуется КАМАЗ спросом у потребителей. Данные ГИБДД это подтверждают.

  • Анонимно
    17.04.2015 11:05

    Да читали мы информацию "о перезагрузке дилерской сети". Что в этой информации? Руководство 3 года написали, наверное сроки какие то были даны. А отчеты шлем в 10 подразделений (и все это на КАМАЗ!!!!). Какую то конструктивную информацию получали, сейчас в этом техпортале ничего не найдешь. Вчера позвонил, так такой град возмущения услышал...А про лидерские позиции? Не смешите народ. За март 1308 автомобилей? А продавали по 10 тыс.

  • Анонимно
    17.04.2015 12:03

    «Отечественные технологии опережают аналогичные иностранные, и, более того, они смогут работать в суровых российских реалиях, — цитируют Ускову «Известия». — Мы опережаем США, в частности, в области технологии искусственного зрения в трехмерном формате, это один из ключевых моментов беспилотного автомобиля. Мы пошли разными путями: американцы ориентировались на идеальные дороги, а мы — на те, которые у нас есть: с отсутствующей разметкой, нарушенными правилами, засыпанными снегом и с проблемами асфальта. Их иностранцы и за дороги признавать не хотят. Благодаря этому у нас рассчитаны более сильные алгоритмы».Поржал )))наша отсталость минимум 20 лет - вот это правда!

  • Анонимно
    18.04.2015 09:06

    Сравнивать объемы продаж КАМАЗов в советское время и сейчас некорректно.СССР было закрытым государством и все внутренние потребности удовлетворялись за счет своего производства.Сейчас Россия - это страна, открытая для всех зарубежных автопроизводителей. Существует конкуренция. Спрос определяет рынок. Производить 10тыс. авто как раньше, чтобы оставить их на складе и понести убытки - это никому сегодня не нужно.

  • osipenko
    22.04.2015 13:04

    Лучше бы они в это деньги не вкладывали. Сначала необходимо убрать с дорог все старые грузовики, которые загрязняют воздух. Те компании, которые делают грузоперевозки с такими машинами - не должны работать. Отдать это дело настоящим хорошим компаниям.Ну а потом уже пытаться сделать беспилотный грузовик

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль